Расширенная денежная масса. Денежная масса в обращении

Рассмотрим природу и причины дефляции и снижения денежной массы .

Дефляция (снижение общего уровня цен) может быть следствием сокращения денежной массы или роста ВВП при стабильной денежной массе.

В свою очередь можно выделить три причины снижения денежной массы :

Увеличение спроса на наличные деньги и, следовательно, снижение количества денег в обращении;

Сворачивание банковского кредитования;

Вмешательство государства.

Рост спроса на наличные деньги возникает, когда ожидания индивида относительно будущих событий ухудшаются, из-за чего снижаются потребление и сбережения. Это естественный механизм защиты от возможного спада деловой активности и в этом смысле не представляет особой опасности.

Увеличение наличных на руках населения может быть причиной лишь незначительной дефляции, если только в результате изменения предпочтений отдельных граждан не происходит изъятие вкладов в банках.

Тогда дефляция может ускориться из-за сжатия банковского кредита , особенно если отток депозитов переходит в ажиотажное изъятие денег из банков, заканчивающиеся разорением последних. Как раз подобный сценарий был реализован во время Великой депрессии , когда крах Банка Соединенных Штатов привёл к цепной реакции, и, в конечном счёте, вся банковская система была разрушена.

Однако и такую форму дефляции нельзя назвать вредной, так как изъятие денег из банков - результат законных требований вкладчиков получить деньги, доверенные банку на основе контракта. Тот факт, что ни один банк не выдержит массового наплыва клиентов - недостаточное основание опасаться дефляции .

Во-первых, при долгосрочной дефляции оценка рисков и сам процесс кредитования принципиально меняются, и вероятность надувания пузыря на различных рынках сходит на ноль, если центральный банк не осуществляет инфляционной подпитки экономики.

Во-вторых, даже в самые тяжелые кризисные периоды существуют банки и финансовые организации, которые сохраняют платежеспособность и достаточные резервы. Правильный риск-менеджмент этих организаций позволяет им впоследствии приобретать менее предусмотрительных конкурентов и расширять бизнес. В этом случае дефляция - отражение оздоровления экономики, после накопления критической массы ошибок со стороны рыночных агентов и правительства.

Так, например, в США в течение финансового кризиса 1839-1843 гг. предложение денег сократилось на 34% (больше чем во время Великой депрессии), а оптовые цены упали на 32%. При этом ВНП и потребление в реальном выражении выросли на 16% и 20% соответственно, а вот инвестиции упали на 33%. Дефляция и крах ряда банков стали результатом неэффективных инвестиций, осуществлённых в предшествующий кризису период инфляционного бума.

Однако, точечная «расплата» оказала оздоровительный эффект и позволила без серьёзных последствий пройти кризисный период. Поэтому сжатие денежной массы в результате добровольного и законного взаимодействия граждан полезно для экономики и не угрожает экономическому росту .

Конечно, имеется целый ряд негативных последствий дефляции , особенно ярко проявляющихся в краткосрочном периоде и по отношению к некоторым группам лиц. Но в большинстве своём, тяжесть дефляции во время кризиса объясняется серьёзными искажениями рыночных сигналов , имевших место из-за искусственного накачивания экономики деньгами со стороны правительства. Чем дольше длится искусственный рост денежной массы , тем тяжелее расплата, и современный финансово-экономический кризис тому прекрасная иллюстрация.

Вместе с тем, когда правительство искусственно сжимает денежную массу, порождаемая дефляция не только не приносит пользы, но может быть очень опасной. Изъятие денег, как и дополнительная эмиссия, существенно искажает рыночные сигналы, но по-другому воздействует на поведение рыночных агентов.

Государственное регулирование денежной массы - ещё одна причина проявления жёсткости заработной платы. Когда люди ожидают роста цен, работники ни за что не согласятся на снижение номинальной заработной платы , притом, что цены производителей обычно резко снижаются. Кроме того, изъятые деньги, так или иначе, придётся возвращать в экономику - либо через выплату процентов по государственным облигациям, либо через государственные расходы, и это наносит двойной удар.

