Иврит женский и мужской род. Иврит

Пятое склонение существительных

1. Определите основу существительного consensus,us,m

2.Образуйте форму дательного падежа единственного числа от существительного contractus,us,m

3.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительного fructus

4.Определите форму – usĭbus:

дательный падеж единственного числа

дательный падеж множественного числа

аблатив падеж множественного числа

5.Многие существительные 4-го склонения образованы от:

прилагательных

основы супина

основы перфекта

причастий

6.Usus-fructus переводится:

овощи и фрукты

плоды, не пригодные для использования

право пользования вещью и плодами и доходами от нее

использованные плоды

7.Признаком 4-го склонения является окончание:

8.Определите основу существительного species:

9.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительного dies:

10.Определите форму – speciērum:

винительный падеж единственного числа

родительный падеж единственного числа

родительный падеж множественного числа

винительный падеж множественного числа

Тема 16. Герундий

1.Герундий образуется от основы инфекта с помощью суффикса:

Ns- (1-2 спряжения)

Nd- (1-2 спряжения)

Ens- (3-4 спряжения)

End- (3-4 спряжения)

2.По какому склонению изменяется герундий?

3.От какой глагольной основы образуется герундий?

основа инфекта

основа перфекта

основа супина

основа футурума

4.Герундий переводится на русский язык:

глаголом

прилагательным

существительным

причастием

5.Образуйте герундий от глагола punio, punīvi, punītum, punīre

6.В каком выражении использован герундий?

Tempus ad deliberandum

Pacta sunt servanda

Sic transit gloria mundi

Addenda et corrigenda

7.Юридический термин norma agendi переводится:

основное правило

образ действия

характер преступления, дающий возможность определить серийного убийцу

право истребования

8.Термин culpa in eligendo переводится:

ошибка в выборе партнера

ошибка при подсчете

вина в выборе доверенного лица

ошибка при переводе

9.Термин ius respondendi переводится:

право вето

принудительное право

право ответа – давать официальные консультации

человек своего права

10.Термин modus vivendi переводится:

порядок взаимоотношений в международном праве



образ действия

манера поведения

образ жизни

Тема 17. Герундив

1.Образуйте герундив от глагола divido, divīsi, divīsum, dividĕre

2.Определите форму – condemnandi:

родительный падеж герундия

дательный падеж герундия

винительный падеж единственного числа мужского рода герундива

родительный падеж единственного числа мужского рода герундива

3.Определите форму – dicendam:

винительный падеж герундия

дательный падеж герундия

винительный падеж единственного числа женского рода герундива

родительный падеж единственного числа женского рода герундива

4.Переведите форму – audiendus:

то, что надо выслушать

тот, которого надо выслушать

выслушанный

слушающий

5.Переведите форму – docendo:

обучением

обучению

обучения

обучение

6.В каком словосочетании употреблен герундив?

tempus ad deliberandum

anĭmus possidendi

7.Герундив переводится на русский язык:

существительным

глаголом

причастием

описательно, т.к. в русском языке нет соответствующей формы

8.Выражение scribendum in futuro переводится:

уже написано

пишется сейчас

пишется в присутствии ответчика

должно быть написано в будущем

9.Герундивная конструкция это:

имя существительное в косвенном падеже

безличное предложение в форме единственного числа среднего рода

согласованное имя прилагательное

глагол в неопределенной форме

10.Выражение pactum servandum est переводится:

подписанный договор

пакт о ненападении

соглашение, которое следует соблюдать

соглашение, которое нужно отклонить

В русском в единственном числе есть 3 рода (мужской, женский и средний). А во множественном числе рода нет.

В иврите совсем по другому!

В иврите есть мужской и женский род как в единственном, так и во множественном числе. Во множественном числе форма женского рода применяется в случае "чисто женской компании". А вот в смешанной группе - всегда множественной число мужской род.

Признаки мужского рода, ед.ч.

