Бактерии почвы виды. Распространение микроорганизмов в почве

1. Основной метод изучения динамики развития детей – составление индивидуальной характеристики ребенка по результатам индивидуального обследования с помощью специальных методик по всем основным направлениям: социальному, познавательному, эстетическому и физическому для формирования точного представления о развитии ребенка. Такое изучение ребенка должен проводить психолог дошкольного учреждения в конце и в начале учебного года.

2. Общая оценка динамики развития каждого ребенка в конце месяца, т.е. фиксация достижений каждого ребенка с помощью условных обозначений: устойчивые результаты – зеленый кружок, достижения неустойчивы – желтый кружок, необходимость дополнительной работы – красный кружок. Получив такую цветную картину, воспитатель видит, какие задачи можно считать решенными, а какие нет.

3. Основной способ накопления информации об индивидуальных особенностях ребенка – ежедневное наблюдение за процессом взаимодействия и общения детей между собой и со взрослыми, а также за их деятельностью.

4. Изучение результатов индивидуальной деятельности детей: изобразительной, конструирования, дидактических игр и др. Форма фиксации этой информации должна выбираться самим педагогом. Наиболее удобной является запись данных в личной записной книжке. Очень важно, чтобы своими впечатлениями о том, как прошел день, воспитатели делились при передаче смены. Этим обеспечивается единство педагогического воздействия. Сравнительный анализ полученных результатов позволяет увидеть общую картину эффективности образовательной работы с детьми конкретной группы, качество педагогического влияния на развитие каждого ребенка. Не нужно ожидать от всех детей высокого уровня развития по всем направлениям. Основное внимание необходимо уделять тому, чтобы каждый ребенок продвигался в соответствии со своими возможностями.

Главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии. В связи с этим низкий показатель выполнения заданий ребенком может расцениваться как положительный, если он выше, чем предыдущий.

Характерными возрастными особенностями дошкольника являются:

· Подражание – облегчает детям усвоение ЗУН

· Склонность детей к повторению. Повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала.

· Дети любят делиться друг с другом своими знаниями - использовать для воспитания дружбы взаимопомощи.

· Легко запоминают слышанное

· Непроизвольное внимание: легко отвлекаются, не могут быть длительное время сосредоточенными на одном предмете явлении.

· Эмоциональная впечатлительность.

Как осуществлять индивидуальный подход к детям в рамках единого для всех ритма жизни да при большом количестве детей?


Реализуя принцип индивидуального подхода, педагог должен помнить, что педагогический процесс в детском саду должен строиться на основе:

- медицинских показателей здоровья ребенка (дети с пониженным слухом и зрением располагаются на занятии ближе к воспитателю);

- учета психо - физиологических особенностей ребенка, его темперамента и складывающегося на его основе характера (молчаливых детей не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала задать вопросы о том, что они хорошо усвоили; при работе с медлительными детьми следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не спрашивать первыми);

- учета особенностей нервной системы, которая обуславливает такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность (непосед, подвижных детей располагать поближе к взрослому, легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям предложить повторить задание, причем персонально к ним обратиться: «Таня, Ваня, слушайте внимательно, потом повторите сказанное»);

- учета темпа и общего уровня развития ребенка (более развитым детям давать усложненные задания; с детьми, медленно и слабо справляющимися с заданиями необходимо предлагать аналогичные задания до коллективного занятия)

Учета умственных способностей и эмоционально-нравственного развития ребенка;

Учета склонностей и интересов ребенка.

Выше перечисленные ориентиры должны учитываться в комплексе: если педагог в своей работе использует только один из них, возникают нежелательные искажения в развитии ребенка.

Например, если педагогический процесс, строится с ориентацией на склонности и интересы детей, то это приводит к ранней «специализации», которая уместна в подростковом возрасте, а в дошкольном возрасте - вредна.

В целях развития детей очень важно не допускать проведения формальных занятий. Нужно руководствоваться оценкой, а именно: что дало занятие каждому ребенку в смысле его всестороннего развития? Был ли правильно определен удельный вес заданий в соответствии с возможностями ребенка. Необходимо помнить: если на занятии давать только готовые образцы, дети привыкают и ждут помощи со стороны взрослого и не решаются проявить инициативу. Творческие способности и активность подавляется.

