Во второй половине хх в. Научно-техническая революция во второй половине ХХ в

Международные общественные движения

После второй мировой войны на новую ступень развития

поднялись массовые общественные движения. Особенно широ-

кий размах они получили в 70–80-е годы. Ряд из них возник вне

рамок политических партий, отражая кризис политических

партий как института демократического общества.

Ведущие общественные движения выступали в защиту мира,

демократии и социального прогресса, против всех проявлений

реакции и неофашизма. Общественные движения современнос-

ти вносят большой вклад в защиту окружающей среды, отстаи-

вание гражданских прав и свобод, борются за участие трудя-

щихся в управлении предприятиями и государством. Широкую

поддержку оказывают общественные движения справедливым

требованиям женщин, молодежи, национальных меньшинств.

Ведущая роль во многих движениях принадлежала рабо-

чим. Однако в последние десятилетия социальный состав мно-

гих общественных движений значительно расширился. В неко-

торые из них входят представители всех социальных слоев

современных западных обществ.

Коммунисты. Важную роль в победе над фашизмом сыгра-

ли коммунисты. Героическая борьба на фронтах и в тылу врага,

активное участие в движении Сопротивления в порабощенных

ческих партий в мире. Их влияние и численность значительно

возросли. Если в 1939 г. в мире имелась 61 коммунистическая

партия численностью около 4 млн., то к концу 1945 г. коммуни-

стические партии существовали в 76 странах, которые объеди-

няли 20 млн. человек. В первые послевоенные годы численность

коммунистов еще более выросла. В 1950 г. в мире действовала 81

партия, а численность коммунистов выросла до 75 млн. человек.

В 1945–1947 г. коммунисты входили в состав коалиционных

правительств Франции, Италии, Австрии, Бельгии, Дании,

Исландии, Норвегии и Финляндии. Их представители были

избраны в парламенты большинства государств Западной Ев-

ропы. В период с 1944 по 1949 г. компартии стали правящими в

странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в ряде стран

Азии, позднее – на Кубе.

В годы войны (1943 г.) был распущен Коминтерн. Однако

зависимость компартий от КПСС сохранилась. Новые задачи

требовали укрепления интернациональных связей коммунис-

тов планеты. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось Совещание

представителей Компартий СССР, Болгарии, Венгрии,

Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Франции и

Италии. На совещании были заслушаны информационные со-

общения о деятельности представленных на совещании партий.

Был также обсужден вопрос о международном положении. В



принятой Декларации перед компартиями ставились коренные

задачи борьбы за мир, демократию, национальный суверени-

тет, за сплочение всех антиимпериалистических сил. Для коор-

динации деятельности компартий, обмена опытом работы было

принято решение создать Информационное бюро и наладить

издание печатного органа. На совещаниях, проведенных в июне

1948 г. в Румынии и в ноябре 1949 г. в Венгрии, были приняты

документы о защите мира, необходимости крепить единство

рабочего класса и коммунистов.

Серьезные разногласия между КПСС и Компартией Юго-

славии, давление Сталина на другие компартии привели к ис-

ключению из Информбюро Компартии Югославии. После 1949 г.

Информбюро не собиралось. Впоследствии связи между ком-

партиями стали осуществляться в форме двусторонних и мно-

госторонних встреч и международных совещаний на доброволь-

ной основе.

В 1957 и 1966 г. в Москве состоялись международные сове-

щания представителей коммунистических партий. Наиболее

актуальные проблемы коммунистического движения, демок-

ратии, мира и социального прогресса нашли свое отражение в

принятых на совещаниях документах. Однако в последующие

годы стали проявляться опасные тенденции и разночтения,

связанные с отходом руководства Компартии Китая от марк-

сизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.

В 60-е годы произошло значительное ухудшение отношений

между КПСС и Компартией Китая, между КПК и другими ком-

мунистическими партиями. Разрыв между КПК и КПСС тяжело

отразился на единстве МКД. Некоторые компартии перешли на

маоистские позиции, в других появились маоистские группы. Ос-

трый кризис в МКД возник в связи с вводом войск государств-

участников Варшавского Договора в Чехословакию. 24 компар-

тии, в том числе итальянская и французская, осудили военную

интервенцию. После этого с трудом удалось созвать Совещание

коммунистических и рабочих партий в июле 1969 г. Разногласия

продолжали усиливаться. Пять компартий отказались подписать

итоговый документ Совещания, четыре партии, в том числе ита-

льянская и австралийская, согласились подписать только один

раздел, некоторые подписали документ с оговорками.

В 1977 г. Генеральные секретари влиятельных компартий

Западной Европы – итальянской (Э.Берлингуэр), французской

(Ж.Марше) и испанской (С.Каррильо) приняли декларацию

против ориентации МКД на советскую модель социализма. Новое

течение получило название «еврокоммунизм». «Еврокоммунис-

ты» выступали за мирный путь развития стран к социализму.

ССCP подвергался критике за отсутствие демократии и нару-

шение прав человека. Страны «реального социализма» осужда-

лись за подчинение государства партии. «Еврокоммунисты»

высказывали мнение, что Советский Союз утратил свою рево-

люционную роль.

Новое течение поддержали многие компартии, в том чис-

ле Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Японии. Не-

которые партии – Австралии, Греции, Испании, Финляндии,

Швеции – раскололись. В результате в этих странах образова-

лось по две, а то и по три компартии.

В последние десятилетия увеличилось расхождение идей-

но-политической ориентации коммунистических партий с ре-

альным общественным развитием. Это привело к кризису взгля-

дов, политики и организации коммунистических партий. Больше

всего он поразил те партии, которые находились у власти и

несли ответственность за развитие своих стран. Крушение «ре-

ального социализма» в странах Восточной Европы, уход со сце-

ны КПСС сделали очевидной необходимость серьезного пере-

смотра традиционных взглядов, политики и организации

коммунистических партий, разработки ими новой идейно-

политической ориентации, соответствующей происходящим в

мире глубоким изменениям.

Социалисты и социал-демократы. Социалистический ин-

тернационал. В 1951 г. на конгрессе во Франкфурте-на-Майне

был основан Социалистический интернационал (СИ), кото-

рый провозгласил себя преемником РСИ, существовавшего с

1923 по 1940 г. Ведущую роль в создании СИ сыграли британ-

ские лейбористы, СДПГ, социалистические партии Бельгии,

Италии, Франции. На первых порах в его состав вошли 34 со-

циалистические и социал-демократические партии, насчиты-

вающие около 10 млн. человек.

В программной декларации «Цели и задачи демократиче-

ского социализма» была выдвинута цель: постепенно, без клас-

совой борьбы, революции и диктатуры пролетариата добиться

трансформации капитализма в социализм. Мирный эволюци-

онный процесс противопоставлялся марксистско-ленинскому

учению о классовой борьбе. В декларации было объявлено, что

главной угрозой миру является политика СССР. Создание СИ

и его стратегия в первые послевоенные десятилетия усилило

конфронтацию двух ветвей международного рабочего движе-

ния – социал-демократической и коммунистической.

В конце 50-х и особенно в 60 – начале 70-х годов социал-

демократия существенно расширила массовую поддержку своей

политики. Этому способствовали объективные обстоятельства,

которые благоприятствовали осуществлению политики социаль-

ного маневрирования. Важное значение имело расширение со-

става Социнтерна. Вступление в его ряды социалистических

партий стран Азии, Африки и Латинской Америки привело к

ларации «Мир сегодня – социалистическая перспектива» при-

знавалась необходимость мирного сосуществования государств

с различным общественным строем, содержался призыв к меж-

дународной разрядке и разоружению. Впоследствии СИ все ак-

тивнее выступал за укрепление мира и всеобщей безопасности.

