Доверительная беседа как метод диагностики. Диагностическая беседа

Распространённых в психологии.

Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение индивида.

Основные трудности в использовании этого метода - получение искренних ответов и способности исследователя объективно оценить результаты.

Интервью - это метод получения необходимой информации путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом, когда опрашивающий (интервьюер) только задаёт вопросы, а опрашиваемый (респондент) на них отвечает.

В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь - интервьюер лишь фиксирует высказывания респондента, стараясь сохранить нейтральную позицию.

Интервью может быть стандартизованным (по плану, с возможными вариантами беседы, с разработанной стратегией и тактикой), нестандартизованным (свободным - без строгой детализации вопросов, со свободной тактикой) и частично стандартизованным.

Интервью может быть диагностическим и клиническим в зависимости от целевого назначения.

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку даёт возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности "отработать" все вопросы.

Клиническое интервью - это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние проблемы.

Правила проведения интервью:

1. Правило добровольности;

2. Правило доступности. Вопросы должны быть понятными, краткими, по возможности, не раздражающими и не унижающими;

3. Интервью не должно быть продолжительным и скучным.

Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

а) введение, настройка на беседу, на сотрудничество;

б) общие вопросы;

в) свободные высказывания испытуемого;

г) уточняющие вопросы;

д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

Интерпретация полученных в ходе интервью результатов не лишена субъективизма, потому их следует рассматривать в комплексе с данными других диагностических методик.

Главным условием успешного проведения интервью является создание дружественной атмосферы, установление контакта с опрашиваемым. И здесь большую роль играет вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и желание сотрудничать.

Преимущества стандартизованного интервью:

а) получение данных более надёжных и более сравнимых друг с другом;

б) ошибки в формулировании вопросов сводятся к минимуму;

в) не требуется высокая квалификация интервьюера.

Недостатки:

а) затруднён более тесный контакт с респондентом;

б) могут быть неоднозначно поняты вопросы респондентом;

в) невозможность дополнительных вопросов.

Преимущества нестандартизованного интервью:

а) возможность изложения вопросов в соответствии с уровнем респондента;

б) возможность создания более естественной, непринуждённой обстановки;

в) гибкость в изменяющейся ситуации;

г) возможность получения более глубинной информации.

Недостатки:

а) трудности в сопоставлении полученных данных.

4. 1. Задания к самостоятельной работе по освоению раздела курса
Изучить с помощью метода интервью:

Основные мотивы поступления в то или иное учебное заведение и на факультет;

Основные мотивы принятия того или иного решения (например, вступления в брак, получения образования, голосования по тому или иному вопросу и т.д.);

Образ жизни той или иной группы людей;

Вкусы, интересы различных групп населения (музыкальные, художественные, кино, мода и т.д.).

№/№: 3; 7; 8; 15; 17; 18; 27; 30.
4. 2. Образец проведения психодиагностического исследования с использованием интервью.

Предмет исследования: Отношение молодёжи к милиции.

Цель исследования: Определение отношения молодёжи к милиции.

Метод исследования: Стандартизованное интервью.

Объект исследования: Студенты МГУ, факультеты: социально-психологический, филологический, юридический. Возраст 18 - 22 года. Всего 42 человека, в т.ч. 20 - мужчин, 22 - женщины.

(В качестве примера приводятся данные исследования, проведённого одним из студентов МГУ).

Вопросы интервью Ответы

1. Какие чувства возникают у Вас при виде не знакомого Вам милиционера в форме? 28% отметили равнодушие, нейтральность чувств при виде стражей порядка;23% - возникающее у них чувство опасения , настороженности, напряжения, тревожности;19% - чувства любопытства, заинтересованности;19% - указали на чувства антипатии, презрения;9% - отметили чувство уважения.

2. Как Вы считаете, увидев милиционера на улице, Ваше поведение меняется? 52% ответили отрицательно;47% - что при виде милиционера они начинают больше контролировать свои действия, избегают встречаться взглядом с ними, стараются обойти;9% - заявили, что при виде милиционера у них появляется улыбка.

3. Как Вы думаете, защищает или может защитить Вас милиция реально? 33% заявили, что милиция ничего для них не делает;28% - что милиция защищает их;9% заявили, что милиция в состоянии лишь им навредить: забрать в КПЗ, в вытрезвитель;4% ответили, что милиция может одновременно и защитить и незаслуженно обидеть;13% полагают, что милиция защищает, но недостаточно эффективно: если вовремя приедет - жизнь спасёт, но украденного не вернёт;9% уверены, что милиция их защитит в случае необходимости.

4.Если бы Вам представилась возможность внести изменения в деятельность милиции, что бы Вы предложили сделать в первую очередь? 43% предложили изменить культуру общения и в целом уровень образования сотрудников УВД;23% указали на необходимость усиления личной ответственности;44% внесли бы изменения в форму сотрудников, в некоторые законы.

Заключение: Результаты проведённого психодиагностического исследования свидетельствуют о том, что сложившийся у большинства респондентов образ милиции во многом не соответствует идеальному, он не несёт в себе черты обязательной, строгой, справедливой системы, способной эффективно решать задачи охраны правопорядка. Милиция большинству респондентов видится как сильная, но часто неуправляемая, несправедливая и ошибающаяся система.

Тема 5. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА

Беседа - это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Это сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым на определённую тему. Это основной метод психологического консультирования.

Психологическая беседа подразделяется на психодиагностическую и психокоррекционную.

Беседа, как правило, не ограничена во времени и, порой, с трудом укладывается в первоначально заданное русло. Интервьюер же сам задаёт тему.

Главное условие успешного проведения беседы - это создание дружеской атмосферы, установление контакта с опрашиваемым.

Беседа требует особой чуткости и гибкости, умения слушать и одновременно вести её по заданному плану, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника , реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления (жесты, мимику), видеть подтекст общения. Требуются годы для освоения этого метода. И здесь большую роль играет вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и желание сотрудничать.

Рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на предполагаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов. Респондент должен увидеть в лице исследователя человека, который стремится его понять, не критикует, не осуждает его высказываний.

Проводя беседу, надо помнить об особенностях возраста опрашиваемого.

Методом научного познания беседа становится лишь тогда, когда проведение её определяется целями и задачами исследования, выступает как средство сбора первичной информации. Необходима фиксация ответов, чтобы не пересказывать ответы испытуемого.
5. 1. Задание к самостоятельной работе по освоению раздела курса

Изучить с помощью метода психодиагностической беседы психологические истоки проблем конфликтных:

Взаимоотношений ребёнка со сверстниками;

Взаимоотношений в системе "родитель - ребёнок";

Супружеских отношений;

Взаимоотношений в системе "руководитель - подчинённый";

№/№: 7; 9; 15; 17; 18; 20; 23; 24; 27; 30.
5. 2. Образец проведения психодиагностической беседы.
Выписка из протокола психодиагностического исследования.

