Физическое развитие. Факторы, влияющие на физическое развитие

Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Что же понимается под «физическим развитием»?

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.

На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:

· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.

Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.

3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.

Физическое развитие это:

Физическое развитие I Физи́ческое разви́тие совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф. р. Изучение последнего основывается на использовании антропометрических методов (см. Антропометрия) исследования таких показателей, как Рост, Вес тела, степень полового созревания (Половое созревание) и др., оценке их соответствия Полу и Возрасту обследуемого с помощью ростовесовых таблиц. Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья. Определенное влияние на Ф. р. оказывают наследственность, социально-экономические условия, питание, занятия физической культурой. Наиболее важное значение имеет оценка Ф. р. у детей и подростков при проведении диспансеризации, позволяющая выявить наиболее ранние признаки таких заболеваний, как ожирение, нанизм, гигантизм, гипогонадизм, преждевременное половое развитие, а также нарушения питания, чрезмерную физическую нагрузку, неблагоприятные социально-бытовые условия. II Физи́ческое разви́тие 1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность; оценивается методом антропометрии, обобщенные данные которой служат одним из показателей состояния здоровья населения.

1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг.

Исследование и оценка физического развития человека

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измерения - антропометрия (соматометрия).

При исследовании физического развития человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей).

Состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр. Позвоночник осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагитальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в передне-заднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

При определении формы ног обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при 0-образной форме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной - один ко-ленный сустав заходит за другой.

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. При осмотре опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллесова сухожилия и пятки при нагрузке. Помимо осмотра, можно получить отпечатки стопы (плантография).

Осмотр грудной клетки нужен для определения ее формы, симметричности в дыхании обеих половин грудной клетки и типа дыхания.

Форма грудной клетки , соответственно конституциональным типам, бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гитерстеническая. Чаще грудная клетка бывает смешанной формы.

При исследовании грудной клетки необходимо также обратить внимание на тип дыхания, его частоту, глубину и ритм. Различают следующие типы дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Если дыхательные движения выполняются в основном за счет сокращения межреберных мышц, то говорят о грудном, или реберном, типе дыхания. Он присущ в основном женщинам. Брюшной тип дыхания характерен для мужчин. Смешанный тип, при котором в дыхании участвуют нижние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, характерен для спортсменов.

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и др. О развитии мускулатуры дополнительно судят по положению лопаток, форме живота и т.д. Развитость мускулатуры в значительной мере определяет силу, выносливость человека и вид спорта, которым он занимается.

Степень полового созревания - важная часть характеристики физического развития школьников; она определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области. Кроме того, у девочек, - по развитию молочной железы и времени появления менструаций, у юношей -по развитию волосяного покрова на лице, кадыке и мутации голоса.

Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. Конституция - это особенности те-лосложения человека. Выделяют три типа конституции (рис. 7): гиперстенический, астенический и нормостенический..

При гиперстеническом типе телосложения преобладают поперечные размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.

Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продоль-ных размеров тела. У астеников узкое лицо, длинная и тонкая шея, длинная и плоская грудная клетка, небольшой живот, тонкие конечности, слаборазвитая мускулатура, тонкая бледная кожа.

Нормостенический тип телосложения характеризуется пропорционально-стью.

Различают также основные и дополнительные антропометрические показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение со-отношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и другие показатели состава тела. К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.

Рост стоя и сидя измеряется ростомером. Масса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах. Окружности головы, груди, плеча, бедра, голени измеряют сантиметровой лентой, Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряет-ся она ручным динамометром (в кг), Становая сила определяет силу разгибателей мышц спины; измеряется она становым динамометром.

К настоящему времени разработано большое количество схем, шкал, типов, классификаций для определения и характеристики общих размеров, пропорций тела, конституции и других соматических особенностей человека.

В последние годы появились оценочные индексы, выведенные путем сопоставления разных антропометрических признаков. Поскольку такие оценки не имеют анатомо-физиологического обоснования, они применяются только при массовых обследованиях населения, для отбора в секции и пр.

