Развитие всех компонентов речи дошкольников. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности

Татьяна Михайлова
«Развитие компонентов устной речи в различных формах действий»

…Чтобы научиться говорить, надо говорить.

М. Р. Львов

Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества , а необходимым компонентом этого воспитания , несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование правильной устной речи детей .

Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них особое место занимает К. Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Так же большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н . К., Флерина Е. А., и многие другие.

При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи , необходимой для общения с окружающими.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью , необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности .

Развитию речи в нашем детском саду уделяется большое внимание : проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи , обучению пересказу. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи . На занятии ребенок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи . Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.

Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Цель игры – устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюрпризных моментов и др.

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии , но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем "умнее" руки, тем умнее и малыш. Пока ребенок маленький, шнуровка станет отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику , глазомер, усидчивость. Такая игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи , формирует познавательный интерес, любознательность. Дидактическая игра - развивает речь детей пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь , умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык , а язык организует игру. Главное место в дидактической игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. Использование дидактических игр способствует решению следующих задач :

Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий ;

Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

Совершенствовать разговорную речь;

Обогащать словарь;

- формировать грамматический строй речи и т . д.

Сюжетно-ролевая игра так же оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка . В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия : "Мама наливает чай"; "Шофер едет на машине". Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. "Я буду мама, а ты моя дочка",- говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. "Это у нас шофер",- решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль. Сюжетно - ролевые игры, развивают у детей навыки общения друг с другом и их речь. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи , языка произведений художественной литературы и фольклора. Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух. Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской. Чтение и пение колыбельных развивают память , обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка. Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям.

Особую роль в развитии словесного творчества ребенка, играют сказки, они помогают ребенку острее чувствовать прекрасное, способствуют зарождению художественных образов, возбуждают творческую, речевую активность ребенка-дошкольника, заставляют его делать выводы, которые недоступны в других обстоятельствах, стимулирует детей к высказыванию собственных идей и замыслов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности , проявляют большую

заинтересованность в выполнении различных заданий .

Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации умственного и речевого развития детей . На занятиях художественного творчества детям предлагают наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях , которые можно производить с предметами. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.

Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий . В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Воспитатель создает условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отве­чать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о собы­тиях, приглашать к деятельности. Дети учатся участвовать в коллек­тивном разговоре, поддерживать общую беседу, говорить по очереди, не перебивая собеседника. Передавать с помощью образных средств языка эмоциональные состояния людей (девочка испугалась, мама удивилась) и животных (кошка сердится, она не поймала мышку; обезьяна радуется - у нее есть вкусный банан).

В процессе общения дошкольники учатся адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника (выразить сочувствие, по­мочь, пожалеть).

Дошкольники упражняются в использовании средств интонацион­ной речевой выразительности (силы голоса, интонации, ритма и темпа речи) дня привлечения и сохранения внимания сверстника в процессе речевого общения. Учатся использовать в речи слова участия, эмоци­онального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми.

Стремятся к самоутверждению в коллективе сверстников, прояв­ляют избирательность во взаимоотношениях и общении с ними: предпочтения в выборе партнеров по играм и общению.

Используют элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, при разрешении конфликтов; в игровом общении ориентиру­ются на ролевые высказывания партнеров, поддерживают их.

Связная речь. Дети осваивают умения диалогической речи: в раз­говорном общении пользуются (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного во­проса; замечают неточности и ошибки в своей речи и в речи това­рищей, доброжелательно исправляют их; формулируют вопросы по­искового характера (Почему? Зачем? Для чего?).

Осваивают умения монологической речи: составляют описатель­ные рассказы (5-6 предложений) о предметах, рассказы из личного опыта; самостоятельно пересказывают литературные произведения, воспроизводят текст по иллюстрациям; сочиняют повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составляют описательные загадки и загадки со сравнением, описательные загадки о предметах и объ­ектах живой и неживой природы; пользуются элементарными фор­мами объяснительной речи.