Предмет исследования: Проблемы в супружеских отношениях.

Ситуация исследования: Консультация у психолога.

Причина обращения: Сложные отношения клиентки с мужем.

Цель исследования: Выявить психологические истоки супружеских проблем.

Метод исследования: Психодиагностическая беседа.

Объект исследования: Молодая женщина 27 лет.

Условные обозначения: К - клиентка; П - психолог.

П. - Я Вас слушаю.

К. - Я не знаю, с чего начать.

П. - Вы боитесь что-то сказать неправильно?

К. - Ну…Меня не устраивает моя супружеская жизнь.

П. - Расскажите, что Вас не устраивает?

К. - Я жила раньше в городе N, работала на заводе. Будущий муж приезжал туда в командировку. Он на меня сразу произвёл огромное впечатление. У меня был до этого свой жених, он был в армии, я в принципе была свободна. Я сначала не знала, что он женат, я узнала об этом через год. Для меня тогда это было не важно, т.к. у меня какой-то тыл был - жених в армии. Я не считала, что я одна и продолжала с ним общаться. Сексуальных отношений у нас тогда не было. Летом он уехал. Сказал, что приедет через год-полтора. Он действительно приехал. Вернулся и мой жених из армии. Но он мне был уже неинтересен. Я отодвинула его на 2-ой план. Я была влюблена в Л. Он сказал, что разводится с женой, что у него там не сложилось, что она оказалась лёгкого поведения, рожать она не хочет, а он хочет ребёнка. Я для себя тогда решила, что получу действительно то, что захочу. Не упущу свой шанс. Мне очень хотелось быть рядом с ним. Конечно, у нас были интимные отношения и я забеременела. Развестись он тогда, как оказалось, только собирался. Я хотела сделать аборт. Он уехал, но у нас было общение по телефону. И в итоге он сказал: "Может вообще не следует делать аборт?". В конце концов мы поженились. Мне уже тогда не нравилось, что он выпивает. Но он не столько злоупотреблял, сколько не отказывался выпить. И я считала тогда, что я его смогу перевоспитать, что раз у него появился ребёнок, он будет к семье относиться более серьёзно, потому что в первом браке, он говорил, что запросто оставлял жену, уходил с друзьями куда-нибудь отдыхать и я удивлялась тогда, как она это терпит. Он говорил: "Она спокойно к этому относится". А потом она сама начала это делать, появились внебрачные связи. Его это, конечно, очень раздражало, и он решил, что такая жена ему не нужна. И сейчас я думаю, что тогда может быть самонадеянно, очень глупо поступила, решив, что сумею его перевоспитать, а на самом деле ничего у меня не получается. Были разговоры с ним, что пора бы всё это закончить. Он считает, что поступает нормально, и если я хочу чего-то другого, он меня не держит и мы можем разойтись. А я не знаю, то ли остаться с ним, то ли уехать…

П. - Правильно ли я понимаю, Вас не устраивает, что муж часто не бывает дома?

К. - Да, но…Я, конечно, хочу остаться с ним, но…

П. - То есть Вы думаете не о том, разводиться или нет, а о том, как сделать, чтобы он немного по-другому себя повёл? Вы ищете средства воздействия на него?

К. - Я не знаю, как это сделать. Я пыталась, устраивала ему бойкот, когда он не приходил домой ночевать, не готовила ему. Мы не разговаривали. Но через 2 недели я начинаю сама к нему подходить, сама выяснять отношения. Он говорит: "Я веду себя абсолютно нормально, а когда ты изменишься, я не знаю". Я всегда виновата остаюсь в таких ситуациях. Вот и теперь мы уже 2 недели не общаемся.

П. - Кто с кем не разговаривает?

К. - Он со мной.

П. - Он с Вами?

К. - Да.


П. - То есть он на Вас обижен?

К. - Да, только я не знаю почему.

П. - Даже не догадываетесь?

К. - (после паузы 3 с.) То, что я бываю на него обижена из-за выпивок и неприходов домой, как хозяин…он абсолютно…я не знаю…С ребёнком он практически не общается - не гуляет, не играет, очень редко, только когда у него хорошее настроение.

К. - Он мне постоянно говорит: "Ты переделывайся. Мы с тобой не уживёмся. Ты не любишь уступать". У него гордости через край, у меня, в принципе , тоже. Когда я хотела выйти за него, я сделала всё, я стала "овечкой", только бы он был со мной.

П. - Волком в овечьей шкуре. То есть он ни в чём не хочет уступать.

К. - Когда я в первый раз уехала к родителям от него с ребёнком, я ему говорила: "Я так больше жить не хочу". Он по телефону уговаривал меня вернуться, обещал, что больше не даст повода. Но всё равно ничего не изменилось, когда я вернулась.

П. - А почему Вы тогда вернулись?

П. - А ему без Вас? Вы видите, что он тоже переживает? Ваше отношение как бы проявилось там, а здесь, когда Вы вместе, оно тонет в бесконечных обидах.

К. - Просто там остыла, и меня начало тянуть к нему, тем более, что он зовёт, ждёт, спрашивает о ребёнке. Мне кажется, что он хочет, чтобы у нас была семья. Он гордится, в принципе, что у него дом, что у него привлекательная жена…Но я не могу сдерживаться, когда он приводит своих друзей, когда они пьют.

П. - А Вам хочется, чтобы он сидел дома.

К. - Естественно, чтобы он не только сидел дома, но и не пил, больше внимания уделял семье. Чтобы было семейно. Идёшь гулять, смотришь: папа, мама, ребёнок или двое детей - как приятно, а ты одна…У меня всё время ощущение ненадёжности, недолговечности. Комплекс ещё у меня такой, что я считаю, что наш брак из-за ребёнка. Раньше, когда я ему это говорила, он говорил: "Ну, что ты. За кого ты меня принимаешь?", что я ему не безразлична, и ребёнок здесь ни при чём. Я не могу чувствовать себя, как бы сказать, прилипалой, угнетённой. Это не даёт мне покоя. Он хочет жить свободно, чтобы я ему не мешала. Мне обидно. Я не привыкла, чтобы мной так бросались.

П. - И Вас эта ситуация что…?

К. - Угнетает, я ничего с собой поделать не могу.

П. - Но что бы Вы хотели сделать?

К. - Я хотела бы его в себя влюбить так же, как и я. А, кстати, для себя я знаю - я смогла бы от него уйти, если бы у меня кто-то появился, я бы не чувствовала свою ненужность. Может быть для него, с его характером, самолюбием это и нужно сделать.

(На этом заканчивается 1-ая психодиагностическая часть консультации).

Заключение психолога (по этой части консультации): Причина обращения клиентки в консультацию: взаимодействие двух классов проблем - семейных и личностных.

