Продажа табачной продукции по закону рф осуществляется. Новый закон о продаже сигарет

Эксперты считают, что такое «ущемление» прав граждан не противоречит Конституции

Понедельник принес неприятные новости курильщикам: Минздрав разработал концепцию государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы и далее. Причем, главной задачей, по словам главы ведомства, является создание условий, которые навсегда закроют доступ к табачной продукции новому поколению, то есть гражданам, родившимся после 2015 года.

Антитабачное движение в РФ может отметить очередной рубеж. Три года назад в стране был принят "антитабачный" закон, запрещающий курение в школах, вузах, больницах, на детских площадках, стадионах, в самолетах. Вето было наложено на рекламу и стимулирование продаж табака. В 2014 году к запретным для курения местам добавили гостиницы, кафе, рестораны, поезда, вокзалы и аэропорты. И вот чиновники заговорили о том, что в перспективе граждан надо оградить от табака на всю жизнь.

Что это может означать на практике, «МК» узнал у Виктора Зыкова, члена координационного совета по борьбе против табака при Минздраве РФ:

— В данном случае речь может идти о запрете продажи табачных изделий тем гражданам, которые родились после 2015 года, - пояснил эксперт. - То есть уже в 2033 году, когда первому новому поколению исполнится восемнадцать, они не смогут купить табак. Подобные идеи известны в мире. Сейчас в одном из штатов Австралии, Тасмании, находится на последнем этапе рассмотрение соответствующего законопроекта. А самыми первыми такие меры предложили в Великобритании и Сингапуре — там хотели, чтобы к сигаретам не имели доступа дети, родившиеся после 2000 года, чтобы табачная напасть осталась в прошлом тысячелетии. Но идея все еще обсуждается, как и в Новой Зеландии, кстати.

Тем не менее, не успела новость появиться в России, как тут же пользователи интернета начали высказывать сомнения в правомочности подобных инициатив у нас в стране.

Эксперт «МК» никаких преград не видит: «В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения прав и свобод гражданина, если это делается в целях охраны здоровья, а защита от табака как раз отвечает этим целям. Но я не думаю, что такое ограничение будет слишком болезненно для общества в 2033 году, поскольку если продолжится сегодняшняя антитабачная политика, то количество курящих сократится к 2030-м годам примерно до 5%».

Среди ближайших инициатив Минздрава, уточнил Зыков, — ввод простой сигаретной упаковки, то есть пачки разных компаний будут выполнены в одном цвете с предупреждением о вреде курения, занимающим 65% площади, исключается вся стимулирующая информация, бренд обяжут указывать универсальным шрифтом. Таким образом закроют существующий сейчас маркетинговый канал. Вторая существенная мера — повышение акцизов на табак, чтобы пачка стоила не менее 150 рублей. Кроме того, может быть введено регулирование состава сигарет, поскольку различные добавки, в том числе вкусовые, могут формировать дополнительную зависимость помимо никотиновой. И еще одно значимое требование — продавать сигареты с пониженной воспламеняющейся способностью, которые быстро гаснут, если человек не делает затяжку. Это также позволит сократить число пожароопасных ситуаций.

В соответствии с п. 5. ст. 4 Технического регламента на табачную продукцию не допускается реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками.
Также с 26 декабря 2009 г., в связи с вступлением в силу Технического регламента на табачную продукцию, сертификация табачной продукции заменена на декларирование. Подтверждение соответствия табачной продукции требованиям Технического регламента носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии (ст. 13 Технического регламента на табачную продукцию). Более подробную информацию о правилах проведения декларирования вы найдете в ст. 14 - 16 Технического регламента.
Сертификаты соответствия на табачную продукцию, выданные до дня вступления в силу Технического регламента, считаются действительными до окончания срока, установленного в них, но не более шести месяцев со дня вступления в силу Технического регламента.

Проверка соблюдения требований к реализации табачной продукции
Проверка соблюдения требований к реализации табачной продукции может производиться инспекторами органов Роспотребнадзора или органов внутренних дел. Порядок проверки определяется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Запрещается:
1. Производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы (определяются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 137).
2. Поштучная розничная продажа сигарет;
3. Продажа табачных изделий с использованием автоматов;
4. Продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке);
5. Продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций;
6. Розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены (Письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-07-15/1/4 "О максимальных розничных ценах на табачные изделия");
7. Розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке) (п.8 ст.3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака");
8. Розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (ст.4 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака");
9. Розничная продажа табачных изделий без сведений о месяце и годе изготовления (п.7 ст.3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака")
10. Розничная продажа табачных изделий, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки. Максимальная нетто-масса табака, содержащегося в потребительской упаковке и предназначенного для розничной продажи, не должна превышать 500 граммов (п.9 ст.3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака").

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Объектом технического регулирования настоящего Федерального закона является табачная продукция, реализуемая на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

1) требования к табачной продукции;

2) правила идентификации табачной продукции;

3) правила и формы оценки соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) табак - растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum, Nicotiana Rustica, возделываемое в целях получения сырья для производства табачных изделий;

2) сырье для производства табачных изделий - табак, прошедший послеуборочную и (или) иную промышленную обработку;

3) табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья;

4) вид табачного изделия - совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия;

5) курительные табачные изделия - табачные изделия, предназначенные для курения;

6) сигарета - вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой;

7) сигарета с фильтром - вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой (курительная часть), и фильтра;

8) сигарета без фильтра - вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой (курительная часть);

9) сигара - вид курительного табачного изделия, изготовленного из сигарного и другого сырья для производства табачных изделий и имеющего три слоя: начинку из цельного, трепаного или резаного сигарного и другого сырья для производства табачных изделий, подвертку из сигарного и (или) другого сырья для производства табачных изделий и обертку из сигарного табачного листа. Толщина сигары на протяжении одной трети (или более) ее длины должна быть не менее 15 миллиметров (мм);