В 70-е годы СИ продолжал придерживаться идеологии и

принципов «демократического социализма». Больше внимания

стало уделяться проблемам социально-экономического поло-

жения трудящихся. СИ активнее и более конструктивно выска-

зался за мир и разоружение, поддерживал новую «восточную

политику» В.Брандта, советско-американские соглашения по

вопросам ограничения и сокращения вооружений, за укрепле-

ние разрядки, против «холодной войны».

В 80-е годы социал-демократы столкнулись с определенны-

ми трудностями. Сократилась численность некоторых партий. В

ведущих странах Запада (Англия, ФРГ) они потерпели пораже-

ние на выборах и уступили власть неоконсерваторам. Трудности

80-х годов были порождены рядом факторов. Более остро прояви-

лись противоречивые последствия НТР и экономического роста.

Обострились экономические и другие глобальные проблемы. Не

удавалось остановить безработицу, и в ряде стран она приняла

угрожающие масштабы. Активное наступление вели неоконсерва-

тивные силы. По многим волнующим вопросам СИ разработал

новую стратегию и тактику, которые нашли свое отражение в

программных документах социал-демократических партий и в

Декларации принципов Социнтерна, принятой в 1989 г.

Конечная цель, провозглашаемая социал-демократами,

состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспече-

нии всех социальных прав трудящихся (права на труд, образо-

вание, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в

ликвидации всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации

человека человеком, в гарантии всех условий для свободного

развития каждой личности как условия свободного развития

всего общества.

Цели демократического социализма должны достигаться,

подчеркивают социал-демократические партии, мирными, де-

мократическими средствами, путем постепенной эволюции

общества, с помощью реформ, классового сотрудничества. В

послевоенные годы социал-демократы находились у власти в

ряде стран (Австрия, Англия, ФРГ, Франция, Испания, Шве-

ция, Норвегия, Финляндия).

Несмотря на то, что они нередко шли на уступки буржуа-

зии и крупному капиталу, объективная оценка деятельности

свидетельствует о том, что, прежде всего, они отражали и за-

щищали интересы трудящихся. Значителен их вклад в защиту

демократии, становление и развитие государства, благососто-

яния, в улучшение материального положения трудящихся, в

продвижение их стран на пути социального прогресса, в утвер-

ждение всеобщего мира и международной безопасности, в улуч-

шение отношений между Западом и Востоком, в решение слож-

ных проблем «третьего мира».

В 1992 г. состоялся ХІХ конгресс СИ. Он проходил в Берлине.

Председателем был избран французский социалист Пьер Моруа. В

ряде стран возникли новые социалистические и социал-демокра-

тические партии, в том числе, в независимых государствах СНГ.

Партии Социалистического интернационала представлены круп-

ными фракциями в парламентах многих западных стран.

листического интернационала. На съезда присутствовали 1200

делегатов, которые представляли 143 партии из 100 стран. О

важности проходившего съезда говорит и то, что среди делега-

тов присутствовали президент Аргентины и одиннадцать пре-

мьер-министров. В единогласно принятой декларации среди

многих важных положений, отражающих современные пробле-

мы мира, особое внимание было уделено необходимости «при-

дать процессам глобализации социальное изменение», «улуч-

шать представительную демократию», защищать «равновесие

между правами и обязанностями».

Несмотря на то, что в последние десятилетия в ведущих

странах Запада усилилась «неоконсервативная волна», социал-

демократия оказала и оказывает заметное влияние на полити-

ческую и общественную жизнь в западном мире. Частное пред-

принимательство остается регулируемым, демократия – всеобщей.

Социальные права трудящихся обеспечиваются государством.

Профессиональные союзы. В послевоенные годы возросла роль

профсоюзов – самой массовой организации работников наем-

ного труда. К началу 90-х годов только объединенные в между-

народные организации профсоюзы насчитывали свыше 315 млн.

человек. Уже в 50–60-е годы миллионы членов ВФП, созданной

на 1-м Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже в сентябре

1945 г., активно выступали за улучшение материального поло-

жения трудящихся. Много внимания уделялось борьбе с безра-

ботицей, развитию системы социального страхования, отстаи-

ванию прав профсоюзов. Важное место в деятельности

профсоюзов занимали вопросы, связанные с борьбой народных

масс за запрещение атомного оружия, прекращение войн и ре-

гиональных конфликтов, укрепление всеобщей безопасности.

Постоянной поддержкой ВФП пользовалось националь-

но-освободительное движение. Выработке стратегии и тактики

международного профсоюзного движения, восстановлению

единства профсоюзов, борьбе за насущные права трудящихся,

за мир и национальную независимость трудящихся были по-

священы Всемирные конгрессы профсоюзов: в Вене (1953 г.),

в Лейпциге (1957 г.), в Москве (1961 г.), в Варшаве (1965 г.), в

Будапеште (1969 г.). Они сыграли важную роль в поднятии ав-

торитета и роста влияния ВФП в международном профсоюз-

ном движении.

На Всемирном конгрессе в Будапеште (1969 г.) был одоб-

рен «Ориентационный документ профсоюзных действий». Этот

документ ориентировал трудящихся добиваться ликвидации

экономического и политического господства монополий, со-

здания демократических институтов власти, обеспечения ак-

тивного участия рабочего класса в управлении экономикой. В

центре внимания были также вопросы единства международ-

ного профсоюзного движения. В 70 – 80-е годы ВФП по-пре-

жнему уделяла первостепенное внимание проблемам сокраще-

ния вооружений и укрепления мира, прекращения гонки

вооружений, выступала в поддержку народов Индокитая, Аф-

рики, Латинской Америки, которые в разные годы в отдель-

ных странах вели борьбу за укрепление своей независимости,

за демократические свободы. Важное место занимали вопросы

единства действий. ВФП призывала другие международные

профсоюзные центры к совместным выступлениям в защиту

интересов трудящихся, борьбы против безработицы, к отпору

монополистическому капиталу. Прошедшие в этот период Все-

мирные конгрессы и конференции профсоюзов показали все

многообразие форм борьбы ВФП в отстаивании коренных ин-

тересов трудящихся.

Важную роль в международном профсоюзном движении

играет Международная конфедерация свободных профсоюзов

(МКСП). В нее входят профсоюзы индустриальных и некоторых

развивающихся стран. Для лучшей координации деятельности

входящих в нее профсоюзов МКСП создала региональные орга-

низации: Азиатско-Тихоокеанскую, Межамериканскую, Афри-

канскую. Как часть МКСП в 1973 г. была создана Европейская

конфедерация профсоюзов (ЕКП). МКСП стала более энергич-

но выступать в поддержку социально-экономических требова-

ний трудящихся, за укрепление мира и разоружение, против

конкретных актов агрессии. Она приветствовала демократиче-

ские революции в странах Восточной Европы, перестройку в

СССР, поддерживала усилия международного сообщества по

оказанию им помощи, более активно стала выступать за пре-

кращение региональных военных конфликтов.

В послевоенные годы в странах Запада активизировали свою

деятельность профсоюзы, находящиеся под влиянием церкви. В

1968 г. Международная конфедерация христианских профсоюзов

(МКХП) изменила свое название. XII конгресс МКХП поста-

новил именовать организацию Всемирной конфедерацией тру-

да (ВКТ). ВКТ защищает права человека и профсоюзные свобо-

ды, борется за улучшение положения населения в «третьем мире»,

призывает к активизации женщин в общественной жизни; при-

зывает к борьбе против всех видов эксплуатации и дискримина-

ции. Важное место уделяется глобальным проблемам современ-

ности, особенно экологическим. ВКТ поддерживала перемены,

происшедшие в Восточной Европе, приветствует позитивные

изменения в международных отношениях.

Профсоюзы, являясь наиболее массовыми организациями

рабочего движения, способствовали значительным его успе-

хам, социальному прогрессу в целом.