Индивидуальный образовательный маршрут

Дата заполнения:

1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Ф.И.О. ребенка_________________________________________________

Дата рождения_________

Группа здоровья __________

Физкультурная группа ________

Возрастная группа ____________

Результаты скринингового обследования (для детей 1 младшей, старших и подготовительной к школе группы): ________________

Разделы основной общеобразовательной программы, усвоенные на низком уровне:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная информация

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Организационная часть ИОМ

Цель: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства развития: игра.

Форма организации: индивидуальная совместная деятельность.

Периодичность: 2 раза в неделю.

Длительность: __________

Планируемый результат: ___________________________________________________________________________________________________

Ответственный за результат (ФИО воспитателя): ______________________________________

ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Оглавление темы "Санитарно-микробиологическое исследование почвы. Микрофлора водоемов.":









Почвенные микроорганизмы оказывают непосредственное влияние на собственно образование и формирование почвы, на минерализацию (разложение) органических остатков и образование гумуса. Поэтому, не имея представления об основных экологических, физиологических, морфологических группах почвенной микрофлоры невозможно объективно оценить санитарное состояние почвы, активность процессов её самоочищения от патогенных микроорганизмов. При проведении санитарно-микробиологических исследований особое внимание уделяют физиологическим группам почвенных микроорганизмов.

Физиологические группы почвенных микроорганизмов включают виды, участвующие в круговороте азота, углерода, серы и фосфора. Однако для полномасштабной оценки санитарного состояния почвы и процессов её самоочищения необходимо определять наличие не только видов, участвующих в круговороте веществ, но и отдельных групп микроорганизмов, способствующих быстрому разложению органических веществ: спорообразующих бактерий (прежде всего бацилл), актиномицетов, грибов (в первую очередь пенициллов и кандид).

Группы почвенных микроорганизмов , патогенных для человека. Как правило, в почве патогенные микроорганизмы длительно не выживают. Однако некоторые виды включаются в почвенные биоценозы, становясь её постоянными обитателями. Подобные микроорганизмы разделяют на три группы.

Микроорганизмы , для которых почва служит природным биотоном - возбудитель ботулизма, актиномицеты, возбудители глубоких микозов, образующие микотоксины аспергиллы.

Микроорганизмы , попадающие в почву с выделениями человека, животных и сохраняющиеся там длительное время (годами и десятилетиями) - сибиреязвенная палочка, возбудитель столбняка, газовой гангрены.

Микроорганизмы , попадающие в почву с выделениями человека, животных, но сохраняющиеся в ней сравнительно недолго (недели и месяцы) - кишечная палочка (до 8 мес), сальмонеллы (до года при минусовой температуре), шигеллы (до 100 дней), холерный вибрион (2 мес).

[ ...]

Среди почвенных бактерий особую функцию выполняют нитрифицирующие (азотфиксирующие), играющие важнейшую роль в круговороте азота в природе. За год бактериями фиксируется 160-170 млн т азота.[ ...]

Среди почвенных бактерий особую функцию выполняют нитрифицирующие (азотфиксирующие), играющие важнейшую роль в круговороте азота в природе. За год бактериями фиксируется 160-170 млн т азота.[ ...]

Анаэробные почвенные бактерии Clostridium также нуждаются в молибдене для фиксации азота.[ ...]

Мишу с тин Е. Н. Приспособление почвенных бактерий к температурным условиям климата. «Микробиология», т. 2, вып. 2, 1933.[ ...]

Вызывают заболевание различные виды почвенных бактерий, но чаще всего Pectobacterium phytophthorum Appel. (Erwinia phytophthora Berg, et al.), проникающие в клубни черед столоны, чечевички и различные повреждения.[ ...]

Оказавшись в земле, крахмал разрушается почвенными бактериями, а в результате реакции окислителя с содержащимися в почве солями металлов образуются перекиси, которые в течение 2-3 лет превращают пластмассы в углерод и воду. Сейчас ведутся работы по изготовлению новых пластмасс, содержащих до 50% кукурузного крахмала (Курьер ЮНЕСКО, 1990, № 7).[ ...]

Круглов Ю. В., Монейм А. Разложение гербицида атразина почвенными бактериями //Почвоведение. 1983. № 7.[ ...]

Черная ножка. Заболевание вызывается различными видами почвенных бактерий. Проявляется в виде загнивания нижней части стебля. Рост больных растений замедляется. Нижние листья становятся кожистыми, ломкими, с загнутыми вверх краями, верхние скручиваются и остаются мелкими. На поперечном срезе стебля видно почернение сосудов.[ ...]