10) сигарилла (сигарита) - вид курительного табачного изделия, изготовленного из сигарного и другого сырья для производства табачных изделий и имеющего много слоев: начинку из резаного или рваного сигарного и другого сырья для производства табачных изделий, подвертку из сигарного и (или) другого сырья для производства табачных изделий и обертку из сигарного табачного листа, восстановленного табака или специальной бумаги, изготовленной на основе целлюлозы и табака. Сигарилла может не иметь подвертки. Сигарилла может иметь фильтр. Максимальная толщина сигариллы, имеющей три слоя, не должна превышать 15 мм;

11) папироса - вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий и мундштука в виде свертка мундштучной бумаги, обернутого папиросной (сигаретной) бумагой, соединенной бесклеевым зубчатым швом. В мундштук папиросы может быть вставлен фильтрующий материал;

12) табак для кальяна - вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и представляющего собой смесь резаного или рваного сырья для производства табачных изделий с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов;

13) табак курительный тонкорезаный - вид курительного табачного изделия, предназначенного для ручного изготовления сигарет или папирос и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором не менее 25 процентов веса нетто продукта составляют волокна шириной 1 мм или менее;

14) табак трубочный - вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием курительной трубки и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором более 75 процентов веса нетто продукта составляют волокна шириной более 1 мм;

15) биди - вид курительного табачного изделия, состоящего из смеси измельченных табачных листьев, табачных жилок и стеблей, завернутой в высушенный лист тенду и обвязанной нитью;

16) кретек - вид курительного табачного изделия, состоящего из соусированной и ароматизированной смеси измельченной гвоздики и резаного сырья для производства табачных изделий, завернутой в сигаретную бумагу или высушенный лист кукурузного початка, с фильтром или без фильтра;

17) некурительные табачные изделия - табачные изделия, предназначенные для сосания, жевания или нюханья;

18) табак сосательный (снюс) - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов;

19) табак жевательный - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для жевания и изготовленного из спрессованных обрывков табачных листьев с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов;

20) табак нюхательный - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для нюханья и изготовленного из тонкоизмельченного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов;

21) насвай - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья;

22) табачная продукция - табачное изделие, упакованное в потребительскую тару;

23) наименование табачной продукции - обозначение табачной продукции, присвоенное изготовителем;

24) ингредиент - вещество (за исключением табачного листа и других частей табака), использованное при производстве табачного изделия и присутствующее в готовом табачном изделии, в том числе и в измененной форме;

25) нетабачные материалы - материалы, входящие в состав табачного изделия (за исключением сырья для производства табачных изделий) и придающие ему установленные изготовителем характеристики, особенности и форму. Нетабачные материалы подразделяются на следующие категории: папиросная, сигаретная, ободковая и мундштучная бумага, оберточная бумага для фильтров (фицелла), фильтрующий материал, клеи, чернила, оберточный материал для порции табака сосательного (снюса);

26) потребительская тара - минимальная единица упаковки табачных изделий, в которой табачные изделия приобретаются потребителем;

27) реализация табачной продукции - поставка и (или) розничная продажа табачной продукции на территории Российской Федерации (за исключением экспорта);

28) смола - обезвоженный конденсат табачного дыма, не содержащий никотина;

29) фильтр - приспособление, присоединенное в процессе производства к концу курительного изделия, предназначенное для задержания части табачного дыма.

Статья 3. Правила идентификации табачной продукции

1. Идентификация табачной продукции в целях установления ее принадлежности к сфере действия настоящего Федерального закона проводится по характеризующим ее признакам, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Признаками, характеризующими табачную продукцию, являются:

1) компонентный состав;

2) способ применения.

3. Идентификация табачной продукции проводится по документации и (или)визуально.

4. При идентификации табачной продукции по документации в качестве документации используются договоры поставки, товаросопроводительная документация или декларация о соответствии табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона (далее -декларация о соответствии). При визуальной идентификации табачной продукции определяются вид табачного изделия, наименование табачной продукции, наличие и содержание информации для потребителя.

5. Результатом идентификации является отнесение или неотнесение идентифицируемой продукции к табачной продукции. В случае неотнесения идентифицируемой продукции к табачной продукции федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (далее - орган государственного контроля (надзора), составляет об этом акт (делает отметку в общем акте) и на такую продукцию не распространяется действие настоящего Федерального закона.

Глава 2. Требования к табачной продукции

Статья 4. Общие требования к табачной продукции

1. Не допускается использование в качестве ингредиентов для табачной продукции веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

2. Табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

3. Требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цена устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Изготовление специальных (акцизных) марок, их приобретение изготовителем и (или) импортером табачной продукции, маркировка ими табачной продукции, учет и уничтожение поврежденных специальных (акцизных) марок, а также их идентификация осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

Статья 5. Требования к ингредиентам табака сосательного (снюса), табака жевательного и насвая

Не допускается использование в качестве ингредиентов для табака сосательного (снюса), табака жевательного и насвая иных веществ, кроме пищевых продуктов, пищевых добавок и ароматизаторов, разрешенных для использования в пищевых продуктах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Требования к содержанию смолы, никотина и монооксида углерода в дыме сигарет

3. Перечень методов определения содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме сигарет и отбора проб (образцов) утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Статья 7. Требования к информации об ингредиентах, содержащихся в табачных изделиях

1. Изготовитель или импортер табачной продукции, реализуемой на территории Российской Федерации, обязан ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным календарным годом, представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, отчет с указанием ингредиентов, содержащихся в табачных изделиях, реализованных данным изготовителем или импортером на территории Российской Федерации в течение отчетного календарного года (далее - отчет об ингредиентах). Форма отчета об ингредиентах утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Отчет об ингредиентах должен содержать:

1) сводный список наименований ингредиентов, добавляемых к табаку, по каждому виду табачных изделий, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона. При этом указывается максимальная доля каждого ингредиента в процентах по отношению к массе табачного изделия;

2) список наименований ингредиентов, добавляемых к табаку, по каждому наименованию табачной продукции, если доля таких ингредиентов по отношению к массе табачного изделия превышает 0,1 процента для сигарет, папирос и табака курительного тонкорезаного и 0,5 процента для иных видов табачных изделий. Наличие ингредиентов, доля которых не превышает 0,1 процента для сигарет, папирос и табака курительного тонкорезаного и 0,5 процента для иных видов табачных изделий, обозначается в списке словом "ароматизаторы";

3) список наименований ингредиентов, содержащихся в нетабачных материалах. Ингредиенты, входящие в состав нетабачных материалов табачного изделия, указываются по категориям нетабачных материалов, в которых они содержатся.