Мужской род в единственном числе в иврите обычно не имеет специального окончания.

* еда, книга, окно и ряд других существительных в иврите в мужском роде!

Признаки мужского рода, мн.ч.

Во множественном числе мужского рода к словам добавляется окончание ים - "ИМ"

Признаки женского рода, ед. ч.

Женский род в единственном числе может оканчиваться на т - ת или а - ה

Признаки женского рода, мн. ч.

Во множественном числе у женского рода есть окончание "ОТ" - ות

Но не бывает правил без исключений.

Исключения

חלון - халОн - окно, это слово мужского рода. Но во множественном числе берет "женское" окончание "ОТ" ות

חלונות - халонОт - окна м.р. !!!

שנה - шанА - год, женский род. Во множественном числе добавляется "мужское" окончание "ИМ" ים

שנים - шанИм - годы ж.р. !!!

Как узнать? Проверить по словарю. Другого способа нет.

Двойственное число

В иврите есть существительные в "двойственном" числе. Они обозначают парные предметы. По умолчанию их относят к мн. ч. м.р.

На слух слова двойственного числа имеют окончание "АИМ", которое на письме выглядит как ים

Пример :

מכנסיים - михнасАим - брюки

אוזניים - ознАим - уши

ידיים - ядАим - руки

משקפיים - мишкафАим - очки

שנתיים - шнатАим - два года

Согласование рода и числа существительных и прилагательных

Тут все просто. Род и число существительного должны совпадать с родом и числом прилагательного.

Что делать с исключениями?

Не обращаем внимания на "неправильное" окончание и согласуем по роду.

חלון גדול - халОн гадОль - большое окно

חלונות גדולים - халонОт гдолИм - большие окна

שנה טובה - шанА товА - хороший год

שנים טובות - шанИм товОт - хорошие годы

Слова - исключения лучше заучивать в словосочетаниях с прилагательным. Род у прилагательного всегда верный.

В нашем сегодняшнем уроке мы будем проходить весьма важную тему — род и число еврейских слов. Если вы хорошо усвоите и запомните этот урок, то в будущем сможете избежать многих грамматических ошибок.

Для начала рассмотрим некоторые особенности:

  • В иврите только два рода — мужской и женский, среднего рода просто не существует.
  • В отличие от русского, в иврите одно и тоже прилагательное или , даже во множественном числе может принимать как женский, так и мужской род.
  • Трудность языка заключается в том, что многие слова мужского рода в русском, имеют женский род в иврите и наоборот. А так как в еврейском языке очень многое зависит от рода употребляемого слова, многие допускают грамматические ошибки.

Род в иврите

Как правило, род существительного четко определяется его формой, а именно тем, каково окончание данного слова.

Если слово оканчивается на «а» ударное или имеет одно из окончаний, построенных на основе буквы ת , оно является женским родом.

Вот эти окончания:

Во всех остальных случаях это слово принадлежит к мужскому роду.

Что же это за все остальные случаи? Это окончание на любую согласную, кроме ת , а также иногда на ת , если он входит в состав корня, что впрочем, бывает достаточно редко. А из гласных это может быть «э» («и» — для прилагательных) и очень редко «у», или «о».

Итак, по вышеизложенному правилу, слова: אָרוֹן («аро́н» — шкаф), חֶדֶר («хэ́дэр» — комната), כִּסֵּא («кисэ́» — стул), גַּן («ган» — сад), אַרְיֶה («ариэ́» — лев), מוֹרֶה («морэ́» — учитель), שֻׁלְחָן («шульха́н» — стол) — мужского рода.

Прилагательные, оканчивающиеся на «и»: בֵּיתִי («бэйти́» — домашний), שֻׁלְחָנִי («шульхани́» — столовый), עִירוֹנִי («ирони́» — городской) — также мужского рода.