Это такие индексы как: жизненный индекс = ЖЕЛ (мл) / вес (кг), росто-весовой индекс Кетле = вес (гр) / рост (см) и другие.

Так показатель крепости телосложения (по Пинье) выражает разницу между ро-стом стоя и суммой массы тела с окружностью грудной клетки: Х = Р - (В + О), где Х-индекс, Р- рост (см), В - масса тела (кг), О-окружность груди в фазе выдоха (см). Чем меньше разность, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения). Разность меньше 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 - хорошее, от 21 до 25 -среднее, от 26 до 35 -слабое, более 36 -очень слабое.

Физическое развитие, методы оценки

Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни.

Определить уровень и особенности физического развития можно с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени; ЖЕЛ; становая сила и сила мышц кисти; диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой; жироотложение.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (M – mediana) и среднее квадратическое отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если возьмем средний рост студентов 173 см (M ) ± 6,0 (S ), то большинство обследованных (68–75%) имеют рост от 167 см (173 – 6,0) до 179 см (173 + 6,0).

Для оценки по стандартам сначала определяется, на сколько показатели обследуемого больше или меньше аналогичных показателей по стандартам. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам M = 173 см (при S = ±6,0), значит рост данного студента на 8,5 см выше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S.

Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше –2,0 (очень низкое); от –1,0 до –2,0 (низкое); от –0,6 до –1,0 (ниже среднего); от –0,5 до +0,5 (среднее); от +0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое); больше +2,0 (очень высокое). В нашем примере получаем частное 8,5: 6,0 =1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке «высокий».

Индексы физического развития – показатели физического развития, представляющие собой соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, с жизненной емкостью легких, с силой и т. п.). Разные индексы включают разное число признаков: простые – 2 признака, сложные – больше. Приведем наиболее часто встречающиеся индексы.

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой индекс (по Кетле) определяется делением данных веса (г) на данные роста (см). Средними показателями считаются 350–400 г (мужчины) и 325–375 г (женщины).

Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и вычислить идеальный вес. Определение типа телосложения (см. выше), а идеальный вес вычисляется следующим образом:

Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (мл) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин 60 мл/кг, женщин – 50 мл/кг, спортсменов – 68 – 70 мл/кг, спортсменок – 57 – 60 мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателей силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: силы кисти – 70–75% веса (мужчины), 50–60% (женщины), 75–81% (спортсмены), 60–70% (спортсменки).

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:

В норме КП = 87 – 92%. КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество в прыжках, беге. КП женщин несколько ниже мужчин.

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель равен 181 – (80 + 90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.

Оценка физического развития

Физическое развитие оценивают на основании сопоставлении индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка, с их средними значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональные стандарты) отражающие степень развития детей и подростков, проживающих в аналогичных условиях, получают при массовом исследовании выборочной группы детей (не менее 100-150 чел.) одного возра­ста и пола. Полученные данные обрабатывают с применением разных способов статического анализа (метода сигмальных отклоне­ний, регрессионного или центильного методов). Оценивать инди­видуальные показатели можно лишь после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе.

Методы оценки физического развития

Метод сигмальных отклонений (антропометрических стандартов) осно­ван на сравнении показателей физического развития обследуемого со сред­ними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандарт­ных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного ре­гиона через каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариаци­онно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и величину среднего квадратичного отклонения сиг­му - (δ), характеризующую допустимую величину колебаний от средней ве­личины. Результаты антропометрических измерений обследуемого сравни­вают со средней арифметической (М) стандарта, вычисляют разность (со знаком + или -). Найденную разницу делят на величину 5, являющуюся для оценки разницы. По величине сигмальных отклонений можно су­дить о степени физического развития.

Физическое развитие считается средним, если показатели обследуемо­го совпадают с М или отличаются от нее на величину сигма. Таким образом, различают следующие уровни физического развития:

    высокий, превышающий М± 2 δ;

    выше среднего, в пределах от М± 1 δ до М + 2 δ;

    средний, в пределах М± 1 δ;

    ниже среднего, в пределах от М -1 δ до М-2 δ;

    низкий, менее М-2 δ.

Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями фи­зического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и т. д.

Метод оценки с помощью таблиц-шкал регресии.

Таблицы-шкалы регрессии составлены на основании вычисления ко­эффициента корреляции между антропометрическими признаками. Известно, что основные признаки физического развития (длина тела, масса тела, ок­ружность грудной клетки и др.) тесно взаимосвязаны, т.е. с изменением ве­личины одного показателя меняется и другой. Суть оценки физического раз­вития данным методом заключается в том, что оценка производится не толь­ко по величине отдельных показателей, но и с учетом признаков между со­бой. Поэтому данный метод еще называют методом корреляций.

В связи с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди, в качестве базового используется длина тела, и по отношению к ней определяются величина и степень соответствия окруж­ности груди и массы тела в пределах данного возраста при измерении роста на 1 см. Эти измерения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). На основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов рег­рессии строятся таблицы-шкалы регрессии.

Центильный метод. Сущность центильного метода оценки физического развития детей и подростков заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фикси­рованных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Тре­тий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль - 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центи­лей называют центильной вероятностью и обозначают в процен­тах. Между фиксированными центильными вероятностями обра­зуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов:

центальная вероятность, % …………….. 3 10 25 50 75 90 97

центильный интервал ………………… 1 2 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:

очень низкая оценка 1

низкая оценка 2

пониженная оценка 3

средняя оценка 4, 5

повышенная оценка 6

высокая оценка 7

очень высокая оценка 8

В центильном методе величину наблюдаемого признака счи­тают средней (типичной), если она находится в пределах 25 - 75-го центилей. Следовательно, за среднее значение признака при­нимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными ин­тервалами. Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 -8-й интервалы свидетельствуют об уве­личении изучаемого показателя по сравнению с его средним зна­чением.

Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма: длине тела, массе тела, окружности грудной клетки, жировой складке живота, жизненной емкости легких, мышечной силе правой и левой кистей, артериальному давлению, частоте сердечных сокращений.

В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каж­дого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным ин­тервалам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого то­нуса.

Скрининг-тест для оценки физического развития. Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков используют скрининг-тест с центильными номограм­мами, разработанными на основе центильного метода. Скрининг-тест может применяться, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим мор­фологическим показателям: длине и массе тела.

Центильные номограммы представляют собой центильные по­казатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка. Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития - его гармоничность - и выявить детей с отклонениями в физиче­ском развитии за счет избытка или дефицита массы тела.

С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно выделить три группы физического развития детей (рис. 3):

    дети с нормальным физическим развитием (длина тел пределах 3 -6-го центрального интервала, масса тела в пределах 4 -5-го центиля);

    дети, относящиеся к группе риска и имеющие дисгармоничное физическое развитие (массу тела, несоответствующе длине, дефицит или избыток массы тела), а также дети, имеющие низкие или высокие значения длины тела;

    дети, имеющие отклонения в физическом развитии. Их можно разделить на несколько групп:

Очень низкая масса тела при любом росте;

Очень высокая масса тела при любом росте;

Очень низкий рост независимо от массы тела;

Очень высокий рост в сочетании с дефицитом или избытком массы тела.

Таблица 1. Комплексная оценка физического развития

Биологиче­ский уровень

Схема

Морфофунк-циональное

состояние

Масса тела

и окружность груди

Функцио­нальный

показатель

Соответствует возрасту

Гармоничное

М ± δ R и более за

счет развития

мускулатуры

Опережает

Дисгармо­ничное

от М-1,1 δ R

до М-2 δ R

от М+1,1 δ R

до М+2 δ R за счет

повышенного

жироотложения

до М-2 δ

от возраста

дисгармонич­ное

От М - 2,1 δ R

от М+2,1 δ R

и выше за счет избыточного жироотложения

от М-2,1 δ и ниже

Комплексная оценка физического развития. В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице 1. Индекс «R» означает регрессию.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, ᴛ.ᴇ. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - ϶ᴛᴏ комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

  • Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

  • Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателœем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целœесообразно проводить утром натощак.

