Формирование потребности в двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста. Особенности эмоциональных проявлений у дошкольников в двигательной деятельности Развитие эмоциональных потребностей детей в двигательной деятельности

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, двигательные качества, навыки и умения ребёнка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, функциональной готовности к обучению в школе, формирования здоровья.

Основополагающим компонентом личности в педагогике личностно-ориентированного образования и обучения считается приоритетность здоровья, что находит своё отражение в Конституции РФ, Основах Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития дошкольников приобрела особую актуальность и социальную значимость. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в течение последних 10 лет наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения.

Анализ исследований по вопросам развития двигательных способностей и качеств детей (Е.А. Вавилова, Н.А. Ноткина, В.И. Зуева и др.) свидетельствует, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период интенсивного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения, дыхания, терморегуляционной системы, является одной из причин ухудшения здоровья старших дошкольников, снижения их жизненного тонуса. В этом контексте становится ясно, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную задачу. Для её решения необходимы совместные усилия всех субъектов образовательно-оздоровительного процесса в детском саду и семье.

Выдающиеся педагоги считали, что «движение - важнейшее условие и средство всестороннего развития, в том числе и речевого» . Функционирование дыхательной, сердечно - сосудистой систем, состояние ОДА, слаженная работа всех органов и систем во многом зависят от состояния мышц, работоспособность которых связана с организацией двигательной активности. «Двигательная активность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует его потребностей в движении» .

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Но следует учитывать и то что «Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни» . Поэтому нам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. «Дети должны двигаться не менее 45-50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении . Немаловажное значение в работе по физическому воспитанию дошкольников играет развитие интереса к двигательной деятельности, так как интерес - это средство увлекающего обучения, сильный мотив. Интерес к разучиваемым двигательным упражнениям, интерес к игре вызывает у детей эмоциональный подъём.

Наблюдая за деятельностью детей своей группы, проводя анкетирование среди родителей, я пришла к выводу: дети находятся в движении гораздо меньше времени, чем это необходимо для их полноценного физического развития; родители недостаточно осведомлены о важности двигательной активности. В период эпидемий и из-за неблагоприятных факторов окружающей среды дети заболевают. Что определило цель моей работы: «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста». Для её реализации поставила следующие задачи:

Обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом;

Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;

Формировать готовность и интерес к участию в различных видах двигательной деятельности;

Поддерживать индивидуальную, совместную двигательную активность детей;

Развивать инициативность, самостоятельность, активизировать творчество во всех формах двигательной деятельности;

Повысить компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья детей.

Определяя приоритеты в режиме дня, установлено, что первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно - оздоровительным мероприятиям. К ним относятся: индивидуальная работа, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультурные минутки и динамические паузы в совместной деятельности, а так же проблемные ситуации и т.д.

Использую различные варианты гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, с использованием спортивного оборудования, пробежки по массажным коврикам. «Утренняя гимнастика - один из важнейших компонентов двигательного режима дошкольников, направленная на оздоровление, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у дошкольников вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные движения. Со временем она переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь» . В своей работе использую сюжетные комплексы и комплексы с предметами (ленты, мячи, косички, палки, кубики, обручи). Дети с интересом сами проводят утреннюю гимнастику. Ознакомление с алгоритмом проведения физического упражнения осуществляю в дидактических играх: «Придумай движение», «Покажи, что нарисовано», «Разложи карточки по порядку». Поощряя активность каждого ребёнка, стараюсь развивать в них стремление заниматься, играть ещё и ещё. В этом мне помогает максимальное сближение и интеграция двух видов детской деятельности - развитие движений и игровой деятельности. Ребята с удовольствием входят в игровой образ: «Пожарные», «Обезьянка на дереве» (лазанье по гимнастической лестнице), «Автогонки» (прокатывание мяча между предметами), «Ванька-встанька» (упражнения на развитие мышц живота). Также утром предлагаю знакомые игры малой и средней подвижности. Дети любят играть в хороводные игры, они яркие, образные, с динамическим сюжетом, в них могут играть все желающие. Интересное содержание, непринуждённая обстановка, радостная атмосфера, музыкальное сопровождение, художественное слово способствуют активизации детской двигательной деятельности.

Второе место в двигательном режиме занимает совместная деятельность по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. С детьми проводятся различные типы физкультурных занятий (игровые, сюжетные, тематические, по интересам детей, комплексные), в структуру которых входят также ритмические, танцевальные движения, продуктивная деятельность. Для повышения интереса к двигательной активности организуюопытно-познавательную двигательную деятельность. Например, после сна в процессе беседы и выполнения упражнений на различные группы мышц дети приходят к выводу, что сильными должны быть все мышцы человека.

Большое внимание уделяю организации двигательной активности на прогулке. Перед прогулкой интересуюсь, в какие игры хотели бы поиграть дети, создаю для них условия: поддержка инициативы, творчества, необходимое оборудование. «Длительные повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, которые на физиологическом уровне способствуют нормализации работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также повышению умственной, и физической работоспособности, созданию и укреплению позитивного фона» . Поэтому для прогулки планирую ходьбу, оздоровительный бег, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде и самокате. Исследователи свидетельствуют, что оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе - важнейшее средство воспитания общей выносливости дошкольников. Во время проведения оздоровительного бега учитываю состояние здоровья детей, их двигательную активность, желание и настроение. Важно, чтобы воспитанники получали от беговых тренировок максимум удовольствия.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельное приобретение детьми двигательного опыта, в процессе которого ребёнок получает дополнительную двигательную нагрузку. С этой целью в группе оборудован центр юного спортсмена с набором спортивного инвентаря для мальчиков и девочек, пособия, шапочки, а так же нестандартное оборудование (коврики, дорожки здоровья, камешки, мишени, массажёры и др.) - это всегда дополнительный стимул к двигательной деятельности. Спортивное оборудование использую рационально: минимум оборудования максимально обыграть. Для создания условий развития самостоятельной двигательной деятельности взят принцип сочетания спортивной среды и предметно-средовой. Всё спортивное оборудование дети используют в сюжетных играх.

