Древнейшие государства на территории россии.


Великое переселение народов

Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.

Севернее греков жили скифы – кочевники.

На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н. э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.

В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.

Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно- угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.

После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго- запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо- восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Великое переселение народов - условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII вв., разрушивших Западную Римскую империю и затронувших ряд территорий Восточной Европы. Прологом Великого переселения народов было передвижение германских племён (готы, бургунды, вандалы) в конце II - начале III вв. к Чёрному морю. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70- х гг. IV в.). В VI-VII вв. на территорию Восточной Римской империи вторгались славянские (склавины, анты) и другие племена.

Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

1 век н. э. Тацит говорил о Венедах, которые жили в районах Зап. Польши, Зап. Белоруссии и Зап. Украины. Под венедами ученые понимали неизвестный античному миру народ, который жил за пределами границ государства.

4 век до н. э. – 7 век до н. э. – Великое переселение народов из- за похолодания.

Происхождение восточных славян.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из- за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни. Достоверно известно, что наши предки в I - VI вв. н. э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов - Плиния Старшего и Тацита (I в. н. э.)- сообщается о венедах, обитающих между германскими и сарматскими племенами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI- VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно- угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую помещает в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с "вавилонским столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - "волохов".

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - в бассейне р. Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже (приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

О занятиях восточных славян известно, что осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Теории возникновения славян:

Автохтонная (славяне жили всегда на этой территории);

Миграционная (переселение славян).

4 век до н. э. – Дунай. Предгосударство Держава Германариха (вождь готов), но в состав его входили и другие народы. Эта держава существовала по договору с Римом, в конце 4 века рухнула, в результате нашествия на Рим ГУННОВ (во главе которых стоял Аттила). Очевидно, что славянские племена участвовали в этом набеге.

6 век – Иордан (Аланский историк Осетия) стал говорить об Антах и Склавинах. Он их относит к венедам. Анты в 6 веке постоянно нападают на владения Византии. В. натравила на них племя Аваров – Анты были разбиты. После этого Виз разбила Аваров.

7 век – разделение славян на южных, западных и восточных.

8- 9 века – возникают союзы племен – древляне и поляне. У каждого есть временные вожди – князья, дружина, города и народное собрание – вече.

Северный центр славян - Новгород (словене).

Южный центр славян - Киев (поляне).

Вопрос о происхождении славян был поставлен еще в средние века. В «Повести временных лет» (XII век) монахом Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога.

Согласно «Баварской хронике» (XIII век), предками славян были древние ираноязычные народы – скифы, сарматы, аланы.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX века, когда чешский ученый П. Шафарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.

Исследования лингвистов в первой половине XIX века показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье, на основании чего было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, включавшей в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев, которая, по мнению чешского историка Л. Нидерле, распалась в начале 2 тысячелетия до нашей эры. Выделившаяся в результате этого распада балто- славянская общность в I тысячелетии до нашей эры разделилась на балтскую и славянскую.

Отечественный историк и филолог А. А. Шахматов считал, что такая индоевропейская общность существовала в бассейне Балтийского моря. Вначале ее покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II веке нашей эры, после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.

В первой половине XX века зарубежные и отечественные археологи предприняли попытку уточнить, какие археологические культуры можно считать праславянскими и какую территорию занимали славяне на разных этапах исторического развития.

По мнению П. Н. Третьякова, праславянской была культура племен шнуровой керамики, переселившихся на рубеже 3- 2 тысячелетий до нашей эры из Причерноморья и Прикарпатья в Центральную Европу, а также на север и восток.

Собственно славянскими являлись следующие культуры: между Вислой и Днепром – тшцинецкая (3- я четверть II тысячелетия до нашей эры), на территории Польши – лужицкая (XIII- IV век до нашей эры) и поморская (VI- II век до нашей эры), на Висле – пшеворская, в Среднем Поднепровье – зарубинецкая (обе – конец I тысячелетия до нашей эры).

Во II- IV веках в результате движения готских племен на юг территория, которую занимали славяне, была рассечена на две части, что привело к разделению славян западных и восточных. Приняв участие в великом переселении народов, славяне в конце V века, после крушения державы гуннов, расселились также на юге европейского континента.

Некоторые хронологические уточнения происхождения славянских народов сделали современные американские исследователи (Г. Трегер и X. Смит), по мнению которых, во II тысячелетии до нашей эры древнеевропейское единство распалось на предков южных и западных европейцев (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). Североевропейская общность разрушилась в I тысячелетии до нашей эры, когда из нее вначале выделились германцы, а затем балты и славяне.

Историк и этнограф Л. Гумилев полагал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, что, якобы, произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.

Таким образом, вопрос происхождения славян настолько сложен и запутан, что представить истинную картину далекого прошлого вряд ли возможно в силу отсутствия письменных источников того времени



Расселение. Первые упоминания о предках современных славянских народов – венедах – относятся к I веку нашей эры, когда они проживали в Прикарпатье. К V в. славяне оттесняют германские племена за р. Эльбу, выходят к среднему Днепру и начинают колонизацию Балкан. В VII–VIII вв. происходит разделение славян на три группы – западные, южные и восточные. Восточные славяне расселяются по Днепру, до р. Невы и Ладожского озера на севере, на востоке доходили до Дона. Известны славянские поселения и в Крыму.

Занятия восточных славян. Восточные славяне занимались земледелием: в лесных районах – подсечно-огневым, в лесостепной зоне – пашенным. Выращивали рожь, ячмень, просо, пшеницу, овёс. При усадьбах разбивали сады и огороды. Важными отраслями хозяйства были охота и рыболовство. Происходит выделение ремесла. Развивается торговля, чему способствовало возрастание в IX–X вв. роли нового торгового пути из Византии в Северную Европу по Днепру «из варяг в греки», заменившего Волжский торговый путь «из варяг в арабы».

Общественный строй. С середины I тысячелетия н.э. у восточных славян начинается процесс разрушения родовых связей, вызванный развитием хозяйства. Усовершенствование орудий труда и техники обработки земли (появление плужного земледелия), переход к стойловому содержанию скота позволили отдельным семьям самостоятельно вести хозяйство. Родовая община заменяется соседской. К VIII в. складываются военно-политические союзы племён с «военной демократией» как формой общественных отношений. Разрушение родовой общины сопровождалось имущественным и социальным расслоением населения. Формируется родовая знать.

Мировоззрение. Мировоззрение восточных славян было мифологичным. Жизнь человека и всей окружающей природы подчинялись законам, установленным предками по воле богов. Славяне были язычниками. Существовало два основных культа – культ видимой природы и культ предков. Весь окружающий мир был населён богами:
Хорс – бог солнца;
Дажьбог – бог плодородия, солнечного света и живительной силы, дед славян, сын Сварога;
Сварог – бог-кузнец, одна из сторон Рода, владевший светом, огнём и эфиром, бог-творец и законодатель, отец Дажьбога;
Перун – бог грозы, грома и молний;
Стрибог – бог ветра;
Макошь (Мокошь) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем;
Велес (Волос) – бог домашнего скота, зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна, принимал обличье медведя и считался покровителем хорошей охоты;
Лада – богиня любви и брака;
Домовой – домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие;
Леший – хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц;
Водяной – хозяин водных пространств.
 О благополучии человека заботился его предок – Чур (Щур, Пращур). Род воплощал единство рода, а его дочери Рожаницы – Небесные Хозяйки Мира. Едва ребёнок появляется на свет, в небе загорается его звезда – она и есть рожаница.

Создание древнерусского государства

Образование государства – процесс длительный и закономерный. Государство создаётся в результате разложения родоплеменного строя.

Существуют две наиболее распространённые концепции происхождения государства – классовая и договорная.
 Согласно классовой концепции государство возникает в период распада родовых отношений в результате появления частной собственности и имущественного и социального неравенства. Государство в этом случае призвано прежде всего защитить частную собственность и привилегии небольшой части населения (знати).
 Согласно договорной концепции государство возникает вследствие договора между людьми, когда общество отказывается от части своих прав (самоуправление, организация обороны и т. д.) и передаёт их государственным органам.

Призвание варягов. В VIII–IX вв. у восточных славян сложились племенные союзы, которые возникли прежде всего как военные союзы:
  на юге - поляне, древляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты;
 в центральной и северо-восточной части - радимичи, дреговичи, вятичи;
  на севере - словене (ильменские), кривичи, полочане.