А слова: מִשְׁפָּחָה («мишпаха́» — семья), מְדִינָה («мэдина́» — государство), יָפָה («яфа́» — красивая), מִרְפֶּסֶת («мирпэ́сэт» — балкон), מְחַבֶּרֶת («махбэ́рэт» — тетрадь), סַבְלָנוּת («савляну́т» — терпение), שֻׁלְחָנִית («шульхани́т» — столовая») — женского рода.

Исключения женского рода

Однако, из этого правила существует некоторое количество исключений. Их не слишком много, и тем не менее стоит обратить на них внимание, чтобы не делать досадных ошибок при разговоре. Перечислим существительные (почти все они достаточно распространены), которые, судя по форме, должны были бы принадлежать к мужскому роду, т.к. оканчиваются на согласный или на «э», однако, они имеют женский род, что обнаруживается при их согласовании с прилагательными. Ниже они даны в форме единственного и множественного числа:

Ед. ч. на иврите Произношение ед.ч. Мн. ч. на иврите Произношение мн. ч. Перевод
פַּעַם Пам פְּעָמִים Паами́м Раз
גָּדֵר Гадэ́р גְּדְרוֹת Гдэро́т Забор
דֶּרֶךְ Дэ́рэх דְּרָכִים Драхи́м Дорога
צְפַרְדֵּעַ Цфардэ́а צְפַרְדֵּעִים Цфардэи́м Лягушка
צִפּוֹר Ципо́р צִפּוֹרִים Ципори́м Птичка
נֹפֶשׁ Нэ́феш נַפְשׁוֹת Нэфэшо́т Душа
אֵשׁ Эш אִשִּׁים Иши́м Огонь
בְּאֵר Бэр בְּאֲרוֹת Бэро́т Колодец
כִּכָּר Кика́р כִּכָּרוֹת Кикаро́т Площадь
דְּיוֹ Дио́ דְּיוֹאוֹת Диао́т Чернила
עֶצֶם Э́цэм עֲצָמוֹת Ацамо́т Кость
שֶׁמֶשׁ Шэ́мэш שְׁמָשוֹׁת Шмашо́т Солнце
קַרְקַע Ка́рка קַרְקָעוֹת Каркао́т Почва/грунт
אֶצְבַּע Э́цба אֶצְבָּעוֹת Эцбао́т Палец
כַּף Каф כָּפוֹת Капо́т Ладонь/ложка
אֶרֶץ Э́рэц אַרְצוֹת Арцо́т Страна
אֶבֶן Э́вэн אֳבָנִים Авани́м Камень
חֶרֶב Хэ́рэв חַרְבּוֹת Харбо́т Меч
רוּחַ Ру́ах רוּחוֹת Рухо́т Ветер/дух
עִיר Ир עִירִים Ири́м Город
לָשׁוֹן Лашо́н לְשׁוֹנוֹת Лэшоно́т Язык
כּוֹס Кос כּוֹסוֹת Косо́т Бокал/стакан
עֵז Эз עִזִּים Изи́м Коза
בֶּטֶן Бэ́тэн בְּטָנִים Бэтани́м Живот
דֹּפֶן До́фэн דְּפָנוֹת Дфано́т Борт/стенка
שָׂדֶה Садэ́ שָׂדוֹת Садо́т Поле
חָצֵר Хацо́р חֲצְרוֹת Хацро́т Двор
סַכִּין Саки́н סַכִּינִים Сакини́м Нож
תְּהוֹם Тэо́м תְּהוֹמוֹת Тэомо́т Бездна/пропасть
עֵת Эт עִתִּים Ити́м Период/пора


Упражнение по запоминанию исключений

Все вышеперечисленные слова — исключения женского рода. Как лучше запомнить приведенный ряд слов? Для этого нужно выполнить упражнение по их согласованию с прилагательными, поскольку прилагательные всегда согласуются с истинным родом слова, независимо от его формы. Например, в словосочетании «красивая страна», несмотря на то, что слово אֶרֶץ по форме мужского рода, мы скажем אֶרֶץ יָפָה «э́рэц яфа́», а не אֶרֶץ יָפֶה «э́рэц яфэ́». Из этого сочетания для слуха сразу очевиден род слова אֶרֶץ .