Словарь. Дошкольники осваивают и используют в речи новые слова. Названия предметов и материалов, из которых они изготов­лены (ткань, бумага, дерево, резина). Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых про­цессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и т.п.). Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества - цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т.п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и т.п.).



Слова, обозначающие видовые категории с указанием характер­ных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла).

Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и другие), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организ­мы - растут, размножаются, развиваются; посуда - это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи и т.д.).

Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими: слова приветствия, благодарности, извинения, учас­тия, эмоционального сочувствия и другие.

Грамматически правильная речь. Дети осваивают умение свободно пользоваться в речи простыми предложениями (полными, распростра­ненными, с однородными членами). Для передачи временных, про­странственных, причинно-следственных связей используют сложно­подчиненные предложения. Правильно используют суффиксы и при­ставки при словообразовании и для выражения отношений между объектами. Учатся самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного офор­мления речевого высказывания.

Звуковая культура речи. Дети овладевают произношением наибо­лее трудных звуков - свистящих, шипящих, [л], [р]. К пяти годам дети чисто произносят все звуки, четко воспроизводят фонетический и морфологический рисунок слова.

Учатся говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы; эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Подготовка к обучению грамоте. Дошкольники знают термины «слово», «звук», правильно понимают и учатся использовать их.

Знают, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими.

Учатся сравнивать слова по протяженности.

Учатся звуковому анализу слова: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем - по пред­ставлению); различать на слух гласные и согласные звуки.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета). Дети осваивают умение использовать в знакомых ситуациях общения вариативные формы приветствия («здравствуйте», «добрый день», «добрый вечер», «доброе утро», «привет»); прощания («до сви­дания», «до встречи», «до завтра» и т.д.); обращения к взрослым и сверстникам с просьбой («разрешите пройти», «дайте, пожалуйста»), благодарностью («спасибо», «большое спасибо»), обидой, жалобой.

При обращении к сверстнику называть его имя, к взрослому - имя и отчество.

При обращении к незнакомым людям использовать вежливые формы: «скажите, пожалуйста», «будьте добры», «извините за беспо­койство».

НОВЫЙ ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»

Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

Младшая группа (3-4 года).

Задачи воспитания и развития детей:

Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми :

    Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми.

    Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым.

    Стимулировать проявление признаков внеситуативно-познавательного общения со взрослыми.

    Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности :

    Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

    Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

    Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

    Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.

    Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.

    Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

Задачи на практическое овладение нормами речи

    Использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками.

    Использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности

Связная речь : Дети осваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвовать в общем разговоре; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)

Дети начинают осваивать умения монологической речи: принимать задачу, поручение выраженное в высказывании взрослого; сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

Грамматически правильная речь : Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; осваивают структуру простого распространенного предложения; осваивают способ словообразования на основе имитации звуков; с помощью воспитателя строят сложные предложения (бессоюзные и с союзами).

Звуковая культура речи: Дети учатся правильно произносить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.

Словарь: Дети практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка; слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.); слова, обозначающие качества и свойства предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); называние членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, домашних и некоторых диких животных и их детенышей; понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные и др.

Итоги освоения содержания образовательной области

    Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;

    проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии;

    использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста»;

    проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3-4 предложений;

    правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения;

    речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на развитие устной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №95»

Доклад

Тема:

«Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Подготовила:

Воспитатель 1КК

Азарова И. П.

Воронеж 2014

«Речь - удивительно сильное средство,

но нужно много ума, чтобы пользоваться им».

Георг Гегель

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи.

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.

Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Речевое развитие

  • включает владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целевые ориентиры старшего дошкольника.

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2) Обучение рассказыванию:

  • Пересказ
  • Рассказ по сюжетной картине
  • Рассказ по серии картин
  • Описательные рассказы
  • Творческие рассказы

3) Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

4) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, если ребенок уже занимается с логопедом, воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов и работе над конкретными пробелами в развитии речи, выявленными в логопедической диагностике.

Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений

В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин). Воспитатель формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб - грибы). В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько?, Который?, Какой?, при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным.

При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи, например: шире - уже, самое широкое - самое узкое и т. д.

На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т. п.).

Воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам (Миша позади Кати, перед Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади - мишка, впереди машина и т. п.). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа - стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Развитие речи в связи с экологическим воспитанием

Наблюдения за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире, поисковые ситуации являются хорошей базой для развития речи и мышления, а также использование в самостоятельной речи падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), необходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования (образование относительных и притяжательных прилагательных (лисий, волчий, бумажный, железный)). Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т. д.). Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения.

Таким образом, ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования является развитие связной речи , поскольку в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная, связная речь наиболее взаимодействует с развитием мышления, в ней отражены все другие задачи речевого развития ребенка.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Для плодотворной работы по профилактике речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя.

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.)

Воспитатели стараются придерживаться рекомендаций логопеда относительно каждого ребенка.

  • Д/И «Разведчики» Цель: закрепить использование существительных в Винительном падеже.

При развитии речи дошкольников важно обратить внимание на развитие речевого дыхания и артикуляции.

Упражнения на развитие речевого дыхания широко используются на занятиях по экспериментальной деятельности. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха.

  • Поиграйте с ребенком в «Водное поло». Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
  • «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

Фонематический слух необходим, чтобы четко различать звуки в словах. Связь между хорошим фонематическим слухом и четким произношение очевидна. Правильно услышал - безошибочно написал. Для развития речевого внимания и фонематического слуха используются упражнения:

  • «Угадай и купи»
  • «Собери бусы» (нанизываем бусинки на нитку и называем слова на определенный звук)

Вывод:

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

И. Гердер говорил: «Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определен, не образован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка».


Структурные компоненты речи

Речь, как известно, состоит из различных структурных компонентов, в числе которых можно выделить звуковой состав, словари (активный и пассивный) и грамматический строй.

Видами речи являются устная и письменная речь. В процессе совершения речевых актов принято выделять импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны речи.

Звуковой состав речи изучается такой наукой как фонетика, в ведении лексикологии находится изучение словарей, грамматическую основу речи изучает грамматика. Поэтому фонетика, лексика и грамматика образуют единую систему языка. В своей структурной совокупности все языковые компоненты образуют единой целое и находятся в структурных взаимосвязях друг с другом. В частности взаимосвязанными и взаимообусловенными являются звуковой строй, грамматика и словарный состав .

В этом перечне структурных компонентов наибольшая обобщающая сила принадлежит словарному составу, потому что именно словарный состав обладает наибольшей степенью охвата других элементов языка.

Слово вообще считается основной структурной единицей языка и во всей совокупности его грамматических форм является основой построения речи. Грамматика представлена двумя большими разделами: морфологией (законами изменения слов) и синтаксисом (законами сочетания слов в предложении).

Морфологической изменение слов производится с помощью системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений при неизменяемости основы (корня) и системы фонематических чередований в основах и изменений места ударения в отдельных формах.

Слова, как основные структурные элементы языка образуют другие единицы речи - предложения. Предложения образуются из слов словаря человека, связанных посредством их формы и порядка расстановки в предложении, служебных слов (предлогов, союзов, частиц), интонации.

Таким образом, морфология изучает проблемы и решения формообразования, словоизменения и словообразования, а синтаксис изучает вопросы структурного состава предложений, связи слов, входящих в предложения, типов предложения .

Взаимная связь слов в русском языке обычно выражается способами согласования, управления и примыкания. В преобладающем большинстве наблюдаются связи согласования и управления, в меньшей степени - способы примыкания.

Согласование слов заключается в сильном уровне видимости взаимосвязи подчиняющего слова и подчиненного (колыхалась спелая рожь или косили спелую рожь). При управлении во время изменения подчиняющего слова изменения подчиненного не происходит (гордится победой, гордость победой). Примыкание отличается тем, что в качестве подчиненного слова употребляется неизменяемое слово (сидел справа, читал стоя, солнце светит ярко).

