Моя педагогическая находка. Тема "Игры народов Севера"

Подвижные игры детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока

Подготовила Кочеткова Л.Г, инструктор по физической культуре

МБДОУ детского сада № 4 р.п.Переяславка.

Цель : Формирование у дошкольников творческого подхода к разрешению игровых ситуаций, развитие воображения, эмоционально-игровой отзывчивости в процессе ознакомления с играми коренных жителей Приамурья.

Историческая справка: Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развития коренного населения, особенности его хозяйства, быта и культуры. На основе древних эстетических традиций коренные жители создали своеобразный фольклор, красочное орнаментально-декоративное искусство, полные обаяния и народной мудрости легенды, сказки и предания, а также рациональную и эффективную систему физического воспитания. Весь образ жизни семьи народов Приамурья, культура жизнеобеспечения, исконные промыслы требовали от подрастающего поколения физической силы, закалки, выносливости и ловкости, самообладания и выдержки.

Народные игры, состязания, самобытные физические упражнения в каждом возрастном периоде имели свою психолого-педагогическую направленность и значение. Они были ориентированы не только на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, нравственности и, несомненно, прекрасно подготавливали к промысловой и хозяйственной деятельности в экстремальных природных условиях Приамурья

Солнце (Хейро).

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят « хейро». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда, солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети трой ками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

Олени и пастухи.

Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ловля оленей.

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники.

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: « Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь, дзинь...»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Ручейки и озера.

Игроки стоят в пяти - семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Рыбаки и рыбки.

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и; подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости. Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Смелые ребята.

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

    Вы смелые ребята?

    Смелые!

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

    Я! Я!..

    Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани.

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты-сани имеют длину 1м, ширину 30-40 см, высоту 20см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Отбивка оленей.

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч» считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей. Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Полярная сова и евражки.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит; не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах.

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре
снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег. Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно! только за чертой. Огибая флажок, нельзя! задевать его.

Оленьи упряжки.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки».

Важенка и оленята.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка, с нею - оленята, объясняет каждому все, что непонятно...

Топают по лужам оленята малые. Терпеливо слушая наставления мамины -

Играющие оленята свободно бегают по тунд ре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На

слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

На новое стойбище.

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна, за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Сайный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Перетягивание каната.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов. Правила, игры. Начинать перетягивание каната- можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Волк и олени.

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит, из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Белый шаман.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится - на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Солнце.

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие- нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки.

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Ледяные палочки (Сюлы).

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок.

На снегу проводится чёрта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать.

Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на волка.

Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих" держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо. Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Ловкий оленевод.

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Охота на куропаток.

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время

из игры. После двух-трех повторов игры! выбирают других охотников, игра

Возобновляется.

П р а в и л а игры. Куропатки разлетаются! только по сигналу. Охотники начинают

Ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Борьба.

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут, друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил

противника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке.

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивание палки нельзя менять положения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч

В руках.

Оленьи упряжки.
Дети делятся на две команды. В командах разбиваются на пары, впереди – олень. Сзади каюр. Можно надеть вожжи или обруч. Чья команда быстрее закончит дистанцию.

Анальык.
Игра с мячом похожая на баскетбол, только без кольца с сеткой. Члены одной команды перебрасывают мяч друг другу, а в это время члены другой команды стараются его отобрать. (один участник игры не должен слишком долго удерживать у себя мяч, он должен быстро передавать его игрокам своей команды).

Молодой оленевод.
На расстоянии 3-4 метров лежат оленьи рога (можно использовать кольцебросы0. капитаны набрасывают кольца на рога по 5 штук. Это соревнование капитанов.

Ловкие оленеводы.
На расстоянии 3-4 метров от детей ставится фигура оленя. Поочередно дети бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. Затем становятся в конец колонны. Победитель определяется по количеству попаданий в командах.

Перетягивание на пальцах.
Соревнующиеся садятся на пол друг против друга по-турецки. Они перетягивают друг друга с помощью соединенных пальцев. Соревноваться могут только капитаны или все участники команды одновременно, разбившись на пары. Это соревнование можно заменить перетягиванием каната.

Молодой охотник.
По команде ведущего, капитаны надевают кухлянки, снегоступы и бегут вокруг костров. Возвратившись на место они передают все следующему игроку. Можно кухлянки подпоясать ремешками, надеть тобоса, а затем лыжи – это будет сложнее, поэтому количество соревнующихся можно уменьшить до 3-4 человек.