В начале 90-х годов мировое профсоюзное движение на-

считывало, по разным оценкам, 500 – 600 млн. человек, что

составляло 40 – 50% армии наемного труда. Они не охватывают

всей массы наемных работников в развитых странах Запада,

включая преимущественно занятых в традиционных отраслях

материального производства.

Кризисное состояние профсоюзов в современных условиях

связано с неадекватностью их деятельности тем глубоким изме-

нениям, которые произошли в характере труда и структуре за-

нятости в ведущих странах Запада, под воздействием ИТР. Проф-

союзы стараются изменить свою стратегию и тактику, в более

широком плане защищать интересы трудящихся, больше вни-

мания уделять глобальным проблемам, укреплять сотрудниче-

ство с другими массовыми демократическими движениями.

Другие массовые общественные движения. В послевоенные

годы почти во всех странах шел отток из традиционных поли-

тических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих

организаций стремились обрести больше свободы, не хотели

мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно

это было характерно для студенческой молодежи. Появилось

множество различных групп, которые на добровольной основе

объединялись в движения, не связанные ни строгой дисципли-

ной, ни общей идеологией.

В условиях кризисных явлений в социально-экономической

и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения,

охватившие людей различных социальных слоев, разных возрас-

тов и политических взглядов.

Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы име-

ли различную направленность. Наиболее распространенными и

оказавшими значительное влияние на общественно-политиче-

скую жизнь западного мира были экологические и антивоен-

ные движения.

Представители экологического движения во многих стра-

нах активно выступают против сверхиндустриализации, не-

рациональной эксплуатации природных ресурсов. Особое вни-

мание уделяется проблемам, связанным с опасностью

перерастания экологического кризиса в экологическую ката-

строфу, которая может привести к гибели человеческой ци-

вилизации. В связи с этим экологическое движение выступа-

ет за запрещение испытаний ядерного оружия, ограничение

и прекращение военной деятельности, разоружение. Эколо-

гическое движение рассматривает разоружение и связанную

с ним конверсию военного производства как важнейший по-

тенциальный источник дополнительных ресурсов, матери-

альных и интеллектуальных, для решения экологических про-

блем. Среди массовых общественных движений экологические

течения являются наиболее организованными и развитыми в

теоретическом и практическом планах. Они создали во мно-

гих странах свои политические партии «зеленых» и междуна-

родные организации (Гринпис), единую фракцию в Евро-

парламенте. Движение «зеленых» поддерживает активное

сотрудничество в рамках ООН, многими неправительствен-

ными организациями.

Среди массовых движений в западных странах важное ме-

сто занимает антивоенное движение. Еще в годы второй миро-

вой войны оно консолидировалось на демократической анти-

фашистской основе, ставшей в послевоенный период базой

массового движения сторонников мира. На II Всемирном кон-

грессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира

(ВСМ), который организует кампанию по подписанию Сток-

гольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как

преступление против человечества. В середине 50-х годов в стра-

нах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм.

Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада созда-

ются массовые антиядерные организации или их коалиции. В

начале 70-х особый размах получило движение против войны

во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов уча-

стники антивоенного движения активно выступали против ней-

тронной бомбы, размещения американских и советских ракет

средней дальности в Европе.

В 60–70-e годы усилилось женское движение. В русле моло-

дежного бунта возникло неофиминистское движение, высту-

павшее с позиций новейших концепций «смешанного», а не

«сексуально разделенного» общества, и «социального созна-

ния полов», преодоления «насилия над женщиной». Предста-

вители женского движения в странах Запада активно выступа-

ют против монополии мужчин на власть в обществе, за равное

представительство женщин во всех сферах деятельности и всех

социальных институтах.

В последние десятилетия возросла гражданская активность

женщин. Они все большее влияние оказывают на политику,

избираются в парламенты многих стран, занимают высокие

государственные посты. Повысился интерес женщин к глобаль-

ным проблемам современности. Женщины активно участвуют

в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тен-

денции возрастания роли женщин в жизни своих стран и пре-

вращении женского движения во влиятельную силу современ-

ной демократии.

На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада

возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это дви-

жение возникло как реакция на специфические черты со-

временного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление

поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократиче-

ский контроль, противоречие между демократической идео-

логией и тоталитарной практикой, все растущее обезличива-

ние бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи

получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е

годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запа-

да. Многие идеалы контркультуры стали составной частью

массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот

увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным эле-

ментом традиционной культуры.

В ряде западных стран в 60 – 80-е годы получил развитие

экстремизм, который традиционно делится на «левый» и «пра-

вый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марк-

сизма-ленинизма и другим левым взглядам (анархизм, левый

радикализм), объявляя себя наиболее последовательными бор-

цами «за дело пролетариата», «трудящихся масс». Они крити-

ковали капитализм за социальное неравенство, подавление

личности, эксплуатацию. Социализм – за бюрократизацию,

забвение принципов «классовой борьбы» («Фракция Красной

Армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии). Правые

экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне

консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эго-

изм, потребительство и «массовую культуру», отсутствие «по-

рядка», господство плутократии. И для правого, и для левого

экстремизма характерен антикоммунизм («Итальянское соци-

альное движение» в Италии, Республиканская и Националь-

но-демократическая партии в Германии, различные правора-

дикальные и откровенно фашистские группы и партии в США).

Часть «левых» экстремистских организаций находится на неле-

гальном положении, ведет партизанскую войну, совершает тер-

рористические акты.

В 60–70-е годы в западном мире получили развитие и та-

кие движения, как «Новые левые» и «Новые правые». Предста-

вители «Новых левых» (преимущественно студенческая моло-

дежь и некоторая часть интеллигенции) отличались разной

критикой всех современных ему форм социально-политического

устройства и организации экономической жизни с позиций

крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизм. «Но-

вые правые» (в основном, интеллигенция, технократы и неко-

торые другие привилегированные слои развитых западных

стран) опирались на идеологию неоконсерватизма.

Современные массовые общественные движения являют-

ся важнейшей частью демократического процесса. Приоритет-

ными для них являются идеи мира, демократии, социального

прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные

движения в подавляющем большинстве являются сторонника-

ми ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не

могут быть достигнуты негуманными средствами.

В 90-е годы ХХ века в сознании широких народных масс

получило развитие критическое отношение к современным

процессам глобализации. В дальнейшем оно переросло в мощ-

ное сопротивление особенно экономической глобализации,

выгоды от которой получают наиболее развитые страны За-

пада. Занимая передовые позиции в мировой экономике и

новейших технологиях, они ограждают свои интересы, про-

водя политику двойных стандартов. В то же время экономи-

ческие, социальные и другие издержки глобализации тяже-

лым бременем ложатся на слабые экономики развивающихся

стран и на беднейшие социальные слои населения даже в

развитых странах.

В этих условиях новое социальное движение, направлен-

ное против политики глобализации, стали называть «антигло-

балистским». Транснациональное по своим масштабам и харак-

теру, оно включает представителей самых различных движений

протеста, которых объединяет неприятие глубочайшего соци-

ально-экономического неравенства современного мира.

ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Превращение США в ведущую мировую державу . Война привела к резким сдвигам в соотношении сил в мире. США не только мало пострадали в войне, но и получили значительные прибыли. В стране возросла добыча угля, нефти, выработка электроэнер­гии, выплавка стали. Основой такого экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США заняли лиди­рующее положение в мировом хозяйстве. Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии было вывезено большое число немецких специалистов и научно-техническая документация. Военная конъ­юнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продо­вольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создава­ло благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г. Страшной демонстрацией возросшей мощи США стали взры­вы атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки. В 1945 г. президент Г. Трумэн открыто говорил, что на Америку легло бре­мя ответственности за дальнейшее руководство миром. В услови­ях начала «холодной войны» США выступили с концепциями «сдерживания» И «отбрасывания» коммунизма, нацеленных про­тив СССР. Военные базы США покрывают значительную часть мира. Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному пред­принимательству, развитие экономики после «нового курса» Руз­вельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Под контролем государства осуществлялся переход промышленности на мирные рельсы. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и т.д. Совет экономических консультантов при президенте давал рекомендации органам власти. Были сохра­нены социальные программы времен «нового курса» Рузвельта. Новая политика называлась «справедливым курсом». Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Таф­та-Хартли). Одновременно по инициативе сенатора Дж. Маккар­ти развернулись гонения на людей, обвиняемых в «антиамерикан­ской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. В рам­ках подобной политики продолжалось наращивание вооружении, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промыш­ленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.

50-60-е гг. ХХ в. были в целом благоприятны для развития экономики происходил ее быстрый рост, связанный прежде все­го с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы в стране больших успехов достигла борьба негритян­ского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил М.Л Кинг, привели к запрету расовой сегрегации. К 1968 г. были приняты законы, обеспечивающие рав­ноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия оказалось гораздо сложнее юридического, влиятельные силы со­противлялись этому, что нашло выражение в убийстве Куинга.


Проводились и другие преобразования в социальной сфере.

Ставший в 1961 г. президентом Дж. Кеннеди проводил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступ­ности, предотвращение ядерной войны). Были приняты моще важные социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.

В конце 60 - начале 70-х гг. хх в. положение США ухудшается.

Это было связано с эскалацией войны во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х п. ХХ в. Эти собы­тия стали одним из факторов, приведших к политике разрядки: при президенте Р. Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.

В начале 80-х п. ХХ в. начался новый экономический кризис.

В этих условиях президент Р. Рейган провозгласил политику, на­званную «консервативной революцией». Были сокращены соци­альные расходы на образование, медицину, пенсии, но снижа­лись и налоги. США взяли курс на развитие свободного пред­принимательства, сокращение роли государства в экономике. Этот курс вызвал многие протесты, но способствовал улучшению положения в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, однако в конце 80-х п. ХХ в. по предложению лиде­ра СССР М. С. Горбачева начался процесс нового сокращения вооружений. Он ускорялся в обстановке односторонних уступок со стороны СССР.

Крушение СССР и всего социалистического лагеря способство­вало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. ХХ в. при президенте у Клинтоне. США превратились в единственный центр силы в мире, стали претендовать на мировое лидерство. Правда, в конце ХХ-начале ХХI в. экономическая си­туация в стране ухудшилась. Серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Атаки террористов в Нью-Йорке и Вашингто­не стоили жизни более 3 тыс. человек.

Раздел 6

МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Страны Западной Европы и США во второй половине XX века

Особенности послевоенного восстановления

После окончания второй мировой войны, которая при­чинила всем ее участникам огромный ущерб, перед веду­щими странами Западной Европы и США встала сложней­шая Задача реконверсии, то есть, перевода экономики на мирные рельсы. Это была общая для всех проблема, но существовала и национальная специфика.

США были единственными из ведущих стран мира, ко­торые смогли нажиться на войне. На территории этого государства находилось 75 % мировых запасов золота. Дол­лар стал главной валютой западного мира. Иная ситуация была в Западной Европе. Западноевропейские страны мож­но условно разбить на три группы: в первую входит Анг­лия, на территории которой не велись наземные бои (она подвергалась только бомбардировкам), во вторую - Герма­ния, временно утратившая свой суверенитет, и в наиболь­шей степени пострадавшая от боевых действий, в третью - остальные государства - участники войны. Что касается Англии, то ее общие потери превысили четверть всех на­циональных богатств. Государственный долг утройдся. На

мировом рынке Англию потеснили США. В Германии в сфере экономики ситуация была вообще близкой к краху: промышленное производство не достигало и 30 % от дово­енного уровня. Население оказалось полностью деморали­зованным, а судьба страны - абсолютно неясной. Ярким примером государств, относящихся к третьей группе, можно считать Францию. Она весьма серьезно пострадала от че­тырехлетней оккупации. В стране ощущался острый недо­статок топлива, сырья, продовольствия. Финансовая сис­тема также находилась в состоянии глубокого кризиса.

Такова была та исходная ситуация, с которой начался процесс послевоенного восстановления. Практически вез­де он сопровождался острейшей идейно-политической борь­бой, в центре которой стояли вопросы о роли государства в осуществлении реконверсии и о характере социальных отношений в обществе. Постепенно обозначилось два под­хода. Во Франции, Англии, Австрии сложилась модель государственного регулирования, предполагавшая прямое вмешательство государства в экономику. Здесь была про­ведена национализация ряда отраслей промышленности и банков. Так, в 1945 г. лейбористы осуществили национа­лизацию английского банка, чуть позднее - угледобываю­щей промышленности. В собственность государства были переведены также газовая и электроэнергетические отрас­ли промышленности, транспорт, железные дороги, часть авиакомпаний. Крупный государственный сектор образо­вался в результате проведения национализации и во Фран­ции. В него вошли предприятия угольной промышленнос­ти, заводы «Рено», пять главных банков, основные стра­ховые компании. В 1947 г. был принят общий план мо­дернизации и реконструкции промышленности, заложив­ший основы государственного планирования развития ос­новных секторов экономики.

По-иному решалась проблема реконверсии в США. Там частнособственнические отношения были намного проч­нее, и поэтому акцент делался лишь на косвенные методы регулирования через налоги и кредит.

Первостепенное внимание в США и Западной Европе стали уделять трудовым отношениям, основе всей соци­альной жизни общества. Однако на эту проблему смотре-

ли везде по-разному. В США был принят закон Тафта-Хартли, который вводил жесткий государственный конт­роль над деятельностью профсоюзов. В решении же ос­тальных вопросов государство пошло по пути расширения и укрепления социальной инфраструктуры. Ключевой в этом плане стала выдвинутая в 1948 г. программа «спра­ведливого курса» Г. Трумена, предусматривавшая повы­шение минимума заработной платы, введение медицинско­го страхования, строительство дешевого жилья для низ­кодоходных семей и т. д.. Сходные мероприятия проводи­ло лейбористское правительство К. Эттли в Англии, где с 1948 г. внедряется система бесплатного медицинского об­служивания. Прогресс в социальной сфере был очевиден и в других западноевропейских странах. В большинстве из них профсоюзы, находившиеся тогда на подъеме, активно включились в борьбу за решение основных социальных проблем. Результатом этого стало небывалое увеличение государственных расходов на социальное страхование, на­уку, образование и профессиональную подготовку.

Следует отметить, что сдвиги, произошедшие в первые послевоенные годы в социально-экономической сфере, на­шли соответствующее отражение и в политико-правовой области. Практически все политические партии Западной Европы в большей или меньшей степени восприняли идео­логию и практику реформизма, что в свою очередь, было закреплено в конституциях нового поколения. Речь идет, прежде всего, о конституциях Франции, Италии, отчасти ГДР. В них наряду с политическими свободами были за­фиксированы и важнейшие социальные права граждан: на труд, на отдых, на социальное обеспечение и образование. Таким образом, государственное регулирование после вой­ны стало главным фактором в развитии западноевропейс­кой экономики. Именно активная регулирующая деятель­ность государства позволила достаточно быстро преодо­леть те трудности, с которыми столкнулась западная ци­вилизация на данном этапе развития.

Реформизм 60-х годов

60-е годы XX века вошли в историю не только как вре­мя бурных потрясений, охвативших все ведущие страны

Запада, но и как пик либерального реформизма. В эти годы происходит стремительное развитие научно-технической сфе­ры. Внедрение новейших технологий позволило значитель­но увеличить производительность труда и видоизменить характер производства, что, в свою очередь, способствова­ло изменению социальной структуры западного общества.