Образование государства у восточных славян проходило одновременно с процессом обретения независимости – освобождения от власти соседних народов: варягов и хазар. В 862 г. варяги были изгнаны из Новгорода, но не смогли выбрать себе князя. Тогда новгородцы обратились к варягам, к руси: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Княжить в Новгород пришли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора власть полностью перешла к Рюрику.
 В 879 г. Рюрик умер, и ввиду малолетства сына Рюрика Игоря новгородским князем стал Олег Вещий, родственник Рюрика.
 В 882 г. Олег совершает поход на Киев, убивает княживших там Аскольда и Дира и становится киевским князем, объединив таким образом южный и северный центры восточных славян.
 В тот же период в Западной Европе после распада империи Карла Великого (843 г.) создаются Западное (будущая Франция), Среднее (будущая Италия) и Восточное (будущая Германия) королевства, а также Моравское (830 г.), Венгерское (896) и Польское (960 г.) государства.

Внимание! В исторической литературе нет единства мнений о дате образования Древнерусского государства. Одни историки называют 862-й год , то есть год призвания Рюрика в Новгород, другие – 882-й год , то есть год объединения Новгорода и Киева под властью одного князя – Олега.

Причины создания государства у восточных славян:
общественно-политические – разложение родовых структур, объединение отдельных родов в племена, а племён – в племенные союзы;
социально-экономические – появление частной собственности и имущественного и социального расслоения населения, необходимость для облегчения внешней торговли объединения под властью одного правителя племён, живущих вдоль торгового пути «из варяг в греки»;
внешне-политические – необходимость освобождения от власти соседних народов и государств.

Теории возникновения Древнерусского государства
 Краткость изложения в исторических документах событий, связанных с созданием государства у восточных славян, стала причиной многолетних споров и появления различных теорий.
 Опираясь на текст «Повести временных лет», Г. З. Байер, А. Л. Шлецер и Г. Ф. Миллер (немецкие учёные, приглашённые на работу в Россию) выдвинули норманнскую теорию, согласно которой Древнерусское государство было создано варягами (норманнами, то есть скандинавами), которых пригласили княжить в Новгород два славянских (словене и кривичи) и два финских (чудь и весь) племени. Название народа и государства Русь – неславянского происхождения. Управляла новым государством династия неславянского происхождения. Одним из доказательств норманнской теории служит преобладание скандинавских имен среди купцов и дружинников, подписавших вместе с князем Олегом договор с греками в 911 г.
 Против норманнистов выступил М.В. Ломоносов, теория которого получила название антинорманнской (славянской). Антинорманнисты считают, что восточные славяне в IX в. стояли на более высокой ступени общественного развития, чем «разбойные» скандинавы, и не нуждались в их услугах. Уже в VI–VIII вв. у славян появились крупные суперсоюзы племён: Держава волынян, Куяба (вокруг Киева), Славия (в районе Новгорода), Артания (район современных Рязани и Чернигова) с чертами ранней государственности. Племя русь, из которого приглашён на княжение в Новгород Рюрик, было не скандинавского, а славянского происхождения и проживало в Восточной Пруссии.
 Большинство современных историков (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.) придерживаются центристской теории, согласно которой древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов, представители которых в том числе могли занять высокое положение в системе управления нового государства.

Укрепление государства. Политический строй Древней Руси
 В IX–X вв. происходит постепенное расширение границ и укрепление княжеской власти в Древней Руси. В 883–885 гг. Олег подчиняет своей власти древлян, северян и радимичей, воюет с уличами и тиверцами. К концу X в. власть киевского князя распространяется на все восточно-славянские племена-княжения. Но фактически она сводится только к уплате дани. Постепенно происходит замена родовых князей на наместников киевского князя, в том числе членов его семьи.
 В 945 г. при попытке повторного сбора дани происходит восстание древлян во главе с князем Малом. Князь Игорь был убит. Жена Игоря Ольга после подавления восстания изменяет систему сбора дани: полюдье было заменено повозом , установлены уроки и погосты.
 В 972 г. после гибели кн. Святослава происходит первая усобица. Сыновья князя, перед походом посаженные им наместниками в разные города (Ярополк – в Киеве, Олег – у древлян, Владимир – в Новгороде), начинают борьбу за киевский престол. Причина усобиц – сохранение пережитков общинных отношений. Их разложение привело к появлению частной собственности и представлений о наследовании не только имущества, но и политической власти («княжеского стола»). Но в IX – первой половине XI в. отсутствовало представление о старшинстве, то есть о приоритете кого-либо из сыновей при наследовании власти. Все братья имели равные права на «княжеский стол», что приводило к борьбе между ними. Первая усобица длилась 8 лет и закончилась утверждением на киевском престоле Владимира I Святославича.
 К моменту смерти в 1015 г. Владимира I в живых было 11 его сыновей. Каждый из братьев и в Киеве, и в княжествах, где они были наместниками, имели свои дружины и сторонников, готовых поддержать их в борьбе за престол. Сидевший в Новгороде Ярослав Мудрый ещё при жизни отца отказался платить Киеву налоги и подчиняться Владимиру. Владимир I собирался в поход на Новгород, но неожиданно умер. Началась новая усобица.
 Первыми жертвами борьбы за власть стали кн. Борис и Глеб, убитые Святополком, прозванным за это Окаянным (братоубийца, подобный библейскому Каину). В 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Мудрый. Его борьба с Мстиславом Тмутараканским продолжалась до 1026 г., когда братья подписали соглашение о разделе русских земель по Днепру: Киев и правобережная часть оставались за Ярославом, левобережная часть – за Мстиславом Тмутараканским. Смерть в 1036 г. бездетного тмутараканского князя позволила Ярославу Мудрому восстановить власть Киева над всеми русскими землями.
 При Ярославе Мудром был принят древнейший из известных нам закон – «Русская Правда». Стремясь предотвратить усобицы после своей смерти, Ярослав разделил города между сыновьями, передав киевский престол старшему Изяславу, и завещал братьям «жить в любви между собой… запретив им преступать пределы других братьев и сгонять их со стола». Так складывается лествичная система наследования власти: власть в стольном граде Киеве передавалась старшему в роду. Но мир между братьями сохранялся недолго. Вскоре началась новая волна усобиц.
 Государство, сложившееся у восточных славян в IX–XI вв., было раннефеодальной монархией. Её основные черты:
 – во главе стоял киевский старший князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин;
 – управление на местах осуществляли первоначально родовые князь, затем наместники киевского князя, в том числе члены его семьи;
 – важную государственную и политическую роль продолжает играть вече;
 – взаимоотношения старшего киевского князя с племенными князьями и всем подвластным населением строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.

Внешняя политика. Древнерусское государство находилось в постоянных контактах с соседними государствами и народами. Устанавливались торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения. Войны с соседями и мирная колонизация приводили к расширению границ Древней Руси. Подписание меж- дународных договоров с Византией (907, 911, 941, 944 гг.) поднимало её международный авторитет. Большое значение в укреплении авторитета Древней Руси имело принятие христианства, поставившее Русь в один ряд с большинством европейских государств.
 На северном направлении мы наблюдаем преимущественно мирную колонизацию и освоение новых земель, ассимиляцию местных племён.
 На восточном направлении русские князья развивают дипломатические и торгово-экономические связи с Волжской Булгарией. Походы кн. Святослава в 964–965 гг. привели к разгрому Хазарского Каганата. Дружиной князя были взяты столица хазар Итиль, крепость Саркел на Дону, ставшая русской крепостью Белая Вежа (Белая Башня), и город Таматарха на Тамани, ставший столицей русского Тмутараканского княжества.
 Разгром Хазарского Каганата открыл путь для вторжения в степи Приазовья и Причерноморья номадов-кочевников из Азии. К границам Руси подходят печенеги, а после их разгрома Ярославом Мудрым – половцы. Начинается длительный период борьбы и взаимодействия русских княжеств со степью.
 На западном направлении развиваются дипломатические и торгово-экономические связи со странами Западной Европы. Через русские земли осуществляла торговые связи с Северной Европой Византия. Большое значение для экономики Древней Руси имели торговый путь «из варяг в греки» и установление контроля над волжским торговым путём. Заключались династические браки: сын убитого Владимиром I Ярополка кн. Святополк был женат на дочери польского короля, дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала женой французского короля.
 На южном направлении развиваются экономические, политические и культурные связи с Византией. Успешные походы Олега Вещего в 907 и 911 гг. позволили киевскому князю заключить выгодные договоры,
определявшие:
 – порядок выкупа пленных;
 – наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии;
 – правила ведения судебного процесса и наследования;
дававшие:
 – наиболее благоприятные условия торговли для русских и греков: русские купцы получили право свободной и беспошлинной торговли в Византии;
изменявшие:
 – береговое право: вместо захвата владельцем прибрежной земли выброшенного на берег судна и его имущества местные жители обязывались оказывать помощь в спасении терпящего бедствие судна и товаров.