Переправа на плотах. Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу»), в руках у направляющего по два резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладет один коврик перед собой на пол и на него быстро становятся два, три или четыре человека (в зависимости от длины и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И так, поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой. Игрокам не разрешается становиться ногами на пол. Участники, нарушившие это условие, выбывают из игры (считаются «утонувшими»). Выигрывает команда первой и без потерь закончившая «переправ

ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

Ловкий оленевод
Цель:
учить бросать мяч в вертикальную цель, соблюдать правила игры, развивать глазомер.
Правила игры: бросать мяч можно только с условного расстояния.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м. от него. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, у кого будет наибольшее число попаданий в оленя.
Рыбаки и рыбки
Цель:
упражнять в беге, развивать быстроту реакции.
Правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны увёртываться от рыбаков. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
На полу лежит шнур в форме круга. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Белый шаман
Цель: учить детей соблюдать правила игры, развивать слуховое внимание.
Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман – добрый человек, он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Ручейки и озёра
Цель: учить детей участвовать в играх с элементами соревнований, согласовывать свои движения с командой; развивать умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, справедливость.
Правила игры: в ручейках дети бегают друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала (или площадки) – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Отбивка оленей
Цель: приучать детей чётко выполнять правила игры; закреплять умение метать мяч в цель; поддерживать интерес к играм народов севера.
Правила игры: бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Метать мяч можно только с одного места.
Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» - пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
На новое стойбище
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей; умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Правила игры: начинать движение надо в соответствии с сигналом.
Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего – это привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» - все должны построиться в прежней последовательности.
Каюр и собаки
Цель: учить согласовывать движения в команде; развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость.
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Олени и пастухи
Цель: учить отражать в игре быт народов севера; упражнять в имитировании движений оленя.
Правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих (пастухи) стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мауты - картонное кольцо или длинная верёвка с петлёй. Игроки - олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать веточки, которые дети держат в руках.
Куропатки и охотники
Цель: учить внимательно слушать команды, менять характер движений; учить сочетать замах с броском при броске мяча.
Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу; мяч бросать только под ноги убегающих.
Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят – бросают мяч в ноги. На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летят.
Солнце (хейро)
Цель: учить согласовывать движения в большом круге; воспитывать справедливость, честность.
Правила игры: все игроки увёртываются от солнца при его поворотах.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставными шагами, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят «Хейро!». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Льдинки, ветер и мороз
Цель: учить доводить начатую игру до конца; развивать слуховое внимание; воспитывать дружелюбие.
Правила игры: выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий и быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят-
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят «Дзинь, дзинь…» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Ловля оленей
Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;
Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.
Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ОБСКО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

ПОВТОРИ БЫСТРО

Описание игры. Ведущий договаривается с играющими, чтоб они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог «перестрелка»,

- Ну, начали! Повторите
- «тайга». Играющие говорят: «тайга».

    Повторите - «олень»,
    играющие говорят «олень».

Скажите - «ружьё»,

Быстро - «заяц», вслух - «огонь» и т. д. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Игра развивает кругозор, сообразительность, внимание.


СКОЛЬКО ЧЕГО?

Описание игры. Ведущий просит ребят осмотреть класс­ную комнату, площадку и на­звать как можно больше имею­щихся в ней предметов, начи­нающихся на букву «В» или «К». Ребята могут называть предметы по очереди. Далее можно попросить «засечь вни­манием» круглые или полу­круглые предметы, квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: чёрные, синие, зелёные и т. д.

Игра развивает зрительную память, внимание.


СЛОВО НАОБОРОТ

Описание игры. Ведущий называет быстро слово. Дети должны к уме переставить буквы э"гого слова наоборот и тут же запи­сать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером «за­дом наперёд», например: веду­щий говорит слово «порох» ре­бенок пишет «хороп» и т. д. Можно начинать с коротеньких слов, а затем заменить их на более длинные (лес - сел, вес сев).

Игра развивает память, внимание, сообразительность.


АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС

Описание игры. Ведущий предлагает детям в алфавитном поряд­ке написать в течение 10-15 мин. названия окружающих их предме­тов и вещей, находящихся в ком­нате или помещении. Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей спи­сок будет самым длинным. К тому же дети должны обязатель­но показать, где расположен на­званный предмет.

Игра развивает зрительную память, наблюдательность, смекал­ку, требует от игрока терпения и находчивости.