Что касается синтаксического и морфологического анализов, то синтаксический анализ является более широким в сравнении с морфологическим. Особенностями синтаксического анализа является его выход за пределы слов, в то время как морфологический опирается на значимые части слов (корень, суффикс, приставка, флексия).

Все вышеперечисленные закономерности обязательно отражаются в речевом развитии ребенка и происходят также последовательно как и само речевое развитие (при развитии речи в норме) .

Развитие речи подразделяется на доречевой период, связанный с накоплением первичного жизненного опыта ребенком, и речевой период, в процессе которого реализуется как накоплении словарного запаса, освоение звуковой структуры речи, так и освоение всех вышеперечисленных взаимосвязей.

Рассмотрим подробнее речевой период развития ребенка и его закономерности.

Формирование словаря начинается у ребенка в самом начале речевого периода, что и определяет название самого периода. Начало освоения словаря происходит в конце первого года жизни ребенка. Этот период характеризуется отсутствием разделения между звуком, словом и предложением, слово является предложением и выражается различными вариациями звукоподражания (а - зовет ребенок мать, у-у - просит он машину, ам-ам - собачку). Объясняется это тем, что в данном периоде развития речи смысл просьбы или мысли ребенка больше выражается интонацией и ритмом, отраженных в том или ином звуке. С развитием словаря интонация и ритм начинают выполнять служебную функцию и подчиняться слову, а впоследствии - фразе.

Как уже было сказано, в нашей речи словарный запас, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но, необходимо отметить, что развитие каждого из них происходит в зависимости от психически особенностей ребенка .

Обычно в возрасте начиная с 3 месяцев до года ребенок должен систематично осваивать механизмы произношения большинства звуков: гортанных вовремя гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевых согласных (ф - в, с - з) и других звуков. Многие дети осваивают даже раскатистый звук р.

Последовательность появления звуков объясняется: а) близостью артикуляции звука к двигательным безусловно-рефлекторным реакциям (актам сосания, жевания, глотания); таковы, например, звуки п, б, м; б) сложностью артикуляционных укладов звуков (самые сложные по артикуляции звуки - шипящие, р и л появляются самыми последними).

После первичного освоения звука, их произношение закрепляется ребенком с помощью многократного повторения простых открытых слогов в период лепета типа па-па-па, да-да-да и т. п. Повторение также имеет свои особенности: в начале оно основывается на рефлекторном самоподражании, а в возрасте от 5 месяцев основывается на эхолалическом повторении за окружающими людьми. Возрастной период от 5 месяцев также характеризуется усвоением артикуляции окружающих.

Очень важным является то, что при освоении словаря ребенок заново начинает осваивать произношение звуков, но уже в составе слов. Поэтому начальный период освоения словаря характеризуется неустойчивостью произношения многих звуков ребенком и различным качеством произношения одного и того же звука в разных словах.

В младшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдается неустойчивость произношения и отмечаются дефекты речи как при произношении свистящих, так и шипящих звуков, соноров р и л. Менее часто наблюдаются дефекты смягчения, а также дефекты озвончения и йотации. Все эти нарушения минимизируются в процессе каждодневной практики произношения. Произношение становится все более автоматичным, точным и устойчивым. Каждодневный опыт общения и физиология механизмов речи позволяет ребенку не только произносить слова, но и слышать себя, чтобы впоследствии корректировать произносимое. То же наблюдается и при освоении артикуляции окружающих и их произношения: ребенок повторяет за говорящими людьми, оттачивая качество произношения звуков и слов.

В процессе развития речи и освоения словаря ребенку необходимо осваивать правильные навыки двигательные произношения, осуществлять контроль над своим произношением и корректировать произносимые звуки с слова. Все это становится возможным благодаря фонематическому слуху, т.е. умением сопоставлять услышанное и произносимое. Фонематический слух также формируется у ребенка не сразу, а вместе с развитием речи .