3. При составлении отчета об ингредиентах массой табачного изделия считается масса (с учетом влажности) одной единицы штучного табачного изделия (сигарета, сигара, сигарилла (сигарита), папироса, биди, кретек), 750 миллиграммов табака курительного тонкорезаного, 1 грамма иных табачных изделий (табак для кальяна, табак трубочный, некурительные табачные изделия). Доля ингредиента в табачном изделии рассчитывается в соответствии с рецептурой (спецификацией) табачного изделия.

4. В случае, если изготовитель и (или) импортер проводили токсикологические исследования в отношении ингредиентов или такие исследования проводились по их заказу, изготовитель и (или) импортер в отчете об ингредиентах обязаны сообщить о факте проведения токсикологических исследований и по запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, представить в указанный федеральный орган в тридцатидневный срок со дня получения запроса информацию о результатах таких исследований с указанием использованных при этом методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. Факт проведения токсикологических исследований и их результаты не могут являться коммерческой тайной.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, вправе по своему усмотрению раскрывать информацию, содержащуюся в отчетах об ингредиентах.

Статья 8. Правила нанесения информации для потребителей табачных изделий

1. Информация для потребителей табачных изделий (далее также - информация), предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, должна быть нанесена:

1) на потребительскую тару;

2) на лист-вкладыш при использовании для табачных изделий (за исключением сигарет, папирос, биди, кретек) потребительской тары, на которую невозможно нанести информацию для потребителя, а также при реализации сигар и сигарилл (сигарит) поштучно.

2. Информация должна быть изложена на русском языке и может быть повторена на других языках или нанесена буквами латинского алфавита (в части наименования изготовителя, лицензиара и наименования табачной продукции). Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или промышленный образец, наносится на языке регистрации.

3. Средства и способы нанесения информации должны обеспечивать ее сохранность при транспортировке, хранении и реализации табачной продукции.

4. Информация должна быть расположена таким образом, чтобы не нарушалась целостность надписей при открывании потребительской тары.

Статья 9. Требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий

1. Информация, нанесенная на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, должна содержать:

1) наименование технического регламента или информацию об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции;

2) наименование вида табачного изделия;

3) наименование табачной продукции;

4) наименование и место нахождения (адрес) изготовителя. В случае если табачная продукция изготавливается организациями, в которых производственный процесс, качество табачной продукции, используемые при производстве сырье для производства табачных изделий и нетабачные материалы контролируются одной организацией (далее - контролирующая организация), наряду с наименованием и местом нахождения (адресом) изготовителя на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш допускается нанесение следующей информации: "Изготовлено под контролем (наименование контролирующей организации и ее место нахождения (адрес)";

5) наименование и место нахождения (адрес) организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации и уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей. В случае отсутствия такой организации указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции. Указанная информация может быть размещена на внутренней стороне потребительской тары в месте, доступном для прочтения;

6) сведения о наличии фильтра (для курительных изделий с фильтром);

7) сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто в граммах (для весовых табачных изделий);

8) предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий, нанесенные в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона;

9) информацию о содержании смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;

10) знак обращения на рынке, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) сведения о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет и папирос в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Не допускается поверх сведений о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий нанесение каких-либо элементов потребительской тары (за исключением прозрачной оберточной пленки) либо наклеивание специальной (акцизной) марки, которые закрывают поверхность, занятую сведениями о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий.

2. На потребительскую тару и (или) лист-вкладыш по усмотрению изготовителя может быть дополнительно нанесена другая информация.

3. Информация должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение относительно табачной продукции и ее изготовителей, а также признаков, характеризующих табачную продукцию.

4. В случае если на потребительскую тару или лист-вкладыш нанесены слова или словосочетания, содержащие дополнительные характеристики табачного изделия, такие как "с низким содержанием смол", "легкие" и (или) "очень легкие", слова, однокоренные словам "низкий", "легкий", аналоги таких слов на иностранных языках, а также транслитерируемые с иностранных языков на русский язык аналоги таких слов, знаки и иные обозначения (за исключением зарегистрированных товарных знаков), которые создают впечатление, что такое табачное изделие менее вредно для здоровья (далее - используемое слово или словосочетание), на потребительскую тару наносится надпись: "(используемое слово или словосочетание с прописной буквы в кавычках) не означает, что данный продукт менее вреден для здоровья".

5. Надпись, указанная в части 4 настоящей статьи, должна занимать не менее 10 процентов площади большей стороны потребительской тары табачных изделий и наноситься на одну из больших сторон потребительской тары табачных изделий четким, легко читаемым аналогичным шрифтом, размер которого не менее размера шрифта используемого слова или словосочетания.

6. Не допускается нанесение на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш информации, содержащей утверждения о том, что:

1) потребление данного табачного изделия (вида табачного изделия) снижает риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением табачных изделий;

2) данное табачное изделие (вид табачного изделия) менее опасно для здоровья, чем другие табачные изделия (другой вид табачных изделий);

3) снижен риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением данного табачного изделия (вида табачного изделия), вследствие наличия, отсутствия или пониженного содержания выделяемого при потреблении табачного изделия вещества, иного, чем вещества, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона.

