Человек не знающий истории страны. «Современному человеку позорно не знать своей истории

Евгений Пермяк - известен в первую очередь своими книгами для детей. Но он также писал и для взрослых. Что мы ещё знаем о нем? Где родился Евгений Пермяк? Настоящая ли это фамилия или псевдоним, который принято брать в писательской среде? На эти вопросы вы получите ответы в данной статье. А также в ней вы сможете прочитать информацию о творчестве и узнать любопытные факты из жизни советского писателя.

Евгений Пермяк: биография

31 октября 1902 года в уральском городе Пермь родился мальчик, которого назвали Евгением. Его родители были простыми тружениками. Отец работал на почте. Впоследствии мальчик стал известным детским писателем. В честь родного города взял псевдоним - Пермяк. О детских годах его известно не очень много. Как и многие мальчишки, рожденные в 20 веке, Евгений играл в индейцев, бегал на улице и наслаждался самой беззаботной порой в жизни.

Но его детство - это были не только игры и забавы со сверстниками. Евгений Пермяк рано познакомился с тяжелым трудом рабочих заводов, приисков и рудников. Человек труда вызывал его повышенный интерес и искреннее уважение. Позднее эта тема станет одной из центральных в его творчестве. Сам он тоже очень любил труд. В шестилетнем возрасте самостоятельно сделал себе лук и стрелы с наконечниками, а позднее уже овладевал разнообразными рабочими профессиями.

Он учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Если бы родителям Евгения или ему самому сказали, что он будет писателем, никто бы из них не поверил. Его первым литературным опытом стали заметки и стихи, написанные для газеты.

Любопытные факты из жизни писателя

  • Настоящая фамилия - Виссов.
  • Детские годы прошли в удмуртском городе Воткинск. Здесь жила бабушка писателя.
  • Окончил педагогический институт в городе Пермь.
  • Изучение ремесел всегда вызывало повышенный интерес у мальчика. Еще в школьные годы он овладел такими профессиями, как: столяр, слесарь, сапожник, токарь и кузнец.
  • Несмотря на то что большую часть своей жизни Евгений Пермяк прожил вдали от родного края, Урал присутствует во многих его произведениях.
  • Поддерживал дружеские отношения с такими известными советскими писателями, как: Павел Бажов, Агния Барто, Лев Кассиль.
  • За годы жизни занимался самой различной деятельностью. Кем он только не был: корреспондентом в газете, конторщиком мясопункта, рабочим на конфетной фабрике, режиссером драматического кружка, контролером водопровода, клубным работником и т. д.

Евгений Пермяк: книги

За свою жизнь написал более ста книг различных жанров: очерки, рассказы, сказки, пьесы, повести, романы. Давайте вспомним самые известные произведения Евгения Пермяка для взрослых и детей.

  • "Как Маша стала большой". Короткий рассказ даст малышу представление о том, что не вещи делают нас взрослыми, а поступки и помощь близким. Здесь есть что обсудить и над чем поразмыслить.
  • "Золотой гвоздь". Эта добрая сказка прославляет ремесла и трудящегося человека. Её непременно нужно читать и детям, и взрослым.
  • "Некрасивая Ёлка". Сюжет этой сказки взят из самой жизни. Здесь нет волшебных персонажей, а то, что деревья разговаривают, воспринимается совершенно нормально. Ёлка росла кривой и некрасивой, и кроме обидных насмешек ничего не слышала в своей жизни. А она ни на что не претендовала, и безропотно сносила все обиды. За свою скромность она получила достойную награду - из неё сделали книгу. Простая история становится поводом для хорошей дискуссии.
  • "Как Огонь Воду замуж взял".
  • "Кем быть". Сборник небольших рассказов, объединенных одной целью - познакомить детей с огромным миром профессий. Книга написана с большой любовью к труду. Прочитав её, дети понимают, что в каждой профессии есть свое очарование и красота.
  • "Последние заморозки". Роман о любви молодых людей, о юности, и о выборе пути, который делает в жизни каждый.

