Мера веса талант чему равна. Денежные единицы нового завета

Из библии мы все знаем, что за то чтобы Иуда указал на Христа ему заплатили 30 серебрянников, за осуждение Иисуса на смерть Понтию Пилату заплатили 30 талантов. Многие даже не задумываются, как эти деньги соотносятся с современными деньгами, много это или мало?
Пару вырезок из статей и обсуждений на форуме, проясняющих данный вопрос, привожу ниже:

30 Талантов

Слово талант греческого происхождения. В древнегреческом языке это слово не имело никакого отношения к способностям человека, а обозначало лишь единицу веса. Уже у Гомера встречается слово τάλαντον , но определить, какому весу оно соответствует, невозможно. Позднее известен древнеаттический талант равный примерно 39,3 кг. После рефор Солона в Афинах установился аттический талант – 26,2 кг. Существовали также вавилонский талант (30,12 кг), эгинский (37,44 кг), критский (29 кг). Помимо весовой единицы слово τάλαντον обозначало также и денежную единицу, соответствующую серебру весом в один талант. Эта единица использовалась при крупных денежных расчетах, монеты такого номинала не существовало – она была бы слишком неудобной в использовании.
Что можно было купить на один талант? Талант равнялся 60 минам, 1 мина – ста драхмам, 1 драхма – 6 оболам. В V веке до нашей эры прожиточный минимум афинской семьи составлял примерно 2 обола в день. Значит на один талант семья могла прожить почти 50 лет! Один талант – это жалование архонта за 25 лет или члена афинского Совета пятисот за 19 лет, воина-гоплита за 50 лет. Заработок гончара составил бы один талант за 16 лет работы. За один талант можно было купить 120 быков, или 50 лошадей, или 400 овец, или 30 неквалифицированных рабов, или 12 рабов, обученных какому-нибудь ремеслу или грамоте. А вот роскошь всегда дорога: рабынь, умеющих играть на флейте, за один талант можно было купить всего трех. Известно, что дом, принадлежавший отцу Демосфена, стоил 3000 драхм, то есть всего полталанта. Плата за обучение в начальной школе за год составляла, то есть одним талантом можно было оплатить обучение трех тысяч детей.
Минимальная плата за год обучения у софиста составляла примерно 3 мины, значит за талант можно было учиться 20 лет. Правда у философа Исократа талантом можно было оплатить лишь шесть лет обучения, а у Протагора – не хватило бы и на год.
Сейчас известно выражение талант не пропьешь , а сколько нужно было бы выпить, чтобы в буквальном смысле пропить один талант серебра? Цены на вино в греческих полисах V века до н. э. различались довольно сильно. Дорогое хиосское вино стоило 100 драхм за метрет (39,46 литра), дешевое фракийское – 2 драхмы. Следовательно, если пропивать талант при помощи дорогого вина, то понадобилось бы 2367 с небольшим литров, а если обходиться дешевым вином, то нужно целых 118380 литров. Действительно, пропить талант непросто.

Взято из http://rousseau.livejournal.com/340161.html
Вообще мне очень симпатизирует идея «Охоты на Христа» из-за денег, вот тут она очень хорошо описана http://www.polit.nnov.ru/2005/05/03/pilat/
Так, что современные чиновники, мало чем отличаются от прежних владык.