Работа по опорным карточкам-схемам позволяет подобрать движения для каждого ребёнка индивидуально, способствует развитию навыков самоконтроля. Например, детям с высокой двигательной активностью подбираю движения, в которых требуется точность выполнения. Заменяю те движения, которые не рекомендуется выполнять по медицинским предписаниям или в которых ребёнок испытывает затруднения. Поощряю желание детей заниматься по собственному побуждению.

Используя метод творческих заданий, постепенно подвожу детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Я предлагаю придумать упражнение, игру. Ребёнок выполняет их один, в группе, в колонне, в шеренге, с предметами и без них. В результате у него формируется умение реализовать свой замысел. Предоставление детям свободы выбора упражнений, двигательных заданий, спортивного оборудования и участников совместной деятельности стало предпосылкой проявления активности, инициативы.

Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономического использования, выполнения с наименьшей затратой сил и наибольшим эффектом.

«Работа с родителями - ответственный, трудный и главный момент, требующий к себе особое внимание. Прежде чем начать какую - либо работу с родителями нужно создать доверительную и доброжелательную атмосферу. Познакомиться с родителями, объяснить им суть предстоящей работы, вызвать у них интерес к проблеме, сообщить необходимую информацию. Только в благоприятной психологической обстановке люди будут вести себя естественно, непринужденно и отнесутся к работе с большой ответственностью». Родители - наши помощники, единомышленники, поэтому стараюсь активно вовлекать их в жизнь группы, используя различные формы: консультации: «Как заинтересовать ребёнка заниматься физической культурой», инструктаж «Самостоятельное проведение зарядки», спортивный досуги: «Поляна любимых игр», «Папа, мама, я - спортивная семья», дни открытых дверей, информационные материалы: «Модель двигательного режима», «Влияние движения на развитие интеллекта», круглый стол «Что даёт участие ребёнка в утренней гимнастике», семинар-практикум «Определение у детей силы мышечных групп», оздоровительные проекты: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Мир движений», обобщение семейного опыта по теме «Здоровая семья», презентации на спортивные темы, деловая игра «Пути расширения физических способностей у детей», создание модели «Дерево здоровья», привлечение родителей к проведению утренних гимнастик, подвижных игр, посещению физкультурных занятий. Одной из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников является организация детско-родительского клуба выходного дня «Юный лыжник». Осуществление проекта проходит поэтапно. На первом этапе к нам в группу приходит тренер по лыжным гонкам детско - юношеской спортивной школы «Летающий лыжник», проводит с детьми беседы, вместе с родителями подготавливает лыжню на территории детского сада и обучает навыкам передвижения на лыжах. На втором этапе семьи воспитанников каждую субботу выезжают на лыжную базу, где продолжается обучение элементам техники спуска, проводятся подвижные игры на лыжах. Третий этап - это лыжные прогулки и походы, эстафеты, городские Спартакиады.

Посещение спортивных объектов, занятий творческого объединения «Здоровячок» (станция юных натуралистов), участие в городских спортивных соревнованиях, встречи с интересными людьми: врачом, хореографом, спортсменом, тренером повышают интерес детей к занятиям физической культурой.

Показателем результативности моей работы свидетельствует снижение заболеваемости, дети с большим желанием посещают спортивные секции, повысился интерес воспитанников и родителей к здоровому образу жизни. Дети показывают стабильные положительные результаты в овладении движениями, улучшилась культура выполнения движений; дети выступают инициаторами двигательной активности.

«Формирование потребности в двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста».

«Движение как таковое может заменить по своему действию любое, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения» Ж.Тиссо

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в условиях внедрения ФГОС ДО. Период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

Культура здоровья и культура движений – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Формирует навыки будущего поведения в обществе.

Но, к сожалению, в последнее время обращает на себя внимание следующее противоречие. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных учреждений двигательная культура ребенка, различные формы ее целенаправленного развития занимают более, чем скромное место. Они вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Не отрицая их значимости, необходимо подчеркнуть, что двигательная культура находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической. Снижение внимания к проблеме воспитания двигательной культуры ребенка ведет к утрате потенциальных источников его развития. А они имеют важнейшее значение. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе общения с родителями, воспитателями, детьми. Необходима организация стройной, внутренне согласованной системы формирования потребности в двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

Сегодня, к сожалению, не все родители имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места и необходимое оборудование для правильного физического развития, поэтому основная нагрузка ложится на дошкольное учреждение.

Учитывая эту проблему, я веду работу по формированию потребности в двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в МБДОУ, которая помогает нашим воспитанникам быть готовыми к современной жизни, независимыми, целеустремленными с чувством добра и порядочности.

В результате этой работы формируется творческая, физически развитая и социально адаптированная личность.

Задачи моей работы:

Охранять и укреплять здоровье ребенка с целью нормального функционирования всех органов и систем организма;

Создать условия для обогащения двигательного опыта у детей;

Формировать умения и развивать физические качества;

Побуждать детей к творчеству в двигательной активности.

При отборе содержания своей системы руководствовалась принципами:

Дистанции и позиции при взаимодействии;

Принцип активности, самостоятельности, творчества;

Принцип эмоциональности среды, индивидуального комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка;

Учет возможностей и потребностей.

Учитывая эти принципы, определила следующие направления в содержании и деятельности:

1.Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной и самостоятельной деятельности.