Статья 10. Предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий

1. На каждую единицу потребительской тары курительных табачных изделий наносятся основная предупредительная надпись о вреде курения - "Курение убивает" и одна из предупредительных надписей о вреде курения:

1) "Курение вызывает инфаркты и инсульты";

2) "Курение - причина рака легких";

3) "Курение - причина хронической болезни легких";

4) "Курение во время беременности причиняет вред вашему ребенку";

5) "Защитите детей от табачного дыма";

6) "Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить";

7) "Курение вызывает сильную зависимость, не начинайте курить";

8) "Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких";

9) "Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти";

10) "Курение может являться причиной импотенции";

11) "Курение вызывает преждевременное старение кожи";

12) "Курение может вызвать бесплодие".

2. Другие предупредительные надписи о вреде курения, за исключением указанных в пунктах 1-12 части 1 настоящей статьи, могут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Указанные в пунктах 1 - 12 части 1 настоящей статьи и настоящей части предупредительные надписи могут периодически меняться по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, но не чаще одного раза в год.

3. Каждая из предупредительных надписей о вреде курения, указанных в пунктах 1-12 части 1 и части 2 настоящей статьи, может сопровождаться рисунками (в том числе пиктограммами), утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должна быть нанесена на примерно равное количество единиц потребительской тары одного наименования курительных табачных изделий, выпущенных изготовителем табачной продукции в обращение в течение календарного года.

4. Основная предупредительная надпись о вреде курения должна быть помещена на одной большей стороне (лицевая поверхность) единицы потребительской тары курительных табачных изделий, а другая предупредительная надпись о вреде курения - на другой большей стороне (поверхность, противоположная лицевой) единицы потребительской тары курительных табачных изделий.

5. Информация, предусмотренная частями 1 - 3 настоящей статьи, помещается в рамку черного цвета. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать: для основной предупредительной надписи - не менее 30 процентов площади большей стороны потребительской тары, для другой предупредительной надписи - не менее 50 процентов. Указанная информация наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера. Междустрочный интервал не должен превышать высоту шрифта. Информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой.

6. На каждую единицу потребительской тары некурительных табачных изделий наносится одна предупредительная надпись о вреде потребления табачного изделия: "Это табачное изделие вредит вашему здоровью".

7. Информация, предусмотренная частью 6 настоящей статьи, помещается в рамку черного цвета. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать не менее 30 процентов площади одной большей стороны (лицевая поверхность) единицы потребительской тары. Указанная информация наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера. Междустрочный интервал не должен превышать высоту шрифта. Информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой.

8. На лист-вкладыш наносится одна предупредительная надпись о вреде потребления табачного изделия:

1) для курительных табачных изделий - "Курение вредит вашему здоровью";

2) для некурительных табачных изделий - "Это табачное изделие вредит вашему здоровью".

9. Информация, предусмотренная частью 8 настоящей статьи, помещается в рамку черного цвета. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать не менее 30 процентов площади листа-вкладыша. Указанная информация наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера. Междустрочный интервал не должен превышать высоту шрифта. Информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой.

10. Площадь листа-вкладыша должна быть не меньше площади наибольшей видимой поверхности потребительской тары данного табачного изделия.

11. В случае внесения изменений в текст, количество или формат предупредительных надписей о вреде курения табака изготовителю и (или) импортеру дается один год для внесения соответствующих изменений на потребительскую тару табачных изделий.

Статья 11. Информация о содержании смолы, никотина и монооксида углерода в дыме одной сигареты

1. На каждой единице потребительской тары сигарет с фильтром должна быть размещена следующая информация о содержании смолы, никотина и монооксида углерода в дыме одной сигареты: "Смола: (округленное до целого число, выражающее содержание смолы в миллиграммах на одну сигарету) мг/сиг", "Никотин: (округленное до десятых долей число, выражающее содержание никотина в миллиграммах на одну сигарету) мг/сиг", "СО: (округленное до целого число, выражающее содержание монооксида углерода в миллиграммах на одну сигарету) мг/сиг".

2. На каждой единице потребительской тары сигарет без фильтра должна быть размещена следующая информация о содержании смолы и никотина в дыме одной сигареты: "Смола: (округленное до целого число, выражающее содержание смолы в миллиграммах на одну сигарету) мг/сиг", "Никотин: (округленное до десятых долей число, выражающее содержание никотина в миллиграммах на одну сигарету) мг/ сиг".

3. Информация, указанная в частях 1 и 2 настоящей статьи, должна наноситься на одну из боковых сторон единицы потребительской тары сигарет и занимать не менее 4 процентов площади этой стороны.

Глава 3. Оценка соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона

Статья 12. Формы оценки соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона

Оценка соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона производится в формах:

1) подтверждения заявителем декларации о соответствии (далее также - заявитель) соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона;

2) проведения государственного контроля (надзора) на стадии реализации табачной продукции.

Статья 13. Подтверждение соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона

Подтверждение соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответст вии.

Статья 14. Декларирование соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона. Заявители

1. Декларирование соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона осуществляется заявителем по схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (далее также - третья сторона).

2. Заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или гражданин (физическое лицо), занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся либо изготовителем, либо продавцом табачной продукции.

Статья 15. Доказательственные материалы соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона

1. При декларировании соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона доказательственными материалами являются:

1) образец потребительской тары или лист-вкладыш;

2) протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, подтверждающие соответствие содержания смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром требованиям статьи 6 настоящего Федерального закона, - для сигарет.

2. По выбору заявителя кроме документов, указанных в части 1 настоящей статьи, в доказательственные материалы могут быть включены другие документы, послужившие основанием для заявления о соответствии декларируемой продукции требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

Статья 16. Декларация о соответствии табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона

1. Изготовитель табачной продукции имеет право принять декларацию о соответствии на каждое наименование табачной продукции или одну декларацию о соответствии на весь ассортимент выпускаемой табачной продукции одного вида.