Внимание! Среди исследователей нет единства мнений о количестве договоров, заключённых Олегом с Византией. Часть историков считает, что договор был заключён только в 911 г. Помещённый в летописи текст договора 907 г. является лишь пересказом договора 911 г., а не самостоятельным соглашением Олега с греками.

Договор 944 г., заключённый после неудачного похода дружины кн. Игоря,
 – обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты;
 – вводил ряд ограничений для русских купцов в размерах вывоза ценных тканей, месте и продолжительности пребывания в столице Византии Константинополе, порядке посещения её торговых районов и т. д.
 Кроме того, Русь и Византия согласились помогать друг другу военными силами. Византийские императоры неоднократно обращались к киевским князьям за военной помощью.
 Договор 971 г., заключённый с имп. Иоанном Цимисхием после неудачного похода кн. Святослава Игоревича в Болгарию, содержал обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию.
 Святослав Игоревич остался в истории как князь-воин. «…Легко ходил в походах, как пардус (т.е. гепард), и много воевал, – писал о нём летописец. – В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов… Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"». Много времени Святослав проводил в походах, надолго покидая Киев. Во время нападения печенегов на Киев в 968 г. современник укорял Святослава: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул… Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»
 Расширяя территорию своего государства, Святослав хотел также перенести столицу в Переяславль на Дунае. Но добиться этого во время похода 971 г. кн. Святославу не удалось. Весной 972 г. во время возвращения в Киев княжеская дружина была перехвачена печенегами у днепровских порогов. Кн. Святослав погиб.
 Киевские князья, стремясь укрепить авторитет Руси, заключали династические браки с византийскими императорскими домами. Сестра императоров Василия и Константина Анна стала женой Владимира I. Мирный договор 1046–47 гг. был скреплён браком Марии, родственницы Константина IX Мономаха, с сыном Ярослава Мудрого Всеволодом.

Культура Древней Руси

Культура каждого исторического этапа складывается:
 – из культурных достижений предшествующих поколений;
 – вклада живущих поколений;
 – заимствований из культур других народов и стран.

Восточные славяне до принятия христианства обладали развитой культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями – земледелием, охотой, рыболовством и ремеслом. Деревянное строительство дополнялось изготовлением различных изделий из дерева. О большом количестве городов свидетельствует скандинавское название Древней Руси – Гардарики (страна городов). Устное народное творчество было связано с языческой религией и бытом славян. Зарождается письменность – четы и резы.


Крещение Руси . Стремясь обеспечить духовное единство вошедших в государство племён, кн. Владимир I в 980 г. проводит религиозную реформу. В Киеве создаётся пантеон шести старших языческих богов, главным из которых был назван Перун. Но реформа не дала ожидаемого результата. Кн. Владимир решает перейти к единобожию (монотеистической религии). Летописная легенда рассказывает, как Владимир Святославич выбирал религию, сравнивая ислам, иудаизм и два направления в христианстве – римский католицизм и византийское православие. Выбор князя остановился на православии. В 988 г., по одним данным, в Корсуни (Херсонесе), в Крыму, по другим – в Киеве Владимир с дружиной принимает крещение, затем крестит всю Русь.
Причины принятия христианства :
 – наиболее тесные экономические, политические и культурные связи у древнерусского государства были с Византией;
 – принятие христианства значительно облегчало Руси, через которую проходил торговый путь «из варяг в греки», ведение торговых операций с Византией и христианскими государствами Европы;
 – восточные славяне и киевские князья давно были знакомы с христианством. В 955 г. в Константинополе приняла крещение кн. Ольга. Варяги-христиане жили в Киеве уже в начале X в. По легенде, Аскольд и Дир также были христианами.
 Крещение восточных славян привело к значительным изменениям в их культуре.
 Вместе с христианством на Русь пришли славянская азбука (глаголица и кириллица) и книжность. Делаются переводы на славянский язык богослужебных книг и светских сочинений. Древнейшая из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие». По указанию Ярослава Мудрого в Киевской Софии была создана первая на Руси библиотека.
 Появляется литература – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты, поучения и послания Феодосия Печерского, житийная литература, в том числе «Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» монаха Нестора, «Палея Толковая», в которой впервые формулировались идеологические постулаты русичей, и др.
 В конце XI – начале XII в. монахами Киево-Печерского монастыря Никоном, Нестором и Сильвестром создаются первые русские летописи.
 Грамотность на Руси была широко распространена, о чём свидетельствуют надписи на хозяйственных предметах и многочисленные берестяные грамоты, написанные представителями разных социальных слоёв.
 Сохраняется и развивается устное народное творчество – былины, сказания. Древнерусский период отражён в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня-сват», «Вольга и Микула» и др.
 С христианством на Русь приходит каменное храмовое строительство (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове (1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.).
 Живопись представлена монументальной (фрески и мозаика), станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой.
 Распространена музыка, несмотря на протесты православной церкви, видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. В соборе Киевской Софии сохранилась фреска с изображением музыкантов.

В целом для русской средневековой культуры IX–XII вв. характерен традиционализм, основными чертами которого являются:
 – господство религиозного мировоззрения;
 – накопление знаний;
 – общая замедленность темпов культурного развития;
 – влияние европейской культуры.

В период раннего каменного века – палеолита – человек проник на территорию Восточной Европы, заселение шло с юга. В середине 2 тысячелетия до н.э. из индоевропейской общности обособилась этноязыковая общность – славяне. Они занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В 6-9 вв. славяне объединялись в общности, племенные союзы. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, имена которых были утрачены, каждое отдельное племя состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию 40-60 км. Поляне жили в лесостепи на западном берегу Днепра (Киев), к северу от них между устьями рек Десны и Росси жили северяне (Чернигов), к западу от полян на правобережье Днепра жили древляне . К северу от древлян между реками Припятью и 7Зап.Двиной расселились дреговичи , полочане располагались от реки Полота до притока Зап.Двины. между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы , по реке Оке располагались вятичи , на западе от них жили кривичи (Смоленск). Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты , вокруг озера Ильмень жили ильменские племена (Новгород). Основным занятием восточных славян было земледелие, на севере господствовала бодсечно-огневая система земледелия (в первый год деревья подрубали, на второй сжигали и использовали золу как удобрение), в южных районах ведущей системой был перелог (земли засевали 2-3 и более лет, с истощением переходили на новые). Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, плуг которыми взрыхляли почву. С землевладельческим занятием было тесно связано скотоводство, рыболовство, охота, сбор меда. Трудоемкие работы которые нужно было осуществить в строго определенные сроки мог выполнить только большой коллектив, в его задачу входило слежение за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую часть в жизни древнерусской деревни приобретала община. На смену родовой общине пришла территориальная. Общинников объединяла не только родство, но и общность территории и хозжизни. Каждая община владела определенной территорией, было две формы собственности – личная (дом, скот, инвентарь) и общественная (пахотная земля, луга, леса). Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати, важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение и дружина (послы, княжеские управители, и обслужившие двор и хозяйство князя). Дружинники собирали дань с покоренных племен (полюдье), единицей обложения был крестьянский двор или земельная площадь. Древние славяне были язычниками. Каждый из богов олицетворял разнообразные силы природы (Перун, Сварог (огонь), Велес (скотоводство), Симаргл (подземный мир), Ярило (Даждьбог, Хорос - солнце).

НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1. Языки народов России и сопредельных государств

Проблемы происхождения народов, этнических общностей относятся к числу наиболее сложных. Как правило, начало складывания этнических общностей связано с отдалёнными эпохами первобытнообщинного строя, когда ещё не появилась письменность. Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык. Поэтому современная наука делит все народы, проживающие на Земле, на большие языковые семьи. На территории Российской Федерации и Содружества Независимых Государств проживают народы индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской языковых семей.

Одна из крупнейших - индоевропейская языковая семья. К ней относятся романская, германская, балтийская, славянская, иранская группы. Учёные полагают, что народы индоевропейской семьи ведут своё начало от одного праотца - арийцев. Арийцы в незапамятные времена жили в Азии, на Иранской возвышенности. С течением времени арийцы двигались на юг, запад. Постепенно они расселились на территории современного Ирана, Малой Азии, Южной и Восточной Европы, Центральной Азии и Индостанского полуострова. Во II тысячелетии до н.э. они сформировали единую культурную общность, которая соответствовала индоевропейской семье. Впоследствии эта семья распалась на несколько групп: романскую (от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване), германскую (немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы), иранскую (таджики, афганцы), балтийскую (латыши, литовцы), славянскую (русские, украинцы, белорусы).

Другая большая языковая семья - уральская. Она делится на финно - угорскую и самодийскую группы. Народы финно - угорской группы (финны, эстонцы, карелы, удмурты, марийцы, коми, мордва и др.) издавна занимали территорию северной половины Восточно - Европейской равнины - между Балтийским морем и Уралом, оттуда её племена расселялись на европейский Север, в Поволжье и Западную Сибирь. Народы самодийской группы (ненцы, нганасаны, селькупы) занимают тундровые районы европейской части страны и Западной Сибири, низовья Енисея, юг Таймыра.

В состав алтайской семьи входят тюркская (чуваши, татары, башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, казахи, узбеки и др.), монгольская (буряты, калмыки), тунгусо - манчжурская группы (эвенки, эвены и др.). С историей восточных славян тесно связана история тюркских народов. Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В начале железного века они проникают на север, в Сибирь, к Уралу, Среднюю Азию, Кавказ. В эпоху великого переселения народов они начали своё продвижение в Восточную Европу и далее на запад.

В горных ущельях Северного Кавказа со времён бронзового века живут народы кавказской языковой семьи. В её состав входят картвельская (грузины), абхазско - адыгская (абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, черкесы, адыгейцы) и нахско - дагестанская (чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины и др.) группы.

2. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов

Человек современного вида (Homo sapiens) появился на территории нашей страны в Причерноморье и на юге Средней Азии примерно 30 тыс. лет назад. В то время центральные и северные области европейской части России были покрыты ледником. Первобытные люди занимались охотой, собирательством, рыболовством. По мере потепления климата и таяния ледников первобытные люди стали расселяться из юго - западных и южных областей на север и восток. К Y тысячелетию до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III - II тысячелетии до н.э. - до Баренцева моря и в Южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны.

Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своём развитии другие частей европейской и азиатской территории. Развитие материального производства, увеличение населения и рост имущественного неравенства привели к разложению первобытно-общинного строя, который в разных регионах Евразии проходил не одновременно. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. Важно отметить, что все они появились на юге, долгое время развивались независимо друг от друга. Общие события их истории были обусловлены чаще всего вторжением одних и тех же иноземных завоевателей. У этих государств не было контактов западными и центральными областями европейской части России, где тысячелетием позже стали формироваться основы древнерусской государственности. Контактам с этой территорией препятствовали лежавшие на пути горы или полупустыни, а также широкая полоса степей, где кочевали воинственные скотоводческие племена. С первых веков нашей эры степи стали основным путём проникновения из Азии в Европу больших кочевых орд, часто уничтожавших на своём пути всё.

Государство Урарту. В IХ в. до н.э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племён сложилось государство Урарту. К середине VII в. государство занимало территорию от озера Севан в Армении до верховьев Тигра и Евфрата и стало одним из значительных государств Древнего Востока. Урарту занимались земледелием, садоводством с применением искусственного орошения. Широко было развито скотоводство. Города Урарту были укреплены стенами и башнями из громадных камней. Искусные ремесленники изготовляли из глины, меди и железа орудия труда, хозяйственную утварь, оружие, дорогие украшения из золота. Государству Урарту приходилось постоянно вести оборонительные войны с соседней Ассирией, стремившейся поработить Урарту. Своего расцвета государство достигло к середине VIII в. до н.э., но в VI в. после нашествия скифов государство погибло. Армянские племена стали основой для сформировавшегося здесь позднее Армянского царства.

К западу от него из грузинских и абхазских племён образовалось Колхидское царство, а к северу - грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже - в IV в до н.э. - на территории северного Азербайджана возникло государство Албания.

Народы Средней Азии. История народов Средней Азии уходит в глубину веков.

В середине I тысячелетия до н.э. здесь возникло три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи).

В V в. до н.э. Закавказье и Средняя Азия ненадолго попали под власть Персидской империи. В IV в. эти области были завоёваны Александром Македонским. Здесь существовали большие и могучие города: Ходжент, Самарканд. Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Действовала развитая система орошения.

Существенное влияние на историю Закавказья и особенно Средней Азии оказало арабское завоевание (VII - VIII вв. н.э.), принёсшее с собой ислам. На Кавказе ислам распространился среди предков азербайджанцев и других народов Восточного, а также Северного Кавказа. Армяне и грузины, у которых ещё в первых веках нашей эры установилось христианство, стойко сопротивлялись исламизации, однако некоторые группы грузин (аджарцы, ингилойцы и др.) позже всё же были обращены в ислам. В Средней Азии ислам постепенно стал основной религией всего населения. В социально - экономическом отношении арабское завоевание совпало с возникновением феодальных отношений и отчасти способствовало этому процессу.

После распада в IХ в. Арабского халифата в Закавказье возник ряд феодальных государств. В ХI в. в ходе борьбы с проникшими в Закавказье из Средней Азии турками - сельджуками шло объединение грузинских земель, завершившееся при Давиде Строителе созданием единого грузинского царства со столицей в Тбилиси. Своего социально - экономического и культурного расцвета это царство достигло при царице Тамаре (конец ХII - начало ХIII в.). В границы Грузии в это время на правах вассального государства входила большая часть Армении (со столицей Ани). К северу от него располагалось Абхазское царство и независимая Кахетия, к востоку (на территории Азербайджана) - Албанское царство и ряд других феодальных государств, крупнейшим среди которых был Ширван (со столицей в Шемахе).

В Средней Азии после распада Арабского халифата возникло несколько государств (Саманидов, Караханидов и др.), крупнейшим среди которых стал Хорезм. Шахам Хорезма удалось отразить нашествие турок - сельджуков и распространить свою власть к ХIII в почти на территорию всей Средней Азии, а также на южные прикаспийские области, включая часть Азербайджана.

Греческие колонии. В I тысячелетии до н.э. берега Чёрного моря стали осваивать древние греки. Наибольший размах греческая колонизация достигла VI - V вв. до н.э. В это время в Северном и Восточном Причерноморье и Приазовье греки создают такие крупные города - колонии, как Тирас (устье Днестра), Ольвия (район Очакова), Херсонес (район Севастополя), Феодосия, Пантикапей (район Керчи), Танаис (устье Дона), Фанагория (Таманский полуостров), Диоскурия (район Сухуми), Фасис (устье Риона).

В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы - Боспорского царства (V в. до н.э. - IV в. н.э.), охватившего значительную часть Приазовья. Здесь активно развивались торговля, земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленное производство.

Греческие города - государства копировали устройство и образ жизни греческого мира. Почти все они были рабовладельческими республиками. Рабы приобретались в результате войн, и владеть ими могли все свободные граждане. Здесь сложились крупные земельные владения, в которых производилось зерно, вино, масло. На высоком уровне находилось ремесло, чему в немалой степени способствовала широкая торговля.

Греческие колонии поддерживали торговые и культурные связи с жившими в причерноморских и приазовских степях племенами скифов, с кавказскими народами.

На рубеже нашей эры греческие колонии подвергались неоднократным нападениям кочевников, и в III в., когда началось великое переселение народов, все они прекратили своё существование.

