Международные общественные движения
После второй мировой войны на новую ступень развития
поднялись массовые общественные движения. Особенно широ-
кий размах они получили в 70–80-е годы. Ряд из них возник вне
рамок политических партий, отражая кризис политических
партий как института демократического общества.
Ведущие общественные движения выступали в защиту мира,
демократии и социального прогресса, против всех проявлений
реакции и неофашизма. Общественные движения современнос-
ти вносят большой вклад в защиту окружающей среды, отстаи-
вание гражданских прав и свобод, борются за участие трудя-
щихся в управлении предприятиями и государством. Широкую
поддержку оказывают общественные движения справедливым
требованиям женщин, молодежи, национальных меньшинств.
Ведущая роль во многих движениях принадлежала рабо-
чим. Однако в последние десятилетия социальный состав мно-
гих общественных движений значительно расширился. В неко-
торые из них входят представители всех социальных слоев
современных западных обществ.
Коммунисты. Важную роль в победе над фашизмом сыгра-
ли коммунисты. Героическая борьба на фронтах и в тылу врага,
активное участие в движении Сопротивления в порабощенных
ческих партий в мире. Их влияние и численность значительно
возросли. Если в 1939 г. в мире имелась 61 коммунистическая
партия численностью около 4 млн., то к концу 1945 г. коммуни-
стические партии существовали в 76 странах, которые объеди-
няли 20 млн. человек. В первые послевоенные годы численность
коммунистов еще более выросла. В 1950 г. в мире действовала 81
партия, а численность коммунистов выросла до 75 млн. человек.
В 1945–1947 г. коммунисты входили в состав коалиционных
правительств Франции, Италии, Австрии, Бельгии, Дании,
Исландии, Норвегии и Финляндии. Их представители были
избраны в парламенты большинства государств Западной Ев-
ропы. В период с 1944 по 1949 г. компартии стали правящими в
странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в ряде стран
Азии, позднее – на Кубе.
В годы войны (1943 г.) был распущен Коминтерн. Однако
зависимость компартий от КПСС сохранилась. Новые задачи
требовали укрепления интернациональных связей коммунис-
тов планеты. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось Совещание
представителей Компартий СССР, Болгарии, Венгрии,
Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Франции и
Италии. На совещании были заслушаны информационные со-
общения о деятельности представленных на совещании партий.
Был также обсужден вопрос о международном положении. В
принятой Декларации перед компартиями ставились коренные
задачи борьбы за мир, демократию, национальный суверени-
тет, за сплочение всех антиимпериалистических сил. Для коор-
динации деятельности компартий, обмена опытом работы было
принято решение создать Информационное бюро и наладить
издание печатного органа. На совещаниях, проведенных в июне
1948 г. в Румынии и в ноябре 1949 г. в Венгрии, были приняты
документы о защите мира, необходимости крепить единство
рабочего класса и коммунистов.
Серьезные разногласия между КПСС и Компартией Юго-
славии, давление Сталина на другие компартии привели к ис-
ключению из Информбюро Компартии Югославии. После 1949 г.
Информбюро не собиралось. Впоследствии связи между ком-
партиями стали осуществляться в форме двусторонних и мно-
госторонних встреч и международных совещаний на доброволь-
ной основе.
В 1957 и 1966 г. в Москве состоялись международные сове-
щания представителей коммунистических партий. Наиболее
актуальные проблемы коммунистического движения, демок-
ратии, мира и социального прогресса нашли свое отражение в
принятых на совещаниях документах. Однако в последующие
годы стали проявляться опасные тенденции и разночтения,
связанные с отходом руководства Компартии Китая от марк-
сизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.
В 60-е годы произошло значительное ухудшение отношений
между КПСС и Компартией Китая, между КПК и другими ком-
мунистическими партиями. Разрыв между КПК и КПСС тяжело
отразился на единстве МКД. Некоторые компартии перешли на
маоистские позиции, в других появились маоистские группы. Ос-
трый кризис в МКД возник в связи с вводом войск государств-
участников Варшавского Договора в Чехословакию. 24 компар-
тии, в том числе итальянская и французская, осудили военную
интервенцию. После этого с трудом удалось созвать Совещание
коммунистических и рабочих партий в июле 1969 г. Разногласия
продолжали усиливаться. Пять компартий отказались подписать
итоговый документ Совещания, четыре партии, в том числе ита-
льянская и австралийская, согласились подписать только один
раздел, некоторые подписали документ с оговорками.
В 1977 г. Генеральные секретари влиятельных компартий
Западной Европы – итальянской (Э.Берлингуэр), французской
(Ж.Марше) и испанской (С.Каррильо) приняли декларацию
против ориентации МКД на советскую модель социализма. Новое
течение получило название «еврокоммунизм». «Еврокоммунис-
ты» выступали за мирный путь развития стран к социализму.
ССCP подвергался критике за отсутствие демократии и нару-
шение прав человека. Страны «реального социализма» осужда-
лись за подчинение государства партии. «Еврокоммунисты»
высказывали мнение, что Советский Союз утратил свою рево-
люционную роль.
Новое течение поддержали многие компартии, в том чис-
ле Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Японии. Не-
которые партии – Австралии, Греции, Испании, Финляндии,
Швеции – раскололись. В результате в этих странах образова-
лось по две, а то и по три компартии.
В последние десятилетия увеличилось расхождение идей-
но-политической ориентации коммунистических партий с ре-
альным общественным развитием. Это привело к кризису взгля-
дов, политики и организации коммунистических партий. Больше
всего он поразил те партии, которые находились у власти и
несли ответственность за развитие своих стран. Крушение «ре-
ального социализма» в странах Восточной Европы, уход со сце-
ны КПСС сделали очевидной необходимость серьезного пере-
смотра традиционных взглядов, политики и организации
коммунистических партий, разработки ими новой идейно-
политической ориентации, соответствующей происходящим в
мире глубоким изменениям.
Социалисты и социал-демократы. Социалистический ин-
тернационал. В 1951 г. на конгрессе во Франкфурте-на-Майне
был основан Социалистический интернационал (СИ), кото-
рый провозгласил себя преемником РСИ, существовавшего с
1923 по 1940 г. Ведущую роль в создании СИ сыграли британ-
ские лейбористы, СДПГ, социалистические партии Бельгии,
Италии, Франции. На первых порах в его состав вошли 34 со-
циалистические и социал-демократические партии, насчиты-
вающие около 10 млн. человек.
В программной декларации «Цели и задачи демократиче-
ского социализма» была выдвинута цель: постепенно, без клас-
совой борьбы, революции и диктатуры пролетариата добиться
трансформации капитализма в социализм. Мирный эволюци-
онный процесс противопоставлялся марксистско-ленинскому
учению о классовой борьбе. В декларации было объявлено, что
главной угрозой миру является политика СССР. Создание СИ
и его стратегия в первые послевоенные десятилетия усилило
конфронтацию двух ветвей международного рабочего движе-
ния – социал-демократической и коммунистической.
В конце 50-х и особенно в 60 – начале 70-х годов социал-
демократия существенно расширила массовую поддержку своей
политики. Этому способствовали объективные обстоятельства,
которые благоприятствовали осуществлению политики социаль-
ного маневрирования. Важное значение имело расширение со-
става Социнтерна. Вступление в его ряды социалистических
партий стран Азии, Африки и Латинской Америки привело к
ларации «Мир сегодня – социалистическая перспектива» при-
знавалась необходимость мирного сосуществования государств
с различным общественным строем, содержался призыв к меж-
дународной разрядке и разоружению. Впоследствии СИ все ак-
тивнее выступал за укрепление мира и всеобщей безопасности.
В 70-е годы СИ продолжал придерживаться идеологии и
принципов «демократического социализма». Больше внимания
стало уделяться проблемам социально-экономического поло-
жения трудящихся. СИ активнее и более конструктивно выска-
зался за мир и разоружение, поддерживал новую «восточную
политику» В.Брандта, советско-американские соглашения по
вопросам ограничения и сокращения вооружений, за укрепле-
ние разрядки, против «холодной войны».
В 80-е годы социал-демократы столкнулись с определенны-
ми трудностями. Сократилась численность некоторых партий. В
ведущих странах Запада (Англия, ФРГ) они потерпели пораже-
ние на выборах и уступили власть неоконсерваторам. Трудности
80-х годов были порождены рядом факторов. Более остро прояви-
лись противоречивые последствия НТР и экономического роста.
Обострились экономические и другие глобальные проблемы. Не
удавалось остановить безработицу, и в ряде стран она приняла
угрожающие масштабы. Активное наступление вели неоконсерва-
тивные силы. По многим волнующим вопросам СИ разработал
новую стратегию и тактику, которые нашли свое отражение в
программных документах социал-демократических партий и в
Декларации принципов Социнтерна, принятой в 1989 г.
Конечная цель, провозглашаемая социал-демократами,
состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспече-
нии всех социальных прав трудящихся (права на труд, образо-
вание, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в
ликвидации всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации
человека человеком, в гарантии всех условий для свободного
развития каждой личности как условия свободного развития
всего общества.
Цели демократического социализма должны достигаться,
подчеркивают социал-демократические партии, мирными, де-
мократическими средствами, путем постепенной эволюции
общества, с помощью реформ, классового сотрудничества. В
послевоенные годы социал-демократы находились у власти в
ряде стран (Австрия, Англия, ФРГ, Франция, Испания, Шве-
ция, Норвегия, Финляндия).
Несмотря на то, что они нередко шли на уступки буржуа-
зии и крупному капиталу, объективная оценка деятельности
свидетельствует о том, что, прежде всего, они отражали и за-
щищали интересы трудящихся. Значителен их вклад в защиту
демократии, становление и развитие государства, благососто-
яния, в улучшение материального положения трудящихся, в
продвижение их стран на пути социального прогресса, в утвер-
ждение всеобщего мира и международной безопасности, в улуч-
шение отношений между Западом и Востоком, в решение слож-
ных проблем «третьего мира».
В 1992 г. состоялся ХІХ конгресс СИ. Он проходил в Берлине.
Председателем был избран французский социалист Пьер Моруа. В
ряде стран возникли новые социалистические и социал-демокра-
тические партии, в том числе, в независимых государствах СНГ.
Партии Социалистического интернационала представлены круп-
ными фракциями в парламентах многих западных стран.
листического интернационала. На съезда присутствовали 1200
делегатов, которые представляли 143 партии из 100 стран. О
важности проходившего съезда говорит и то, что среди делега-
тов присутствовали президент Аргентины и одиннадцать пре-
мьер-министров. В единогласно принятой декларации среди
многих важных положений, отражающих современные пробле-
мы мира, особое внимание было уделено необходимости «при-
дать процессам глобализации социальное изменение», «улуч-
шать представительную демократию», защищать «равновесие
между правами и обязанностями».
Несмотря на то, что в последние десятилетия в ведущих
странах Запада усилилась «неоконсервативная волна», социал-
демократия оказала и оказывает заметное влияние на полити-
ческую и общественную жизнь в западном мире. Частное пред-
принимательство остается регулируемым, демократия – всеобщей.
Социальные права трудящихся обеспечиваются государством.
Профессиональные союзы. В послевоенные годы возросла роль
профсоюзов – самой массовой организации работников наем-
ного труда. К началу 90-х годов только объединенные в между-
народные организации профсоюзы насчитывали свыше 315 млн.
человек. Уже в 50–60-е годы миллионы членов ВФП, созданной
на 1-м Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже в сентябре
1945 г., активно выступали за улучшение материального поло-
жения трудящихся. Много внимания уделялось борьбе с безра-
ботицей, развитию системы социального страхования, отстаи-
ванию прав профсоюзов. Важное место в деятельности
профсоюзов занимали вопросы, связанные с борьбой народных
масс за запрещение атомного оружия, прекращение войн и ре-
гиональных конфликтов, укрепление всеобщей безопасности.
Постоянной поддержкой ВФП пользовалось националь-
но-освободительное движение. Выработке стратегии и тактики
международного профсоюзного движения, восстановлению
единства профсоюзов, борьбе за насущные права трудящихся,
за мир и национальную независимость трудящихся были по-
священы Всемирные конгрессы профсоюзов: в Вене (1953 г.),
в Лейпциге (1957 г.), в Москве (1961 г.), в Варшаве (1965 г.), в
Будапеште (1969 г.). Они сыграли важную роль в поднятии ав-
торитета и роста влияния ВФП в международном профсоюз-
ном движении.
На Всемирном конгрессе в Будапеште (1969 г.) был одоб-
рен «Ориентационный документ профсоюзных действий». Этот
документ ориентировал трудящихся добиваться ликвидации
экономического и политического господства монополий, со-
здания демократических институтов власти, обеспечения ак-
тивного участия рабочего класса в управлении экономикой. В
центре внимания были также вопросы единства международ-
ного профсоюзного движения. В 70 – 80-е годы ВФП по-пре-
жнему уделяла первостепенное внимание проблемам сокраще-
ния вооружений и укрепления мира, прекращения гонки
вооружений, выступала в поддержку народов Индокитая, Аф-
рики, Латинской Америки, которые в разные годы в отдель-
ных странах вели борьбу за укрепление своей независимости,
за демократические свободы. Важное место занимали вопросы
единства действий. ВФП призывала другие международные
профсоюзные центры к совместным выступлениям в защиту
интересов трудящихся, борьбы против безработицы, к отпору
монополистическому капиталу. Прошедшие в этот период Все-
мирные конгрессы и конференции профсоюзов показали все
многообразие форм борьбы ВФП в отстаивании коренных ин-
тересов трудящихся.
Важную роль в международном профсоюзном движении
играет Международная конфедерация свободных профсоюзов
(МКСП). В нее входят профсоюзы индустриальных и некоторых
развивающихся стран. Для лучшей координации деятельности
входящих в нее профсоюзов МКСП создала региональные орга-
низации: Азиатско-Тихоокеанскую, Межамериканскую, Афри-
канскую. Как часть МКСП в 1973 г. была создана Европейская
конфедерация профсоюзов (ЕКП). МКСП стала более энергич-
но выступать в поддержку социально-экономических требова-
ний трудящихся, за укрепление мира и разоружение, против
конкретных актов агрессии. Она приветствовала демократиче-
ские революции в странах Восточной Европы, перестройку в
СССР, поддерживала усилия международного сообщества по
оказанию им помощи, более активно стала выступать за пре-
кращение региональных военных конфликтов.
В послевоенные годы в странах Запада активизировали свою
деятельность профсоюзы, находящиеся под влиянием церкви. В
1968 г. Международная конфедерация христианских профсоюзов
(МКХП) изменила свое название. XII конгресс МКХП поста-
новил именовать организацию Всемирной конфедерацией тру-
да (ВКТ). ВКТ защищает права человека и профсоюзные свобо-
ды, борется за улучшение положения населения в «третьем мире»,
призывает к активизации женщин в общественной жизни; при-
зывает к борьбе против всех видов эксплуатации и дискримина-
ции. Важное место уделяется глобальным проблемам современ-
ности, особенно экологическим. ВКТ поддерживала перемены,
происшедшие в Восточной Европе, приветствует позитивные
изменения в международных отношениях.
Профсоюзы, являясь наиболее массовыми организациями
рабочего движения, способствовали значительным его успе-
хам, социальному прогрессу в целом.
В начале 90-х годов мировое профсоюзное движение на-
считывало, по разным оценкам, 500 – 600 млн. человек, что
составляло 40 – 50% армии наемного труда. Они не охватывают
всей массы наемных работников в развитых странах Запада,
включая преимущественно занятых в традиционных отраслях
материального производства.
Кризисное состояние профсоюзов в современных условиях
связано с неадекватностью их деятельности тем глубоким изме-
нениям, которые произошли в характере труда и структуре за-
нятости в ведущих странах Запада, под воздействием ИТР. Проф-
союзы стараются изменить свою стратегию и тактику, в более
широком плане защищать интересы трудящихся, больше вни-
мания уделять глобальным проблемам, укреплять сотрудниче-
ство с другими массовыми демократическими движениями.
Другие массовые общественные движения. В послевоенные
годы почти во всех странах шел отток из традиционных поли-
тических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих
организаций стремились обрести больше свободы, не хотели
мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно
это было характерно для студенческой молодежи. Появилось
множество различных групп, которые на добровольной основе
объединялись в движения, не связанные ни строгой дисципли-
ной, ни общей идеологией.
В условиях кризисных явлений в социально-экономической
и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения,
охватившие людей различных социальных слоев, разных возрас-
тов и политических взглядов.
Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы име-
ли различную направленность. Наиболее распространенными и
оказавшими значительное влияние на общественно-политиче-
скую жизнь западного мира были экологические и антивоен-
ные движения.
Представители экологического движения во многих стра-
нах активно выступают против сверхиндустриализации, не-
рациональной эксплуатации природных ресурсов. Особое вни-
мание уделяется проблемам, связанным с опасностью
перерастания экологического кризиса в экологическую ката-
строфу, которая может привести к гибели человеческой ци-
вилизации. В связи с этим экологическое движение выступа-
ет за запрещение испытаний ядерного оружия, ограничение
и прекращение военной деятельности, разоружение. Эколо-
гическое движение рассматривает разоружение и связанную
с ним конверсию военного производства как важнейший по-
тенциальный источник дополнительных ресурсов, матери-
альных и интеллектуальных, для решения экологических про-
блем. Среди массовых общественных движений экологические
течения являются наиболее организованными и развитыми в
теоретическом и практическом планах. Они создали во мно-
гих странах свои политические партии «зеленых» и междуна-
родные организации (Гринпис), единую фракцию в Евро-
парламенте. Движение «зеленых» поддерживает активное
сотрудничество в рамках ООН, многими неправительствен-
ными организациями.
Среди массовых движений в западных странах важное ме-
сто занимает антивоенное движение. Еще в годы второй миро-
вой войны оно консолидировалось на демократической анти-
фашистской основе, ставшей в послевоенный период базой
массового движения сторонников мира. На II Всемирном кон-
грессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира
(ВСМ), который организует кампанию по подписанию Сток-
гольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как
преступление против человечества. В середине 50-х годов в стра-
нах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм.
Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада созда-
ются массовые антиядерные организации или их коалиции. В
начале 70-х особый размах получило движение против войны
во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов уча-
стники антивоенного движения активно выступали против ней-
тронной бомбы, размещения американских и советских ракет
средней дальности в Европе.
В 60–70-e годы усилилось женское движение. В русле моло-
дежного бунта возникло неофиминистское движение, высту-
павшее с позиций новейших концепций «смешанного», а не
«сексуально разделенного» общества, и «социального созна-
ния полов», преодоления «насилия над женщиной». Предста-
вители женского движения в странах Запада активно выступа-
ют против монополии мужчин на власть в обществе, за равное
представительство женщин во всех сферах деятельности и всех
социальных институтах.
В последние десятилетия возросла гражданская активность
женщин. Они все большее влияние оказывают на политику,
избираются в парламенты многих стран, занимают высокие
государственные посты. Повысился интерес женщин к глобаль-
ным проблемам современности. Женщины активно участвуют
в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тен-
денции возрастания роли женщин в жизни своих стран и пре-
вращении женского движения во влиятельную силу современ-
ной демократии.
На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада
возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это дви-
жение возникло как реакция на специфические черты со-
временного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление
поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократиче-
ский контроль, противоречие между демократической идео-
логией и тоталитарной практикой, все растущее обезличива-
ние бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи
получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е
годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запа-
да. Многие идеалы контркультуры стали составной частью
массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот
увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным эле-
ментом традиционной культуры.
В ряде западных стран в 60 – 80-е годы получил развитие
экстремизм, который традиционно делится на «левый» и «пра-
вый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марк-
сизма-ленинизма и другим левым взглядам (анархизм, левый
радикализм), объявляя себя наиболее последовательными бор-
цами «за дело пролетариата», «трудящихся масс». Они крити-
ковали капитализм за социальное неравенство, подавление
личности, эксплуатацию. Социализм – за бюрократизацию,
забвение принципов «классовой борьбы» («Фракция Красной
Армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии). Правые
экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне
консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эго-
изм, потребительство и «массовую культуру», отсутствие «по-
рядка», господство плутократии. И для правого, и для левого
экстремизма характерен антикоммунизм («Итальянское соци-
альное движение» в Италии, Республиканская и Националь-
но-демократическая партии в Германии, различные правора-
дикальные и откровенно фашистские группы и партии в США).
Часть «левых» экстремистских организаций находится на неле-
гальном положении, ведет партизанскую войну, совершает тер-
рористические акты.
В 60–70-е годы в западном мире получили развитие и та-
кие движения, как «Новые левые» и «Новые правые». Предста-
вители «Новых левых» (преимущественно студенческая моло-
дежь и некоторая часть интеллигенции) отличались разной
критикой всех современных ему форм социально-политического
устройства и организации экономической жизни с позиций
крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизм. «Но-
вые правые» (в основном, интеллигенция, технократы и неко-
торые другие привилегированные слои развитых западных
стран) опирались на идеологию неоконсерватизма.
Современные массовые общественные движения являют-
ся важнейшей частью демократического процесса. Приоритет-
ными для них являются идеи мира, демократии, социального
прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные
движения в подавляющем большинстве являются сторонника-
ми ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не
могут быть достигнуты негуманными средствами.
В 90-е годы ХХ века в сознании широких народных масс
получило развитие критическое отношение к современным
процессам глобализации. В дальнейшем оно переросло в мощ-
ное сопротивление особенно экономической глобализации,
выгоды от которой получают наиболее развитые страны За-
пада. Занимая передовые позиции в мировой экономике и
новейших технологиях, они ограждают свои интересы, про-
водя политику двойных стандартов. В то же время экономи-
ческие, социальные и другие издержки глобализации тяже-
лым бременем ложатся на слабые экономики развивающихся
стран и на беднейшие социальные слои населения даже в
развитых странах.
В этих условиях новое социальное движение, направлен-
ное против политики глобализации, стали называть «антигло-
балистским». Транснациональное по своим масштабам и харак-
теру, оно включает представителей самых различных движений
протеста, которых объединяет неприятие глубочайшего соци-
ально-экономического неравенства современного мира.
ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Превращение США в ведущую мировую державу . Война привела к резким сдвигам в соотношении сил в мире. США не только мало пострадали в войне, но и получили значительные прибыли. В стране возросла добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали. Основой такого экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве. Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии было вывезено большое число немецких специалистов и научно-техническая документация. Военная конъюнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продовольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создавало благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г. Страшной демонстрацией возросшей мощи США стали взрывы атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки. В 1945 г. президент Г. Трумэн открыто говорил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. В условиях начала «холодной войны» США выступили с концепциями «сдерживания» И «отбрасывания» коммунизма, нацеленных против СССР. Военные базы США покрывают значительную часть мира. Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному предпринимательству, развитие экономики после «нового курса» Рузвельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Под контролем государства осуществлялся переход промышленности на мирные рельсы. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и т.д. Совет экономических консультантов при президенте давал рекомендации органам власти. Были сохранены социальные программы времен «нового курса» Рузвельта. Новая политика называлась «справедливым курсом». Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта-Хартли). Одновременно по инициативе сенатора Дж. Маккарти развернулись гонения на людей, обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. В рамках подобной политики продолжалось наращивание вооружении, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.
50-60-е гг. ХХ в. были в целом благоприятны для развития экономики происходил ее быстрый рост, связанный прежде всего с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы в стране больших успехов достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил М.Л Кинг, привели к запрету расовой сегрегации. К 1968 г. были приняты законы, обеспечивающие равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия оказалось гораздо сложнее юридического, влиятельные силы сопротивлялись этому, что нашло выражение в убийстве Куинга.
Проводились и другие преобразования в социальной сфере.
Ставший в 1961 г. президентом Дж. Кеннеди проводил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение ядерной войны). Были приняты моще важные социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.
В конце 60 - начале 70-х гг. хх в. положение США ухудшается.
Это было связано с эскалацией войны во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х п. ХХ в. Эти события стали одним из факторов, приведших к политике разрядки: при президенте Р. Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.
В начале 80-х п. ХХ в. начался новый экономический кризис.
В этих условиях президент Р. Рейган провозгласил политику, названную «консервативной революцией». Были сокращены социальные расходы на образование, медицину, пенсии, но снижались и налоги. США взяли курс на развитие свободного предпринимательства, сокращение роли государства в экономике. Этот курс вызвал многие протесты, но способствовал улучшению положения в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, однако в конце 80-х п. ХХ в. по предложению лидера СССР М. С. Горбачева начался процесс нового сокращения вооружений. Он ускорялся в обстановке односторонних уступок со стороны СССР.
Крушение СССР и всего социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. ХХ в. при президенте у Клинтоне. США превратились в единственный центр силы в мире, стали претендовать на мировое лидерство. Правда, в конце ХХ-начале ХХI в. экономическая ситуация в стране ухудшилась. Серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Атаки террористов в Нью-Йорке и Вашингтоне стоили жизни более 3 тыс. человек.
Раздел 6
МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Страны Западной Европы и США во второй половине XX века
Особенности послевоенного восстановления
После окончания второй мировой войны, которая причинила всем ее участникам огромный ущерб, перед ведущими странами Западной Европы и США встала сложнейшая Задача реконверсии, то есть, перевода экономики на мирные рельсы. Это была общая для всех проблема, но существовала и национальная специфика.
США были единственными из ведущих стран мира, которые смогли нажиться на войне. На территории этого государства находилось 75 % мировых запасов золота. Доллар стал главной валютой западного мира. Иная ситуация была в Западной Европе. Западноевропейские страны можно условно разбить на три группы: в первую входит Англия, на территории которой не велись наземные бои (она подвергалась только бомбардировкам), во вторую - Германия, временно утратившая свой суверенитет, и в наибольшей степени пострадавшая от боевых действий, в третью - остальные государства - участники войны. Что касается Англии, то ее общие потери превысили четверть всех национальных богатств. Государственный долг утройдся. На
мировом рынке Англию потеснили США. В Германии в сфере экономики ситуация была вообще близкой к краху: промышленное производство не достигало и 30 % от довоенного уровня. Население оказалось полностью деморализованным, а судьба страны - абсолютно неясной. Ярким примером государств, относящихся к третьей группе, можно считать Францию. Она весьма серьезно пострадала от четырехлетней оккупации. В стране ощущался острый недостаток топлива, сырья, продовольствия. Финансовая система также находилась в состоянии глубокого кризиса.
Такова была та исходная ситуация, с которой начался процесс послевоенного восстановления. Практически везде он сопровождался острейшей идейно-политической борьбой, в центре которой стояли вопросы о роли государства в осуществлении реконверсии и о характере социальных отношений в обществе. Постепенно обозначилось два подхода. Во Франции, Англии, Австрии сложилась модель государственного регулирования, предполагавшая прямое вмешательство государства в экономику. Здесь была проведена национализация ряда отраслей промышленности и банков. Так, в 1945 г. лейбористы осуществили национализацию английского банка, чуть позднее - угледобывающей промышленности. В собственность государства были переведены также газовая и электроэнергетические отрасли промышленности, транспорт, железные дороги, часть авиакомпаний. Крупный государственный сектор образовался в результате проведения национализации и во Франции. В него вошли предприятия угольной промышленности, заводы «Рено», пять главных банков, основные страховые компании. В 1947 г. был принят общий план модернизации и реконструкции промышленности, заложивший основы государственного планирования развития основных секторов экономики.
По-иному решалась проблема реконверсии в США. Там частнособственнические отношения были намного прочнее, и поэтому акцент делался лишь на косвенные методы регулирования через налоги и кредит.
Первостепенное внимание в США и Западной Европе стали уделять трудовым отношениям, основе всей социальной жизни общества. Однако на эту проблему смотре-
ли везде по-разному. В США был принят закон Тафта-Хартли, который вводил жесткий государственный контроль над деятельностью профсоюзов. В решении же остальных вопросов государство пошло по пути расширения и укрепления социальной инфраструктуры. Ключевой в этом плане стала выдвинутая в 1948 г. программа «справедливого курса» Г. Трумена, предусматривавшая повышение минимума заработной платы, введение медицинского страхования, строительство дешевого жилья для низкодоходных семей и т. д.. Сходные мероприятия проводило лейбористское правительство К. Эттли в Англии, где с 1948 г. внедряется система бесплатного медицинского обслуживания. Прогресс в социальной сфере был очевиден и в других западноевропейских странах. В большинстве из них профсоюзы, находившиеся тогда на подъеме, активно включились в борьбу за решение основных социальных проблем. Результатом этого стало небывалое увеличение государственных расходов на социальное страхование, науку, образование и профессиональную подготовку.
Следует отметить, что сдвиги, произошедшие в первые послевоенные годы в социально-экономической сфере, нашли соответствующее отражение и в политико-правовой области. Практически все политические партии Западной Европы в большей или меньшей степени восприняли идеологию и практику реформизма, что в свою очередь, было закреплено в конституциях нового поколения. Речь идет, прежде всего, о конституциях Франции, Италии, отчасти ГДР. В них наряду с политическими свободами были зафиксированы и важнейшие социальные права граждан: на труд, на отдых, на социальное обеспечение и образование. Таким образом, государственное регулирование после войны стало главным фактором в развитии западноевропейской экономики. Именно активная регулирующая деятельность государства позволила достаточно быстро преодолеть те трудности, с которыми столкнулась западная цивилизация на данном этапе развития.
Реформизм 60-х годов
60-е годы XX века вошли в историю не только как время бурных потрясений, охвативших все ведущие страны
Запада, но и как пик либерального реформизма. В эти годы происходит стремительное развитие научно-технической сферы. Внедрение новейших технологий позволило значительно увеличить производительность труда и видоизменить характер производства, что, в свою очередь, способствовало изменению социальной структуры западного общества.
Практически во всех развитых странах в два-четыре раза сократилась доля населения, занятого в аграрном секторе. К 1970 г. в сельском хозяйстве США осталось только 4 % от всего самодеятельного населения страны. Перемещение сельских жителей в города, положившее начало формированию мегаполисов, вызвало резкое расширение сферы обслуживания. К началу 70-х годов здесь было занято уже 44 % от всего активного населения, и это соотношение постоянно увеличивается. И наоборот, доля лиц, задействованных в промышленности и на транспорте, сокращается. Изменилась и структура самой промышленности. Исчезли многочисленные профессии, связанные с физическим трудом, зато возросло количество инженерно-технических специалистов. Сфера наемного труда в странах Запада расширялась и достигла в 1970 г. 79 % экономически активного населения. В качестве важной составляющей социальной структуры западного общества выделяются средние слои, представленные мелкими и средними предпринимателями, а также «новыми» средними слоями, то есть лицами, непосредственно связанными с новым этапом научно-технической революции (НТР). 60-е годы были отмечены и быстрым ростом студенчества. Во Франции, например, количество студентов выросло с 0,8 млн в середине 50-х гг. до 2,1 млн в 1970 г.
НТР способствовала появлению новых форм организации производства. В 60-е годы стали широко распространяться конгломераты, контролировавшие большие группы крупных предприятий в разных отраслях экономики. Быстро росли и транснациональные корпорации (НТК), объединявшие отраслевое производство в масштабе уже не одной, а нескольких стран, что выводило процесс интернационализации хозяйственной жизни на принципиально новый уровень.
С середины 50-х и на протяжении 60-х годов экономика западных стран находилась на фазе подъема. Среднего-
довые темпы прироста промышленной продукции возросли с 3,9 % в межвоенный период до 5,7 % в 60-е годы. Несомненным толчком к столь динамичному развитию стал план Маршалла* по которому 16 европейских государств получили от правительства США в 1948-1951 гг. 13 млрд долларов. Эти деньги пошли в основном на закупку промышленного оборудования. Важным показателем бурного экономического прогресса становится объем производства, который к началу 1970 гг. увеличивается в 4,5 раза по сравнению с 1948 г. Особенно высокие темпы роста наблюдались в ГДР, Италии и Японии. То, что там происходило, в последствии было названо «экономическим чудом». Стремительный рост экономики позволил заметно улучшить качество жизни. Так, например, в ФРГ в 60-е годы в 2,8 раза возросла заработная плата. С ростом доходов меняется и структура потребления. Постепенно все меньшую долю в нем стали занимать расходы на питание, а все большую - на товары длительного пользования: дома, машины, телевизоры, стиральные машины. Уровень безработицы в эти годы упал до 2,5-3%, а в Австрии и скандинавских странах был еще меньше.
Однако, несмотря на благоприятный экономический климат, интенсивное либеральное законодательство в социальной сфере, страны Запада не смогли избежать социально-политических потрясений. К концу 60-х стало очевидно, что для гармоничного развития общества, помимо,эко-номиче-ского благополучия, не меньшее значение имеет решение материальных и моральных проблем.
Так, правительство США в 60-е годы столкнулось с серьезным вызовом широкого спектра массовых демократических движений, прежде всего негритянского, ведущего борьбу против расовой дискриминации и сегрегации, а также молодежного, выступавшего за прекращение войны во Вьетнаме. Особенно заметных успехов добилось движение за гражданские права негритянского населения. В 60-е годы правительство США приняло серию законов, направленных на отмену всех видов расовой дискриминации.
Немалое беспокойство у американского общества вызвал «бунт молодых». В 60-е годы молодежь, прежде всего студенты, стала принимать активное участие в обществен-
но-политической жизни страны. Они выступила под лозунгами отрицания традиционных ценностей, а с началом широкомасштабных боевых действий во Вьетнаме переключились на антивоенные акции.
Еще более драматичными были 60-е годы для Франции. С конца 50-х и до конца 60-х французское общество пережило ряд социально-политических потрясений. Первый, в 1958 г., был вызван событиями в Алжире, где с 1954 г. шла война. Французское население Алжира выступило против независимости страны, вокруг них объединились сторонники сохранения колониальной империи - «ультраколониалисты», имевшие прочные позиции не только в Алжире, но и в самой Франции. 14 мая 1958 г. они подняли мятеж.
Французов, проживавших в Алжире, поддержала колониальная армия, потребовавшая призвать к власти генерала Ш. де Голля. Во Франции разразился острейший политический кризис, положивший конец Четвертой республике. 1 июня 1959 г. генерал возглавил правительство. А осенью того же года была принята новая конституция, радикально изменившая характер политического устройства Франции. Из парламентской республики страна превратилась в президентскую. Фактически вся полнота власти сосредоточилась в руках де Голля. При решении важнейших вопросов он обращался к референдумам. Таким путем был урегулирован вопрос об Алжире.
Впервые право Алжира на самоопределение было признано де Голлем в сентябре 1959 г. Это решение вызвало крайнее недовольство ультраколониалистов. В январе 1960 г. они подняли второй мятеж в Алжире, но уже против де Голля. Генерал его подавил. Тогда «ультра» создали Секретную вооруженную организацию (ОАС), которая начала открытый террор против сторонников независимости Алжира. В апреле 1961 г. руководство ОАС подняло третий мятеж, но и он был подавлен. Во Франции развернулось широкое движение за мир, и 18 марта 1962 г. в Эвиане было подписано соглашение о предоставлении Алжиру независимости.
Решив алжирскую проблему, де Голль смог сконцентрироваться на проведении социально-экономических реформ. В годы его правления большие средства выделялись на модернизацию и развитие промышленности (прежде всего, авиационной, атомной, аэрокосмической), а также сельского хо-
зяйства. Была расширена система социального страхования.
Вместе с тем жесткий, тяготевший к авторитаризму стиль правления де Голля, вызывал постоянные вспышки политической борьбы, порождая постоянное недовольство в различных слоях французского общества. Президент подвергался критике и слева, и справа. Тем не менее, в 1965 г. он был переизбран на второй срок. Однако в мае-июне 1968 г. во Франции неожиданно разразился острейший кризис, первопричиной которого стали выступления радикальных студентов. Как и во многих других западных странах, в это время среди французских студентов были весьма популярны левые, коммунистические взгляды, преобладало отторжение традиционных буржуазных ценностей.
Конфликт между студентами и администрацией университетского города Сорбонны вспыхнул в начале мая 1968 г. При попытке очистить помещение университета от бунтующих студентов произошли кровавые столкновения с полицией, свидетелям которых благодаря телевидению стала вся страна. 13 мая на защиту студентов вышли профсоюзы и другие левые силы. Во Франции началась всеобщая забастовка. Ультралевые призвали жителей страны на баррикады. В конце мая, когда напряжение достигло критического момента, де Голль перешел в наступление. Ему удалось убедить большинство населения в том, что только он способен предотвратить новую революцию и гражданскую войну. В общественном мнении произошел перелом в пользу власти, и к концу июня ситуация была взята под контроль.
Стремясь закрепить успех, де Голль наметил проведение административной реформы." В апреле 1969 г. он вынес этот законопроект на референдум, и заявил, что в случае его отклонения уйдет в отставку. После того, как 27 апреля 1969 г. 52,4 % избирателей проголосовали против, генерал де Голль покинул свой пост. В истории Франции начался постголлистский период.
6.1.3. «Консервативная волна»
Исходный импульс «консервативной волне», по мнению большинства ученых, дал экономический кризис 1974 - 1975 гг. Он совпал по времени со всплеском инфляции,
приведшей к крушению структуры внутренних цен, что затрудняло получение кредитов. К этому добавился энергетический кризис, который способствовал нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнил нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировал сферу финансово-кредитных отношений. Стремительный рост цен на нефть вызвал структурные изменения в экономике. Основные отрасли европейской промышленности (черная металлургия, судостроение, химическое производство) пришли в упадок. В свою очередь, происходит быстрое развитие новых энергосберегающих технологии.
В результате нарушения международного валютного обмена, пошатнулись основы финансовой системы, введенной еще в Бреттонвудсе в 1944 г. В западном сообществе стало нарастать недоверие к доллару как основному средству расчетов. В 1971 и в 1973 гг. он дважды подвергся девальвации. В марте 1973 г. ведущие страны Запада и Япония подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют, а в 1976 г. Международный валютный фонд (МВФ) отменил официальную цену на золото.
Экономические неурядицы 70-х гг. происходили на фоне приобретавшей все больший размах НТР. Бе основным проявлением стала массовая компьютеризация производства, способствовавшая постепенному переходу всей западной цивилизации к «постиндустриальному» этапу развития. Заметно ускорились процессы интернационализации хозяйственной жизни. ТНК стали определять лицо западной экономики. К середине 80-х гг. на их долю приходилось уже 60 % внешней торговли и 80 % разработок в сфере новых технологий.
Процесс преобразования экономики, толчком к которому стал экономический кризис, сопровождался рядом социальных трудностей: увеличением безработицы, ростом стоимости жизни. Традиционные кейнсианские рецепты, заключавшиеся в необходимости увеличения государственных расходов, сокращения налогов и удешевления кредита, порождали перманентную инфляцию и бюджетный дефицит. Критика кейн-сианства в середине 70-х гг. приобрела фронтальный характер. Постепенно складывается новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее яркими представителями которой на политической арене
стали М. Тэтчер, возглавившая правительство Англии в 1979 г, и Р. Рейган, избранный в 1980 г. на пост президента США.
В области экономической политики неоконсерваторы руководствовались идеями «свободного рынка» и «теорией предложения». В социальной сфере ставка была сделана на сокращение государственных расходов. Государство сохраняло под своим контролем только систему поддержки нетрудоспособного населения. Все трудоспособные граждане должны были обеспечивать себя сами. С этим была связана и новая политика в области налогообложения: проводилось радикальное снижение налогов на корпорации, что имело целью активизировать приток инвестиций в производство.
Вторая составляющая экономического курса консерваторов - формула «государство для рынка». В основе данной стратегии находится концепция внутренней стабильности капитализма, согласно которой данная система объявляется способной к саморегуляции посредством конкуренции при минимальном вмешательстве государства в процесс воспроизводства.
Неоконсервативные рецепты быстро завоевали широкую популярность среди правящей элиты ведущих стран Западной Европы и США. Отсюда и общий набор мероприятий в сфере экономической политики: снижение налогов на корпорации при росте косвенных налогов, свертывание ряда социальных программ, широкая распродажа государственной собственности (реприватизация) и закрытие нерентабельных предприятий. Среди тех социальных слоев, которые поддержали неоконсерваторов, можно выделить главным образом предпринимателей, рабочих высокой квалификации и молодежь.
В США пересмотр социально-экономической политики произошел после прихода к власти республиканца Р. Рейгана. Уже в первый год его президентства был принят закон об оздоровлении экономики. Его центральным звеном стала налоговая реформа. Вместо прогрессивной системы налогообложения вводилась новая шкала, близкая к пропорциональному налогообложению, что, безусловно, являлось выгодным наиболее зажиточным слоям и среднему классу. Одновременно правительство осуществило со-
кращение социальных расходов. В 1982 г. Рейган выступил с концепцией «нового федерализма», включавшего перераспределение полномочий между федеральным правительством и властями штатов в пользу последних. В связи с этим республиканская администрация предложила аннулировать около 150 федеральных социальных программ, а оставшиеся передать местным органам власти. Рейгану удалось в короткий срок снизить уровень инфляции: в 1981 г. она составляла 10,4 %, а к середине 1980-х гг. упала до 4 %. Впервые после 1960-х гг. начался бурный экономический подъем (в 1984 г. темпы £оста достигли 6,4 %), увеличились расходы на образование.
В общем виде итоги «рейганомики» можно отразить в следующей формулировке: «Богатые стали богаче, бедные - беднее». Но здесь необходимо сделать ряд оговорок. Повышение жизненного уровня затронуло не только группу богатых и сверхбогатых граждан, но и достаточно широкие и постоянно растущие средние слои. Хотя «рейганомика» и нанесла ощутимый ущерб малоимущим американцам, она создала конъюнктуру, которая давала шансы на получение работы, тогда как предшествовавшая социальная политика способствовала лишь общему сокращению числа бедняков в стране. Поэтому, несмотря на достаточно жесткие меры в социальной сфере, правительству США не пришлось столкнуться со сколько-нибудь серьезным общественным протестом.
В Англии решительное наступление неоконсерваторов связано с именем М. Тэтчер. Своей главной целью она объявила борьбу с инфляцией. За три года ее уровень снизился с 18% до 5 %. Тэтчер отменила контроль над ценами и сняла ограничения на передвижения капитала. Резко сократилось субсидирование государственного сектора, а с 1980 г. началась его распродажа: были приватизированы предприятия нефтедобывающей и авиакосмической промышленности, воздушного транспорта, а также автобусные компании, ряд предприятий связи, часть имущества Управления британских железных дорог. Приватизация коснулась и муниципального жилого фонда. К 1990 г. 21 государственная компания была приватизирована, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3 семей - собственниками домов или квартир.
В социальной сфере Тэтчер повела жесткую атаку на профсоюзы. В 1980 и 1982 гг. ей удалось провести через
парламент два закона, ограничивающие их права: под запрет ставились стачки солидарности, отменялось правило о преимущественном приеме на работу членов профсоюза. Представители профсоюзов были отстранены от участия в деятельности консультативных правительственных комиссий по проблемам социально-экономической политики. Но главный удар по профсоюзам Тэтчер нанесла во время знаменитой стачки горняков в 1984 - 85 гг. Поводом к ее началу послужил разработанный правительством план закрытия 40 нерентабельных шахт с одновременным увольнением 20 тыс. человек. В марте 1984 г. профсоюз горняков объявил забастовку. Между пикетами бастующих и полицией началась открытая война. Суд в конце 1984 г. признал стачку незаконной и наложил на профсоюз штраф в 200 тыс. фунтов стерлингов, а позднее лишил его права распоряжаться своими фондами.
Не менее сложной для правительства Тэтчер была проблема Северной Ирландии. «Железная леди», как называли М. Тэтчер, являлась сторонницей силового варианта ее решения. Комбинация этих факторов несколько поколебала позиции правящей партии, и летом 1987 г. правительство объявило досрочные выборы. Консерваторы вновь одержали победу. Успех позволил Тэтчер еще более энергично, проводить в жизнь программные установки консерваторов. Вторая половина 80-х гг. стала одной из самых благоприятных эпох в английской истории XX века: экономика постоянно находилась на подъеме, повышался уровень жизни. Уход Тэтчер с политической арены был предсказуем. Она не стала дожидаться того момента, когда благоприятные для страны тенденции пойдут на спад и на партию консерваторов ляжет вся ответственность за ухудшение положения. Поэтому осенью 1990 г. Тэтчер заявила о своем уходе из большой политики.
Аналогичные процессы происходили в 80-е годы XX века в большинстве ведущих стран Запада. Некоторым исключением из общего правила была Франция, где в 80-е гг. ключевые позиции принадлежали социалистам во главе сФ. Миттераном. Но и им приходилось считаться с доминирующими тенденциями общественного развития. «Консервативная волна» имела весьма определенные задачи -
обеспечить оптимальные, с точки зрения правящей элиты, условия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики. Поэтому неслучайно, что к началу 90-х гг., когда наиболее сложная часть.этой перестройки была выполнена, «консервативная волна» постепенно пошла на спад. Происходило это в весьма мягкой форме. Р. Рейгана сменил в 1989 г. умеренный консерватор Дж. Буш, в 1992 г. Белый дом занял Б. Клинтон, а в 2001 г. к власти пришел Дж. Буш-младший. В Англии Тэтчер сменил умеренный консерватор Дж. Мейджор, его, в свою очередь, - в 1997 г. - лидер партии лейбористов Э. Блэр. Однако смена правящих партий не подразумевала изменения внутриполитического курса Англии. Примерно так эке развивались события и в других западноевропейских странах. Последний представитель «неоконсервативной волны», канцлер ФРГ Г. Коль в сентябре 1998 г. вынужден был уступить свой пост лидеру социал-демократов Г. Шредеру. В целом 90-е гг. стали временем относительного затишья в социально-политическом развитии ведущих стран Запада в XX в. Правда, большинство специалистов считает, что оно будет недолгим. Вступление западной цивилизации в стадию «постиндустриального» развития ставит перед политиками множество новых, ранее неизвестных задач.
СССР в 1945-1991 гг.
Социально-экономическое
Зак.606
годов) оказалась, как считают сейчас многие ученые, единственным возможным выходом из создавшегося положения.
Страны Азии в 1945 - 2000 гг.
Крушение колониальной системы. Вторая мировая война оказала громадное влияние на развитие стран Востока. В боях участвовало огромное количество азиатов и африканцев. Только в Индии было призвано в армию 2,5 млн человек, во всей Африке - около 1 млн человек (а еще 2 млн были заняты обслуживанием нужд армии). Огромны были потери населения в ходе боев, бомбардировок, репрессий, из-за лишений в тюрьмах и лагерях: в Китае за годы войны погибло 10 млн человек, в Индонезии - 2 млн человек, на Филиппинах - 1 млн Неимоверны были бедствия населения, разрушения и убытки в зонах военных действий. Но наряду со всеми этими тяжелыми последствиями войны несомненны и ее положительные результаты.
Народы колоний, наблюдая поражения армий колонизаторов, сначала - западных, потом - японских, навсегда изжили миф об их непобедимости. В годы войны как никогда четко определились позиции разных партий и лидеров.
Самое же главное - в эти годы выковывалось и созрело массовое антиколониальное сознание, сделавшее необратимым процесс деколонизации Азии. В странах Африки этот процесс по ряду причин развернулся несколько позже.
И хотя борьба за достижение независимости еще потребовала ряда лет упорного преодоления попыток традиционных колонизаторов вернуть «все старое», жертвы, принесенные народами Востока во Второй мировой войне не были напрасны. В пятилетие после окончания войны добились независимости почти все страны Южной и Юго-Восточной Азии, а также Дальнего Востока: Вьетнам (1945 г.), Индия и Пакистан (1947 г.), Бирма (1948 г.), Филиппины (1946 г.). Правда, Вьетнаму пришлось в дальнейшем воевать еще тридцать лет до достижения полной независимости и территориальной целостности, другим странам - меньше. Однако во многом военные и иные конфликты, в которые втягивались эти страны вплоть до недавнего времени, порождены уже не колониальным прошлым, а внутренними или международными противоречиями, связанными с их независимым, суверенным существованием.
Традиционные общества Востока и проблемы модернизации. Развитие современного мирового сообщества происходит в духе глобализации: сложились мировой рынок, единое информационное пространство, существуют международные и наднациональные политические, экономические, финансовые институты и идеологии. Народы Востока активно участвуют в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили относительную независимость, но стали вторым и зависимым компонентом в системе «многополюсный мир - периферия». Это было определено тем, что модернизация восточного общества (переход от традиционного общества к современному) в колониальный и постколониальный период проходила под эгидой Запада.
Западные державы по-прежнему стремятся и в новых условиях сохранить и даже расширить свои позиции в странах Востока, привязать их к себе экономическими,
политическими, финансовыми и прочими узами, опутав сетью соглашений о техническом, военном, культурном и прочем сотрудничестве. Если же это не помогает или не получается, западные державы, особенно США, не колеблясь, прибегают к насилию, вооруженной интервенции, экономической блокаде и прочим средствам давления в духе традиционного колониализма (как в случае с Афганистаном, Ираком и другими странами).
Тем не менее, в будущем под влиянием изменений в развитие экономики, научно-техническом прогрессе возможно перемещение мировых центров - экономических, финансовых, военно-политических. Тогда, возможно наступит конец евро-американской направленности эволюции мировой цивилизации, а восточный фактор станет направляющим фактором всемирной культурной основы. Но пока доминантой складывающейся мировой цивилизации остается Запад. Его сила опирается на сохраняющееся превосходство производства, науки, технологии, военной сферы, организации экономической жизни.
Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большинстве своем связаны сущностным единством. Их объединяет в частности, колониальное и полуколониальное прошлое, а также периферийное положение в мировой экономической системе. Их объединяет также то, что по сравнению с темпами интенсивного восприятия достижений научно-технического прогресса, материального производства, сближение Востока с Западом в сфере культуры, религии, духовной жизни происходит относительно медленно. И это естественно, потому что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами, при всех национальных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценностей материального, интеллектуального и духовного бытия.
Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизировалось по-своему и получило свой результат. Но при этом западный уровень материального производства и научных знаний остается для Востока критерием современного развития. В разных восточных странах проходили проверку, как западные модели рыночной экономики, так и социалистические пла-
новые, по образцу СССР. Соответствующие воздействия испытывали идеология и философия традиционных обществ. Причем «современное» не только сосуществует с «традиционным», образует с ним синтезированные, смешанные формы, но и противостоит ему.
Одна из особенностей общественного сознания на Востоке заключается в мощном влиянии религий, религиозно-философских доктрин, традиций как выражения социальной инертности. Выработка современных взглядов происходит при противоборстве традиционного, обращенное в прошлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом - с другой.
История современного Востока свидетельствует о том, что традиции могут выступать как в качестве механизма, способствующего восприятию элементов современности, так и в качестве тормоза, блокирующего преобразования.