Проделайте следующее упражнение. Возьмите написанный ряд слов и подберите к каждому из них по 3-4 прилагательных, наиболее характерных для него, так и просящихся к нему в пару (у кого настолько хватит воображения и, конечно, словарного запаса). Когда вы пройдете несколько раз по всему ряду, у вас возникнет довольно прочная ассоциативная связь.

Приведем по 2-3 варианта в качестве примера:

אֶרֶץ («э́рэц» — страна); אֶרֶץ יָפָה («э́рэц яфа́» — красивая страна); אֶרֶץ טוֹבָה («э́рэц това́» — хорошая страна); אֶרֶץ רְחָבָה («э́рэц рэхава́» — широкая страна); אַרְצוֹת יָפוֹת, טוֹבוֹת, רְחָבוֹת «арцо́т яфо́т, тово́т, рэхаво́т».

אֶבֶן («э́вэн» — камень); אֶבֶן כְּבֵדָה («э́вэн квэда́» — тяжелый камень); אֶבֶן יִקָרָה («э́вэн якара́» — драгоценный/дорогой камень); אֶבֶן יָפָה («э́вэн яфа́» — красивый камень); אֲבָנִם יִקָרוֹת, כְּבֵדוֹת, יָפוֹת «авани́м якаро́т, квэдо́т, яфо́т».

לָשׁוֹן («лашо́н» — язык во рту и язык как средство общения); לָשׁוֹן אֲרֻכָּה («лашо́н арока́» — длинный язык); לָשׁוֹן חַדָּה («лашо́н хада́» — острый язык);

Кстати говоря, поскольку слово לָשׁוֹן — женского рода, как и слово שָׂפָה («сафа́» — язык, как средство общения), название всех разговорных языков даются именно в женском роде. Мы говорим עִבְרִית («иври́т» — дословно «еврейская»), а не עִבְרִי («иври́» — «еврейский»). הַלָשׁוֹן הָאַנְגְּלִת («hалашо́н hаангли́т» — английский язык), הַלָשׁוֹן הָצַרְפָתִית («hалашо́н hацарфати́т» — французский язык) и т.д. Это тоже может служить подспорьем для запоминания рода слова לָשׁוֹן .

Особенности некоторых слов

1. Слово לַיְלָה («ла́йла» — ночь). Оно заканчивается на гласную «а», и поэтому может создаться впечатление, что это слово женского рода. Однако, как мы уже говорили, правило иврита гласит:

В женском роде окончание «а» — только ударное

Сравните: מְדִינָה («мэдина́» — государство) и לַיְלָה («ла́йла» — ночь). В слове לַיְלָה — окончание безударное. Кроме этого изначально это слово имело мужской род, но по историческим причинам перекочевало в женский.

2. Слово פָּנִים («пани́м» — лицо). Оно употребляется в женском роде и не имеет формы единственного числа. Это слово всегда употребляется во множественном числе для обозначения одного лица или многих, на подобии русского слова «ножницы». פָּנִים יָפוֹת («пани́м яфо́т» — красивое лицо/красивые лица, в зависимости от контекста). פָּנִים חֲדָשוֹׁת («пани́м хадашо́т» — новое лицо/новичок/новички), פָּנִים נֶחְמָדוֹת («пани́м нэхмадо́т» — симпатичное лицо/лица) и т.п.

Иногда мужской, а иногда женский

Ряд слов употребляется иногда в мужском, иногда в женском роде, что связано с историей развития иврита. Например: דֶּרֶךְ («дэ́рэх» — дорога), לָשׁוֹן («лашо́н» — язык) и другие могут иметь мужской род. В современном иврите, как правило, род этих слов определяется как женский. А вот слово סַכִּין («саки́н» — нож) в настоящее время употребляется, как правило, в мужском роде: סַכִּין גָּדוֹל («саки́н гадо́ль» — большой нож). То же относится и к слову שָׂדֶה («садэ́» — поле), поэтому эти два слова не нужно отрабатывать с прилагательными женского рода.