Практически во всех развитых странах в два-четыре раза сократилась доля населения, занятого в аграрном секторе. К 1970 г. в сельском хозяйстве США осталось только 4 % от всего самодеятельного населения страны. Перемещение сельских жителей в города, положившее начало формиро­ванию мегаполисов, вызвало резкое расширение сферы об­служивания. К началу 70-х годов здесь было занято уже 44 % от всего активного населения, и это соотношение посто­янно увеличивается. И наоборот, доля лиц, задействован­ных в промышленности и на транспорте, сокращается. Из­менилась и структура самой промышленности. Исчезли мно­гочисленные профессии, связанные с физическим трудом, зато возросло количество инженерно-технических специа­листов. Сфера наемного труда в странах Запада расширя­лась и достигла в 1970 г. 79 % экономически активного населения. В качестве важной составляющей социальной структуры западного общества выделяются средние слои, представленные мелкими и средними предпринимателями, а также «новыми» средними слоями, то есть лицами, не­посредственно связанными с новым этапом научно-техни­ческой революции (НТР). 60-е годы были отмечены и быс­трым ростом студенчества. Во Франции, например, коли­чество студентов выросло с 0,8 млн в середине 50-х гг. до 2,1 млн в 1970 г.

НТР способствовала появлению новых форм организа­ции производства. В 60-е годы стали широко распростра­няться конгломераты, контролировавшие большие груп­пы крупных предприятий в разных отраслях экономики. Быстро росли и транснациональные корпорации (НТК), объединявшие отраслевое производство в масштабе уже не одной, а нескольких стран, что выводило процесс интер­национализации хозяйственной жизни на принципиально новый уровень.

С середины 50-х и на протяжении 60-х годов экономи­ка западных стран находилась на фазе подъема. Среднего-

довые темпы прироста промышленной продукции возрос­ли с 3,9 % в межвоенный период до 5,7 % в 60-е годы. Несомненным толчком к столь динамичному развитию стал план Маршалла* по которому 16 европейских государств получили от правительства США в 1948-1951 гг. 13 млрд долларов. Эти деньги пошли в основном на закупку про­мышленного оборудования. Важным показателем бурного экономического прогресса становится объем производства, который к началу 1970 гг. увеличивается в 4,5 раза по сравнению с 1948 г. Особенно высокие темпы роста на­блюдались в ГДР, Италии и Японии. То, что там происхо­дило, в последствии было названо «экономическим чудом». Стремительный рост экономики позволил заметно улуч­шить качество жизни. Так, например, в ФРГ в 60-е годы в 2,8 раза возросла заработная плата. С ростом доходов меняется и структура потребления. Постепенно все мень­шую долю в нем стали занимать расходы на питание, а все большую - на товары длительного пользования: дома, машины, телевизоры, стиральные машины. Уровень без­работицы в эти годы упал до 2,5-3%, а в Австрии и скан­динавских странах был еще меньше.

Однако, несмотря на благоприятный экономический кли­мат, интенсивное либеральное законодательство в соци­альной сфере, страны Запада не смогли избежать социаль­но-политических потрясений. К концу 60-х стало очевид­но, что для гармоничного развития общества, помимо,эко-номиче-ского благополучия, не меньшее значение имеет решение материальных и моральных проблем.

Так, правительство США в 60-е годы столкнулось с серьезным вызовом широкого спектра массовых демокра­тических движений, прежде всего негритянского, веду­щего борьбу против расовой дискриминации и сегрега­ции, а также молодежного, выступавшего за прекраще­ние войны во Вьетнаме. Особенно заметных успехов доби­лось движение за гражданские права негритянского насе­ления. В 60-е годы правительство США приняло серию законов, направленных на отмену всех видов расовой дис­криминации.

Немалое беспокойство у американского общества выз­вал «бунт молодых». В 60-е годы молодежь, прежде всего студенты, стала принимать активное участие в обществен-

но-политической жизни страны. Они выступила под ло­зунгами отрицания традиционных ценностей, а с началом широкомасштабных боевых действий во Вьетнаме пере­ключились на антивоенные акции.

Еще более драматичными были 60-е годы для Франции. С конца 50-х и до конца 60-х французское общество пережило ряд социально-политических потрясений. Первый, в 1958 г., был вызван событиями в Алжире, где с 1954 г. шла война. Французское население Алжира выступило против незави­симости страны, вокруг них объединились сторонники со­хранения колониальной империи - «ультраколониалисты», имевшие прочные позиции не только в Алжире, но и в са­мой Франции. 14 мая 1958 г. они подняли мятеж.

Французов, проживавших в Алжире, поддержала ко­лониальная армия, потребовавшая призвать к власти ге­нерала Ш. де Голля. Во Франции разразился острейший политический кризис, положивший конец Четвертой рес­публике. 1 июня 1959 г. генерал возглавил правитель­ство. А осенью того же года была принята новая консти­туция, радикально изменившая характер политического устройства Франции. Из парламентской республики стра­на превратилась в президентскую. Фактически вся полно­та власти сосредоточилась в руках де Голля. При реше­нии важнейших вопросов он обращался к референдумам. Таким путем был урегулирован вопрос об Алжире.

Впервые право Алжира на самоопределение было при­знано де Голлем в сентябре 1959 г. Это решение вызвало край­нее недовольство ультраколониалистов. В январе 1960 г. они подняли второй мятеж в Алжире, но уже против де Голля. Генерал его подавил. Тогда «ультра» создали Сек­ретную вооруженную организацию (ОАС), которая начала открытый террор против сторонников независимости Ал­жира. В апреле 1961 г. руководство ОАС подняло третий мятеж, но и он был подавлен. Во Франции развернулось широкое движение за мир, и 18 марта 1962 г. в Эвиане было подписано соглашение о предоставлении Алжиру не­зависимости.

Решив алжирскую проблему, де Голль смог сконцентри­роваться на проведении социально-экономических реформ. В годы его правления большие средства выделялись на мо­дернизацию и развитие промышленности (прежде всего, авиа­ционной, атомной, аэрокосмической), а также сельского хо-

зяйства. Была расширена система социального страхования.

Вместе с тем жесткий, тяготевший к авторитаризму стиль правления де Голля, вызывал постоянные вспышки поли­тической борьбы, порождая постоянное недовольство в раз­личных слоях французского общества. Президент подвер­гался критике и слева, и справа. Тем не менее, в 1965 г. он был переизбран на второй срок. Однако в мае-июне 1968 г. во Франции неожиданно разразился острейший кризис, пер­вопричиной которого стали выступления радикальных сту­дентов. Как и во многих других западных странах, в это время среди французских студентов были весьма популяр­ны левые, коммунистические взгляды, преобладало оттор­жение традиционных буржуазных ценностей.

Конфликт между студентами и администрацией универ­ситетского города Сорбонны вспыхнул в начале мая 1968 г. При попытке очистить помещение университета от бунтую­щих студентов произошли кровавые столкновения с поли­цией, свидетелям которых благодаря телевидению стала вся страна. 13 мая на защиту студентов вышли профсоюзы и другие левые силы. Во Франции началась всеобщая забас­товка. Ультралевые призвали жителей страны на баррика­ды. В конце мая, когда напряжение достигло критического момента, де Голль перешел в наступление. Ему удалось убе­дить большинство населения в том, что только он способен предотвратить новую революцию и гражданскую войну. В общественном мнении произошел перелом в пользу власти, и к концу июня ситуация была взята под контроль.

Стремясь закрепить успех, де Голль наметил проведе­ние административной реформы." В апреле 1969 г. он вы­нес этот законопроект на референдум, и заявил, что в случае его отклонения уйдет в отставку. После того, как 27 апреля 1969 г. 52,4 % избирателей проголосовали против, генерал де Голль покинул свой пост. В истории Франции начался постголлистский период.