2. Продавец табачной продукции имеет право принять декларацию о соответствии на каждое наименование табачной продукции или одну декларацию о соответствии на весь ассортимент табачной продукции одного вида в объеме одного договора.

1) наименование и место нахождения (адрес) заявителя;

2) наименование и место нахождения (адрес) изготовителя;

3) информацию, нанесенную на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, о:

а) виде табачного изделия;

б) наименовании или наименованиях табачной продукции;

в) наличии или отсутствии фильтра, а также о содержании смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром - для сигарет;

4) заявление о соответствии табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона;

5) срок действия декларации о соответствии;

6) перечень доказательственных материалов;

7) официальные реквизиты настоящего Федерального закона.

4. Срок действия декларации о соответствии не должен превышать пять лет.

5. Табачная продукция, произведенная или импортированная в течение срока действия декларации о соответствии, допускается к реализации в течение срока действия декларации о соответствии, а также в течение одного года со дня истечения срока действия декларации о соответствии.

Статья 17. Принципы государственного контроля (надзора)

1. Государственный контроль (надзор) за соответствием табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона осуществляется органом государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Государственный контроль (надзор) за соответствием табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона осуществляется на стадии реализации табачной продукции.

3. Бремя доказывания несоответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона лежит на органе государственного контроля (надзора).

Статья 18. Государственный контроль (надзор) за соответствием табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона

1. Для целей государственного контроля (надзора) за соответствием табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона проводятся следующие мероприятия:

1) установление факта подтверждения соответствия контролируемой табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона;

2) визуальный контроль;

3) инструментальный контроль (для сигарет).

2. Указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия могут проводиться как комплексно, так и по отдельности.

Статья 19. Установление факта подтверждения соответствия контролируемой табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона

1. Орган государственного контроля (надзора):

1) осуществляет идентификацию табачных изделий по характеризующим их признакам, установленным статьей 3 настоящего Федерального закона;

2) устанавливает факт подтверждения соответствия контролируемой табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона путем проверки наличия декларации о соответствии и знака обращения на рынке.

2. При сомнении в подлинности декларации о соответствии или отсутствии знака обращения на рынке орган государственного контроля (надзора) направляет соответствующий запрос в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

3. При получении информации об отсутствии декларации о соответствии или при подтверждении того факта, что указанная декларация не является подлинной, орган государственного контроля (надзора) оформляет акт проверки и выдает заявителю предписание об устранении нарушений или осуществляет иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также согласовывает с заявителем срок, в течение которого заявитель обязан подтвердить соответствие табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона.

Статья 20. Визуальный контроль за соответствием табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона

1. При проведении визуального контроля орган государственного контроля (надзора) осуществляет:

1) идентификацию табачных изделий по характеризующим их признакам, установленным статьей 3 настоящего Федерального закона;

2) проверку соответствия информации для потребителей табачных изделий, помещенной на потребительской таре или листе-вкладыше, требованиям статей 8 - 11 настоящего Федерального закона;

3) проверку соответствия нанесенных на потребительскую тару значений содержания смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром требованиям частей 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. При проведении визуального контроля орган государственного контроля (надзора) не имеет права совершать действия, которые могут привести к невозможности дальнейшей реализации табачной продукции.

3. В случае, если орган государственного контроля (надзора) признал соответствие табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона, табачная продукция, отобранная для визуального контроля, возвращается продавцу.

4. В случае несоответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона орган государственного контроля (надзора) выдает заявителю предписание и протокол отбора проб (образцов) или его копию. В предписании содержатся информация о выявленных нарушениях, ссылки на статьи настоящего Федерального закона, требования которых были нарушены, и устанавливаются сроки, в течение которых заявитель обязан известить орган государственного контроля (надзора) о своих действиях, предпринятых в связи с данным предписанием. В течение десяти дней со дня получения предписания заявитель обязан провести проверку достоверности информации, содержащейся в предписании.

5. При подтверждении достоверности информации, содержащейся в предписании, заявитель в течение десяти дней со дня подтверждения достоверности полученной информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и представить ее на согласование в орган государственного контроля (надзора).

6. В случае невыполнения заявителем программы, указанной в части 5 настоящей статьи, в срок, согласованный с органом государственного контроля (надзора), указанный орган осуществляет действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе обращается в суд с исковым заявлением о принудительном отзыве табачной продукции.

7. При неподтверждении достоверности информации, содержащейся в предписании, заявитель в течение десяти дней со дня начала проверки достоверности полученной информации письменно извещает об этом орган государственного контроля (надзора). Заявитель обязан представить в указанный орган доказательства соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона.

8. Если орган государственного контроля (надзора) соглашается с доказательствами, представленными заявителем, то табачная продукция считается соответствующей требованиям настоящего Федерального закона. Если орган государственного контроля (надзора) не соглашается с доказательствами, представленными заявителем, то указанный орган имеет право обратиться в суд.

9. Заявитель имеет право обжаловать действия органа государственного контроля (надзора) в суд.

Статья 21. Инструментальный контроль за соответствием сигарет требованиям настоящего Федерального закона

1. При проведении инструментального контроля орган государственного контроля (надзора) осуществляет:

1) идентификацию сигарет по характеризующим их признакам, установленным статьей 3 настоящего Федерального закона;

2) проверку соответствия содержания смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром требованиям статьи 6 настоящего Федерального закона и (или) значениям, указанным на потребительской таре сигарет.

2. Инструментальный контроль осуществляется в соответствии с перечнем методов определения содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме сигарет и отбора проб (образцов), указанным в части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

3. При проведении инструментального контроля орган государственного контроля (надзора) проводит отбор проб (образцов). Отобранная проба (образец) помещается в емкость, обеспечивающую ее сохранность и исключающую возможность подмены проб (образцов) проверяемой продукции. Емкость опломбируется и направляется в аккредитованную испытательную лабораторию в течение двух рабочих дней со дня окончания отбора проб (образцов).

