Формирование правильной осанки у детей кратко. Формирование осанки у детей дошкольного возраста

Здравствуйте, дорогие родители! Мы стараемся уделить особое внимание развитию умственных способностей наших чад, забывая о физических. А ведь заботясь о позвоночнике, мы вносим существенный вклад в их благополучие. Я решила поднять вопрос о формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

По статистике 15-17% дошкольников имеют нарушения осанки, каждый третий ребенок в возрасте с 7 до 9 лет и 80% — учащиеся средних и старших классов. Остеохондроз, плоскостопие, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта – вот неполный перечень заболеваний, которые являются непременными спутниками ее нарушений.

Позвоночник дошкольника

Процесс формирования правильной осанки начинается в утробе матери и продолжается, когда малыш учится держать голову, ползать и ходить. В течение первых четырех лет жизни наблюдается стремительный рост позвоночника и нервной системы.

Главное помнить, что осанка – это привычка. Чаще всего позы, которые мы принимаем, это куча мышечных привычек, которые выработались в течение жизни. Формирование навыков правильной осанки в дошкольные годы имеет большое значение – закладываются ее основы пока позвоночник растет такими быстрыми темпами.

Подумайте о ней как о каркасе дома. Если у нас будет здание, построенное на плохом фундаменте, то ему не будет хватать прочности. Он не будет устойчивым к плохой погоде, и если что-то пойдет не так, существует большая вероятность его повреждения.

Нарушение осанки в раннем детстве отрицательно сказываются на развитии опорно-двигательного аппарата и общем состоянии организма. В первую очередь страдают органы дыхания: уменьшается жизненная емкость легких, дыхание становится поверхностным – все это приводит к заболеваниям верхних дыхательных путей.

Ухудшение амортизационной функции позвоночника негативно влияет на центральную нервную, сердечно-сосудистую системы, органы пищеварения и мышечный аппарат.

Преимущества правильного положения спины:

  1. Правильное дыхание.
  2. Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
  3. Помогает избежать в будущем проблем со спиной.
  4. Предотвращает сколиоз.
  5. Улучшает циркуляцию крови.
  6. Предотвращает мышечную усталость.
  7. Выравнивает силуэт.
  8. Уверенный внешний вид.

Как самостоятельно выявить нарушения осанки?

Для этого с помощью ленты портного определите расстояние от седьмого позвонка (он хорошо прощупывается) до нижней части каждой лопатки. В норме оно должно быть одинаковым. Также измерьте ширину плеч спереди и со спины. Затем первый результат поделите на второй. Если он находится в границах 90-100%, то проблем нет.

Я уже писала . Но у маленьких детей любое отклонение от нормы нуждается в особом внимании со стороны родителей. Вялая спина является одним из первых признаков развития неправильной осанки ребенка. Со стороны может показаться, будто бы он устал, но это уже «первый звоночек», на который необходимо заострить внимание.

Всего пару поколений назад у людей был более активный и динамичный образ жизни, чем сегодня. Современные дети, ссутулившись, сидят перед телевизором или играют в компьютерные игры, а мы часами напролет работаем перед компьютером. Существует ли разница между нами, неподвижно сидящими на офисных стульях и стариками из дома престарелых?

Еще одной причиной может стать неправильно подобранная обувь, слишком тяжелая одежда. Они усугубляют ее состояние у растущего организма.

Как я могу помочь ребенку развить и сохранить хорошую осанку?

Методика формирования правильной осанки заключается в систематическом укреплении мышечного корсета. Сделать это проще, чем вы думаете. Сначала обратите внимание на себя, так как маленькие дети неосознанно копируют наши привычки.

Кроме того, существуют следующие способы профилактики:

  1. Наиболее эффективным средством являются систематические физические упражнения для формирование осанки. Движение – это жизнь! Поощряйте спорт и физические упражнения, такие как танцы, гимнастика, йога, восточные единоборства или плавание – все, что ему нравится и чему хочет научиться. Когда в последний раз вы видели, чтобы гимнаст или танцор сутулился? Точно! Каждый из этих видов спорта способствует пониманию тела, развитию моторики и уверенности в себе.
  2. При длительных педагогических занятиях в садиках рекомендуется каждые 45-60 минут выполнять физкультурно-оздоровительные минутки.
  3. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе во время приема пищи и занятий за столом.
  4. Оберегать от непосильных нагрузок.
  5. Ищите эргономичную мебель, матрасы и т.д.

