Т 32 танк ссср. Американский тяжелый танк T32

Здравствуйте танкисты! Сегодня мы рассмотрим одну из самых противоречивых машин в World of Tanks. Это машина, которую многие не любят, многие говорят, что это худший ТТ8 уровня. Однако эта машина является одним из самых опасных противников. Эта машина универсальная и в грамотных руках способна на очень многое. Встречайте, Т32

Данная машина достаточно активно используется в чемпионских ротах, в турнирах и т. д. из-за своих специфических особенностей. Цена данного аппарата не сильно отличается от других ТТ8 уровня и составляет 2 610 000 кредитов и 100 000 опыта. Быстро за один вечер набить такую сумму, что кредитов, что опыта не выйдет. Но при стабильной и не напряжной игре, опыт заработается за 5 - 7 дней. Также не стоит забывать про экипаж, дополнительное оборудование и камуфляж.

Специальности экипажа полностью совпадают что на Т29, что на Т32, поэтому просто пересаживаем наш экипаж. На 8 уровне экипаж существенно влияет на характеристики машины, поэтому я советую сразу обучить его до 100%. Сделать это можно несколькими способами:

  • Просто переобучить за золото. Стоить это будет 200 * 6 = 1 200 золота. Если у вас есть такая возможность и вам не жалко потраченных денег, то переобучайте так. Этим способом вы потеряете минимум и опыта, и времени.
  • Сбросьте все дополнительные умения с экипажа Т29 за серебро, а уже после этого переобучите на Т32 тоже за серебро. Таким способом часть опыта с дополнительных умений пойдет на обучения экипажа сразу до 100%. Однако таким способом вы потеряете часть опыта с экипажа, а стоить это будет 40 000 * 6 = 240 000 кредитов.
  • Если у вас есть любой премиумный тяжелый танк США, то просто переобучите экипаж с Т29 на Т32 и посадите его на этот премиумный танк. Штрафа не будет, а вы спокойно можете за несколько боев обучить экипаж до 100%. Стоить это будет 20 000 * 6 = 120 000 и немного вашего времени для прокачки экипажа до 100%.

В любом случае выбор только за вами - Время, опыт с экипажа или деньги. Можете поездить и с 90% уровнем владения основной специальностью, но я крайне не советую так делать.

Что касается дополнительного оборудования, то тут все проще. Машина не сильно отличается от предыдущей, поэтому вы спокойно можете снять все 3 модуля за золото и установить на Т32. Стоить это будет всего 30 золотых.

Камуфляж я крайне советую нанести. Он добавит нам немного незаметности, а это в некоторых ситуациях сыграет нам на руку. Стоить это будет 80 000 *3 = 240 000 кредитов на 30 дней. За это время вы спокойно можете полностью выкачать Т32 и открыть М103. Даже если вам жалко/вы не можете себе позволить нанести камуфляж, то нанесите только 1 -летний. Летних карт в игре больше всего, поэтому и летний камуфляж наиболее востребованный.

Дерево исследований

Т32 очень легко прокачать. А знаете почему? Потому что у нас все уже открыто на Т29. На Т32 уже не нужно тратить кучу времени на прокачку модулей и возведения машины в топовое состояние. Радуйтесь, нам нужно открыть только ходовую и башню.

Как и обычно сразу нам необходимо установить ходовую. Лично я советую прокачать вам ее сразу же за свободный опыт. За время игры на Т29 у вас уже должно было накопиться достаточно свободного опыта, ведь вы не потратили его на исследование Т32, правда? Ходовая увеличит скорость поворота, проходимость и, самое главное, даст возможность установить тяжелые модули.

Башня это второе и последнее, что вам придется открывать непосредственно уже на Т32. Хоть и установка топового орудия возможна в стоковую башню, топовую необходимо открывать как можно скорее. Основной фишкой данной машины является наша железобетонная башня. Пробить башню Т32 практически нереально, а это нам дает преимущество и новый стиль игры - клинчевание, но о этом позже. Отмечу еще то, что топовая башня имеет хороший обзор.

Поскольку двигатель уже был открыт на Т29, то просто устанавливаем и особо не паримся. Прибавка в 80 л. с. добавит нам немного подвижности, но увы, шанс возгорания останется на том же уровне - 20%.

Играть со стоковой радиостанцией будет вообще уныло. Ну очень уж она слаба для 8 уровня, но поскольку у нас уже есть открытая на Т29 топовая радиостанция 10 уровня, то устанавливаем ее и радуемся что не нужно страдать. Топовой радиостанции вам хватит за глаза.

Как это нестранно, но и топовое орудие было тоже открыто на Т29 =) На Т32 оно будет вести себя гораздо лучше. Скорость перезарядки, сведения и точность станут гораздо лучше и играть станет комфортно. Что касается бронепробития, то тут не все так однозначно как кажеться на первый взгляд. С одной стороны пробития 198 маловато, но с другой ничего в этом страшного нет. Да, для успешной игры нам необходимо знать уязвимые места своих соперников, но есть еще и золото. Точность тоже не является особым препятствием т. к. в патче 0.8.6 была полностью изменена механика разброса.

Оптимальный на мой взгляд вариант прокачки:

  1. Устанавливаем все что влезет на сток ходовую
  2. Прокачиваем ходовую
  3. Устанавливаем оставшиеся модули
  4. Прокачиваем башню

В целом можно выделить такие достоинства и недостатки машины в топовой комплектации:

Плюсы

  • Железобетонная башня которую практически нереально пробить
  • Прекрасный обзор
  • Наличие брони в лобовой проекции
  • Хорошие углы наводки
  • Возможность при схватке один на один разобрать любой ТТ10, кроме ИС-7 конечно же =)

Минусы

  • Относительна картонное бронирование корпуса, лоб составляет небольшое исключение
  • Относительно слабое бронепробитие базовым ББ снарядом.
  • Плохая точность
  • Слабая динамика в целом

Балансный вес

На данный момент машина попадает на 8 - 10 уровни боев. Чувствовать себя вполне комфортно можно на 8 - 9 уровне (быть ключевой машиной, прорывать оборону, не быть мальчиком для биться). На 10 же нам придется просто играть аккуратно и не подставляться …

Прибыльность

Поскольку машина 8 уровня, то с ПА она будет окупаться и окупаться достаточно неплохо. Однако использовать ее в качестве фармера не выйдет. За время игры вы по статистике должны заработать и деньги на след. машину, и на ее модули, но все это естественно с ПА. Без ПА машина скорее всего будет уходить в минус или, если вы хорошо играете, играть стабильно в ноль. Естественно все это при использовании обычных снарядов и расходников. Премиумные уведут вас в огромные минуса.