Семья не реализует своих функций - общего хозяйства, воспитания детей, совместного проведения организованного свободного времени. В семье нет взаимопонимания , причиной которого являются разные представления о должном поведении в семье мужа и жены. Жена недовольна частыми выпивками мужа и его отсутствием дома. Муж хотел бы жить свободно, чтобы жена ему не мешала.

Она не ощущает с его стороны любовь, заботу. Эта проблема усугубляется личными проблемами клиентки: её неуверенностью в себе, её боязнью проиграть, остаться одной, её доминантностью, стремлением настоять на своём, что ведёт к нелогичности, непоследовательности в построении отношений, расшатыванию уже сложившихся отношений.

Тема 6. АНКЕТИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА
Анкета - это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме. Это очень распространённый метод, в основном, используемый в социологии, а из психологических отраслей - в социальной психологии.

Анкета как метод исследования была впервые разработана Д. Гальтоном в Англии в 1870 году. Преимуществами анкетирования как метода являются:

Возможность одновременно исследовать мнение большого количества людей по какому-либо вопросу;

Относительная лёгкость статистической обработки, особенно при использовании компьютерных программ;

С помощью метода анкетирования в психологии исследуются отношения групп населения к тем или иным явлениям социальной действительности (удовлетворённость условиями труда, решениями правительства и т.д.), социально-психологические характеристики личности (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы).

Это не простой метод. Для получения качественной психологической информации необходимо соблюдать следующие правила при составлении анкет.

Требования к формулированию вопросов:

Они должны быть понятны для исследуемой категории людей;

Лаконичны;

Исключать двусмысленность в понимании;

Не раздражать, не унижать достоинства;

Хорошо и чётко напечатаны.

По форме вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые; прямые и косвенные.

Открытые вопросы предполагают свободные ответы, не содержат возможных вариантов ответов. Они встречаются значительно реже закрытых. Готовые ответы здесь не предполагаются. Респондент отвечает на такие вопросы по своему усмотрению . По сравнению с закрытыми, информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых. Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.

Закрытые вопросы предусматривают готовые варианты ответов.

Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком - менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.

В этом плане есть выход в использовании полузакрытых вопросов, содержащих наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.

В случае с закрытыми вопросами от респондента требуется выбрать один ответ, соответствующий его мнению. Может быть из двух (да / нет; согласен / не согласен), из трёх вариантов ответов (да / в половине случаев / нет), из пяти (всегда / в большинстве случаев / в половине случаев / редко / никогда) и т.д.

Анкета, как правило, состоит из:

а) вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;

б) как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т.д.). Выбор вопросов для паспортички обусловлен дальнейшим ранжированием полученной информации. Например, если исследуются проблемы семьи, то, безусловно, в паспортичку вносится вопрос о семейном положении, количестве браков, стаже совместной жизни в них. Если исследуются проблемы, связанные с занимаемой должностью - то в паспортичку могут войти вопросы, связанные с образованием, стажем работы в той или иной должности и т.д.

в) затем в анкете идут основные вопросы . Их не должно быть много (на весь опрос не более 15 - 25). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём было сказано выше).

В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

6. 1. Задания к самостоятельной работе по освоению раздела курса

а) изучить теоретический раздел курса;

б) разработать анкету в соответствии с требованиями к составлению анкет и провести соответствующие психодиагностические исследования на темы:

Мотивы принятия решений по вопросам: выбора профессии, вступления в брак, поступления в ВУЗ, получения 2-го высшего образования и т.д.;

Интересы, потребности, ценностные ориентации, политические взгляды, национальные стереотипы той или иной группы людей;

Удовлетворённость той или иной группы людей социально-психологическим климатом коллектива, семьи, работой, профессией, руководством организации, деятельностью правительства и т.д.

№/№: 3; 4; 7; 15; 17; 18; 22; 30.
6. 2. Образец проведения психодиагностического исследования с использованием метода анкетного опроса.
Выписка из протокола психодиагностического исследования.

Предмет исследования: Процесс социализации современного подростка.

Цель исследования: Изучение социально-психологических особенностей социализации современного подростка в 5 сферах: семье, школе, референтной группе, интимно-личностном общении, социально-экономической деятельности.

Метод исследования: Анкетный опрос.

Объект исследования: 533 учащихся 9 - 10 классов средней школы.

(В качестве примера приводится исследование, проведённое слушателем ФПК в одной из школ города).

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ДА (%)

1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?2. Рассказываешь ли ты в семье о своих переживаниях, тревогах, неудачах?3. Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу?4. Когда у тебя складывается тяжёлая ситуация, ты хочешь получить совет от родителей? 20% - 68%

5. Считаешь ли ты, что высокое благосостояние человека - это результат упорного труда?6. Задумываешься ли ты над тем, как можно заработать деньги?7. Ты зарабатываешь деньги?8. Нужны ли тебе деньги на собственные нужды?9. Хотел бы ты иметь право не учиться, а идти зарабатывать деньги? 27,5%75,5%19,7%87,8%30,1%

10. Хотел бы ты после окончания школы учиться в институте?11. Тебе нравится получать в школе знания по предметам?12. Используешь ли ты знания, получаемые в школе по предметам, в своей реальной жизни?13. Рассказывают ли тебе учителя в школе о том, как в жизни быть успешным и избежать неприятностей?14. Нравится ли тебе критиковать учителей? 92,5%52,6%11,6%51,5%32,5%

15. Проводишь ли ты свободное время в компании своих сверстников? 16. Любишь ли ты находиться в центре внимания своей компании?17. Следуешь ли ты тем законам, которые приняты в твоей компании?18. Всегда ли ты можешь постоять за себя?19. Можешь ли ты защитить слабого? 69,7%46,8%37,5%25%25%

20. Нужно ли в твоём возрасте иметь настоящего друга?21. Можешь ли ты сказать, что у тебя есть настоящий друг?22. Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг?23. Считаешь ли ты, что в твоём возрасте можно испытывать чувство глубокой симпатии, любви?24. Имеет ли любовь отрицательные последствия в твоей жизни? 98%74,5%63,2%95%53,4%

Заключение психолога: У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной тому служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого - ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребёнка (вопросы 1 - 4).

В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и долговременные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более лёгкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения (вопросы 15 - 19).

Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определённый жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность сегодня в значительной степени депривирована в виду неспособности современной школы транслировать такой опыт (вопросы 10 - 14, 20 - 24).

Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности, не находит своего полного и истинного удовлетворения.

Негативные проявления, сопровождающие раннюю вовлечённость подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, а с другой - несформированностью соответствующих культурных традиций (вопросы 5 - 9).

Возможность единения рисуночной («невербальной») продукции субъекта с вербальной само по себе расширяет возможности работы психолога по линии единения сознательной и бессознательной сфер психики индивида. Конкретный диалог позволяет не упустить, а наоборот, поставить в центр внимания индивидуальную неповторимость психики и обнаружить конкретный характер личностных проблем, а целостный психоанализ вербального и не вербального материала способствует выявлению системных тенденций поведения, неосознаваемых субъектом, определяемых логикой его бессознательной сферы .