Регистрация динамики численности интродуцентов, аборигенных почвенных бактерий и дыхательной активности почвы показала, что в почве, загрязненной нефтью, происходит активное размножение интродуцентов и их одновременное элиминирование (вероятно, выедание микрофауной). Расчетным путем, по размерам интенсивности дыхания в загрязненных почвах, показано, что в варианте без интродуцентов за 35 сут. опыта подвергалось окислению 1,7-8,9 % внесенной нефти. Интродукция дрожжей позволила увеличить этот показатель до 7-16%.[ ...]

Плодородие почвы создает «живое вещество», состоящее из мириад почвенных бактерий, микроскопических грибков, червей и прочей живности. Бактерии - микроскопические, преимущественно одноклеточные организмы разных форм. Питаются, используя различные органические вещества (ге-теротрофы) или создавая органические вещества своих клеток из неорганических (йвтотрофы). Причем обитают бактерии в почве как в верхних слоях, в присутствии атмосферного кислорода (аэробы), так и в нижних слоях, без атмосферного кислорода (анаэробы).[ ...]

Черные и коричневые пигменты встречаются в культурах некоторых почвенных бактерий, например азотобактера - микроорганизма, способного фиксировать азот атмосферы и тем самым обогащать почву азотом. Группа бурых актиномицетов образует бурые пигменты мела-ноидного характера. Черные пигменты чаще встречаются в культурах грибов.[ ...]

Из данных таблицы можно заключить, что оптимальные температуры развития бактерий повышаются с продвижением объектов исследования на юг. Это установлено Е. Н. Мишустиным для почвенных бактерий разных климатических зон . В одном и том же пункте средняя температура активного ила значительно выше, чем активного слоя почвы. Однако в южных районах (Приморский, Фергано-Маргеланский) дефицит тепла меньше, и поэтому при благоприятном биохимическом показателе сточных вод микробиологические процессы протекают более интенсивно. Этому способствует то обстоятельство, что термофильным культурам свойственна повышенная биохимическая деятельность. С повышением у бактерий температурного оптимума на 10 °С их биохимическая эффективность примерно удваивается.[ ...]

Последействие атразина и симазина на другие культуры зависит от способности почвенных микроорганизмов разлагать эти гербициды: в засушливых условиях они сохраняют токсичность более длительное время, так как здесь слабее проявляется деятельность почвенных бактерий, чем при достаточном увлажнении. Остаточное количество триазиновых гербицидов зависит еще и от типа почвы, ее механического состава, содержания гумуса, влажности. На выщелоченном черноземе Тамбовской области последействие одинаковых доз атразина и симазина на второй год после их внесения проявляется в большей степени, чем на торфяной и серой лесной почвах Московской области. Урожай озимой ржи, посеянной после кукурузы, обработанной симазином (1,5 кг/га), на песчаной почве в Брянской области не снижался.[ ...]

Возникают наросты вследствие раздражения и усиленного деления клеток под влиянием почвенных бактерий Agrobacterium tumefacieus Conn. Обнаружить их в тканях пораженного органа можно только в начале заболевания, да и то в ограниченном количестве. При хранении больные корни легко загнивают.[ ...]

Для выявления бактерицидного действия прометрина и атразина на некоторых представителей почвенных бактерий были поставлены лабораторные опыты. Данные о влиянии применяемых гербицидов в опыте «in vitro» на отдельные группы микроорганизмов приводятся в таблице 5.[ ...]

При рассмотрении микробиологических процессов распада следует различать, проводились ли опыты со смешанной культурой почвенных бактерий или с чистыми штаммами. Наглядным примером служит сравнение дегидрохлорирования линдана, которое в естественной почве, следовательно, под влиянием многочисленных видов микроорганизмов, ведет прежде всего к образованию пентахлорциклогексена, в то время как под влиянием чистой культуры бактерий реакция протекает по-иному (рис. 8).[ ...]

Сотрапезничество - потребление разных веществ или частей их одного и того же ресурса. Например, взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли.[ ...]

Если же ветер дует в обратном направлении, от суши к морю, то он поднимает мельчайшие частицы пыли, на которых далеко в морские просторы уносятся почвенные бактерии.[ ...]

Противоречивы данные о способности почвы являться стоком для закиси азота. Американские исследователи на образцах почвы из шт. Айова установили, что почвенные бактерии способны с достаточно большой скоростью восстанавливать закись азота до молекулярного азота . Однако аналогичные исследования, проведенные в Австралии, показали, что почвы способны поглощать закись азота в небольших количествах лишь при сильном переувлажнении или при аномально высоких ее концентрациях в воздухе . Возможно, эти различия обусловлены наличием в почвах тех или иных микроорганизмов, влажностью и кислотностью почв и другими факторами .[ ...]