Число в иврите

Двойственное число

Теперь поговорим о числе. В иврите, как ни странно, не два числа, а три, т.е. кроме единственного и множественного числа, свойственных и русскому языку, существует посередине между ними еще и двойственное, которое обозначает парные предметы. На иврите оно так и называется — מִסְפָּר זוּגִי («миспа́р зуги́» — парное число). Первоначально оно употреблялось, в основном, для обозначения парных предметов — парных по природе, там, где имеются не просто два предмета, а какая-то определенная единица. Наиболее широко оно было распространено в обозначении парных частей тела.

Мы говорим: יָד — יָדַיִם («яд — яда́им» — «рука — руки»). Первоначально יָדַיִם обозначало «две руки», но впоследствии слово יָדַיִם стало обозначать также и любое количество рук, это касается и других парных понятий:

עַיִן — עַיִנִים («а́ин — эйна́им» — «глаз — глаза»)

אֹזֶן — אָזְנַיִם («о́зэн — озна́им» — «ухо — уши»)

בֶּרֶךְ — בִּרְכַּיִם («бэ́рэх — бирка́им» — «колено — колени»)

שֵׁן — שִׁנַּיִם («шэн — шина́им» — «зуб — зубы»)

Здесь может возникнуть недоумение — а почему же зубы, которых не два, а тридцать два, обозначаются двойственным числом? Дело в том, что каждый зуб имеет свою пару. Это нетрудно обнаружить — с правой и с левой стороны челюсти зубы симметричны, поэтому они также идут в двойственном числе. קֶרֶן («кэ́рэн» — рог на голове животного) — קַרְנַיִם («карна́им» — два рога, и более); כָּתֵף («катэ́ф» — плечо) — כְּתֵפַיִם («ктэфа́им» — плечи); כָּנָף («кана́ф» — крыло) — כְּנָפִים («кнафа́им» — крылья) и целый ряд менее употребляемых наименований органов и частей тела. Сюда же примыкает слово צִפֳּרֶן («ципо́рэн» — ноготь) — צִפֳּרֵנַיִם («ципорна́им» — ногти), а также слово נָעַל («наа́ль» — туфля/ботинок) — נַעֲלַיִם («наала́им» — туфли/ботинки).

Но не все парные части тела в иврите обозначаются с помощью двойственного числа. Так например, мы говорим: גַּבָּה («габа́» — бровь) — גָּבוֹת («габо́т» — брови). Однако, большая их часть имеет окончание «аим»

Все эти слова с окончанием «аим» — женского рода. Они не были перечислены в начале в общем списке исключений, поскольку они образуют довольно компактную группу и их лучше всего запоминать по их значению, а именно — как обозначение парной части тела (а также примыкающие сюда נַעֲלַיִם ). Их тоже можно отрабатывать по принципу подбора прилагательных (נָעַל יָפָה ), а можно просто запомнить раз и навсегда:

Парная часть тела — это женский род

Двойные предметы

Кроме парных частей тела существуют предметы двойные по своей природе, например מִשְׁקָפַיִם («мишкафа́им» — очки) или מִסְפָּרַיִם («миспара́им» — ножницы, מִסְפָּר — это отдельный резец, «ножниц»). מִכְנָסַיִם («михнаса́им» — брюки). Слово מִכְנָס «михна́с» употребляется как «брючина», например, в сочетании גַּרְבֵּי מִכְנָס («гарбэ́й михна́с» — колготки), т.е. дословно «чулки брючины». Все эти обозначения парных понятий (в отличие от парных частей тела) имеют мужской род, в полном соответствии с формой их единственного числа: גַּרְבַּיִם אֲרֻכִּים («гарба́им арухи́м» — длинные чулки), מִכְנָסַיִם טוֹבִים («михнаса́им тови́м» — хорошие брюки).