2.Внедрение инновационных здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

3.Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками.

4.Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов, родителей.

5.Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка.

6.Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

7.Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Инструментарием при отборе содержания служат перспективное планирование, схемы, модели

Работа с детьми построена как в специально-организованной, так и в свободной деятельности.

Для достижения результатов предлагаемого материала в своей работе использую многочисленные методы, приемы.

Применяются две группы методов: специфические и общепедагогические.

К специфическим методам физического воспитания относят:

Методы строго регламентированного упражнения, которые предполагают наличие твердо предписанной программы движений, точное нормизирование нагрузки, дозирование отдыха, создание внешних условий;

Игровой метод(использование упражнений в игровой форме, где учитывается наглядно-образное и наглядно-действенное мышление);

Метод регламентации, то есть это метод круговой тренировки, где ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные задания и упражнения, что позволяет разносторонне воздействовать на мышцы, системы органов.

Общепедагогические методы включают в себя:

Словесные методы направлены на сознание детей. Например, при разъяснении правил игры педагог рассказывает, объясняет детям содержание игры, ее правила. Дети запоминают новые слова, их значение, представляют картинку, приучаются действовать в соответствии с указанием.

Методы наглядного действия необходимы для возникновения у ребенка полного и конкретного представления о движении. Например, при обучении детей действиям с мячом, воспитатель показывает, как правильно стоять, держать мяч, а дети видя, как делает педагог, повторяют.

Практический метод это уже практическая двигательная деятельность детей, где дети воспроизводят упражнения, выполняют игровые роли, что обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движений.

Также можно добавить к вышеперечисленным следующие методы обучения: информационно-рецептивный (взаимосвязь и взаимозависимость между деятельностью педагога и ребенка, воспитатель четно и конкретно должен доносить знания, а ребенок – осознанно запомнить и усвоить), репродуктивный (воспроизведение способов деятельности), формирования творчества(основа двигательное воображение, например придумывание новых способов применения предмета), проблемного обучения (например, решение ребенком посильных проблем в подвижных играх).

Используемые мною приемы разнообразны и отбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала.

Наглядно-зрительные приемы это четкий показ образца движения, подражание образам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров для формирования пространственной ориентировки, кино, видеофильмов.

Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий, например в целях выработки навыка ползания на четвереньках применяются дуги, доски. Тактильно-мышечная наглядность выражается в помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, например выпрямление осанки путем прикосновения руки, такая помощь должна быть кратковременной.

Наглядно-слуховые приемы это использование музыки, песни, прибауток, барабана, бубна, чтение стихотворений.

Приемы словесного метода: описание нового движения, пояснение, указание, беседа предваряющая выполнение новых физических упражнений, уточнение сюжета подвижной игры, команда, распоряжение, сигнал, которые требуют интонации, динамики и выразительности от педагога, образный сюжетный рассказ.

Формами организации двигательно-оздоровительной работы являются:

Самостоятельная деятельность детей;

Подвижные игры;

Утренняя гимнастика;

Двигательно-оздоровительные физкультминутки;

Физические упражнения после дневного сна;

Закаливающие процедуры;

Физкультурные досуги и развлечения.

НОД по физическому развитию является ведущей формой обогащения двигательного опыта детей. В ходе реализации НОД я создаю необычные интересные для детей ситуации например, «Прогулка в лес», в которых двигательные действия способствуют активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм поведения. Каждая НОД по физической культуре имеет свою специфику. Это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, направленных на укрепление здоровья ребенка.

Это и активный отдых, где движения и физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Кроме того, это дает ребенку возможность общаться со сверстниками и педагогом, то есть социальный и психологический комфорт, возможность самовыражения.

В своей работе я использую следующие формы НОД:

С одним пособием. Здесь имеется возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, метании…). Разнообразие упражнений обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, способствует развитию воображения: дети фантазируют, учатся использовать предмет в различных ситуациях. Например, мешочек с песком можно бросать на дальность, выполнять с ним общеразвивающие упражнения, использовать в качестве «Дорожки здоровья».

По литературным произведениям: движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом увлекают детей, образ подталкивает к исполнению, подражанию движений(По сказке «Теремок», «Колобок»). Литературные герои учат малышей преодолевать двигательные трудности в достижении цели. Частая смена двигательной деятельности снимает напряжение.

Интегрированные и комплексные занятия детям нравятся, они вызывают у них интерес, дают большой эмоциональный заряд. Например на тему «Осень». Дети рассматривали красочные листья, выполняли с ними упражнения, танцевали, а затем с помощью педагога наклеивали на ватман, создав осеннюю картину.

Сюжетно-физкультурная НОД открывает широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создает благоприятные условия для совершенствования основ движений, стимулирует двигательную активность, регулирует ее, обеспечивая гармоничное развитие ребенка. Усадив кукол на стулья, дети показывают им как правильно выполнять упражнения или учат медвежат подлезанию под «кустик»(дугу), хождению по «бревну»(доске,скамейке).

В течение всего дня с детьми проводится работа по развитию двигательной активности.

Утро – самый короткий по времени этап педагогического процесса. Задача воспитателя – уделить внимание каждому ребенку, создать бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение инвентаря. Желательно планировать игры, знакомее детям, лучше малой или средней подвижности («По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Зайка серенький сидит», учитывая занятия, которые будут после завтрака. Также проводится индивидуальная работа с детьми, которые имеют отклонения в осанке, зрении.