Тактика

Поскольку вы уже прошли Т29 с аналогичными параметрами бронирования, то уже представляете, что нужно делать на Т32 и как это делать. Поэтому сильно углубляться в «стань за подбитый танк, смотри вперед, стрелять в НЛД» я не буду. До всего должны уже были дойти сами. Сейчас я вам расскажу лишь о тактике клинчевания, которая актуальна на этой машине. Как я уже и говорил выше, главным достоинством данной машины является непробиваемая башня. Приближайтесь к противнику в упор и держите такое положение пока его не убьете. Пробить в башню он вас не сможет, а ниже у него просто не опустится орудие. У вас же орудие опуститься и вы сможете хорошо его потрепать. Однако стоит запомнить, что в клинч нужно идти только 1 на 1 или когда враги не смогут по вам стрелять во время клинча. Также нельзя клинчеваться с низкими противниками которые смогут вас пробить в корпус (об. 704, Ису 152 и т. д.) + не следует особо наглеть и лезть к ПТ 9 - 10. Также забудьте про ИС-7 - неубиваем в клинче. Ну и напоследок, думайте что делаете и все будет хорошо.

Дополнительное оборудование

По идее свой набор модулей вы должны были найте еще на Т29, поэтому снимаем модули за 30 золотых и переносим на Т32. Лично я рекомендую такой вариант

  • Стабилизатор (600 000 кредитов)
  • Досылатель (500 000)
  • Вентилятор (600 000) или оптика (500 000) т. к. машина обладает прекрасным обзором.

Снаряжение

Тут все стандартно

  • Ремкомплект
  • Аптечка
  • Огнетушитель

Перки для экипажа

Командир

  1. Шестое чувство
  2. Ремонт

Наводчик

  1. Ремонт
  2. Снайпер
  1. Ремонт
  2. Радиоперехват

Водитель

  1. Ремонт
  2. Король бездорожья

Заряжающий

  1. Ремонт
  2. Отчаянный

Заряжающий

  1. Ремонт
  2. Интуиция

Уязвимые места машины:

Оранжевый - командир, наводчик, заряжающий
Красный - двигатель, баки, трансмиссия
Зеленый - легкопробиваемые зоны
Белый - боеукладка
Синий - механик-водитель.

Ну и напоследок несколько видеообзоров:

В середине июня 1939 г. начались заводские испытания первого опытного образца гусеничного танка А-32 (ТАНК Т-32) , которые продолжались до 16 июля 1939 г.

Схема общей компоновки танка А-32 (ТАНК Т-32) была аналогичной танку А-20. В носовой части корпуса располагались механик- водитель (слева) и стрелок-радист. В башне слева от пушки на - ходился командир танка (он же наводчик орудия) и справа от нее - заряжающий.

Основным оружием являлась 76,2-мм нарезная танковая пушка Л-10, с которой был спарен пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ размещался в шаровой установке справа на верхнем лобо - вом листе корпуса. В боекомплект входили 72 выстрела к пуш - ке и 1638 патронов к пулеметам ДТ, снаряженных в 26 пулемет - ных дисках.

Броневая защита - противопульная. Сварной корпус танка, выполненный из катаной брони толщиной 25 и 20 мм, имел большие углы наклона лобового, кормового и бортовых листов. Толщина броневых листов сварной башни достигала 25 мм.

В кормовой части корпуса Т-32 , вдоль его продольной оси уста - навливался дизель В-2 жидкостного охлаждения мощностью 500 л.с. (368 кВт). В состав трансмиссии входили: многодиско - вый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), четы - рехступенчатая коробка передач, два бортовых фрикциона и два простых однорядных бортовых редуктора.

Подвеска танка - индивидуальная, со спиральными пру - жинами, расположенными в бортовых нишах корпуса. Гусе - ничный движитель машины имел десять опорных катков с на - ружной амортизацией, направляющие колеса с червячными механизмами натяжения гусениц, ведущие колеса гребневого зацепления с крупнозвенчатыми гусеницами.

На опытном образце танка А-32 (ТАНК Т-32) радиостанция не устанав - ливалась. В качестве внутреннего переговорного устройства использовалось ТПУ-2.

Во время испытаний 19-тонный танк развил максимальную скорость до 70 км/ч и прошел в общей сложности свыше 350 км на одной заправке. Высокие динамические качества машины позволили представителям военной приемки выдвинуть пред - ложение о возможном усилении броневой защиты за счет уве - личения толщины брони на 10 мм, что привело к увеличению массы танка до 19,6 т. 15 июля 1939 г. танк А-20 был передан военному предста - вительству АБТУ на войсковые испытания, а двумя днями позже начались полигонные испытания танка А-32 (ТАНК Т-32) , которые проводились в районе Харькова до 23 августа. За время поли - гонных испытаний танки прошли А-20 - 4000 км, А-32 (ТАНК Т-32) - 3000 км. За время испытаний оба образца по надежности ме - ханизмов показали равноценные результаты. Комиссия, про - водившая испытания признала танки А-20 и А-32 (ТАНК Т-32) пригодны - ми к эксплуатации в РККА. «Танк А-32 (ТАНК Т-32) , как имеющий запас по увеличению веса, целесообразно защитить более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных дета - лей, устранив отмеченные недостатки, зафиксированные в отчете». По окончании войсковых испытаний танки были подвергнуты текущему ремонту и 5 сентября отправлены на НИИБТ полигон в Кубинку.