Кроме того, двойственное число с окончанием «а́им» употребляется также для обозначения двух периодов времени. Например, мы говорим יוֹמַיִם («ёма́им» — два дня), שְׁנָתַיִם («шната́им» — два года), חֳדָשִׁים («ходша́им» — два месяца), שְׁעָתַיִם («шаата́им» — два часа), но שְׁתֵּי דַּקוֹת («штэ́й дако́т» — две минуты), שְׁתֵּי שְׁנִיּוֹת («штэ́й шниё́т» — две секунды).

Множественное число

Окончанием множественного числа для существительных мужского рода является ים («им»), а для женского וֹת («от»).

Например, мы говорим עֵט («эт» — перо/ручка) — עֵטִים («эти́м» — перья/ручки); חַיָל («хая́ль» — солдат) — חַיָלִים («хаяли́м» — солдаты); מִשְׁפָּחָה («мишпаха́» — семья) — מִשְׁפָּחוֹת («мишпахо́т» — семьи); מְדִינָה («мэдина́» — государство) — מְדִינוֹת («мэдино́т» — государства). Это — правило, но существуют многочисленные исключения из него. Во-первых, это слова мужского рода, принимающие окончания וֹת вместо ים . Трудно здесь указать общий принцип, как по форме слова узнать, будет ли оно принимать окончание וֹת , несмотря на мужской род.

Исключения

Можно сказать, что множество слов с окончанием «ан»/»он», особенно слов, пришедших в иврит из языка времен Танаха, имеют окончание וֹת . Это известные שֻׁלְחָן — שֻׁלְחָנוֹת («шульха́н — шульхано́т» — «стол — столы»), אָרוֹן — אֲרוֹנוֹת («аро́н — ароно́т» — «шкаф — шкафы»), חָלוֹן — חֲלוֹנוֹת («хало́н — халоно́т» — «окно — окна»). Сравните: מִלּוֹן — מִלּוֹנִים («мило́н — милони́м» — «словарь — словари»), שָׁעוֹן — שְׁעוֹנִים («шао́н — шаони́м» — «часы одни и много») — слова более позднего происхождения.

Сюда же относится ряд слов из одного слога, имеющих гласный «о». Например: עוֹף — עוֹפוֹת («оф — офо́т» — «курица — курицы» — мужской род), обратите внимание на употребление прилагательного с этим исключением: עוֹפוֹת גְּדוֹלִים («офо́т гдоли́м» — большие курицы) — прилагательное приняло окончание мужского рода «им».

Среди вышеперечисленных исключений из правила о роде было немало с окончанием «от», но там это было объяснимо хотя бы женским родом самого слова. А в данном случае мы имеем слова мужского рода, принимающие окончание «от». У них наблюдается разнобой в согласовании с прилагательными во множественном числе. Здесь приходится надеяться на свою память, или же можно отрабатывать такие слова в виде сочетаний с прилагательными, т.е. использовать тот же прием, который был указан выше для отработки слов с неправильностью в роде, например שֻׁלְחָנוֹת גְּדוֹלִים , רַבִּים , יָפִים , טוֹבִים («шульхано́т гдоли́м, раби́м, яфи́м, тови́м» — столы большие, многочисленные, красивые, хорошие) и т.д. Это позволяет достаточно быстро усвоить несогласованность в роде.

Гораздо менее распространенной группой исключений являются слова женского рода с окончанием «а», у которых, однако, во множественном числе имеется окончание «им». Это такие слова, как: מִלָּה — מִלִּים («мила́ — мили́м» — «слово — слова»), שָׁנָה — שָׁנִים («шана́ — шани́м» — «год — годы») и т.д. Здесь возможна отработка того же плана, как указано выше: שָׁנָה אֲרֻכָּה («шана́ аруха́» — долгий год) — שָׁנִים אֲרֻכּוֹת («шани́м арухо́т» — долгие годы) и т.д.