6.1.3. «Консервативная волна»

Исходный импульс «консервативной волне», по мнению большинства ученых, дал экономический кризис 1974 - 1975 гг. Он совпал по времени со всплеском инфляции,

приведшей к крушению структуры внутренних цен, что затрудняло получение кредитов. К этому добавился энер­гетический кризис, который способствовал нарушению тра­диционных связей на мировом рынке, осложнил нормаль­ный ход экспортно-импортных операций, дестабилизиро­вал сферу финансово-кредитных отношений. Стремитель­ный рост цен на нефть вызвал структурные изменения в экономике. Основные отрасли европейской промышленно­сти (черная металлургия, судостроение, химическое про­изводство) пришли в упадок. В свою очередь, происходит быстрое развитие новых энергосберегающих технологии.

В результате нарушения международного валютного об­мена, пошатнулись основы финансовой системы, введен­ной еще в Бреттонвудсе в 1944 г. В западном сообществе стало нарастать недоверие к доллару как основному сред­ству расчетов. В 1971 и в 1973 гг. он дважды подвергся девальвации. В марте 1973 г. ведущие страны Запада и Япония подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют, а в 1976 г. Международный валютный фонд (МВФ) отменил официальную цену на золото.

Экономические неурядицы 70-х гг. происходили на фоне приобретавшей все больший размах НТР. Бе основным проявлением стала массовая компьютеризация производ­ства, способствовавшая постепенному переходу всей запад­ной цивилизации к «постиндустриальному» этапу разви­тия. Заметно ускорились процессы интернационализации хозяйственной жизни. ТНК стали определять лицо запад­ной экономики. К середине 80-х гг. на их долю приходи­лось уже 60 % внешней торговли и 80 % разработок в сфере новых технологий.

Процесс преобразования экономики, толчком к которо­му стал экономический кризис, сопровождался рядом соци­альных трудностей: увеличением безработицы, ростом сто­имости жизни. Традиционные кейнсианские рецепты, зак­лючавшиеся в необходимости увеличения государственных расходов, сокращения налогов и удешевления кредита, по­рождали перманентную инфляцию и бюджетный дефицит. Критика кейн-сианства в середине 70-х гг. приобрела фрон­тальный характер. Постепенно складывается новая кон­сервативная концепция регулирования экономики, наибо­лее яркими представителями которой на политической арене

стали М. Тэтчер, возглавившая правительство Англии в 1979 г, и Р. Рейган, избранный в 1980 г. на пост прези­дента США.

В области экономической политики неоконсерваторы ру­ководствовались идеями «свободного рынка» и «теорией предложения». В социальной сфере ставка была сделана на сокращение государственных расходов. Государство со­храняло под своим контролем только систему поддержки нетрудоспособного населения. Все трудоспособные граж­дане должны были обеспечивать себя сами. С этим была связана и новая политика в области налогообложения: проводилось радикальное снижение налогов на корпора­ции, что имело целью активизировать приток инвестиций в производство.

Вторая составляющая экономического курса консерва­торов - формула «государство для рынка». В основе дан­ной стратегии находится концепция внутренней стабиль­ности капитализма, согласно которой данная система объяв­ляется способной к саморегуляции посредством конкурен­ции при минимальном вмешательстве государства в про­цесс воспроизводства.

Неоконсервативные рецепты быстро завоевали широ­кую популярность среди правящей элиты ведущих стран Западной Европы и США. Отсюда и общий набор мероп­риятий в сфере экономической политики: снижение нало­гов на корпорации при росте косвенных налогов, сверты­вание ряда социальных программ, широкая распродажа государственной собственности (реприватизация) и закры­тие нерентабельных предприятий. Среди тех социальных слоев, которые поддержали неоконсерваторов, можно вы­делить главным образом предпринимателей, рабочих вы­сокой квалификации и молодежь.

В США пересмотр социально-экономической политики произошел после прихода к власти республиканца Р. Рей­гана. Уже в первый год его президентства был принят закон об оздоровлении экономики. Его центральным зве­ном стала налоговая реформа. Вместо прогрессивной сис­темы налогообложения вводилась новая шкала, близкая к пропорциональному налогообложению, что, безусловно, являлось выгодным наиболее зажиточным слоям и средне­му классу. Одновременно правительство осуществило со-

кращение социальных расходов. В 1982 г. Рейган высту­пил с концепцией «нового федерализма», включавшего пе­рераспределение полномочий между федеральным прави­тельством и властями штатов в пользу последних. В связи с этим республиканская администрация предложила ан­нулировать около 150 федеральных социальных программ, а оставшиеся передать местным органам власти. Рейгану удалось в короткий срок снизить уровень инфляции: в 1981 г. она составляла 10,4 %, а к середине 1980-х гг. упала до 4 %. Впервые после 1960-х гг. начался бурный экономи­ческий подъем (в 1984 г. темпы £оста достигли 6,4 %), увеличились расходы на образование.

В общем виде итоги «рейганомики» можно отразить в сле­дующей формулировке: «Богатые стали богаче, бедные - бед­нее». Но здесь необходимо сделать ряд оговорок. Повышение жизненного уровня затронуло не только группу богатых и сверхбогатых граждан, но и достаточно широкие и постоянно растущие средние слои. Хотя «рейганомика» и нанесла ощу­тимый ущерб малоимущим американцам, она создала конъ­юнктуру, которая давала шансы на получение работы, тогда как предшествовавшая социальная политика способствовала лишь общему сокращению числа бедняков в стране. Поэто­му, несмотря на достаточно жесткие меры в социальной сфе­ре, правительству США не пришлось столкнуться со сколь­ко-нибудь серьезным общественным протестом.

В Англии решительное наступление неоконсерваторов свя­зано с именем М. Тэтчер. Своей главной целью она объявила борьбу с инфляцией. За три года ее уровень снизился с 18% до 5 %. Тэтчер отменила контроль над ценами и сняла огра­ничения на передвижения капитала. Резко сократилось суб­сидирование государственного сектора, а с 1980 г. началась его распродажа: были приватизированы предприятия неф­тедобывающей и авиакосмической промышленности, воздуш­ного транспорта, а также автобусные компании, ряд пред­приятий связи, часть имущества Управления британских железных дорог. Приватизация коснулась и муниципально­го жилого фонда. К 1990 г. 21 государственная компания была приватизирована, 9 миллионов англичан стали акцио­нерами, 2/3 семей - собственниками домов или квартир.

В социальной сфере Тэтчер повела жесткую атаку на профсоюзы. В 1980 и 1982 гг. ей удалось провести через

парламент два закона, ограничивающие их права: под зап­рет ставились стачки солидарности, отменялось правило о преимущественном приеме на работу членов профсоюза. Представители профсоюзов были отстранены от участия в деятельности консультативных правительственных комис­сий по проблемам социально-экономической политики. Но главный удар по профсоюзам Тэтчер нанесла во время зна­менитой стачки горняков в 1984 - 85 гг. Поводом к ее началу послужил разработанный правительством план зак­рытия 40 нерентабельных шахт с одновременным уволь­нением 20 тыс. человек. В марте 1984 г. профсоюз горня­ков объявил забастовку. Между пикетами бастующих и полицией началась открытая война. Суд в конце 1984 г. признал стачку незаконной и наложил на профсоюз штраф в 200 тыс. фунтов стерлингов, а позднее лишил его права распоряжаться своими фондами.