4. Отобранная проба (образец), направленная в аккредитованную испытательную лабораторию, должна сопровождаться протоколом отбора проб (образцов).

5. Копия протокола отбора проб (образцов) должна быть направлена заявителю в течение двух рабочих дней со дня окончания отбора проб (образцов).

6. Продукция признается соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, если в результате испытаний установлено, что отклонение измеренных значений содержания смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром от значений соответствующих показателей, указанных на потребительской таре, и (или) значений, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, находится в пределах доверительного интервала, соответствующего примененному методу отбора проб (образцов).

7. В случае соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона орган государственного контроля (надзора) извещает заявителя о результатах испытаний. Копия протокола испытаний направляется заявителю.

8. В случае несоответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона орган государственного контроля (надзора) выдает заявителю предписание, протокол отбора проб (образцов) и протокол испытаний или копии указанных протоколов. Предписание содержит информацию о выявленных нарушениях, ссылки на статьи настоящего Федерального закона, требования которых были нарушены, и устанавливает сроки, в течение которых заявитель обязан известить орган государственного контроля (надзора) о своих действиях, предпринятых в связи с данным предписанием.

9. В течение десяти дней со дня получения предписания, содержащего информацию о несоответствии продукции требованиям настоящего Федерального закона, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, заявитель обязан провести проверку достоверности информации, содержащейся в предписании.

10. При подтверждении достоверности информации, содержащейся в предписании, заявитель в течение десяти дней со дня подтверждения достоверности полученной информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и представить ее на согласование в орган государственного контроля (надзора).

11. В случае невыполнения заявителем программы, указанной в части 10 настоящей статьи, в срок, согласованный с органом государственного контроля (надзора), указанный орган осуществляет действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе обращается в суд с исковым заявлением о принудительном отзыве табачной продукции.

12. При неподтверждении достоверности информации, содержащейся в предписании, заявитель в течение десяти дней со дня начала проверки достоверности полученной информации письменно извещает об этом орган государственного контроля (надзора). Заявитель обязан представить в орган государственного контроля (надзора) доказательства соответствия своей продукции требованиям настоящего Федерального закона, полученные в результате собственных исследований и (или) исследований третьей стороны.

13. Если орган государственного контроля (надзора) соглашается с доказательствами, представленными заявителем, то табачная продукция считается соответствующей требованиям настоящего Федерального закона. Если орган государственного контроля (надзора) не соглашается с доказательствами, представленными заявителем, то указанный орган имеет право обратиться в суд.

14. Заявитель имеет право обжаловать действия органа государственного контроля (надзора) в суд.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 22. Заключительные положения

1. Сертификаты соответствия на табачную продукцию, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них, но не более шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Изготовитель и (или) импортер имеют право производить и (или) импортировать табачную продукцию на основании сертификатов соответствия, выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Табачная продукция, произведенная или импортированная до дня вступления в силу части 1 статьи 6, пункта 9 части 1 и части 4 статьи 9 и статьи 10 настоящего Федерального закона, допускается к реализации в течение одного года после дня вступления в силу части 1 статьи 6, пункта 9 части 1 и части 4 статьи 9 и статьи 10 настоящего Федерального закона.

4. Табачная продукция, произведенная или импортированная в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона без соблюдения требований части 2 статьи 6 и требований статей 9 и 11 настоящего Федерального закона в части, касающейся монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром, допускается к реализации в течение одного года после истечения шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

5. Установить, что в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона содержание смолы и никотина в миллиграммах на одну сигарету (мг/сиг) в дыме одной сигареты не может превышать: для сигареты с фильтром - 14 мг/сиг и 1,2 мг/сиг соответственно, для сигареты без фильтра - 16 мг/сиг и 1,3 мг/сиг соответственно.

6. Установить, что в течение двух лет и шести месяцев после истечения шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона содержание смолы и никотина в миллиграммах на одну сигарету (мг/сиг) в дыме одной сигареты не может превышать: для сигареты с фильтром - 10 мг/сиг и 1,0 мг/сиг соответственно, для сигареты без фильтра - 13 мг/сиг и 1,1 мг/сиг соответственно.

7. Впредь до приведения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере технического регулирования табачной продукции, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Статья 23. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) абзацы шестой - четырнадцатый пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) абзацы седьмой - пятнадцатый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3433).

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, за исключением частей 1 и 2 статьи 6, пунктов 1, 4, 10 части 1 и частей 4 и 5 статьи 9 и статьи 10 настоящего Федерального закона.

2. Часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Часть 2 статьи 6, пункты 1,4, 10 части 1 и части 4 и 5 статьи 9 и статья 10 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Требования статей 9, 11, 15, 16, 20 и 21 настоящего Федерального закона в части, касающейся монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром, применяются по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в части оценки и подтверждения соответствия табачной продукции не применяются.

Президент Российской Федерации

Намереваясь писать любой документ, будет правильным предварительно разложить документ на три важных составляющих. Они не всегда будут напечатаны в этой же последовательности. Сперва важно осознать к чему именно вы стремитесь в конце письма, освободившись соберите мотивы. Весомыми могут стать законодательные акты, обычаи, писаные порядки. Введение критично необходимая часть, который формирует отпечаток. Кроме того очень важно разобраться какому должностному лицу должен быть направлен необходимый претензионный документ и кто должен обрабатывать.

Планы Министерства здравоохранения и социального развития о радикальных методах борьбы с курением в России наконец-то нашли свое подтверждение. После новогодних каникул депутатами Государственной Думы был подписан достаточно жесткий закон о продаже сигарет 2015 года, разработанный еще в 2011 году. Двадцатого февраля 2015 года законопроект был одобрен Советом Федерации, а 23 февраля 2015 года подписан Президентом РФ Владимиром Путиным.