Особенности творчества

В чем своеобразие произведений, которые написал Евгений Пермяк? Давайте выделим и перечислим их отличительные особенности:

  • присутствие политического подтекста;
  • отражают дух времени;
  • идет речь о проблемах, которые беспокоят общество;
  • используются сказочные мотивы;
  • лаконичность описания;
  • неожиданность сюжетных поворотов;
  • реальные, а не придуманные люди и события;
  • восхваление трудящегося человека.

Евгений Андреевич Пермяк

Пермяк Евгений Андреевич (18.10.1902 - 1982), писатель. Детство и юность провел на Урале и в Кулундинских степях. Окончил педагогический факультет Пермского университета (1930). В н. 30-х выступил как драматург. Из пьес Пермяка наиболее известны «Лес шумит» (1937), «Перекат» (1939), «Ермаковы лебеди» (1942, по мотивам сказа П. Бажова), «Иван да Марья» (1942), «Золотая сорока» (1960) и др. Автор научно-популярных книг для детей: «Кем быть?» (1946), «От костра до котла» (1959), «Сказка о стране Терра-Ферро» (1959), «Сказ про газ» (1960); сборников сказок: «Счастливый гвоздь» (1956), «Дедушкина копилка» (1957), «Замок без ключа» (1962) и др. В детской литературе Пермяк утверждает великое значение труда, «тайну цены» человека. Пермяк - один из создателей современной сказки, в которой смелая народная фантазия, неосуществимая в прошлом мечта становятся явью. Пермяком написаны романы: «Сказка о сером волке» (1960), «Старая ведьма» (1961), «Последние заморозки» (1962), «Горбатый медведь» (1965).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Пермяк Евгений (настоящее имя Евгений Андреевич Виссов) - прозаик.

Родился в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезен в Воткинск. Большая часть его детства и юности (более 15 лет) прошла в Воткинске, где он учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии. В начале 1920-х Пермяк попадает в Кулундинские степи (Сибирь), где работает на продовольственном фронте. Позже его впечатления о Сибири лягут в основу книги «Тонкая струна», цикла «кулун-динских» рассказов и повестей: «Дочь луны», «Саламата», «Шоша-шерстобит», «Страничка юности», «Счастливое крушение».

Сменил много занятий: был гуртоправом, заготовителем, инструктором по культурно-просветительской работе, журналистом, руководителем агитколлектива. Печатался с 1924. Публиковал в сарапульской газете «Красное Прикамье» рабселькоровские корреспонденции, писал стихи под псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 окончил педагогический факультет Пермского университета. В студенческие годы стал организатором журнала «Живая театрализованная газета», созданного по образцу известной в те годы «Синей блузы». В 1929 в Перми была издана его брошюра «История живой театрализованной газеты».

В начале 1930-х Пермяк переехал в Москву и занялся профессиональной литературной деятельностью. Сотрудничает в журналах «Деревенский театр», «Клубная сцена». Заявляет о себе как драматург. Из пьес начала 1930-х наиболее известны «Лес шумит» (1937), «Перекат» (1939).

В годы Великой Отечественной войны Пермяк с группой московских писателей находился в Свердловске. Активно сотрудничает с Совинформбюро, откликается на текущие события публицистикой в газете Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска, выступает на заводах. В это время сблизился с П.Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. Эти отношения перешли в прочную дружбу. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговекий мастер».

В 1942 в Свердловске была издана книжка «Ермаковы лебеди. Героическое представление в 4-х действиях Евгения Пермяка по одноименному сказу П.Бажова об Ермаке Тимофеевиче , его храбрых есаулах, верной невесте Аленушке и о великом государе Иване Васильевиче ». Позднее Пермяк написал еще одну пьесу по сказу Бажова - «Серебряное копытце» (издана в Москве в 1956). Сам он записывал и обрабатывал сказания о горе Благодать. В совместных поездках Бажова и Пермяка по Уралу родились книги очерков «Уральские записки», «Строители».