ЗАПОМНИ НАЗВАНИЕ

Описание игры. Играющие садятся в круг парами. Расстояние между парами два метра. Организатор игры предлагает каждому игро­ку придумать себе название зверя, заселяющего наш север, или назва­ние цветка или другой растительности тундры, тайги. Ведущий спра­шивает кто как назвал себя. Все внимательно слушают и долж­ны запомнить все названия. После этого кто-нибудь из иг­рающих, назначенный водя­щим, идёт на середину круга, а оставшийся без пары должен вызвать себе новую пару, гром­ко называя её название (зверя, птицы, цветка и т. д.) Вызван­ный бежит и садится рядом с вызвавшим на свободное место. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не опоздает вызвать себе пару. Водящий же старается за­нять свободное место раньше, чем сидящий игрок вызовет себе пару. С теми, кто часто поддаётся влиянию его жеста, следует поиг­рать отдельно, уменьшив на столе количество предметов.

Игра развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции.


ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ

Описание игры. Участники игры садятся в круг и перебрасы­вают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит полови­ну слова, тот, кто ловит должен назвать вторую половину. Напри­мер, снего - ход, тын - зян. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задерж­ку игрок выбывает из игры. Условия её можно усложнить, ведущий говорит половину слова каждому сидящему в круге ребёнку. И каждый дол­жен продолжить вторую поло­вину. Если участник не может продолжить названия, то полу­чает штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою поло­вину слова, например: «ле», дети продолжают «песец» «петля» и т. д.

Игра развивает внимание, сообразительность, память, коорди­нацию движений.


РУКИ НА СТОЛ

Описание игры. Играющие делятся на две группы и садятся по обе стороны стола. Одна группа получает какой-нибудь небольшой предмет: монету, резинку, пуговицу - и начинают передавать его из рук в руки под столом. Неожиданно водящий говорит: «Руки на стол!». Тотчас же вся группа, передававшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У кого-нибудь под ладонью обя­зательно должен находиться предмет. Вторая группа долж­на угадать, у кого он находит­ся. Если они угадали, то предмет переходит к ним. Тогда эта группа начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает у кого он находится. Если не угадали, то предмет остается в той же группе, и та выигрывает одно очко. Так играют до условленного коли­чества выигрышных очков.

Игра развивает сообразительность, ловкость


СЛОВО-ОБРАЗ

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участ­ников не ограничено. Играю­щие располагаются полукругом напротив ведущего. Ведущий вызывает любого из играющих и просит его мгновенно «рас­шифровать» предложенное слово-образ, т. е. вспомнить перечислить все, что накоплено в его памяти прошлыми наблюдения­ми. Например, что можно сказать о слове-образе «олень»: рога, мясо, ягель и т. д.

В конце игры определяются лучшие игроки, которые полно рас­крыли слово-образ.

Игра развивает кругозор, внимание, память, сообразительность

.

ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

БЕГ НА ТРЁХ НОГАХ

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Участники делятся на несколько команд и становятся в колонны по два на линии старта. Прежде чем дать команду к бегу, пара связывает себе прикасающи­еся ноги. По сигналу пары со связанными ногами бегут к обо­значенному предмету и возвра­щаются обратно. Пара, прибе­жавшая первой, приносит ко­манде очко. Побеждает коман­да, набравшая большее количе­ство очков.

Состязание развивает лов­кость, быстроту, координацию движений, сипу ног.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количе­ство участников не ограничено. Играющие распределяются на груп­пы по 3 человека. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок - «до­мик». «Домики» размеша­ются в разных местах пло­щадки. Внутри каждого «домика» стоит «заяц». Один бездомный «заяц» бе­гает между «домиками», а за ним гоняется «охотник». Если «охотник» догонит зайца, то они меняются ро­лями, «заяц» становится «охотником», а «охотник» -«зайцем». Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой «домик», тогда стоящий там «заяц» выбегает и становится бездомным. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.

Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, коор­динацию движений.

БЕГ ПО-МЕДВЕЖЬИ

Состязание проводится в любое время года. Количество играющих не ограничивается. Дистанция «бега» произвольная и зависит от возра­стных данных, уровня физической подготовленности.

Описание состязания. Вариант I . Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исход­ное положение - стоя на четвереньках. По команде судьи начина­ется «бег по-медвежьи», кото­рый выполняется так: оттолк­нувшись 2 руками, подтягива­ют ноги к груди и приземля­ются на обе ноги, одновремен­но выставляя как можно даль­ше руки. Победителем стано­вится участник, «прибежав­ший» таким способом первым к финишу.

Вариант 2. Дистанция не ограничивается, побеждает тот, кто «по-медвежьи» пробежит большее расстояние за определенное время.