Я. Боверс в своей статье, которая ссылается на работы В. Окландер, дает следующие инструкции по технике обсуждения изобразительного материала:

1. Дайте клиенту рассказать о своей работе так, как он этого хочет. Это основное правило.

2. Попросите клиента прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы или персонажи.

3. Попросите клиента описать работу от первого лица и, возможно, сделать это для каждого элемента изображения. Клиент может построить диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, являются ли эти части персонажами геометрическими формами или объектами. Следует принять во внимание, что это иногда может пугать клиентов, поэтому необходимо различать «эго»- и «объект» - ориентированные вопросы; формулировать их в широком континууме от «объект» - ориентированных до «эго» - ориентированных. Если, скажем, клиент вылепил из глины какой-либо пищевой продукт, вы можете спросить его, что он ел на завтрак, или что ему нравится больше всего из блюд, которые готовит его мать? Первый вопрос более «объект» - ориентированный, второй - более «эго» - ориентированный.

4. Если клиент не знает, что означает та или иная часть изображения, психолог может дать свое объяснение, однако следует спросить у клиента, насколько это объяснение кажется ему верным. Верность интерпретации проверяется как по вербальным, так и невербальным реакциям клиента. Когда объяснение не вызывает никакой реакции, следует подумать, связано ли это с его неверностью или неготовностью клиента.

5. Побуждайте клиента фокусировать внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает. Фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. Следует учесть, однако, что цвета могут использоваться в разное время по-разному: в одних случаях они отражают свойства объектов, в других отношение автора к этим объектам.

6. Старайтесь фиксировать особенности интонации, положения тела, выражение лица, ритм дыхания клиента. Используйте эти наблюдения для дальнейшего расспроса клиента либо, если вы заметили, что клиент испытывает сильное напряжение, для переключения на другую тему. Очевидно, что изобразительный процесс сопряжен с выраженными физическими и эмоциональными реакциями, и все они должны быть предметом для наблюдения.

7. Помогайте клиенту осознать связь между его высказываниями о работе или её частях и его жизненной ситуацией, осторожно задавая, ему, вопрос о том, что в его жизни и как может отражать его работа. Следует помнить то, насколько клиент способен интегрировать интерпретации. Даже если ваши объяснения справедливы, клиент может им сопротивляться. Но если вы правы, а клиент ещё не готов принять их, помните, что у вас ещё будет возможность предложить ему эти объяснения.

8. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке. Вовсе необязательно, что отсутствие той или иной части должно иметь символическую нагрузку. Иногда изображение может иметь «стенографический характер». Я. Боверс, например, отмечает, что при изображении человеческой фигуры лицами, перенесшими насилие, отсутствие нижних частей тела в одних случаях может говорить о подавленной сексуальности, а в других - об искаженном образе «Я».

9. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности, если есть основания для такого предположения. Работы Эдит Крамер, в частности, изобилуют примерами изображения фантастических героев детьми с сильным Эго, уверенно чувствующими себя. В то же время она указывает на то, что столь же часто подобные изображения создаются детьми стремящимися сформировать для себя идеальный не реалистический образ «Я», в результате чего они всякий раз болезненно переживают крушение этого идеала.

10. Просите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до её начала, а также после её завершения. Вовсе нелишне справляться о его состоянии в процессе создания рисунка, спрашивать, насколько комфортно он себя чувствует, изменяя форму вопроса в зависимости от ситуации. Можно избежать многих защитных реакций со стороны клиента или смягчить их, если прислушаться к его психологическому «пульсу».

11. Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить; и отражать те состояния, к исследованию которых готов. Независимо от того используем, мы директивный или не директивный подход, мы должны давать клиенту возможность почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты.

12. Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые образы. С течением времени, по мере того как будут определяться смысловые связи, в них многое может проясниться и заговорить. Кроме того, со временем клиент будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы .

Подобные суждения могут быть как верными, так и не верными применительно к конкретному времени и конкретному лицу.

Дополнительно к предложенным хочется добавить еще некоторые рекомендации.

Не следует спрашивать клиента слишком о многом и делать это слишком быстро.

Мы всегда должны оглядываться назад и пытаться сформулировать оценочные суждения постараться увидеть глубинный смысл изображения. Лишь применив во внимание все многообразие ассоциаций вызываемых этим образом, мы можем сделать более верную интерпретацию. Изобразительный образ отражает совокупность тех или иных представлений и является наиболее экономичным инструментом коммуникации. Нам порой требуется тысяча слов, чтобы описать лишь один образ, а потому мы должны тщательно подбирать слова, когда пытаемся что-то узнать об изображении или интерпретировать его .

Хотя слово организует формирование графического образа и связанного с ним графического построения, оно может мешать непосредственному визуальному впечатлению и создавать установку на то, видеть натуру сквозь известное уже графическое построение. Для рисования необходимы специальные приемы, помогающие преодолевать тормозящие влияния слова .

Л. Карман обратил внимание на графические характеристики рисунка и ввёл серию вопросов, с помощью которых стремился выяснить:

а) смысл нарисованных объектов для ребёнка;

б) симпатии антипатии ребёнка по отношению к членам семьи.

Исследователь также применял так называемые «провокационные» вопросы, подталкивающие ребёнка на открытое обсуждение его чувств.

Логику бессознательного в одинаковой степени подтверждает (объективирует) как диалог с автором рисунков, так и визуальный смысл самих рисунков. Диалог с автором рисунков приближает к прояснению логики бессознательного и противоречия единения ее с логикой сознания. Психодиагностическая процедура приобретает в действии характер симультанности, поскольку адекватная психодиагностика осуществляемая фактически совместно с автором, имеет, таким образом, психокоррекционный эффект. Работая с вербально-невербальным материалом, психолог лишь по-новому расставляет акценты, благодаря объективированию системных характеристик и логических взаимосвязей в материале автора (вербальным и невербальным), что раскрывает направленность психики. Высшим результатом при этом есть нахождение связей между сознательными и бессознательными ее аспектами. В этом секрет ощущения субъектом все возрастающей психической силы и возможности разрешения личностных проблем.

Авторский текст приобретает такое же значение, как и сам рисунок, поскольку автор расставляет акценты относительно восприятия цвета, Ценности символа и его значения. Авторский текст - неотъемлемая составляющая в работе с графической продукцией, так как имеет вербализованные автором представления. Комментарии относительно изображаемого позволяют двигаться в понимании смысла рисунка в раскрытии его завуалированного содержания, вначале не видимого для автора.