Тогда же появился замысел книги «Кем быть». Книга состоит из 12 сюжетно завершенных глав (тетрадей), объединенных общей авторской задачей: раскрыть поэзию труда и познакомить юного читателя с огромным количеством существующих на земле профессий. Рассказывая об увлекательном путешествии своих юных героев в громадном «царстве труда», автор приводит их к знаменитому сказочнику, его рассказ о знаменитом умельце-углежоге Тимохе, убежденном, что «живинка во всяком деле есть: впереди мастерства она бежит и человека за собой тянет». Мысль о том, что в каждом деле надо «живинку найти» проходит через все путешествие в мир профессий. В любом деле можно стать счастливым, знаменитым человеком. Появившаяся в 1946 книга открыла новый значительный этап в творчестве Пермяка - приход в детскую литературу. Книга пользовалась очень большим успехом, была переведена на многие языки народов СССР, в т.ч. и на коми-пермяцкий.

Пермяк - автор научно-популярных книг для детей «От костра до котла» (1959), «Сказка о стране Терра-Ферро» (1959), «Сказ про газ» (1957), сборник сказок «Дедушкина копилка» (1957), «Замок без ключа» (1962) и др.; публицистических книг на экономические и политические темы: «О семи богатырях» (1960), «Азбука нашей жизни» (1963). Объединенные идеей важности труда, они показывают «тайну цены» человеческого труда, необходимость приобщаться к труду с детства, потому что из трудолюбивых маленьких советских граждан вырастут хорошие люди, хозяева своей страны и судьбы.

Пермяк считается одним из создателей современной сказки. Опираясь на сказочные традиции, используя сказочные, сказовые формы, он вкладывает в традиционный жанр новое, современное содержание. Выдумка, смелая фантазия в сказках Пермяка реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок Пермяка не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд - вечно новая «волшебная сила», которая всегда остается современной. Только трудом добывается счастье, только в труде - могущество человека, источник его жизни.

«...Где-то на пятьдесят третьем году своей жизни я переступил какой-то порог, за которым начались ступени лестницы»,- отмечал Пермяк. Ступенями творческого пути стали романы «Сказка о сером волке» (1960), «Старая ведьма» (1961), «Горбатый медведь» (1965), «Последние заморозки» (1962), «Царство Тихой Лутони» (1970) и др. Живые проблемы сегодняшнего дня здесь вкладываются подчас в условные по своим формам рамки. Сказка становится былью, насыщается политическим содержанием. Идейно-художественной основой романов Пермяка становятся столкновения характеров и событий, выражающих дух времени. Современность в романах Пермяка не фон, а основное содержание, определяющее конфликты повествования, образную систему, всю структуру. Публицистический накал письма, сатирическая окраска и лирическая проникновенность авторских характеристик - существенные особенности романов Пермяка. Критика упрекала Пермяка в излишней публицистичности, обнаженной заостренности ситуаций и характеров, однако сам Пермяк намеренно вплетает ее в повествование, а в своих выступлениях на литературные темы настаивал, что т.н. публицистические нити имеют длительную историю в русской литературе и являют активную гражданскую позицию автора-повествователя.

В романах Пермяк ищет свежие повествовательные формы, использует формы сказки-были, ее аллегоричность , сказочную символику, сказовые мотивы, реализующиеся в языковой сочности авторских описаний, мудрой лукавинке бывалого рассказчика. Наряду с этим для романов Пермяка характерны стремительность развития действия, неожиданность сюжетных поворотов, лаконичность авторских характеристик.

Роман «Сказка о сером волке» связан с жизнью тружеников Урала. Пермяк рисует своих современников из приуральского села Бахруши. Здесь живет энергичный, знающий свое дело председатель колхоза Петр Бахрушин. Неожиданно выясняется, что его считавшийся погибшим еще в годы Гражданской войны брат Трофим, жив, стал фермером в Америке приезжает навестить родное село. Фермера-туриста сопровождает американский журналист Джон Тейнер, захотевший быть свидетелем «несколько необычной встречи двух братьев из разных миров» и написать книгу о жизни русской деревни. Судьба американского фермера, история его приезда в качестве интуриста в родное село, встречи с советскими людьми и составляют основу повествования. Столкновение двух братьев, хотя и является сюжетным стержнем романа, его основным конфликтом,- это лишь событийное выражение больших социальных столкновений. В поединок вступают разные люди, сталкиваются социальные системы, мировоззрения, различные взгляды на мир.