«Бег по-медвежьи» развивает силу ног, рук, координацию дви­жений, лоакость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настой­чивости.

Загадка: За деревней яркая звезда. (Медведь).

БЕРЕГИСЬ ОХОТНИКА

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количе­ство участников не ограничено. У одного из играющих в руках хвост-лисыили песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они ме­няются ролями. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.

Игра развивает ско­рость, ловкость, быстроту реакции, выносливость, коор­динацию движений.

БЕГ С «КАПКАНОМ»

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Дистанция в беге зависит от возраста и уровня физической подготовленности. Участники состяза­ния делятся на несколько ко­манд. К правой и левой ногам каждого бегуна привязывают­ся мячи (резиновые мячи в сетке). Это и будут «капканы». По команде ведущего члены команды бегут наперегонки до контрольного ориентира и воз­вращаются обратно. Победи­тель приносит команде очко. Побеждает та команда, у кото­рой больше очков.

Состязание развивает быстроту, силу ног.

БОИ МЕДВЕЖАТ

Описание состязания. Состязание проводится в лю­бое время года, количество участников не ограничено. Чертится круг диаметрам 1,5- 2 м. В него становятся на кор­точки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладоними. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладо­ни, или заставить его коснуться земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Состязание развивает сипу, ловкость, координацию движений, внимание, волевые качества.

БОЙ ОЛЕНЕЙ

Состязание может прово­диться как на улице, так и в помещении. Оленьи рога при­вязывают веревками к голове.

Описание состязания. Двое играющих становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников зак­лючается в том, чтобы сбро­сить, друг у друга с головы рога, при этом удерживать их

руками запрещается. Проигравший выходит из игры, на его место ста­новится следующий игрок. Победителем считается тот, кто сумел рога­ми сбросить рога у большего количества соперников, чем другие.

Состязание способствует развитию ловкости, силы, воспитыва­ет волю, настойчивость.

БОЙ ЛОСЕЙ

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две рав­ные команды. Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каж­дую снятую

шапку команда получает очко.

Состязание развивает ко­ординацию движений, быстроту, ловкость, реакцию, внимание, сме­лость.

ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА

О
писание игры.
Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ве­дущего:

- Бродит в тундре важенка, с нею - оленя­та. Топают по лужам оле­нята малые, терпеливо слушая наставленья ма­мины...

Играющие оленята свободно бегаю"! по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинаетловить только но сигналу и только вне домика. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.

Игра развивает ловкость, реакцию, сообразительность, внима­ние, координацию движений.

БЫТЬ ОЛЕНЕВОДОМ

Описание состязания. Все играющие делятся на несколько ко­манд. В каждой команде по одному тынзяну-аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель - хорей длиной до 3 метров, который вставляется в треногу или луночку, заранее выкопанную под «хорей». По команде, первые номера выполняют метание тын-зяна-аркана на хорей и т. д. Броски выполняются согласно последовательности стоящих в колон­не ребят. Подменять или де­лать перестановку игроков нельзя. Победителем стано­вится команда, которая набра­ла большее количество очков.

Состязание разивает глазомер, ловкость, профес­сиональные навыки оленево­да, воспитывает терпение и упорство в достижении цели.

ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР

Описание игры. Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» -- и считает до 5. Играющий должен за это время назвать (в зависимос­ти от слова, которое ему за­дали) птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте (ве­тер). Кто не успел дать от­вет, выходит из круга. Потом водящий обращается к дру­гому и т. д. Неожиданно вме­сто этих четырёх слов, водя­щий говорит «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий ста­новится на чьё-нибудь место в кругу. Последний не успевший встать в круг, становится водящим.

Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность.

ДДОГОНЯЛКИ

Игра проводится в любое время года. Количество играющих не ограничено. Перед игрой определяется игровая зона (ее границы).

Описание игры. С по­мощью считалки выбирают водящего, он должен дог­нать любого из участников игры и коснуться его ру­кой. Игроки стараются убе­жать, увернуться от водя­щего в пределах границ иг­ровой площадки. Если во­дящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий - поле­вым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количе­ство раз.

Игра способствует развитию быстроты, ловкости, выносли­вости, в зимнее время является хорошим закаливающим средством.

ЗАЯЦ И ВОЛК

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. С помощью считалки выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки - «сосны». Каждая «сосна» опре­деляет своё место на площадке - круг, прочерченный на сне­гу (полу). Игра начинается по сигналу ведущего. «Заяц» убе­гает от «волка», который ста­рается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «со­сной», для этого ему надо за­бежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «со­сну» (руки в стороны, вверх).