30 серебрянников

Ответ от Вирмы http://otvet.mail.ru/answer/155208788/

Со времен уже ставшего классикой предательства Иуды, тарифы на этот вид человеческой деятельности очень сильно упали… Слова «тридцать сребренников» уже давно стали нарицательным синонимом предательства кого-то или чего-то буквально за бесценок.
Именно так, за «понюшку табаку» согласно библейским (и не только) источникам продал Иуда своего учителя Христа. Однако, сколько это конкретно — тридцать сребренников, много или мало? Согласно историческим источникам, в новозаветное время в Палестине ходило сразу несколько видов валюты. Кроме сребренника, в обращении были в основном греческие и римские деньги: динарии, драхмы, сикли, статиры и некоторые другие.
Вместе с тем, сребренник был наиболее уважаем, считался, как теперь бы у нас сказали, национальной валютой Иудеи и в употреблении имел предпочтение перед другими деньгами. В частности, в храмовых платежах его явно предпочитали. Сребренник был эквивалентен статиру, тетрадрахме (четырем греческим драхмам), четырем римским динариям и сиклю.
В разное время состав в монетах драгоценного металла (серебра) был различен, однако более или менее точно известно, что аттическая драхма включала в себя — 4,37 г, а эгейская — 6,3 г серебра. Впрочем, современному человеку, привыкшему к невероятной дешевизне серебра в наши дни, это практически ничего не говорит. Для установления реальной стоимости сребренника попытаемся пойти несколько другим путем. Оценим, что нам известно о покупательской способности денег в те времена.
Достаточно точно известно, что динарий в те времена составлял ежедневную плату римскому воину, как драхма — греческому воину. Кроме того, динарий (как и драхма) составлял поденную плату рабочего. Опять же известно, что святой Петр заплатил сребренник в качестве храмовой подати за себя и Христа. К тому же, за 30 сребренников в то время можно было купить небольшой участок земли в окрестностях Иерусалима. Теперь перенесемся в наше время.
Сразу стоит оговориться, что хотя Иудея и была провинцией, однако входила в наиболее экономически (и не только) развитую Римскую Империю. Поэтому сравнение тогдашней Иудеи скажем с Бельгией или Голландией гораздо более уместно, чем, например, со странами СНГ. Как известно, армия в те времена была исключительно наемная, а ее услуги ценились весьма дорого. Поэтому для сравнения можно взять усредненную зарплату наемника в Европе. Получаем примерно $2-2,5 тыс. в месяц.
Минимальная зарплата работника в странах ЕС и США составляет примерно все те же $2-2,5 тыс. в месяц. Что касается храмовой подати, то за неимением данных для сравнения, оценить этот показатель не представляется возможным. С участком земли тяжелее. Во-первых, не стоит обманываться словом «небольшой». В те времена людей было гораздо меньше, а земли для жизни им требовалось гораздо больше. Во вторых, даже если взять окраину Брюсселя, цифра выходит очень приблизительная.
Но все равно, как минимум, пятизначная (в долларах, разумеется). Не стоит забывать, что мы говорим о динарии и драхме, которые составляют лишь одну четверть сребреника. Таким образом, произведя все необходимые вычисления, получаем, что Иуда за предательство Христа по нашим меркам получил не менее $8-10 тыс. (а если судить по расценкам на землю, то и поболее). Именно столько стоили бы 30 сребреников сейчас.

Вот и задумывайся теперь, а продал бы ты пусть и очень хорошего проповедника, обещающего Царствие небесное, умещающегося делать всякие красивые фокусы — за 10k$ , ведь во первых Иуда не знал, что Иисуса казнят, во вторых не был уверен в его божественности…

Талант (τάλαντον, talentum) - наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает «весы»; затем «груз»). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера , причем везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам новейших метрологов, вес Т. приравнивается весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного по весу 16,8 г (3 зол. 90,1 дол.), а по цене - 10 руб. (золотом). Гомеровские таланты вырабатывались в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты весом в 8,4 г. Помимо гомеровского маловесного Т., в историческую пору был известен Т., соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 г (6 зол. 13,6 дол.). Впервые о нем упоминается по поводу победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 г. до Р. Хр.); затем у писателей до II-го в. до Р. Хр. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым Т. представлял кратную величину (Т. делился на 60 мин, мина на 100 драхм, т. е. в Т. было 6000 драхм), количественное определение Т. было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица. Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. - вдвое меньше (около 74 фн.) Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский Т. (16,8 г, или 3 зол. 90 дол.), и была основною наименьшею единицею, служившею для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также и денежным знаком, причем 100 таких легких единиц (по 8,4 г) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота; в свою очередь легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий Т. золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1 / 60 весовой мины или 1 / 50 часть мины золота были общи обеим системам. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным; впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обыкновенно встречалось отношение 1:13⅓. По весу царский Т. содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение Т. золота к царскому Т. (по весу) было равно 5:6, Т. серебра к Т. золота 4:3, Т. серебра к царскому Т. - 10:9. Если выразить эти определения в единицах современных мер, то окажется, что тяжелый Т. золота весил 50,4 кило (123,1 фн.), тяжелый Т. серебра - 67,2 кило (164,1 фн.); легкие Т. весили вдвое меньше. Ценность легкого Т. золота соответствовала бы на наши деньги 17577 золотым металлическим рублям, стоимость легкого Т. серебра - 1512 руб. (золотом). У других восточных (семитических) народов обозначения Т. были приблизительно те же: так, финикийский Т. (серебряный) равнялся 43,59 кило (106,4 фн.) и стоил 1961 руб. (золотом), еврейский Т. весил 44,8 кило (109,4 фн.) и стоил: золотой - 26875 руб. (золотом), серебряный - 2016 руб. (золотом); персидский Т. золотой весил 25,2 кило (61,54 фн.), серебряный - 33,6 кило (82,05 фн.), торговый - 30,24 кило (73,84 фн.) и стоил: золотой 15120 руб. (золотом), серебряный - 1512 руб. (золотом). Древнейшая система весовых мер - эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), - приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Цена древнеэгинского серебряного Т. составляла 1815 руб. (золотом), позднее - 1032 руб., при Солони 1615 руб. (золотом); вес эгинского Т. равнялся 36,29 кило (88,62 фн.). Когда Солон ввел новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский Т. остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кило - 88,3 фн.); Т. серебряный (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кило (63,97 фн.) и стоил 1125 руб. (золотом). Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кило (63,3 фн.). Ср. Hussey, «Essay on the ancient weights and money, and the Roman and Greek liquid measures» (Оксфорд, 1836); Boeckh, «Metrologische Untersuchungen über Gewichte, Münzfüsse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange» (Б., 1838); Brandis, «Das Münz-Mass und Gewichtswesen in Vorderasien bis auf Alexander den Grossen» (Б., 1866); Lenormant, «La monnaie dans l’antiquité » (П., 1878-79); F. Hultsch, «Griechische und Römische Metrologie» (Б., 1882); Wex, «Metrologie Grecque et Romaine» (П., 1886). Остатки метрологической литературы древности собраны и комментированы Hultsch’ем в его издании: «Metrologicorum Scriptorum reliquiae» (Лпц., 1864, 1866).