На первом этапе из-за начавшейся дефляции проигрывают заёмщики, а потом инфляция наносит удар по тем, кто держит деньги в наличной форме или в низкодоходных финансовых инструментах. И наконец, не стоит забывать, что все эти мероприятия, как и любое другое вмешательство государства в экономику , требует ресурсов на содержание чиновников и дополнительные трансакции.

Хорошим примером искусственно создаваемой дефляции является Великая депрессия , когда ФРС и правительство США, преследуя различные цели, (борьба со спекулянтами, сохранение золотого запаса), сжали денежную массу, разорив множество банков и ввергнув страну в многолетнюю рецессию.

Тем не менее, дефляция как следствие целенаправленной государственной политики - затратное для правительства мероприятие и не обещающее больших выгод, поэтому после 1930-х гг. ни один ЦБ мира не решился повторить действия ФРС.

Выше были описаны монетарные причины снижения общего уровня цен . Дефляция также может иметь место как результат роста ВВП в экономике со стабильным количеством денег.

Если денежная масса и скорость обращения стабильны, то при росте выпуска уровень цен снизится. Этот тип дефляции можно назвать дефляцией роста . Это самая полезная форма дефляции , о которой часто умалчивают, и её учет необходим для адекватного анализа источников экономического роста .

Допустим, денежная масса в стране фиксированна и у государства есть только право печатать новые деньги для замены старых, изношенных купюр, но изменение общего количества находящихся в обращении денег запрещено. Тогда при экономическом росте общий уровень цен начнёт снижаться.

Дефляция в долгосрочном периоде и при стабильной денежной массе возможна при экономическом росте , но если наблюдается спад экономической активности, то общий уровень цен будет повышаться и возникнет привычная сегодня инфляция. Обесценение денег стимулирует к более активному инвестированию и росту потребления, за счёт снижения пассивных сбережений (наличные, вклады до востребования и т.д.)

Рост потребления увеличит прибыли фирм, а рост активных сбережений (банковские вклады, доверительное управление и т.д.) повысит инвестиции и снизит стоимость заёмных средств, что в совокупности создаст благоприятную почву для преодоления фирмами кризиса. Инфляция не станет скрытой формой налогообложения и лишь выявит наличие чрезмерных остатков денег, которые и снизятся за счёт менее консервативных решений по инвестированию.

Однако, новые, более рискованные проекты будут осуществляться с учётом долгосрочной дефляционной тенденции , то есть сохранятся все те условия инвестирования. Под влиянием изменившейся стоимости денег, изменится только структура инвестиционных портфелей в пользу более доходных проектов.

Инфляция объективно ограничена размером денежной массы и по мере восстановления экономической активности , в экономике со стабильным уровнем денежной массы возобладает дефляционная тенденция и цены продолжат снижаться, что станет дополнительным ограничением для неоправданно рискованных проектов.

Таким образом, дефляция может быть болезненной, если конечно, это разовый процесс, идущий вразрез с общей инфляционной тенденцией . Однако, если снижение общего уровня цен носит долгосрочный характер, экономические процессы и ожидания рыночных агентов изменятся, изменив за собой всю экономическую систему. Скорее всего, пиковые темпы роста ВВП в ней окажутся ниже современных значений, но вероятность кризисных явлений снизится ещё более значительно.

Конечно, полностью исключить кризисы сложно, в конце концов, все люди могут иногда ошибаться и возможность накопления ошибок индивидов в дефляционной экономике существует. Но стимулирование через естественную инфляцию в экономике с фиксированной денежной массой во время спадов деловой активности - хороший механизм саморегуляции, смягчающий многие возможные негативные следствия кризисов.

Денежная масса — совокупность потребительских, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству.

Процесс движения денег, обслуживающих реализацию ВВП, называется денежным обращением.

Между процессом реализации ВВП и денежным обращением существует внутренняя связь: чем больше номинальный объем реализации ВВП, тем больше будет поток денежного обращения, и наоборот.

Номинальный ВВП определяется двумя факторами: физическим объемом реализуемых товаров и услуг (Q ) и уровнем их цен (P ). А размер денежного объема определяется массой денег, находящихся в обращении (М ), и скоростью обращения денежной единицы (V ).