Во время выполнения утренней гимнастики предлагаю выполнять следующий комплекс для формирования осанки:

Развивая хорошие привычки осанки у себя и детей, вы будете наслаждаться годами счастливой и здоровой жизнью без боли в спине.

Осанка - привычное положение тела человека во время движения и покоя - формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры - «опорного корсета».

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Позвоночник - это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции - опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений - обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного и копчикового - с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее - заднее направление.

Для формирования правильной осанки необходимо в старшем дошкольном возрасте (5 - 7) постепенно переходить уже к специальным упражнениям, способствующим формированию осанки. Эти упражнения проводятся преимущественно в форме игры. Например: «Растягивание пружины», «Лыжник», «Конькобежец», «Зайчик», «Кошка», который должны проделываться с детьми по несколько раз в день.

Заниматься нужно в хорошо проветренной комнате или на открытой площадке. Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети еще не утомлены, до приема пищи и не ранее чем через 1 - 1, 5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много движений. Вполне достаточно выполнить 4- 6 упражнений, повторяя их в среднем от 3 - 4 до 5 - 6 раз и часто меняя исходные положения. Необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживая дыхания и обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились, выполняли упражнения энергично.

Упражнения для мышц ног.

  1. Сесть, вытягивая руки вперед.

Литература:

г. Архангельск. 2015 г.

МБДОУ №11 «Полянка»

Прялухина И.А.

Просмотр содержимого документа
««Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».»

Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя - формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета».

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую(круглая спина), кифотическую, выпрямленную(плоская спина), а также асимметрическую.

Нарушение осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.)

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.

Позвоночник – это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного и копчикового – с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее – заднее направление.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутыми, ноги прямыми.

Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразиться на здоровье ребенка.

Для развития хорошей осанки, прежде всего, следует приучать детей правильно стоять, сидеть, ходить, так как огромное значение для дошкольников имеет правильное положение тела за столом или партой.

Для формирования правильной осанки необходимо в старшем дошкольном возрасте (5 – 7) постепенно переходить уже к специальным упражнениям, способствующим формированию осанки. Эти упражнения проводятся преимущественно в форме игры. Например: «Растягивание пружины», «Лыжник», «Конькобежец», «Зайчик», «Кошка», который должны проделываться с детьми по несколько раз в день.

Все упражнения дети должны выполнять в мягкой обуви и легком свободном костюме, в котором не должно быть тугих резинок и слишком коротких бретелек.

Заниматься нужно в хорошо проветренной комнате или на открытой площадке. Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети еще не утомлены, до приема пищи и не ранее чем через 1 – 1, 5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много движений. Вполне достаточно выполнить 4- 6 упражнений, повторяя их в среднем от 3 - 4 до 5 – 6 раз и часто меняя исходные положения. Необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживая дыхания и обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились, выполняли упражнения энергично.

Очень ценным являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Правильно организованные ходьба и бег являются хорошим средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезным профилактическим упражнениям является разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп.

Большое значение для образования правильной осанки имеет развитие у детей координации движений, что наилучшим образом осуществляется во время подвижных игр. Игры являются основной деятельностью в жизни ребенка, они очень увлекательны и доставляют много радости детям. В процессе игры развиваются внимание, воображение, память и речь, приобретаются различные навыки поведения в коллективе; воспитываются инициативность, решительность и смелость, настойчивость в достижении цели, расширяется представление об окружающем мире.

Все упражнения, способствующие формированию хорошей осанки у детей, Е. И. Янкелевич условно разбивает на следующие группы:

    упражнения в исходном положении стоя.

    упражнения в исходном положении на четвереньках.

    упражнения в исходном положении лежа.

При подборе упражнений следует учитывать возраст, физическое развитие и индивидуальные особенности ребенка.

Примерные упражнения для развития правильной осанки.

Упражнения для мышц плечевого пояса.

    Развернуть руки в стороны, опустить.

    Подвинуть палку вверх, посмотреть на нее.

    Поднять палку вверх, опустить на лопатки.

    Развести руки, не отрывая их от пола, соединить над головой.

    Приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед.

    Поднять голову и плечи, развести руки в стороны.

Упражнения для мышц ног.

    Подняться на носки, опуститься.

    Присесть, развести колени, руки вытянуть вперед.

    Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить. Носок оттягивать.

    Поочередно поднимать прямые ноги.

    Согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить.

    Имитировать ногами езду на велосипеде.

Упражнения для мышц туловища.

    Положить обруч на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч.

    Повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение.

    Наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение.

    Сесть, вытягивая руки вперед.