Для определœения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

  • Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

  • Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся :

  • Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

Для определœение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кᴦ.

К примеру, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

  • Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

  • Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, принято называть максимальным потреблением кислорода (МПК ).

  • Динамометрия – определœение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кᴦ.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кᴦ.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, ᴛ.ᴇ. соотнесенную с массой тела.

Для определœения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

К примеру, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кᴦ.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

  • Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята͵ нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

  • Тип телосложения – характеризуется шириной скелœетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

  • Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).

Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

Надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

  • Форма спины

Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. принято называть кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

Одними из базовых причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

  • Форма ног

Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

  • Форма стопы

Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.

Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

  • Форма живота

Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

  • Жироотложение

Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Вместе с тем, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения. 3. Оценка функциональной тренированности

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.

При изучении функциональной подготовленности организма к физическим нагрузкам наиболее важно состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изучение данных систем проводится с помощью различных физиологических и функциональных проб :

  • Пульс покоя (ЧСС)

Измеряется при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку. Как правило, замеряется по 15-секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 минуту (число ударов в минуту) путём умножения на 4.

ЧСС в покое в среднем :

У мужчин 55-70 уд/мин;

У женщин 60-75 уд/мин.

При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия).

  • Артериальное давление

Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) артериальное давление:

Систолическое давление (макс) - ϶ᴛᴏ давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сер­дечного цикла.

Диастолическое давление (мин) – определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протя­жении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Формула идеального давления для каждого возраста:

макс. АД = 102 + (0,6 х кол-во лет)

мин. АД = 63 + (0,5 х кол-во лет)

Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются:

Систолическое – от 100 до 129 мм рт.ст.,

Диастолическое – от 60 до 79 мм рт.ст.

Артериальное давление выше 130 мм рт.ст. для систолического и выше 80 мм рт.ст. для диастолического принято называть гипертоническим (ᴛ.ᴇ. повышенным), ниже 100 и 60 мм рт.ст. соответственно –гипотоническим (ᴛ.ᴇ. пониженным).

  • Ортостатическая проба

При проведении ортостатической пробы выявляется реакция организма на спокойный переход из положения лёжа в положение стоя. Определяется разница ЧСС в положении лежа и после спокойного вставания.

Проба проводится следующим образом:

Занимающийся лежит на спинœе, у него определяют ЧСС (до получения стабильных значений). После этого занимающийся плавно встает, и вновь измеряется ЧСС.

В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 уд/мин. Считается, что учащение его более чем на 20 уд/мин свидетельствует о недостаточной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы.

  • Тест Руффье-Диксона

При проведении этого теста выявляется реакция сердечно-сосудистой системы на умеренную нагрузку.

Тест проводится следующим образом:

Занимающийся отдыхает в положении сидя 5 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 10 сек. Далее выполняется 20 глубоких приседаний за 40 сек. Сразу после приседаний в положении сидя вновь подсчитывается ЧСС за 10 сек. В третий раз ЧСС подсчитывается через минуту отдыха, также в положении сидя. Показатели определяются следующим образом:

индекс = 6 х (P 1 + P 2 + P 3) – 200
10

где P 1 – пульс в покое; P 2 – пульс после 20 приседаний; P 3 – пульс через минуту отдыха.

Оценка для мужчин и женщин :

атлетическое сердце – 0;

«отлично» (очень хорошее сердце) – 0,1-5,0;

«хорошо» (хорошее сердце) – 5,1-10,0;

«удовлетворительно» (сердечная недостаточность) – 10,1-15,0;

«плохо» (сердечная недостаточность сильной степени) – более 15,1. 4. Самоконтроль

САМОКОНТРОЛЬ – метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья. Чтобы самоконтроль был эффективным, крайне важно иметь представление об энергетических затратах организма при нагрузке, знать временные интервалы отдыха, а также приемы, средства и методы эффективного восстановления функциональных возможностей организма.

Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных и объективных показателœей. 4.1. Субъективные показатели самоконтроля

К субъективным показателям самоконтроля относятся:

  • Настроение

Настроение является существенным показателœем, отражающим психическое состояние занимающихся.

Хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен;

Удовлетворительным при неустойчивом эмоциональном состоянии;

Неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Занятия физической культурой оздоровительной направленности всœегда должны достав­лять удовольствие.

  • Самочувствие

Самочувствие является одним из важных показателœей физического состояния, влияния физических упражнений на организм.

Самочувствие может быть:

Хорошим (чувство силы и бодрости, желание заниматься);

Удовлетворительным (вялость, упадок сил);

Неудовлетворительным (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое);

Плохим (как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки).

  • Болевые ощущения

Характеризуются болями в мышцах, головными болями, болями в правом или левом боку и т.д.

При характеристике сна отмечается его продолжительность, глубина, наличие нарушений (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).

Сон является наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями. Он имеет решающее значение для восстановления нерв­ной системы. Глубокий, крепкий, быстро наступающий сон вызывает чувство бодрости, прилив сил.

  • Аппетит

Аппетит может быть оценен как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой.

Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит неустойчив – он легко нарушается при недомоганиях, болезнях, переутомлении. В случае чрезмерной интенсивности нагрузки аппетит может резко снизиться. Самочувствие человека по субъективным показателям может быть оценено следующим образом:

Таблица 1

Внешние признаки утомления при занятиях физическими

упражнениями (по Танбиану Н.Б.)

Признак утомления Степень утомления
небольшая значительная резкая (большая)
Окраска кожи небольшое покраснение значительное покраснение резкое покрасне­ние или побледнение, синюшность
Потливость небольшая большая (плечевой пояс) очень большая (всœе туловище), появление соли на висках, на ру­башке, майке
Движение быстрая походка неуверенный шаг, покачивание резкие покачи­вания, отставание при ходьбе, беге
Внимание хорошее, безошибочное выполнение указаний неточность в выпол­нении команды, ошибки при пере­мене направлений замедленное вы­полнение команд, воспринимаются только громкие команды
Самочувствие никаких жалоб жалобы на усталость, боли в но­гах, одышку, сердцебиение жалобы на уста­лость, боли в но­гах, одышку, головную боль, «жжение» в груди, тошноту, рвоту

В качестве основного средства физической культуры следует назвать физические упражнения. Существует так называемая физиологическая классификация этих упражнений, объединяющая их в отдельные группы по физиологическим признакам.

К средствам ФК также относятся оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы (санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, режим труда, отдыха, сна и питания).

Отмечено, что физическая тренировка за счет совершенствования ряда физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии , снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

У людей, которые систематически активно занимаются физическими упражнениями, существенно повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной и физической деятельности.

Устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов зависит от врожденных и приобретенных свойств. Эта устойчивость достаточно лабильна и поддается тренировке средствами мышечных нагрузок и внешними воздействиями (температурный режим, уровень кислорода и др.).

Оздоровительные силы природы.

Укреплению и активизации защитных сил организма, стимуляции обмена веществ и деятельности физиологических систем и отдельных органов в значительной мере могут способствовать оздоровительные силы природы. В повышении уровня физической и умственной работоспособности важную роль играет специальный комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий (пребывание на свежем воздухе, отказ от вредных привычек, достаточная двигательная активность, закаливание и др.).

Регулярные занятия физическими упражнениями в процессе напряженной учебной деятельности способствуют снятию нервно-психического напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную, и эмоциональную устойчивость организма.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья, повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (частота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.п.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Физическое развитие - процесс становления, формирования и последующего изменения форм и функций организма человека под воздействием физической нагрузки и условий повседневной жизни.

О физическом развитии человека судят по размерам и форме его тела, развитию мускулатуры, функциональным возможностям дыхания и кровообращения, по показателям физической работоспособности.