Если «заяц» забежал в какой-либо круг, он становится «сосной», а игрок, выполнявший роль «сосны» покидает круг, убегая от «волка» к другой «сосне».Если «волку» удаётся запятнать «зайца» или замешкавшуюся и оставшуюся в кругу «сосну», то водящим, «волком» становится за­пятнанный участник, и игра продолжается дальше. В конце игры опре­деляют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, коорди­нацию движений.

Загадка: Кто за дверью лесной встал как столб под сосной и стоит среди травы уши больше головы? (Заяц).

ИЗВИЛИСТАЯ ТРОПА

Описание игры: Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. Участники делятся на несколько ко­манд. На одной прямой рас­ставлены предметы (хорей, чурбачки). Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперёд, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его как можно быстрее, а третий раз совсем быстро. То же самое делают остальные ребята. После этого на одной прямой линии ставятся пять предметов, которые ребята также обходят змейкой, спиной вперёд и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линии можно увеличить. За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Вариант 2. Участнику завязывают глаза, и он должен обойти пред­меты лицом вперед.

Игра развивает зрительную память, ловкость, координацию дви­жений.

КАЧАЛКА НА КАЧАЛКЕ

Описание состязания: Состязание проводится в любое время года. Участники делятся на две команды. Для данного состязания необходи­мо круглое бревно длиной до 2 м, диаметром 25-30 см, которое распиливается пополам и устанав­ливается спиленной частью вниз, а круглой поверхностью вверх. Также необходимы две доски длиной до 1 метра, которые кла­дут на круглую поверхность вверх.

Участники состязания вста­ют на качалку друг к другу лицом, на расстоянии вытянутых рук. По сигналу водящего участники сталкивают друг друга, тот, кто удер­жался на качалке, становится победителем и получает очко. Коман­да, набравшая большее количество очков, побеждает.

Состязание развивает ловкость, координацию движений.

КТО СИЛЬНЕЕ

Описание состязания. Для этого состязания требуются веревка длиной в 2--3 м и два камешка (шишки). Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завя­зать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каж­дого игрока кладется камешек (шишка). По сигналу каждый старается, перетянув противни* ка, достать свой камешек (шишку). Выигрывает тот, кто достал свой камешек (шишку).

Состязание способствует развитию силовой выносливости, коор­динации движений, ловкости.

КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ

Описание состязания. Состязание проводится в зимнее время года. Для этого необходима толстая веревка длиной 5--6 метров, концы ее связываются прочным узлом, так чтобы получилось большое веревоч­ное кольцо.

Вариант 1. Двое участни­ков состязания, находясь внут­ри верёвочного кольца, растя­гивают его в разные стороны, заведя верёвку иод лопатки и ухватившись за неё обеими ру­ками. Посредине между участ­никами проводят черчу. По сиг­налу оба, двигаясь назад, ста­раются перетянуть один друго­го за черту.

Вариант 2. Участники состязания встают спиной друг к другу, веревка на уровне груди. Победителем состязания становится участ­ник, перетянувший соперника за среднюю линию.

Состязание способствует развитию сипы, силовой выносливости, ловкости, воспитывает волевые качества.

ЛОВКИЙ ОХОТНИК

Описание состязания. Состязание проводится в любое времягода.
Количество участников не ограничено. Участники делятся на команды.
Состязание подразделяется на несколько этапов: I этап - участники
бегут, перепрыгивают через нарты (количество 5-10 штук); II этап -с кочки на кочку (прыжки с двух ног по разметкам, расстояние между разметками учитывается в за­висимости от физической под-
готовленности); III этап - ме­тание мяча (шишки) в цель(фигура оленя); IV этап - уча­стникам необходимо опреде­лить следы зверей, птиц (на­черченные на бумаге, снегу илиземле); V этап проползти под хореями, которые лежат на нартах (расстояние 5-10 м). Победи­телем становится та команда, которая в ходе состязания набрала наи­большее количество выигранных очков.

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой вы­носливости, координации движений, меткости, глазомера.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий

г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«НАЗАД – ПО РЕКЕ ПАМЯТИ,

ВПЕРЕД – В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ…»

Составила:

Киле Юлия Алексеевна,

педагог дополнительного образования

1.Историко-педагогическое значение подвижной игры.3

2. Методика проведения игр 5

2.1. «Топтоди купин» (игра с веревкой) 5

2.2. «Сололи» (рыбная охота) 6

2.3. «Альчоа» («игра с косточками») 7

2.5. Метание тынзея на хорей 8

Библиографический список 11

Приложение 12



Пояснительная записка

Настоящая работа представляет собой подробную разработку обучающих и развивающих игр народов Приамурья. В ее основу положены материалы различных традиционных игр народов Приамурья.