И хотя в диалоге проясняется субъективная значимость того или иного цвета, символа, их роли в рисунке и смысл самого изображения. Однако следует иметь в виду, что автор передает не отстраненное впечатление, а аффективные фиксации и субъективное отражение событий собственной жизни. Язык является в данном случае и инструментом лжи, и орудием достижения истины. Поэтому вербальный материал столь же необходим для работы, сколь и сам рисунок, так как он обеспечивает возможность более глубокой интерпретации рисунков, исходя из понимания его автором, и в то же время интерпретация находится вне его (автора) субъективных взглядов.

Многозначность рисунка может быть в начале ограничена авторским текстом, хотя для него каждый рисунок имеет, как правило, определенный и четко очерченный смысл, причем всегда социально одобряемый, согласованный с просоциальными нравственными нормами и ценностями. Клиент, как броней закрыт, этим смыслом. Психолог в процессе работы, основываясь на анализе символов, содержание которых емко и множественно, пытается проникнуть «за» и «сквозь» авторскую интерпретацию рисунка с учетом последней. Психолог раздвигает первичные для автора рамки понимания изображения, вовлекая его в видение иных семантических картинок наполненных невидимым в начале смыслом. Однако при верной психодиагностике невидимые автором сюжеты постепенно становятся отчетливыми. Здесь имеет смысл говорить о роли процессуальной психодиагностики. В рисунке, как и во сне, существует необходимость разъяснения, постижения содержания, представленного в образной символической форме. Здесь, в понимании, психолог идет за автором, основываясь на его представлениях и комментариях. Диалог с автором рисунка имеет много общего с психоаналитическим методом свободных ассоциаций.

Вербальная продукция используется с целью обнаружения системных характеристик бессознательного. Как известно, психоанализ всегда имел дело с вербальной продукцией пациента, которому предлагалось свободно, избегая цензурный контроль высказывать свои мысли, чувства, воспоминания, ассоциации и т. д. Сама процедура была ориентирована на снижение контроля «Сверх-Я» и поощрения «Оно», т. е. Бессознательного. Психоаналитику необходимо было, используя огромный вербальный материал, вычленить неосознаваемые индивидом фрагменты, обуславливающие наличие симптомов и довести их до сознания пациента. Кроме процедуры, получившей название «метод свободных ассоциаций», используется так называемый ассоциативный эксперимент, главный принцип которого состоял в «вычленении наиглавнейших комплексов, которые обнаруживают себя нарушениями при ассоциативном эксперименте».

Если в работе с тестовыми методиками позиция психолога позволяет быть исследовательски отстраненной, то в данном случае такой возможности нет, поскольку любой нюанс в поведении автора существенен, каждая реплика может нести определенный смысл. Психолог должен быть крайне внимателен к происходящему, поскольку вербальный текст, продуцируемый автором в диалоге с ним, приобретает так же значение, как и сам рисунок. Этим работа психолога значительно усложняется: недостаточно сверить рисунок с готовым шаблоном вариантов ответов. Здесь проблема посложнее: на основании целостного материала поставить вопросы (то есть процессуально диагностировать) и найти ответы, приобщая к данному акту самого автора рисунков. Рисунок и диалог с автором существуют как параллельно, так и слитно, в процессе анализа. Символика рисунка без текста автора остается информационно закрытой. Символ, как известно, сам по себе содержит информацию, представленную в образной форме, но задача состоит в раскрытии индивидуальной окраски этой информации.

Мы используем изобразительное творчество с целью «докопаться» до смысла ускользающего от слов, и в то же время мы используем слова для того, чтобы раскрыть смысл изобразительного искусства. Не парадокс ли это?

Да, искусство невыразимо в словах. Всякая попытка говорить о нем, связана с его профанацией, слова кажутся столь неадекватными, как и при описании сильного переживания или чувства боли. Однако без слов трудно передать понятия, а без понятий мы испытываем неопределенность. Когда же чувства не определены, нам не хватает доверия к тому, что имеет смысл.

Люди, которые не имеют ни особого интереса, ни понимания изобразительного искусства и символов, склонны, при интерпретации изображений использовать, «технологию поваренной книги». Подобного рода подход настолько же прост, насколько искажает реальное положение вещей. Поэтому, сколь важно наблюдать за вербальной экспрессией клиента, уметь правильно подбирать слова и не относиться к ним как к чему-то второстепенному .

В процессе психологического консультирования, в работе с клиентом боле информативным будет подход, который не ограничивается только лишь рисунком семьи. Исходя из этого, можно предложить следующий порядок проведения рисуночных тестов.

Cпонтанный рисунок. Исследователь просто кладет бумагу, фломастер или карандаш перед ребенком. Отказ рисовать уже сам по себе показателен. Спонтанный рисунок минимально структурирован, на него ничего не влияет извне и, таким образом, это самый аутентичный рисунок.

С ребёнком старше трёх лет после спонтанного рисунка исследователь переходит к тесту «Нарисуй человека». Несоответствие умственного возраста по тесту «Нарисуй человека» и по IQ-методикам типично для эмоционального расстройства или органического поражения мозга и имеет диагностическое значение.

Методики с использованием копирование, такие как тест «Бендер», проводится в конце серии. Эти структурированные ситуации не должны предъявляться раньше, так как они могут нарушить свободу выражения, которую экспериментатор старается сохранить в предшествующих ситуациях .

К базовым профессиональным навыкам психолога относятся умение слушать собеседника и проводить беседу. Основа любой беседы - вербальная коммуникация. Умение вести беседу - это целое искусство, которое включает в себя знание закономерностей протекания беседы, понимание структуры и содержания вопросов, порядка их предъявления, умение спланировать беседу и настроить собеседника на открытый диалог. Использование беседы в диагностической работе позволяет собрать большой пласт психологических сведений, это и установки, мотивы личности, особенности актуальной жизненной ситуации, функциональное состояние обследуемого лица и многое другое. Как и наблюдение, беседа не имеет существенных возрастных ограничений, она может быть использована в ходе обследования лиц и дошкольного, и школьного, и подросткового и старших возрастных групп. В этом заключается неоспоримое достоинство метода беседы. Кроме этого, диагност имеет возможность чутко реагировать на изменение состояния обследуемого, принимая во внимание характер обратной связи, и гибко менять стратегию и манеру ведения беседы. Именно живое, партнерское общение, непосредственная передача сведений способствуют целостному восприятию личности, пониманию сложности и индивидуальности каждого конкретного обследуемого лица.

Беседа играет неоценимую роль при установлении контакта, предваряя любое психодиагностическое обследование. Именно поэтому навыки проведения беседы относятся к базовым профессиональным навыкам в работе психолога. Беседа может выступать в диагностическом обследовании в качестве основного метода сбора диагностической информации. Так, для ознакомления, в Приложении 5 приведен вариант стандартизированной беседы на выявление мотивации к школьному обучению у старших дошкольников и младших школьников. Также беседа может выступать и в роли дополнительного метода, обогащающего данные других методик. Так, например, в ходе проведения модифицированного варианта методики Дембо - Рубинштейн «Лестница», предназначенной для диагностики самооценки детей, беседа органично встроена в процедуру диагностики. Более того, использование указанной методики без беседы недопустимо, поскольку в таком случае нарушается процедура проведения и теряется важная диагностическая информация (критерии самооценки, ценности и личностный смысл понятий).

Важно запомнить!

Психодиагностическая беседа - это способ получения информации о психических свойствах, психологических особенностях человека, о динамике жизненного пути на основании речевых коммуникаций.

С целью понимания широты и многообразия метода беседы, изучим его типологию . Ниже приведены основные типы беседы, критериями для определения типа выступали особенности планирования беседы и строгость соблюдения правил проведения.

  • 1. Стандартизированная беседа - наиболее строгий вариант ведения беседы. При проведении такой беседы четко определены цели и перечень вопросов, активность полностью на стороне психолога-диагноста. Вносить изменения, добавлять, исключать какие-либо вопросы недопустимо. Диагност заранее определяет информационные блоки в структуре беседы и их последовательность. Стандартизированная беседа применяется в случае опроса большого количества людей (например, школьного класса или трудового коллектива) по одной теме. Благодаря жесткой стандартизации и единому алгоритму проведения диагност получает возможность сопоставления и сравнения полученной информации. В работе с маленькими детьми данный вид беседы практически не используется.
  • 2. Частично-стандартизированная беседа - специфика данной беседы в том, что диагност придерживается заранее определенной стратегии, но манера ведения беседы более гибкая. В процессе беседы диагност может менять вопросы местами, делать те или иные добавления. Подобного типа беседу используют, если с обследуемым уже установлен контакт, тематика разговора несложна. Временные затраты в этом случае незначительны, опытность задающего вопросы может быть невелика. Данный вид беседы наиболее распространен в диагностической практике. Так же, как и при стандартизированной беседе, психодиагност имеет возможность сопоставления данных. Однако существенным минусом является относительная строгость ведения беседы, которая может вызывать сопротивление и защитные механизмы у обследуемого лица.
  • 3. Свободная беседа - стратегия определяется в самом общем виде, а манера ведения совершенно свободная. Диагност задает вопросы без предварительной подготовки, ориентируясь на ходу, с учетом ответов обследуемого лица, что сохраняет непринужденность обстановки и способствует раскованности, а как следствие, и большей искренности в ответах обследуемого. Данный тип беседы чаще используется профессиональными психологами, с многолетней практикой за плечами. Именно высокий уровень профессионализма, мастерства и богатый практический опыт позволяют им проводить свободный тип беседы, не готовя заранее плана и примерного перечня вопросов. Для начинающих психологов данный тип беседы слабо реализуем на практике.
  • 4. Непрограммированная (неуправляемая ) беседа - вариант психоаналитической беседы. О чем именно говорить и насколько подробно, решает сам обследуемый. В этом случае инициатива и активность полностью на стороне обследуемого.

Несмотря на объяснимое практикой разнообразие типов бесед, существует логика ведения беседы, включающая стабильные структурные блоки, соблюдение которых неизменно вне зависимости от типа беседы. Учет и соблюдение этапов ведения беседы обеспечивают целостность и завершенность психодиагностической беседы.

Этапы ведения беседы следующие.

Первый этап - введение в беседу. Основными задачами этого этапа являются ознакомление с целями обследования, настройка собеседника на общение, знакомство с условиями и правилами работы психодиагноста. Самое важное на этом этапе - это установление контакта. Принципиальным моментом является информация о том, кто выступал инициатором встречи. Если инициатором был психолог, то на этом этапе диагност разъясняет тематику предстоящего разговора, стараясь пробудить интерес и выработать у обследуемого лица положительную мотивацию к беседе. Сообщается об условиях анонимности, продолжительности беседы и о возможном дальнейшем использовании полученной информации. Случается, что родители выступают инициатором беседы и приводят на встречу своего ребенка подросткового возраста. Сам подросток может быть при этом совсем не настроен на диалог, но и идти поперек воли родителей не решается. В этом случае диагносту особенно сложно установить контакт. В такой ситуации важно проявить понимание и такт. Высоки требования к психодиагностической беседе с детьми: с ними роль беседы важнее, чем со взрослыми . Надо учитывать фактор времени (если в первую встречу ребенок не раскрылся, дать ему почувствовать, что результат получен, выразить надежду, что в следующий раз будет больше). Если встреча состоялась по инициативе самого обследуемого, нуждающегося в профессиональной консультации, то исиходиагност обязан продемонстрировать готовность к сотрудничеству, толерантность к взглядам и позициям собеседника. Важность первого, установочного, этапа беседы заключается еще и в возможности выбора стилистической окраски разговора, используемых словесных оборотов и выражений. Психодиагност должен гибко менять репертуар фраз и выражений в зависимости от возраста, пола, социального и образовательного уровня обследуемого лица. Например, при общении с маленьким ребенком желательно использовать форму обращения по имени (как ребенка называют в семье). Обращение на «Вы» с указанием имени и отчества предпочтительней при проведении беседы с лицами зрелого возраста. Таким образом, достигается уважительная, комфортная атмосфера, способствующая выработке положительной мотивации и готовности давать достоверную информацию.

Второй этап - опрос. На данном этапе основной задачей психодиагноста является сбор фактической информации о жизненных условиях обследуемого лица, его личностных особенностях, отношении к различным события, особенностях эмоционального реагирования в различных ситуациях и т.д. Содержание второго этапа определяется преимущественно целями диагностической беседы. Целесообразно использование общих открытых вопросов по тематике беседы, тем самым происходит стимулирование собеседника на свободное повествование о событиях своей жизни и отношении к ним.

Третий этап - уточнение. В процессе общения могут возникнуть когнитивные искажения, неточное толкование слов собеседника. Случается, что в одни и те же слова собеседники вкладывают разное смысловое содержание. Избежать ситуации, когда диагност неверно понимает высказывание обследуемого, помогают уточняющие, дополнительные вопросы и просьбы объяснить, какое значение для человека имеет то или иное выражение. Игнорирование этого этапа повышает риск искажения полученной информации.

Четвертый этап - интерпретация. Данный этап в большей степени реализуется при проведении стандартизированной беседы. Психодиагност осуществляет оценку и интерпретацию собранных сведений. Это один из самых трудоемких этапов беседы, поскольку здесь психодиагност анализирует весь материал: и ответы обследуемого, и его спонтанные речевые реакции, и поведение в процессе беседы.

Пятый этап - заключительный. На этом этапе важно обратить внимание на то, с какими чувствами уйдет от вас человек, необходимо снять дискомфорт и эмоциональное напряжение, если они возникли. Недопустимо заканчивать беседу конфронтацией с обследуемым. Если предполагаются последующие встречи, то окончание беседы должно способствовать повышению готовности человека к дальнейшей продуктивной работе. По сути, это этап подведения промежуточных или окончательных итогов беседы и выдачи обратной связи обследуемому. Содержание обратной связи полностью продиктовано целями и задачами данной беседы, а также состоянием обследуемого.