    Согнуть ноги, притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (сжаться в комочек).

    Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога).

Упражнения для закрепления навыков правильной осанки.

1.Положение тела ребенка стоя. Корпус выпрямлен, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, руки опущены вдоль туловища, ноги прямые.

2. Ходьба с мешочком на голове приучает держать голову правильно.

3. Положение тела ребенка при ходьбе. Голова приподнята, корпус слегка наклонен вперед, ступни ног параллельны.

4.Положение ребенка при беге. Корпус несколько наклонен вперед, руки свободно двигаются в плечевых суставах, ступни ног ставятся параллельно.

5. Родители должны быть примером для подражания.

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Литература:

«Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» Рекомендации, занятия, игры, упражнения. Авторы составители Анисимова Т. Г., Ульянова С. А., под редакцией Р. А. Ереминой. Издательство «Учитель», 2008 год.

г. Архангельск. 2015 г.

МБДОУ №11 «Полянка»

Прялухина И.А.

Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в коленях не согнуты при стоянии, пятки вместе, голова держится прямо. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание .

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещенность;

Привычка правильно переносить тяжелые предметы;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела; упражнений в равновесии и координации.

В первый месяц занятий следует начинать работу с детьми с ходьбы, ползания, лазания. Рассмотрим примеры.

1) без задания – 16 шагов;

2) на носках, руки в стороны – 8 шагов;

3) на пятках, руки за голову – 8 шагов;

4) на внешней стороне стопы, руки на пояс – 8 шагов;

5) перешагивая через модули – 8 шагов.

Методические рекомендации. При выполнении ходьбы на носках колени не сгибать, шаги небольшие, руки точно в сторону, голову не опускать, смотреть прямо. При выполнении ходьбы на пятках не топать, ногу ставить мягко, руки за голову, локти развести, смотреть прямо, таз не отставлять. При перешагивании через модули, высоко поднимать бедро, оттягивая носок.

Комментарий. Необходимо регулярно повторять разные виды ходьбы, которые помогают устранять недостатки такие как: чрезмерное напряжение плечей, недостаточно выпрямленное туловище, некоординированная работа рук и ног, шарканье ногами. Кроме этого, ходьба способствует укреплению мышц стопы, что предотвращает развитие плоскостопия, формирует правильную осанку.

Ходьба босиком, по жесткой поверхности, по матам, по камушкам или пуговицам, по канату, по резиновым массажным коврикам, перешагивая через предметы, по гимнастической скамейке, полусферам, модулям и т. д. эффективно развивает рефлекс походки.

Ползание:

Ползание на четвереньках:

1) ползание вперед, назад, зигзагом;

2) ползание гетеролатерально (правая рука - левая нога) .

Ползание лежа на животе:

1) «ящерка»;

2) лежа на спине, отталкиваясь согнутыми ногами от пола;

3) перекат, способом «бревнышко».

Методические рекомендации. Обратить внимание на правильное выполнение ползания. Движение, стоя на коленях, вперед выполняется разноименными рукой и ногой, с поворотом головы в сторону движущейся руки. То же самое при выполнении ползания назад. Задача педагога – контролировать перекрестную работу рук и ног с одновременным поворотом головы в сторону впередистоящей руки.

Комментарий. Это упражнение относится к обязательным и этапным. Если ребенок не может выполнить это упражнение, то более сложные координированные упражнения, бег и др. будут неэффективными и проблематичными. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки. Рекомендуется выполнять ползание по гимнастической скамейке; по наклонной поверхности; по камушкам, резиновым массажным коврикам; в упоре, стоя на коленях, в упоре на предплечьях, по-пластунски, «змейкой» и т. д. Рекомендуется включать ползание в каждое занятие, как в виде отдельного упражнения, так и в ходе игры, эстафеты.

Лазанье: по стремянке, гимнастической стенке.

И. п. – стоя на полу, держась за рейку на высоте груди: присесть на вытянутые руки, вернуться в и. п.

Передвижение боковым шагом по рейке с переходом на др. секции стенки.

Комбинация вертикального лазания с кратковременными висами.

Методические рекомендации. Обратить внимание на то, как ребенок делает захват рейки руками (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и как правильно ставит на рейку ноги (серединой стопы). Ребенок влезает вверх до определенной высоты, перехватывая руками следующую рейку, а потом переставляя ноги. Слезает обратным движением – сначала переставляет обе ноги на одну рейку, а потом перехватывает руками рейку.