Скифы. К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов. Они создали яркую и своеобразную культуру, которая оставила глубокий след в истории народов южной части Восточной Европы и районов Передней и Средней Азии. Наиболее ранние упоминания о скифах содержатся в письменных источниках. "Отец истории" греческий историк Геродот (V в.) посвятил им IV книгу свой истории. Скифами он называл ираноязычные племёна, занимавшие пространство от устья Дуная, Нижнего Буга, Днепра до Азовского моря и Дона. В этот период у скифов шёл процесс разложения первобытно - общинного строя, и складывалось классовое общество. На территории бывшего СССР скифы одними из первых создали своё государство.

По примеру Геродота по способу ведения хозяйства скифов принято разделять на скифов-кочевников и скифов-пахарей. Скифы-кочевники кочевали в Нижнем Приднепровье, Крыму, Приазовье. На правобережье Нижнего Днепра жили скифы - пахари. Они жили в полуземлянках, глубина которых не превышала 1 м. Скифы - пахари возделывали пшеницу, лён, коноплю, разводили коров, овец, коз, свиней. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Занимались различными ремёслами, важнейшим из которых была металлургия. Скифы-пахари занимались также резьбой по кости, ткачеством, гончарным делом.

Скифы-кочевники были скотоводами. Они оставили наиболее знаменитые клады и захоронения, которые позволяют судить об уровне их развития. Коневодство у скифов играло главную роль. Лошадь была любимым и главным животным, и её изображение было излюбленным и неотъемлемым украшением многих изделий скифов.

Так как скифы постоянно меняли стойбища, то у них выработался особый тип жилища - войлочная юрта, поставленная на кибитку.

В VI - IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на его базе сложилось сильное скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). С точки зрения политического устройства скифы представляли военную демократию. Власть принадлежала военному собранию. Во главе племени стоял вождь - царь, он считался верховным военачальником. Племенная знать скифов была баснословно богата, владела огромным количеством рабов и обладала сильной властью. Рабовладение у скифов достигло значительных размеров. Рабами становились не только военнопленные, но и свободные люди из подчинённых племён. В случае смерти царя умерщвлялся и царский конвой, чтобы служить господину и в потустороннем мире. Скифы переняли у греков - аристократов страсть к накоплению золота и обязательному его помещению с умершим.

К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сокращается и ограничивается лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами - государствами и скифами ухудшаются. С востока скифов начинают теснить сарматы. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э.

Великое переселение народов в III - IV веках. В III-IV в.в.н.э. началось время борьбы сотен варварских племён с соседними государствами. Этот период всемирной истории называют также великим переселением народов. Варвары из степей и лесов завоёвывали богатые южные города и оседали на новых местах. Этот процесс способствовал крушению Римской империи и Византии. В тоже время он оказал большое влияние на складывание романских, германских и славянских народностей.

Переселение народов шло в двух направлениях. С северо-запада Европы на юг и юго - запад двигались племена кельтов, германцев, позднее - славян. С востока из Азии на запад перемещались орды кочевников. В IV в. н.э. кочевники - гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции, аланы - предки современных осетин - от Северного Кавказа до Испании. В то же время германские племена побывали на Чёрном море, в Италии, северной Африке. Начало VI в. характеризуется сильнейшим давлением славян на Византию. Византийские историки описывают вторжение в пределы империи славянских войск, заселение ее славянскими колонистами.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Древние народы на территории России. Авары тюркоязычный племенной союз, упоминаемый в источниках с сер. V в. Представлял собой сложное сочетание этнических групп различных частей аварской орды. В сер. VI в. авары вторглись в степи Западного Прикаспия, позже появились в Восточной Европе. Аварский каганат племенное объеди­нение аваров в Паннонии на Дунае (VI в. конец VIII в.) со слабой экономической базой, военным подчинением без точных и постоянных границ. Возглавлялся ханом Баяном, осу­ществлял активную экспансию, завоевал часть славянских племен. В VII в., после поражения под Константинополем и восстаний покоренных племен, начался распад каганата. В VIII в. авары были окончательно разгромлены франками под предводительством Карла Великого. В «Повести временных лет» упоминаются под именем обров.

Аланы многочисленные ираноязычные племена сарматского происхождения. Со II в. до н. э. известны под названием «роксоланы». Обитали в Нижнем Поволжье, Южном Приуралье, Подонье, Северном Прикаспии. Осуществляли активную экспансию, вели войны в Закавказье, Малой Азии. К IV в. н. э. были этнически разнородны, подверглись нашествию гуннов. В VI в. были разгромлены аварами. Участвовали в великом переселении народов, в Западной Европе и Северной Африке совместно с вандалами образовали государства. Оказались включенными в процессы этнокультурной ассимиляции. Культуру IV-V вв. пред­ставляют городища и могильники предгорной зоны Северного Кавказа. С VII по X вв. значи­тельная часть Алании (от Дагестана до Прикубанья) входила в состав Хазарского каганата.

Булгары тюркские племена. Образовали союз, который в VII в. разделился на не­сколько групп. Часть кочевала в Приазовье и на Северном Кавказе. Другая группа проникла на Балканы, где слилась с местным населением. Третья осела в Среднем Поволжье и под­чинила себе ряд финно-угорских племен. Позже образовалась Волжско-Камская Булгария многонациональное государственное образование в Среднем Поволжье.

Готы группа германских племен. В III в. н. э. пришли в южнорусские степи из Прибалтики, жили в Северном Причерноморье. Соперничали с сарматами, аланами. Делились на вестготов и остготов. Пали под ударами гуннов. Исчезли с этнической карты, оставив от­дельные реликтовые островки.

Гунны кочевой народ, сложившийся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров. В 370-х гг. начали массовое передвижение на Запад, подчинили ряд германских и других племен, возглавили мощный племенной союз. Нашествие гуннов удалось остановить на северо-востоке Франции при городке Труа (451 г.). Наибольшего могущества достигли при Аттиле. Позже растворились среди других народов.

Касоги принятое в русских летописях название адыгов многочисленной группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя «адыге» и обитавших на юго-западе Северного Кавказа и Черноморском побережье. В древности упоминались под собирательными именами меотов, зихов, керкетов. С V в. началось возвышение зихов, которые до X в. возглавляли союз адыгских племен. Со времени монгольского нашествия на Руси распространилось другое название адыгов черкесы. В ХШ-XIV вв. часть адыгов продвинулась на восток в бассейн Терека, где жили прежде аланы, истребленные и оттесненные монголами в горы; оставшаяся часть аланов смешалась с адыгами. Так образовалась кабардинская народность.

Сарматы объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савро-маты, языги и др.). В VI-IV вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до Волги. В III в. до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. Вели войны с Римом и государствами Закавказья. В IV в. были разгромлены гуннами.

Скифы собирательное название древних племен, обитавших в Северном Причерноморье с VII в. до н. э. до III в. н. э. Описание скифов дано Геродотом. Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Занимались земледелием, скотоводством, обработкой металлов, торговлей с античными причерноморскими городами. Создали мощное государство. Позже были покорены и растворились в среде новых пришельцев (сарматы и др.), частично ассимилировались со славянами.

Тюркский каганат союз тюркоязычных племен, образовавшийся в VI в. на Урале и в Монголии. Подчинил своему влиянию обширные территории. Следствием распада стало образование новых племенных союзов аварского, хазарского, булгарского.

Финно-угорские племена. Наиболее значительными из них являлись бартусы, веда мордовские племена.

Весь прибалтийско-финское племя в Приладожье и Белозерье. С IX в. в составе Киевской Руси. Потомки веси вепсы.

Водь прибалтийско-финское племя в Водской пятине Новгородской земли. Упоминается с XI в.

Карела (карьяла), ижора прибалтийско-финские племена. В составе Руси с IX в. Ижорская земля располагалась к югу от р. Невы. Ижорские карелы находились в подчинении Новгорода, знатные представители этих племен приняли христианство.

Меря многочисленное племя в волго-окском междуречье. Начало слияния с восточными славянами относится к IX - XI вв. Территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества.

Мурома, мещера племена в бассейне р. Оки. Платили дань Руси, с XII в. ассимилировались с русскими.

Печера финно-угорское племя в районе р. Печоры. Платили дань Новгороду. В составе Русского государства с XV в.

Черемисы (позднее марийцы), мордва, пермь финно-угорские племена в Среднем Поволжье и Приуралье.