Пермяк известен как создатель оригинальных, остросовременных, публицистически активных «маленьких романов» («Счастливое крушение», «Бабушкины кружева», «Сольвинские мемории»). Они состоят из но-веллистически кратких, часто сюжетно цельных глав. Такая форма позволяет широко охватить большой жизненный материал, делать экскурсы в далекое прошлое, прослеживать связанные с ним судьбы людей, быстро менять место действия, развивать повествование динамически напряженно и увлекательно. Почти все маленькие романы Пермяк написаны в сказовой манере. Ни один из них не обходится без вставной сказки, прочно связанной с повествованием и многое проясняющей в идейном замысле всего произведения. Сказка «О Жалевой правде», органически включенная в сюжетную ткань «Сольвинских меморий», сказочные образы и характеристики определяют жанровое своеобразие лучших маленьких романов Евгения Пермяка - «Царство Тихой Лутони», «Очарование темноты».

Пермяк всегда считал себя пермяком по происхождению, уральцем. Многие его романы написаны на уральском материале. На уральском материале написан историко-революционный роман Пермяка «Горбатый медведь», раскрывающий сложные жизненные противоречия кануна Октября. Идейной основой романа является проблема формирования личности. Пермяк развертывает галерею живых человеческих образов и характеров, одни из которых способствуют кристаллизации в душе главного героя добрых чувств, другие, напротив, жестоко ранят несправедливостью и злом. Вскоре на его основе возникла повесть «Детство Маврика». Это повесть о жизни мальчика в приуральском заводском поселке до революции. Маврик жадно впитывает впечатления окружающего мира, помогает детям рабочих, борется за справедливость. Когда приходит революция, он, уже юноша, без колебаний принимает ее и с радостью участвует в строительстве новой жизни.

В 1970 в Москве вышла книга Пермяка «Мой край», полностью посвященная Уралу - «стране чудес и несметных сокровищ». Одна из глав книги рассказывает о Пермской обл.

Пермяк с полным основанием считают одним из создателей современной литературной сказки. Книги Пермяка о профессиях и своеобразные сказки для детей, безусловно, вошли в золотой фонд литературы.

М.А.Ефремова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 46-48.

Примечания ХРОНОСа

Еще в 1992 году воткинским краеведом З.А. Владимировой по документам Центрального государственного архива Удмуртской республики (ЦГА УР) было установлено, что местом рождения Е.А. Пермяка является - Воткинск. Утверждение о том, что местом его рождения является Пермь следует считать ошибочным. (Текст примечания подготовила Татьяна Санникова ).

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Фотоальбом (фотографии разных лет).

Сочинения:

СС: в 4 т. Свердловск, 1977;

Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья В.Полторацкого. М., 1973;

Избранное: Романы, рассказы, сказы и сказки. М., 1981;

Шумите, ратные знамена!: Большое героическое представление из древних времен, о храбрых дружинах северных, о князе Игоре, его верной жене и сподвижниках, о ханской дочери и о многих других. М.; Л., 1941;

Уральские записки. Свердловск, 1943;

Кем быть: Путешествия по профессиям. М., 1956;

Сегодня и вчера. Избранное. М., 1962;

Горбатый медведь. Кн. 1-2. М., 1965-67;

Памятные узелки: сказки. М., 1967;

Бабушкины кружева. Новосибирск, 1967;

Мой край: Рассказы, очерки, истории, были и небыли о стране чудес и несметных сокровищ. М., 1970;

Уральские романы. Свердловск, 1971;

Яргород. М., 1973;

Дедушкина копилка. Пермь, 1977;

Долговекий мастер: О жизни и творчеаве Павла Бажова. К 100-летию со дня рождения. М., 1978;

Очарование темноты: романы. М., 1980;

Советское государство. М., 1981;

Рассказы и сказки. М., 1982;

Горбатый медведь: роман. Пермь, 1982;

Азбука нашей жизни. Пермь, 1984.