К моменту окончания полигонных испытаний на заводе № 183 был собран второй опытный образец А-32 (ТАНК Т-32) , который был вооружен 45-мм танковой пушкой. Учитывая результаты ра - нее проведенных испытаний и пожелания заказчика, конст - рукция этой машины была подвергнута заводом некоторой до - работке с целью получения максимально возможного утолще - ния броневых листов корпуса и башни, способных обеспечить более надежную защиту от огня существовавшей на тот пери - од в зарубежных армиях противотанковой артиллерии калиб - ра 37 и 45 мм.

Этот образец, догруженный до 24 тонн, в июле-августе 1939 г. был подвергнут дополнительным пробеговым завод - ским испытаниям с целью выявления надежности агрегатов и отдельных деталей при возможном увеличении толщины бро - ни до 45 мм. Испытания подтвердили полную допустимость увеличения массы танка без ущерба для его механизмов и уз - лов. Догрузка машины производилась за счет установки до - полнительного балласта на специально приваренных крон - штейнах по обоим бортам корпуса и носовой части, а также размещения части балласта на крыше башни.

По результатам испытаний танка А-32 (ТАНК Т-32) Наркоматом оборо - ны 15 сентября 1939 г. перед правительством был поставлен вопрос об изготовлении к 1 декабря 1939 г. на заводе № 183 партии танков А-32 (ТАНК Т-32) в количестве 10 машин с броневой защи - той толщиной 45 мм. Помимо установки более мощного вооружения на первом опытном образце А-32 (ТАНК Т-32) , в октябре 1939 г. в КБ завода № 183 для машины был разработан проект установки огнеметно-дымо- вого прибора ОДП. Монитор огнемета устанавливался вместо лобового пулемета ДТ без выреза брони и должен был иметь бронировку наружной части аналогичную броневой защите корпуса.

Анализ боевых действий и опыт применения танков в бо - ях в Испании и на Карельском перешейке подтвердили не - обходимость дальнейшего усиления броневой защиты тан - ков и увеличения огневой мощи. Образец чисто гусеничной машины А-32 (ТАНК Т-32) , как отвечающий этим требованиям и имею - щий перспективы дальнейшего повышения его боевых свойств, наконец, получил должную оценку заказчика и был принят как основной тип среднего танка для вооружения танковых частей РККА. Постановлением КО при СНК № 443 от 19 декабря 1939 г. заводу № 183 к 15 января 1940 г. предпи - сывалось изготовить и предъявить на испытания два гусе - ничных танка с толщиной брони 45 мм, с установкой 76,2-мм танковой пушкой Л-11, а танк А-32 (ТАНК Т-32) с этой толщиной брони именовать Т-34. Этим же постановлением танк Т-34 был при - нят на вооружение РККА.

В истории советского танкостроения особое место занимает серия машин, увенчавшаяся знаменитым «оружием Победы» - танком Т-34–85. В этой эволюции малоизвестным переходным звеном от лёгких танков серии БТ к средним Т-34 были опытные А-20 и А-32.

Анализ конструкции советских танков А-20 и А-32, разработанных и изготовленных в Харькове на заводе №183 им. Коминтерна, интересен прежде всего как иллюстрация долгой и кропотливой работы Михаила Ильича Кошкина и его подчинённых над созданием одного из лучших танков времён Второй мировой войны. Об этих опытных танках, а также о том, как сложилась их судьба, и пойдёт речь в этой статье.

Пролог

Из доклада начальника Автобронетанкового управления Красной армии (далее АБТУ РККА) Д. Г. Павлова народному комиссару обороны СССР К. Е. Ворошилову от 20 сентября 1939 года:

«ТАНК А-20 – колёсно-гусеничный, с тремя парами ведущих колёс.

Танк прошёл на заводских и полигонных испытаниях 4200 км. В процессе испытаний выявлены следующие недостатки: а) Необходимо усилить бортовые фрикционы и тормоза. б) Изменить конструкцию крепления ленивца. в) Слаб подшипник редуктора колёсного хода. г) Недостаточна обзорность из танка. Заводом указанные недостатки устраняются.

Танк А-20 имеет большие преимущества по сравнению с существующими танками БТ – по броне, мотору, эксплуатационным и боевым качествам.

Танк принять на вооружение РККА. Изготовить установочную партию в количестве 15 шт. к 1-му января 1940 года, подготовив производство серийного выпуска в 1940 году.

ТАНК А-32:

Танк прошёл на заводских и полигонных испытаниях 3000 км.

В процессе испытаний выявлены те же недостатки, что и на танке А-20.

Танк А-32 заданным тактико-техническим требованиям соответствует, но так как при испытаниях выявлены резервы для усиления брони корпуса, целесообразно усилить броню до 45 мм и ей равнопрочной.

Танк принять на вооружение РККА. До 1-го января 1940 года сделать опытную партию танков А-32 с 45-мм бронёй в количестве 5 шт.».

[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 928. Л. 41 – 42]

Тернистый путь от БТ-20 к А-20

Фотокопия тактико-технических требований на проектирование и изготовление лёгкого колёсно-гусеничного танка БТ-20

Работа над проектом танка А-20 была начата на заводе №183 в конце 1937 года на основании полученных от АБТУ РККА тактико-технических требований (ТТТ) на проектирование и изготовление лёгкого колёсно-гусеничного быстроходного танка БТ-20 от 11 октября 1937 года. Согласно тактико-техническим требованиям, новый танк предназначался для вооружения мехсоединений и мехполков конницы и должен был обладать следующими основными характеристиками:

  • – тип танка – колёсно-гусеничный быстроходный лёгкий с тремя парами ведущих колёс и синхронизированным гусеничным и колёсным ходом;
  • – боевая масса – 13–14 тонн;
  • – двигатель – дизель БД-2 (впоследствии получивший индекс В-2);
  • максимальная скорость движения как на гусеничном, так и на колёсном ходу – 70 км/час;
  • – основное оружие – 45-мм танковая пушка со стабилизатором либо 76,2-мм танковая пушка;
  • – толщина лобовой брони корпуса – 25 мм, бортовых листов корпуса не менее 16 мм, крыши и днища – 10 мм, башни – 20 мм, при этом броневые листы должны располагаться под наклоном не менее 18˚;
  • – экипаж танка из трёх человек: командира, механика-водителя и заряжающего-пулемётчика.

Для выполнения этого ответственного задания в начале ноября 1937 года в Харькове на заводе №183 было сформировано конструкторское бюро «24» (КБ-24) под руководством М. И. Кошкина.


М. И. Кошкин

Разработка эскизного проекта танка БТ-20 была проведена конструкторами КБ-24 в период с ноября 1937 года по март 1938 года, и во второй декаде марта 1938 года в АБТУ РККА состоялось его рассмотрение специально созданной комиссией. В результате обсуждений 25 марта эскизный проект танка БТ-20 был утверждён с рядом замечаний.



Фотокопии чертежей проектируемого танка БТ-20, март 1938 года

Необходимо отметить, что проектирование танка БТ-20 шло в тот период, когда в Наркомате обороны активно обсуждался вопрос о перспективах развития отечественного танкостроения. Опыт боевого применения советских танков Т-26 и БТ-5 во время гражданской войны в Испании вызвал необходимость создания танков с повышенным уровнем защиты и совершенствования их ходовой части. И если решение о необходимости создания танка, способного противостоять бронебойным пулям калибра до 12,7 мм, практически ни у кого не вызывало сомнений, то по поводу выбора типа движителя для него единого мнения не было. Одна часть специалистов отстаивала идею использования на перспективных танках чисто гусеничного движителя, а другая – комбинированного – колёсно-гусеничного. Причём каждая из сторон приводила в качестве доказательства своей правоты достаточно веские аргументы.

Здесь хотелось бы отметить, что дискуссия по вопросу применения комбинированного колёсно-гусеничного движителя была вызвана, прежде всего, не приверженностью военных «лихим кавалерийским атакам» на быстроходных танках БТ, а ограниченным ресурсом их гусеничного движителя, составлявшим на тот момент всего от 300 до 500 км. Столь небольшой ресурс объяснялся несовершенной конструкцией траков гусениц, приходивших в негодность и требовавших замены после указанного километража. В случае обеспечения промышленностью гарантийного срока службы гусеничного движителя не менее 3000 км АБТУ РККА было готово отказаться от требования по установке на танках колёсного хода, так как он был достаточно сложен в изготовлении.


К. Е. Ворошилов

Для принятия окончательного решения, какому типу движителя для танка отдать предпочтение, в марте 1938 года на имя председателя СНК СССР В. М. Молотова от народного комиссара обороны К. Е. Ворошилова поступила докладная записка с предложением о пересмотре принятого в 1937 году Постановления Комитета обороны №94 «О типах танков…». Относительно проектирования нового лёгкого танка в ней, в частности, говорилось:

«Танк, предназначенный для действий совместно с пехотой (конницей) и в составе самостоятельных танковых соединений, должен быть один. Для этой цели необходимо разработать два типа танков: один чисто гусеничный и другой – колёсно-гусеничный. Всесторонне испытать их в течение 1939 г. и после этого принять на вооружение взамен БТ и Т-26 тот, который будет отвечать всем требованиям».

[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1974. Л. 1]

В конце апреля 1938 года в Москве в Наркомате Обороны состоялось совещание конструкторов и представителей Автобронетанкового, Артиллерийского, Инженерного и Химического Управлений, Управления Связи, Военной академии механизации и моторизации РККА и представителей войсковых частей по вопросам усовершенствования системы танкового вооружения РККА. На этом совещании были детально разработаны характеристики новых танков и выработаны ТТТ на изготовление их опытных образцов, и в том числе уточнены ТТТ на танк БТ-20.

Согласно новым требованиям, конструкция танка БТ-20 должна была подвергнуться значительным изменениям. Так, например, для обеспечения защиты от 12,7-мм бронебойных пуль со всех дистанций броневые листы корпуса и башни утолщались, а углы их наклона увеличивались. Экипаж танка за счёт включения в него стрелка-радиста увеличивался до четырёх человек. В связи с этими изменениями боевая масса танка возрастала до 16,5 т – тем самым проектируемый танк из класса лёгких перешёл в класс средних танков. В новой системе танкового вооружения ему отводилась следующая роль: танк предназначался для самостоятельных действий в составе танковых соединений и для действий в тактическом взаимодействии с другими родами войск.


Конструкторское бюро завода №183 им. Коминтерна

С получением уточнённых ТТТ коллектив КБ-24 незамедлительно приступил к переделке в основном уже законченного проекта колёсно-гусеничного танка БТ-20. Катализатором в ускорении этих работ явилось Постановление Комитета обороны 198сс «О системе танкового вооружения РККА», принятое 7 августа 1938 года. Во втором пункте этого Постановления относительно танка БТ-20 было указано:

«В целях дальнейшего совершенствования танков создать по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на танковом совещании и утверждённым Народным Комиссаром Обороны, три опытных образца танков – два гусеничных и один – колёсно-гусеничный с 6-ю ведущими колёсами (приложение № 2). Один из гусеничных танков изготовить химическим.

а) Обязать НКОП изготовить и передать НКО на испытания опытные образцы танков к 1 июня 1939 года.

б) Обязать НКО подвергнуть опытные образцы танков всесторонним сравнительным испытаниям и выбрать для представления на вооружение один образец, наиболее полно удовлетворяющий предъявляемым к танку требованиям»

[ГА РФ. Ф. 8418. Оп. 28. Д. 35. Л. 215 – 216].

Таким образом, завод №183 обязывался разработать и изготовить не один опытный колёсно-гусеничный танк БТ-20, а три – один колёсно-гусеничный и два гусеничных.

В результате танк БТ-20 в металле изготовлен не был, а вместо него в конце октября 1938 года завод №183 предъявил проекты двух вариантов танка – колёсно-гусеничного и гусеничного, получивших заводские индексы А-20 и А-20Г соответственно. Чертежи этих опытных машин были рассмотрены на совещании Главного Военного Совета (ГВС) РККА, состоявшегося 9 и 10 декабря 1938 года. С учётом высказанных на совещании ГВС замечаний, коллективом КБ-24 к 15 января 1939 года были изготовлены рабочие чертежи колёсно-гусеничного танка А-20 (за исключением корпуса и башни) и начато изготовление рабочих чертежей гусеничного танка А-20Г. И, несмотря на нехватку конструкторов, уже к середине февраля 1939 года КБ-24 завершило изготовление рабочих чертежей и макетов обоих вариантов танка.

Из бумаги в металл

Для рассмотрения и утверждения макетов новых образцов танков, разработанных промышленностью, 27 февраля 1939 года в Кремле состоялось заседание Комитета обороны под председательством В. М. Молотова. После рассмотрения макетов тяжёлых танков «100» и «СМК» на заседании обсуждались чертежи и макеты танков А-20 и А-20Г, представленные А. А. Морозовым. В ходе обсуждения большинство присутствовавших на заседании военачальников отдавали предпочтение колёсно-гусеничному танку А-20, обладавшему большей оперативной подвижностью, чем гусеничный танк А-20Г.

В тот момент, когда чаша весов окончательно склонилась в пользу колёсно-гусеничного варианта, начальник КБ-24 завода №183 Михаил Ильич Кошкин, привыкший твёрдо и до конца отстаивать свои взгляды, в присутствии Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина высказал свои сомнения в отношении требования военных изготовить в металле только один колёсно-гусеничный вариант танка и выступил с инициативой изготовить и представить на государственные испытания обе спроектированные заводом №183 машины. В итоге И. В. Сталин одобрил предложение М. И. Кошкина и Постановлением Комитета обороны №45 от 27 февраля 1939 года разработанные чертежи и макеты танков А-20 и А-20Г были окончательно утверждены для изготовления опытных образцов.


А. А. Морозов

Для обеспечения скорейшего выполнения правительственного задания по изготовлению опытных образцов танков А-20 и А-20Г, а также в связи с прекращением выпуска на заводе №183 тяжёлых танков Т-35, в начале мая 1939 года танковые КБ-24 и КБ-520 объединяются в единое конструкторское бюро КБ-520, после чего следуют кадровые перестановки. Народный комиссар среднего машиностроения И. А. Лихачёв утверждает М. И. Кошкина на введённую на заводе №183 новую должность – главного конструктора завода. Начальником КБ-520 назначается А. А. Морозов, а его заместителями – Н. А. Кучеренко и А. В. Колесников.

В результате напряжённой работы опытного отдела завода №183 в конце мая 1939 года танк А-20 был собран (без установки вооружения), обкатан на стенде и испытан на колёсном ходу на территории завода пробным пробегом. Ему был присвоен заводской номер 0367–5.



Общие виды колёсно-гусеничного танка А-20

Танк А-20 представлял собой колёсно-гусеничный танк с 6-ю ведущими колесами и синхронизированным колёсным и гусеничным ходом, что позволяло танку двигаться даже при отсутствии одной из гусениц. Боевая масса танка составляла 18 тонн. Корпус в большинстве своём был выполнен из наклонных броневых листов, защищавших от бронебойных пуль калибра 12,7-мм на всех дистанциях. Как видно из таблицы, по сравнению с серийно выпускавшимся танком БТ-7, толщина основных броневых листов танка А-20 и углы их наклона были увеличены.


Таблица толщины брони танков БТ-7 и А-20

Вооружение танка состояло из 45-мм танковой пушки со стабилизатором выстрела («прибор 70») и 2 пулемётов ДТ. Боевое отделение, отделение управления, а также диаметр шариковой опоры башни А-20 относительно танков БТ-7 были существенно увеличены, что позволило улучшить условия работы экипажа и разместить в отделении управления четвёртого его члена – стрелка-радиста.



Общие виды колёсно-гусеничного танка А-32

Заводские испытания танка А-20Г, которому к тому времени был присвоен заводской индекс А-32, были начаты немного позже, во второй декаде июня 1939 года. Танк А-32 (заводской номер 0365–3) отличался от танка А-20 в основном следующим:

  • боевая масса танка равнялась 19 тоннам;
  • на танке вместо 45-мм пушки 20К со стабилизатором выстрела была установлена 76,2-мм пушка Л-10;
  • отсутствовал колёсный привод;
  • установкой дополнительных (пятых) опорных катков на борт.

Броневая защита танка А-32 была идентичной защите танка А-20, за исключением вертикальных бортовых листов корпуса, толщина которых была увеличена с 25 до 30 мм.

Кроме этого, из-за отсутствия передних поворотных колёс корпус танка в передней части не имел сужения (как на А-20), что обеспечило большую свободу в размещении экипажа в отделении управления.

При создании опытных танков А-20 и А-32 конструкторами завода №183 были частично использованы предложения Н. Ф. Цыганова и А. Я. Дика по улучшению конструкции быстроходных танков БТ. К таким предложениям, прежде всего, относятся: схема привода на три пары ведущих колёс, увеличение количества опорных катков до пяти на борт, наклонное расположение пружин в узлах подвески, а также рациональная форма корпуса и башни с наклонным расположением броневых листов. Однако следует отметить, что ни Н. Ф. Цыганов, ни А. Я. Дик непосредственного отношения к проектированию танков А-20 и А-32 не имели.

Полигонные испытания танков А-20 и А-32 прошли в районе Харькова в период с 18 июля по 23 августа 1939 года. Испытывала новые боевые машины комиссия под председательством начальника 1-го отдела АБТУ РККА майора Е. А. Кульчицкого. В ходе испытаний комиссией был выявлен ряд мелких недостатков и недоработок в конструкции опытных танков, но в целом новые боевые машины получили высокую оценку.


Участники полигонных испытаний танков А-20 и А-32 на привале (стоят: слева – Е. А. Кульчицкий, справа – М. И. Кошкин)

По результатам полигонных испытаний комиссия дала следующее заключение:

«Танки, опытные образцы А-20 и А-32, отвечают т.т.требованиям к ним предъявленным.

Как А-20, так и А-32 пригодны для эксплоатации в условиях РККА.

Танк А-32, как имеющий запас по увеличению веса, целесообразно защитить более мощной бронёй, соответственно повысив прочность отдельных деталей и изменив передаточные отношения. При этом усиленные детали должны быть максимально использованы и на А-20.

Все отмеченные в отчёте недостатки необходимо устранить, для чего срочно представить в АБТУ на утверждение перечень работ с указанием сроков»

[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1606. Л. 35].