Слова, употребляемые только во множественном числе

В иврите есть несколько слов, употребляемых только во множественном числе. Такие как: חַיִים («хаи́м» — жизнь), חַיִים טוֹבִים («хаи́м тови́м» — хорошая жизнь); מַיִם («ма́им» — вода), מַיִם רַבִּים («ма́им раби́м» — многие воды). Здесь можно переводить «вода» и «воды», в зависимости от контекста. По аналогии со словом מַיִם , слово «жидкость» на иврите употребляется во множественном числе: מַיִם נוֹזְלִים («ма́им нозли́м» — «текущие воды»). О слове פָּנִים («пани́м» — лицо) говорилось выше.

Каковы их основные отличия? Почему русскоязычным бывает сложно освоить иврит?.

Первая проблема – еврейский алфавит . По начертанию он не похож на латиницу и кириллицу.

В иврите пишут справа налево, в русском – слева направо.

В русском алфавите – 33 буквы, гласные и согласные. В иврите 22 буквы, и только согласные. (Иногда буквы ШИН и СИН считают разными буквами, несмотря на одинаковое написание – ש . И тогда число букв на одну увеличивается).

Часть букв еврейского алфавита имеет два варианта произношения.

Таблица 1. Одна буква – два звука в иврите

Некоторые звуки могут передаваться разными буквами.

2. Таблица 2. Один звук – две буквы в иврите

Для обозначения гласных в иврите используют набор символов – огласовок . Большинство текстов на иврите написаны без огласовок, и для правильного чтения нужен определенный навык и знание грамматики.

В иврите нет прописных (заглавных) и строчных букв , зато некоторые буквы имеют особую форму (סופית софит – «конечная»), когда они стоят в конце слова.

כ (ХАФ) ך (ХАФ СОФИТ)
מ (МЕМ) ם (МЕМ СОФИТ)
נ (НУН) I (НУН СОФИТ)
פ (ПЕЙ) ף (ПЕЙ СОФИТ)
צ (ЦАДИ) ץ (ЦАДИ СОФИТ)

3. Конечные буквы в иврите

Грамматические отличия русского языка и иврита

В иврите есть определенный артикль , в русском его нет.

В иврите есть, так называемый, סמיחות смихУт («сопряженное сочетание существительных»). Одно из них служит определением другого.

עיתון ערב итОн Эрэв (ГАЗЕТА + ВЕЧЕР) – «Вечерняя газета»

שיורי בית шиурЭй бАйт (УРОКИ + ДОМ) – «Домашнее задание»

בית אבן бЭйт Эвэн (ДОМ + КАМЕНЬ) – «Каменный дом»

В русском языке для этой цели используют существительное и прилагательное.

Иногда значение смихута не сводится к сумме значений существительных.

בעל עגלה баАль агалА (ХОЗЯИН + ТЕЛЕГА) – не просто «Хозяин телеги», а «Извозчик»

בית ספר бЭйт сЭфэр (ДОМ + КНИГА) – не «Дом книги», а «Школа».

Даже если это школа танцев или вождения.

В иврите нет среднего рода , зато мужской и женский род есть и в единственном, и во множественном числе . Группа предметов может быть как мужского, так и женского рода.

Глаголы, прилагательные и местоимения, относящиеся к этим группам, тоже будут отличаться по роду. Если речь идет о группе женщин, используется женский род, если мужчин – мужской. Если группа смешанная, то тоже мужской.

В иврите: מורים טובים морИм товИм (ММ) מורות תובות морОт товОт (ЖЖ)

В русском языке: «ХорошИЕе учителя – хорошИЕ учительницы».

В русском языке в единственном числе различается три рода: мужской, женский, средний, а во множественном – рода нет вообще.

Некоторые русские слова мужского рода в иврите имеют женский род и наоборот.