В возрасте 5-6 лет ребенку уже подвластны слоговая структура слов, звукопроизношение, если развитие ребенка происходит гармонично. Однако, у некоторых дошкольников могут наблюдаться еще некоторые отклонения речевого развития. Необходимо отметить, что общение с окружающими у ребенка начинает складываться задолго до освоения правильных речевых навыков. С помощью сокращения и упрощения слоговой структуры слов и использования освоенных звуков, а также замещения ими неизученных, ребенок строит свою речь, еще не имея сформировавшегося произношения.

В период детства развитие словаря происходит также быстро как в количественном так и в качественном ключе. Так, количественные характеристики словаря дошкольника должны быть следующими: в возрасте года - несколько слов, в возрасте двух лет - 200-300 слов, в возрасте трех лет - 1500-2000 слов (таблица 1). На формировании словаря ребенка и освоения грамматических навыков напрямую влияют условия развития ребенка, поэтому возможны значительные отклонения от нормативных значений .

Таблица 1 - Рост словаря по Бюлеру .

Максимум

1г6м - 1г 8м

1г 9м - 1г 11м

2г 3м - 2г 6м

В качественном развития словаря происходят изменения по содержанию и по форме. Содержание изменяется с помощью обогащения обогащение и дифференциации смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими. Форма словаря определяется освоением более сложных ритмико-интонационных, звуковых и слоговых приемов. Такое развитие происходит постепенно и последовательно. Так, рассматривая дифференциацию содержания употребляемых слов, ее развитие и рост происходят обычно в следующей последовательности: сначала осваиваются существительные, потом глаголы, и только потом наречия. Некоторые формы местоимений отличаются быстрым освоением и прочным запоминанием. Употребление прилагательных начинает осваиваться гораздо позже, как и числительных. На последнем этапе начального формирования словаря ребенком изучаются и запоминаются служебные слова, а также причастия и деепричастия.

Статистические научные данные свидетельствуют, что к 4 годам (при словаре 598-2346 слов) количество существительных в словаре ребенка может находиться в пределах 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9% .

Общее речевое развитие ребенка можно более подробно рассмотреть через призму четырех периодов, принятых в педагогической науке.

Так первый период отличается небольшим словарем, в его составе больше наблюдается лепетных слов и слов, состоящих из одного слога. Их произношение связано с первичными навыками звукоподражания.

Описывая первые так называемые слова ребенка в первый период речевого развития, можно отметить, что данные слова являются неизменяемыми корнями, которые не только указывают на сам предмет, но зачастую и на действия с ним и на его качества. Для уточнения их значений ребенок часто использует мимику и жесты. Многозначность употребляемых слов-корней в первый период речевого развития ребенка одновременно указывает и на их суженность по содержанию, если проводить сравнение со словами взрослого человека.

Впоследствии в первый период речевого развития ребенка в его словаре появляются двусложные слова, которые чаще всего состоят из двух повторяющихся слогов (мама, папа и т.д.). Часто в первом речевом периоде преобладает ритмико-интонационная структура слова над его звуковым оформлением .

Появление первых слов и первых предложений частно происходит одновременно. Однако, повторяя опыт первых произносимых слов-корней ребенок употребляет первые предложения больше аморфно. Можно сказать, что первое предложение в речи ребенка - это аморфное слово, дальнейшие шаги в построении предложений состоят в соединении двух или нескольких аморфных слов (Мама каша дать, Тата пать (спать)). дальнейшее развитие употребления предложений в речи ребенка характеризуется их усложнением путем добавления нескольких слов, а также использования правильности в построении предложений за счет изменения окончаний употребляемых слов, разнообразия взаимоотношений между ними.

Второй период развития речи ребенка отличается быстрым ростом словаря, последовательным освоением различными частями речи, усложнением ритмико-интонационной структуры и уточнением звукового оформления словаря. Однако вместе с этим увеличиваются и различные речевые искажения, обозначающиеся термином литеральные парафазии, которые впоследствии в процессе речевого развития самостоятельно корректируются и изживаются ребенком из собственной речи, если, конечно, происхождение парафразий не является патологическим и не связано с органическими нарушениями в развитии психических функций ребенка.