Тема методической разработки является весьма актуальной. Хабаровский край представляет собой поликультурное образовательное пространство, для которого в большей степени, чем для других регионов России, характерно не только взаимопроникновение культурных традиций, но и в значительной степени – утрата многих культурных ценностей, отрыв от корней, нарушение преемственности поколений. Поэтому возникла необходимость формирования национального самосознания для успешного взаимодействия детей разных национальностей через систему дополнительного образования.

Новизна разработки состоит в том, что предлагаемые игры адаптированы к условиям современного общества и рассчитаны на детей разных возрастов.

Цель: изучение национальных игр народов Приамурья.

    познакомить с особенностями национальных игр народов Приамурья;

    развивать физическую культуру детей разных возрастов через игровые моменты;

    способствовать воспитанию этнической толерантности;

    способствовать формированию умения действовать сообща, чувства взаимопомощи и уважения.

Представленный материал может быть использован, модифицирован в зависимости от формы занятий, его тематики и уровня учащихся в образовательных учреждениях различного вида.


1.Историко-педагогическое значение подвижной игры

Игры, имеющие подвижный характер, в качестве педагогического средства рассматривались многими мыслителями и педагогами на протяжении всей истории развития человечества. Наука давно занимается описанием, объяснением и классификацией игр детей и взрослых. Она пытается установить природу и значение игры в воспитательной деятельности. При этом отмечается, что основа любой подвижной игры берет свой источник от народных игр, являющихся важнейшим элементом традиционного воспитания, в первую очередь физического.

Подвижным играм в воспитании детей принадлежит весьма существенное место. Исследователь народных игр В.И. Элашвили пишет, «игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих».

Особое место занимали игры и физические упражнения в жизни нанайцев. В стойбищах периодически проводились состязания на лучший коллектив по гребле на лодках, на самого меткого стрелка, самого сильного и ловкого борца, самого сильного и выносливого гребца на оморочке и т.д. Такие соревнования обычно проходили при стечении многочисленных зрителей и болельщиков. Эти соревнования проходили в исключительно напряженной борьбе равных с равными. Характерно, что самыми сильными и ловкими в состязаниях, как правило, оказывались те рыбаки или охотники, которым постоянно сопутствовала удача в промыслах.

В систематических тренировках и регулярных состязаниях принимали участие и дети разного возраста. Это является одной из характерных особенностей традиций коренного населения Крайнего Севера.

Физическое и морально-психологическое воспитание осуществлялось путем систематического выполнения различных упражнений в игровой форме. В задачу воспитания входила подготовка сильного, ловкого, выносливого, мужественного и хорошо владеющего своим делом человека, способного преодолевать любые сложные препятствия в суровом единоборстве с природой.

Обучение проводилось поэтапно в соответствии с возрастными способностями детей. Так, детям из нанайской семьи с самого младшего возраста (как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться на ногах) предлагались физические упражнения на точность движений и игры с сюжетами промыслов. В старшем возрасте дети занимались в естественных условиях, учились правильно работать с веслами, обучались передвижению на лыжах, стрельбе из лука и т.д. Кроме того они играли в групповые игры, выполняли разнообразные прыжковые и беговые упражнения, овладевали приемами национальной борьбы. Таким образом, дети получали разностороннюю физическую подготовку к будущим профессиональным занятиям – рыбалке, охоте.

Со сменой времени года, менялось содержание игр, физических упражнений. Осенью дети были заняты играми «Чакпан», стрельбой из лука, а также играми, которые связаны с преодолением больших расстояний (бег, ходьба). Зимой – ходьба на лыжах, езда на собачьих упряжках и т.д. Весной – игры «Чакпан», стрельба из лука, прыжки с шестом, метание тяжестей и камешков, бег, ходьба. Летом – плавание и ныряние, передвижение на лодках и оморочках и т.д. Таким образом, дети круглый год занимались различными играми и физическими упражнениями. Все это благотворно сказывалось на их здоровье, физическом развитии, на формировании таких положительных моральных качеств личности, как чувство сплоченности, чести, ответственности, дисциплинированности.