Комментарий. Этот вид упражнений рассчитан на преодоление боязни высоты, овладение сложной координацией движений.

1) легкий бег на носках;

2) бег «змейкой» с переходом на ходьбу;

3) бег с преодолением препятствия.

Комментарий. Относительно быстрая смена направления движения формирует координацию работы правого и левого полушарий. Бег развивает у детей выносливость, скоростные качества, легкость, непринужденность движений.

Основная стойка (о. с.) – стоя, стопы параллельно друг другу, руки вдоль туловища.

Методические рекомендации. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги; мышцы бедер напряжены, коленная чашечка поднята; брюшной пресс в тонусе, живот слегка втянут; ягодичные мышцы напряжены; плечи развернуты и опущены; голова приподнята, смотреть вперед-вверх.

Комментарий. Удерживать основную стойку от 15 до 30 секунд. Основной стойке следует специально обучать детей, т. к. умение правильно стоять в дальнейшем может выработать рефлекс правильной осанки.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками, локтями. Сохраняя правильное положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в и. п.

2. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удержаться в этом положении 3-4 минуты.

3. То же самое, но без стены.

4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустится в и. п.

5. Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в и. п.

6. То же самое, но без стены.

7. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

8. И. п. – стоя, руку на живот. Вдох – надуть живот – выдох. Медленно.

9. Ходьба с мешочком на голове.

10. Лежа на спине – приподнять голову – проверить правильность расположения тела.

11. Лежа на спине, принять правильную позу, закрыть глаза – расслабить все мышцы – стать как «тряпичная кукла». Открыть глаза, принять правильную позу.

Эти упражнения можно давать в любой части урока и как контрольные между упражнениями на укрепление мышечного корсета.

Работа с большим гимнастическим (ортопедическим) мячом.

Одним из самых эффективных средств развития и коррекции осанки для детей дошкольного возраста являются занятия на больших мячах. Занятия с мячами имеют свои особенности. Во-первых, это нестабильная опора, заставляет включать в работу те или иные группы мышц. Работа на подвижном, постоянно «желающим его уронить» мяче, усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент – мяч это игрушка, он партнер, он красив и, главное, неподвижен, т. е. взаимодействует с ребенком.

Упражнения с гимнастическим мячом

Гимнастический мяч – это многофункциональный «тренажер», хороший помощник в формировании осанки. Так же помогает развивать симметричную мышечную силу тела, что облегчает статическую работу по поддерживанию вертикальной позы.

Упражнения на нестабильной опоре (полусферы)

Упражнения способствуют улучшению координации движений. Воспитанию и закреплению навыка правильной осанки, восстановлению нарушенной статики. Чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцирована работа мышц и более четкая выработка координации движений.

Резиновый жгут

Эффективное средство для усиления мышечного корсета. Основное требование при работе со жгутом – непременное натягивание. Дает хорошую нагрузку на мышцы-разгибатели тела, рук, ног. Это как раз то, что необходимо для выработки правильной осанки. Жгут заставляет мышцы ребенка трудиться и трудиться.

Систематические занятия физкультурой и спортом – самое лучшее средство предупреждения нарушения осанки.

Список литературы.

1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. /Е. Н. Вавилова, -М. : Просвещение, 1983

2. Здоровьеформирующее физическое воспитание. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет/под ред. М. М. Безруких. – М. : Владос, 2001

3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду/ Москва, Просвещение, 1986

4. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг/Творческий центр, Москва 2010

5. Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях с нарушением опорно-двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры (балансировочные доски, физиомячи и др.) . Методическое пособие, НП Центр здоровьесберегающих педагогических технологий, г. Н. Новгород, 2009

6. Пусть ребенок будет здоровым/под ред. Л. Ф. Островской. – М., Просвещение, 1979

www.maam.ru

Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста»

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:

Во всех группах мебель подбирать по росту детей;

Учитывать посадку ребёнка за столом;

Обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;

Соблюдать двигательный режим;

Вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

Возрастные особенности формирования осанки

Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма.

Причины нарушений осанки:

1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, " калачиком ", и пр.

5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)

Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.

Профилактика

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Освещение должно находиться слева от ребенка.

Кровать, на которой он спит, должна быть умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.

Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.

Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.

Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.

В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Формирование правильной осанки | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

§ Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;

§ Нарушение витаминного обмена;

§ Неправильная посадка ребёнка за столом;

§ Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;

§ Наследственная предрасположенность.

Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки . Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:

1. Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.

2. Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.

3. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки, позже применяется детская ортопедическая подушка.

4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.

5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.

6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.

7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.

8. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.

Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?

Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;

Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;

Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;

Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;

Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;

Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см

Ещё одна мера профилактики нарушения осанки - правильная посадка ребёнка за столом :

Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;

Если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;

Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;

Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;

Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;

Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;

Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.

Более подробную и конкретную информацию можно посмотреть в специализированной литературе, посвящённой именно формированию правильной осанки. И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости!!!

Читайте также

Подробней nashidetci.ru

Волна на волну набегала,

  • Какой звук создает образ тишины?

Тише! Тише! Тише! Тише!

Спит в лесу семья зайчишек…

Не во сне, а наяву

С ветки елки стая шишек

Мягко прыгает в траву.

В теплых норах спят мышата,

Мать качает малышат…

В лапотках идут мышата

По тропинкам чуть дыша.

Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.)

В каждом возрастном периоде есть свои особенности, приоритетные направления в развитии речи. В младшем дошкольном возрасте это знакомство с окружающим миром.

В среднем возрасте, – накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи и предшкольный период – развитие способности к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу.

И, конечно, на протяжении почти всего дошкольного детства – работа над правильным звукопроизношением. Именно оно вызывает наибольшее беспокойство у родителей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке.

Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

1. подготовительный;

3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Первые два этапа речевой работы включают в себя:

  • развитие слухового внимания детей;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

Упражнения для автоматизации звуков в слогах:

1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

2. Загибать поочередно пальцы, произнося слоги.

3. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

4. Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам или рисуя волнистую линию.

5. Аналогичные задания: помочь зверюшкам добраться до их любимой еды, бабочке сесть на цветок, нарисовать путь самолета. А потом вместо игрушек и рисунков положить или написать буквы, тогда легко ребенок усвоит слоговое чтение.

6. Поиграем в ладошки: Л, А, вместе – ЛА и т.д.

7. Использовать игрушки из «киндер-сюрприза»: скажи столько раз слог, сколько игрушек. И т.д.

Переходным пунктом от слогов к словам, а затем и предложениям служат чистоговорки, которые можно придумывать самим:

ла-ла-ла – лапа, лак, ладонь, пила;

ло-ло-ло – ложка локоть, лоб, тепло;

лы-лы-лы – чисто вымыли … (полы) ;

лу-лу-лу – вытер лужу на … (полу) ;

ал-ал-ал – Володя … (мал) ,

ел-ел-ел – он кашу …(съел) и т.д.

А сейчас попробуйте придумать чистоговорку сами: ра-ра-ра …, ор-ор-ор…

Дети очень любят соревноваться, поиграйте в «Аукцион слов». Для автоматизации звука в словах и предложениях можно подобрать еще массу игр и игровых упражнений: «Назови предметы со звуком Л, которые есть на кухне» (в комнате, на картинке) ; «Чего не стало», «Доскажи словечко», «Рифмы», «Четвертый лишний», отгадывание загадок; «Так бывает или нет?» (волшебник случайно заколдовал предложения, слова в них перепутались, исправь ошибки – Халат надел маму. На белке сидела елка. Ладони вымыли Аллу с мылом.) ; «Я начну предложение, а ты закончи» (На улице тепло, потому что … Я не пойду гулять, … Когда наступит лето, …) .

И на последнем этапе – введении звука в связную речь, неоценимое значение имеет заучивание стихов, придумывание загадок, драматизации знакомых произведений, придумывание рассказов, изменение окончаний сказок, которые также можно превратить в игру.

Дошкольниками широко используются пальчиковые игры, которые помогают активизировать речевое развитие и развитие звуковой стороны речи.

Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Пальчиковые игры для детей – это не новшество двадцатого века. Они существовали в разных народах, их история имеет много страниц.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами) , открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.

Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», или игры «Ладушки – ладушки», или « Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и интеллектуальное развитие.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить.

Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов.

Хорошее стихотворение - та же музыка. Младшие дошкольники легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Максимально полезны для развития ребёнка – дошкольника пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём.

Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Пальчиковая гимнастика:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь ребенка;

Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:

1. Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.

2. Формируются навыки вербального и/или невербального общения.

3. Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.

4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук - развивают подражательную способность; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические- развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощьювзрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

Выбрав две - три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Примеры игр, стихов и песен, сопровождаемых движениями:

Раскатились по дорожке

Материал с сайта nsportal.ru

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Лечение физкультурой

Чаще всего нарушение осанки наблюдается у ослабленных детей, малоподвижных. Таким детям назначают специальную физкультуру. Лфк при нарушении осанки направлена на укрепление грудных мышц, мышц спины и брюшного пресса.