Упомянутые величины учитываются в уравнении обмена:

На его базе можно определить закономерности изменения основных рыночных процессов и показателей, в частности: уровня товарных цен, скорости обращения денег, массы денег в обращении.

Уровень товарных цен определяется уравнением:

Массу денег в обращении характеризует уравнение:

Это уравнение часто называют .

Вопрос наполнения деньгами экономики крайне важен для Украины. Считается, что низкая (по сравнению с другими государствами) степень монетизации является едва ли не главной причиной роста задолженности и других многочисленных проблем.

Степень (уровень) монетизации экономики рассчитывается как частное от деления денег, находящихся в обращении, на объем ВВП. Оба показателя используются в натуральном выражении.

Прирост денежной массы, имеет своим источником прирост ВВП. Рост монетизации означает, что все большая и большая доля ВВП сохраняется в денежной форме и наоборот.

Таким образом, рост степени монетизации указывает на рост мобильности экономики, на рост потенциальной гибкости поведения экономических субъектов.

Денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и при­надлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала в экономически развитых странах, а за­тем и в нашей стране денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4.

Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банк­ноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2-3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях при­быльной продажи в виде слитков.

Казначейские билеты - бумажные деньги, эмиссии кото­рых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Рес­публике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии ко­торых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга. Преобладающая роль принадлежит банкнотам.

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для пла­тежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные по­ручения (преобладающая форма расчетов в российской экономи­ке) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, на­коплению и потреблению.

Агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государ­ственные ценные бумаги. Последние не функционируют как сред­ство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих бан­ках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидно­стью, чем сберегательные депозиты.

Агрегат М3 содержит агрегат М2 , сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бу­маги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерче­ские векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гаран­тии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депо­зитов в кредитных учреждениях.

Между агрегатами необходимо равновесие, в против­ном случае происходит нарушение денежного обращения. Прак­тика подсказывает, что равновесие наступает при М2 > М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются ослож­нения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Для определения денежной массы страны используют раз­ное количество агрегатов (например, США - четыре, Франция - два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2 М3. К денежным агрегатам относят: М0 - наличные деньги в обращении; М1 - М0 плюс расчетные, текущие, специальные счета в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2 равняется М1 плюс срочные вклады в сберегательных банках; М3 состоит из М2 и депозитных сертификатов, облигаций государственного займа.

Об изменении денежной массы М2 и ее структуры дают представление данные таблицы 1.

Таблица 1. Денежная масса и ее структура (в трлн. руб.)

Денежный агрегат М2 увеличился в 1994-1998 гг. более чем в 10 раз, удельный вес наличных денег в М2 сократился с 40% в 1994 г. до 33,9% в 1998 г. Обращает на себя внимание, что вне сферы денежного обращения, ее ключевых денежных агрегатов находятся ГКО (государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (облигации федерального займа). Между тем их объемы в 1994-1998 гг. стреми­тельно наращивались с 20,5 трлн. руб. в 1994 г. до 605,5 трлн. руб., т.е. увеличились почти в 30 раз, или в 3 раза быстрее, чем увеличилась денежная масса М2. Государственные ценные бумаги, являясь ликвид­ным финансовым активом, тесно связаны с движением наличных и безналичных денег, обладающих более высокой ликвидностью, т.е. их ценность в кризисных ситуациях может падать, в связи с чем либо их стремятся обменять на наличные деньги, либо от­крыть депозитные счета в банках. Именно так и получилось в августовский (1998г.) кризис, когда происходил лихорадочный сброс ГКО, ОФЗ и других долговых обяза­тельств. Характеристика денежных агрегатов будет неполной без разъяснения понятия "денежная база". Денежная база - это сумма наличных денег (МО) и денежных средств коммерческих банков, депонированных в Центральном Банке в качестве обязательных резервов. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность Центрального банка, его возможности выполнять свои обязательства. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами или деньгами "высокой эффективности", поскольку эта категория денег может прямо контролироваться Центральным банком, чего нельзя сказать о дру­гих элементах совокупной денежной массы. Например, количество и сумма банковских вкладов зависит не только от эффективности политики Центрального банка, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют ли они банкам или не до­веряют.

Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрица­тельных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется как отно­шение М2 к денежной базе. Учитывая, что в денежную базу и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражает увеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этих элементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора. Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое ис­пользование иностранной валюты как для оплаты внешнеэкономических контрактов, так и в целях сохранности сбережений населения, сокращения потерь доходов от ин­фляции. В этой связи для анализа и прогнозирования спроса на деньги, изменения кур­са рубля, устойчивости финансово-банковской системы, процессов долларизации и бег­ства капитала используется показатель широких денег, который включает агрегат М2 и депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе. Для определения величины широких денег используется среднегодовой валютный курс. На­пример, в 1996 г. депозиты в иностранной валюте составляли 12,8 млрд. долл., а в руб­левом исчислении (с учетом курса рубля 5,5 тыс. руб. за 1 долл.) - 72 трлн. руб.; агре­гат М2 - 220,8 трлн., широкие деньги - 292,8 трлн. руб. Как известно, значительная часть сбережений населения хранится дома в иностран­ной валюте. В 1996 г. "домашняя" валюта составляла 21,0 млрд. долл., или в рублевом эквиваленте - 116,8 трлн. руб. Вся сумма валютных денег составляла достаточно вну­шительную величину - 188,8 трлн. руб. Масса валютных денег более чем в 2 раза превышает наличные деньги вне банков­ской системы (МО) и составляет 85,5% от М2. Если бы денежное обращение основыва­лось только на отечественной валюте, то М2 должен быть на 85,5% больше. Масштабы замещения рубля долларом в общем денежном потоке настолько значительны, что можно считать, что в России сложилась по международной терминологии параллельная система денежного обращения, когда наряду с национальной денежной единицей ак­тивно циркулирует денежная единица иностранного государства, что ведет к сокраще­нию эмиссионного дохода Российского государства.

Попробуем проанализировать денежную массу в 2000 году на основе приведенных ниже данных.

Таблица 2. Денежная масса России в 2000 году (млрд. руб.).

Денежная масса (М2) на конец периода Темпы прироста денежной массы, %
Всего в том числе: к преды- дущемумесяцу к началу года
наличные деньги (М0) Безналичные средства
1.01 704,7 266,6 438,1 9,0 -
1.02 695,0 232,9 462,1 -1,4 -1,4
1.03 726,6 242,0 484,6 4,6 3,1
1.04 751,4 251,5 499,9 3,4 6,6
1.05 787,9 279,1 508,8 4,9 11,8
1.06 831,6 289,3 542,3 5,6 18,0
1.07 892,2 321,8 570,4 7,3 26,6
1.08 931,2 334,0 597,2 4,4 32,2
1.09 960,1 341,6 618,5 3,1 36,2
1.10 992,4 351,0 641,4 3,4 40,8
1.11 1001,2 349,7 651,5 0,9 42,1
1.12 1036,4 358,4 678,1 3,5 47,1

За год денежная масса в России возросла в 1,5 раз или на 47,1%, причем темпы роста в первом полугодии выше и составили 26,6 % против 16,2% во втором. В течение года ежемесячно темпы роста денежной массы неодинаковы, а в феврале 2000 г. этот показатель имеет отрицательное значение. Темп роста на 01.07.2000 г. отмечен самым высоким значением – 7,3%. Соотношение наличных и безналичных денег в общем объеме денежной массы существенно не изменилось. Удельный вес наличных денег к концу года снизился на 3,2%, а соответственно безналичных увеличился, что характеризует рост безналичных расчетов в хозяйстве страны и тенденцию к стабилизации ее экономики. Все колебания денежной массы объясняются экономическим, а также политическим развитием страны, ее зависимостью от промышленного роста, развития реальных секторов российской экономики, различных благоприятных

и неблагоприятных внешних и внутренних факторов (ситуация с мировыми ценами на основные товары российского экспорта – нефть, газ, черные и цветные металлы).

С точки зрения ведущих экспертов – экономистов, 2000 год ознаменовался для российской экономики годом положительных темпов роста, позитивного импульса производства, что в свою очередь укрепило финансовую систему.