Основными показателями физического развития являются:

1. Показатели телосложения: рост, вес, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и т.д. Эти показатели характеризуют, прежде всего, биологические формы (морфологию) человека.

2. Показатели развития физических качеств человека: силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Эти показатели в большей мере отражают функции мышечной системы человека.

3. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Физическое развитие каждого человека во многом зависит от таких факторов как наследственность, среда и двигательная активность.

Наследственность обуславливает тип нервной системы, телосложение, осанку и др. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потенциальные возможности и предпосылки хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма человека будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной деятельности.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К ним относятся условия быта, труда, воспитания, материального обеспечения, а также качество питания (калорийность сбалансированность), все это влияет на физическое состояние человека и определяет развитие и изменение форм и функций организма.

Определенное влияние на физическое развитие человека оказывает климатическая и географическая среда и экологические условия проживания.

Под влиянием систематических тренировочных занятий человек может существенно улучшать практически все двигательные способности, а также успешно устранять средствами физической культуры различные недостатки телосложения и врожденные аномалии, например сутулость, плоскостопие и др.

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов.

К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную Нагрузку, отдых, в том числе активный.

К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент , коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8-9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации.

Критический и сложный для студентов экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования.

Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний.

2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления. Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Эти факторы можно разделить на три основные группы:

1-я - физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы , дыхательной и другие;

2-я - физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

3-я психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности.

В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.

Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты, отнесенные к «утреннему» так называемые жаворонки.

Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч.

Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.

5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения.

В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями - работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается.

6. Типы изменений умственной работоспособности студентов.

Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.

По типу изменений работоспособности в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой.

7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.

Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация — это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциональный фактор.

Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма.

Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6-3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

Согласно данным у первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией.

8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период.

Вуз предоставляет студентам три вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом.

Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий:

Его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках;

При включении в работу мышц-антагонистов;

Эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой;

Положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени;

Чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.

Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание - вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4, 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4, 6, 8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция. Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

7. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

Среди разнообразных форм физической активности утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день, благодаря мобилизации вегетативных функций организма , повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию определенного эмоционального фона. У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой учебной паре был в 2,7 раза меньше, чем у не выполняющих ее. Это же в полной мере относится и к психоэмоциональному состоянию - настроение повышалось на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%.

Действенной и доступной формой занятий в вузе является физкультурная пауза. Она решает задачу обеспечить активный отдых студентов и повысить их работоспособность. При изучении эффективности использования в микропаузах физических упражнений динамического и познотонического характера установлено, что одноминутное динамическое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту эквивалентно выполнению познотонических упражнений в течение двух минут. Поскольку рабочая поза студентов отличается монотонным напряжением преимущественно мышц-сгибателей (сидят, наклонившись вперед), начинать и заканчивать цикл упражнений целесообразно энергичным потягиванием мышц-сгибателей.

Методические рекомендации по использованию познотонических упражнений. До начала интенсивной умственной работы, чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное дополнительное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5-10 мин. Чем ниже исходное нервное и мышечное напряжение и чем быстрее необходимо мобилизоваться для работы, тем выше должно быть дополнительное напряжение скелетных мышц. При продолжительной напряженной умственной работе, если она к тому же сопровождается эмоциональным стрессом, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетных мышц, сочетаемое с ритмичным сокращением небольших по массе мышечных групп (например, сгибателей и разгибателей пальцев кисти, мимической мускулатуры лица и т.п.).

8. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря.

Здоровый образ жизни студентов подразумевает систематическое использование средств физической культуры и спорта в учебном году. Успешному выполнению учебно-трудовых обязанностей при сохранении здоровья и высокой работоспособности помогает активный отдых. Среди различных форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно-спортивные лагеря (зимние и летние).

20-дневный отдых в лагере, организованный через неделю после завершения летней сессии, позволил восстановить все показатели умственной и физической работоспособности, в то время как у отдыхавших в городе, восстановительные процессы протекали вяло.

9. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов.

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспособности студентов.