Ниже приведены несколько упражнений, которые помогут вашему ребёнку добиться идеальной осанки. Все приведённые упражнения рекомендуется делать вместе с ребёнком и следить за правильностью их выполнения во избежании детского травматизма. Каждое упражнение должно повторяться до 5 раз.

Перетруждать ребёнка не нужно, если он устал – следует прекратить занятия.

  • Садимся прямо и максимально сводим лопатки. Удерживаем положение 10 секунд и расслабляемся. Делаем несколько подходов.
  • Берём бутылку с водой в руки. Вытягиваем руки прямо перед собой, удерживаем некоторое время, отпускаем. Повторяем упражнение.
  • Лёжа на спине, сгибаем ноги в коленях и подтягиваем на себя. Медленно опускаем ноги, повторяем упражнение.
  • Ложимся на живот, руки вдоль тела. Поочерёдно поднимаем и опускаем ноги, удерживая их на максимальной высоте 5-7 секунд.
  • Ещё одно эффективное упражнение – ходьба с книгой на голове. Оно очень простое и его можно выполнять дома в любое время. Ребёнку на голову кладут не очень тяжёлую книгу и просят ходить медленно по комнате, чтобы книга не падала. Таким образом, у ребёнка формируется осанка + красивая походка.
  • Упражнение «Лодочка». Лёжа на животе, сгибаем ноги в коленных суставах, руки вытягиваем вдоль туловища назад и берём «ноги в руки», пытаемся немного раскачаться.

Также полезна обычная ходьба в правильном положении и плавание. Последнее положительно влияет не только на развитие осанки, но и дыхания. Как видите, занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки, укрепляют все мышцы, поддерживающие осанку.

Как сидеть и стоять правильно?

Правильное положение сидя означает, что бедра должны быть полностью перпендикулярны позвоночнику и голеням. Ноги достают до пола. Спина держится точно параллельно спинке стула.

Предплечья должны иметь опору, сидя за столом кисти должны лежать на столе, это формирует правильное положение лопаток и способствует нормальному дыханию.

Долгое стояние, особенно в определенной позе, утомительно для ребенка, мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая такой нагрузки, поэтому ребенок старается прислониться к чему-либо, переступает с ноги на ногу.

ВАЖНО! Когда вы, наказывая ребёнка, ставите его в угол на длительное время – вы формируете ему неправильную осанку.

Осанка у детей дошкольного возраста неустойчива и упражнения следует делать регулярно и, конечно же, целесообразно покупать правильную мебель, соответствующую возрасту ребенка.

Дополнительная информация

Подробней MoiSustavy.com

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Осанка у детей дошкольного возраста зависит не только от влияния патологических факторов на позвоночный столб, но и от антропометрических показателей ребенка. Длина туловища, высота головы, размеры ног – это важно для формирования ровной спины у детей. На основе данных показателей некоторые ученые рекомендуют формировать структурные сегменты, влияющие на поддержание спины в правильном положении.

Как оценивается осанка у дошкольников

В процессе роста ребенка пропорции тела изменяются:

  • У новорожденных тело и голова имеют минимальные размеры;
  • Активное нарастание длины тела начинается только с 7 лет.

Для оценки правильности осанки у детей дошкольного возраста необходимо оценить пропорциональное соотношение между собой данных показателей. Для этого условно разделим всю длину тела на верхнюю и нижнюю половины. Оценивать будет 2 показателя:

  • Интенсивность ежегодного роста;
  • Отношение роста в положении сидя, к росту в позиции стоя.

У дошкольников нарастание длины тела происходит по большей части из-за роста конечностей, позвоночника и незначительного увеличения головы. Ежегодная динамика процесса отражена на схеме: На ней видно, что в среднем рост тела ребенка в год происходит на 4-5 см (ростовое плато) , но существует 2 скачка (ростовой спурт) : в 4-5 и в 12-15 лет.

Первый рывок происходит в ясельном возрасте и очень важен для правильной закладки дальнейшего формирования оси позвоночника. На схеме видно, что после этого периода наступает длительное ростовое плато до 12-13 лет.

Полностью рост человека прекращается к 16-19 годам, когда завершается оссификация позвоночного столба (замена хрящевой ткани позвонков на костную) .

Среднегодовой рост позвоночника у дошкольников в поясничном отделе не превышает 0,8 см в год, в грудном – 1,4 см, а в шейном 2,2 см. Очевидно, что до пяти лет происходит более быстрый рост верхней половины грудной клетки. Данные анатомические особенности важны при оценке осанки у детей дошкольного возраста для предотвращения грубых деформаций позвоночного столба.