Чудь древний народ, населявший север Восточной Европы до времени русского заселения; предки эстов. В источниках нередко изображался гипертрофированно - скрывающимся в лесах от преследований со стороны «панов» предков русских переселенцев. Поскольку язык чуди был непонятным, то считался «чудным». Знатные представители чуди жили в Киеве (двор Чудин) и Новгороде (Чудинцева улица).

Ямь (емь) прибалтийско-финское племя во внутренних районах Финляндии; платило дань Руси. С ХШ в. под властью Швеции.

Хазары тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в IV в., после нашествия гуннов. Кочевали в прикаспийских степях. В сер. VII в. возник Хазарский каганат государство в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, часть распавшегося Тюркского каганата. В нач. VIII в. хазары владели обширными территориями Кавказа, Приазовья, Крыма. Позже под давлением арабов каганат переместился на Нижнюю Волгу. Власть каганата распространялась на значительную часть восточнославянских земель (отсюда споры о «хазарском иге» над Русью). Хазарский каганат достиг своего высшего могущества на рубеже VIII-IX вв. В то время фактический повелитель каган-бек Обадий сделал иудаизм официальной, государственной религией каганата. С конца IX в. часть хазарской территории заняли печенеги. В X в. с хазарами активно воевали русские дружины, важный вклад в их разгром внес Святослав (964 - 965 гг.).



Языги сарматское племя. Первоначально обитали восточнее Дона и были южными соседями роксоланов. В конце I в. спустились к низовьям Дуная, а затем осели на территории современной Венгрии, между Дунаем и Тисой. Изначально кочевое скотоводческое племя.

Славяне – группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Делится на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане).

Термин «славяне» появляется в источниках достаточно поздно – в VI в. н.э. Со славянами обычно связывают венедов, упоминаемых античными авторами в качестве народа, проживавшего на территории современной Польши, однако эту точку зрения нельзя считать бесспорной. Готы, германские племена, прошедшие через Восточную Европу, тоже оказали влияние на язык. Кроме готов, участие в этногенезе принимали и тюркоязычные кочевники, сменившие сарматов (гунны, авары, болгары, хазары). Первое точное упоминание о славянах связано с их набегами на Византию в VI в. В этот период происходит мощное колонизационное движение славян на Балканы и восток – на просторы Восточной Европы. Тогда же происходит разделение славян на западных, южных и восточных.

Славянские языки относятся к индоевропейским языкам. Они очень близки языку индоевропейской общности. Данное положение вещей можно объяснить тем, что язык славян поздно отделился от общеиндоевропейской основы. Судя по языку, праславяне жили в лесной, но не горной местности, лежащей далеко от моря. Под это определение подпадают многие территории, поэтому историки не пришли к единому мнению в вопросе о прародине славян.

В настоящее время большинство специалистов определяют в качестве этнической территории славян область, простирающуюся к северу от Карпат. Таким образом, они считают славян автохтонным населением (коренным населением Центральной или Восточной Европы): взгляды ученых существенно расходятся в вопросе нахождения более точных границ расселения.

Носителем праславянского языка выступала довольно небольшая группа населения, которая позднее смогла распространить славянский язык среди других народов – соседей славян. Ближайшими соседями праславян были племена балтов, живущие в лесах к востоку и северо-востоку от славян. В этногенезе славян также принимали участие ираноязычные кочевники – скифы и сарматы. У них славяне заимствовали слова «бог», «собака», «топор».

Венеды (венеты) - древнейшее название славянских племен, вероятно носители пшеворской археологической культуры. Западными соседями (германцами), ощущавшими их от­личие от круга собственно германских племен, племена обозначалась экзоэтнонимом венеды (венеты). В структуру общности входили будущие словене и анты. Позже наметилась экспансия «пшеворцев» в юго-восточном, а затем и в вос­точном направлении, следствием чего стало разделение черняховской археологической куль­туры на два субрегиона - Верхнеднестровский и Подольско-Днепровский. В этих ареалах в ходе взаимодействия с субстратными местными насельниками и их постепенной ассимиляции вступили в завершающую фазу этногенетические процессы славяноязычного населения.

Анты - название славянских племен в IV – VII вв. Этот социум сложился в Подольско-Днепровском регионе. Археологический эквивалент антов пеньковская культура. Формировались на сармато-аланском субстрате. На страницах письменных памятников анты (также как и словене) появились в 1-й пол. VI в. Термин «анты» зафиксирован в «Гетике» Иордана (до 550 551 гг.), в рассказе о победе готского «короля» Винитария над антами и распятии им их «короля» Боза с сыновьями и 70 знатными людьми. На основе анализа источ­ников предполагают, что германцы-готы знали антов в конце IV в. не только под их самоназ­ванием, но и называли венетами.

Анты выступают раздельно и в единстве со словенами - это две никогда не смешивающиеся самостоятельные силы; ни один источник не указывает на антов, как на часть этнических словен; с другой стороны, отсутствуют основания для суждения о «первородстве» этнических словен перед антами. Это равноправные образования, о равноправии словен и антов в VI в. сви­детельствуют, в частности, этногенетические предания, донесенные Иорданом и Прокопием Кесарийским (Готская война. VII. 14. 29).

Жили анты в лесостепях между Днепром и Днестром, а также к востоку от Днепра. Имели развитую материальную культуру: для них были характерны сельская община, торговля, связанная с развитием ремесел, товарообмен с Римом. Анты располагали мощной военной организацией, боролись с готами. С нач. VI в. вместе со склавинами вели наступление на бал­канские владения Византии.

К нач. VI в. происходит этническая консолидация славяноязычного населения Верхнеднестровского региона. Ее следствием стало возникновение словенского этнического самосознания, венчавшегося появлением аутоэтнонима slovene.

Словене метаэтническое образование, время возникновения которого вызывает споры историков. Часть ученых считает, что о существовании данного метаэтноса можно говорить только с VI в., до нач. VI в. достоверные сведения об этнических словенах практически отсутствуют. Др. авторы, однако, находят словен в предшествующих эпохах.

Применительно к Древней Руси этноним slovene обозначал людей, владеющих словом, членораздельной речью, тогда как экзоэтноним «венеты» (и производные от него) в славянорусской фольклорной традиции обозначали чуждую далекую землю, типа Веденецкой земли в русских былинах. Для обозначения «чужих» (неславян) народов у славян наибольшее распространение получили два этникона чудь, которым еще в Начальной русской летописи именовались неславянские народы, и немец (немцами на Руси обозначались жители Европы).

Краткая хронология ранней истории славян.

Сер. V в. (548 559 гг.) выход славян к нижнему Дунаю; борьба с Византийской империей (Дунай рубеж, разделявший славян и земли Юстиниана I); движение славян центра Европы на восток (лесостепные земли сколотов).

550 г. вторжение нескольких тысяч славян из-за Дуная в империю Юстиниана.

555 556 гг. сражения славян с персами на стороне Византии.

560 г. вторжение аваров (обров) в степи Северного Причерноморья и долины Дуная, нашествие их на антов; убийство посланника антов Мезамера.

568 г. продвижение аваров на средний Дунай.

560 570 гг. движение славян на Балканы.

590 600 гг. война аваров и византийцев на Балканах.

Начало VII в. массовое переселение славян за Дунай; неоднократная осада ими Фессалоник; появление славянских территориальных округов (жупов).

617, 623, 626, 628 гг. штурм Константинополя аварами с участием славян.

1-я пол. VII в. существование славянского объединения Само.

Сер. VII в. столкновение славян на Дону и на нижнем Днепре с Хазарским каганатом.

2-я пол. VII в. борьба Константина II против славян в Македонии.

VII в. движение славянских масс на север к Чудскому и Ладожскому озерам.

VIII в. заселение славянами бассейна верхней и средней Оки и р. Сож; укрепление славянами Изборска, Старой Ладоги, Гнездово.

1-я пол. IX в. сооружение на нижнем Дону крепости Саркел (Белая Вежа).

Религия древних славян – язычество, характеризующееся большим числом божеств небесного, земного и подземного миров. Формирование славянских верований уходит в глубь веков. Персонификация богов у славян чрезвычайно растянута во времени; возможно, она продолжалась и после принятия христианства. Число богов, как считают историки, установить достаточно сложно: одно и то же божество могло иметь несколько имен, при этом функции богов были различны. Не до конца проясненным остается вопрос о степени распространения культов. С точки зрения христианства, все божества древних славян равно являлись «дьяволами», «бесами».