2. Методика проведения игр

2.1. «Топтоди купин» (игра с веревкой)

см. Приложение 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Игра записана в селе Нижние Халбы Комсомольского района со слов директора Нижнехалбинской школы-интерната, заслуженного учителя РСФСР Владимира Ивановича Дигора. В эту игру чаще играли девочки и мальчики 6 -16 лет. Играли с весны и до глубокой осени, на поляне, у дома, у реки. Игра носила командный характер, участвовало в ней от 10 до 20 человек.

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

Развитие силы, ловкости, внимательности, выносливости, смелости. Данные навыки нужны были для промыслов (рыбалка, охота)

Развитие силы, ловкости, внимательности, выносливости, смелости для общефизического развития детей

Оборудование

Веревка, сплетенная из кожи животного

Туристическая веревка 5 м

Описание игры

Двое играющих крутят веревку длиной 5 м. Игроки располагаются по обе стороны крутящейся веревки. Ребята прыгают или перебегают по одному, группой. Прыгать можно на одной или на двух ногах.

Суть игры та же, но прыжки усложняются, игрокам предлагается прыгать через веревку сидя на корточках и в упоре лежа. Скорость вращения веревки может увеличиваться.

2.2. «Сололи» (рыбная охота)

см. Приложение 2

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Игра записана в селе Найхин, Бельго и Джари. Рыбная охота – это поразить острогой рыбу с оморочки. Проводилась игра летом на песчаном берегу, на поляне, на улицы. В игре участвовало от 3 до 15 человек в возрасте от 6-14 лет. У каждого была палка – острога. Из кочки сена или тальника делали чучело рыбы.

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

Развитие внимательности, ловкости, быстроты, меткости, выносливости для рыбного промысла

Развитие внимательности, ловкости, быстроты, меткости, выносливости для общефизического развития детей

Оборудование

Живая рыба или чучело рыбы из кочки сена или тальника

Чучело рыбы из ткани с ватным наполнением

Описание игры

Один игрок бежит и тянет за собой чучело рыбы. При этом он делает всевозможные рывки, зигзаги, замедляет скорость бега или, увеличивает. Тем самым он усложняет условия игры для попадания острогой. Рыбаки должны попасть рыбу острогой. Кто попадает, тот сменяет тянувшего «рыбу».

По-очереди каждый игрок должен попасть острогой в двигающееся чучело рыбы. В зависимости от возраста скорость движения чучела рыбы увеличивается или уменьшается.

2.3. «Альчоа» («игра с косточками»)

см. Приложение 3

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Игра была распространена среди удэгейцев села Олон. Со слов Суанка Андрея Дзан-дулеевича.

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

В эту игру в основном играли девушки для развития мелкой моторики кисти руки и пальцев

Для развития мелкой моторики кисти руки и пальцев

Оборудование

Косточки суставов задней ноги диких и домашних коз, барана

Деревянные палочки

Описание игры

Игрок брал весь пучок палочек в руку, слегка подбрасывал его вверх, а затем ловил на тыльную сторону ладони этой же руки. Тыльной стороной он опять подбрасывал палочки вверх и ловил этой же рукой как можно больше палочек.

В начале игры рассыпаются 9 деревянных палочек, одна палочка даётся в руку игроку. Участник подбрасывает палочку вверх, и пока она летит, он должен успеть схватить с пола палочки (сколько сможет). Детям младшего школьного возраста даются в обе руки 5 палочек и их нужно подкинуть все.

см. Приложение 4

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

Развитие дыхательной и сердечно - сосудистой системы

Оборудование

Секундомер

Описание игры

По команде делается вдох, и игроки начинают голосить до тех пор, пока не кончится дыхание. Выигрывает тот, кто дольше голосит по времени.

Суть игры та же только усложнили задание, тем, что разрешается смешить соперника.

2.5.Метание тынзея на хорей

см. Приложение 5

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Тынзей метают на дальность и точность. Более распространенным является метание тынзея на точность или на хорей. Тынзей в переводе с ненецкого языка означает аркан. Длина тынзея – 25-27 м. Хорей в переводе с ненецкого означает шест. Длина хорея 3 м. хорей устанавливают вертикально.

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

Развитие меткости, ловкости, выносливости

Оборудование

Тынзей сплетен из прядей оленей кожи, имеет костяшку, через которую просунут сам шнур и этим самым образовывается аркан. Хорей- это шест, которым управляют оленьей упряжкой

Пластмассовые кольца, деревянный шест

Описание игры

На равнинной площадке в центре устанавливается хорей вертикально высотой 1-2 м. метание производится с любой точки круга. Радиус круга равен 8-10 м.

Метание диска в цель, причем диск- это пластмассовое кольцо, а цель – это деревянный шест на опоре.

