Нам год и три месяца. Развитие ребенка в год и три месяца

Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.

В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.

Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.

Физические параметры в год и три месяца

В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.

Мальчики:

  • Рост – от 76 до 83 см;
  • Вес – от 10 до 13 кг;
  • Окружность головы – от 46 до 50 см;
  • Окружность груди – от 47 до 54 см.
  • Рост – от 75 до 82 см;
  • Вес – от 9 до 12 кг;
  • Окружность головы – от 45 до 48 см;
  • Окружность груди – от 47 до 52 см.

Что умеет делать малыш

В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.

Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.

К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.

Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?

  1. Самостоятельно ходит, бегает, ползает
  2. Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
  3. Пытается забираться на стулья и слезать с них
  4. Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
  5. Постигает навык самостоятельного приема пищи
  6. Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
  7. Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
  8. Пробует самостоятельно надевать одежду
  9. Активно работает кистями рук и пальцами.

В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.

Особенности психоэмоциональной сферы


В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.

Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.

В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.

Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.

Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.

С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.

Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом.

Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.

Речевые навыки


Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.

Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.

Чаще всего слова звукоподражательные : это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.

Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.

Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.

Рацион питания: что приготовить малышу

К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.

Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.

Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:

Завтрак:

  • Манная (овсяная) каша – 100 гр.
  • Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
  • Чай или компот – 100 мл.

Обед:

  • Суп с вермишелью – 100 гр.
  • Куриное суфле – 50 гр.
  • Рис на пару – 100 гр.
  • Сок – 100 гр.
  • Хлеб – 50 гр.

Полдник:

  • Фрукты – 50 гр.
  • Кефир – 100 мл.
  • Печенье – 50 гр.

Ужин:

  • Творог – 70 гр.
  • Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
  • Молоко – 100 мл.

Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.

Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.

Рецепты блюд


Манная каша

Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.

Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.

Запеканка с изюмом

Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.

Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.

Суп с вермишелью

Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.

Особенности ухода

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.

Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).

Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.

Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.

Необходимые обследования

Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.

При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.

Режим дня и сна


В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.

Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.

Примерный распорядок дня ребенка таков:

  • 7:00 – пробуждение
  • 7:10-7:30 – утреннее умывание
  • 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
  • 8:30 – 9:00 – завтрак
  • 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
  • 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
  • 12:30 – 14:30 – дневной сон
  • 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
  • 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
  • 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
  • 19:30 – 20:30 – водные процедуры
  • 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
  • 21:30 – ночной сон

Мнение доктора Комаровского


Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.

Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.

Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:

Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.

Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.

Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:

  • резкое расширение запаса понимаемых слов;
  • понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
  • длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
  • самостоятельный прием густой пищи.

Занятия с малышом

Игры


Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.

Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.

Примеры игр:

  1. Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
  2. Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.

Игрушки

Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.

Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.

Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.

Полезное видео

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.

Несколько советов:

  • Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
  • Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.

Ребенок начала 2-го года жизни во многом сохраняет черты младенчества. Он по-прежнему нуждается в помощи взрослого, его внимании, заботе и умном руководстве. У него продолжается интенсивное «созревание» коры головного мозга, идет формирование центральной нервной системы. Этим и объясняются возрастные особенности поведения: у малютки отсутствуют волевые действия – эмоции ведут его «за собой», малыш «живет» ими.

Поведение крохи ситуативно; откликаясь на многообразие окружающего мира, он демонстрирует ориентировочно-исследовательское отношение ко всему, что вызывает его любопытство . Его интересует и падающая со стола чашка, разбивающаяся на мелкие кусочки, и шагающая по двору ворона, и лужа, сверкающая на солнце, и дворник, машущий метлой, и многое другое. Никогда в будущем человек не будет смотреть на мир так заворожено, доверчиво, бескорыстно, как дитя начала второго года жизни. В этом уникальность и романтика начала второго года жизни малютки: ребенок входит в новый мир неизвестных ему отношений, приобретает навыки и умения, которые останутся значимыми на всю жизнь - ходьба, речь и мышление .

Учимся ходить

Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой - вертикальным перемещением в пространстве - очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой!» Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому хорошо, если мама и папа сумеют создать малышу максимальный комфорт для передвижений по дому.

Центральную часть комнаты, по возможности лучше освободить. Ребенок должен хорошо видеть пути передвижения. Хорошо просматриваемое им пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Малыш повторяет и повторяет удавшееся ему действие, как бы «тренируется». При этом он не избегает наиболее трудных «участков пути», если это происходит вне дома. Малыш не выбирает более ровное пространство, его притягивают и впадинки, и бугорки, и горочки, и пенечки. Он часто падает, но поднявшись самостоятельно или с помощью взрослых, все начинает сначала.

Таким образом формируется множественность «степеней свободы» движений ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия . И так во всем: дитя «завоевывает» окружающий мир, «учится» быть человеком. Например, разве ему легко управляться с ложкой? Почему ребенку в 1год З месяца так трудно поднести ее ко рту? Потому что еще не сложилась достаточная координация руки, а мелкая моторика пальцев и вовсе отсутствует. У крохи все еще впереди.

Рефлекс… любопытства

В начале 2-го года малыш часто сталкивается с новизной окружающего мира, попадая в трудные, порой травмоопасные, ситуации: увидев щель, обязательно засунет в нее палец (это может быть не только дверь, шкаф, но и консервная банка, пузырек), при виде блестящего утюга, тянется к нему, не зная, что можно обжечься, или стаскивает на пол скатерть с посудой, попадая в итоге себе на голову. Познавательная активность малыша столь велика, что даже болевые ощущения, получаемые на первых «уроках», не вызывают страха, а становятся уроками мужества и упорства.

Любопытство ребенка базируется на врожденном ориентировочном рефлексе (реакции на новизну), который дан людям самой природой . Взрослые должны учитывать эту особенность малыша: с одной стороны мир манит ребенка своей неизвестностью, с другой - учит осторожности. Да, таков этот период детства. Конечно, поведение крохи строится на рефлекторном подкреплении: дитя не может быть другим, в нем говорит природа его возраста. Родители должны знать, что в начале второго года малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного (чувственного) опыта, как бы ни было трудно управляться с непоседой .

Общение со взрослыми и их «деловые» контакты в играх с предметами и игрушками являются необходимым условием психического и физического развития малютки. Замечено, что дитя особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто входит с ним в «деловые», игровые контакты. Конечно, продолжается социализация малыша, то есть, вхождение в общество людей, усвоение формы их поведения и отношений, формирование человеческого видения мира. Усиление этой линии развития будет происходить на протяжении всего 2-го года жизни, а пока происходит переход в отношениях со взрослым от действий «рядом» к действию «вместе».

Малыш овладевает активной жизненной «деловой» позицией с ориентировкой на самостоятельность и «открытие себя как деятеля». Вот почему малютку невозможно удержать на месте, ребенку все необходимо потрогать, ощутить, увидеть реакцию взрослого на его действия. Познавая окружающее, входя в мир, малыш начинает постепенно понимать себя, своё собственное «Я», ощущать своё место в социальном окружении родных и близких. Прежде всего, дитя овладевает разнообразными внешними действиями: делает первые самостоятельные шаги, в том числе, к предмету, из положения стоя достает игрушку, переносит ее, нанизывает на стержень кольца, а не только снимает и разбрасывает, пытается самостоятельно удерживать ложку.

Не ломает, а познает!

Первые три месяца второго года жизни отличаются тем, что у малыша наблюдается нарастание двигательных умений . Он подражает взрослому, овладевая все новыми и новыми действиями с предметами. Предметная деятельность остается ведущей в этот период детства .

Огромную роль играют предметные игры ребенка с дидактическими игрушками: кольцами, пирамидками, шарами, кубиками, предметами-вкладышами. Они формируют его мышление, которое в ранний период детства носит наглядно-действенный характер. Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений проходят в развернутом, практическом действии с игрушками: например, соединяя и разъединяя кольца, шары, кубы-вкладыши, цветные колпачки. «Ребенку ничего нельзя дать в руки, он все ломает, разбирает на части, книги и картинки разрывает!» - жалуются родители, подозревая своего любимца в проказах. На самом деле такое поведение говорит о том, что малыш «анализирует» и «синтезирует» в действии с незнакомыми для него объектами, познавая их физические свойства.

Именно поэтому малютке полезны игрушки, состоящие из разных частей. Раскладывая их, малыш не ломает предмет, а разбирает. Затем собирает заново. Эта особенность детей начала 2-го года жизни была гениально «угадана» в народных игрушках: матрешках, бочатах, расписных яичках, пирамидках. Хочется отметить, что первые игры ребенка со сборно-разборными предметами, «готовят» в недрах наглядно-действенного мышления более высокие формы мыслительной деятельности.

Ребенок постепенно учится устанавливать «внутренние» связи между предметами, объединяя или разъединяя их по каким-либо признакам. Но это в будущем, а пока малыш обнаруживает сенсомоторный интеллект . Он реагирует лишь на то, что находится перед его глазами и что он непосредственно видит в руках взрослого или в собственных ладошках. Заметно, что дитя проявляет больший интерес к предметам, которые находятся в руках у взрослых, и которым мама и папа дают положительную оценку в его присутствии. Даже самая невзрачная машинка в таком случае становится приоритетной для крохи по сравнению с любой самой яркой и эффектной. Импульсивность малыша, быстрый переход от слез к смеху и наоборот – по этим качествам в поведении малютка очень близок с младенцем конца первого года. Он очень зависим от ситуации, у него отсутствует планирование и прогнозирование собственных действий, отсутствует волевое поведение. Порой взрослому даже не приходит в голову, что малыш может выкинуть в последующую минуту.

Вот почему родителям необходимо знать особенности возраста и усвоить приемы общения с малышом, подкрепленные эмоциональной, ориентировочно-чувственной основой – показать игрушку, поиграть в «Ладушки», «Поехали-поехали», «Прятки». Помогут и малые фольклорные жанры для самых маленьких, такие как: потешки, песенки, стихи. Но пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу. Звуковые игрушки так же любимы малышами начала 2-го года: барабан, бубен, колокольчики, погремушки. Ребенок быстро усваивает их тембр. И к 1году 3 месяцам не только самостоятельно «играет», но и находит их по просьбе взрослых. Эмоциональность ребенка проявляется и в том, что дети в этом возрасте не контролируют своих чувств. Поэтому от взрослых, особенно от матери и отца, требуется большое терпение и мудрость.

Второй год - самый тяжелый в жизни родителей, потому что дитя требует «глаз да глаз» за собой. Многие предметы обладают скрытыми свойствами, о которых дитя не имеет пока ни малейшего представления. Действительно, как можно узнать, что такое горячее - холодное, острое - тупое, гладкое - колючее, если не прикоснуться к этому?

Контролируем процесс развития

В каждую стадию своего раннего детства малыш должен достигать определенных высот. Развитие его и после года продолжает идти быстрыми темпами, если взрослые уделяют крохе должное внимание и проявляют заботу. Следует учитывать, что переход от младенчества к раннему детству происходит не в одночасье, а осуществляется постепенно, на протяжении всего 2-го года, по мере роста и развития малютки. Но это – не спонтанный процесс, который осуществляется без участия взрослого. И тут не следует полагаться на сильную природу детства, на то, что ребенок сам собой достигнет вершин человеческого развития.

Если будут отсутствовать благоприятные социальные условия жизни, развивающее общение и развивающая среда, а также активная деятельность самого малыша - дитя в психическом развитии может остаться на уровне младенчества. Вот почему педагоги, психологи, врачи «отслеживают», как развивается малыш, по микропериодам его жизни. Эта система проверок овладения соответствующими умственными действиями, навыками и умениями тестируется не только на 1-ом году, но и 2-ом году жизни малыша, а четыре триместра: от 1 года до 1 года и 3 месяцев, от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев и от 1 года 9 месяцев до 2-х лет - это «вехи» в поступательном развитии .

Каждый триместр имеет свои задачи и рассчитан на соответствующий уровень усвоения и развития. Если дитя отстает на 2-3 триместра от нормы - это характеризуется как сильная задержка психического развития. Необходимо искать причины такого состояния малыша и корректировать его развитие. Потеря времени может обернуться нервным срывом для малыша. Он начинает демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Ведущими линиями по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие . В развитии речи не видится большого прогресса: дитя пользуется возгласами, подражательными речевыми реакциями и лепетными словами. Понимает малыш значительно больше слов, чем может произносить. По-прежнему большую роль в умственном развитии играет сенсорное воспитание и развитие действий с предметами.

Особое значение от 1 года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывам для малыша. Он начинает демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Очень важно своевременно и правильно взять старт начала 2-го года, осуществляя задачи, стоящие в первом триместре.

Мини-программа первого триместра второго года жизни Задачи воспитания

Продолжать совершенствовать развитие основных, общих движений и целенаправленных действий руки. Расширять двигательные возможности ребенка.

Активно формировать координацию движений при ходьбе , смене положения тела и направления движения.

Развивать чувство равновесия при выполнении действий с предметами (игрушками), переходя из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот.

Развивать ориентировку ребенка в ближнем пространстве. На ориентировочно-чувственной основе способствовать познанию объективных физических закономерностей окружающего мира: разные расстояния (далеко – близко), особенность полого и сквозного пространства, соотношение величин (малое – большое, можно вложить маленькую матрешку в большую и маленький стаканчик в большой, а не наоборот) и зависимость действий от формы (кубики складывать, шары - катать.).

Продолжать развивать интеллект и речь : знакомить с названиями предметов, развивать элементарные обобщения, познавательную и коммуникативную функции речи.

Способствовать устойчивости эмоционально – положительных состояний ребенка. Оберегать нервную систему малыша от стрессов и излишней эмоциональной напряженности.

Формировать доверие к окружающему миру и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Воспитывать первые навыки и привычки – получать удовольствие от аккуратности и опрятности в физическом состоянии и одежде.

Воспитывать посильную самостоятельность в некоторых процессах (приеме пищи, умывании, одевании).

Обеспечить ребенку здоровый образ жизни.

Побуждать ребенка к самостоятельной ходьбе.

Создавать ситуации, побуждающие к перемене тела в пространстве – поворотам, наклонам, приседаниям.

Способствовать малышу в овладении умением переносить легкие предметы (игрушки) на расстояние 3-5 метров, перешагивать невысокие препятствия (10-12 см). Подниматься с ними на высоту детской горки (приставным шагом).

Расширять сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, используя дидактические игрушки и пособия:

а) перекатывание шаров, складывание кубов, нанизывание колец на стержень;

б) практические действия с игрушками-вкладышами (вкладывать и вытаскивать один из другого цветные колпачки, кубы)

в) занятия с народными сборно-разборными игрушками (собирать и разбирать матрешки, пирамидки, бочата).

Расширить запас понимаемых слов (50-100), активизировать лепетную речь с помощью введения отдельных облегченных слов («га-га» - уточка, «ляля» - куколка, «топ-топ» - идти). Расширить активный словарь (10-15 слов).

Постепенно расширять социальные контакты малыша с посторонними взрослыми и детьми. В условиях детского сообщества формировать игру «рядом» (то есть не мешать играющему рядом товарищу).

Продолжать проводить игровые «разученные» действия («Ладушки», «До свидания», «Прятки» и т.п.).

Замечать и правильно реагировать на мокрые штанишки, облитый нагрудник, грязные ладошки.

Научить уверенно держать в руках чашку, пользоваться ложкой, подавать платочек, шапочку при одевании.

Исключить гиподинамию (малоподвижность), обеспечить ребенку правильный режим, проводить закаливание, гимнастику.

При этом резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности . Еще бы – ведь он САМ уже встал на ноги и даже научился ходить. Благодаря невиданной доселе свободе действий – кроха почувствовал себя независимым от родителей. И к их удивлению: он начинает демонстрировать свое упрямство, нервозность. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства. О том, как преодолеть кризис первого года жизни ребенка Вы можете прочитать в статье: "Кризис первого года жизни ребенка – как его преодолеть?"

Ведущие линии развития ребенка

Откликаясь на различные ситуации в окружающем его мире, ребенок проявляет любопытство, пытается сориентироваться, исследовать их. Его интересует буквально все - и падающая с крыши сосулька, разбивающаяся на мелкие льдинки, и суетливо чирикающие во дворе воробышки, трактор, разгребающий снег, и многое другое. Малыш входит в новый мир человеческих отношений, приобретает новые качества, навыки и умения, которые останутся с ним на всю его последующую жизнь - ходьба, речь и мышление . Ведущими линиями развития по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие.

В развитии речи не предвидится большого прогресса: кроха пользуется несложными коротенькими словами, порой лишь отдаленно напоминающими слова взрослых. Какое количество слов должен уметь произносить ребенок? Говорить это нет смысла, так как абсолютно здоровые и нормальные дети - все говорят по разному, в индивидуальном порядке.

Конечно же - понимает малыш гораздо больше больше слов, чем может произносить. Общаться с ребенком лучше и плодотворнее - основываясь на эмоциональной чувственной базе – показать игрушку, поиграть в «Ладушки», «Поехали-поехали», «Прятки». Помогут и фольклор для самых маленьких: потешки, песенки, стихи. Главное - пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу.

По-прежнему наибольшую роль в умственном развитии играет сенсорное развитие (действий с предметами). Особое значение от I года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка.

Рефлексы любопытства!

Ваш малыш все чаще стал напоминать «Любопытную Варвару»? Учеными доказано, что любознательность ребенка в этом возрасте исходит из врожденного рефлекса - реакции на новизну, который дан ему самой природой. Да, такова природа детства - во многом поведение крохи строится на рефлексах и инкстинктах: и он не может вести себя по другому!

Очень важно понимать и учитывать эту особенность малыша: мир манит ребенка своей неизвестностью, поэтому необходимо прививать малышу понятие осторожности.

Ваш кроха и социум

Социализация малыша, то есть, вхождение в мир людей, идет полным ходом. А входя в общество, ребенок начинает постепенно понимать себя, своё собственное «Я», ощущать своё место в социальном окружении родных и близких.

Наступило время, когда малыш начинает чувствовать себя более самостоятельным и открывает в себе «деятеля». И поэтому его трудно усидеть на месте, ему непременно нужно все потрогать, ощутить, и непременно увидеть реакцию взрослого на его действия. Общение с мамой и «деловые» контакты с ней в играх с игрушками - это необходимые условия психического и физического развития малютки.

Нетрудно заметить, что ребенок особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто и интересно играет с ним. С примерами развивающих игр с ребенком возраста 1 год – 1 год и 3 месяца – можете ознакомиться в статье «Развивающие игры с ребенком возраста 1 г.-1 г. 3 мес.».

Предметная деятельность малыша - игра

В первые три месяца второго года жизни у ребенка наблюдается нарастание двигательных умений. Он во всем подражает взрослому, постепенно овладевая все новыми и новыми действиями с предметами.

Источником развития ребенка являются игры с развивающими игрушками: шариками, кубиками, пирамидками, матершками, игрушками-вкладышами, игрушками с сюрпризом, игровыми логическими центрами.

Такие игрушки развивают его наглядно-действенный характер мышления. Причем анализ и синтез, сравнение и первые обобщения в сознании Вашего ребенка происходят пока только в практическом действии: например, соединяя и разъединяя кольца пирамидки, катая шарики, вкладывая цветные колпачк, вкладыши, матрешки.

Ваш ребенок все разбирает на части, ломает, рвет книги и бумагу? Здесь нет причин для беспокойства - это не хулиганство, на самом деле такое поведение говорит о том, что малыш ставит свои опыты – так он на практике познает их свойства.

Именно поэтому крохе необходимы игрушки, состоящие из разных частей. Разбирая и собирая их - ребенок совершенствует и подтверждает раз от раза в своей памяти эти новые знания. Прекрасный дидактический пример таких игрушек – игрушки вкладыши (подробнее – «Развивающие игрушки – вкладыши» )..
Кроха постепенно выстраивает в своем сознании «внутренние» связи между предметами, объединяя их по каким-либо признакам. С каждым днем он развивает свой сенсомоторный интеллект, или как его еще называют - интеллект на кончиках пальцев. Абстрактное мышление ему еще недоступно, кроха реагирует лишь на то, что находится в его ладошках и перед его глазами, или, то, что он непосредственно видит в Ваших руках.

Как и раньше ребенок проявляет большой интерес к предметам, которые находятся в руках у Вас, и которые Вы обсуждаете в его присутствии. Но уже сейчас он живо интересуется и другими игрушками. Звуковые и музыкальные игрушки особенно любимы малышами начала 2-го года: это и колокольчики, и погремушки, и барабан, металлофон, бубен. Ребенок быстро начинает узнавать их тембр. Он не только находит их по просьбе взрослых, но и самостоятельно «музицирует».

Дитя второго года жизни все так же требует за собой «глаз да глаз», поэтому это очень тяжелый год в жизни родителей. Многие предметы обладают скрытыми, а порой и опасными свойствами, о которых дитя не пока ничего не догадывается. Но, как же малыш сможет узнать, что такое острое - тупое, холодное - горячее, колючее - гладкое, если не потрогает это?

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье «Развивающее детское видео – обратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Это волнующее слово «Кризис». Как избежать кризиса первого года ребенка?

Рубеж первого года жизни - это важный этап в становлении личности реенка: он начинает осознавать себя самостоятельным человеком. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, никак не хочет ложиться в постель, если пора спать, чем ставит родителей в тупик. Как вести себя с малышом, чтобы избежать неприятностей первого в его жизни кризиса? Об этом читайте в статье "Кризис первого года – как его преодолеть ? "

Воспитание любовью...

Воспитывать ребенка любовью – это значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как правильно сказать ребенку «нет»

А что делать, чтобы запретов было меньше - читайте

Как правильно похвалить ребенка

Когда начинать приучение к горшку?

Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев.
На настоящий момент – самое большее, что Вы сможете сделать – это отказаться от подгузников в дневное время, одевая их лишь на ночь.

Физическое развитие ребенка

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте в разделе: «Закаливание детей ». . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Вашему крохе - 1год и 3 месяца. Уверенной поступью он переходит из младенческого возраста в период раннего детства. В чем это проявляется? В развитии и совершенствовании двух отличительных умений Человека - прямохождения и речи.

Движение…

Обычно к 1 году 3 месяцам ребенок уже уверенно ходит, а к полутора годам – свободно и самостоятельно перемещается в различных направлениях. Но ходьба еще не достигла совершенства в полной мере, эти навыки будут «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Речь…

Малыш продолжает овладевать речью. В первые три месяца второго года жизни у крохи в активном словаре было примерно 10 слов (в том числе и лепетных): «мама», «папа», «баба», «дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко», «ля-ля» и пр. Этот «запас» сохранился и даже расширился, а некоторые слова теперь выступают в качестве обобщенных. Например, если малютка называет кошку «мя-а-а», то в его лексиконе это слово может обозначить и мягкую, пушистую как кошка – бабушкину шаль! Это значит, что в речи ребенка появились первые обобщения, по сходным признакам предметов.

Что это значит? Многое: например, то, что ребенок внимательно наблюдает за окружающим его миром. Далее, дитя делает попытки разобраться во всей информации, которую предоставляет ему его собственный жизненный опыт, а главное - он уже начинает делать первые сравнения. Пусть малыш пока «откликается» только на внешние признаки предметов – все же это начало логической мыслительной деятельности. Например, уже к полутора годам кроха способен не просто выделить новую или наиболее яркую, бросающуюся в глаза, игрушку, но и заметить сходство и различие во внешнем виде у двух игрушек.

Ребенок еще лучше стал понимать обращенную к нему речь, и, хоть и с большим трудом, начинает повторять услышанные слова.
Считают нормой, если к 1 г. 6 мес. Ребенок может воспроизвести примерно 30-40 слов. Но, конечно же, понимает он в 10 раз больше. Вы замечаете, как ведет себя малыш, когда Вы ему что-то говорите, поете или читаете? Он замирает, вглядываясь в Ваше лицо, он с удовольствием готов Вас слушать!

Развиваемся - играя!

Как и раньше, большое значение для развития ребенка в этом возрасте имеют предметные игры – в том числе и с дидактическими игрушками и пособиями. Теперь действия крохи с игрушкой заметно усложнились, приобрели поисковый характер. То есть, малыш, играя, желает познать все свойства игрушки, в том числе и скрытые, которые сразу невозможно увидеть. Теперь, глядя на игрушку, он хочет не только знать «что это?» (хотя порой может определить сам), но и «что с этим можно делать?». Таким образом, в понимании ребенка появились действия с предметами, с учетом их функциональности. То есть – машинку надо катать, куклу кормить, из кубиков строить башенку. Но это еще не ролевая игра, в полном смысле этого слова, а лишь отобразительные действия, которые ребенок копирует из увиденного в жизни.

Ученые утверждают, что ребенок, в этом возрасте, может играть с игрушкой довольно долго, не отвлекаясь, но только, если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если эта игрушка – с сюрпризом (Подробнее об игрушках с сюрпризом). Таким образом, если развивающие игрушки подобраны правильно – то со временем в поведении ребенка появляется устойчивость внимания в игре, которая, в свою очередь, имеет большое значение в формировании его интеллекта и умственных способностей.

Вот почему Ваше общение с ребенком - по его значимости трудно переоценить . Крохе необходимо постоянно демонстрировать действия с предметами быта и игрушками, каждый день необходимо выделять время для занятий и игр, чаще взаимодействовать друг с другом, создавая благоприятную среду партнерских отношений.

Лучшие развивающие игры и игрушки для ребенка возраста 1-3 лет

Игре на нашем сайте уделяется большое внимание, ибо это лучшая "развивающая методика" для детей, потому что соотвествует их "детской" природе. Поэтому мы создали целые разделы, посвященные настоящим развивающим играм и игрушкам:

Ознакомясь с ними, Вы откроете для себя множество секретов правильного подбора игрушек, и построение развивающих игр.

Развитие интеллекта в игре:

Продолжайте развивать наглядно-действенное мышление. То есть, в процессе игры наглядно формируйте в понимании ребенка первые обобщения предметов (каша, суп, огурец – еда, и пр.).

Расширяйте в предметной игре сенсорный опыт ребенка. В этом возрасте уже можно выполнять с ребенком первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по принципу - «такой же» и «не такой». Пусть эти задания состоят из одного действия: например - величина «большой - маленький», или форма «шарик-кубик».

Продолжайте совершенствовать ориентировочные реакции на слух. Можно уже вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные игрушки, инструменты).

Продолжайте играть с ребенком во все виды развивающих игр: сюжетные, дидактические, и пр. Мы подобрали для Вашего малыша несколько подходящих ему по возрасту игр – об этом в статье «Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев».

Знакомство с окружающим миром

Обогащайте сенсорный опыт ребенка при действиях с различного рода предметами. Так Вы на практике дадите ему возможность познавать физические закономерности окружающего мира. Это может быть осознание расстояния («далеко-близко»). А при действиях - соотношение величины предмета (например, вкладыш можно вложить маленький в большой, но не наоборот). В том числе и зависимость действий от формы предмета (шарики – катать, из кубиков – строить).

Пользуйтесь замечательной возможностью ребенка – подражать взрослому – это тоже отличный способ познания окружающего мира. На данном этапе это можно делать опять же через игру: с куклой - «Покорми Лялю», машинкой - «Как машинка едет?».

Не забывайте еще об одной отличительной особенности ребенка раннего возраста – необузданное стремление к самостоятельности. Пусть малыш сам кушает ложкой, натягивает носочки, умывается – это пойдет ему только на пользу.

Ну и последнее по порядку, но главное по значению – очень важно для развития ребенка - создать в семье доброжелательную энергетическую среду, основанную на любви ко всем членам семьи. Оберегайте еще слабенькую нервную систему ребенка от стрессов и негативных ситуаций.

Развитие речи ребенка

При общении помните о развитии у ребенка понимания речи взрослого. Постепенно расширяйте свой словарь обращений к ребенку, называйте предметы, окружающие его и действия с ними. Не забывайте о полезных советах статьи «Как научить ребенка понимать речь»

Развивайте и активную речь ребенка. Побуждайте малыша к общению, продолжайте вводить в лексикон малыша простые облегченные слова, состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка). Создавайте ситуации диалога с ребенком, при этом используйте все доступные средства общения: мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, лепетные слова.

Старайтесь регулярно проводить артикуляционную гимнастику.

Воспитание: Маленький «Вездесуйка»!

Ваш малыш постоянно и безудержно лезет во все ящички, коробочки, сумки, предметы бытовой техники? Не отчаивайтесь – тут есть повод для радости - кроха развивается правильно, в соответствии с его возрастом. Помните, что программа этого периода детства, заложенная на генетическом уровне – это накопление сенсорного (чувственного) опыта в познании информации о свойствах окружающего мира.

Все в поведении ребенка строится на непроизвольном интересе, любопытстве. Но малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и законы гравитации – хоть и приходится падать, и постоянства смены явлений, например «утро-вечер» - хоть и приходится капризничать при уходе ко сну. Именно познанное в раннем детстве – основа формирования его человеческих возможностей, так необходимых в последующей жизни.

Относитесь к чудачествам ребенка с пониманием, не лишайте его радости познания окружающего мира, при этом мудро руководя этим процессом.

Как контролировать стихию детского любопытства?

Отдельную тему можно завести по вынужденным запретам для ребенка – таким, когда дело касается опасности для его здоровья, или даже жизни. В этот период жизни дитя делает все вопреки запретам, и в ответ на очередное «нельзя» ребенок упрямо «идет напролом», не внимая уговорам… Идет на поводу своего любопытства – «А что будет?». И любопытство это – как непреодолимая стихия, захватывает все его существо.

Как же ее контролировать?

Пример: Вы говорите – «В лужу не ходи, промочишь ноги!», ребенок же упрямо направляется в лужу… Все что Вам нужно сейчас, это взять себя в руки, а ситуацию под контроль. Возьмите кроху на руки, и, обойдя лужу, объясните последствия мокрых ног. А затем быстро обратите ситуацию в полезное русло: «Давай лучше кинем в лужу камушек! Получатся брызги!», или, «…попускаем кораблики».

Хорошо, если Вы при этом пошутите, посмеетесь, на ходу сочините какой-нибудь простое четверостишие:

По дорожке я иду,
Вижу лужу глубоку…
В лужу я не побегу,
Постою на берегу.

В итоге, каким бы импульсивным ни был ребенок, он постепенно усвоит эти правила поведения. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения и педагогической подготовленности родителей и других близких взрослых. И напоследок упомянем еще пару важных советов:

Требования по воспитанию должны предъявляться к ребенку всеми членами семьи, и не противоречить друг другу. Причем все взрослые должны во всем подавать ребенку положительный пример.

Чтобы сберечь нервную систему малыша – организуйте его воспитание так, чтобы он в процессе общения со взрослым получал примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запретов.

Не применяйте в общении физические наказания, скучные нотации, сердитые окрики и театральные стоны! Мудро выводите малютку из всех нежелательных ситуаций, используя, как мы уже писали «отвлекающие маневры».

Если Вы ребенку что-то запрещаете, в этот момент особенно важно внимательно следить за своей речью, знать цену отдельным словам. Например, отдельная статья про слово «нельзя» -

В итоге правильного педагогического подхода к воспитанию, у детей раннего возраста проходит тревожность, плаксивость, свойственная началу 2-го года. И к 1 г. 6. мес. у ребенка возникает доверие к окружающему миру – это важно, ведь именно на доверии строятся все последующие достижения малютки.

Физическое развитие:

Не забывайте и о совершенствовании координации движений ребенка в пространстве , в том числе и равновесие при смене положений тела (например - поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Для этого в процессе игры, можно усложнять ситуации, побуждающие смену направлений движения.

Для развития чувства равновесия – так же хорошо подойдут такие занятия: пусть в процессе игры ребенок пойдет по «мостику» - положенной на пол доске, или попрыгает по болотным кочкам – разложенным на полу, недалеко друг от друга, листочкам бумаги А4. Так же неплохо для этих целей использовать домашние качели, лошадки - качалки.

Регулярно побуждайте к выполнению двигательного задания, состоящего из одного простого действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»). Это будет улучшать ориентировку ребенка в пространстве.

Очень важно развивать и координацию руки, мелкую моторику пальцев. В таких занятиях не обойтись и без специальных пособий, развивающих «ручные умения», таких как, «шнуровка», «бусы», «цепи» предметов.

  • подробнее о гимнастике - в статье

В этой статье:

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает идти полным ходом. Визуально малыш изменяется мало (становится немного выше, лишается младенческих округлостей), а вот внутри него происходят колоссальные изменения.

Как изменяются физическое показатели?

Средние показатели роста, веса и окружности головы у мальчиков и девочек несколько различаются. Мальчики весят от 9,2 до 11,5 кг, их рост составляет от 76,6 до 81,7 см. Окружность головы колеблется между показателями 45,5 и 48,1 см. Девочки в 1 год и три месяца весят от 8,5 до 10,9 кг, тогда как их рост составляет от 74,8 до 80,2 см. Что касается окружности головы, то у девочек эти показатели колеблются между 44,7 и 47,0 см.

В этом возрасте малыши пытаются быть самостоятельными, поэтому при возможности отказываются от помощи взрослых. Родители должны проявить понимание и терпение, позволяя ребенку делать то, что он хочет, самостоятельно. Пусть кроха пробует сам одеваться, мыть руки, чистить зубы и, конечно же, кушать, орудуя ложкой и вилкой. Позволяйте малышу пить из чашки, даже если пока у него это получается недостаточно аккуратно. Отдавайте предпочтение небьющейся посуде из безопасных цветных материалов.

Особенно важно для малышей в этом возрасте быть похожим на взрослых, которые их окружают. Ребенок в 1 год и 3 месяца очень наблюдателен и с удовольствием подражает походке дедушки, чиху мамы или «газетной заинтересованности» папы. Родители могут воспользоваться желанием малыша подражать, чтобы научить его простым играм и действиям, таким как «ладушки» или «сорока-белобока».

Особенности развития двигательных навыков

В год и три месяца ходьба у деток становится более уверенной. Малыши уже не просто ходят и бегают – они способны удерживать игрушки и другие предметы в вертикальном положении, катить или толкать перед собой игрушку, умеют вставать на носочки, чтобы дотянуться до цели.

Уверенная ходьба не означает отсутствие падений. и родителям нужно быть к этому готовыми. Если ребенок пока не способен передвигаться быстро и максимально безопасно и требует помощи, ему нельзя в этом отказывать. Пусть кроха держится за ваши руки или хотя бы за указательные пальцы, если ему так спокойнее. Со временем у него пройдет страх, а на его место придет стопроцентная уверенность в своей способности ходить.

Как правило, большая часть деток в возрасте года и трех месяцев могут проходить не меньше 20 шагов без остановки. Кроме того, многие из них к этому времени уже умеют садиться и вставать без опоры.

Малыши уже способны резко менять направление движения, пробуют ходить задом наперед. Поэтому родителям нужно заранее позаботиться о том, чтобы в пределах досягаемости малыша не было опасных предметов.

В 15 месяцев дети с удовольствием изучают новые территории. Они
бесконечно залезают и слезают с кресел, диванов и даже столов, пробуют использовать по назначению карандаши и фломастеры.

Ребенок в этом возрасте уже пользуется чашкой, но пока не способен ставить ее на место, предлагая взрослым делать это за него. Что касается пищи, то малыш уже может есть густую или полугустую еду сам, даже если раньше он этого не делал.

Как происходит психическое развитие?

В 15 месяцев малыш старается все пробовать на вкус, включая собственные части тела. Огромную роль в жизни ребенка в этом возрасте выполняет игровая деятельность, которая становится гораздо разнообразнее благодаря умению ходить. Кроха будет счастлив, если родители подарят ему детскую тележку или коляску, которые можно катить впереди или тащить за собой.

Отличный вариант полезного и интересного совместного времяпровождения - это строительство башен из кубиков вместе с ребенком. Старайтесь учить малыша использовать более чем два кубика, проявляя терпение. В 15 месяцев кроха уже в состоянии, не выбрасывая кубики, сосредоточенно построить из них башню.

Учите кроху заниматься не только с кубиками, но и с пирамидкой. Показывайте, как снимать и надевать кольца, пока не делая акцент на группирование их по каким-то определенным признакам. Главное на этом этапе - научиться надевать и снимать кольца через стержень. В этом возрасте малыш уже в состоянии будет «одолеть» до 5 колец, если нужно их снять и надеть одно-два кольца.

От года до полутора лет малыши проявляют повышенный интерес ко всякого рода веревочкам, шнуркам и дырочкам. Родители должны подумать о том, чтобы дать возможность малышу развиваться в процессе изучения подобных игр, по двум причинам:

  1. Это развивает мелкую моторику пальцев
  2. Это улучшает внимание и концентрацию.

Если подобные игры не заинтересовали кроху, то не стоит настаивать на их освоении. Предложите малышу поиграть в них через месяц: скорее всего, он пока просто не созрел для таких скрупулёзных занятий.

Идеальный вариант для развития ребенка в этом возрасте - это компактные и доступные игрушки-вкладыши, которые представляют собой определенные предметы, которые нужно уложить в подходящие отверстия. Игрушки могут быть трех видов:

  • вкладыши в рамку;
  • в пирамидку;
  • друг в друга.

Каждый из вариантов вкладышей улучшает моторику пальцев, зрительное и тактильное восприятие, координацию ребенка. Чтобы кроха понял задание, ему необходимо показать, как обходиться с новыми игрушками.

Детей в этом возрасте особенно интересуют сами действия, которые можно сделать с игрушкой. Поэтому не стоит акцентировать его внимание исключительно на эмоционально-смысловом ее значении.

Указательный жест - что символизирует?

В один год и три месяца малыш все чаще указывает на предметы и объекты
указательным пальцем, стараясь обратить внимание взрослых на то, что его заинтересовало или чего ему хочется.