Божества обрядности. Карачун день зимнего солнцеворота, календарная дата; одновременно злой дух, возможно, персонаж зимней святочной обрядности, символизировавший умирание природы.

Коляда согласно одной точке зрения, бог торжеств, бог мира; согласно другой, более распространенной, мифологический персонаж женского рода, олицетворявший зимнюю святочную обрядность.

Кострома мифологический персонаж, не относившийся непосредственно к божествам; один из обрядов праздника проводов весны. Центральный элемент соломенное чучело, которое сжигали или топили в Петров день (29 июня; вторая дата - 12 июля), компенсируя этим древнее жертвоприношение.

Ярило бог Солнца, бог весны, плодородия, любви; славянский Дионис. Представлялся славянам в виде юноши на белом коне. Заботился об оплодотворении природы, человеческого сообщества; символизировал продолжение рода. Культ имел земледельческий характер, олицетворял весеннее пробуждение природы. Образ объединял несколько видов обрядности, при этом календарные обряды совпадали с молениями о дожде. Широко представлен в топонимике. С принятием христианства сблизился с культом Георгия.

Божества смерти, подземного царства. Чернобог властитель подземного мира, злой бог, представитель тьмы, от которого идут понятия «черная душа», «черное дело» и др. Служители: Вий судья над мертвыми, источник кошмаров, сновидений, ужасов; Кощей символ окостенения, оцепенения от мороза зимой; Мара (Марена) смертоносный дух или богиня смерти; избавление от нее достигалось путем торжественного сжигания соломенной куклы во время весенних праздников. Позже утратила связь со смертью, но сохранила черты нечисти, оборотничества.

Божества добра, хранители, защитники, родители живого. Белбог один из перводревних богов славян, источник и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Изображался в виде мужчины с куском железа в правой руке (видимо, в плане испытания раскаленным металлом). Защитник от Чернобога.

Берегини женские мифологические персонажи, множественные духи, оберегавшие людей от злых духов упырей. По представлениям славян, берегини были связаны с водой, считались хранительницами благополучия, природы, дома. Позже получили различные имена. Название нередко употреблялось по отношению к изображениям русалок. Часто вместе с берегинями упоминался Переплут.

Дед хранитель рода у древних славян, домовое божество, охранявшее домашний очаг, печной огонь (малый Перунов огонь). Одновременно лесное божество, хранившее Перунов клад (золотые молнии, серебряный дождь и др.).

Род мифологический персонаж, воплощавший единство рода. В письменных источниках упоминался как божество более низкого уровня, нежели Перун и Велес (см.: Пантеон Владимира). Функции трактуются по-разному: родитель живого, символ плодородия, совокупность мужчин племени; творец Вселенной, универсальное божество, аналог западнославянского Святовида. Выражение фаллического начала. Вытеснен Перуном. Особо почитался в простонародье. Считалось, что судьба человека записывалась в Книгу Рода и «чего на роду написано, никому не миновать».

Рожаницы женское рождающее начало у древних славян, дающее жизнь живому. Культ связан с женской средой, представлениями о продолжении рода, судьбе новорожденного, которому рожаницы определяют долю. Соотносились со звездами.

Чур по одним сведениям, божество, охраняющее поля, межи, пашни, освящающее право собственности («чур мое!», «чур пополам!» и т. д.); согласно другой точке зрения домовой, бог-хранитель домашнего очага. Часто Чур (Щур) рассматривается как мистический предок, основатель рода.

Дивия мифологический персонаж, известный у южных и западных славян. Слово связано с обозначением «чуда», несет в себе следы древнего индоевропейского значения. По Б. А. Рыбакову, скорее всего, Великая мать природы.

Дидилия одно из названий богини-матери, родительницы; покровительница рожениц, детей, матерей.

Жива одно из названий праматери рода у древних славян, давшей жизнь всему живому человеку, животным, урожаю. Высшая богиня, возможно, нарицательное индоевропейское обозначение богини вообще.

Другие божества. Зевана (Дзевана) богиня лесов и охоты у западных славян. В восточнославянской мифологии ее функции могли выполнять Дева, Дива. Культ сопровождался жертвованием шкур животных.

Карна, Желя женские божества смертной печали, воплощение сострадания.

Лада богиня любви, красоты, очарования. Почиталась в качестве покровительницы браков. С Ладой связан Зничь огонь, жар, пыл, любовное пламя.

Лелия (Леля) богиня весны и молодости из свиты Лады. Побуждает природу к оплодотворению, а человека к брачным союзам. Мужской вариант Лель. С Лелией связан весенний праздник ляльник.

Среча (Сьречь, Усрьчь) древняя богиня славян, представляемая в виде девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, жизни. Желание общения с ней приводило к гаданиям.

Триглава (Тригла) древнейшая богиня славян. Изображалась с тремя лицами. Скорее всего, воплощала движение жизни; исполняла три функции: творения, хранения, разрушения.

Племенные объединения восточных славян этнополитические образования, предшествовавшие Древней Руси. Восточнославянские догосударственные общности именуют племенами. В свете современных данных, племенная структура формировалась до включения славян в Великое переселение народов (до VI в.). В ходе славянского расселения (VI-VIII вв.) она разрушилась, в VIII IX вв. сформировались новые общности на территориальной основе. До перехода этнополитических образований под власть Киева их называли «землями».

Бужане группа племен восточных славян, живших в верховьях Западного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства.

Волыняне восточнославянское племенное объединение, возникшее на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов». Центр Волынь (в летописи упоминается с 1018 г.). В 907 г. союзник Киева.

Вятичи союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения Оки. С сер. X в. в составе Киевской Руси. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Древляне объединение восточнославянских племен, занимавшее в VI X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по течению рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига и граничившее с волынянами, бужанами, дреговичами. По летописным сведениям, название объясняется проживанием в лесах; подчеркивается, что «живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девица». Археологические раскопки свидетельствуют об укоренении обряда погребения, существовании представлений о загробной жизни; находят серпы, изделия из железа, сосуды, остатки тканей, кожи, что свидетельствует о развитии хлебопашества, гончарного, кузнечного, ткацкого, кожевенного ремесел. Древляне занимались скотоводством, коневодством, вели меновую торговлю, у них были распространены изделия из серебра, бронзы, стекла, сердолика. Главным городом был Искоростень. При этом правление осуществлялось князьями вместе со «старейшинами града». Считается, что древляне враждовали с соседями, в частности с полянами. Были подчинены Олегом (см.: Первые Рюриковичи), который в 883 г. наложил на них дань. Древляне пытались освободиться от подчинения Киеву. Дважды на Древлянскую землю ходил Игорь. После его гибели, по летописному преданию, кн. Ольга сожгла Искоростень. Святослав Игоревич посадил здесь своего сына Олега. Владимир Святославич передал древлян Святославу, который погиб в противостоянии со Святополком Окаянным. Окончательно древляне вошли в состав Киевского княжества при Ярославе Мудром.

Дреговичи племенное объединение славян, занимавшее северные области правобережья Днепра. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. Как племя подчиненное Руси, под именем другувитов (drougoubitai) они были известны Константину Порфирородному. В составе Киевской Руси с X в., основа Туровского княжества.

Дулебы племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Царьград. Под именем бужан и волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.

Ильменские словене одно из самых многочисленных славянских объединений, жившее у о. Ильмень, по р. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Их соседями были финно-угорские племена чудь и меря. В нач. IX в. вместе с кривичами и чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.

Кривичи восточнославянское племенное объединение в VI - X вв. в водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Считается, что кривичи, возможно, были первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Располагаясь на пути «из варяг в греки», они были втянуты в торговые связи, распространявшиеся вплоть до Константинополя. Главные города Смоленск, Полоцк, Изборск. Как подчиненная Киеву общность, кривичи участвовали в походах Олега и Игоря. Племенными центрами являлись Изборск, Полоцк, Смоленск.