Для успешного проведения игр необходимо наличие специального инвентаря:

    веревка длиной 5 м:

    чучело рыбы;

    чакпан 3 шт;

    деревянные палочки 30 штук;

    деревянный шест;

    пластмассовые кольца.

Учащиеся должны:

    быть в спортивной форме;

    соблюдать дисциплину;

    не нарушать правила игры;

Педагог должен:

    провести инструктаж по технике безопасности;

    уметь организовать работу в группах;

    создать благоприятную атмосферу для творческой работы.

Библиографический список

    Бельды В.Ч. Нанайские игры: Учебно-методическое пособие, Хабаровск: Кн. Изд., 1989 – 176 с.

    Каменщикова Е.Н. Игры в культурных традициях народов Амура, Комсомольск – на – Амуре, 2006 – 47 с.

    Киле П.К. Творческое наследие, типография Комсомольского – на – Амуре авиационного производственного объединения, 1993 – 91с.

    Прокопенко В.И. Традиционная физическое воспитание нанайцев: игры и состязания, Екатеринбург: Изд-во Уральск.ун-та, 1992 - 112 с.

    Прокопенко В. И. Самобытные игры нанайцев, Екатеринбург: Изд-во Уральск.ун-та, 1993 - 96 с.

    Элашвили В.И. Игры как средства физического воспитания, Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10.

Приложения

Приложение 1

«Топтоди купин» (игра с веревкой)

Приложение 2

«Сололи» (рыбная охота)


Приложение 3

«Альчоа» (игра с косточками)



Приложение 5

Метание тынзея на хорей



С 20 октября по 1 ноября в Бразилии происходит историческое событие - 1-е Всемирные спортивные Игры коренных народов. Это не только состязания в спорте, это фестиваль ярких культур, праздник традиций и искусства коренных народов мира.

В общем, это необычно, красиво и интересно.

1. 23 октября 2015 в Бразилии, город Палмас прошло открытие 1-х Всемирных Игр коренных народов. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

2. Идея проведения таких Игр уже давно обсуждалась на международном уровне, как среди коренных народов, так и в системе ООН. (Фото Eraldo Peres):

3. Церемония открытия 1-х Всемирных Игр коренных народов в Пальмасе, Бразилия, 23 октября 2015. Это канадец. (Фото Eraldo Peres):

4. Церемония открытия. (Фото Buda Mendes):

5. Бороро - индейский народ в Боливии (2 тыс. чел.) и Бразилии (1 тыс. чел.) Кстати, открытие Игр совпало с полной Луной. (Фото Buda Mendes):

6. Расписание Игр выходит далеко за рамки спортивных состязаний и показательных выступлений по национальным видам спорта. Обширна культурная программа праздника, частью которой стали: ярмарка ремесел, диалоговая площадка и конкурс красоты. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

7. Новозеландец на церемонии открытия Игр. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

8. Коренной народ Бразилии с луком, огнем и стрелами на церемонии открытия Игр, 23 октября 2015. (Фото Eraldo Peres):

9. Начались спортивные соревнования. (Фото Buda Mendes):

11. Если на Чемпионате мира играют футбол ногами, то тут - головами. (Фото Eraldo Peres):

12. Хотя и обычный футбол на Играх тоже есть. Празднование гола в ворота сборной Бразилии. (Фото Eraldo Peres):


13. С такого ракурса понятно, чем футболисты коренных народов отличаются от обычных футболистов. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

14. Женщины из племени Xerente. От цивилизации все равно не уйти, поэтому они с телефонами и . (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

15. Вождь. 1-е Всемирные Игры коренных народов в Бразилии, 21 октября 2015. (Фото Eraldo Peres):

16. Бразильский бороро приехал на соревнования во всей красе. (Фото Eraldo Peres):

17. Всемирные Игры коренных народов, Палмас, Бразилия, 2015. Перетягивание каната. (Фото Eraldo Peres):

18. (Фото Buda Mendes):

19. Подготовка к конкурсу красоты. (Фото Eraldo Peres):

20. Участница из России. (Фото Eraldo Peres):

21. Так выглядел конкурс красоты на 1-х Всемирных Играх коренных народов. (Фото Eraldo Peres):

22. Участница конкурса красоты. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

23. Еще одна. (Фото Eraldo Peres):

24. Довольные зрители. (Фото Buda Mendes):

25. Соревнования по стрельбе из лука, 26 октября 2015. Так проходят 1-е Всемирные Игры коренных народов в Бразилии. Церемония закрытия Игр состоится 1 ноября. (Фото Eraldo Peres):