Микробы активно меняют состав почвы, изменяясь в то же время и сами. О количественной стороне этих изменений можно судить по тому, что только одна из групп почвенных бактерий (выделяющая двуокись углерода при разложении органического вещества) способна с поверхности одного гектара выделить в атмосферу 7500 м3 С02 за год.[ ...]

Попадание ионов тяжелых металлов в почву может иметь нежелательные последствия, так как ионы никеля, меди, кадмия способствуют ослаблению жизнедеятельности почвенных бактерий, в значительной степени определяющих плодородие почвы. Ионы свинца и кадмия приводят к уменьшению урожая и изменениям в химическом составе растений, причем р увеличением возраста растений концентрация в них кадмия, свинца и цинка повышается. Ионы металлов оказывают вредное воздействие на организм человека. Так, кадмий вызывает заболевание почек, а никель оказывает канцерогенное действие на различные органы человека .[ ...]

В засушливые периоды, а также зимой количество их в почве резко уменьшается, при этом они переходят в инертное состояние, в форму цист. Вопрос о роли простейших в почвенных процессах пока не выяснен. Одни исследователи считают, что простейшие, истребляя почвенные бактерии, оказывают вредное влияние на плодородие почвы, другие отмечают, что интенсивность микробиологических процессов в почве в присутствии Protozoa не только не ослабляется, но даже повышается. Возможно, что простейшие, поедая старые бактериальные клетки, облегчают размножение оставшихся и приводят к появлению значительного числа более молодых и биохимически активных особей.[ ...]

Другим загрязнителем атмосферы, потенциально опасным для защитного слоя озона, являются окислы азота, источниками которых служат промышленность, авиация и даже почвенные бактерии, метаболизирующие нитрат удобрений. Сложность оценки этой опасности заключается в том, что в отличие от загрязнения океана она труднее поддается непосредственному наблюдению. Выводы же, сделанные на основании расчетных данных, иногда оказываются противоречивыми из-за того, что не известны достоверно константы скоростей всех реакций, влияющих на равновесие озон 5 кислород.[ ...]

Наибольший ущерб от кислотных осадков наблюдается в лесах с глинистой и алюмосиликатными почвами, из которых кислые воды вымывают ионы алюминия. Последние уничтожают полезные почвенные бактерии, через корневую систему поступают в древесину и далее действуют как клеточные яды. В нормальных (не кислых) естественных условиях соединения алюминия практически нерастворимы и потому безвредны. По аналогичной схеме при подкислении среды начинается действие и других токсичных элементов, в том числе ртути и свинца.[ ...]

ПДК нефтепродуктов в почвах в настоящее время отсутствует. Однако, по известным данным, их содержание в количестве до 500 мг/кг почвы не оказывает существенного влияния на общее количество почвенных бактерий и способность почвы к самоочищению.[ ...]

В творческом содружестве с микробиологом 3. Н, Ка нашевич (Научно-исследовательский институт земледелия) мы провели опыты по оценке действия гербицидов на некоторые физиологические группы почвенных бактерий. Об активности нитрифицирующих бактерий в почве судили по накоплению нитратов. Опыты проводили в полевых и лабораторных условиях.[ ...]

Загрязнение атмосферы естественным путем происходит в результате: пыльных бурь, извержений вулканов, лесных пожаров, эрозии почвы, биологических разложений, в частности, жизнедеятельности почвенных бактерий. В атмосферу при этом попадают как твердые, так и газообразные вещества.[ ...]

Гидроксилирование происходит в почве сравнительно редко. Часто у одного и того же соединения гидроксильные группы вводятся в разные положения, например фенильного кольца, под влиянием разных почвенных микроорганизмов. Примером может быть гербицид 2М-4Х, у которого под влиянием чистой культуры Aspergillus niger гидроксильная группа вводится в положение 5 с образованием 4-хлорч2-метил-5-оксифеноксиук-суоной кислоты. В дальнейшем в превращении гербицида этот гриб не участвует. Наоборот, смешанные культуры почвенных бактерий гидроксилируют 2М-4Х в положении 6 и метаболизируют его затем вплоть до минерализации (рис. 16).[ ...]