По результатам исследований установлено, что для успешного воспитания основных физических качеств студентов необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно этому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-180 удар/мин; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-150 удар/мин.

Первая часть в семестре совпадает с более высоким функциональным состоянием организма, вторая - с его относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособностью имеет следующие особенности. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130-160 удар/мин с интервалами в 1-3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130-160 удар/мин и 110-130 удар/мин.

Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности в недельном цикле, особенно для недостаточно тренированных. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110-130, 130-160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце недели.

В практике физического воспитания определенной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства. Вторая задача требует 5-6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день.

При систематических занятиях различными видами спорта воспитываются определенные психические качества, отражающие объективные условия спортивной деятельности.

Обобщенные характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, следующие:

Длительное сохранение работоспособности в учебном труде;

Ускоренная врабатываемость;

Способность к ускоренному восстановлению;

Эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам;

Средняя выраженность эмоционального фона;

Снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы;

Успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе;

Рациональное использование бюджета свободного времени для личностного и профессионального развития.

Физическое развитие оценивают на основании сопоставлении индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка, с их средними значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональные стандарты) отражающие степень развития детей и подростков, проживающих в аналогичных условиях, получают при массовом исследовании выборочной группы детей (не менее 100-150 чел.) одного возра­ста и пола. Полученные данные обрабатывают с применением разных способов статического анализа (метода сигмальных отклоне­ний, регрессионного или центильного методов). Оценивать инди­видуальные показатели можно лишь после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе.

Методы оценки физического развития

Метод сигмальных отклонений (антропометрических стандартов) осно­ван на сравнении показателей физического развития обследуемого со сред­ними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандарт­ных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного ре­гиона через каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариаци­онно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и величину среднего квадратичного отклонения сиг­му - (δ), характеризующую допустимую величину колебаний от средней ве­личины. Результаты антропометрических измерений обследуемого сравни­вают со средней арифметической (М) стандарта, вычисляют разность (со знаком + или -). Найденную разницу делят на величину 5, являющуюся для оценки разницы. По величине сигмальных отклонений можно су­дить о степени физического развития.

Физическое развитие считается средним, если показатели обследуемо­го совпадают с М или отличаются от нее на величину сигма. Таким образом, различают следующие уровни физического развития:

    высокий, превышающий М± 2 δ;

    выше среднего, в пределах от М± 1 δ до М + 2 δ;

    средний, в пределах М± 1 δ;

    ниже среднего, в пределах от М -1 δ до М-2 δ;

    низкий, менее М-2 δ.

Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями фи­зического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и т. д.

Метод оценки с помощью таблиц-шкал регресии.

Таблицы-шкалы регрессии составлены на основании вычисления ко­эффициента корреляции между антропометрическими признаками. Известно, что основные признаки физического развития (длина тела, масса тела, ок­ружность грудной клетки и др.) тесно взаимосвязаны, т.е. с изменением ве­личины одного показателя меняется и другой. Суть оценки физического раз­вития данным методом заключается в том, что оценка производится не толь­ко по величине отдельных показателей, но и с учетом признаков между со­бой. Поэтому данный метод еще называют методом корреляций.

В связи с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди, в качестве базового используется длина тела, и по отношению к ней определяются величина и степень соответствия окруж­ности груди и массы тела в пределах данного возраста при измерении роста на 1 см. Эти измерения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). На основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов рег­рессии строятся таблицы-шкалы регрессии.

Центильный метод. Сущность центильного метода оценки физического развития детей и подростков заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фикси­рованных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Тре­тий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль - 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центи­лей называют центильной вероятностью и обозначают в процен­тах. Между фиксированными центильными вероятностями обра­зуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов:

центальная вероятность, % …………….. 3 10 25 50 75 90 97

центильный интервал ………………… 1 2 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:

очень низкая оценка 1

низкая оценка 2

пониженная оценка 3

средняя оценка 4, 5

повышенная оценка 6

высокая оценка 7

очень высокая оценка 8

В центильном методе величину наблюдаемого признака счи­тают средней (типичной), если она находится в пределах 25 - 75-го центилей. Следовательно, за среднее значение признака при­нимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными ин­тервалами. Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 -8-й интервалы свидетельствуют об уве­личении изучаемого показателя по сравнению с его средним зна­чением.

Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма: длине тела, массе тела, окружности грудной клетки, жировой складке живота, жизненной емкости легких, мышечной силе правой и левой кистей, артериальному давлению, частоте сердечных сокращений.

В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каж­дого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным ин­тервалам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого то­нуса.

Скрининг-тест для оценки физического развития. Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков используют скрининг-тест с центильными номограм­мами, разработанными на основе центильного метода. Скрининг-тест может применяться, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим мор­фологическим показателям: длине и массе тела.

Центильные номограммы представляют собой центильные по­казатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка. Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития - его гармоничность - и выявить детей с отклонениями в физиче­ском развитии за счет избытка или дефицита массы тела.

С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно выделить три группы физического развития детей (рис. 3):

Очень низкая масса тела при любом росте;

Очень высокая масса тела при любом росте;

Очень низкий рост независимо от массы тела;

Очень высокий рост в сочетании с дефицитом или избытком массы тела.

Таблица 1. Комплексная оценка физического развития

Биологиче­ский уровень

Схема

Морфофунк-циональное

состояние

Масса тела

и окружность груди

Функцио­нальный

показатель

Соответствует возрасту

Гармоничное

М ± δ R и более за

счет развития

мускулатуры

Опережает

Дисгармо­ничное

от М-1,1 δ R

до М-2 δ R

от М+1,1 δ R

до М+2 δ R за счет

повышенного

жироотложения

до М-2 δ

от возраста

дисгармонич­ное

От М - 2,1 δ R

от М+2,1 δ R

и выше за счет избыточного жироотложения

от М-2,1 δ и ниже

Комплексная оценка физического развития. В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице 1. Индекс «R» означает регрессию.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели: рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п. Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

В учебном пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. «Теория и методика физического воспитания и спорта» определено, что физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят и от его конституции.

На каждом возрастном этапе непрерывно происходящие биологические процессы, которые характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил.

Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климатогеографических, социальных факторов); биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества.

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае. Поэтому выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся.

При занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать особенности телосложения занимающихся. Телосложение - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Имеются три основных типа телосложения . Для человека атлетического сложения (нормостеника ) характерна хорошо выраженная мускулатура, он крепок и широк в плечах. Астеник - это человек со слабой мускулатурой, ему трудно наращивать силу и объём мышц. Гиперстеник имеет мощный костяк и, как правило, рыхлую мускулатуру. Это люди, склонные к полноте. Однако, в чистом виде эти типы телосложения встречаются редко.

Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни. Это - конституционный тип телосложения человека, но это не только собственно телосложение, но и программа его будущего физического развития.

Основными компонентами массы тела являются мышечная, костная и жировая ткань. Их соотношение в значительной мере зависит от условий двигательной деятельности и питания. Возрастные изменения, различные болезни, усиленная физическая нагрузка изменяют размеры, очертания тела.

Среди размеров тела выделяют тотальные (целый) и парциальные (часть).

Тотальные (общие) размеры тела - основные показатели физического развития человека. К ним относятся длина и масса тела, а также обхват груди.

Парциальные (частичные) размеры тела являются слагаемыми тотального размера и характеризуют величину отдельных частей тела.

Большинство антропометрических показателей имеет значительные индивидуальные колебания. Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов. Например, для достижения высоких спортивных результатов в баскетболе большое значение имеет высокий рост и длинные конечности.

Размеры тела являются важными показателями (наряду с другими параметрами, характеризующими физическое развитие) являются важными параметрами спортивного отбора и спортивной ориентации. Как известно, задача спортивного отбора - отобрать детей, наиболее пригодных в связи с требованиями вида спорта. Проблема спортивной ориентации и спортивного отбора является комплексной, требующей использования педагогических, психологических и медико-биологических методов.