Не менее сложной для правительства Тэтчер была про­блема Северной Ирландии. «Железная леди», как называ­ли М. Тэтчер, являлась сторонницей силового варианта ее решения. Комбинация этих факторов несколько поколеба­ла позиции правящей партии, и летом 1987 г. правитель­ство объявило досрочные выборы. Консерваторы вновь одер­жали победу. Успех позволил Тэтчер еще более энергично, проводить в жизнь программные установки консерваторов. Вторая половина 80-х гг. стала одной из самых благопри­ятных эпох в английской истории XX века: экономика по­стоянно находилась на подъеме, повышался уровень жиз­ни. Уход Тэтчер с политической арены был предсказуем. Она не стала дожидаться того момента, когда благоприят­ные для страны тенденции пойдут на спад и на партию консерваторов ляжет вся ответственность за ухудшение по­ложения. Поэтому осенью 1990 г. Тэтчер заявила о своем уходе из большой политики.

Аналогичные процессы происходили в 80-е годы XX века в большинстве ведущих стран Запада. Некоторым исключением из общего правила была Франция, где в 80-е гг. ключевые позиции принадлежали социалистам во главе сФ. Миттераном. Но и им приходилось считаться с доминирующими тенденциями общественного развития. «Кон­сервативная волна» имела весьма определенные задачи -

обеспечить оптимальные, с точки зрения правящей эли­ты, условия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики. Поэтому неслучайно, что к нача­лу 90-х гг., когда наиболее сложная часть.этой перестрой­ки была выполнена, «консервативная волна» постепенно пошла на спад. Происходило это в весьма мягкой форме. Р. Рейгана сменил в 1989 г. умеренный консерватор Дж. Буш, в 1992 г. Белый дом занял Б. Клинтон, а в 2001 г. к власти пришел Дж. Буш-младший. В Англии Тэтчер сме­нил умеренный консерватор Дж. Мейджор, его, в свою оче­редь, - в 1997 г. - лидер партии лейбористов Э. Блэр. Однако смена правящих партий не подразумевала измене­ния внутриполитического курса Англии. Примерно так эке развивались события и в других западноевропейских стра­нах. Последний представитель «неоконсервативной волны», канцлер ФРГ Г. Коль в сентябре 1998 г. вынужден был уступить свой пост лидеру социал-демократов Г. Шредеру. В целом 90-е гг. стали временем относительного затишья в социально-политическом развитии ведущих стран Запада в XX в. Правда, большинство специалистов считает, что оно будет недолгим. Вступление западной цивилизации в ста­дию «постиндустриального» развития ставит перед полити­ками множество новых, ранее неизвестных задач.

СССР в 1945-1991 гг.

Социально-экономическое

Зак.606

годов) оказалась, как считают сейчас многие ученые, един­ственным возможным выходом из создавшегося положения.

Страны Азии в 1945 - 2000 гг.

Крушение колониальной системы. Вторая мировая война оказала громадное влияние на развитие стран Востока. В боях участвовало огромное количество азиатов и африкан­цев. Только в Индии было призвано в армию 2,5 млн чело­век, во всей Африке - около 1 млн человек (а еще 2 млн были заняты обслуживанием нужд армии). Огромны были потери населения в ходе боев, бомбардировок, репрессий, из-за лишений в тюрьмах и лагерях: в Китае за годы войны погибло 10 млн человек, в Индонезии - 2 млн человек, на Филиппинах - 1 млн Неимоверны были бедствия населе­ния, разрушения и убытки в зонах военных действий. Но наряду со всеми этими тяжелыми последствиями войны не­сомненны и ее положительные результаты.

Народы колоний, наблюдая поражения армий колони­заторов, сначала - западных, потом - японских, навсегда изжили миф об их непобедимости. В годы войны как никог­да четко определились позиции разных партий и лидеров.

Самое же главное - в эти годы выковывалось и созрело массовое антиколониальное сознание, сделавшее необрати­мым процесс деколонизации Азии. В странах Африки этот процесс по ряду причин развернулся несколько позже.

И хотя борьба за достижение независимости еще потре­бовала ряда лет упорного преодоления попыток традици­онных колонизаторов вернуть «все старое», жертвы, при­несенные народами Востока во Второй мировой войне не были напрасны. В пятилетие после окончания войны доби­лись независимости почти все страны Южной и Юго-Восточ­ной Азии, а также Дальнего Востока: Вьетнам (1945 г.), Индия и Пакистан (1947 г.), Бирма (1948 г.), Филиппины (1946 г.). Правда, Вьетнаму пришлось в дальнейшем вое­вать еще тридцать лет до достижения полной независимос­ти и территориальной целостности, другим странам - мень­ше. Однако во многом военные и иные конфликты, в кото­рые втягивались эти страны вплоть до недавнего времени, порождены уже не колониальным прошлым, а внутренни­ми или международными противоречиями, связанными с их независимым, суверенным существованием.

Традиционные общества Востока и проблемы модер­низации. Развитие современного мирового сообщества про­исходит в духе глобализации: сложились мировой рынок, единое информационное пространство, существуют между­народные и наднациональные политические, экономичес­кие, финансовые институты и идеологии. Народы Востока активно участвуют в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили относительную независимость, но стали вторым и зависимым компонентом в системе «мно­гополюсный мир - периферия». Это было определено тем, что модернизация восточного общества (переход от тради­ционного общества к современному) в колониальный и по­стколониальный период проходила под эгидой Запада.

Западные державы по-прежнему стремятся и в новых условиях сохранить и даже расширить свои позиции в странах Востока, привязать их к себе экономическими,

политическими, финансовыми и прочими узами, опутав сетью соглашений о техническом, военном, культурном и прочем сотрудничестве. Если же это не помогает или не получается, западные державы, особенно США, не колеб­лясь, прибегают к насилию, вооруженной интервенции, экономической блокаде и прочим средствам давления в духе традиционного колониализма (как в случае с Афга­нистаном, Ираком и другими странами).

Тем не менее, в будущем под влиянием изменений в развитие экономики, научно-техническом прогрессе воз­можно перемещение мировых центров - экономических, финансовых, военно-политических. Тогда, возможно на­ступит конец евро-американской направленности эволю­ции мировой цивилизации, а восточный фактор станет направляющим фактором всемирной культурной основы. Но пока доминантой складывающейся мировой цивилиза­ции остается Запад. Его сила опирается на сохраняющее­ся превосходство производства, науки, технологии, воен­ной сферы, организации экономической жизни.

Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большинстве своем связаны сущностным единством. Их объе­диняет в частности, колониальное и полуколониальное про­шлое, а также периферийное положение в мировой эконо­мической системе. Их объединяет также то, что по срав­нению с темпами интенсивного восприятия достижений на­учно-технического прогресса, материального производства, сближение Востока с Западом в сфере культуры, религии, духовной жизни происходит относительно медленно. И это естественно, потому что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами, при всех наци­ональных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценностей материаль­ного, интеллектуального и духовного бытия.

Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизировалось по-своему и по­лучило свой результат. Но при этом западный уровень материального производства и научных знаний остается для Востока критерием современного развития. В разных восточных странах проходили проверку, как западные модели рыночной экономики, так и социалистические пла-

новые, по образцу СССР. Соответствующие воздействия испытывали идеология и философия традиционных об­ществ. Причем «современное» не только сосуществует с «традиционным», образует с ним синтезированные, сме­шанные формы, но и противостоит ему.

Одна из особенностей общественного сознания на Вос­токе заключается в мощном влиянии религий, религиоз­но-философских доктрин, традиций как выражения соци­альной инертности. Выработка современных взглядов про­исходит при противоборстве традиционного, обращенное в прошлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом - с другой.

История современного Востока свидетельствует о том, что традиции могут выступать как в качестве механизма, способствующего восприятию элементов современности, так и в качестве тормоза, блокирующего преобразования.

Правящая элита Востока в социально-политическом от­ношении делится, соответственно, на «модернизаторов» и «охранителей».