Правящая элита Востока в социально-политическом отношении делится, соответственно, на «модернизаторов» и «охранителей».
«Модернизаторы» пытаются примирить науку и религиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания религиозных доктрин с действительностью через освящение научного знания священными текстами и канонами. «Модернизаторы» нередко призывают к преодолению антагонизма между религиями и допускают возможность их сотрудничества. Классический пример стран, сумевших приспособить традиции с современностью, материальными ценностями и институтами западной цивилизации - конфуцианские государства Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Япония, «новые индустриальные страны», Китай).
Напротив, задача фундаменталистов-«охранителей» - переосмысление действительности, современных социокультурных и политических структур в духе священных текстов (например, Корана). Их апологеты утверждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строиться так, чтобы соответствовать основным религиозным принципам. Фун-даменталистам-«охранителям» присущи нетерпимость и «поиск врагов». Во многом успехи радикальных фундамента-
листских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конкретного врага (Запад), «виновника» всех его бед. Фундаментализм получил широкое распространение в ряде современных исламских стран - Иране, Ливии и др. Исламский фундаментализм - это не просто возвращение к чистоте подлинного, древнего ислама, но и требование единства всех мусульман в качестве ответа на вызов современности. Тем самым выдвигается претензия на создание мощного консервативного политического потенциала. Фундаментализм в его крайних формах ведет речь об объединении всех правоверных в их решительной борьбе с изменившимся миром, за возврат к нормам очищенного от позднейших наслоений и искажений настоящего ислама.
Японское экономическое чудо. Япония вышла из второй мировой войны с разрушенной экономикой, угнетенной в политической сфере - ее территория была оккупирована войсками США. Период оккупации закончился в 1952 году, за это время с подачи и при содействии американской администрации в Японии были проведены преобразования, призванные направить ее на путь развития стран Запада. В стране вводилась демократическая конституция, права и свободы граждан, активно формировалась новая система управления. Такой традиционный японский институт как монархия сохранялся лишь символически.
К 1955 году, с появлением либерально-демократической партии (ЛДП), которая стояла у руля власти несколько последующих десятилетий, политическая ситуация в стране окончательно стабилизировалась. В это время происходит первая смена экономических ориентиров страны, заключавшаяся в преимущественном развитии промышленности группы «А» (тяжелая промышленность). Ключевыми отраслями экономики становятся машиностроение, судостроение, металлургия
Вследствие ряда факторов во второй половине 50-х - начале 70-х годов Япония продемонстрировала небывалые темпы роста, обогнав по ряду показателей все страны капиталистического мира. Валовой национальный продукт (ВНП) страны увеличивался на 10 - 12 % в год. Будучи весьма скудной, в сырьевом отношении, страной, Япония смогла развить и эффективно использовать энергоемкие и
трудоемкие технологии тяжелой промышленности. Работая по большей части на привозном сырье, страна смогла пробиться на мировые рынки и добиться высокой рентабельности хозяйства. В 1950 г. национальное богатство оценивалось в 10 млрд долларов, в 1965 уже в 100 млрд долларов, в 1970 эта цифра достигла 200 млрд., в 1980-м был перейден порог в 1 триллион.
Именно в 60-е годы появилось такое понятие, как «японское экономическое чудо». В то время, когда 10 % считались высоким показателем, промышленное производство Японии увеличивалось на 15 % в год. Япония в два раза превзошла в этом отношении страны Западной Европы и в 2,5 раза - США.
Во второй половине 70-х годов произошла вторая смена приоритетов в рамках экономического развития, что было связано, прежде всего, с нефтяным кризисом 1973 - 1974 годов и резким подорожанием нефти - основного энергоносителя. Наиболее остро подъем цен на нефть отразился на базовых отраслях японской экономики: машиностроении, металлургии, судостроении, нефтехимии. Первоначально Япония была вынуждена значительно сократить ввоз нефти, всячески экономить на бытовых нуждах, но этого оказалось явно недостаточно. Кризис экономики, ее энергоемких отраслей, обострялся традиционной для страны нехваткой земельных ресурсов, экологическими проблемами. В этой ситуации японцы поставили во главу угла развитие энергосберегающих и наукоемких технологий: электроники, точного машиностроения, средств связи. В результате Япония вышла на новый уровень, вступив в постиндустриальную информационную стадию развития.
Что же позволило разрушенной после войны многомиллионной стране, практически лишенной полезных ископаемых, достичь такого успеха, относительно быстро войти в число лидирующих в экономическом отношении мировых держав и добиться высокого уровня благосостояния граждан?
Конечно, все это в немалой степени было обусловлено всем предшествующим развитием страны, которая в отличие от всех других стран Дальнего Востока, да и большей части Азии, изначально встала на путь преимущественного развития частнособственнических отношений в условиях незначительного давления государства над обществом.
Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине ХХ – начале ХХI в. являлись достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника. Достижения в генетике позволили получать новые сорта растений, повысить эффективность животноводства.
В 70-е гг. ХХ в. Начался новый этап научно-технической революции. Наука сливается с производством, превращаясь в непосредственную производственную силу. Еще одна черта данного этапа – резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразный символ того времени – персональный компьютер, ставший в развитых странах с последних десятилетий ХХ в. Неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни. Появление Интернета сделало общедоступным огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко применять для автоматизации производства, в бытовых приборах. Огромные перемены произошли в средствах связи (факсы, пейджеры, мобильные телефоны). Ярчайшим достижением науки является освоение космоса. В 1961 г – полет Юрия Гагарина, давший толчок к советско-американской гонке в исследовании космического пространства. Достижения этой гонки: выход человека в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере и Марсе, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. Американцы объявили о полетах своих астронавтов на Луну. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжались. Началось создание международной космической станции; в этом проекте приняли участие США, Россия, страны ЕС и Азии.
Значительных успехов добились биология и медицина, столкнувшиеся с неизвестными ранее заболеваниями (СПИД, Лихорадка Эбола, коровье бешенство) и вплотную подошедшие к решению проблемы клонирования. Этот метод вызвал дискуссии в обществе о морально-этических последствиях результатов его применения. В конце ХХ в. наука позволяет врачам успешно лечить сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, пересаживать жизненно важные органы человека, увеличивать его рост, устранять другие дефекты физического развития.
Новый шаг в исследовании сверхпроводимости и конструировании термоядерных реакторов сделали физики.
Сегодня многие регионы планеты покрыты транспортными путями, широкими автомагистралями и скоростными железными дорогами. Путешествие через континенты и океаны на борту сверхзвуковых лайнеров занимает всего лишь несколько часов.
Подлинными чудесами инженерной мысли стали телевизионные башни, протяженные мосты и подводные туннели, один из которых – под проливом Ла-Манш – соединил в 1995 г. Британские острова с европейским континентом. Все эти достижения легли в фундамент информационного общества ХХI века, переход к которому поставил в центр общественно-философской мысли Человека, стремящегося преодолеть издержки «общества массового потребления» с его культом денег и вещей, забвения гуманистических ценностей и идеалов духовности.
Начало строительства социализма.
В годы Второй мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в других руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех странах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выборах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они призывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.
Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшейся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и дальнейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.
На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многодневных массовых митингов рабочих добились создания нового правительства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бенеш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.
К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках коммунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В некоторых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.
СЭВ и ОВД.
С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической системы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двустороннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жестко контролировал деятельность правительств этих стран.
С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении экономических связей стал играть Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже вступила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.
В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организauии Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифицировались вооружение и организация войск.