Изменения к закону о продаже сигарет на 2015 год коснулись многих аспектов жизни общества в целом. Так, согласно законодательного документа, категорически запрещается реализовывать табачную продукцию через окошко и выставлять сигареты на стеклянные витрины. Закон, в первую очередь, предусматривает охрану здоровья граждан от воздействия табачного дыма на окружающих, поэтому вводит запрет на курение в общественных местах, в том числе, это касается офисов, круизных лайнеров и мест общественного питания. Кроме того, закон о продаже 2015 сигарет устанавливает запрет на курение на лестничных площадках. При этом, в жилых домах разрешается оборудовать специальные места, отведенные для курения.

Таким образом, с момента вступления закона в законную силу нарушением закона будет считаться курение в ресторанах, подъездах, поездах дальнего следования, в гостиницах и так далее.

В соответствии с новой редакцией законопроекта, законодатели пошли навстречу малым предпринимателям и разрешили реализацию сигарет до лета 2015 года, но при соблюдении некоторых условий, а именно реорганизацию киосков в небольшие павильоны с торговыми залами любой площади. Это связано с тем, что во многих населенных пунктах России нет магазинов с торговой площадью более 25 м 2 . В таких местах будет разрешено продавать табачную продукцию всем магазинам независимо от площади. Если же и такие магазины отсутствуют в конкретном населенном пункте, то будет разрешена развозная торговля сигаретами.

В Госдуме началось рассмотрение закона о запрете продажи сигарет женщинам до 40 лет

В Госдуме РФ проходит рассмотрение сразу двух законопроектов, связанных с курением, сообщает "Российская газета" . Депутаты решат, нужно ли запретить продавать сигареты женщинам до 40 лет и матерям в присутствии их малолетних детей (вне зависимости от того, сколько женщине лет). Кроме того, их могут вовсе лишить никотиновой зависимости на законодательном уровне. Зато могут разрешить торговать табачными изделиями возле школ.

Проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях охраны материнства и детства от воздействия последствий потребления табака" был подготовлен депутатами от КПРФ Иваном Никитчуком и Дмитрием Кононенко. Поправками к закону запрещается продажа табачной продукции женщинам до 40 лет, а также женщинам вне зависимости от их возраста в присутствии их несовершеннолетних детей.

Стоит отметить, что о подобных поправках в закон стало известно еще в июне 2014 года, тогда в комитете Госдумы по охране здоровья назвали законопроект "пиаровской инициативой, не имеющей никакой законодательной перспективы и в общем-то достаточно обидной".

В свою очередь, предлагаемыми поправками кодекс РФ об административных правонарушениях дополняется нормой, согласно которой продавец заплатит штраф от трех до пяти тысяч рублей, если нарушит закон; для должностных лиц предусмотрен штраф от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических - от 100 до 150 тысяч рублей.

По мнению разработчиков законопроекта, тем самым появится возможность "препятствовать распространению пагубной для женского организма привычки табакокурения". Поскольку в первую очередь курение бьет по репродуктивной системе женщины, что наносит невосполнимый урон для генетического фонда нации, поясняют депутаты, ссылаясь на медицинские исследования.

Для будущего ребенка, указывают депутаты, вред курения матери во время вынашивания плода также колоссален. У курящих женщин в пять раз повышен риск мертворождения. Уже в утробе матери дети приобретают никотиновую зависимость и вместе с ней многочисленные проблемы со здоровьем. Курение, особенно на ранней стадии беременности, приводит к тому, что в два раза чаще рождаются дети с такими отклонениями, как "волчья пасть" и "заячья губа", предупреждают коммунисты.

Как отмечает "НТА Поволжье" . на сайте Госдумы РФ указано, что 12 февраля данный законопроект был рекомендован профильным комитетом по охране здоровья к отклонению.

Госдума может разрешить торговать табачными изделиями вблизи школ

Сенатор от Кировской области Олег Казаковцев внес в Госдуму законопроект . согласно которому органы местного самоуправления сельских поселений получат право самостоятельно определять расстояние от торговых объектов, торгующих табаком, до образовательных учреждений. С 1 июня 2013 года в стране действует закон, запрещающий продавать сигареты на расстоянии менее чем 100 метров от территории, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Однако эти ограничения, по мнению Казаковцева, привели к сворачиванию торговли в малых сельских поселениях Кировской области. Там "исторически сложившаяся застройка предусматривает размещение всех важнейших капитальных объектов (магазин, школа, больница, органы поселковой администрации) в непосредственной близости друг от друга". И из-за установленного ограничения по продаже сигарет магазины (прежде всего, системы потребкооперации) потеряли от 10% до 30% прибыли, и торговля для них стала нерентабельной. В результате за последние девять месяцев система потребкооперации была вынуждена закрыть 15 магазинов.

"Оставшиеся в сельских поселениях торговые точки являются "вспомогательными" и не могут обеспечить население широким ассортиментом товаров. Это вызывает недовольство жителей качеством торгового обслуживания и, как следствие, многочисленные нарекания в адрес органов государственной власти и местного самоуправления", - отмечает Казаковцев.

Таким образом, законопроект предполагает внести изменения, позволяющие органам местного самоуправления сельских поселений самостоятельно определять расстояние от торговых объектов до образовательных учреждений с учетом конкретных особенностей местности и сложившейся застройки.

Стоит отметить, что в январе 2015 года производство сигарет в РФ по сравнению с тем же периодом 2014 года выросло на 13,5% до 16,4 млрд штук, папирос - в 13,5 раз до 54 млн штук, сообщает ТАСС. При этом по итогам всего 2014 года этот показатель показывал снижение на 9,2% на фоне резкого роста акцизов . сообщала компания - производитель табака Philip Morris International.

Накануне Минздрав РФ отчитался . что за период активной антитабачной кампании в России количество курильщиков снизилось примерно на 17%. Хотя в марте 2014 года сообщалось, что за первый год действия антитабачного закона число курильщиков так и не убавилось - ими по-прежнему являются около четверти россиян.