Важно запомнить!

На завершающем этапе беседы необходимо всегда выражать обследуемому лицу благодарность и признательность за проделанную работу и интерес к обследованию. Данная позиция способствует дальнейшему сотрудничеству и формирует положительный образ психолога-диагноста.

В зависимости от запроса и поставленной цели психодиагност определяет основную тему беседы, конкретизирует задачи. Как нам уже известно, в беседе может быть разная степень стандартизации - жесткости плана. Принимая во внимание цель и тему беседы, психолог-диагност самостоятельно определяет стратегию своего поведения в общении. Необходимое количество смысловых блоков в беседе, возможность добавления и исключения вопросов по ходу общения - эти вопросы остаются на усмотрение психодиагноста.

Не менее важно спланировать продолжительность и условия проведения беседы. Длительность беседы не должна быть более часа или полутора часов, слишком длительная беседа утомляет собеседника и вызывает желание скорее закончить разговор. Полезным будет использование в беседе вспомогательных материалов: игрушек, различных фигурок, рисунков, цветных карандашей и фломастеров. Это позволяет увлечь ребенка и заинтересовать взрослого, а также получить дополнительную информацию об обследуемом. Фиксация полученных сведений может осуществляться и в момент разговора, и после его завершения. Целесообразнее всего делать краткие записи в момент беседы, а более развернутое описание делать после окончания встречи. Эффективно использование диктофона либо любой другой записывающей техники. Однако необходимо получить информированное согласие обследуемого на такого рода запись.

В структуре беседы основным элементом являются вопросы. Умение правильно задавать вопросы и точно их формулировать - эго базовые, фундаментальные навыки психолога в целом и психодиагноста в частности. Широко известны различные классификации видов вопросов, используемых в беседе. Так, одна из классификаций основана на степени открытости вопросов. Это, прежде всего, открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы нс предполагают варианта ответа, обследуемый сам формулирует разъяснения к такому вопросу. К этому виду относятся следующие вопросы: «как?», «почему?», «куда?». Например: «Куда вы планируете поступать после окончания школы?», «Почему вам неинтересен такой вид досуга?», «Как бы вы описали свое состояние в тот момент?». Психодиагност, задавая открытые вопросы, дает возможность обследуемому самостоятельно построить содержание своего ответа. Благодаря их использованию собеседник сам объясняет свою позицию, свои планы и переживания.

Другой вид, закрытые вопросы, предполагает готовые варианты ответа. Например: «Для вас это сложно?», «Любите ли вы работу в большом коллективе?», «Скажите, у вас есть близкие друзья?». Используется своего рода дихотомия ответов (да-нет, согласен-несогласен). При этом возможности ответить более развернуто или дать совершенно другой ответ практически исключаются. Задавая закрытый вопрос, психодиагиост оставляет за обследуемым право либо согласиться, либо не согласиться с высказыванием. Большое количество закрытых вопросов в беседе создает напряженную обстановку и полностью лишает активности обследуемое лицо. Следовательно, использовать этот вид вопросов надо с особой аккуратностью, только с конкретной целью - прояснить позицию говорящего, получить определенность выбора.

Следующая классификация вопросов основана на разной степени направленности на предмет разговора: прямые, косвенные и проективные вопросы.

Прямые вопросы направлены непосредственно на диагностику какого- либо явления, напрямую касаются предмета разговора.

Косвенные вопросы более опосредованно затрагивают предмет разговора, обходя прямое указание на интересующее явление.

Проективные вопросы могут включать описание гипотетической ситуации, нереальных обстоятельств жизни или задаются от лица вымышленного персонажа.

Использование в беседе косвенных и проективных вопросов позволяет получить более подробную и достоверную информацию, чем от прямых вопросов. Тем не менее вне зависимости от определенного вида вопросов существует ряд общих требований к их формулировке:

вопрос должен быть коротким, желательно без деепричастных оборотов;

  • - вопрос должен быть понятным собеседнику;
  • - должен быть направлен не на оценку поступков, а на анализ конкретных действий;

желательно, чтобы в вопросе отсутствовала частица «не»;

  • - вопрос не должен быть наводящим на определенный ответ;
  • - вопрос должен быть тактичным, особенно если затрагивается вопрос интимной сферы.

Результативность беседы во многом определяется позицией слушающего. Умение слушать означает не перебивать и не прерывать собеседника, поддерживать постоянное внимание, обеспечить устойчивый визуальный контакт с собеседником и учитывать невербальную информацию. В процессе беседы надо обращать внимание на паузы (сопротивление - защитная реакция, эмоциональная шоковая реакция на вопрос, может быть неустойчивость внимания, рассеянность, отсутствие интереса к вопросу, непонимание вопроса). При проведении беседы важно учитывать и вербальные, и невербальные каналы передачи информации. Информацию, получаемую в случае расхождения этих каналов, принято называть неконгруэнтной, т.е. в речи обследуемый говорит одно, а на невербальном уровне другое. Если психодиагност акцентируется только на речевом сообщении и анализирует исключительно смысл словесных высказываний, то неконгруэнтность не улавливается. Рассогласование между указанными каналами передачи информации позволяет построить целый ряд диагностических гипотез: человек не доверяет диагносту, обсуждаемый вопрос вызывает психологические защиты, собеседник закрыт и неискренен.

Задание для размышления

Согласны ли вы со следующим утверждением: мужчины перебивают женщин почти в два раза чаще, внимательны только первые 15 секунд, потом думают: «Что бы добавить?» Приведите аргументацию за и против этого утверждения.

Активное слушание - энергоемкий процесс, протекающий но своим законам и требующий внимания, терпения, такта. Активное слушание включает в себя нерефлексивные и рефлексивные техники . Нерефлексивное слушание направлено в большей степени на понимание собеседника, при этом используются минимальный набор слов и невербальная поддержка. Чаще всего к техникам нерефлексивного слушания прибегают в ситуациях, когда собеседнику необходимо высказаться при остром желании выразить свое мнение, обсудить беспокоящие темы. Эффективна практика использования коротких реплик: «Понимаю», «Продолжайте, пожалуйста», «Да?», «Вот как». Подобного рода реплики называют «эмпа- тическим покрякиванием». Такие ответы выражают заинтересованность в разговоре, стимулируют к дальнейшему повествованию, при этом создают свободное пространство для говорящего. Короткая реплика, утвердительный наклон головы, если это делается искренне, ободряют собеседника и вызывают желание говорить. В то же время некоторые короткие реплики могут вызвать обратную реакцию, например, «Да ладно?», «Прямо так уж плохо?», «Отчего так?». Такого рода фразы неуместны и приведут к закрытости и нежеланию продолжать беседу.

