Специфические особенности человека.

Данные особенности помогут вам лучше понять природу человека, часто совершающего далеко не самые логичные поступки.

1) Люди принимают решения эмоционально

Решения, принимаемые людьми, основаны на чувствах, потребностях, эмоциях – не только на логике.

Именно по этой причине нематериальные выгоды, которые получает человек, являются одним из ключевых факторов при его убеждении совершить покупку. Не забывайте про кнопки, которые должны давить на эмоции человека.

2) Людям нужны факты...

Наверное, нет человека, которого не заботила бы его профессиональная карьера. Кто-то, конечно, может возразить, сказав, что ему все равно. Но почему-то не верится такому ответу. Может быть человек имеет в виду то, что ему не хочется становится начальником, получать оплеухи за промахи других.

Но в то же время он не против получить звание ведущего конструктора или старшего научного сотрудника. А это ведь тоже профессиональный рост. И если повышение по службе человека действительно интересует...

Зов. Знакомо ли читателю это состояние, которое ни с чем нельзя спутать? Иногда оно переживается, как внезапно пришедшая любовь, иногда, как неудержимая тяга к чему угодно - к путешествиям, дальним странам и культурам, к науке или искусству, к человеку или религии.

И куда ты влечешь меня,
Темная грозная муза,
По великим дорогам
Необъятной отчизны моей?
Никогда, никогда
Не искал я с тобою союза,
Никогда не хотел
Подчиняться я власти твоей.
Н. Заболоцкий

Зов может прозвучать...

Человек представляет собой ярко окрашенную энергетическую систему, полную динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, он постоянно делает попытки обрести состояние покоя. Он вынужден это делать. Для этого энергия и служит, ее таинственная функция - восстанавливать свое собственное равновесие.

Человек устроен так, что при всяком внутреннем или внешнем раздражении рано или поздно должно произойти такое происшествие, которое восстановит равновесие.

Вышедшая из равновесия...

Ежели ваше внимание привлекла данная статья, можно предполагать, что вы чем-то неудовлетворенны и намерены избавиться от кусающего вас чувства. Как же стать счастливым? Давайте перестанем обманываться, хоть раз скажем честно, снимая модные розовые очки – счастливым стать невозможно.

Рекомендуем отложить свой рюкзак путешественника, отправившегося на поиски счастья. Как же так? Зачем нас обнадёживать? Поистине, уважаемый читатель, это не пессимизм автора статьи, а логически обоснованное...

Человек - странное существо… Разум был дан ему для того только, чтобы легче было человеку выполнить его предназначение. А для чего еще? Разве может быть другая задача у Промысла, кроме как только эта - помочь человеку на его Пути?

Но каким образом человек употребляет свой разум?..

Он спрашивает: а что такое Путь? а что такое Промысел? а почему я должен по нему идти? а как долго по нему идти? а что мне за это будет? а какова цель? а как понять, что это правильный путь? а как бы я мог...

Новый век, новое время, новые возможности. Но как определить новый путь? Конечно же, следует честно посмотреть вокруг, трезво оценить реальность, а еще лучше взглянуть по-настоящему в глаза самому себе. Обнаружить себя во всей красе и как-то к этому отнестись.

Вот я, человек XXI века. Я такой-то и такой. Я – активный и пассивный, лживый и правдивый, смелый и трусливый, моральный и развращенный, раздражительный и сдержанный…

Вы непременно найдете здесь свой портрет. И скажете...

Воспитывать неординарного, одаренного малыша – для родителей не только радость, но и большая ответственность. Талантливые дети обладают такими особенностями характера и развития, которые делают необходимым повышенное внимание взрослых к воспитанию своего юного дарования.

Неординарные дети обычно обладают хорошей памятью и отличаются способностью долго концентрироваться на одном предмете. Поэтому не проявляйте беспокойства, если Ваш кроха слишком долго (на Ваш взгляд!) уделяет внимание какой...


В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего...

Какие отличительные особенности есть у человека? Этот вопрос многих интересует. Ведь люди - это вовсе не животные. Они чем-то отличаются. У человека есть разнообразные навыки и умения, а также черты, которых нет и не будет у приматов. О них необходимо знать. На какие моменты стоит обратить внимание? Какие особенности есть у людей? Все это понять не так трудно, как кажется. Достаточно просто сравнить человека с обычными животными. Вы сразу сможете увидеть отличия.

Речь

Первая черта - разборчивая речь. То есть человек умеет разговаривать. Причем словами, а не просто звуками. Это обусловлено строением гортани. У приматов она находится выше в горле. Это не позволяет разговаривать.

Да, животные тоже между собой общаются. И даже с людьми пытаются. Например, посредством мяуканья - так делают кошки. Тем не менее это все же не речь, хотя подобные звуки и носят коммуникативную функцию. Только человек умеет говорить осмысленно, понятно, отдельными словами и предложениями. Какие есть еще отличительные особенности?

Прямохождение

Следующий отличительный фактор, который имеет место, - это прямохождение. Человек ходит вертикально и прямо. Приматы и животные так делать не могут. Обычно они все же опираются на передние конечности или не совсем прямо держат туловище.

Передвижение на двух ногах характерно преимущественно для людей. В животном мире тоже есть некоторые виды, которые ходят на двух лапах. Но, как уже было сказано, туловище при этом не полностью выпрямлено. Только человек способен ходить перпендикулярно земле.

Шерсть

Человек имеет отличительные особенности в плане волосяного покрова. Даже невооруженным взглядом можно увидеть, что многие представители животного мира покрыты шерстью или перьями/чешуей. Это было задумано природой для защиты от врагов, холода и для маскировки.

У людей все несколько иначе. Человеку не нужна шерсть, чтобы спасаться от холода, поэтому волосяной покров сохранился только в некоторых местах. Например, в подмышечных впадинах и на голове. У мужчин на лице и груди появляется растительность, но все тело полностью не покрывается сплошным слоем меха или пуха.

Человек имеет отличительные особенности. Но какие именно? Что еще способно выделить его на Земле?

Мозг

Мозг - следующий момент, который стоит учитывать при рассмотрении отличий между людьми и животными. И это вполне очевидно. Ни для кого не секрет, что типичный представитель хомо сапиенс имеет довольно крупный развитый мозг. Но это не единственная черта, которая свойственна людям.

Дело все в том, что у человека мозг устроен и развит так, чтобы можно было использовать его по максимуму. Это позволяет творить и рассуждать. Да, у животных и приматов мозг тоже устроен таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность жизни. Только уровень развития у него намного ниже. Какие еще можно выделить отличительные особенности человека от обитателей животного мира? Существует довольно много пунктов, которые еще не были перечислены.

Вещи

Одежда и обувь - вот еще две особенности, выделяющие человека. Именно при помощи их люди обеспечивают себе тепло и комфорт. Это и есть замена шерстяному покрову. Никто больше в живом мире не носит ни одежду, ни обувь. Они отличительными особенностями стали лишь для человека.

Правда, на данный момент даже для животных создают специальную одежду. К счастью, подобные новшества имеют место только в отношении домашних питомцев - собак и кошек преимущественно. Но животные могут обходиться без одежки. А вот люди - нет. Поэтому не стоит пренебрегать данным пунктом. Человек самостоятельно изготавливает обувь и вещи, а затем носит их.

Румянец

Характерной отличительной особенностью человека от животных стало наличие румянца. Трудно поверить, но лишь у людей он имеет место. Животные, птицы и прочая живность не умеют краснеть. Это особенность, которая есть только у человека.

Тем не менее появление румянца до сих пор остается загадкой для мира. Непонятно, почему люди краснеют, когда смущаются, например. Ученые объясняют это явление резким приливом крови.

Детство

Отличительные разнообразны. Стоит обратить внимание на то, что период детства у человека длится дольше, чем у приматов или любых других животных. Человеческие детеныши долгое время зависят от родителей и не в состоянии сами себя обеспечивать.

А вот у животных все несколько иначе. Детство у большинства из них длится не больше года. При этом за данный период обычно родители успевают научить детенышей выживать и жить. Выучили основы - детство кончилось. Человек же считается ребенком до 18 лет. Именно столько длится этот период. Правда, обеспечивать себя можно уже приблизительно с 13-14 лет.

Если говорить о младенцах, то человеческие детеныши по сравнению с малышами-зверятами находятся в зависимости от родителей больший промежуток времени. Приблизительно 2 года нужно человеку, чтобы научиться ходить и общаться с себе подобными. У зверей на это уходит не более нескольких месяцев. Так что стоит обратить на это внимание.

Размножение

Состоят отличительные особенности человека от животного из целого списка факторов. На что можно обратить внимание после всего вышесказанного? У людей очень много моментов, которые способны отличить их от обитателей животного мира.

К примеру, можно взять во внимание размножение. Период вынашивания детенышей человека имеет значительные особенности, половое созревание - тоже. Но это не самое главное. Ни для кого не секрет, что животные размножаются до момента потери репродуктивной функции. Это помогает продолжать род. В природе никто просто так не перестает размножаться, это стремление к продолжению рода инстинктивно.

А вот у людей все несколько иначе. Дело все в том, что человек способен продолжать вести привычный образ жизни, даже если не испытывает желания размножаться. То есть у него этот процесс носит избирательный характер. Нет никакого инстинкта, который призывает к обязательному размножению. Люди вообще способны полностью отказаться от рождения детей, причем делается это осознанно, или отложить деторождение "до лучших времен". У животных, как уже было сказано, данная особенность определяется инстинктами, поэтому никаких "отсрочек" быть не может.

Труд

Является труд. Только люди способны осознанно творить. У общества формируется культура, включающая материальные ценности, создаваемые собственноручно. Ни одно животное в мире не способно трудиться и изобретать. У человека для этого есть все: и мозг, и особое мышление, и руки, которые идеально подходят для использования разнообразных инструментов. Вполне объяснимое явление. Животные попросту имеют непригодное для труда строение тела.

Также у людей мышление абстрактное. Иными словами, можно без особых проблем представить, как выглядит тот или иной объект, в природе не существующий. Животные не способны на такое. Плюс ко всему, человек стремится к культурному развитию. Он способен творить, создавать разнообразные культурные ценности. Как говорится, труд отличает человека от животного. И это действительно так.

Характер

У каждого человека есть отличительные особенности характера. Но этот пункт имеет отношение даже к животным. Характер есть у всех. Только проявляется он у людей и животных по-разному.

Люди более совершенны в этом плане. Они богаче демонстрируют свои эмоции и переживания, умеют скрывать те или иные качества. Их характеры можно назвать более детализированными, нежели у животных и приматов.

Каждое живое существо как-то реагирует на те или иные раздражители. Именно это и есть проявление характера. Он закладывается при рождении и никак не корректируется. Только люди умеют в некоторых случаях сдерживаться. А животные не привыкли к такому. Человек умеет контролировать себя и понимает, где можно проявить характер, а где стоит сдержаться. Как видите, люди и животные чем-то похожи. Но у них очень много отличий.

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Часть из них связана с происхождением человека от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с его трудовой деятельностью. Это прямохождение, S-образный позвоночник, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объему мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. После наступления ледникового периода обезьянам, ведшим ранее древесный образ жизни и не отступившим к экватору, пришлось перейти к жизни на открытых пространствах. Высокая и густая трава африканской саванны в дождливый период заставляла их часто подниматься на задние конечности, чтобы ориентироваться на местности. Кроме того, передние конечности часто использовались ими для бросания камней, палок, переноса пищи, что смещало центр тяжести тела на задние конечности.

Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило все большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими. Кроме того, несколько увеличилась длина и подвижность пальцев.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально-параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга, однако платой за новые способности зрения стало ухудшившееся обоняние.

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителе разума - мозге. Эти отличия проявляются в массе, в объеме мозга, но не только в этом. Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом. Этот показатель достигает 94% у человека против 50% у рептилий. Изменилась в сторону округления и роста в высоту форма черепа, исчезли надбровные дуги и черепной гребень. Стал развиваться новый тип складчатости головного мозга с преобладанием радиального направления главных борозд, что способствовало укрупнению полушарий. Из-за того что увеличение головы плода новорожденного дошло до предела ширины родовых путей, ребенок стал рождаться как бы с эволюционно недоношенным мозгом. В период внутриутробного развития человеческий мозг достигает менее 25% своего будущего объема, в то время как у шимпанзе - 65%.

128. Нравственный фактор никогда еще не был так важен для развития биологии и медицины. Именно научные открытия послужили причиной того, что этика, имеющая прямое отношение к проблемам человеческой жизни, становится объектом пристального внимания не только среди круга специалистов, но в самом широком смысле становится связующим звеном, позволяющим разрешить проблему доверия всех членов общества к научному сообществу.

Проблема эта основана на генной терапии на добросовестном определении возможных пользы и вреда, а в случае генной диагностики на принципах соблюдения врачебной тайны и принципе уважения автономии личности, она актуализирует значение биоэтики не только в качестве зоны диалога, направленной на решение обсуждаемых задач, но и в качестве элемента формирующего правовую базу в науке.

Первые правовые документы были сформированы на основе заключений конференции 1975 года, проходившей в Азиломаре, участниками которой являлись крупнейшие специалисты в области молекулярной генетики. Впервые на этой конференции был выработан принцип классификации степеней опасности, составлен список запрещенных экспериментов, а также указана необходимость законодательной регламентации и наблюдения в отношении генноинженерной деятельности. Наиболее важными положениями различных документов в настоящее время являются:

1) «геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия. Геном человека знаменует собой достояние человечества»

2) «каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик»

3) «такое достоинство непреложно означает, что личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам, и требует уважения его уникальности и неповторимости». В этой части закона подразумевается, что телесностью (в частности, геномом) не исчерпывается достоинство человека, однако телесность составляет существенный компонент реальности человеческого бытия и генетический код в данном случае рассматривается как основная глубинная структура телесности.

4) «геном человека в его естественном состоянии не должен служить источником извлечения доходов».

5) «любые лечебные или диагностические манипуляции связанные с геномом могут проводиться после тщательной предварительной оценки связанных с ними “рисков” и “польз”. «Во всех случаях следует заручаться предварительным, свободным и ясно выраженным согласием заинтересованного лица. Если оно не в состоянии его выразить, то согласие или разрешение должны быть получены в соответствии с законом, исходя из высших интересов этого лица» говорится в этой статье.

6) «должно соблюдаться право каждого человека решать быть или не быть информированным о результатах генетического анализа и его последствиях».

7) «по признаку генетических характеристик никто не может подвергаться дискриминации, цели или результаты которой представляют собой посягательство на права человека, основные свободы и человеческое достоинство»

8) «утверждается право на справедливую компенсацию того или иного ущерба, причиненного в результате непосредственного и детерминирующего воздействия на его геном в соответствии с законодательством»

9)«конфиденциальность генетических данных, которые касаются человека, чья личность может быть установлена, и которые хранятся или подвергаются обработке в научных или любых других целях, должна охраняться в соответствии с законом»

10)«утверждается право всеобщего доступа к достижениям науки в областях, касающихся генома человека при условии должного уважения достоинства и прав каждого человека».
11) Конвенция о правах человека и биомедицине» опирается на положение от том, что «интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки». Содержит статьи:

Статья 11. (Запрет на дискриминацию)
Любая форма дискриминации в отношении лица по признаку его генетического наследия запрещается.

Статья 12. (Прогностическое генетическое тестирование)
Прогностические тесты на наличие генетического заболевания или на наличие генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию могут проводиться только в медицинских целях или в целях медицинской науки и при условии надлежащей консультации специалиста-генетика.

Статья 13. (Вмешательство в геном человека)
Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека.

Статья 14. (Запрет на выбор пола)
Не допускается использование вспомогательный медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда это делается с тем, чтобы предотвратить наследование будущим ребенком заболевания, связанного с полом.

К Конвенции имеется дополнительный протокол о запрете клонирования человека.

129. Биосфера и человек. Медицинские аспекты охраны окружающей среды .

Биосфера, как и любая экосистема, находится в постоянном развитии. Считается, что несколько миллиардов лет тому назад живое вещество биосферы было сконцентрировано преимущественно в водной среде, только позднее была освоена суша, но, вероятно, общий уровень продукции и тогда был близок к современному. Неизменным оставался и набор основных функциональных блоков.

Развитие человеческой цивилизации привело к существенной перестройке биосферы. Развитие науки и техники и стремление удовлетворить все потребности постоянно увеличивающейся популяции людей привели не только к существенному изменению и даже исчезновению местных экосистем, но и сказались на функционировании и устойчивости всей биосферы. Часто подобное воздействие имело и имеет характер экологической катастрофы. Такую - перестроенную человеком - биосферу часто называют техносферой (греч. techne -мастерство).

Очевидные нарушения биосферы, и утрата ею (так же как и местными экосистемами) способности к самовоспроизводству, саморегуляции и самоорганизации подтолкнули человечество к обсуждению и разработке различных путей сохранения природы. В первую очередь речь идет о сохранении экосистем и биологического разнообразия - и о выработке подходов, обеспечивающих устойчивое развитие - то есть развитие, направленное на долговременное и взаимовыгодное сосуществование биосферы и человека в ней. Реализация этих подходов будет означать переход от техносферы к ноосфере (греч. noos - разум) - сфере разума.

Биосфера - это сложная, грандиозная эколо-географическая система, включающая в себя многочисленные системы низших рангов: биогеоценозы, популяции, организмы. Все они определенным образом взаимодействуют друг с другом и обеспечивают, с одной стороны, определенную устойчивость биосферы, а с другой, - ее развитие, эволюцию. Во многом и то, и другое определяется биологическим разнообразием, т.е. тем многообразием форм жизни и биологических систем, какое мы можем реально наблюдать ныне и реконструируем для прошлых эпох.

Современное представление о биосфере как уникальной саморегулируемой, самовоспроизводимой и самоорганизующейся системе восходит к работам французского философа и палеонтолога Пьера Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского начала XX века. Английский исследователь Джеймс Лавлок, развивая их взгляды, образно описывает биосферу как
своеобразный сверхорганизм.

Палеонтологические (от греч. palaios- древний) находки свидетельствуют, что в ходе развития жизни на Земле одни группы организмов заменялись на другие, но при этом всегда существовали формы, выполняющие различные геохимические функции. Таким образом, постоянно поддерживались условия, необходимые для существования жизни. Количество живого вещества также было более или менее постоянно на протяжении каждого геологического периода. В этом заключается закон константности живого вещества, фактически обоснованный В. И. Вернадским.

Со становлением цивилизаций роль человека в биосфере существенно изменилась. Так, ежегодные энергетические потребности каждого первобытного человека оцениваются примерно в 2х104 кДж. С освоением огня, появлением земледелия и животноводства человек стал использовать около 5х104 кДж. Сейчас каждый житель планеты Земля потребляет не менее 30х104 кДж энергии в сутки. Естественно, удовлетворение этих потребностей требует значительных ресурсов. В основном это либо продукция современных живых организмов (в том числе специально культивируемых), либо та же продукция, но произведенная в предыдущие эпохи и зафиксированная в виде биогенных накоплений - угля, нефти, газа.
Если учитывать общую ограниченность ресурсов, очевидно, что существуют некоторые пределы роста и существования цивилизации. Земля не способна прокормить и поддерживать слишком большое население. По разным расчетам, на нашей планете с учетом современных научно-технологических разработок может жить от 10 до 17 миллиардов людей. Однако эта оценка весьма приблизительна.

Медицинская экология (экологическая медицина) - новое направление медицинской науки, рассматривающей взаимодействие между факторами риска внешней среды и здоровьем человека.

Медицинская экология - это комплексная научная дисциплина, рассматривающая все аспекты воздействия окружающей среды на здоровье населения с центром внимания на средовых заболеваниях.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ (синоним медицинские аспекты антропоэкологии) - раздел антропоэкологии и направление в современной профилактической медицине, анализирующий связи и зависимость общественного здоровья и его нарушений от факторов окружающей природной, социальной и техногенной среды.

Медицинская экология пытается установить причину заболеваний в непосредственной связи с окружающей средой, при этом учитывается большое разнообразие экологических факторов, нозологических форм заболеваний и генетических особенностей человека. Физические, химические агенты - обычные загрязнители окружающей среды. Особенности образа жизни человека (злоупотребление алкоголем, курение) также могут быть включены в список факторов риска.

130. Актуальные проблемы медицинской экологии

Медицинская экология – это сравнительно недавно возникшее направление.
Этот раздел медицины посвящён изучению связи причин возникновения определённых заболеваний с экологией окружающей среды. То есть, медицинская экология – это наука, призванная найти связь между факторами риска окружающей среды и здоровьем человека. Учитывая необыкновенное разнообразие факторов, видов заболеваний и особенностей человека, связанных с его генетикой, учёные пытаются установить причинно-следственную связь.
Этот раздел медицинской отрасли образовался на стыке специальностей: медицины, токсикологии, эпидемиологии, биохимии, иммунологии, технологий и пр. Факторы риска в развитии патологии, опосредовано связанной с экологией, лежат как раз в сфере этих наук.
Медицинская экология – научная дисциплина, изучающая все проблемы влияния на здоровье людей нарушений экологии в комплексе, и учитывающая воздействие специфики среды проживания.

Физические, химические агенты – это типичные загрязнители окружающей среды. Но, в зону риска входят и индивидуальные особенности (злоупотребление алкоголем, курение).
Именно поэтому в 70-х гг. XX в. учёные развитых стран мира, столкнувшись с экологическими проблемами, начали заниматься этой проблемой. На сегодня уже существуют определённые методы диагностики, лечения и профилактики, опосредовано зависимых от экологии заболеваний.

Особо нужно отметить – серьёзное влияние, в этом вопросе, на человека оказывает город. В связи с этим, медицинская экология напрямую связана с его экологией и промышленной.
Относительно незначительная часть населения земли может похвастаться, что дышит чистым воздухом. Атмосфера крупных городов и промышленных центров необыкновенно загрязнена. Она содержит огромное количество вредных примесей. Источники этих загрязнений созданы руками человека – промышленные предприятия, теплоэнергетика, транспорт.
Доля хронических заболеваний, связанных с экологическими проблемами, всё увеличивается. Это онкологические заболевания, заболевания соединительной ткани, иммунной системы, нейродегенеративные, аутоиммунные заболевания, эффект хронического утомления и др.
Катализатором заболеваний могут быть различные причины. Но немалую роль играет влияние среды проживания. В сочетании с генетическими изменениями, это вызывает увеличение нозологических форм заболеваний. Увеличение количества хронических заболеваний, в своём большинстве, формируется факторами окружающей среды.

75% ежегодных смертей в мире (данные ВОЗ) вызвано отрицательным воздействием окружающей среды и неправильным образом жизни, 90% всех онкологических заболеваний – связаны с окружающей средой и только 10% вызваны другими причинами. Анализируя причины, приводящие к онкологическим заболеваниям, специалисты пришли к неутешительным выводам – главные из них – экологически вредные пищевые продукты и курение (в т. ч., и пассивное).
Медицинская экология как раз и призвана решить эту проблему, остро вставшую перед человечеством.

Этиологические факторы возникновения заболевания у человека

§ питание;

§ курение;

§ инфекции;

§ алкоголь;

§ геофизичекие факторы;

§ промышленные выбросы;

§ пищевые добавки;

§ лекарства и медицинские процедуры;

§ неизвестные причины ~ 3 %.

131. Учение о биосфере и ноосфере

Биосфе́ра - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Термин «биосфера» был введён в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.

Целостное учение о биосфере создал русский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.

Существует и другое, более широкое определение: Биосфера - область распространения жизни на космическом теле. При том что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы.

Местоположение биосферы: биосфера располагается на пересечении верхней части литосферы, нижней части атмосферы и занимает всю гидросферу.

Границы биосферы: верхняя граница в атмосфере: 15-20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое УФ-излучение, губительное для живых организмов.

Нижняя граница в литосфере: 3,5-7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.

Нижняя граница в гидросфере: 10-11 км. Она определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.

Биосферу слагают следующие типы веществ:

Живое вещество - вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, физико-химически едина, вне зависимости от их систематической принадлежности. Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4-3,6·1012 т (в сухом весе) и составляет менее 10−6 массы других оболочек Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты», поскольку живое вещество не просто населяет биосферу, а преобразует облик Земли. Живое вещество распределено в пределах биосферы очень неравномерно.

Биогенное вещество - вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь всю атмосферу, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д.

Косное вещество - в образовании которого жизнь не участвует; твердое, жидкое и газообразное.

Биокосное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль.

Вещество, находящееся в радиоактивном распаде.

Рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений.

Вещество космического происхождения.

История развития биосферы: развитие наблюдается лишь в живом веществе и связанным с ним биокосном. В косном веществе нашей планеты эволюционный процесс не проявляется.

Зарождение жизни

Жизнь на Земле зародилась ещё в архее - примерно 3,5 млрд лет назад. Такой возраст имеют найденные палеонтологами древнейшие органические остатки. Возраст Земли как самостоятельной планеты Солнечной системы оценивается в 4,5 млрд лет. Таким образом, можно считать, что жизнь зародилась ещё в юношескую стадию жизни планеты. В архее появляются первые эукариоты - одноклеточные водоросли и простейшие. Начался процесс почвообразования на суше. В конце архея появился половой процесс и многоклеточность у животных организмов.

Будущее биосферы: с течением времени биосфера становится всё более неустойчивой. Существует несколько трагичных для человечества преждевременных изменений состояния биосферы, некоторые из них связаны с деятельностью человечества.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Ноосфе́ра (греч. νόος - «разум» и σφαῖρα - «шар») - сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера - новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Ноосфера как наука изучает закономерности возникновения, существования и развития человека, человеческого общества, закономерности взаимоотношения человека с биосферой. Суть ноосферы заключается в том, что человек, человеческое общество есть объективная, закономерная часть мира и необходимо постигать и знать эти закономерности. В окружающем нас мире ноосфера является той частью биосферы, которую занимает человек.

Понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека

132. Экология человека - комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей.

Экология человека включает:

1)социальную экологию (это раздел экологии человека, который рассматривает отношение общества с географической, социальной и культурной средами, т. е. с окружающей человека средой.)

2)экологические опасные факторы (ЭОФ), включающие химические (химическое загрязнение среды), физические (электромагнитные, радиоактивные, вибрационные, шумовые, световые, тепловые), биологические (биологическое загрязнение, заражение среды, источником которого служат живые организмы и живые переносчики), механические (твердые отходы, мусор) факторы.

Все экологически обусловленные заболевания можно разделить на две группы.

Экологически обусловленные заболевания, связанные с действием природно-обусловленных причин (или так называемых эндемичных заболеваний) - избыток или недостаток отдельных элементов в питьевой воде, местных продуктах питания, воздействие экстремальных климатических условий и т. д.

Экологически обусловленные заболевания, связанные с деятельностью человека (или техногенные). Данные заболевания в свою очередь также можно разделить на две группы:

Вызванные длительным (постоянным) воздействием того или иного вредного фактора или их сочетаний на организм человека. При этом они проявляются повышенным по сравнению с фоновым уровнем и/или по сравнению с другими территориями уровнем заболеваемости известными болезнями.

Вызванные резким внезапным значительным увеличением того или иного вредного фактора химической или физической природы во внешней среде (как правило, в результате аварий). При этом на данной территории наблюдается резкое увеличение (вспышка) «новых» или уже известных заболеваний.

Болезнь «минамата» - заболевание человека и животных, вызываемое соединениями ртути. Установлено, что некоторые водные микроорганизмы способны переводить ртуть в высокотоксичную метилртуть, которая по пищевым цепям увеличивает свою концентрацию и накапливается в значительных количествах в организмах хищных рыб.В организм человека ртуть попадает с рыбопродуктами, в которых содержание ртуть может превышать норму. Так, такая рыба может содержать 50 мг/кг ртути; причем при употреблении такой рыбы в пищу, вызывает ртутное отравление, когда в сырой рыбе содержится 10 мг/кг.

Болезнь «итай-итай». В Японии цинковый рудник за­грязнил кадмием реку Дзинцу, и тамошняя питьевая во­да стала содержать кадмий; кроме того, речной водой орошали рисовые поля и плантации сои. Спустя 15 - 30 лет более 150 человек умерло от хронического отравле­ния кадмием, сопровождавшегося атрофией костей все­го скелета. В США случаи заболевания «итай-итай» имели место в связи с потреблением сахарного го­рошка, который содержал большие количества кадмия.

Болезнь «юшо» - отравление людей полихлорированными бифенилами (ПХБ). Известна в Японии на производстве по очистке рисового масла в продукт попали бефинилы из холодильных агрегатов. Потом отравленное масло поступило в продажу в качестве корма для животных. Сначала погибло около 100 тыс. кур, а вскоре у людей появились первые симптомы отравления. Это выразилось в изменении цвета кожи, в частности потемнения кожи у детей, рожденных от матерей которые пострадали от отравления ПХБ. Поздней были обнаружены тяжелые поражения внутренних органов (печени, почек, селезёнки)

и развитие злокачественных опухолей. Применение некоторых видов ПХБ в сельском хозяйстве и здравоохранении в некоторых странах с целью борьбы с переносчиками инфекционных заболеваний привело к их накоплению во многих видах сельскохозяйственной продукции, таких как рис, хлопчатник, овощи.

Некоторое количество ПХБ поступает в окружающую среду с выбросами

мусоросжигательных заводов, что представляет опасность для здоровья

городских жителей. Поэтому в некоторых странах ограничивают применение

Болезнь «желтые дети» - болезнь появилась в результата уничтожения

межконтинентальных баллистических ракет, что привело к выбросу в окружающую

среду токсичных компонентов ракетного топлива: НДМГ (несимметричный

диметилгидразин или гентил) и азотный тетраоксид, оба относятся к первому

классу опасности. Эти соединения весьма токсичны попадают в организм

человека через кожу, слизистые, верхние дыхательные пути, желудочно-

кишечный тракт.

В результате начали рождаться дети с выраженными признаками желтухи. В

2-3 раза выросла заболеваемость новорожденных. Возросло число новорожденных

детей в поражением центральной нервной системы. Возросла детская

смертность.

Из за выброса этих веществ появились кожные «ожоги» - гнойничковые

заболевания которые могут появиться после купания в местных реках, похода в

лес, непосредственного контакта обнажённых участков тела с почвой и др.

«Чернобыльская болезнь» - вызывается воздействием радионуклидов на

организм человека, выброшенных в результате взрыва четвёртого реактора

Чернобыльской АЭС. Выброс радиоактивных веществ составил 77 кг. Площадь

загрязнения составила около 160 тыс. км2, от радиации пострадало около 9

млн. человек.

В состав радиоактивных осадков вошло около 30 радионуклидов таких как:

криптон-85, йод-131, цезий-137, плутоний-239. Более опасным из них оказался

йод-131, с небольшим периодом полураспада. Этот элемент попадает в организм

человека через дыхательные пути, концентрируясь в щитовидной железе.

У местного населения отмечались симптомы «Чернобыльской болезни»:

головная боль, сухость во рту, увеличение лимфоузлов, онкологические

опухоли гортани и щитовидной железы. Также в районах пострадавших от аварии

на Чернобыльской АЭС повысилась заболеваемость сердечно- сосудистой

системы, участились вспышки различных инфекций, значительно снизились

показатели рождаемости.

Частота мутаций среди детей увеличилась в 2,5 раза, аномалии

встречались у каждого пятого новорожденного, примерно треть детей рождались

с нарушениями психики.

Алопеция - это внезапное облысение детей. Забо­левание было зарегистрировано осенью 1989 года. У заболевших детей в ногтях был обнаружен таллий, а в моче и в слюне - повышенное количество бора. Возникла гипотеза о токсическом воздействии фтори­да бора. Эти дети жили вблизи кирпичных заводов, где сжигали отходы, содержащие бор и фтор. Вспышка алопеции была зарегистрирована в 1989 году в Эсто­нии, в районах, где развита переработка горючих слан­цев. В почве, в растениях, в молоке, в воде был обнару­жен высокий уровень кадмия, висмута, свинца, бора,

«Картофельная болезнь » обнаружена в 1989 году у студентов, которые были привлечены к уборке карто­феля на Урале. Основной симптом болезни - «хлопаю­щая стопа», то есть у пострадавших не подгибалась стопа. По последней версии причиной болезни явились импорт­ные пестициды нового поколения, содержащие ртуть и поражающие периферическую нервную систему.

«Преждевременная детская старость». До сих пор не известны ни причины болезни, ни способы лече­ния. Дети, пораженные старческой дряхлостью, дожи­вают до 15 лет. Состояние их здоровья соответствует состоянию здоровья старого человека в сочетании с недоразвитым интеллектом. Одна из точек зрения на причину этого заболевания - это влияние неблаго­приятных факторов внешней среды.

«Синдром хронической усталости» является клас­сическим примером заболевания, вызванного ослаб­лением иммунной системы человека из-за ухудшаю­щихся экологических условий. Главный симптом - повторяющиеся приливы усталости с резким сниже­нием активности, длящиеся более чем 6 месяцев.

Пожилые люди - это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.

Известный ученый И. И. Мечников говорил, что «… старость - печальное состояние и для того чтобы проникнуть в его сущность, необходимо глубокое изучение. Пока не имели никакого представления о настоящей причине болезней, большею частью не могли ничего предпринять для пересечения их. То же относится и к старости».*

Старение - закономерный биологический процесс, неизбежно развивающейся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей организма и увеличением вероятности смертности. Старость - заключительный этап жизнедеятельности организма, следствие процесса старения. Время наступления старения чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются. Старческим принято считать возраст после 75 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения, возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей.**

Обычно выраженные признаки физиологического старения - изменение внешнего вида, психики, снижение работоспособности, физической активности - появляется у человека с 60 лет. Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчиваются рост организма. Так уже в 30 - 35 лет происходит снижение уровня активности биологических процессов. Темп и характер старения в значительной мере определяют приспособительные возможности стареющего организма. Существенную роль в этом играет конституция человека, определяемая главным образом наследственностью.

Процесс физиологического старения начинается в разных тканях и органах неодновременно и протекает с различной интенсивностью. Старость заключается в постепенном снижении жизнеспособности клеток организма - изменяется биосинтез белка, снижается активность окислительных ферментов, уменьшается количество митохондрий, нарушается функция клеточных мембран. В конечном итоге старение клеток приводит к их разрушению и гибели.

Другими словами, старость характеризуется борьбой между благородными элементами организма и простыми, первичными, - борьбою, кончающую в пользу последних. Победа их выражается ослаблением умственных способностей, расстройствами питания, затруднением обмена веществ и т.д.

Возрастные сдвиги, происходящие в организме в результате старения клеток и тканей, обуславливают значительные изменения в регуляции функций органов и систем. Постепенно изменяются и сами функции, что, в свою очередь приводит к структурным изменениям. Например, в процессе старения уменьшается масса головного мозга происходят адаптационные изменения, по - разному выраженные в различных отделах мозга.

Основные проявления старости человека связаны с возрастными изменениями функций центральной нервной системы. Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Труднее вырабатываются условные рефлексы, изменения характер безусловных рефлексов. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, уменьшается острота зрения и сила аккомодации глаза (дальнозоркость), постепенно понижается верхняя граница слуха (тугоухость). Появляются сдвиги в регуляции внутренней среды организма, чаще происходят ее срывы.

Отмечается снижение психической активности, при которой затрудняется восприятие, сужается его объем, ухудшается способность сосредоточения внимания и его переключения, развивается эмоциональная неустойчивость. Нередко пожилой и тем более старый человек становится обидчивым, капризным, скупым, черствым, эгоистичным. Ему страшны любые жизненные перемены, он консервативным в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям и одновременно подвержен сильному внушению.

Снижение критичности самоанализа способствует переоценки собственных достоинств и прежних заслуг, вызывает стремление постоянно их подчеркивать.

Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым.

Неприятие окружающей действительности, власть воспоминаний, страх перед будущим усиливают убеждение в том, что все лучшее - в прошлом, а настоящее малоценно.

Тяготение к прошлому проявляется не только в его восхвалению и постоянных воспоминаниях, но и в выраженной привязанности к старым вещам. Некоторые люди, напротив, утверждаются во мнении, что прожитая жизнь была бесценной и не имела смысла.

В старости легко возникает тревога, под час по самому ничтожному поводу. Нередко тревогу вызывает состояние собственного здоровья. Тогда людям кажется, что близкие о них не заботятся. Тревога перерастает в страх, который сменяется унынием и безысходностью. Подобные отрицательные эмоции резко снижают жизненный тонус, что, в свою очередь, усугубляет проявление старости.

Постоянное внимание, терпение и снисходительность окружающих в отношении к пожилым и старым людям помогают им справиться или вовсе избежать присущих старости переживаний.

Знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старением, должны быть положены в основу подхода медицинского персонала и людей, связанных своей деятельностью с пожилыми. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факты (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту, семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой человек или старый человек чувствует себя больным и обиженным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус людей старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызывать у них ряд сдвигов, обуславливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний.

Многие пожилые и старые люди нуждаются, в первую очередь, в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья.

Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы. В возрасте старше 60 лет уменьшается масса сердца. У пожилых и тем более старых людей снижается частота сердечных сокращений в состоянии покоя. При умеренных физических нагрузках обычно не происходит свойственного молодым людям учащенного сердечного ритма, что, с одной стороны, ограждает сердце от чрезмерного напряжения, с другой - ограничивает кровоснабжение органов и систем организма. При резком учащении сердечных сокращений, связанном с большими физическими нагрузками, быстро наступает несоответствие между притоком крови к сердцу через коронарные сосуды и резким усилием обменных процессов в сердце, которые приводит к недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы.

В процессе старения развиваются атрофические и склеротические изменения в эндокринной системе. Аналогичные изменения происходят в дыхательной системе - несколько увеличивается частота дыхания, чаще возникают дыхательные аритмии, уменьшается жизненная емкость легких и их максимальная вентиляция.

Страдают функции пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, атрофируются скелетные мышцы.

Актуальность проблемы профилактики преждевременного старения, которой занимаются геронтология и гериатрия связана, прежде всего, с наблюдением в современных условиях ростом доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Причем происходит не только количественное, но и качественные изменения возрастного состояния населения. В частности, улучшается здоровье людей старших возрастных групп. Участие в общественной и культурной жизни, профессиональная деятельность стали необходимыми для большого количества людей, переступивших пенсионный рубеж, пожилые люди вносят значительный вклад в развития общества.

Потребность в максимально возможном для конкретного времени продление жизни, так же как и в сохранении здоровья, -- одна из не проходящих человеческих потребностей, появившихся вместе с обществом. Если в прошлые века доживали до старости не многие люди, то преодоление в ходе прогресса общества установившегося уровня смертности в ряде индустриально развитых стран привело к тому, что впервые в истории человечества большинство людей могут дожить до старости.*

Процесс постарения населения объясняется как снижением рождаемости, так и увеличением продолжительности жизни, также увеличение продолжительности жизни вызвано уменьшением смертности.**

Старость как явление человеческой жизни по необходимости представлена двумя качественно различными аспектами.

Во - первых, биологическим. Он выражается в прогрессирующем с возрастом снижении функциональных отправлений различных систем органов человеческого организма. В основе этого процесса, по широко распространенной точке зрения в геронтологии - спонтанные накопления с течением времени разнообразных нарушений и ошибок в функционировании органов, в свою очередь провоцирующих нарастание новых ошибок и нарушений. Психологическая старость выступает закономерной заключительной фазой онтогенеза индивида биологического вида Homo Sapiens и как токовая изучается целым комплексом наук.

Во - вторых, старость представлена еще и социальным аспектом своего существования, «социальная старость». Под последней понимаются закономерные изменения в социальном статусе личности, вызываемые явлениями биологического старения и необходимая адаптация личности к этим явлениям.

Таким образом, оба аспекта человеческой старости органически взаимосвязаны: второй, социальный, существует на основе и как следствие первого, биологического. И если биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития человека, то социальная старость выступает столь же закономерной заключительной фазой возрастной структуры общества.

В понимании сущностной природы и, соответственно, поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два существенно отличительных подхода - функциональный и хронологический. Первый, функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости, как процессы нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности, а значит - и способности к материальному самообеспечению. Социальная старость есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым и, соответственно, его переход на чье-то иждивение -- такого широко распространенное как в отечественной, так и в зарубежной науке понимание и определение социальной старости.

Второй, хронологический подход к пониманию природы социальной старости, складывается в условиях индустриально - развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института - пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введения строго формализованного возрастного порога старости. В хронологическом подходе оказался начисто утрачен качественно-функциональный аспект социальной старости, следствием чего и явилась высокая степень социальной неоднородности выделяемой на основе такого подхода группы стариков.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека в трудах античных философов. Положение человека в системе животного мира. Основные стадии эволюции человека: древнейшие люди; древние люди; современные люди. Современный этап эволюции человека.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2009

    Человек - это сложная целостная система, компонент более сложных систем - биологической и социальной. Человек с точки зрения естествознания: концепции происхождения человека; сходства и отличия человека и животных; биологическое и социальное в человеке.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом. Влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Теория эволюции и разработка проблемы антропогенеза. Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Характеристика основных концепций происхождения человека: концепция креационизма, эволюции, мутагенеза, панспермии. Анализ сходства и отличия человека и животных, стадий эволюции человека. Изучение соотношения биологического и социального в человеке.

    реферат , добавлен 21.02.2010

    Изучение основных стадий эволюции человека, генеалогическое древо приматов. Древние люди: питекантропы, аркантропы, синантропы. Расселение гоминидов по континентам. Неандертальцы - первые разумные люди. Теория Ч. Дарвина о происхождении человека.

    презентация , добавлен 01.04.2012

    Тайна происхождения человека и его расселения на территории Земли. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека. Родословная человека, факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Современный тип людей.

    презентация , добавлен 21.05.2015

    Вопросы происхождения и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире. Гипотезы возникновения жизни. Доказательство родства человека и животных. Эволюция человека. Теории появления человека.