Прогулка благоприятное время для организации двигательной активности детей как самостоятельной, так и специально-организованной. Необходимо учитывать, какое занятие предшествовало прогулке: если оно носило подвижный характер, то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятии дети были ограничены в движении, то прогулку лучше начать со спортивных и подвижных игр. На прогулке планируется 2-3 игры с прыжками и бегом («Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Бегите ко мне»), игровые упражнения с шарами, мячами, обручами, погремушками и упражнения для индивидуальной работы.

Для моих воспитанников, детей младшего возраста подвижная игра является жизненной потребностью. В процессе игр создаются благоприятные условия для физического развития и оздоровления, нравственных качеств. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению костно-мышечной и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций и органов. При активной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это вызывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей, улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. При нормальной нагрузке, полученной ребенком, дыхание учащается, лицо розовеет, настроение бодрое. Для полноценной игры на прогулке важно, чтобы одежда позволяла детям свободно двигаться и соответствовала погоде.

Задача второй половины дня – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Важно создать положительный эмоциональный настрой.

Во второй половине дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий, нужно планировать активный отдых детей. Физкультурный досуг, праздники (цикл «Осенние забавы»), являются важнейшим компонентом активного отдыха детей. Также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, дидактический материал. Вечером перед уходом детей целесообразны малоподвижные игры, дыхательные упражнения («Султанчик шуршит», «Шли, шли и нашли»), оздоровительные упражнения(самомассаж, пальчиковая гимнастика, валеологическая гимнастика).

При отборе содержания игр, упражнений, также в НОД использую элементы программы Ж.Е.Фирилевой «Са-фи-Дансе». Здесь аккумулировано все то, что доставляет детям радость, помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Основная цель использования этой программы – способствовать всестороннему развитию личности средствами танцевально-игровой гимнастики. Дети более легко проходят адаптационный период.

Используются во всех частях НОД и в течение дня такие формы как:

Танцевально-ритмическая гимнастика;

Игроритмика;

Игротанец;

Игровой самомассаж;

Пальчиковая гимнастика;

Музыкально-подвижные игры

Игропластика;

Игровой стрейчинг;

Пальчиковая гимнастика;

Креативная гимнастика.

Границ фантазии здесь не существует.

В ходе своей деятельности стараюсь использовать разнообразное стандартное и нестандартное оборудование. Например, нестандартное использование мешочков с песком в качестве «Дорожки здоровья»(дети ходят по ним), султанчики, платочки, флажки.

Немаловажную роль играет музыка. Она не только озвучивает движения ребенка, сколько выступает для него особым субъектом двигательного освоения. Музыка помогает детям выразить свои эмоции через движения.

Необходимо поддерживать тесную связь со всем педагогическим коллективом. Особенно важна работа с такими специалистами как инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Проводится работа и с родителями через педагогическое просвещение(беседы, консультации, родительские собрания) Эффективность повышается, если мероприятия проводятся совместно с детьми (праздники, досуги, развлечения, Дни здоровья, заседания клуба «Р+Р»).

Только совокупность и умелое сочетание этих методов и приемов в работе по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста будет продуктивно и эффективно, так как позволяет повысить интерес, продолжительность и уровень двигательной активности.

Подводя итоги работы за 2015-2016г по формированию потребности в двигательной активности с детьми младшего дошкольного возраста, повысился уровень развития двигательных способностей, снизилась заболеваемость.

В перспективе, надеюсь, что результаты будут еще выше. Мною совместно с коллегами начата работа над созданием программы по физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего возраста в МБДОУ.

Лозунг «Движение – это жизнь» известен и никто не решится его оспаривать.

жанна барышева
Организация системы работы по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности

АКТУАЛЬНОСТЬ

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности . В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Год от года увеличивается количество взрослых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата , что является прямым следствием гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе : «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности ». Эта страшная болезнь наблюдается не только у взрослых, но она становится моложе и о ней стоит говорить уже в дошкольном детстве .

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека , именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте , когда формируются все основные системы и функции организма . Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей , здоровье зависит от их двигательной активности .

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь , дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети моей группы росли физически здоровыми и крепкими является одной из важнейших. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, является потребность в двигательной активности детей .

1. СИСТЕМА РАБОТЫ :

Начала эту работу с изучения различных современных программ, таких как : «Основы безопасности детей дошкольного возраста » Н. Н. Авдеева, «Я – человек» С. Козловой, «Здравствуй» М. Лазарева, «Движение день за днём» М. Руновой, «Здоровый дошкольник » Ю. Змановского. Все программы направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста . За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей .

Мною были определены основные направления работы :

Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей . В группе сделана «Тропа здоровья» , физкультурная зона, картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, пальчиковых игр.

Следующей задачей стала организация работы по двигательной активности детей в течение дня . В своей работе я исходила из того , что только двигательная активность , закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.

Поэтому очень важно рационально организовать режим в группе для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараюсь планировать игры малой или средней активности . Но в то же время при планировании подвижных игр обязательно учитываю, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО, то планирую игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планирую более спокойную окончательную игру.

Для закаливания организма , повышения работоспособности детей после ночного сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её провожу в различной форме : традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

На занятиях по физической культуре планирую взаИмосвязь процесса обучения основным видам движений и развития потребности двигательных качеств и способностей детей .

детей практической целесообразности .

У старших активности

задач

формирование двигательной активности .

При разработке содержания воспитательных задач обращаю внимание на развитие самостоятельности, активности и общения , а также на формирование эмоциональной , моральной и волевой сферы .

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старшей группе является акцент на решение образовательных задач формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаю в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей , а также формированием потребности в двигательной активности . Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре программирую оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределяя её с учетом состояния здоровья детей и их физической готовленности, индивидуальных возможностей;

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности провожу динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также провожу физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды : утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности .

Планируя прогулки, тщательно подбираю игры для прогулок с учётом возраста детей . В игры включаю различные виды движений бег, метание, прыжки и интересные двигательные игровые задания . Дети с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки провожу пробежку, например, вокруг здания детского сада, после чего нужно перейти на ходьбу. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре . В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ДВИГАЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной актив-ности (ДА) . Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биоло-гическую потребность в движениях . Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе , беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий , а также его двигательную активность . В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаи-мосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей .

Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность , интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей , дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

Каждое занятие для ребенка - это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической це-лесообразности .

У старших дошкольников контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности , радости от занятий физическими упражнениями.

Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности .

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач : оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного от-ношения к проявлению своей двигательной активности .

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения , а также на формирование эмоциональной , моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности .

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач : овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей , а также формированием оптимальной двигательной активности .

Эффективность занятий по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пони-манием их значимости, которое состоит в том, чтобы :

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении ;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

сформировать навыки в разных видах движений;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей : активизации мыслительной деятельно-сти, поиска адекватных форм поведения , формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей .

Литература :

1. Антонов, Ю. Е., Кузнецова, М. Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник .

Социально-оздоровительная технология 21 века : Пособие для

исследователей и педагогических работников . - М.: Аркти, 2000.

2. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного

возраста /М . А. Доронина //Дошкольная педагогика . – 2007. - №4. –

3. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования

самооценки /М. Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. -

4. Здоровьеформирующее физическое развитие . Развивающие

двигательные программы для детей 5-6 лет . - М.: Владос, 2001.

5. Кожухова, Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в

дошкольных учреждениях : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.

учеб. заведений. Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр

Академия, 2002.

6. Корепанова М. В., Харламова Е. В. Диагностика развития и воспитания

дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» . – М., 2005.

7. Кудрявцев, В. Т., Егоров, Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления

/дошкольный возраст/ . - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

8. Литвинова, М. Ф. «Русские народные подвижные игры» . - М.: Айри-

Дидактика , 2003.

болеющих детей . - М.: Владос, 2002.

10. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -

11. Ноткина, Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического

развития детей дошкольного возраста . - Санкт-Петербург :

Детство- Пресс, 2000.

12. Потопчук, А. А., Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для

дошкольников . - С. -Пб.: Речь, 2002.

3. Целеполагание.

4. Реализация проекта:

  • Этапы проекта
  • Оздоровительные мероприятия.
  • Предметно-развивающая среда.
  • Взаимодействие с родителями

5. Мониторинг проекта.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

1. Введение.

В Национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Данный вопрос регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) 17 октября 2013 г. N 1155 г. определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

Учебная нагрузка, режим занятий воспитанников определяются на основе Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года.

Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность. Потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне - увеличивается продолжительность занятий с преобладанием статических поз (компьютерные игры, просмотр мультфильмов, конструирование и т. д). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Также следует помнить, что старшие дошкольники ещё не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Всё это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рационального уровня двигательной активности детей, которого можно достигнуть путём совершенствования двигательного режима в детском саду.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

2. Анализ ситуации.

Анализ существующих программ и рекомендаций для детских дошкольных учреждений, по мнению специалистов по физической культуре, показал, что сейчас обнаружился определенный крен в сторону образовательного компонента, несомненно, отражающийся на состоянии здоровья дошкольника, которое напрямую зависит от уровня его двигательной активности. При анализе режима дня детей младшего дошкольного возраста выявились факторы, ограничивающие двигательную активность детей.

Программой «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой 2014г. на проведение организованной образовательной деятельности в старшей группе детского сада отводится 325-390 минут в неделю: 125-150 минут на «Физическую культуру» и «Музыку». Остальные 200-250 минут отводится той деятельности, когда дети проводят большую часть в статичном положении (за столами, на ковре, стоя), а это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление, что сказывается на состоянии здоровья детей.

Таким образом, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривления позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.

Физическая подготовленность (физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств) дошкольников оценивалась в процессе педагогического тестирования с использованием общепринятого комплекса тестов (Чеменева А.А.).

В результате обследования было установлено, что более 50% детей имеют функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, деформации стоп) и в связи с этим при тестировании физической подготовленности у большинства испытуемых зарегистрированы низкие результаты в упражнениях, характеризующих уровень развития силы мышц, туловища и гибкости.

Таким образом, по результатам диагностики общий двигательный режим не способствует достижению должного уровня двигательной активности детей. Так, число детей 5-6 летнего возраста, у которых отмечается более благоприятный уровень двигательной активности, составило 35% то общего числа обследованных, а 65% составляют гиперактивные и малоподвижные дети.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад (Приложение 3), выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Сильные стороны объекта «+» (для осуществления решения проблем)

Слабые стороны объекта

«-» (для осуществления решения проблем)

  • Я имею высшее образование
  • Использую в работе инновационные компьютерные технологии
  • Для полноценной организации двигательного режима в нашем детском саду имеется следующая материально-техническая база: спортивное оборудование, тренажеры, спортивная площадка.
  • Не владею новыми технологиями.
  • В нашем детском саду не предусмотрен спортивный зал.
  • Предметно-развивающая среда в нашем детском саду представлена слабо.
В нашем городе имеются физкультурно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. Есть возможность организовать занятия и физкультурно-оздоровительные досуги после согласования с родителями.
  • Родители безынициативны в вопросах развития двигательной активности своего ребенка.
  • В семьях предметно-развивающая среда представлена слабо.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного режима детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности самостоятельности.

Возникает проблема: каким образом обеспечить рациональный уровень двигательной активности у детей 5-6 лет.

Гипотеза : формирование потребности в двигательной активности у детей 5-6 лет может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в детском саду в сочетании с физкультурно-оздоровительными технологиями.