Рефлексивное слушание в отличие от нерефлексивного направлено в большей степени на точность и правильность восприятия высказываний. Используется при необходимости уточнить смысл словесных выражений. Помогает избежать ошибок непонимания друг друга, например, связанных с многозначностью слов русского языка; позволяет проверить свое понимание. При этом могут быть использованы следующие техники.

  • «Повторение». Цель - проверить точность понимания партнера. Существует в двух вариантах: 1) дословный повтор реплики партнера (эхо-техника, «Действительно, ... (приводится сообщение собеседника)»); 2) перефразирование (воспроизведение мысли говорящего своими словами, «Другими словами,...»).
  • «Уточнение», выяснение смысла сказанного («Повторите, пожалуйста, что я должен делать?», «Вы можете меня исправить, если я неправильно понял вашу мысль»).
  • «Резюмирование». Подводится итог в беседе («Главная идея пашей беседы заключалась в том-то»). Цель - подытожить основные идеи собеседника, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. Резюмируя, собеседник воспроизводит высказывания своего партнера в сокращенном, обобщенном виде, выделяя в них самое существенное («Итак, Вы полагаете, что...»).

Основные сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы, связаны с влиянием личностных качеств диагноста, субъективностью при анализе и обработке собранной информации и трудностью формализации полученных данных. Крайне важно поддерживать в ходе беседы диалогический уровень общения - отношение к человеку не как к объекту (хотя это правомерно в определенных ситуациях), а как к субъекту (свободному человеку), исходя из его направленности, готовности к диалогу. При проведении беседы надо ориентироваться на индивидуальные особенности клиента (темп речи, скорость мышления), учитывать особенности характера, самооценки, возраста, пола. Необходимость отсроченной постановки диагноза связана с ошибкой преждевременных выводов, в этом случае материал необходимо переработать. Таким образом, проведение диагностической беседы требует успешной реализации психодиагностом профессионального умения слушать, наблюдать, говорить.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального обучения

Пензенский государственный университет

Факультет Экономики и Управления

Кафедра: «Маркетинг»

по курсу «Психодиагностика»

«Психодиагностические возможности беседы»

Выполнила студентка группы

07ЭО1 Сороковикова Я.Д.

Проверил к.п.н. Рожнов

Руслан Владимирович

Введение

    Основные типы бесед

    Структура беседы

    Виды бесед

    Рефлексивное и нерефлексивное слушание

    Вербальное общение в процессе беседы

    Невербальное общение в процессе беседы

    Классификация типов вопросов

    Примеры бесед

Библиографический список

Введение

Метод беседы - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Было бы ошибкой считать, что беседа - самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Возможности беседы как диалога - инструмента встречи человека с человеком - связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный задающим вопросы в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является тактика задающего вопросы. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону задающего вопросы.

    Основные типы бесед

    Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику;

    стандартизированная беседа - стойкие программа, стратегия и тактика;

    частично стандартизированная - стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;

    свободная - программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

    практически свободная беседа - отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится.

Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший опыт задающего вопросы и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого.

Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.

Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если опрашивающим уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню задающего вопросы, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.

В целом процедура проведения беседы предполагает возможность включения в нее разнообразных модификаций - тактических приемов, позволяющих особенно обогатить ее содержание. Так, в беседах с детьми хорошо оправдывают себя куклы, различные игрушки, бумага и карандаш, драматические сценки. Аналогичные приемы возможны и в беседах со взрослыми людьми у необходимо только, чтобы они органично входили в систему разговора. Предъявление конкретного материала (например, шкалы) или обсуждение содержания только что выполненного испытуемым рисунка становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, развертывая его программы, но и позволяет получить дополнительные косвенные данные об испытуемом.

2. Структура беседы

Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.

Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить его на совместную работу.

Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям.

Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.

Если инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.

Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор используемых психологом выражений и оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.

На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.

Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе, Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.

Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.

Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к этапу подробного прямого обсуждения основной темы беседы, (Эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем.

Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

Завершающая фаза - это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

Конечно, описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.

3. Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

    Терапевтическая беседа

    Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

    Автобиографическая беседа

    Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

    Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта), направленных на изучение общественного мнения. 0сновные направления психодиагностической работы включают...

  • Психодиагностическое поле потребителя и компетентность в общении с клиентами специалиста в сфере сервиса и туризма

    Курсовая работа >> Психология

    И развитие системы отношений личности. Психодиагностическое поле потребителя 1.1 Потребности, мотивы... нужд клиента. Благодаря этому возможно установление долгосрочных связей с клиентом... , от экскурсоводческой ознакомительной беседы до статьи в центральной...

  • Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

    Дипломная работа >> Психология

    И В,В.Столин представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление... развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения) ·игротерапию в... (консультации по запросу, анкетирование, беседа о ребёнке с родителем о его...

  • Проблемы профессионально-психологического отбора кандидатов на службу практическими психологами

    Творческая работа >> Психология

    Осуществляется формирование предварительного представления о субъекте психодиагностического обследования. Изучаются автобиографии, анкеты, ... , он эффективно сочетается с методом наблюдения. Возможности беседы как диалога связаны, в частности, с...

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наблюдение

1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.

Наблюдение - метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого.

2) Виды наблюдения:

1. Систематическое и несистематическое

Несистематическое - не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Систематическое - предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2. «Сплошное» и «выборочное»

При сплошном наблюдении исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении психолог обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

3. Непосредственное и опосредованное

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов.

4. Включенное и внешнее

Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения:

1. наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;

2. наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе.

Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Так называемое объективное, т. е. внешнее, наблюдение - самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению.

3) Этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные индивиды или группы), ситуаций.

2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.

3. Построение плана наблюдения (ситуации - объект - время).

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

Предметом наблюдения могут быть различные особенности вербального и невербального поведения.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

4) Недостатки метода наблюдения. В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу.

А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:

Галло-эффект, т.е. обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения выражается в тенденции всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции происходит, когда наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции наблюдается, когда оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Ошибкой контраста является склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черт, противоположных собственным.

Ошибка первого впечатления возникает, когда первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Она предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым. Однако при проведении беседы перед исследователем встает ряд трудноразрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемых, их отношения к исследователю. Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост-экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Интервью - целенаправленный опрос, определяется как «псевдобеседа». Широкое распространение получила в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, главная сфера его применения - социология.

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Задачи интервьюера - не упускать из внимания план, вести разговор в нужном русле, сохранение нейтральной позиции в процессе интервью, стараться не демонстрировать свое отношение к содержанию ответов и вопросов, к собеседнику.

Анкетирование

1) Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

2) Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

Анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет - шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.

Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Таким образом, основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

Литература

1. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской, - М., 2004.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, - М., 1988.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.