Чтобы упростить анализ антропометрических показателей дошкольников ученые ввели индекс пропорционального соотношения роста в различные возрастные периоды к прогнозируемому росту (см. таблицу) .

Несмотря на некоторую обобщенность подходов к формированию правильной осанки у дошкольников, в процессе роста каждого индивидуума появляются некоторые особенности анатомических структур. Поэтому при выявлении изменений в несоответствии роста позвоночника возрасту оценивают позвоночный столб на рентгенограммах.

Формирование правильной осанки в дошкольном возрасте рентгенологически сопровождается увеличением дисков и заострением тел позвонков. В среднем нарастание высоты позвонков в грудном отделе равно 1-2 мм в год, что сложно отследить на снимке. О начале патологического искривления оси позвоночного столба свидетельствует неравномерное нарастание межпозвонковых дисков и тел на разных уровнях.

Еще одним показателем оценки вертикальной оси туловища у детей дошкольного возраста является дисково-позвоночный коэффициент. Он отражает отношение высоты тела позвонка к высоте диска в оцениваемом сегменте. В норме его величина равна 4 или 5 к 1-му.

Данное соотношение уменьшается при любых патологических изменения позвоночника.

Формирование правильной осанки у дошкольников можно оценивать также по своевременности появления точек окостенения (очаги отложения солей кальция) в типичных зонах роста. Они очень хорошо прослеживаются при выполнении магнитно-резонансной томографии или рентгенографии позвоночника в прямой и боковой проекциях (метод вреден) .

Наиболее распространенным способом выявления изменений в позвоночном столбе дошкольника является апофизарный тест (Риссера) . При нем оценивается распространенностью зон обызвествления апофиза (краевая часть) позвонка (см. рисунок) .

Методика позволяет на ранних стадиях определить правильную или патологическую осанку у дошкольников, так как формирование позвонков непосредственно отражается на поддержании вертикальной оси туловища.

Для проведения теста Риссера необходимо условно разделить гребень подвздошной кости на 4 части. Особенности оценки осанки у дошкольников по апофизарному тесту:

  • Первые точки окостенения возникают в передних отделах гребня;
  • Их отсутствие расценивается, как неблагоприятный признак (точки окостенения в позвоночнике появляются согласно возрасту) .

В дошкольном возрасте первые зоны окостенения в области переднего отдела гребня должны появиться в возрасте 4,5-5 лет. Остальные зоны возникают позже (в 10-11 лет) .

Какие деформации спины наблюдаютсяу маленьких детей

У дошкольников чаще всего возникает отклонение позвоночника в стороны. Поскольку физиологические лордозы и кифозы у них не выражены, правильная осанка поддерживается в этот возрастной промежуток мышечным корсетом спины. Позвоночник до 7 лет является мягким и пластичным, поэтому легко смещается.

Какие виды искривления позвоночника появляются у детей до 7 лет:

  • Ротация – смещение позвоночного столба в горизонтальной плоскости;
  • Торсия – вращение позвонков вокруг оси;
  • Плоская спина – ровная вертикальная плоскость;
  • Круглая спина – чрезмерное выгибание позвоночника;
  • Сутулость – выраженная выпуклость в грудном отделе.

Появляется у дошкольников и смещение оси позвоночного столба в боковой плоскости – сколиозы. Оно бывает 2 типов:

  1. Сколиоз в младшем возрасте (до 2 лет жизни) наблюдается чаще у мальчиков и характеризуется левосторонним смещением оси позвоночного столба;
  2. Ювенильный сколиоз прослеживается на 3-4 году жизни ребенка. Более характерен для девочек и имеет прогрессирующее течение.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста по анатомическим и функциональным особенностям отличается от аналогов у взрослых. Детский позвоночник более подвижен, что откладывает отпечаток на клинических особенностях данной патологии.