Библия - богодухновенное Писание, непогрешимое и безошибочное Слово Божье, которое написал Бог через людей для того, чтоб открыть Самого Себя, Свою волю и Свою любовь. Библейские денежные единицы - ближневосточные, древнегреческие, древнеримские и другие античные монеты, счётные денежные единицы и ставшие деньгами единицы измерения массы, упоминаемые в тексте Синодального перевода Библии. Среди них талант, мина, сикль, гера (последние две дали название современной национальной валюте Израиля и его разменной денежной единице - соответственно, шекелю и агоре), а также денарий, драхма, лепта - названия, которые с небольшими изменениями с написании до сих пор носят или до недавнего времени носили национальные валюты и разменные денежные единицы Греции, Македонии, Армении, Марокко, Иордании, Таджикистана и десятка других стран.

В различных переводах текстов Ветхого и Нового заветов на русский язык встречаются разные варианты названий денежных и весовых единиц Древнего Израиля и Иудеи - статья основана на Синодальном переводе как наиболее авторитетном (по меньшей мере для Русской Православной Церкви и русскоязычных баптистов) и «наиболее употребительном русском переводе Библии».

Денежные единицы Нового Завета
В новозаветное время в Палестине в основном имели хождение монеты греческие и римские. В книгах Нового Завета упоминается десять видов монет: одна монета иудейской чеканки, пять - греческой и четыре - римской.

Иудейские монеты - сребренник, остаток маккавейской чеканки. Он равнялся сиклю и считался национальной монетой, употреблявшейся предпочтительно пред всеми другими при храме. За тридцать таких сребренников Иуда предал Христа (Мф 26:15; 27:3-6,9). По тогдашним ценам это была достаточная сумма, чтобы купить небольшой участок земли даже в окрестностях Иерусалима.

Греческие монеты. Основная денежная единица драхма (Лк 15:8,9) - серебряная монета, равная римскому динарию. Драхма составляла 6000-ю часть аттического таланта, 100-ю часть мины и разделялась на 6 оволов (оболов). В зависимости от места чеканки драхма имела разный вес: аттическая драхма - 4,37 г серебра (т. е. в два раза меньше нашего серебряного полтинника чеканки 1922 и 1924 года), эгинская - 6,3 г. В разное время вес монеты и ее цена тоже колебались, поэтому вообще сравнивать покупную способность древних денег с современными можно только приблизительно. Серебряная монета достоинством в две драхмы называлась дидрахма (Мф 17:24); внешне дидрахма могла походить на серебряный полтинник. Дидрахма приравнивалась к полусиклю, так что принималась вместо последнего в уплату храмовой подати. Четыре драхмы составляли статир (Мф 17:27) - серебряную монету, называвшуюся также тетрадрахмой (он мог быть вроде серебряного рубля чеканки 1924 года). Статир приравнивался к полному священному сиклю или сребреннику. Такой статир был найден ап. Петром в пойманной им рыбе и отдан в уплату храмовой подати за Иисуса Христа и за себя. Сто драхм или 25 статиров составляли мину (Лк 19:13). Высшей денежной единицей был талант, золотой или серебряный (Мф 18:24; 25:15; Откр 16:21). Золотой талант был равен десяти серебряным. Аттический талант равнялся 60 минам или 6000 драхм, а коринфский талант- 100 минам. Последний более подходит к ценности собственно еврейского (ветхозаветного) серебряного таланта, но к I веку по Р. Х. вес и стоимость таланта понизились.