Планы Министерства здравоохранения и социального развития о радикальных методах борьбы с курением в России наконец-то нашли свое подтверждение. После новогодних каникул депутатами Государственной Думы был подписан достаточно жесткий закон о продаже сигарет 2015 года. разработанный еще в 2011 году. Двадцатого февраля 2015 года законопроект был одобрен Советом Федерации, а 23 февраля 2015 года подписан Президентом РФ Владимиром Путиным.

По сравнению с начальным текстом законопроекта, документ к моменту подписания претерпел множество изменений и поправок, однако своими нормами он накладывает полный запрет курения в большем числе публичных мест, оставляет возможность продажи табачной продукции только в крупных магазинах и фактически полностью ограничивает продажу сигарет посредством киосков и ларьков. Напомним, что закон о продаже сигарет 2015 года вступит в законную силу в июне.

Изменения к закону о продаже сигарет на 2015 год коснулись многих аспектов жизни общества в целом. Так, согласно законодательного документа, категорически запрещается реализовывать табачную продукцию через окошко и выставлять сигареты на стеклянные витрины. Закон, в первую очередь, предусматривает охрану здоровья граждан от воздействия табачного дыма на окружающих, поэтому вводит запрет на курение в общественных местах, в том числе, это касается офисов, круизных лайнеров и мест общественного питания. Кроме того, закон о продаже 2015 сигарет устанавливает запрет на курение на лестничных площадках. При этом, в жилых домах разрешается оборудовать специальные места, отведенные для курения. Таким образом, с момента вступления закона в законную силу нарушением закона будет считаться курение в ресторанах, подъездах, поездах дальнего следования, в гостиницах и так далее.

В соответствии с новой редакцией законопроекта, законодатели пошли навстречу малым предпринимателям и разрешили реализацию сигарет до лета 2015 года, но при соблюдении некоторых условий, а именно реорганизацию киосков в небольшие павильоны с торговыми залами любой площади. Это связано с тем, что во многих населенных пунктах России нет магазинов с торговой площадью более 25 м 2. В таких местах будет разрешено продавать табачную продукцию всем магазинам независимо от площади. Если же и такие магазины отсутствуют в конкретном населенном пункте, то будет разрешена развозная торговля сигаретами.

Данный закон направлен на решение конкретных задач в области защиты здоровья граждан, он позволит реализовать организационные, ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табачные изделия и, одновременно, ограничению торговли ими. Также закон позволит осуществлять:

Меры медицинского характера относительно помощи гражданам, направленной на лечение табачной зависимости;

Меры государственного контроля в области охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табачных изделий, а также в сфере ответственности за нарушения требований ФЗ.

С января 2015 года с продажи пива, водки, сигарет и бензина будут брать еще 2% акциза

С 1 января 2015 года потребители будут вынуждены платить дополнительно 2% акциза при розничной покупке всех подакцизных товаров – алкогольных и табачных изделий, пива и нефтепродуктов – об этом идет речь в законопроекте №4335а, поданном правительством, передает УНИАН.

"Сначала мы думали ввести 2% налога на продажу вообще всех товаров. В других странах есть подобные налоги – например, в США (на уровне отдельных штатов). Но впоследствии решили пока ограничиться лишь подакцизными товарами. Этот налог будет идти в местные бюджеты. Мы ожидаем в сумме поступления от данного налога на уровне от 2 до 4 млрд. грн. в год", - заявил глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус на пресс-конференции "Правительственный пакет комплексных изменений в налоговой системе Украины в рамках Концепции реформирования налоговой системы Украины". При этом министр признал наличие проблемы с теневым сектором рынка подакцизных товаров.

"Теневой рынок подакцизных товаров в Украине сейчас составляет от 20 до 30%. И с ним мы боремся. В развитых странах теневой рынок алкоголя и табака составляет до 10%. И наша задача сейчас снизить украинские показатели нелегальной продукции до этой цифры", – заявил Игорь Билоус.

В то же время в профильных ассоциациях производителей подакцизных товаров уже заявили, что они "шокированы" данным законопроектом.

"Я удивлен и ошарашен этим законопроектом. Не так давно, когда в очередной раз поднимался вопрос о новом повышении акциза, министр финансов Александр Шлапак четко заявил: господа, позитивного суммарного эффекта от этого не будет. Министр финансов сказал, что больше нельзя давить подакцизные отрасли. Бюджет по сумме всех отчислений только теряет. За I полугодие 2014 г. у пивоваров - 13,1% падения. Предприятия стоят на грани закрытия, в несезон загрузка производственных мощностей составляет 40%. Есть пример соседней России, где так же безответственно "баловались" с акцизом, и закрыли уже 9 предприятий", – напомнил исполнительных директор Ассоциации "Укрпиво" Игорь Товкач.

Экономист, глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко также предрекает сокращение производства подакцизных товаров и рост доли нелегальной продукции.

"Учитывая повышения акцизов, которые были до этого, данная инициатива приведет к еще большему уменьшению легального производства – от алкоголя до нефтепродуктов. Будет значительно больше фальсификата и уклонений от уплаты налогов. Потому что те повышения акцизов, которые уже проводились, привели к существенному падению производства. Производители жалуются, что растет количество фальсификата, и им сложно конкурировать в такой ситуации. Производство табачных изделий уже снизилось на 8%, а водки – почти на 20%. В результате мы наблюдаем ситуацию, когда после повышения акцизов их поступления в бюджет уже уменьшаются", – объясняет Александр Охрименко.

Ранее сообщалось, что правительство повысило минимальные розничные цены на алкогольные напитки - в частности, розничные цены на вина в стеклянной таре (объем 0,7 л) или другой таре (1 л) повышаются на 11% - до 20 гривен, на вина в стеклянной таре (0,75 л), а также на некоторые вина (0,7 л) - на 26,9%, до 33 гривен.