Литература:

Карасев Ю. О чувстве меры [о кн.: Евгений Пермяк. Драгоценное наследство: роман] // Новый мир. 1952. №9;

Касимовский Е. Не веришь? Проверь [о кн.: Евгений Пермяк. Высокие ступени] // Новый мир. 1959. №2;

Гура В. Евгений Пермяк. Критико-биографический очерк. М., 1962;

Рюриков Ю. Пагубные тенета [о кн.: Евгений Пермяк. Счастливое крушение. Маленький роман] // Новый мир. 1965. №8;

Гура В. Путешествие в мастерство. Очерк творчества Евгения Пермяка. М., 1972.

Настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982) - Виссов. Он родился на Урале в семье почтового служащего. Детство провёл в Воткинске у бабушки, учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии, овладел несколькими ремёслами. В Перми прошла его юность, здесь он окончил педагогический факультет университета.

И хотя основная литературная жизнь писателя прошла далеко от Урала, но он был вправе сказать: «Никто и никогда не уходил и не уйдёт от своего края, как бы далеко он ни оказался от него».

И действительно, во всех книгах Евгения Пермяка присутствует если не сам Урал с его сказочными сокровищами, то люди «уральского характера»: трудолюбивые, на все руки мастера, гордящиеся своим умением. Сам Евгений Андреевич был таким: любил и умел работать топором, лопатой, умел мастерить всякие хитрые приспособления - самоделки, облегчающие хозяйство.

Но «уральский характер» писателя больше всего проявился в его книгах. Писать он начал рано, в середине 30-х годов, после окончания университета. И первым его сочинением были пьесы. К театру он пришёл в студенческие годы, организовал «Живую театрализованную газету». Для этой «газеты» Евгений Пермяк сочинял фельетоны, сатирические сцены, куплеты и частушки - всё, что делало выступления «живой газеты» злободневными, нужными зрителям.

Евгений Андреевич написал много пьес. Некоторые из них имели завидную театральную судьбу и шли в театрах не только Урала, но и Москвы, Ленинграда, Одессы. В Свердловске познакомился с Павлом Бажовым и сочинил несколько пьес по мотивам его сказок. И всё же не в этой форме литературного творчества проявились самые сильные стороны писательского таланта Пермяка.

Как детский писатель он стал известен в конце 40-х годов XX века. Читателям нравились научно-популярные рассказы и литературные сказки Пермяка. Герои его книг – обычные люди, они учатся и трудятся, горюют и радуются, не хвалятся подвигами и не боятся опасностей.

Сказовая манера писателя восходит к традициям прозы Н.С. Лескова и П.П. Бажова. Фольклорные образы в сказках понятны детям самого разного возраста. Трудолюбие, доброта, самобытность, внутренняя красота простого человека восхищают не только ребёнка, но и взрослого. А язык сказок предельно прост и лишён вычурности.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать малыш, если читает литературные сказки Евгения Пермяка вместе со своими родителями. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках звучат очень современно и поучительно.

Евгений Пермяк писал для читателей разных возрастов. Но больше всего - для детей. В нём всегда жил учитель, наставник. Ведь, наверное, недаром Пермяк поступил учиться не куда-нибудь, а на педагогический факультет. Никогда не было в книгах писателя скучных поучений, унылой назидательности, укора. Это бывает, говорил Евгений Андреевич, только у плохих учителей, лучше бы они шли учиться на кого-нибудь другого...

Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он их считал основой литературы для детей. В его сказках присутствует самая что ни на есть реальная жизнь, она лишь облечена в форму сказки, где действуют злые и добрые персонажи, где между ними всегда происходит борьба и где всегда побеждает самый добрый, самый умный и умелый.

Евгений Пермяк создал особый тип «познавательной сказки». Достаточно прочитать одни названия сказок, чтобы понять, о чём хочет рассказать он своим читателям: «Как Огонь Воду замуж взял», «Как самовар запрягли», «Кто мелет муку», «Быль-небыль про Железную гору», «Притча про сталь и чугун», «Сказка о большом колоколе», «Болтливая молния»...