Необходимо так организовать двигательный режим физическими упражнениями, предусмотреть такое рациональное сочетание разных форм организации и форм двигательной активности, чтобы общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ.

3. Целепологание.

Цель проекта: разработать систему по формированию потребности в двигательной активности у детей 5-6 лет.

Задачи :

1. Изучить научно-методическую литературу по формированию двигательной активности.

2.Подобрать систему мониторинга и анкетирования родителей.

3. Изучить состояние здоровья детей на основе анализа индивидуальных медицинских карт.

3. Запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности; распределить ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей.

4.Разработать и организовать информационную работу с родителями.

5. Выявить эффективность проведенной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Изучена методическая литература и подобрана система мониторинга и анкетирования.

2. Определен уровень компетентности родителей в вопросах физического развития детей и организована информационная работа с родителями.

3. Проведена комплексная оценка физического состояния детей на основе показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности детей 5-6 лет.

4. Запрограммирован оптимальный объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности

5. Повысился уровень двигательной активности детей 5-6 лет.

4. Реализация проекта.

Этапы реализации проекта

Мероприятие Сроки Ответственный Ресурсы
1. Изучение нормативно-правовой базы. 1.06.2014 – 1.07.2014. Александрова Е.Ю. http://www.firo.ru/
2.Изучение научно-методической литературы 1.07.14-30.08.14 Александрова Е.Ю.

Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова.

Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. , .

«Физическая культура - дошкольникам» Л.Д.Глазырина.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Каштанова Т.В.

Моргунова О.Н.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду

3. Изучение состояния здоровья детей на основе анализа индивидуальных медицинских карт 1,09.14-15.09.14

Александрова Е.Ю.

Владимирова Н..И.

Индивидуальные медицинские карты детей.
4. Проведение педагогической диагностики и анкетирования родителей. 15.09.14-30.09.14 Александрова Е.Ю. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова
5. Разработаны оздоровительные мероприятия, направленные на повышение двигательной активности. 1.10.14-1.11.14 Александрова Е.Ю.
6. Применение на практике оздоровительных мероприятий. Организована работа с родителями 1.11.14-15.05.15 Александрова Е.Ю.
7. Выявление эффективности проведенной работы. 15.05.15-30.05.15

Александрова Е.Ю.

Владимирова Н.И.

Оздоровительные мероприятия.

Приобщение детей к физической культуре проводилось через использование развивающих форм оздоровительной работы.

Для создания целостной системы повышения двигательной активности очень важным является организация двигательной активности дошкольников. На основе выделения физкультурно – оздоровительных форм, мы составили усовершенствованную модель двигательного режима, которая представлена в приложении № 4.

В регламентированной деятельности детей ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста отводится занимательной двигательной деятельности (далее ЗДД). Мы считаем, что необходимым условием для организации оптимального ДР (двигательный режим) – это проявление к детям искреннего интереса, помощь в преодолении трудностей и неудач, радость успехам, выполнение упражнений на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.

Для достижения оптимальной ДА детей во время организованной образовательной деятельности по развитию движений и формированию физических качеств:

Был подобран оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределили ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;

Запланировать цели в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;

В вводной части образовательной деятельности планируется не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, продумать музыкальное сопровождение, которое создаст положительный эмоциональный настрой;

Во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание. Предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т. д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).

В структуру образовательной деятельности необходимо включить различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, психогимнастические этюды, самомассаж, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки. В построении образовательной деятельности использовали сюжеты русских и чувашских сказок.

В работе планируется применять такие методы, как:

  • игровой, соревновательный;
  • метод творческих заданий;
  • проблемного обучения;

А так же следующие приемы:

  • рациональное использование физкультурного оборудования, разных способов организации детей;
  • лаконичное объяснение и четкий показ упражнений;
  • активизация мыслительной деятельности детей;
  • создание ситуации для проявления решительности, смелости;
  • использование музыкального сопровождения;
  • вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. На воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. В утренней гимнастике запланированы упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики рассчитан на повторение в течение двух недель. Продолжительность утренней гимнастики соотносится с возрастом детей, во время проведения используем музыкальное сопровождение.

Ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.

Введение двигательной разминки во время перерыва между образовательной деятельностью позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Целесообразно включить 3–4 упражнения, а также произвольные движения детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки провести упражнение на расслабление 1–2 мин.

Для организации двигательной активности в режиме дня с детьми необходимо проводить подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Были подобраны разные по содержанию подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и спортивные (элементы спортивных игр) – футбол, хоккей, а также игры большой, средней и малой подвижности. Такие игры, как «Ловишки», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Школа мяча», забавы с санками, езда на велосипеде.

На прогулке целесообразно использовать одну из форм нетрадиционного оздоровления детей это оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег мы проводится с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывали физический уровень подготовленности детей.

Оздоровительные пробежки проводятся 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий. При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагается пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг.

Оздоровительный бег заканчиваем постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты):

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).

Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены».

Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Воспитатели предлагают упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов.

В совместной деятельности детей и взрослых планируются такие формы, как организация спортивных досугов, праздников, проведение Дня здоровья.

Были подобраны разнообразные темы праздников «Мы – спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Королевство волшебных мячей», «Чистота для здоровья нам нужна» и т.д.

Наряду с физкультурными праздникам были подобраны физкультурные досуги: « Любопытные козлята», «Юные пожарники», «Маленькие мышата», «На чем можно ездить» и т.д.

1 раз в квартал во всех возрастных группах в течение учебного года проводится День (неделя) здоровья.

Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность.