Поляне союз восточнославянских племен VI IX вв., располагавшийся по среднему течению Днепра от Припяти до Роси, составивший ядро Древнерусского государства. По летописным свидетельствам, поляне отличались от окружавших из племен уровнем цивилизованности. Так, отмечено, что «бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим.... брачные обычаи имеяху». Общественное устройство основано на сочетании общинного и княжеско-дружинного начал. У полян значительное развитие получили земледелие, скотоводство, они были мастерами обработки дерева. Развивалась торговля, включая связи с восточными странами. Долгое время поляне платили дань хазарам. В IX в. они, однако, сумели подчинить своему влиянию окружающие племена (древлян, дреговичей, северян и др.). Историческим центром полян являлся Киев. Известны также города Вышгород, Белгород, Звенигород, Василев и др. Как самостоятельная общность, поляне упоминаются до 944 г.; позже это название вытесняется. Его заменяют Русь (Рось), Кияне.

Радимичи племенное объединение, жившее в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань хазарам. В 885 г. были присоединены князем Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом воеводой князя Владимира. Впоследствии территория радимичей вошла в состав Черниговского и Смоленского княжеств.

Северяне союз племен в VIII IX вв., живший по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 г. входили в состав Древнерусского государства.

Тиверцы племенное объединение, жившее по Днестру до Черного моря и устью Дуная (согласно Лаврентьевской летописи, «…тиверцы сидяху по Днестру, приседяху к Дунаеви бе множьство их, седяху бо по Днестру оли до моря, суть грады их и до сего дне»). Известны сведения о борьбе с тиверцами Аскольда и Дира. Под 907 г. в летописи сохранилось известие об участии тиверцев в походе Олега, под 944 г. в походе Игоря. К XII в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север; их потомки вместе с частью южных племен заняли Слободскую Украину и южнорусские степи, где постепенно смешались с другими племенами.

Уличи восточнославянское племенное объединение, жившее, согласно «Повести временных лет», в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах Черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. Киевский воевода Свенельд 3 года осаждал главный город Пересечень. Под натиском кочевых племен отошли на север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.

Варяги древнерусское название жителей Скандинавии (они же норманны, викинги). По др. версиям, варяги не тождественны норманнам; это жившие по берегам Балтийского моря племенные объединения со значительной долей как скандинавского, так и славянского и кельтского элементов. В VIII-IX вв. норманны (варяги) проникли на Русь. Их появление (и продвижение) здесь растянулось во времени, осуществлялось в форме вторжения, разбоев, насилия, включения в войско местного населения.

«Варяжский вопрос» проблема роли варяжского влияния на образование древнерусского государства, имеющая как научное, так и политическое содержание.«Призвание» варягов зафиксировано летописью, которая появилась позже изображаемых событий; летописцы рассказывали о пришествии варягов задним числом, исходя из современных им представлений. «Призвание» стало аксиомой: в течение веков эта проблема не вызывала споров. Актуальной она стала только в XVIII в. в силу ряда факторов, включая создание Академии наук, политизацию исторической науки, нападки на Ломоносова, неприятие «Истории Российской» Татищева и др. Тогда сложилась т.н. норманнская теория система взглядов о происхождении древнерусского государства, поначалу представленная в трудах академиков-иностранцев.

Одним их них был Г. З. Байер, с 1725 г. возглавлявший кафедру древностей и восточных языков Академии наук. Интерпретация Байером древнерусской истории в политизированной атмосфере того времени, акцент на решающую роль норманнов в создании государства были приняты как своего рода идейный реванш за Полтаву. Выводы Байера поддержали А. Л. Шлецер, др. авторы (ни Миллер, ни Шлецер не вкладывали в свои выводы никаких националистических соображений). Противниками выступили М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников и др. Развернулась полемика, которая продолжается до настоящего времени.

Подходы основоположников норманнской теории имели как сильные, так и слабые стороны. Были преодолены легендарные построения о происхождении русских царей, например, от Августа. Акцент на скандинавском происхождении Рюрика намечал ориентиры научного подхода. Отбрасывались представления о мирном, добровольном и всенародном призвании варягов. Норманнисты исходили из реальной картины варяжского бытия, исключавшего мир и покой. Вместе с тем, они акцентировали внимание на легкости варяжского вторжения, считали приход варягов началом Русского государства, полагали, что скандинавы в «пространном смысле основали русскую державу»; более ранний период представлялся не более чем предысторией.

Антинорманнисты XVIII в., в свою очередь, исходили из внутренних, самобытных процессов. Они отказывались признавать в Рюрике норманна, игнорировали всякую роль варягов. При этом они первыми поставили вопрос об уровне развития восточнославянского общества и создании государства. Ломоносов писал «О России прежде Рюрика»; историю народа до появления государства и варягов он относил в глубь веков, а события, связанные с Рюриком, по его мнению, были продолжением истории поднепровских славян, но не ее началом. Отсюда обращение к источникам, использование античного наследия в обосновании истории славянского мира (норманисты чаще обращались к источникам северного происхождения). Так, в полемике с Миллером Ломоносов использовал труды Геродота, Прокопия Кесарийского, средневековых авторов. Его заслуга определение территории славян, выяснение характера их общественного строя, защита славян от несправедливых упреков в темноте и невежестве. При этом и норманнисты, и антинорманнисты признавали факт ассимиляции варягов в славянском обществе.

В XIX в. обозначилось четкое разделение на норманнистов (А. А. Васильев и др.) и антинорманнистов (С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский и др.). Споры концентрировались преимущественно вокруг происхождения имени «Русь» и, особенно, этнической принадлежности первых русских князей. Внимание историков привлекал не столько процесс образования древнерусского государства, сколько его первосоздатели. При этом борьба норманнистов и антинорманнистов являлась, по сути, борьбой двух монархических концепций. Часть историков (С. М. Соловьев и др.) отказывались переносить на IX в. понятия о национальном достоинстве, свойственные Новому времени. В. О. Ключевский и А. А. Шахматов расценивали сам спор как тупик; они скептически относились как к норманнизму, так и к антинорманнизму. Их подход к проблеме заключался в попытке понять летописцев, мотивы выделения ими «призвания» варягов как краеугольного камня русской истории. Эти историки ориентировали на изучение творчества летописцев, познание их методов реконструкции событий.

В ранней советской историографии были представители обоих направлений, при этом осмысление сущности государства делало второстепенным вопрос о происхождении династии. В 1939 г. Е.А. Рыдзевская высказалась за преодоление самой противоположности «норманнисты антинорманнисты», за объективную оценку их достижений и слабых сторон. В 1940 нач. 1950-х гг. норманнизм стали считать проявлением космополитизма, что выводило дискуссию за рамки научного обсуждения (доминировали политические моменты, а не задачи выявления характера русско-скандинавских связей). Школа Б. Д. Грекова разрабатывала концепцию возникновения классового общества и государства у восточных славян, в рамках которой варяги в принципе не могли быть источником колоссальных перемен на значительной части территории Восточной Европы; процесс образования Древнерусского государства не мог зависеть от их воли. Историки 1960 1970-х гг. подчеркивали включенность варягов в объединительный процесс, ратное дело и одновременно их изолированность от становления княжеской власти, социальной дифференциации. Отмечалось, что приглашения на княжение традиция Новгорода; Рюрик с братьями был, очевидно, приглашен в обычном для викингов качестве наемного предводителя дружины.

Современные антинорманнисты исходят из того, что славянская государственная организация существовала до варягов. Своими действиями пришельцы вносили дисбаланс в естественноисторический процесс. Насильственное включение варягов в процесс становления Древнерусского государства проявилось в ускорении централизации племен, этническом составе правящей элиты, примате дружинного начала. Варяжских конунгов больше интересовал грабеж, нежели государственность. Позже задачи регуляции сбора дани актуализировали для норманов местные социальные нормы; это и стало одним из «внешних» импульсов становления государственности. При этом преобладали все же «внутренние», но не «внешние» процессы строительства Русского государства. Противники такого подхода считают славяно-варяжские отношения более сложными и многообразными, присутствие варягов представляется им мозаичным и институциональным. В 1970 г. опубликован свод археологических данных о «норманнских древностях», свидетельствующих, что на участках Днепровского торгового пути, там, где в IX в. встречались лишь отдельные скандинавские погребения, в XI в. варяжские захоронения составляли до 13%. Основываясь на хронологии археологических находок, историки уточняют периодизацию славяно-скандинавских связей.

2.2. Киевская Русь: