Хухлаева О. В

Волнения первых свиданий, неуверенность первой ночи вдвоем, незнакомые правила совместной жизни… Отношения – одна из самых значимых сфер человеческой жизни, а поэтому с ними связано немало наших тревог и сомнений. Для женщин личные отношения.

Как правило, стоят на вершине иерархии ценностей, но тревогам подвержены и мужчины, особенно те из них, кто привык держать ситуацию под контролем: их опыт и логика не слишком помогают там, где речь идет о чувствах. Нормально, когда человек ощущает...

Бывает, человек вдруг решил: «Все, хватит жить такой жизнью! Больше не хочу!» Бывает такое? Вспоминайте, вы наверняка проходили какие то курсы, программы. И, скорее всего, вам не понаслышке знакомы все эти страхи. Просто давайте их озвучим, и вы для себя, наконец-то поймете, что процесс роста всегда сопровождается страхами. И это нормально!

Вот вы жили в какой-то своей среде. Кто-то спортом занимался, кто-то не занимался. Кто-то книги читал, а кто-то любил на диване поваляться. Так и жили, не...

При отсутствии психологических знаний у человека может сложиться неправильное представление о сущности своих проблем и жизненных неудач. Часто ему мешают страхи за свое здоровье, семью, карьеру и, как результат - создание мифов о причинах успеха или неуспеха в жизни.

На сегодняшний день широко распространены следующие мифы:

1. Биоэнергетический миф: все мои болезни и неудачи оттого, что какой-то «вампир» высасывает мою жизненную энергию.

2. Магический миф: мои неудачи происходят из-за...

Зелье ревности варится из двух основных ингредиентов: это страх и гнев.

Страх подталкивает ребенка к поиску решений, которые помогут ему вернуть материнскую любовь.

Например, если мама сказала, что какой-то там Вася из соседней квартиры - замечательный мальчик, её сын постарается сделать нечто такое, чтобы мама тоже про него сказала, какой он замечательный.

А если скажет, что он много более замечательный, чем этот Вася, то еще лучше.

Гнев направлен на "враждебные" объекты, которые...

Типично американская болезнь

В 1869 году в „Бостонском медицинском и хирургическом журнале“ была опубликована и привлекла к себе внимание небольшая заметка американского невропатолога Джорджа Бирда „Неврастения, или нервное истощение“.

Затем Бирд развил идеи, изложенные в ней, и написал обстоятельную монографию об открытой им болезни.

Бирд считал, что неврастения - болезнь типично американская и вызывается особенностями американского климата и образа жизни, однако европейские врачи...

Одним из наиболее разумных советов по эффективному избавлению от эмоционального кризиса мне кажется следующее высказывание Да Фри Джона;

Секрет того, как пройти через духовный процесс и не потерять рассудка, состоит в искреннем освобождении от страха.

До того момента, пока вы испытываете страх, вы ограничиваете свое переживание – и если переживание вам навязано, у вас не остается никакой возможности расслабиться и предаться ему, пока вы боитесь разумно на него взглянуть. Вы не можете...

Меня давно интересует проблема преодоления страха, освобождения от цепей, которыми сковывает нас инстинкт самосохранения. Так вот, Музила является одним из тех немногих людей, которые, испытав себя в отчаянных ситуациях, смогли навсегда устранить страх из своей жизни...

В то время, когда он и его товарищи по оружию воевали в Южной Америке, жители Соединенных Штатов внимательно следили за конфликтом совсем в другой части света. Этот конфликт назывался "война во Вьетнаме". Но в Боливии было во...

Приветствие. У каждого из нас не единожды бывало в жизни такое что, оправдывались самые-самые худшие ожидания. Сегодня давайте попытаемся разобраться и понять, почему же это происходит. Начнем, пожалуй, с того, что нашу жизнь создаем мы сами. С этим можно соглашаться или не соглашаться, но от этого ровным счетом ничего не измениться. Наша действительность создана нами же. Естественно большинство людей говорят на это что существует множество независящих от человека обстоятельств и тд. Только вот...

Женское, мужское. И то, что объединяет их - отношения. Которые, сначала начинаются, а потом, если повезет, продолжаются. Как им помочь? Как взрастить, укрепить, сохранить, сберечь? Как сделать такие хрупкие пока еще отношения чем-то прочным, надежным, красивым и гармоничным? И возможно ли?

Но, прежде чем искать ответы на эти вопросы, нужно понять и конкретизировать сами вопросы. Разберем их по косточкам.

Любые человеческие (и нечеловеческие тоже)) отношения (и не только они))) переживают...

Каждый из нас испытывал в жизни страх, иногда он нам помогал, оберегая от разного рода опасностей, а иногда действовал предательски, когда казалось бы надо было проявить смелость, а мы струсили и позволили страху управлять нашими действиями. Только вот наш страх нам в любом случае не враг, и в этой статье я расскажу вам о страхе много интересного, что вы уважаемые читатели возможно никогда не слышали и не читали о нем. Страх как всем нам известно является врожденной базовой эмоцией, сигнализирующей человеку о реальной или возможной опасности, и если вы полностью здоровый человек, если с вашей психикой все нормально, вы просто должны испытывать страх – это ваш защитный механизм. Но страх необходимо классифицировать, выводить на сознательный уровень и грамотно им управлять, ведь это информация, такая же, как скажем чувство дискомфорта, и эта информация нуждается в обработке, как и любая другая информация.

Будучи эмоцией, страх большинством людей просто переживается, так же как радость, обида, удивление и ряд других эмоций, которые стимулируют нашу психику, но не более того. Когда вы что-то не знаете или не понимаете, это страх неосознанный, он вами управляет, потому что вы в таком случае действуете эмоционально, то есть опираясь на инстинкты – на базовую, врожденную информацию. А действуя инстинктивно, мы не всегда действуем эффективно, чаще даже наоборот, наши действия являются ошибочными, ведь в инстинктах человека заложены простые и элементарные алгоритмы действий, не всегда и не везде уместные, нельзя реагировать на разные виды угроз одинаково. Существует несколько видов страха, как реальных, так и не реальных, то есть фобий, но в этой статье я не буду разбирать все эти страхи, куда эффективнее взглянуть на суть этого эмоционального позыва нашего организма.

Те из вас, кто читает меня постоянно, знают, что я исповедую несколько нетрадиционный вид психологии, в большей степени во всяком случае, а именно, я помогаю своим читателям все выводить на сознательный уровень, и сам это тоже делаю вместе с вами, осознаю по мере своих возможностей, все больше и больше жизненных моментов. Вот и со страхом мы с вами проделаем аналогичную операцию, мы его с вами осознаем, следовательно разберем его суть, и разницы в том, чего боится каждый из нас в большей или меньшей степени, уже не будет абсолютно никакой. Нам с вами не надо бороться со своим страхом, не надо преодолевать, игнорировать, и вообще пытаться исключить из своей жизни, поймите друзья, все что заложила в нас природа, все нам с вами нужно, но мы должны научиться использовать грамотным образом все что имеем в своем арсенале.

И для этого природа дала нам самое главное – нашу голову, а точнее то серое вещество, которое в ней находится, и пусть согласно статистике девяносто девять процентов людей живут бессознательной жизнью, я постараюсь сделать невозможное с точки зрения психологии – обратиться к сознательной части каждого человека. Помогите мне в этом, постарайтесь вникнуть во все что я напишу, тогда не только страхи, а вообще ничего в жизни вас беспокоить не будет. И так, мы с вами выяснили, что страх у нас является очень важным для нашей безопасности и выживания сигнализацией, следовательно, мы максимально внимательно должны к нему прислушиваться, и тщательно анализировать всю поступающую к нам от этой сигнализации информацию. Первичная форма страха – это сигнал, вторичная – это наша подсознательная, основанная на инстинктах реакция, а вот третья форма страха – это его сознательный анализ, и это уже присуще не многим, ибо надо вдумываться в суть страха, понять, что он от вас хочет и что следует делать.

Ведь кто его знает, а вдруг вы и впрямь находитесь в опасности, кто его знает, что есть в этой темноте, риск друзья, это для глупых, умные сводят риск к минимуму, прислушиваясь к своим тревогам и страхам. Все что вам в таком случае необходимо, так это включить свет, если есть такая возможность и убедиться в том, что вам ничего не угрожает, прояснить для себя ситуацию, тогда природные инстинкты отступят и разум возьмет ситуацию под свой контроль. Конечно, включить свет, а в жизни многое приходиться прояснять, получается не всегда, не все то мы знаем, не ко всему приспособлены и не всегда знаем как нам правильно следует реагировать. Ну так для этого и надо учиться друзья, больше узнавать, проходить специальные подготовки, которые вас научат грамотно реагировать в различного рода опасных и нестандартных ситуациях.

Это вам необходимо для быстрой и правильной реакции, дабы заранее заготовленный алгоритм действий, помог вам справиться с множеством возможных ситуаций. Но поскольку и в этом случае невозможно предусмотреть абсолютно все, для контроля и грамотного использования чувства страха, нам следует включать свою голову и начинать думать над своим страхом, пытаясь высчитать тот алгоритм действий, который нам необходим, чтобы грамотно отреагировать на подобное предупреждение. Единственный недостаток в подобном анализе – это время, которое требуется для его проведения, ведь одно дело осознать какую-нибудь свою фобию и разобрав ее по кусочкам избавиться от нее, и совсем другое – отреагировать быстро и правильно в ситуации, когда доли секунд могут все решить. Вот почему мы как существа разумные, по мере своего эволюционного и интеллектуального развития, отошли в большей степени от ориентации исключительно на природные инстинкты и в большей степени ориентируемся на обучение.

Какие вообще проблемы хранить в своей голове большие объемы информации, она у нас все равно безгранична, другое дело что не всегда просто воспользоваться теми данными, которые хранятся в нашей голове, но я вас уверяю, что в критических ситуациях, мозг сам их найдет и воспользуется ими для расчета наших действий. Природное чутье, не заменит возможностей интеллекта, в противном случае, человек никогда бы не поднялся над животным миром и вряд ли вообще смог выжить как существо разумное во всяком случае. Понимаете откуда наш страх – он оттуда, из тех самых времен, когда мы вообще мало что знали об этом мире, когда не пользовались достаточно активно своим мозгом и полагались в основном на инстинкты. Однако, несмотря на то время, в котором мы с вами сегодня живем, когда источников информации полным полно и возможность изучить все основные для себя моменты, которые могут вызвать в вас страх есть, так много людей всего боится, многие буквально живут в постоянном страхе.

Сами понимаете, что такая жизнь неприемлема для современного человека, мы с вами не тараканы, чтобы при первом же шухере разбегаться кто куда, на все всегда есть свой ответ. Всегда есть максимально правильная реакция на любую внешнюю, очевидную и потенциальную угрозу, согласно которой наш страх просто включает наш компьютер и заставляет нас искать более подходящий ответ на сложившуюся ситуацию. Он либо ищет его из заранее запасенных сценариев нашего поведения, либо начинает высчитывать максимально правильный вариант, согласно которому наши действия будут максимально адекватными той угрозе, о которой нам сигнализирует наш страх. Однако, объясняя ту ситуацию, которую мы с вами имеем сегодня, обращаю ваше внимание уважаемые читатели, на то, что несмотря на такую уникальную возможность учиться и больше знать, какую сегодня имеет каждый из нас, мало кто этим занимается. Все что нас окружает, в большинстве своем направлено на то, чтобы мы с вами не думали слишком много и слишком глубоко. Посмотрите сколько всего в нашей жизни создано для получения удовольствия, то есть для стимуляции эмоций, но никак не для умственного развития. Это, конечно, не целенаправленное одурачивание людей, как я думаю, а лишь стремление им наилучшим образом угодить, ради коммерческой выгоды. И все же, пристрастие к тому или иному образу жизни начинается с малых лет, поэтому определенное программирование обществе, пусть и косвенным образом, все же имеет место быть.

Человек который не знает, человек который не думает, будет испытывать страх в его сырой, неосознанной форме. И это отличный способ им управлять, ведь умного человека запугать невозможно, он проанализирует любую угрозу в свой адрес и найдет достойный ответ. В то время как человек неграмотный, не думающий, живущий одними эмоциями и опирающийся исключительно на инстинкты, будет разве что спасаться бегством или попусту подчинится силе, что еще хуже на самом деле. Вот он ваш страх друзья, который вам не нравится, он сырой, он не продумывается вами, это сигнал, и он требует от нас принятия решения. А если этого решения у вас нет, если вы его не ищите, вам не остается ничего иного, как только воспользоваться тем базовым набором вариантов поведения, которые заложила в вас матушка природа. Вот и получается, что многим людям приходится преодолевать страх и бороться с ним, просто отключая столь важную для человека сигнализацию, множеством различных методов, в том числе и психологической прокачкой, и тупо подставлять себя под совершенно ненужную угрозу.

Это как отключить чувство боли, после чего мы просто не будем получать сигналы о ней, а следовательно не будем контролировать состояние своего тела, которое может получать огромный ущерб. Анальгезия, так называется болезнь, при которой человек не чувствует боли, то есть это неполноценный биологический организм, лишенный очень важного природного сигнализатора, так давайте это назовем. А вот когда человек не испытывает страха, вот это я предлагаю назвать без использования всяческой научной терминологии – идиотизмом, и это очень на мой взгляд опасная болезнь. Причем от природы редко кто не испытывает страх в естественных для него условиях. Ведь это же способ защиты от угрозы. А вот по мере воспитания определенным образом, люди перестают бояться того, чего им следовало бы бояться. Человеку можно перестроить психику таким образом, что он перестанет испытывать страх, лишившись таким образом иммунитета перед опасностью. Человек будет рисковать жизнью, даже готов будет пожертвовать ею ради какого-то дела, в котором он видит смысл. Однако этого смысла может не быть. Главный смысл нашей жизни, если смотреть на этот вопрос с точки зрения природы – это выживание и размножение. А смерть, вызванная отсутствием у человека страха перед очевидной опасностью, как раз-таки противоречит этому смыслу.

Вспомните камикадзе, которые, как им казалось, умирают ради великой цели. Или террористы-смертники, они тоже лишены страха перед бессмысленной смертью. Вот это явный пример того, как отсутствие страха, губит жизнь, которая могла бы быть прожита гораздо более достойно и интересно, но увы, глупость и недостаточная развитость в интеллектуальном плане, погубила человека. Все это я вам говорю для того, уважаемые читатели, чтобы вы полюбили свой страх и почувствовали благодаря ему свою полноценность, важно что у вас есть это чувство, а вот как им пользоваться, этому я вас научу. Безусловно в рамках одной статьи, невозможно рассмотреть все детали понимания своего страха, если бы было так просто вывести все на сознательный уровень, то большинством были бы не бессознательно живущие люди, а люди на подобии Будды, почти все знающие и почти все понимающие. И все же, если вы внимательно читали эту статью, если вы вникали во все, что я старался до вас донести касательно природы страха и его назначения, то вы однозначно по-другому будете на него смотреть. Нельзя отрицать ничего в этом мире, тем более нельзя отрицать всего того, что относится к нашей сущности, и люди, которым мне удавалось это объяснить, меняли свою жизнь кардинально.

В частности, те мои клиенты, с которыми я работал долго и упорно по проблемам связанными с их страхами, не перестали бояться всего того, чего они боялись. Вместо этого они научились пользоваться сигналами страха, грамотно на них реагировать и использовать их себе на пользу. Стоит ли говорить в таком случае, что эти люди полюбили свой страх, так как он оберегал их от многих опасностей и помогал принять правильное решение в различных ситуациях. Ну а в тех случаях, когда он ложный, всегда можно обойти его влияние, посредством осознанного действия.

Люди, которые хотят понять страх и использовать его по назначению максимально эффективно, возьмут максимум из этой статьи. Потому что страх, это не та тема, которую можно просто пропустить через себя. Ее необходимо как следует осмыслить. Я хочу, дорогие друзья, чтобы вы взглянули на страх как можно шире и приняли точку зрения, согласно которой страх наш друг и союзник, а не враг, с которым нужно бороться. Прислушивайтесь к своему страху и старайтесь его понять, чтобы та информация, которую он до вас доносит, проходила не только через вашу эмоциональную сферу, но и через ваше сознание.


Автор

Психологическая особенность, детерминирующая специфику страха

Специфика страха (новый вид страха)

Д. Селли

Осознание «опыта»

Социальный страх, рожденный из опыта

3. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я

А. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я как первый «внутренний» страх

Г. С. Салливен

Система самости получает возможность самоконтроля

Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом знаковых (синтаксических) взаимоотношений ребенка с миром

В. И. Гарбузов

Осознание смерти

Страх смерти

А. И. Захаров

Осознание смерти, активная социализация, «магическое» мышление

Страх смерти, страх «быть не тем», страх мифологических существ

Кроме того, описывается существование у детей страха, связанного с символическими структурами сознания, с мифологичностью мышления, – страха различных мифологических персонажей. Именно этот подход обращает внимание на данные страхи-заместители, которые могут являться надстройкой над всеми остальными детскими страхами и которые связаны с культурно-историческим развитием общества.

Рассмотрев основные теории детских страхов, обратимся к описанию коррекционной программы, направленной на снижение уровня страхов.

Теоретической основой программы можно назвать взгляды И.Б.Гриншпуна о том, что причиной страха является деприва-ция специфической поисково-преобразовательной активности, которая «обращает креативность ребенка в область своего рода пассивного воображения, выполняющего функцию психологической защиты». В этом случае воображение направлено на постоянное продуцирование новых образов страха вместо нахождения путей их «преодоления». Соответственно когда страх принимает невротическую, болезненную форму, то воображение ребенка «отклоняется» от нормального развития. Из свободного фантазирования оно превращается в аутостимуляцию, строящую «круговое» и жесткое движение образов, – таким образом воображение закрепощается. Соответственно базовой задачей, от решения которой будет зависеть успех всей помощи, будет активизация фантазии и накручивание невротической аутостимуляционной цепочки – разрушение привычных паттернов фантазирования, приводящих к неврозу.

С этими идеями созвучно мнение А. И. Захарова, что «повторное переживание страха при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания».

Кроме того, необходимо основываться на концепции преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов, разработанной А. Лазарусом. Она заключается в использовании в процессе психотерапии образов, способных вызывать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги.

Перейдем к описанию самой коррекционной программы.

Цель программы – активизация, оптимизация и нормализация процессов воображения, связанных со страхом. Она направлена на то, чтобы воображение развивалось и действовало не по «законам» страха, а, наоборот, чтобы здоровое воображение «овладело» страхом, подчинило его себе.

Реализация цели обеспечивается в процессе решения следующих задач.

Символический контакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и идентификацию со страхом.

Активизация через воображение ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

«Овладевание» страхом через изменения фокуса отношения и перестройку взаимодействия с объектом страха.

Программа состоит из восьми занятий, проводящихся еженедельно в течение 2 месяцев На каждое занятие отводится от 1 до 2 часов. Состав группы: 10-15 детей возраста 6-9 лет.

Программа строится по следующему плану.

Занятие 1. Вступление.

Первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

Занятие 2. «Бояться можно».

Снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

Занятие 3. Архетипы страха.

Активизация ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

Занятие 4. «Веселый страх».

Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему, при оставлении самоценности «страшных» переживаний.

Занятие 5. Реальный страх.

Отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

Занятие 6. Нестрашный страх.

Второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

Занятие 7. Страх в сновидениях.

Проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

Занятие 8. Заключение.

Итоги. Обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Занятие 1. Вступление

Общая цель: первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

1. «Потерялся!»

Цель. Представление имени в игровой форме. Снятие первичного напряжения.

Материал. Повязка на глаза.

Содержание. Мы все гуляем по лесу, вдруг видим – одного из нас нету. Этому ребенку завязываются глаза. Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Саша!». Но на самом деле он не потерялся , а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются.

2. «Фу, убирай!» (на основе народной игры)

Цель. Активизация энергетического потенциала. Снятие двигательного напряжения.

Содержание. Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок – это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой – получается дом. Затем ведущий говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет. Фу, убирай». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.

3. «Превращаемся в страшных»

Цель. Актуализация образов страха, игровая диагностика. Первичное отреагирование.

Материал. Как можно большее количество различных масок.

Содержание. Ведущий спрашивает: «Кто может быть страшным? Какой он может быть?». Дети рассказывают, ведущий записывает. Потом дети все вместе изображают всех страшных, которых они придумали. Автор (ребенок, который придумал конкретного страшного) по возможности показывает всем, как страшный должен выглядеть, и командует: «Превращаемся в...». Упражнение должно проходить в активной двигательной форме, ведущий юмористическими репликами поддерживает бодрую и оптимистическую игровую атмосферу.

4. Рисование страха

Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

Материал. Бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Содержание. Ведущий просит детей нарисовать «страшный рисунок, что-нибудь страшное». При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).

Занятие 2. «Бояться можно»

Общая цель: снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

1. «Путаница»

Цель. Двигательное раскрепощение, формирование работоспособности.

Содержание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки и образуя кольцо. Ведущий запутывает кольцо, пропуская одних детей под руками других. Задача детей – «распутаться», не расцепляя рук.

2. Сказка «Как страх помог Мише и Маше»

Цель. Обучение пониманию относительности в оценке чувств. Осознание социальной приемлемости страха. Переструктурирование сознания с борьбы со страхом на его использование и контроль.

Содержание. 1-й этап. Детям читается рассказ.

В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей – Маша и Миша. Папа с мамой очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома и др.

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял.

А Маша – большой игрушечный нож. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гости к бабушке. «Может быть, они забыли закрыть дверь», – прошептал сестре Миша, потому что вскоре в саду, а затем уже рядом с дверью в коридор послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приоткрыли дверь и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, коробки и залезли под кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша резиновый нож. «Я испугаю ее», – сказал Миша. «А я побью ее», – сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала ножом по стене, потом по двери. «Пошла вон!» – закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: они гордились такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» – спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».

2-й этап. Под руководством ведущего сказка проигрывается всеми детьми в форме небольшого спектакля. Роли распределяет ведущий в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

3-й этап. Обсуждение сказки. Делается вывод о том, что страх может быть полезным как самому человеку, так и окружающим. Дети самостоятельно придумывают ситуации, когда страх мешает, а когда помогает.

3. «Маски страха»

Цель. Отреагирование негативных переживаний. Подготовка материала для занятия 4.

Материал. Куски плотного картона для масок формата А4. Ножницы, краски, фломастеры, карандаши. Длинные тонкие резинки.

Занятие 3. Архетипы страха

Общая цель: 52. Вибрационные поля и шумовое загрязнение">активизация ресурсов бессознательного , связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

1. «Колобок» (игра на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование личных страхов. Материал. Различные маски.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка «Колобок». Однако персонажи, с которыми встречается Колобок, заменены на тех, кого нарисовали дети на занятии 1. Сначала Колобок – один ребенок, после «ухода» от первого персонажа к нему присоединяется ребенок, изображавший этот персонаж. После заключительной встречи, при которой происходит съедание Колобка, «происходит чудо» – живот лопается и Колобок превращается в обычных детей. Сказка проигрывается два раза. Сначала роли распределяются так, чтобы «авторы» страхов встретились с ними в составе Колобка. Потом дети становятся представляющими именно свои страхи.

2. «Волк-волчишка, пусти переночевать» (на основе народной игры)

Цель. Двигательная форма отреагирования страха с использованием архетипического потенциала народных игр. Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных со страхом.

Материал. Маска волка.

Содержание. Один ребенок – Волк – сидит в своем доме. Все остальные дети – Зайцы – ходят по лесу. Зайцы долго ходили, устали, им надо отдохнуть. Вдруг видят – избушка Волка. Страшно туда стучаться, но делать нечего. Стучат в дверь к Волку и говорят: «Волк-волчишка, пусти переночевать». Волк отвечает: «Пущу, но только до вечера, вечером – съем!». Зайцы ложатся спать в доме Волка. Они должны лежать, изображая спящих, ведущий проверяет, чтобы все дети были расслаблены, помогая тем, у кого не получается. Периодически ведущий сообщает, сколько осталось до вечера. Когда наступает вечер, Зайцы вскакивают и бегут в свои домики (стулья). Волк бежит за Зайцами.

3- «Пых» (на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование архетипически значимых психологических «тем» с привлечением фольклорного материала, имеющего кросскультурное значение.

Материал. Непрозрачное плотное покрывало большого размера.

Содержание. Один ребенок – Пых, сидит отдельно от всех. Остальные дети – звери, которые сидят в гостях у кого-то из них. Они обедают, но вдруг кончается еда. Кто-нибудь спускается в подвал за едой, несмотря на то что ему не разрешают туда ходить, говоря, что там Пых. Пых пугает его и сажает рядом с собой на стул, накрыв покрывалом («съедает»). После этого, по желанию, идет второй и т.д., пока не останутся только те, кто не хочет, чтоб их «съели». Можно позволить детям убежать из подвала. Игра должна проводиться шутливо, на эмоциональном подъеме.

Занятие 4. «Веселый страх»

Общая цель: Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему при сохранении самоценности «страшных» переживаний.

1. «Зайцы и Страшный»

Цель. Получение детьми опыта разностороннего отношения к страху в процессе обыгрывания полярности «страх – веселье, радость». Формирование основ произвольного управления данной полярностью – изменение содержания страха через смену отношения к нему.

Материал. Двусторонняя белая маска, вырезанная из картона, на палке (чтобы можно было держать). Фломастеры.

2-й этап. Ребенок, держа маску страшной стороной, сначала изображает Страшного, которого мы боимся. Потом он внезапно становится Веселым, благодаря которому мы смеемся. Так повторяется несколько раз. С детьми проговаривается, что когда он Страшный – мы боимся, когда Веселый – смеемся.

3-й этап. Теперь, когда Страшный нас пугает и нам надоедает бояться, задается вопрос детям – что нам тогда делать? Тогда мы смеемся. Как только мы смеемся, Страшный становится веселым.

2. «Как заставить страх исчезнуть?»

Цель. Формирование основ произвольного управления данной полярностью страх – веселье. Обучение контролю над страхом через смену отношения к нему. Материал. Страшные маски.

Содержание. Перед детьми разыгрывается история, в которой герой – один ребенок. Он гуляет по лесу и вдруг – Баба Яга. Что можно сделать? Следуют ответы детей. А как сделать, наколдовать, чтоб она исчезла? Надо улыбнуться ей и засмеяться. Ребенок улыбается , смеется – Баба Яга исчезает. Так повторяется несколько раз с разными детьми и разными образами страха.

3. «Превращение страха»

Цель. Закрепление достигнутого в предыдущих упражнениях. Материал. Маски страха, нарисованные детьми на занятии 2. Краски, фломастеры, карандаши.

2-й этап. Под музыку устраиваются танцы, на которых дети обыгрывают двусторонние маски, становясь то Страшными, то Веселыми.

4. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 5. Реальный страх

Общая цель: отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

1. Сказка «Спасение родителей»

Цель. Психологическая проработка и отреагирование страха наказания.

Жила-была семья зверей. Все у них было хорошо, но иногда папа с мамой наказывали кого-то из детей (у детей спрашивается – кого, за что, как? Демонстрируется несколько эпизодов). Но вот как-то раз утром мама с папой отправились добывать еду. Вечереет, уже пора им возвращаться – а их все нет. Подумали сначала дети: хорошо, что родителей нет – некому будет наказывать. Идет время, становится все темнее и темнее – грустно стало детям, испугались они за родителей и решили пойти их спасать. После преодоления ряда препятствий дети освободили родителей, заколдованных злым волшебником.

В заключение делается вывод о том, что дети поняли: несмотря на возможные наказания, родители для них – самое необходимое, и они в свою очередь для родителей – самое важное и нужное.

2. «Кто притаился в темноте?»

Цель. Отреагирование и снятие напряжения, связанного со страхом темноты. Понимание «обманчивости» страха.

Материалы. Маски «ужасов».

Содержание. Один ребенок ложится на кровать, гасится свет, он засыпает – «ночь». Свет выключается при отсутствии сопротивления и явного нежелания. Внезапно ребенок просыпается от каких-то звуков и видит страшное чудище (его играет другой ребенок). Он дрожит от ужаса, пересиливая себя, включает свет и видит....малень-кого котенка, который пришел к нему приласкаться. При достаточной «продвинутости» группы обсуждается поговорка «у страха глаза велики» (автор Т. Шишова).

3. «Я могу!»

Цель. Осознание возможности адекватного проживания и переживания страха. Обучение способам преодоления реальных страхов.

Материалы. В зависимости от содержания-.

Содержание. Сначала рассказывается, затем обсуждается, а потом ставится рассказ, который специально составляется для каждой конкретной группы в зависимости от особенностей страхов детей. Основная его структура следующая: ребенок сначала попадает в ситуацию, связанную со страхом и желанием и необходимостью (потребностью) его преодоления. Невозможность преодоления страха в зависимости от особенности ситуации сменяется рефреном «Я могу!» – нахождением внутренних сил. Важным элементом этого упражнения является обсуждение, так как необходимо, чтобы дети не просто усваивали предложенный ведущим способ преодоления страха, но и модифицировали его, изменяя и предлагая свои варианты.

4. Рисование на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детям разрешается рисовать все, что им хочется.

Занятие 6. Нестрашный страх

Общая цель: второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

1. «Зимовье зверей»

Цель. Изменение фокуса воображения, связанного со страхом, с элементами рефрейминга. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка со следующим сюжетом. Все дети – звери, два ребенка – Волк и Монстр. Звери встречаются друг с другом и идут «от зимы лета искать». Потом все строят дом. Наступает зима. Приходит Волк. Придумываем, что можно сделать: засмеяться (вспоминаем занятие 4), всем взяться за руки. Все инициативы выполняются, и под конец все хором говорят 3 раза: «Мы тебя не боимся!». Волк, разочарованный, уходит. То же самое повто ряется с Монстром. Через некоторое время звери слышат странные звуки. Послали одного или нескольких зверей посмотреть. Возвращаются они и говорят, что видели как Волк и Монстр сидят, дрожат и плачут. Почему? Им холодно, одиноко и грустно. Что делать? Можно пожалеть их, поговорить с ними, подружиться и пустить к себе в дом.

2. Разговор со страхом

Цель. Соприкосновение со скрытыми чувствами, связанными со специфическим страхом, их психологическая проработка. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. Детям говорится, что «мы уже стали могучими волшебниками и можем многое. Теперь мы попробуем поговорить со страхами». Один ребенок представляет какой-нибудь Страх, сидящий здесь, на стоящем в центре стуле. Ребенок может посадить туда помощника, разыгрывающего Страх, игрушку, рисунок и пр. Потом начинается диалог. Желательно, чтобы ребенок проигрывал как свою роль , так и роль Страха. При затруднениях возможна помощь со стороны группы или ведущего (в последнюю очередь) – подсказки, что могут сказать ребенок, Страх и что могут услышать в ответ, возможно проговаривание за кого-либо из них. Важно то, что любые варианты должны быть согласованы с самим ребенком («Он так сказал? Мог он это ответить?»).

При успешном проведении упражнения на поверхность выходят личные переживания, связанные со страхом. В случае наличия серьезных психологических проблем (опыт серьезных стрессовых ситуаций и т. п.) должна проводиться индивидуальная психологическая работа вне рамок тренинга.

j?. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 7. Страх в сновидениях

Общая цель: проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

1. Групповой сон

Цель. Эмоциональная подготовка для работы с «личным» сном. Снятие психологических защит и возможность безопасного выражения личных переживаний посредством проекции. Первичная психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций.

Материал. Наличие возможности создать в помещении эффект расслабляющего «полусвета». Магнитофон. Кассеты со спокойной музыкой.

Содержание. Краткий разговор о снах – кому снятся, кому нет, кто любит и т. п. Затем детям читается стихотворение А. Введенского «Сны». Потом дети, сидя в кругу, берутся за руки, закрывают глаза, включается музыка, и детей просят представить, «как будто мы вместе сейчас уснули и видим один большой сон на всех». Через некоторое время дети открывают глаза и начинают по очереди рассказывать общий сон. Ведущий структурирует содержание, поддерживает смысловую согласованность и, самое главное, задает провокационные вопросы (о содержании сна), связанные со страхом. После этого происходит разыгрывание сна.

Если рассказ вызывает затруднения, то начинается спонтанная драматизация «того, что мы увидели», причем это может возникать как ответы на вопросы ведущего.

2. Личный сон

Цель. Психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций. Интеграция значимых частей личности в процессе работы со снами.

Материал. Тот же, что и в упражнении 1.

Содержание. Ребенок рассказывает страшный сон (возможно, придуманный). После его просят побыть в роли одного из элементов, персонажей сна, рассказать про себя, показать себя, устроить диалог данного персонажа с группой. Дальнейшая работа может вестись по нескольким направлениям: а) проигрывание рассказанного сна с помощью других детей; б) проигрывание всех ролей в сне, выбор наиболее значимых, часто находящихся в противостоянии, и организация диалога между ними с помощью «пустого стула» или «дублера»; в) проигрывание одной, наиболее значимой части сна.

J?. Рисование сна

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детей просят нарисовать сон так, как им хочется.

Занятие 8. Заключение. Итоги

Общая цель: обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Материалы. Музыка. Пластилин. Желательно карнавальные шуточные одежды.

2-й этап. С детьми разыгрывается спонтанная драматизация, наполняющаяся содержанием в зависимости от конкретной группы. Ее структура аналогична структуре волшебной сказки по В. Я. Проппу: звери сталкиваются с какой-то проблемой, отправляются в путь, встречаются с препятствиями (страхами), которые оказываются их помощниками, помогая преодолевать путь. Дети играют все персонажи и постоянно меняются ролями. В конце цель достигается и занятие плавно перетекает в 3-й этап.

3-й этап. Кульминация – шуточный бал-маскарад и всеобщее увеселение с использованием всех сделанных материалов (маски и пр.) и всех разыгранных ролей, сюжетных ходов и пр. В конце для релаксации дети лепят из пластилина страну, в которой все хотели бы жить.

5. Консультирование родителей

Итак, мы рассмотрели особенности индивидуальной коррекци-онной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, основная цель и критерий успешности которой – их психологическое здоровье. Однако мы должны также коснуться специфики работы с их родителями. Как мы уже говорили, наиболее вероятная зона конфликта у младших школьников – это их взаимоотношения с родителями. И содержание конфликта, обусловленное особенностями переживания ребенком стадий своего созревания, также во многом определяется семьей ребенка.

Теоретический анализ литературы показывает, что наиболее оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми являются занятия в форме тренингов. Однако можно утверждать, что использование тренинговых форм работы с родителями в современных российских условиях является нереальным. Социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени у родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой отсутствие запроса о психологической помощи. Поэтому основной формой работы с родителями является психологическое консультирование.

На сегодняшний день консультативная психология является достаточно развитым научно-практическим направлением, включающим различные теоретические концепции и достаточно разнообразный и эффективный методический инструментарий. Наиболее подробно описано семейное консультирование как важнейшая область применения консультаций. Очень интересны работы, рассматривающие проблемно-ориентированный подход как интегративный , обобщающий накопленные достижения различных психологических школ (П. П. Горностай, В. К. Васьковская, В. К. Лосева, А. И. Луньков).

Однако требуется модифицировать, а иногда где-то по-новому определить структуру консультативной беседы и содержание ее этапов применительно к психологическому здоровью детей как основной цели работы.

Так, после установления контакта одним из первых этапов, традиционно выделяемых всеми авторами, является формулирование запроса, т.е. конкретизация ожидаемой психологической-помощи. Определяется структура жалобы: локус, самодиагноз. Обсуждаются способы работы с ее скрытым и явным содержанием.

Однако принципиальная особенность процесса консультирования в рамках формирования психологического здоровья детей – это отсутствие жалобы. Как мы уже отмечали ранее, всем детям проводится диагностика, направленная на определение уровня их психологического здоровья. С детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня должна проводиться индивидуальная коррекционная работа. Но начинать ее без согласия родителей неэтично. Кроме того, как известно, практически любая психокоррекция детей малоэффективна без понимания и поддержки родителей. Поэтому родители приглашаются на консультацию по результатам диагностики или проблемам детей, вскрытым в ходе групповой или индивидуальной работы, а не приходят сами. И это существенно меняет начальные этапы консультации. Первым этапом становится сообщение педагога-психолога родителям о проблеме ребенка. А задачей этого этапа – побуждение родителей к формулированию жалоб, а затем и запроса. Сложность данного этапа заключается, с одной стороны, в преодолении страха самораскрытия родителей, с другой стороны, в необходимости учитывать установку родителей, которая сложилась у них в отношении школы в период, предшествующий консультации. Страх самораскрытия и неадекватная установка могут взаимодействовать друг с другом, образовывать достаточно мощные психологические защиты, мешающие консультированию.

Мы полагаем, что наиболее оптимальным является выделение в сообщении психолога двух частей: краткого описания трудностей ребенка и «заброски в будущее» – яркого описания вытекающих из этих трудностей проблем ребенка в более взрослом возрасте, способных помешать ему быть успешным, здоровым и счастливым, т. е. угрожающих его самореализации и здоровью. Построенное по такой схеме сообщение может стимулировать родителей сотрудничать с психологом. Таким образом, следующий этап консультации – жалоба родителя, во многом инициируемая сообщением педагога-психолога как с точки зрения ее локуса, так и с позиций ее сюжета.

Обратимся к рассмотрению второй принципиальной особенности консультирования в рамках формирования психологического здоровья – кратковременности консультирования, т. е. наличия достаточно ограниченного времени на консультативную беседу. Кратковременность обусловлена реальными условиями школьной психологической службы: большим количеством учащихся на одного педагога-психолога, а также типичной установкой родителей решить все вопросы за одну встречу.

Кратковременность консультирования предъявляет особые требования к таким его этапам: диагностической беседе и выработке гипотезы, толкованию гипотезы и реориентации – поиску новых способов действий.

Поскольку первичная гипотеза о содержании внутреннего конфликта ребенка, зоне конфликта и способе его поведения в конфликте сформулирована до встречи с родителями, в процессе диагностической беседы происходит уточнение гипотезы. При этом основными методическими приемами являются:

просьбы уточнения, например: «очень хочется понять, поясните...», «много материала, помогите разобраться...»;

использование средств, направленных на установление связи, например неоконченных предложений типа: «и это страх того, что...»;

использование предполагающих вопросов, например: «а может быть так, что...».

Поскольку беседа предполагает достаточно активную позицию консультанта, для обеспечения эмоционального комфорта родителей часть вопросов формулируется в косвенной форме:

в форме вставленных вопросов, например: «я очень интересуюсь тем, что вы...»;

в форме вежливых команд, например: «могли бы вы рассказать о...».

Чтобы избежать неверного трактования психологом чувств собеседника, используется перефразирование мыслей и чувств родителей, например: «если я вас правильно понял, то...».

Важным для обеспечения быстродействия консультации является постоянное резюмирование – подытоживание мыслей, выраженных родителями, например: «вас больше всего беспокоит, как я понял, ...».

Достаточно важным, на наш взгляд, является обращение внимания на преобладающие психологические защиты родителей, проявляющиеся в процессе консультации. Чаще всего можно встретиться с защитой по типу проекции или слияния. Проекция – это невротический механизм, основным содержанием которого является стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека. Проецирующие родители, как правило, склонны видеть недостатки ребенка , присущие им самим, приписывать ребенку собственные страхи, желания, суждения. Для слияния характерно отсутствие границы между человеком и средой, в частности между родителем и ребенком. Такой родитель, говоря о ребенке, склонен к употреблению местоимения «мы», например: «Мы выучили уроки». В беседе с таким родителем часто появляются темы страхов, тревоги либо упоминание о тех или иных психосоматических симптомах ребенка. И это понятно, ибо при наличии слияния у ребенка чаще всего основное содержание внутреннего конфликта относится ко второй стадии созревания «Я», присущей второму и третьему году жизни: «самостоятельность – нерешительность». А к типичным проявлениям этого внутреннего конфликта как раз относятся различного рода социальные страхи: сделать что-то не так, принять самостоятельное решение и т. п.

В процессе консультации можно встретиться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». Родитель, как правило, проявляет в беседе большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализирует мельчайшие проявления детской души. Однако реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны. Соответственно недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии. Основное содержание конфликта у таких детей чаще относится к первой стадии, относящейся к первому году жизни: «доверие – недоверие к окружающему миру».

Существенной особенностью в школьном консультировании обладают также этапы интерпретации проблем родителю и реориентации – выработки способов решения проблемы. Наиболее сложным для начинающего консультанта является этап интерпретации. У некоторых вообще возникает искушение его пропустить и скорее перейти к реориентации, которую начинающие консультанты иногда понимают как дачу советов. Сложность этапа заключается в необходимости сообщить родителю о проблеме ребенка так, чтобы он ее услышал. Услышать проблему– это значит принять ее, согласиться с ней, а не отвергнуть и проблему, и самого консультанта. Чтобы родитель услышал проблему, консультант должен почувствовать, какую часть проблемы (может быть и не всю) и в какой словесной форме следует изложить данному конкретному клиенту здесь и сейчас. Если родитель не принимает проблему, не соглашается с ней, значит консультанту не удалось найти достаточно мягкий способ ее предъявления.

Если же родитель услышал консультанта, то встает вопрос и о причинах существующей проблемы. Здесь можно предложить клиенту веер «обычно существующих причин» такой проблемы, попросить его самого попробовать определить причину. Бывают ситуации, когда клиент выбирает из веера не все, а только те причины, которые он сегодня готов принять. Имеет смысл на данной консультации согласиться с клиентом, возможно в следующий раз он пойдет дальше.

Существенной особенностью в консультировании, ориентированном на сохранение психологического здоровья, является стадия реориентации или поиска оптимальных действий родителя в данной ситуации. Понятно, что итогом консультации должно стать появление у родителей готовности к изменениям прежде всего самих себя, а не ребенка. Это наиболее тонкий момент в работе консультанта. Иногда, чтобы подвести родителей к необходимости самоизменений, достаточно бывает убедительно рассказать им наблюдения К. Юнга о слитности психики ребенка с условиями среды, в особенности с психикой родителей. Поэтому, по мнению К. Юнга, нервно-психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны на нарушениях психической сферы родителей. В особенности сильно отражаются на психике ребенка трудности во взаимоотношениях между самими родителями. Более того, содержание сновидений маленьких детей в большей мере относится к родителям, чем к самому ребенку. К. Юнг приводит пример восьмилетнего мальчика, который в сновидениях переживал любовную и религиозную драму отца. Поскольку сам отец не помнил свои сны, лечение его проводилось через анализ снов сына. Таким образом, необходимо, чтобы родители обратили «педагогический энтузиазм» на самих себя, свои взаимоотношения.

Однако здесь можно встретиться с такой трудностью.В настоящее время ребенок нередко становится средством реализации потребности родителей в социальном престиже. В этом случае родители предъявляют к нему превышающие порой возможности ребенка требования: раннего и быстрого чтения, усвоения иностранного языка, занятий музыкой и т. п. Приведем пример. На консультации мама спрашивает, продолжать ли заниматься музыкой ее семилетней дочери , если она этого не хочет. В процессе консультирования выясняется следующее. Отец считает, что дочь обязательно должна заниматься музыкой и языками, а сын – языками и спортом. Легко догадаться, что сам отец никогда не занимался спортом и музыкой, не знает иностранных языков.

Наиболее сложной является ситуация, когда мама не работает и свое социальное честолюбие может воплотить только через ребенка. Соответственно ребенок просто обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими желаниями.

Аналогичной по сути, хотя и внешне отличной, является ситуация в семьях, где родители достигли высокого социального успеха. Здесь ребенок не просто обязан быть успешным, но не имеет права быть другим. Поэтому одним из наиболее выраженных страхов таких детей является страх не соответствовать ожиданиям родителей.

В беседе с родителями, ориентированными на обязательный успех, приходится проявлять изобретательность, объясняя, к примеру, что для успеха в будущем нужны не только школьные знания, но и личностные качества: целеустремленность, уверенность в себе. Затем переходить к рассмотрению неуверенности и повышенной тревожности ребенка, необходимости их преодоления как ступени к будущему успеху.

Подводя итог обсуждению индивидуальной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, можно сделать вывод, что и коррекционная работа с самим ребенком, и консультирование родителей направлены прежде всего на инициирование у ребенка собственной активности в поиске способов и возможностей разрешения трудной ситуации.

Вопросы для самоконтроля


  1. Какова организационная структура психологической поддержки дош кольников и младших школьников"

  2. Какие основные направления можно выделить в групповой психопрофи лактической работе?

  3. Какие основные методические средства используются в групповой работе?

  4. Что такое терапевтические метафоры?

  5. Где и как используются рефлексивные технологии?

  6. На каких принципах основывается индивидуальная коррекционная ра бота с детьми?

  7. Как можно увидеть динамику коррекционной работы?

  8. Как отечественные и зарубежные психологи описывают специфику дет ских страхов?

  9. Как организовать групповую помощь детям со страхами?

  10. В чем специфика консультирования родителей, ориентированная на сохранение психологического здоровья детей?

Вопросы для самоанализа


  1. Как вы полагаете, какими качествами должен обладать специалист, рабо тающий с детьми?

  2. Умеете ли вы играть с удовольствием?

  3. Можете ли вы перед зеркалом выполнить предложенные в пособии роле вые упражнения?

  4. Насколько легко вам при людях похвалить самого себя? Другого чело века?

  5. Как вы полагаете, присутствует ли у вас потребность в саморазвитии? В каком направлении вы хотели бы развиваться?

  6. 6 Как вы осуществляете рефлексию собственных действий: эпизодически, ежедневно вечером, ведете дневник или по-другому?

  7. Если бы вы работали с группой детей, как бы вы решали проблему дисциплины на занятии?
Аверин А. В. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. Аллан Дж. Ландшафт детской души. – СПб.; Минск, 1997.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

Бютппер Н. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

Батптервортп Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - СПб., 1998.

Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. – М., 1999.

Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

ЛэндретГ.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994.

Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов / Сост. С.Т.Айвазян. – М., 1994.

Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.

Оклепдер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сто-лина. - М., 1980.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., 1997.

Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.

Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.

Хухлаева О.В. Тропинка в мое «Я». – М., 2001.

Сколько я психологов обошла, гадалок и экстрасенсов - не счесть. Обещали много, говорили о психологии жертвы, «снимали порчу», но так и не помогли. И что теперь? Так и жить?...

Тридцать три несчастья! Вечно у меня то кошелек отберут, то нападут, то сумочку в метро дернут. Ну сколько можно?! Ну почему я? У меня уже паническая атака начинается при мысли о скоплении людей или темных улицах.

И так всю жизнь. С меня хоть портрет вечной жертвы пиши в хронике происшествий за неделю. Если рядом будет пролетать случайный снаряд, уж поверьте, я точно могу сказать, кого он заденет.

Сколько я психологов обошла, гадалок и экстрасенсов - не счесть. Обещали много, говорили о психологии жертвы, «снимали порчу», но так и не помогли. И что теперь? Так и жить?..

Разберем системно:

    Кто и почему становится жертвой?

    Что такое страх и работает ли психология с вопросом «как избавиться от страха»?

    Существует ли возможность изменить свой жизненный сценарий?

Все оказывается просто, если есть на вооружении реальные знания о психическом человека. «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана впервые четко дифференцирует людей по векторам (врожденным психотипам). Каждый из имеющихся 8 векторов несет в себе определенные свойства и желания, которые и отвечают за наши бессознательные мысли, поступки и действия.

Если мы реализуем заданные нам природой свойства - мы испытываем радость, проживаем наполненную, счастливую жизнь. Если эта реализация оказывается недостаточной или отсутствует, человек впадает в негативные состояния, проживая неудачный жизненный сценарий.

Так это и с теми, кто постоянно попадает в неприятности. Человека, проживающего сценарий жертвы, буквально тянет в темные переулки навстречу «приключениям». Он даже пахнет по-особому для преступников… И притягивает их на свою голову (пардон, шею).

Психология жертвы. Ведомые страхом смерти

Наука о психологии жертвы называется виктимологией. Но до «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана никто не давал четких описаний, кто именно и почему подвержен виктимному поведению. Как его в себе распознать, чтобы избежать опасных ситуаций.

Виктимное (оно же жертвенное) поведение может возникать далеко не у всех - лишь у некоторых людей со (менее 5 % людей). Решающим является их психологическое состояние.

Это по природе самые эмоциональные и впечатлительные люди. Если их эмоции не получают должного применения в жизни, то весь нерастраченный потенциал проявляется в виде эмоциональных раскачек. Из чувства страха и тревоги - в беспричинную радость и экзальтацию, и обратно.

В корне всех эмоций зрительного вектора - страх смерти. Это та эмоция, с которой рождается каждый зрительный человек. Научаясь испытывать другие чувства, направленные на сопереживание, - эмпатию, любовь, сострадание - человек освобождается от страха.

В случае если человек не находит применения своим эмоциям, остается сосредоточенным на себе и своих внутренних состояниях, то в повседневной жизни он испытывает много страхов. Бессознательно он таким образом наполняется - не отдавая себе отчет, ищет ситуации, провоцирующие страх и беспокойство. Идет по темным переулкам, на кладбище, смотрит ужастики и т. п.


Жертвами, как правило, становятся кожно-зрительные люди со зрительным вектором в состоянии страха и кожным вектором в состоянии мазохизма. Механизмы подобных фиксаций и психология страха в частности подробно разбираются на тренинге «Системно-векторная психология». Это помогает увидеть корень проблемы, осознать ее и поменять плюс на минус.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Маловероятно, что в мире нет человека, который не боится чего-либо. Психология страха многогранна и глубинна. Страх бывает разным. Есть тот, который необходим каждому для того, чтобы обезопасить его от повторения ошибок, попадания в опасные ситуации, что стоят ему жизни. Только глупцы сочтут нужным не бояться подобного.

Нормальный страх необходим также, как и боль. Последняя является сигналом о каких-либо нарушениях в организме. А главной функцией страха является предупреждение индивида о проблемах, которые могут не случиться, если прислушаться к внутреннему голосу.

Другой стороной этого чувства является страх болезненный. Он мучает некоторых годами, приобретая форму постоянного, хронического, при этом иногда не о чем не сигнализирует. Такое чувство принято называть .

Страх с точки зрения психологии

Страх являет собой не что иное, как внутреннее состояние индивида, вызванное существующей или же предполагаемой опасностью. Эмоциональная реакция на страх возникает тогда, когда человек, находясь в ситуации, воспринимает ее за потенциально опасную.

Можно сказать, что страх – это сигнал об опасности, но мнимый это сигнал или же реальный, все зависит от , его биологического и социального развития.

Страх с точки зрения психологии имеет положительные и отрицательные стороны. Так, отрицательной является эмоция, возникающая во время боязни чего-либо. Нельзя сказать, что отрицательные эмоции несут в себе вред для здоровья и жизни человека в целом. Они являются эмоциональными реакциями, которых люди спешат избежать, вытеснить из своего разума.

Положительной стороной страха является его роль стимула в преодолении опасностей. То есть активизируется ориентировочный рефлекс, вследствие чего притупляется функционирование тех систем, что не обеспечивают выживание индивида в данный момент. Таким образом организм старается приложить все усилия, чтобы спастись.

Страх способен предупредить о том, какая опасность ожидает человека.

Стоит отметить, что генетики и психологи открыли взаимосвязь генов и страха. Так, у некоторых людей не исключено наличие связи, находящееся между мутациями генов, что способна ослабить естественную защиту человека перед жизненно опасными факторами.

Происхождения страха

Если вы хоть раз задавались вопросом «Откуда берутся страхи?», то ниже приводим перечень факторов, которых психология отнесла к тем, что влияют или непосредственно вызывают страх у человека.

  1. Одним из важных компонентов, влияющего на возникновения страха является фантазия человека. В основном, эти страхи зарождаются в детском возрасте.
  2. Зачастую, детские страхи вызваны внушением, психология выявила причину данных страхов в сознательном запугивании малышей взрослыми. Это происходит иногда от того, что учителя, родители ленятся объяснить детям по каким причинам что-то нельзя делать.
  3. Иногда страхи могут быть вызваны физиологическими изменениями в организме, болезнями, психологическими проблемами. К примеру, те, кто испытывают депрессию, подвергаются наибольшей вероятности получения какого-либо страха.

Преодоление страха

Стоит отметить, что вы осознаете, как преодолеть свой страх, если прислушаетесь к следующим советам, что дает психология:

Итак, необходимо помнить, что страха как такового не существует. В большинстве случаев он - плод человеческого воображения.