После завершения полигонных испытаний танки А-20 и А-32 прошли техническое обслуживание и 5 сентября 1939 года были отправлены с завода №183 на полигон в подмосковную Кубинку для показа военно-политическому руководству страны.


Танк А-20 на полигонных испытаниях, лето 1939 года


Танк А-32 на полигонных испытаниях, лето 1939 года

А-32 «тяжелеет» и превращается в легенду

Сразу после успешно проведённого показа техники на полигоне в Кубинке, состоявшегося 22 сентября 1939 года, в Автобронетанковом управлении и в Наркомате среднего машиностроения, в ведении которого находился завод №183, закипела работа по подготовке документов для принятия на вооружение Красной армии танков А-20 и А-32 и организации их серийного производства. И уже 25 сентября 1939 года в АБТУ РККА был подготовлен проект постановления Комитета обороны «О новых образцах танков и бронеавтомобилей». Согласно этому документу, АБТУ РККА предложило принять на вооружение бронетанковых войск танк А-20 в первоначальном виде, но с устранением указанных в отчёте по полигонным испытаниям недостатков, и танк А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной броневых листов.

На вопросе усиления броневой защиты танка А-32 остановимся отдельно. Как уже было сказано выше, в ходе полигонных испытаний танков А-20 и А-32 выяснилось, что танк А-32 имеет существенный резерв для увеличения массы. В связи с этим в середине августа 1939 года, не дожидаясь окончания испытаний, командованием АБТУ РККА было дано задание заводу №183 произвести предварительные расчёты о возможности установки на танк А-32 броневых листов толщиной 45 мм. Такое усиление брони, по мнению военных, гарантировало полную защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от действия 37-мм противотанковой артиллерии. Желание военных «одеть» новый танк в противоснарядную броню было вызвано, прежде всего, тем, что в конце 30-х годов в зарубежных армиях наблюдался неуклонный рост противотанковой артиллерии, как в количественном, так и в качественном выражении. Броня же танков А-20 и А-32 могла обеспечить защиту только от крупнокалиберных 12,7-мм бронебойных пуль. Расчёты, произведённые конструкторами КБ-520, показали, что установка на танк А-32 броневых листов толщиной 45 мм вполне возможна, при этом боевая масса машины возрастала до 24 тонн. В результате 28 сентября 1939 года АБТУ РККА заключило с заводом №183 договор №8/678 на проектирование и изготовление двух танков с усиленной броневой защитой, получивших заводской индекс А-34.

Для проверки надёжности работы узлов, агрегатов и отдельных деталей при увеличенной массе танка, а также определения влияния увеличения массы танка на его динамику с 14 октября по 17 ноября 1939 года на заводе №183 были проведены испытания второго опытного образца танка А-32, догруженного до массы, равной 24 тоннам.


Танк А-32, догруженный до массы 24 тонны, осень 1939 года

Второй образец танка А-32 (заводской номер 0367–7) был собран в начале октября 1939 года в опытно-производственном цехе «530» завода №183. Эта машина отличалась от первого образца танка А-32 (заводской номер 0365–3), проходившего полигонные испытания вместе с танком А-20 в июле–августе 1939 года, тем, что на ней вместо 76,2-мм пушки Л-10 была установлена 45-мм танковая пушка 20К. Кроме того, второй опытный образец танка А-32 не был полностью укомплектован, на нём отсутствовали оптические приборы, механизм подъёма пушки, привод управления жалюзи, средства связи, пулемёты, боеукладка, запасные части и возимый инструмент. Для увеличения массы до 24 тонн на испытуемом танке А-32 разместили дополнительный груз, который был уложен на специально приваренных кронштейнах по обоим бортам, на носовой части корпуса танка, а также на крыше башни.

На основании получаемых в ходе испытаний догруженного образца танка А-32 результатов и вырабатываемых комиссией рекомендаций в октябре – ноябре 1939 года в конструкцию узлов, систем, механизмов, агрегатов и деталей проектируемого танка А-34 были внесены многочисленные изменения. По итогам заводских испытаний догруженной машины комиссия подтвердила целесообразность изготовления двух опытных образцов танка А-34. Как показали испытания, имевшийся резерв машины А-32 позволял увеличить массу танка без существенного снижения его боевых качеств.

Таким образом, опытный танк А-32 послужил базой для создания нового среднего танка с противоснарядной защитой, принятого на вооружение Красной армии в декабре 1939 года под названием Т-34 и ставшего одним из символов нашей Победы в Великой Отечественной войне.

Оба построенных танка А-32 после всех испытаний прошли капитальный ремонт и в 1940–1941 годах использовались на заводе №183 для обучения вождению экипажей танков Т-34. В списке эвакуированной в Нижний Тагил техники эти машины не значатся. Принимали ли они участие в обороне Харькова от немецко-нацистских захватчиков - на данный момент неизвестно.


Танк А-34 (опытный образец танка Т-34) на войсковых испытаниях, весна 1940 года

А-20: на страже Москвы

Судьба же танка А-20 сложилась не столь блистательно. После проведения полигонных испытаний конструкторы КБ-520 приступили к устранению недостатков в конструкции танка А-20, выявленных в ходе этих самых испытаний. Завод постепенно начинал готовиться к освоению серийного выпуска этой машины. Однако к середине ноября 1939 года, когда в ходе испытаний догруженного образца танка А-32 была подтверждена полная возможность усиления его броневой защиты, преимущества гусеничного танка А-34 перед колёсно-гусеничным А-20 стали очевидными, и от принятия танка А-20 на вооружение Красной армии было решено отказаться.

В апреле 1941 года танк А-20 по распоряжению ГАБТУ КА был передан с завода №183 в музей полигона в подмосковной Кубинке. Но на этом «жизнь» боевой машины не завершилась, в дальнейшем танк А-20 принял непосредственное участие в обороне Москвы. В первых числах октября 1941 года, когда обстановка на подступах к столице стала критической, танк А-20 был включён в состав танковой роты Семёнова, сформированной из музейных машин полигона, которая 7 октября убыла из Кубинки в распоряжение начальника Можайского укрепрайона. В конце ноября 1941 года танк А-20 из роты Семёнова был передан в 22-ю танковую бригаду, входившую в состав 5-й армии, и участвовал в боях в районе Павловской Слободы.