«Модернизаторы» пытаются примирить науку и рели­гиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания религиозных доктрин с действительностью через освящение научного знания священными текстами и канонами. «Модернизаторы» нередко призывают к пре­одолению антагонизма между религиями и допускают воз­можность их сотрудничества. Классический пример стран, сумевших приспособить традиции с современностью, ма­териальными ценностями и институтами западной циви­лизации - конфуцианские государства Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Япония, «новые индустриальные страны», Китай).

Напротив, задача фундаменталистов-«охранителей» - переосмысление действительности, современных социокуль­турных и политических структур в духе священных тек­стов (например, Корана). Их апологеты утверждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строиться так, чтобы соответствовать основным религиозным принципам. Фун-даменталистам-«охранителям» присущи нетерпимость и «по­иск врагов». Во многом успехи радикальных фундамента-

листских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конкретного врага (Запад), «виновника» всех его бед. Фундаментализм получил широкое распростране­ние в ряде современных исламских стран - Иране, Ливии и др. Исламский фундаментализм - это не просто возвраще­ние к чистоте подлинного, древнего ислама, но и требова­ние единства всех мусульман в качестве ответа на вызов современности. Тем самым выдвигается претензия на созда­ние мощного консервативного политического потенциала. Фундаментализм в его крайних формах ведет речь об объе­динении всех правоверных в их решительной борьбе с из­менившимся миром, за возврат к нормам очищенного от позднейших наслоений и искажений настоящего ислама.

Японское экономическое чудо. Япония вышла из вто­рой мировой войны с разрушенной экономикой, угнетенной в политической сфере - ее территория была оккупирована войсками США. Период оккупации закончился в 1952 году, за это время с подачи и при содействии американской адми­нистрации в Японии были проведены преобразования, при­званные направить ее на путь развития стран Запада. В стра­не вводилась демократическая конституция, права и свобо­ды граждан, активно формировалась новая система управ­ления. Такой традиционный японский институт как мо­нархия сохранялся лишь символически.

К 1955 году, с появлением либерально-демократической партии (ЛДП), которая стояла у руля власти несколько последующих десятилетий, политическая ситуация в стране окончательно стабилизировалась. В это время происходит первая смена экономических ориентиров страны, заключав­шаяся в преимущественном развитии промышленности группы «А» (тяжелая промышленность). Ключевыми от­раслями экономики становятся машиностроение, судостро­ение, металлургия

Вследствие ряда факторов во второй половине 50-х - начале 70-х годов Япония продемонстрировала небыва­лые темпы роста, обогнав по ряду показателей все страны капиталистического мира. Валовой национальный продукт (ВНП) страны увеличивался на 10 - 12 % в год. Будучи весьма скудной, в сырьевом отношении, страной, Япония смогла развить и эффективно использовать энергоемкие и

трудоемкие технологии тяжелой промышленности. Рабо­тая по большей части на привозном сырье, страна смогла пробиться на мировые рынки и добиться высокой рента­бельности хозяйства. В 1950 г. национальное богатство оценивалось в 10 млрд долларов, в 1965 уже в 100 млрд долларов, в 1970 эта цифра достигла 200 млрд., в 1980-м был перейден порог в 1 триллион.

Именно в 60-е годы появилось такое понятие, как «япон­ское экономическое чудо». В то время, когда 10 % счита­лись высоким показателем, промышленное производство Японии увеличивалось на 15 % в год. Япония в два раза превзошла в этом отношении страны Западной Европы и в 2,5 раза - США.

Во второй половине 70-х годов произошла вторая смена приоритетов в рамках экономического развития, что было связано, прежде всего, с нефтяным кризисом 1973 - 1974 годов и резким подорожанием нефти - основного энергоно­сителя. Наиболее остро подъем цен на нефть отразился на базовых отраслях японской экономики: машиностроении, металлургии, судостроении, нефтехимии. Первоначально Япония была вынуждена значительно сократить ввоз нефти, всячески экономить на бытовых нуждах, но этого оказалось явно недостаточно. Кризис экономики, ее энергоемких от­раслей, обострялся традиционной для страны нехваткой земельных ресурсов, экологическими проблемами. В этой ситуации японцы поставили во главу угла развитие энер­госберегающих и наукоемких технологий: электроники, точного машиностроения, средств связи. В результате Япо­ния вышла на новый уровень, вступив в постиндустриаль­ную информационную стадию развития.

Что же позволило разрушенной после войны многомилли­онной стране, практически лишенной полезных ископаемых, достичь такого успеха, относительно быстро войти в число лидирующих в экономическом отношении мировых держав и добиться высокого уровня благосостояния граждан?

Конечно, все это в немалой степени было обусловлено всем предшествующим развитием страны, которая в отли­чие от всех других стран Дальнего Востока, да и большей части Азии, изначально встала на путь преимущественно­го развития частнособственнических отношений в услови­ях незначительного давления государства над обществом.

Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине ХХ – начале ХХI в. являлись достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника. Достижения в генетике позволили получать новые сорта растений, повысить эффективность животноводства.

В 70-е гг. ХХ в. Начался новый этап научно-технической революции. Наука сливается с производством, превращаясь в непосредственную производственную силу. Еще одна черта данного этапа – резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразный символ того времени – персональный компьютер, ставший в развитых странах с последних десятилетий ХХ в. Неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни. Появление Интернета сделало общедоступным огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко применять для автоматизации производства, в бытовых приборах. Огромные перемены произошли в средствах связи (факсы, пейджеры, мобильные телефоны). Ярчайшим достижением науки является освоение космоса. В 1961 г – полет Юрия Гагарина, давший толчок к советско-американской гонке в исследовании космического пространства. Достижения этой гонки: выход человека в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере и Марсе, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. Американцы объявили о полетах своих астронавтов на Луну. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжались. Началось создание международной космической станции; в этом проекте приняли участие США, Россия, страны ЕС и Азии.

Значительных успехов добились биология и медицина, столкнувшиеся с неизвестными ранее заболеваниями (СПИД, Лихорадка Эбола, коровье бешенство) и вплотную подошедшие к решению проблемы клонирования. Этот метод вызвал дискуссии в обществе о морально-этических последствиях результатов его применения. В конце ХХ в. наука позволяет врачам успешно лечить сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, пересаживать жизненно важные органы человека, увеличивать его рост, устранять другие дефекты физического развития.

Новый шаг в исследовании сверхпроводимости и конструировании термоядерных реакторов сделали физики.

Сегодня многие регионы планеты покрыты транспортными путями, широкими автомагистралями и скоростными железными дорогами. Путешествие через континенты и океаны на борту сверхзвуковых лайнеров занимает всего лишь несколько часов.

Подлинными чудесами инженерной мысли стали телевизионные башни, протяженные мосты и подводные туннели, один из которых – под проливом Ла-Манш – соединил в 1995 г. Британские острова с европейским континентом. Все эти достижения легли в фундамент информационного общества ХХI века, переход к которому поставил в центр общественно-философской мысли Человека, стремящегося преодолеть издержки «общества массового потребления» с его культом денег и вещей, забвения гуманистических ценностей и идеалов духовности.

Начало строительства социализма.

В годы Второй мировой вой­ны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они воз­главили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в дру­гих руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех стра­нах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выбо­рах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они при­зывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.

Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшей­ся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и даль­нейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.

На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многоднев­ных массовых митингов рабочих добились создания нового прави­тельства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бе­неш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.

К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках ком­мунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В неко­торых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.

СЭВ и ОВД.

С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической си­стемы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двусто­роннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жес­тко контролировал деятельность правительств этих стран.

С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна ­Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении эко­номических связей стал играть Совет экономической взаимопомо­щи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже всту­пила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.

В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организauии Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападе­ния на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению госу­дарствам немедленную помощь всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифи­цировались вооружение и организация войск.