Римские монеты. Динарий (denarius)- серебряная монета, часто упоминаемая в евангелиях (Мф 18:28; 20:2; Мк 6:37; 12:15; Лк 7:41; 22:24,; Ин 6:7; 12:5, также Откр 6:6). По весу и ценности динарий приравнивался к греческой драхме или 1/4 сикля, но во время земной жизни Спасителя он имел меньшую ценность. На лицевой стороне монеты изображался царствующий император (Мф 22:19-21). Динарий составлял ежедневную плату римскому воину, как драхма - ежедневную плату афинским воинам. Он же составлял обычную поденную плату рабочим (Мф 20:2). Динарию же равнялась поголовная подать, которую иудеи обязаны были платить римлянам (Мф 22:19). Динарий разделялся на десять, а позднее - на шестнадцать ассариев или асов (Мф 10:29; Лк 12:6). Это была медная монета. Четвертую часть ассария составлял кодрант (quadrans) (Мф 5:26; Мк 12:42). На этих моне­тах тоже изображался император. Половину кодранта составляла минута (minutum) или лепта - в русском переводе «полушка» (Лк 12:59; Мк 12:42) - самая мелкая медная монета. Две такие монеты и положила в сокровищницу храма бедная вдовица (Мк 12:41-44).

Миниатюры денежных единиц Нового Завета


Сребренник (Мф.26:6-16; Мф.27:3-10; Зах.11:12-13)


Статир (Мф.17:24-27)

Динарий (Мф.18:23-31; Мф.20:1-16; Мф.22:15-22; Лук.7:36-50)

Драхма (Лк.15:1-10)

Талант мера веса (τάλαντον, talentum) - наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает "весы"; затем "груз"). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера , причем везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам новейших метрологов, вес Т. приравнивается весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного по весу 16,8 г (3 зол. 90,1 дол.), а по цене - 10 руб. (золотом). Гомеровские таланты вырабатывались в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты весом в 8,4 г. Помимо гомеровского маловесного Т., в историческую пору был известен Т., соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 г (6 зол. 13,6 дол.). Впервые о нем упоминается по поводу победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 г. до Р. Х.); затем у писателей до II-го в. до Р. Х. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым Т. представлял кратную величину (Т. делился на 60 мин, мина на 100 драхм, т. е. в Т. было 6000 драхм), количественное определение Т. было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица. Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. - вдвое меньше (около 74 фн.) Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский Т. (16,8 г, или 3 зол. 90 дол.), и была основною наименьшею единицею, служившею для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также и денежным знаком, причем 100 таких легких единиц (по 8,4 г) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота; в свою очередь легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий Т. золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общи обеим системам. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным; впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обыкновенно встречалось отношение 1:13 1/3 . По весу царский Т. содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение Т. золота к царскому Т. (по весу) было равно 5:6, Т. серебра к Т. золота 4:3, Т. серебра к царскому Т. - 10:9. Если выразить эти определения в единицах современных мер, то окажется, что тяжелый Т. золота весил 50,4 кило (123,1 фн.), тяжелый Т. серебра - 67,2 кило (164,1 фн.); легкие Т. весили вдвое меньше. Ценность легкого Т. золота соответствовала бы на наши деньги 17577 золотым металлическим рублям, стоимость легкого Т. серебра - 1512 руб. (золотом). У других восточных (семитических) народов обозначения Т. были приблизительно те же: так, финикийский Т. (серебряный) равнялся 43,59 кило (106,4 фн.) и стоил 1961 руб. (золотом), еврейский Т. весил 44,8 кило (109,4 фн.) и стоил: золотой - 26875 руб. (золотом), серебряный - 2016 руб. (золотом); персидский Т. золотой весил 25,2 кило (61,54 фн.), серебряный - 33,6 кило (82,05 фн.), торговый - 30,24 кило (73,84 фн.) и стоил: золотой 15120 руб. (золотом), серебряный - 1512 руб. (золотом). Древнейшая система весовых мер - эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), - приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Цена древнеэгинского серебряного Т. составляла 1815 руб. (золотом), позднее - 1032 руб., при Солони 1615 руб. (золотом); вес эгинского Т. равнялся 36,29 кило (88,62 фн.). Когда Солон ввел новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский Т. остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кило - 88,3 фн.); Т. серебряный (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кило (63,97 фн.) и стоил 1125 руб. (золотом). Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кило (63,3 фн.). Ср. Hussey, "Essay on the ancient weights and money, and the Roman and Greek liquid measures" (Оксфорд, 1836); Boeckh, "Metrologische Untersuchungen ьber Gewichte, Mü nzfьsse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange" (Б., 1838); Brandis, "Das M ü nz-Mass und Gewichtswesen in Vorderasien bis auf Alexander den Grossen" (Б., 1866); Lenormant, "La monnaie dans l"antiquit é " (П., 1878-79); F. Hultsch, "Griechi sche und Rö mische Metrologie" (Б., 1882); Wex , "Metrologie Grecque et Romaine" (П., 1886). Остатки метрологической литературы древности собраны и комментированы Hultsch"ем в его издании: "Metrologicorum Scriptorum reliquiae" (Лпц., 1864, 1866).
. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Талант мера веса" в других словарях:

    - (τάλαντον, talentum) наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает весы; затем груз). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото. По … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Содержание 1 Единицы измерения массы 1.1 Метрическая система 1.2 Меры массы в науке … Википедия

    - (лат. talentum, от греч. собственно весы). 1) определенная сумма денег у древних иудеев, а также вес = ок. 3 пудов. 2) вес серебра у греков = ок. 1,5 пуда. 3) вес в Греции и на Ионич. остр. = 100 английск. фунт. 4) дарование, способность к какой… … Словарь иностранных слов русского языка

    Таланта, м. [греч. talanton, букв. вес, весы]. 1. только ед. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности. «Твое искусство, твой талант почтили данью равной.» Некрасов. || чаще мн. Вообще способность к чему н., уменье что н. делать… … Толковый словарь Ушакова

    талант - а, м. 1) Выдающиеся врожденные качества, способности, высокая степень одаренности. Талант музыканта. Талант актерского перевоплощения. Поэтический талант. Он ясно увидел, что вся эта порывчатость, горячка и нетерпение не что иное, как… … Популярный словарь русского языка

    Талант - при земной жизни Иисуса Христа талант был равен 1,29 российского царского рубля. В Новом Завете в качестве денежной единицы он упоминается только один раз: в притче Спасителя о талантах (Евангелие от Матфея, 25, 14–30). В остальных случаях… … Православная энциклопедия

    I талант I, род. п. а мера веса, Нов. зав., Матф. 25, 15 и сл. (у Лескова и др.), русск. цслав., ст. слав. таланътъ τάλαντον (Зогр., Мар., Остром.). Из греч. τάλαντον весы; денежно расчетная единица от ταλαντ несущий; см. Фасмер, Гр. сл. эт.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    талант (1) - (греч. денежная единица). Заимств. из ст. сл. яз., где таланътъ < греч. talanton «денежная единица» < «мера веса» (золота, серебра) < «весы» (от talanteuō «качаю, колеблю» > «взвешиваю»). Ср. евангельскую притчу о зарытом в землю… … Этимологический словарь русского языка

    Тал’ант денежная единица и мера веса в древности, равная 3000 сиклей (36 кг) (Исх.38:25 26) (срн. 4Цар.5:23). В некоторых местах, очевидно, употребляется фигурально (2Цар.12:30 ; Отк.16:21). Это слово только благодаря притче Спасителя… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    талант - Греческое – talanton (денежная единица, «весы», «несущий»). На Руси слово употреблялось в церковнославянском и старославянском языках в значении «мера веса» с XI–XII вв. Наряду с таким значением, слово употреблялось и в переносном смысле –… … Этимологический словарь русского языка Семенова

talentum ) - единица массы и счётно-денежная единица , использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке.

Этимология: восходит к праиндоевропейскому *tel-, *tol- «нести» [ ] .

Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера , причём везде взвешиваемым предметом является золото . По выводам метрологов , масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры . Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 кг.

Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 кг. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.

Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант - вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 кг), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 кг) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.

Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1 / 3 . По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту - 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра - 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный - 33,65 кг, торговый - 30,24 кг. Древнейшая система весовых мер - эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), - приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг). Серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

  • Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.