Второй период речевого развития ребенка отличается и закономерными изменениями в освоении грамматического строя языка. Так у детей появляются не только простые. но и сложные предложения. Аморфные слова-корни заменяются словами, морфологически разделенными на элементы, причем это процесс движется сразу в направлении некскольких грамматических категорий: в отношении существительного - единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы; в отношении глагола - повелительное, изъявительное, сослагательное наклонение, настоящее и прошедшее время повелительного наклонения. Процесс освоения грамматического строя речи сопровождается освоением многочисленных окончаний слов согласно их значения, и отделения их от корней слов .

Необходимо отметить, что процесс выделения морфологических элементов является неосознанным, но определяет начало крупнейшего переломного момента в развитии грамматического строя речи. Второй период развития речи характеризуется лишь частичной грамматизацией. Наиболее полно усваиваются существительные и глаголы, частично - прилагательные и предлоги. Употребление служебных слов еще не присуще ребенку в этом периоде речевого развития, поэтому используются бессоюзные предложения.

На этапе третьего периода речевого развития ребенка продолжается усваиваться морфологическая система, формы становятся устойчивыми. Усложняется и увеличивается словарный запас ребенка, происходит развитие смысловой стороны речи от конкретных понятий к абстрактным категориям. Смысловой аспект развития словаря постепенно приводит к его соединению с усвоенным грамматических строем языка. Происходит их закономерное слияние и объединение.

Синтаксические основы осваиваются быстрее морфологических. Сложные предложения все больше наполняют словарь ребенка, усваиваются необходимые для этого грамматические компоненты. Как уже было отмечено сложные предложения характеризуются все бОльшей абстрактностью.

Третий период речевого развития отличает особенность, которая выражается в разделении его на две части: освоение системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений и освоение системы чередования звуков в основах и места ударения для отдельных форм. Такое разделение связано с особенностями освоения речи детьми: изучается система окончаний отдельных типов склонений и спряжений и системы чередования звуков в основах и мест ударений в формах .

Четвертый период речевого развития ребенка характеризуется очень высоким уровнем освоения языка, освоены системы грамматики как синтаксического так и морфологического порядков. Однако это касается только устной речи ребенка, так как освоение письменной речи для детей с развитием речи в норме приходится на период школьного возраста.

В дальнейшем на этапе четвертого периода развития речи ребенок переходит к освоению флексийной системы окончаний (склонений и спряжении) при неизменяемости основы, т.е. усвоением законов формообразования и словоизменения.

Законы словообразования усваиваются детьми более сложно, т.е. система употребления звуков в основе и перемещения ударений требует дополнительных усилий от ребенка, что выражается в активном многообразном словообразовании и словоизменении. В этом возрасте детям свойственна особенная чуткость к различным формам русского языка, наблюдательность к ним, в частности внимание детей притягивают различные словообразовательные суффиксы (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.) .

Огромную роль в освоении грамматического строя речи в этом возрасте играет смысловое значение всех грамматических изменений, причем овладение смысловым значением всегда опережает его внешнее выражение.

Школьный период ребенка характеризуется освоением грамоты и письменной речи, что подразумевает все большее слияние грамматического строя речи и ее звукового наполнения, а также активное развитие словаря ребенка .

Таким образом, развитие речи состоит из последовательного освоения всех ее структурных элементов: звукового, лексического наполнений и грамматических закономерностей. Наиболее сильным звеном в освоении речи является формирование и развитие словаря ребенка, без которого невозможно дальнейшее освоение языка, законов словообразования и грамматического построения речевых высказываний. В педагогической литературе развитие речи подразделяется на два периода: доречевой и речевой. Речевой период включает в себя четыре последовательных этапа освоения всех механизмов построения устной речи и подготовки ребенка в изучению грамоты и освоению письменной речи.