В организации самостоятельной деятельности детей, для развития двигательных способностей и творчества детей целесообразно использовать инновационную форму физического развития детей - «час» двигательного творчества, когда они сами имеют возможность выбрать вид двигательной деятельность, спортивный инвентарь, партнера и так далее, другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство.

Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снижению зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.

Для часа двигательного творчества используются разнообразные виды движений от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной со взрослыми или сверстниками деятельности в сложно - организованном физическом пространстве.

Час двигательного творчества проводится во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя и специалиста по физическому воспитанию.

Необходимо отметить также работу в летний оздоровительный период.

Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.

Как интересно провести летние прогулки? Этот вопрос мы поставили перед работниками. Из многообразия видов деятельности сначала планируется брать общефизическую подготовку, которая проводится ежедневно (30 мин.) и состоит из двух частей (оздоровительная разминка и развивающие упражнения).

Чтобы общеразвивающая физическая подготовка носила системный характер, разработать план, ориентируясь по дням недели.

– понедельник – различные виды метания, прыжки, ползание, лазание, упражнения на равновесие;

– вторник – занятие на развитие двигательных физических качеств;

– среда – игры с мячами, «Школа мяча», элементы спортивных игр;

– четверг – летние забавы (игры со скалками, игра в «классики»);

– пятница – различные походы, развлечения.

В этом плане возможна корректировка, учитывающая двигательный опыт детей, их интересы, материальную базу; включают спортивные упражнения на велосипедах, самокатах, народные игры и др.

Игры-забавы – это по существу физические упражнения в игровой форме с музыкальным сопровождением или без.

Национально-региональный компонент.

В данном направлении работы планируется использовать педагогическая технология «Игры Батыра» («Паттăр Вăййисем»). По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «Стрельба из лука» (Ухăран пемелле»), «В лошадку («Лашалла»), «На пахоте» («Акара»), «В курицу» («Чăхăлла»), «Слепой баран» («Суккăр такалла»), «Резвые белки» («Çивĕч пакшасем»), «Рыбаки» («Пулăçсем»), «Защити флаг» («Ялава сыхла»), «Иголка с ниткой» («Йĕппипе çиппи»), «Штандар-стоп!» («Штантăрла») и многие другие. (Приложение 5)

Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. Команда игроков формируются по ходу игры, завершающим этапом которой является борьба за перетягивание игроков из одной группы в другую. При этом перетянутый игрок борется уже не за свою команду, а за ту, которая его перетянула. Это такие игры, как «Луна и солнце» (Уйах е хевел), «Тилирам» (Ал татмалла)

Игры планируется проводить ежедневно в режимных моментах и позволяют поддерживать двигательную активность детей.

Работа с детьми в этом направлении предполагает обязательное проведение традиционных национальныхкалендарно-обрядовых праздников. Например, такие праздники как Çăварни (масленица). Воспитатели и дети наряжаются в разноцветные сарафаны и яркие платки. Дети катаются на санках, соревнуются в ловкости и быстроте на спортивных эстафетах. В разгар празднества появляются «ряженые воспитатели» - масленичные баба с дедом (çăварни карчăкки). Они вместе с детьми играют в игры, водят хороводы и угощают детей блинами – «икерчĕ». В начале июня целесообразно провести в детском саду детский «Акатуй», где дети в играх, песнях, соревнованиях, танцах отражают свои яркие впечатления (например, бег в мешках, перетягивание каната, ярмарка творческих детских работ, проба хуплу, на обед шаркку-жаркое), полученные на взрослом массовом гулянье.

Праздники включаются в календарно-тематическое планирование в виде развлечений.

Предметно-развивающая среда

Для реализации задач физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ созданы следующие условия: Материальные условия: внешние - спортивная площадка на улице, уголки здоровья в группах.

В нашем ДОУ не имеется зала для проведения различных форм двигательной активности. Вместо этого мы организовали работу по проведению занятий в городском физкультурно-оздоровительном комплексе раз в месяц.

В группах детского сада имеются уголки здоровья, которые оборудованы необходимым инвентарем: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

Спортивная площадка для занятий на воздухе;

Имеется картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами;

Имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр.

Взаимодействие с родителями.

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

  • Способствовать ознакомлению родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • Способствовать ознакомлению с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
  • Формирование практических навыков в оздоровлении, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.

Для реализации этих задач планируется использовать в детском саду:

  • Информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации, родительские собрания.
  • Дни открытых дверей для родителей с просмотром образовательной деятельности в физкультурном зале; на спортплощадке, закаливающих процедур.
  • Организовывать и провести совместные спортивные мероприятия, праздники и развлечения, такие как «Папа, мама и я – спортивная семья», День защитника Отечества» и т.д.

5. Мониторинг проекта.

На данном этапе планируется подвести итоги оптимизации двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительных технологий.

Физическая подготовленность детей оценивается по следующим параметрам: бег 10 м с хода (с), бег 30 м со старта (с), челночный бег (с), прыжок с места (см), прыжок с разбега (см), количество приседаний за 30 с.

Для оценки результатов тестирования применяется оценочная шкала физической подготовки.