большой ресторан (М) – מיסרה גרולה мисадА гдолА (Ж)

маленькая вилка (Ж) – מזלג קטן мазлЕг катАн (М)

Небольшая группа русских слов единственного числа в иврите употребляется только во множественном.

горячая ВОДА (Ж) – מימ חמים мАим хами м (ММ)

легкая ЖИЗНЬ (Ж), ЕД.) – חיים קלים хаИм калим (ММ)

В иврите есть единственное, множественное и двойственное число . Окончание двойственного числа («-АИМ ») имеют некоторые единицы времени со значением «два», предметы с парными частями и парные части тела. Во множественном числе мужского рода используется окончание «–ИМ », женского рода – « –ОТ »

חודשיים ,יומיים ходшАим, йомАим – «два месяца», «две недели»

מכנסיים, אופניים михнасАим, офанАим – «брюки», «велосипед»

ידיים, אוזניים ядАим, ознАим – «руки», «уши»

В современном русском языка есть только единственное и множественное число.

Время в иврите и русском совпадает : прошедшее, будущее, настоящее, а вот категория вида (совершенный – несовершенный) в иврите отсутствует.

В словосочетаниях «существительное + прилагательное» в иврите сначала идет определяемое слово, потом определение

ספר גדול сЕфер гадОль – «книга большая»

איש טוב Иш тов – «человек хороший»

ילד קטן Елед катан – «ребенок маленький»

В русском языке порядок слов обратный: сначала определение, потом определяемое слово.

Например, «большая книга», «маленький ребенок, «хороший человек».

В иврите, в отличие от русского, многие предлоги и союзы пишутся слитно (примыкают к следующему слову).

בבית ספר бэбЕйт сефер – «в школе»

איש ואישה иш вэишА – «мужчина и женщина»

В русском языке только числительные «один» и «два» имеют род.

два (М) стула, но две (Ж) кровати

Остальные числительные рода не имеют.

пять стульев и пять кроватей.

В иврите все числительные имеют род , который зависит от рода существительного.

חמש מיטות хамЕш мито т (пять кроватей), но חמישה כיסאות хамишА кисъаОт (пять стульев).

В иврите есть, так называемые, местоименные суффиксы, означающие принадлежность.

סיפרי сифрИ– «моя книга»

סיפרו сифрО – «его книга»

סיפרך сифреХ – «твоя книга» (Ж)

В русском языке для этого требуется два слова.

В чем сходство иврита и русского языка?


В обоих языках нет строгого порядка слов в предложении
(кроме существительного и прилагательного в иврите).

Утвердительное и вопросительное предложения строятся одинаково, порядок слов тот же.

“יש לו ספר” Еш ло сЭфер «У него есть книга»

“יש לו ספר?” Еш ло сЭфер? «У него есть книга?»

Вопрос это или утверждение в речи понятно только по интонации..

В английском языке, чтобы построить вопросительное или утвердительное предложение, нужно изменить порядок слов. Ни в русском, ни в иврите этого нет.

В отличие от многих европейских языков, и в русском, и в иврите есть конструкция «у меня есть….» « לי.. יש (еш ли…).

В других языках то же значение передается конструкцией «я имею» – “I have…” (в английском), “Ich habe…” (в немецком).

И в русском языке, и в иврите есть двойное отрицание.

…אף אחד לו רוצה (Аф эхАд ло роцЭ…) – «Никто не хочет…».

В английском – Nobody wants … (дословно – «Никто хочет…»)

В грамматике современного иврита чувствуется влияние славянских языков.

Возможно, причина в том, что в конце XIX в. началась волна репатриации в Палестину евреев из Восточной Европы, а «отец современного иврита Элиезер Бен-Йегуда родился и вырос на территории Российской империи.

В целом, для тех, кто говорит по-русски, выучить иврит – не сложно. Нужно только понять его структуру, основы грамматики и правильно его учить.