Из присутствующих в атмосфере кислородных соединений азота загрязнителями являются окись азота, двуокись азота и азотная кислота. В основном опп образуются в результате разложения азотсодержащих веществ почвенными бактериями. Ежегодно во всем мире в атмосферу поступает 50 107 т окиси азота природного происхождения, тогда как в результате деятельности человека - лишь 5-107 т окиси и двуокиси азота. В атмосфере Земли природное содержание двуокиси азота составляет 0,0018- 0,009 мг/м8, окиси азота 0,002 мг1м3; время жизни двуокиси азота в атмосфере 3 дня, окиси 4 дня .[ ...]

Установлено, что в превращениях (детоксикации) пестицидов в почве имеют значение гидролитические и окислительные процессы, а также фотохимические превращения. Ведущая роль в разложении пестицидов принадлежит почвенным микроорганизмам, которые разрушают их до образования простейших продуктов. Например, некоторые почвенные бактерии, грибы и актиномицеты используют в качестве источника углерода гербицид далапон.[ ...]

Все органические удобрения, образующиеся в результате жизнедеятельности организмов, содержат атомы углерода. Растения усваивают питательные элементы органических удобрений только после разложения последних почвенными бактериями и грибами до неорганических веществ. Тем самым органические удобрения обеспечивают развитие бактерий и повышают плодородие почв. Разложение органических удобрений до веществ, доступных растениям, протекает сравнительно медленно.[ ...]

В 1912 г. швейцарец Р. Франсе выступил в «Почвоведении» с идеей о специфической форме сосуществования растительных п животных организмов, приспособленных к условиям обптаиия в почве; по аналогии с водным сообществом «планктоном» он назвал совокупность почвенных организмов «геобионтов»- «эдафоиом». Последний в почве разделяется на два яруса: более глубокий, не страдающий от зимних холодов и мало страдающий от засухи, и поверхностный, в котором отчетливо проявляются эти отрицательные экологические факторы. Кроме хорошо известных и до него почвенных бактерий, насекомых, дождевых червей, Франсе установил в почве большое видовое разнообразие и высокую численность грибов, простейших, нематод и др. Он привел некоторые данные о глубине проникновения разных геобионтов в почву и связи их с характером растительности. Ограниченность материала не позволила Франсе увидеть зональный характер эдафоиа.[ ...]

Сточные воды, имеющие минеральные загрязнения, как правило, не следует направлять на поля орошения, так как они или совсем не содержат питательных веществ, или содержат ничтожное их количество; в то же время в большинстве случаев в них имеются вредные для почвенных бактерий вещества или соли, разрушающие структуру почвы.[ ...]

Все остальные организмы влияют на цикл азота только после ассимиляции его в состав своих клеток. Азот фиксируют также пурпурные и зеленые фотосинтезирующие бактерии, различные почвенные бактерии.[ ...]

Разложение остаточных инсектицидов и гербицидов находящимися в почве микроорганизмами - один из важнейших процессов самоочищения природы . Однако другая сторона этого процесса заключается в том, что пестициды, подобно антибиотикам, нарушают нормальную жизнедеятельность почвенных бактерий, и это ухудшает плодородие почв. Так, по данным бельгийских ученых, постоянно используемые для свекловичных культур пестициды снижают биологическую активность почвы (микробную и ферментативную), увеличивают период минерализации азота и в конечном счете ухудшают сахаристость свеклы. В связи с этим важное значение приобретают исследования по экотоксикологии почвы .[ ...]

Биогеохимический круговорот азота не менее сложен, чем углерода и кислорода, и охватывает все области биосферы. Поглощение его растениями ограничено, так как они усваивают азот только в форме соединения его с водородом и кислородом. И это при том, что запасы азота в атмосфере неисчерпаемы (78% от ее объема). Редуценты (деструкторы), а конкретно почвенные бактерии, постепенно разлагают белковые вещества отмерших организмов и превращают их в аммонийные соединения, нитраты и нитриты. Часть нитратов попадает в процессе круговорота в подземные воды и загрязняет их.[ ...]

Однако, когда необходимо получать более высокие урожаи, нужно вносить минеральные удобрения. Тогда наблюдается очень своеобразное явление: при внесении азота в почву интенсивность фиксации снижается, склонный к приспособлению азотобактер предпочитает использовать азот удобрений, а не азот воздуха. Следовательно, налицо противоречие между энергичной фиксацией азота почвенными бактериями и интенсивным земледелием.[ ...]