3 декабря 1941 года танк получил повреждения и был эвакуирован на 25-ю подвижную ремонтную базу, а через день, 5 декабря, отремонтированный А-20 вновь вернулся в строй в распоряжение заместителя командующего 5-й армии по танковым войскам. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.

Разработчик: КБ-24 под руководством М.И.Кошкина
Год начала работ: январь 1939
Год выпуска первого прототипа: июнь 1939
Остался только в виде прототипов.

Сразу после начала работ по среднему колесно-гусеничному танку БТ-20 (А-20) главный конструктор КБ-24 М.И.Кошкин инициировал разработку его альтернативного варианта. Основным отличием его проекта исключительно гусеничный ход танк, позволявший сэкономить массу, а значит усилить бронирование и вооружение.

Первые сведения о начавшихся работах по этому танку, названного А-20Г , относятся к январю 1939 г. По сравнению с А-20 его модернизированный вариант получил почти не измененный сварной корпус, который собирался из бронелистов толщиной от 10 (крыша и днище) до 25 (лоб и борта) мм. Конструкцию башни несколько доработали из-за установки в ней более мощной 76,2-мм пушки Л-10. Рядом с ней и в лобовом листе корпуса устанавливались 7,62-мм танковые пулеметы ДТ.

Чтобы снизить увеличившуюся нагрузку на шасси пришлось применить 5-катковую ходовую часть, что ещё в 1937 г. предлагал сделать военинженер 3-го ранга А.Я.Дик, работавший на заводе №183 по новым модификациям танков БТ. Торсионная подвеска при этом, перекочевавшая от БТ-7, а к нему от танка Кристи, осталась почти без изменений. Впоследствии этот “рационализаторский” шаг принес немало проблем будущему Т-34. Танковое переговорное устройство ТПУ-2 и электрооборудование перешли от А-20, а вот радиостанция 71-ТК-3 не устанавливалась.

Первое рассмотрение проектов А-20 и А-20Г (переименованного вскоре в А-32 ) состоялось 27 февраля 1939 г. на заседании НКО СССР в присутствии руководства партии и высшего командного состава. Тогда военные высказались в поддержку колесно-гусеничного варианта, который теоретически обладал большей скоростью и подвижностью. Также было высказано мнение, что построить в металле надлежит только А-20, поскольку А-20Г находится на начальном этапе проектирования и завод №183, на котором намечалась сборка опытных образцов, не сможет уложиться в срок по обеим машинам. Не пожелавший сдаваться М.И.Кошкин смог убедить руководство в необходимости постройки и сравнительных испытаний А-20 и А-32, пообещав завершить работу в указанный период. Сталин положительно отреагировал на мнение конструктора, что позволило утвердить оба проекта. Уже в марте заводу №183 были выделены денежные средства, которые предстояло потратить на программу строительства новых опытных танков.

Как и было обещано, первый прототип А-32 (№ 0365-3) был готов летом 1939 г. Его заводские испытания начались в середине июня и продолжались до 16 июля того же года. По скоростным показателям, вопреки ожиданиям военным, этот танк оказался на хуже А-20. Его максимальная скорость составила 70 км\ч, в то время как колесно-гусеничный вариант развивал на гусеницах 66 км\ч и на колесах 83 км\ч. Запаса хода у А-32 хватало на 440 км, но на испытаниях он прошел только 350. Попутно выяснили, что с учетом показанных характеристик толщину брони можно будет увеличить ещё на 10 мм.

Не дожидаясь соответствующего распоряжения силами “отдела 520” был срочно разработано новый проект и построен опытный образец (заводской №0367-7), который планировалось догрузить до максимальной массы 24000 кг. От исходного варианта он отличался только 45-мм пушкой 20К. Дополнительная нагрузка включала металлические болванки общей массой 5330 кг уложенные вдоль бортов корпуса, 700 кг болванками на лобовом листе и 800 кг на башне. Испытания второго А-32 проходили в июле-августе 1939 г., за время которых танк прошел 1534 км со средней скоростью 28,2 км\ч. Запас хода А-32 несколько сократился и в зависимости от дорожных условий составлял 235-333 км.

В это время первый прототип А-32 и А-20 были представлены на полигонные испытания. Военная комиссия отметила чуть более высокую подвижность колесно-гусеничного варианта, но вместе с тем у А-32 имелся намного больший запас в плане усиления бронирования. КБ рекомендовали довести толщину бронелистов корпуса и башни до 45 мм, что позволило бы танку выдерживать попадания 20-мм и 37-мм противотанковых орудий.

Не выявив явного лидера оба танка отправили на доработку, но уже тогда и наркомат, и военные отдавали предпочтение гусеничной модификации. При повторной демонстрации, состоявшейся 23 сентября 1939 г., танк А-32 выступил очень эффектно, с легкостью пройдя на полигоне несколько препятствий и снеся подвернувшееся к концу пути дерево. Хотя очередное постановление госкомиссии предусматривало постройку к 1 января 1940 г. 10 танков А-20 и к 1 декабря 1939 г. 10 танков А-32 на деле работы начались только по второму из них. В отчете № 086 по испытаниям танка, утвержденном 18 декабря 1939 г. директором завода Ю.Е.Максаревым, было отмечено: «Испытания догруженного танка А-32 прошли удовлетворительно» .

Окончательный итог был оформлен 19 декабря 1939 г., когда состоялось заседание Комитета обороны, на котором было принято поистине историческое постановление № 443 «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г». В соответствии с этим планом на вооружение принимался только танк А-32 (тогда его именовали уже Т-32 ), но в модифицированном варианте. В частности, помимо усиления брони, надлежало установить 76,2-мм пушку Ф-32 с спаренным пулеметом ДТ и зенитный пулемет на крыше башни. В доработанном виде танк получил обозначение Т-34. Что касается прототипов А-32, то об их дальнейшей судьбе информации найти пока не удалось. Впрочем, учитывая состояние танков в 1941 г., их могли использовать в боях на московском направлении.

Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Экспринт. 2002
И.Желтов, М.Павлов, И.Павлов, А.Сергеев, А.Солянкин. «Неизвестный Т-34». Экспринт. 2001
М.Свирин. «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.». Яуза\Эксмо. 2006
М.Барятинский «Средний танк Т-34» («Бронеколлекция МК» 1999-03)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА
А-32 обр.1940 г.

БОЕВАЯ МАССА 19000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5960
Ширина, мм 2650
Высота, мм 2435
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 121 выстрел и 2709 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм
борт корпуса — 20-25 мм
корма корпуса — 16 мм
башня — 25 мм
крыша — 10 мм
днище – 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2, V-образный, 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива, мощностью 500 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: четырехступенчатая трехходовая коробка передач, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 65 км\ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 400 км по шоссе
350 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 1,20
Глубина брода, м 1,40
Ширина рва, м 2,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК-3 и переговорное устройство ТПУ-2

В 1975 году во Франции началась работа над танком АМХ-32. Впервые он был показан публично в 1981 году. С конструктивной точки зрения АМХ-32 очень похож на АМХ-30, основные отличия касаются вооружения, системы управления огнем и бронирования. В АМХ-32 применено комбинированное бронирование корпуса и башни, состоящее из обычных элементов - сварных бронированных плит - и композитных. Следует подчеркнуть, что башня также является сварной. Ее броня обеспечивает надежную защиту от поражения снарядами калибром до 100-мм. Дополнительная защита бортов корпуса осуществляется с помощью стальных фальшбортов, прикрывающих верхние ветви гусениц и доходящих до осей опорных катков. Усиление бронирования привело к увеличению его боевой массы до 40 т, а также к увеличению удельного давления на грунт до 0,92 кг/см 2 .

На танк может устанавливаться двигатель Н5 110-2, развивающий мощность 700 л. с. (как на АМХ-30), либо двигатель Н5 110-52 мощностью 800 л. с. (как на АМХ-30В2). Точно так же на АМХ-32 можно было установить два типа трансмиссий: механическую, как на АМХ-30, или гидромеханическую ЕМС 200, как на АМХ-ЗОВ2. Двигатель Н5 110-52 позволял развивать по шоссе скорость 65 км/ч.

АМХ-32 оснащается двумя типами основного вооружения: 105-мм или 120-мм пушкой. При установке 105-мм нарезной пушки возимый боекомплект составляет 47 выстрелов. Для стрельбы из этой пушки подходят боеприпасы, используемые на АМХ-30В2. Машина со 120-мм гладкоствольной пушкой имеет боекомплект из 38 выстрелов, 17 из которых располагаются в нише башни, а остальные 21 - в передней части корпуса рядом с местом механика-водителя. К этому орудию подходят боеприпасы, выпускающиеся для немецкой 120-мм танковой пушки фирмы "Рейнметалл". Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда, выстреливаемого из 120-мм пушки, составляет 1630 м/сек, а фугасного -1050 м/сек.

Как и в других французских танках того периода, АМХ-32 не имел системы стабилизации вооружения. В обеих плоскостях пушка наводилась на цель с помощью электрогидравлических приводов фирмы 5АММ. В вертикальной плоскости сектор наведения составлял от -8° до +20°. Дополнительное вооружение состоит из 20-мм пушки М693, спаренной с орудием и расположенной слева от него, и 7,62-мм пулемета, смонтированного на командрактеристики, что и вспомогательное вооружение, установленное на танке АМХ-30В2.

Боекомплект 20-мм пушки составляет 480 выстрелов, а 7,62-мм пулемета - 2150 патронов. Кроме того, АМХ-32 оснащен 6 дымовыми гранатометами, установленными с обеих сторон башни. Основной боевой танк АМХ-32 оснащен системой управления огнем СОТАС, в состав которой входят: цифровой баллистический вычислитель, бесподсветочные приборы наблюдения и наведения, а также соединенный с ними лазерный дальномер. В распоряжении командира экипажа находится стабилизированный прицел М527 с 2- и 8-кратным увеличением в дневное время, установленный с левой стороны командирской башенки ТОР 7 V5. Для ведения огня и наблюдения за местностью в ночное время с левой стороны башни установлена спаренная с вооружением камера "Томсон-С5Р".

Рабочие места наводчика и командира танка оснащены мониторами, на которые выводится изображение, передаваемое камерой. Командир танка имеет возможность выполнять целеуказание наводчику или брать на себя его роль и самостоятельно вести огонь. В распоряжении наводчика имеется телескопический прицел М581 с 10-кратным увеличением. С прицелом соединен лазерный дальномер с дальностью действия до 10000 м. Данные для выстрела рассчитывает баллистический вычислитель, который учитывает скорость цели, собственную скорость машины, температуру окружающей среды, тип боеприпаса, скорость ветра и т. д.

Для ведения кругового обзора командир экипажа располагает восемью перископами, а наводчик - тремя. Отсутствие стабилизатора вооружения частично компенсируется стабилизацией прицела, благодаря чему система управления огнем обеспечивает 90-процентную вероятность поражения неподвижной цели как в дневное, так и в ночное время. В состав стандартного оборудования входят автоматическая система пожаротушения, система кондиционирования, система защиты от оружия массового поражения и, наконец, оборудование для постановки дымовых завес.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка АМХ-32

Боевая масса, т 40
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9850/9450
ширина 3240
высота 2290
клиренс 450

Броня

противоснарядная

Вооружение:

105-мм нарезная пушка / 120-мм гладкоствольная пушка, 20-мм пушка М693, 7,62-мм пулемет

Боекомплект:

47 выстрелов калибра 105 мм / 38 выстрелов калибра 120-мм, 480 выстрелов калибра 20-мм и 2150 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель "Испано-Сюиза" Н5 110-52, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, мощность 800 л. с. при 2400 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,92
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 530

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,9
ширина рва, м 2,9
глубина брода, м 1,3

Источники:

  • Шунков В. Н. "Танки";
  • Н. Л. Волковский "Современная боевая техника. Сухопутные войска";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Roger Ford, "The World"s Great Tanks from 1916 to the present day";
  • Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World"s Tanks and Armoured Fighting Vehicles".