Если ребенок чего-то не хочет, он уже умеет это показать - отрицательным покачиванием головы. В случае согласия малыш способен утвердительно кивать.

В 1 год и 3 месяца кроха с удовольствием проводит время, знакомясь с содержанием детских книг вместе с родителями, переворачивая сразу по много страниц. Малыш в это время проявляет интерес к сказкам, слушает и проводит ассоциации услышанного с картинками в книге. Если попросить кроху показать что-то на картинке, он с удовольствием это сделает.

Изучение речи

В 15 месяцев очень немногие дети начинают говорить, но именно в этот период происходит пополнение их пассивного словаря. Ребенок уже помнит, как зовут родителей и близких родственников, знает названия окружающих предметов, клички животных, игрушек. Проверить это легко, если попросить кроху показать пальчиком на какой-либо предмет либо принести его.

В этот период у малыша развивается и улучшается способность к обобщению. Например, если попросить кроху принести мяч, он, скорее всего,
принесет сразу несколько, включая тот, которым чаще всего играет. Также дело будет обстоять и с машинками. Попросите ребенка принести машинки, и он выполнит просьбу - принесет сразу несколько.

Учитывая недостаточный опыт малыша, следует понимать, что его обобщения не всегда правильные. Дети в этом возрасте могут обобщать по геометрической форме и функциональным признакам. Например, под словом «шар» кроха может понимать все круглые предметы, также он может объединять по функциональному признаку сразу несколько предметов: шапку, кепку, бондану, шляпу и пр.

Малыш в этом возрасте понимает смысл слов, обозначающих определенные действия или даже ситуации. Он должен уметь выполнять до трех пошаговых действий, как простых, так и более сложных. Учитывайте, что кроха способен понимать инструкции в словесной форме, даже если взрослый не окрасит их жестами.

Внедрение в жизнь ребенка запретов

Принимая во внимание расширение области взаимодействия крохи с разнообразными предметами, следует понимать, что без запретов на данном этапе уже не обойтись. Малыш должен знать, где его вещи, а где нет, что можно брать, а что нельзя, потому что оно чужое. У многих деток понятие чужого развивается самостоятельно; если же этого не происходит, то можно поиграть с крохой в игру, целью которой станет прояснение ситуации с «мое» и «не мое».

Чаще разговаривайте с малышом, показывая на вещи и объясняя, кому они принадлежат. Например, собираясь на прогулку, мама может показывать на свои сапоги, куртку, комментируя «мои сапоги», «моя куртка», после чего передать свои сапоги дочке и сказать: «Мои сапоги у
Маши», затем надеть шапочку ребенку, проговаривая: «Машина шапочка на маме». Такая игра обязательно понравится малышу, который сообразит, где чьи вещи, и, скорее всего, захочет получить свои обратно.

Чтобы понять, что ребенок усвоил урок, можно предложить ему сгруппировать его вещи, мамины вещи и, например, папины. В процессе обучения не забывайте постоянно показывать на вещи и предметы в квартире, объясняя, кому они принадлежат. Постепенно малыш будет запоминать, чем ему можно пользоваться, а чем нет.

Приучая ребенка в этом возрасте к запретам, нужно понимать, что чаще всего главной причиной его нежелания принимать правила является не что иное, как свойственный этому периоду негативизм.

Развитие активной речи

В 1 год и 3 месяца ребенок уже способен узнавать родителей и близких родственников на фото или видео. Чтобы стимулировать развитие речи крохи, можно задавать ему в такие моменты наводящие вопросы до тех пор, пока он не назовет человека на фото или видео по имени.

У большинства детей в этом возрасте в словарном запасе уже имеется около 6 простых слов, помимо самых простых: «дай», «на», «мама», «баба» или «папа». Не имея достаточного количества слов для выражения эмоций и желаний, малыши используют одно слово в нескольких значениях,
дополняя его жестами и похожими на мычание звуками - это вполне нормальный процесс.

Еще до полутора лет ребенка уже способен говорить простыми предложениям из нескольких только ему понятных слов, что позволяет говорить о формировании стройной, хотя пока и не совсем ясной речи. Нет никакого смысла просить малыша замедлить речь с целью разобрать в ней отдельные слова. Основная часть звукосочетаний пока не являются словами, а нужны лишь для того, чтобы ускорить развитие активной речи.
Пример меню для малыша на 3 дня

Естественно, что в год и три месяца ребенок, помимо грудного молока (если он все еще на грудном вскармливании), получает целый ряд продуктов с общего стола. Меню для крохи пока еще отличается от меню взрослого человека и разрабатывается с учетом особенностей не до конца налаженной работы его ЖКТ. Ниже в таблице предлагается примерный вариант меню на три дня.

Время дня 1 день 2-й день 3-й день
Завтрак Гречка на молоке, тост с маслом, чай с лимоном Салат из вареной свеклы с яблоком, омлет на пару, какао, тост с маслом Молочная каша с тыквой, чай, хлеб с маслом
Обед Овощной суп с рисом, рыбные биточки, картофельное пюре, компот, хлеб Молочный суп с морковкой и картофелем, паровые котлеты, овощи на пару Куриный бульон с яичным желтком, ленивые голубцы, кисель, хлеб
Полдник Кефир и печенье Фруктовое пюре, йогурт Блинчики с повидлом и кефир
Ужин Картофельные зразы, творог с зеленью, теплое молоко Рисово-морковное суфле, тертое яблоко с запеченной тыквой, молоко Гречневый пудинг с творогом, фруктовое пюре, чай с молоком

Дополнительно перед сном можно прикладывать ребенка к груди, если он все еще не готов к отлучению.