В сказках Евгения Андреевича самые, казалось бы, обычные и привычные вещи приобретали сказочный, волшебный образ. И становилось понятным, что делает чудом огонь, воду, кусок руды, простой камень... Это чудо - человеческий труд. В своих сказках Евгений Пермяк умел рассказывать о самых сложных явлениях. «Сказка о стране Терра-Ферро» - книга о значении железа в жизни человека. Но она ещё и об истории нашей страны, о борьбе с тёмными силами, с Гнилью и Ржавчиной...

Евгений Андреевич Пермяк умер в 1982 году. Велик и поучителен итог его 80-летней жизни. Его книги широко известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира, они переведены на многие языки. И вместе с ними продолжается жизнь старого и мудрого наставника.


АХ!

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причёсывала.

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли её туда. Не приняли!

Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.

Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?

А в детском саду говорят:

Да как мы её примем, когда она ничего не умеет делать.

Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причёсываться, спать укладываться.

Как узнали об этом в детском саду - сами за Надей пришли. Пришли и увели её в детский сад, одетую, обутую, умытую, причёсанную.

ПРО НОС И ЯЗЫК

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

СМОРОДИНКА

Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.

Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:

Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

Вот какая хорошая "смородинка" у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

Как же это так? - спрашивает Митю отец.

Ножик плохой, - отвечает Митя, - косо строгает.

Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

А как? - спрашивает Митя.

А вот так, - сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

ПЕРВАЯ РЫБКА

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

КАК МИША ХОТЕЛ МАМУ ПЕРЕХИТРИТЬ

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

Оно, мама, само отломалось.

А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

Она, мамочка, сама разорвалась.

А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

А как? - спросил Миша.

Очень просто, - ответила мама.

Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождём, когда они это все сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

КТО?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

Я буду лучшей первоклассницей, - говорит Люся, - потому что мне мама уже школьную сумку купила.

Нет, я буду лучшей первоклассницей, - сказала Катя.

Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Нет, я... Нет, я, - спорит с подругами Леночка.

У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне ещё две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили - охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварём сидит.

Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, - ответила Маша. - Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.

А зачем? - спрашивают девочки.

А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, - сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!

ПИЧУГИН МОСТ

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

Хорошо бы, - говорит один, - на пожаре ребёнка спасти!

Даже самую большую щуку поймать - и то хорошо, - мечтает второй. - Сразу про тебя узнают.

Лучше всего на Луну полететь, - говорит третий мальчик.

Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно. В прошлом году один школьник недоскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:

Да куда ты идёшь за семь верст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией - Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее - Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем... Или какое-нибудь ещё. А его всё по-старому называют - Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.

Вот оно как в жизни случается.

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

Чтобы кошку гладить.

Чтобы камешки в речку бросать...

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Тематический классный час, посвящённый

113-летию Е.Пермяка “Рассказы и сказки Е.Пермяка”.

Чтение рассказов "Волшебные краски", "Птичьи домики".

Цель: познакомить детей с писателем Е.Пермяком;

Воспитывать интерес к книге;

Формировать умение анализировать поступки людей;

Развивать память, внимание, речь учащихся.

1. Организационный момент

Выразительное чтение стихотворения «Кто он, как его зовут?»

Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд !

Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд !

Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд !

2. Постановка целей урока.

Из прочитанного стихотворения Вы, ребята, поняли, что сегодня мы будем говорить о труде. «Только труд делает маленького человека большим», «Только труд приносит счастье, радость и почёт» – говорил

Евгений Пермяк. Много книг для детей написаны замечательным человеком, мастером своего дела, тружеником слова, «без вас, читателей, просто-напросто пишущим человеком, а с вами – читаемым, что было самым главным из самого главного в его работе и жизни» – Евгением Андреевичем Пермяком.
Все рассказы Евгения Пермяка пронизаны заботой о человеке, добросовестным отношением к труду не только на благо себя, но и на благо Родины.

Евгений Андреевич Пермяк
родился 31 октября 1902 года в городе Перми, на Урале. Написал более 200 книг.
Когда Пермяк был маленьким, то он с мамой ездил по родным городам и посёлкам Урала, там познакомился с жизнью мастеровых людей, слышал живой язык народа, полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.
Позднее, на исходе Гражданской войны, Е.Пермяк едет в Кулундинские степи. Сибирь закалила его, научила пахать, сеять, убирать урожай...

Сам любил трудиться и
тема труда – главная тема в его произведениях .

3. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

4. Давайте назовем рассказы К.Пермяка.

Я называю первое слово, а вы продолжаете.

    «ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»

    «ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»

    «ПЕРВАЯ (РЫБКА)»

    «ПИЧУГИН (МОСТ)»

    «ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»

    «ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

Выставляются книги с рассказами Е.Пермяка.

5. Чтение рассказов "Волшебные краски", "Птичьи домики".

Птичьи домики (рассказ)

Вася и Ваня ещё в третьем классе решили стать строителями. Большие дома решили строить. Но это ещё не скоро будет. А строить хочется.
Вот и придумали два товарища с маленьких домов начинать. С птичьих домиков.
Хоть и прост дом для скворцов, а строить его не просто. В прошлом году ребята много наделали скворечниц, да только скворцы не стали в них жить. Со щелями оказались домики. И гвозди внутри торчали. А скворцы ─ птицы разборчивые: не во всяком доме живут.
Знают это Вася и Ваня. Доски остругивают гладко. Сколачивают их плотно, чтобы ни одной щели не осталось. И гвозди аккуратно вбивают.
Сразу видно ─ хорошие строители вырастут из этих ребят. И дома, которые построят Вася и Ваня, будут такими же прочными и удобными, как и птичьи домики.
Большие мастера видны и в ребячьих делах…

Волшебные краски (рассказ)

Один раз в сто лет, в ночь под Новый год, самый добрый из всех самых добрых стариков, Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет.
Хочешь - нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь - нарисуй корабль и плыви на нем. Или звездолет и лети к звездам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, - пожалуйста. Нарисуй и садись на него.
Эти краски Дед Мороз приносит самому доброму из всех самых добрых детей. И это понятно. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке, они могут натворить много бед. Пририсуют человеку второй нос, и будет человек двуносым. Нарисуют собаке рога, курице - усы, а кошке - горб, и будет собака рогатой, курица - усатой, а кошка - горбатой.
Поэтому Дед Мороз очень долго выбирает, кому из детей подарить волшебные краски.
В последний раз он подарил их одному очень доброму мальчику. Самому доброму из самых добрых.
Мальчик очень обрадовался подарку и тут же принялся рисовать. Он нарисовал бабушке теплый платок, маме - нарядное платье, а отцу - охотничье ружье. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам - большую-пребольшую школу.
Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок для бабушки был похож на тряпку для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пестрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружье ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того уродливой, что к ней даже боялись подходить близко.
На улице появились деревья, похожие на метелки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с кривыми колесами, дома с падающими стенами и крышами набекрень, шубы и пальто, у которых один рукав был длиннее другого… Появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться. И люди ужаснулись:
- Как ты мог сотворить столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?!

И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать людей счастливыми!.. Но он не умел рисовать и только зря извел краски.
Мальчик плакал так громко, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед Мороз. Услышал, и вернулся к нему, и положил перед мальчиком новую коробку с красками:
- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут тоже стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Так сказал Дед Мороз и удалился.
А мальчик задумался. Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые.
Прошел год… Прошло два года… Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, - яркие, нарядные одежды.
Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.

Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались.
- Какие чудесные картины! Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные.
Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. И вот настали счастливые дни, когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь: и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли…
Так случается на белом свете. Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека.

6. Вопросы детям по рассказам.

7. Подведение итога.

Важным качеством человека является трудолюбие. Умение трудиться и уважать труд других людей. Сегодня на уроке мы познакомились с рассказами Евгения Андреевича Пермяка. Но Пермяк считал: «Каждый рассказ сам по себе, своей жизнью живёт, хотя в одной обложке». Так и мы все разные. Мы учимся в одном классе, но нас объединяет трудолюбие к учёбе и уважение к труду других людей.
Кроме физического труда, есть и интеллектуальный. Ведь при создании произведения писатель трудится над ним, а воплощение его интеллектуального труда мы можем увидеть в книгах, которые обладают волшебной силой – обогащают нашу жизнь.