Возраст, лет, месяц Уровень физической подготовки
высший выше сред. средний ниже сред. низкий
100% и выше 85-99% 70-84% 51-69% 50% и ниже
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Подтягивание мальчиков
6,0-6,5 3 и выше 2 1,5 1 0
6,6-6,11 4 и выше 3 2 1 0,5 и ниже
7,0-7,5 4 и выше 3 4 1,5 1 и ниже
Подъем туловища в сек, раз за 30 сек Девочки
6,0-6,5 24 и выше 20-23 16-19 10-15 9 и ниже
6,6-6,11 25 и выше 21-24 16-20 11--15 10 и ниже
7,0-7,5 28 и выше 23-27 18-22 12--17 11 и ниже
Прыжок в длину с места (см) Девочки
6,0-6,5 110 и выше 99-109 88-98 74-87 73 и ниже
6,6-6,11 120 и выше 109-119 98-108 84-97 83 и ниже
7,0-7,5 123 и выше 111-122 99-110 81-98 90 и ниже
Прыжок в длину с места (см) Мальчики
6,0-6,5 122 и выше 109-121 96-108 80-95 79 и ниже
6,6-6,11 128 и выше 115-127 102-114 86-101 85 и ниже
7,0-7,5 130 и выше 117-129 104-116 88-103 87 и ниже

Мониторинг запланирован на май 2015 года.

Заключение.

Таким образом, только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, введение модели оздоровления детей, помогут максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовать повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

6. Список используемой литературы.

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под.ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014.

2. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст. Пособия для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000

3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Издательство: Сфера, 2008

4. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие. М. : 2002.

5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002.

6. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чебоксары, 2003.

7.Махалова И.В., Николаева Е.И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду. – Чебоксары, Новое время, 2006.

8. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. Пособие для практических работников детских дошк. Учреждений.-М.: АРКТИ, 1999.

9. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005

10.Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. «Речь», 2009.

11. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста.-М.: 2004

12. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду.

13. Яковлева Т. С. «здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» - М. :Школьная Пресса, 2006.

Эмоциональные проявления имеют большое значение в деятельности ребенка дошкольного возраста и в его поведении. От них зависит адекватность выстраивания личностью своего взаимодействия с окружающим пространством. А от того, насколько полноценно сформированы эмоциональные механизмы зависит и развитие самой личности.

Эмоциональные проявления мы можем наблюдать в речи и мимике, позе и движениях; они влияют на избирательность действия и поступков человека в отношении других людей.

Сведения, необходимые для удовлетворения той или иной потребности, являются причинами появления эмоций, а если точнее, то их избыток или недостаток. Сила потребности и величина дефицита информации обуславливают степень эмоционального напряжения, и ребенок дошкольного возраста в привычной для себя ситуации выстраивает свое поведение на основе своего прошлого опыта действования в подобных событиях.

Эмоциональные проявления зависят от гендерной принадлежности ребенка. У мальчиков и девочек эмоциональные проявления различны и наблюдаются эти различия уже с трехлетнего возраста (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман). Мальчиков в большей степени интересует техническая сторона окружающей действительности, подвижные игры, игры военной тематики и в супергероев. В деятельности мальчики предпочитают соревновательность и соперничество, стремление к победе и боязнь поражения.

Девочки для игр объединяются в небольшие группы, проявляют заботу друг о друге. Иры девочек спокойнее и тише, в них больше эстетики и связи с природой, они отличаются эстетическим оформлением.

Реакции на эмоциональные факторы у мальчиков и девочек тоже различны. Мальчиков отличает яркость и избирательность, однако констатируется кратковременность эмоционального реагирования. Девочки в эмоционально насыщенной деятельности демонстрируют резкое нарастание общей активности, повышение эмоционального тонуса коры головного мозга. То есть проявляется как бы готовность мозга ответить на возможную неприятность: все структуры мозга готовы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны.

Эмоциональное напряжение у мальчиков обычно снижается достаточно быстро и они переключаются на продуктивную деятельность без каких-либо переживаний.

Особое значение на физкультурных занятиях имеют невербальные средства выражения эмоций, которые тесно связаны с выразительностью мимики и жестов. При этом ребенку необходимо сочетать и координировать двигательные действия с переживаемыми им чувствами. Формирование невербальных средств выражения эмоций происходит в следующей последовательности:

— проявляя эмоции различного вида, ребенок управляет мышцами неосознанно;

— двигательные действия начинают идентифицироваться со словами и ощущениями;

— ребенок начинает понимать способы использования движений и мимики для выражения эмоций и применяет их осознанно.

В процессе обучения детей двигательным действиям можно наблюдать как изменяется их эмоциональное состояние, их эмоциональные проявления. В самом начале обучения ребенок испытывает неуверенность в себе, пытается у взрослого найти поддержку своим действиям, а иной раз даже избегает выполнения физических упражнений. Ребенок демонстрирует пассивно-оборонительную реакцию, которая вызывается страхом, а эмоциональные проявления при этом играют защитную роль.

Физическое состояние ребенка оказывается под влиянием эмоционального: наблюдается повышенный тонус мышц и малая амплитуда движений. Реакция ребенка на слова зачастую неадекватна, а эффективность усвоения двигательного материала достигается при физической помощи со стороны педагога в виде страховки.

Дальнейшее обучение способствует получению ребенком информации о технике двигательного действия и его многократному повторению, в результате чего выравнивается эмоциональное состояние ребенка. Он начинает опираться на имеющийся у него двигательный опыт, его реакция на расширенный диапазон внешних сигналов улучшается, следовательно, для обучения целесообразным становится использование более разнообразных средств обучения.

Выделенные особенности позволяют говорить о том, что на занятиях физическими упражнениями важно обеспечивать детям устойчивое положительное эмоциональное состояние, так как оно способствует максимальной активности воспитанников. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей является первичным и способствует развитию интеллектуальной и волевой сфер личности. Задача педагога заключается в том, чтобы направлять развитие эмоциональной внешней выразительности у детей и регулировать данный процесс согласно теории выразительности движений. Выразительные движения рассматриваются как «внешняя форма существования или проявления эмоций вовне через мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию» (С.О. Филиппова, Г.Г. Лукина). Таким образом, развитие эмоциональной внешней выразительности позволяет опосредованно влиять на внутренние эмоциональные механизмы ребенка.