По секрету

  • У Вас проблемы с шеей или спиной?
  • Вы внезапно можете почувствовать приступы боли…
  • А сидячая работа и низкая физическая активность отнюдь не способствуют правильной осанке…
  • Возможно, Вы перепробовали кучу средств, но ничего не помогает...
  • Сейчас читаете эти строки лишь потому, что не сильно они Вам помогли...
  • И Вы готовы воспользоваться любой возможностью, которая поможет Вам избавиться...
  • Поверьте, средство от болей в спине найдено! Перейдите по ссылке и узнайте как вылечить спину ортопедическим пластырем…

Источник SpinaZdorov.ru

Данная статья написана для коллег и родителей детей. В статье указаны причины нарушений осанки у дошкольников, от чего они возникают и как с ними бороться, а так же предложен ряз упражнений по исправлению осанки и различные коррекционные игры для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБДОУ № 60

Статья на тему:

«Как важна осанка для дошкольника»

Дошкольный возраст – это период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральный солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотическая осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Знайте , что стояние ребенка, особенно в определенной позе, очень утомительно для него, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать с ноги на ногу, пытается прислониться к чему-нибудь. Таким образом наказывая ребенка стоянием в углу, вы наказываем его физически!

Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, вот некоторые из них:

  • Мебель, не соответствующая возрасту, особенно, когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, и не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (например, лежа на ковре).
  • Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
  • Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая - на других, и посмотрите показания).
  • Неправильная поза во время сна (ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком», и пр.) Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, подложив под себя ногу).Лучшая поза для сна - на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.
  • Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь) , голова слегка наклонена вперёд.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Свежий воздух;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Расслаблять мышцы тела;
  • Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий следующие упражнения:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками) , установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Осанка определяется не только наследственностью, конституцией тела, но и зависит от условий жизни, состояния физического здоровья и психоэмоционального состояния человека. Ребенку с нарушенной осанкой часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная самооценка.

Интересные подвижные игры, в которые можно поиграть с ребенком:

«Что у нас на ножках?»

Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Взрослый прикрепляет к носочкам разноцветные ленточки. По команде: «Что у нас на ножках?» - ребенок поднимает носки и голову одновременно, смотрит на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову, потом ноги. Взрослый контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.

«По-турецки мы сидели»

Взрослый показывает ребенку, как сидеть по-турецки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевает:
По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели,
Пили, пили, ели, ели, еле-еле досидели.

Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стишок вместе со взрослым.

«Солдатики и куклы»

По команде: «Солдатики» - ребенок принимает правильную осанку.

По команде: «Куклы» - опускает голову, плечи, руки; расслабляется .

«Встань, как я»

Дети гуляют по залу. По команде: «Встань, как я» - останавливаются, принимая правильную осанку по показу взрослого.

«Гуляющие черепахи»

Ребенок идет от старта до финиша с мешочком на голове.

«Запусти космический корабль»

Ребенку предлагается запустить космический корабль. Взрослый подкидывает мяч вверх. Ребенок повторяет движения взрослого. (5-6 раз) .

Дошкольный период является важнейшим и определяющим для развития человека в целом. В этот период формируются основы физического и психического развития ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.

Используемая литература:

См.:А.П.Чабовская. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.:Просвещение,1980г.-221с.
См.:Жеребцова Ю.С.,Леонтьева М.А., Борисова М.М. Осанка дошкольника: как ее исправить, проверить, сохранить. Опыт работы. М.:2007.-150с.
Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с.


Татьяна Бойко

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка .

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки , проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей , своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника : шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым , ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка , для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская , круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка ) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении , стоянии, ходьбе.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей , предрасположенность к определенному виду нарушений осанки . В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка , но и исправить , создать новый вариант осанки .

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется . Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка . Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку . Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.



Предупредить возникновение неправильной осанки легче , чем проводить работу по ее исправлению . Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей .

Главные причины нарушения осанки недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.


Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Основным средством и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.


В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание , лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.


Упражнения для малышей чаще носят игровой характер : имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана» .

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно , энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др .

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме , например : «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение» ; «Делай как я» и др.


Для формирования правильной осанки полезны упражнения , выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела .

Волшебная палочка

Исходное положение – ноги на ширине плеч, опущенные руки держат палку за концы. Поднять руки вверх, завести палку за спину. Сделать наклон влево, затем вправо . Вернуться в исходное положение.

Маленький силач

На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?

Ласточка

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад , руки в стороны и замереть.

Повторить упражнение с левой ноги.

Велосипед

Исходное положение – лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы» . Упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку .

Кошка сердится

Исходное положение – стоя на четвереньках. Пусть ребенок представит себя кошкой : «Вот она сердится, фырчит, выгибает спинку. Прогнулась, потянулась. Успокоилась, расслабилась, снова стала доброй!»

Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.

Лягушка на берегу

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.


Литература.

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград : Учитель, 2009.

3. Красикова И. С. Осанка . Воспитание правильной осанки . Лечение нарушений осанки . / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.