Пески и песчаные почвы, содержащие большое количество монтмориллонита и гидрослюды, обладают лучшими условиями для произрастания растений, так как азотистые соединения даже в гидролизуемой форме усваиваются ими очень медленно. Благодаря же сорбционным свойствам монтмориллонита и отчасти гидрослюды перегнойные вещества удерживаются в почвах длительное время, в течение которого содержащийся в них азот переводится почвенными бактериями в используемую растениями неорганическую форму. Таким образом, пески обладают своеобразными, только им присущими свойствами, которые необходимо учитывать при изучении влияния их на рост и развитие растений.[ ...]

По типу своего питания микробы, населяющие почву, относятся главным образом к метатрофам и прототрофам. Паратро-фы - случайные гости в почве; если же они в нее и попадают, то, не встречая для своего развития подходящих условий, быстро погибают. Что же касается микробов, постоянно живущих в почве, то это не пассивные пассажиры, прикрепившиеся к частицам почвы. Микробы активно меняют состав почвы, изменяясь в то же время и сами. О мощности этих изменений можно судить по тому, что только одна из групп почвенных бактерий выделяющая углекислый газ при разложении органического вещества) способна с поверхности 1 га выделить в атмосферу 7 500 ООО л углекислоты за год. Поэтому неудивительно, что все процессы выветривания горных пород в значительной степени связаны с жизнедеятельностью микробов, так же как и ряд других почвообразовательных процессов.[ ...]

Более универсальная мера обилия - биомасса. Этот показатель был успешно использован во многих исследованиях, в том числе в работах Пислу (Pielou, 1966) и Кемптона (Kempton, 1979). Конечно, учет биомассы требует времени. Например, при изучении растительных сообществ, растения состригают, разбирают по видам, затем высушивают и взвешивают. Ис-смотря на такие сложности, измерение биомассы дает много преимуществ. Это более прямая оценка использования ресурса, чем число особей, даже в тех случаях, когда последние легко различимы (Harvey, Godfray, 1987). Эта мера непрерывная, поэтому больше подходит для использования в логнормальной модели. Смысл ее легко понятен, она легко применима к различным группам организмов. Наконец, она позволяет сравнивать разнообразие организмов разного таксономического уровня. Интересно, что различия между микробами и млекопитающими становятся еще меньше при рассмотрении еще более фундаментальной единицы использования ресурсов - энергетического потока (May, 1981). Одно из важнейших неудобств использования биомассы как меры обилия в том, что материал почти невозможно собирать случайным образом.[ ...]

Оксид углерода (СО), в отличие от диоксида углерода, не оказывает заметного влияния на потоки солнечной и тепловой радиации, но быстрый, в основном антропогенный, рост его содержания и значительная, как и у метана, роль в фотохимии озона и других МГ в тропосфере приводят к необходимости мониторинга СО в глобальной атмосфере и дальнейшего количественного исследования его атмосферного цикла. Значительные амплитуды сезонного изменения концентрации СО в тропосфере и различия в его содержании по полушариям связаны с малым временем жизни. Фазы сезонного изменения СО в тропосфере северного полушария почти одинаковы с таковыми для С02г однако максимум концентрации СО в конце зимы по сравнению с максимумом концентрации С02 в большей степени обусловлен сжиганием разных видов топлива, а минимум СО в конце лета считается связанным с деятельностью почвенных бактерий. Меньшая интенсивность этих источников и стоков в южном полушарии приводит к меньшему содержанию СО в тропосфере .[ ...]

Для предупреждения попадания удобрений в водоисточники необходимо: соблюдение соответствия норм внесения удобрений потребностям растений; установление оптимальных сроков внесения удобрений с учетом биохимических особенностей почвы; дробное внесение удобрений в период вегетации (особенно для почв легкого механического состава); внесение удобрений с оросительной водой, что уменьшает их дозу. Так, внесение азотных удобрений с водой при дождевании позволяет снизить обычную дозу вдвое; применение концентрированных форм удобрений, уменьшающее внесение в почву балластных веществ; использование медленно действующих азотных удобрений в виде гранул с защитой оболочкой или труднорастворимых удобрений типа конденсатов мочевины, отдающих питательные вещества в почву постепенно, устойчивых к вымыванию и имеющих высокий коэффициент полезного действия; применение ингибиторов нитрификации, снижающих активность почвенных бактерий, переводящих аммонийный азот в легкорастворимую нитратную форму; исключение хранения удобрений под открытым небом.