Еще по теме 2. 1. Денежная масса. Денежная масса России.:

  1. Глава 9. Денежная система России: история и современность
  2. Денежная масса, необходимая для осуществления функций денег. Денежные агрегаты. Денежная база
  3. 1.2. Денежная система и организация денежного оборота Денежная масса и денежная база.
  4. 15. Денежная масса и ее структура в России и в индустриальных странах. Денежная база.
  5. 3. Денежное обращение. Содержание и структура денежной массы. Скорость обращения денег.
  6. 29 Денежная система и ее элементы. Денежная система России
  7. Денежная масса: понятие, структура. Денежные агрегаты, используемые в РФ.
  8. Денежная система и ее элементы. Денежная система России
  9. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее структура (денежные агрегаты)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -

Сегодня в условиях глубочайшего кризиса, поглотившего Россию, многие великие умы бьются на вопросом, где взять денег, как увеличить денежную массу в экономике России для ее модернизации, перезапуска и дальнейшего стабильного функционирования. Этого можно добиться тремя способами: взять кредит у МВФ, привлечь иностранные инвестиции или просто запустить печатный станок. Разные способы, разные последствия.

Если взять кредит у МВФ, то полученные деньги можно запустить на модернизацию экономики, но их в последствии придется отдавать, причем с немалыми процентами.

Если привлечь иностранные инвестиции, то инвесторы на свои деньги построят в России новые заводы на которых образуется множество рабочих мест, бюджет страны пополнится от дополнительных налоговых поступлений. После запуска предприятий на Российском рынке появятся новые Российские товары мирового уровня, причем без пошлин. Но в этом случае вся прибыль будет уходить инвестору.

Если запустить печатный станок, то можно попытаться успеть на напечатанные рубли выйти из кризиса, пока их не съела инфляция.

В этой статье я хочу более пристально взглянуть на эти три способа увеличения денежной массы и подумать, действительно ли они такие разные?

Итак, для хорошего правительства, заботящемся о своем народе, деньги - это не цель, а всего лишь средство для достижения цели. А цель поистине велика - это строительство новых предприятий, модернизация старых, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, увеличение налоговых поступлений и заработных плат и в конечном итоге улучшение условий жизни своих граждан и каждого отдельного человека. На самом деле, забота о благосостоянии человека, удовлетворение его потребностей и есть высшая цель настоящего правительства.

Капитализм и рыночная экономика позволят нам это сделать в случае, если у нас есть деньги. Они поставили мир в такие условия, что не достаточно иметь плодородную землю, богатейшие природные ископаемые, моря и реки полные рыбы, а леса дичи. Как выяснилось, эти богатства - настоящие богатства, нам ничего не дают. Мы никто, если у нас нет денег.

Хорошо, ищем деньги. Законы рыночной экономики диктуют нам свои жесткие условия, согласно которым, мы не можем напечатать свои деньги, так как весь напечатанный приток денежной массы обесценится вследствии инфляции. Эффекта ноль. Тогда остаются два способа: Взять кредит в МВФ, либо привлечь иностранных инвесторов. В нынешних условиях привлечь инвестора непросто, практически невозможно. Никто не хочет строить предприятия в условиях нестабильной кризисной экономики, которая по всем прогнозам будет ухудшаться и далее. Значит и этот способ отпадает. Остается только один - кредит МВФ.

Кредит МВФ? Знаем брали. Кроме кабальных процентов за пользование капиталом, на Россию наложат огромное количество условий и ограничений не только не развивающих нашу экономику, но и сковывающих ее еще более прежнего. Так что же получается? Из сложившейся ситуации нет выхода?

СТОП!!! Пройдемся по этим трем способам еще раз. У нас одна цель, точнее средство - взять денег, но три способа. Все эти три способа приведут к одному начальному результату, при котором Российская экономика окажется на старте в не зависящем от способов условии. Далее не будем мелочиться и решим, что Российская экономика получила 1 триллион долларов. Смотрите, не зависимо от того, кредит ли это, инвестиции иностранного капитала или просто напечатанные деньги, но итог один - в экономике появился триллион долларов.

Вот тут-то и начинаются странности рыночной экономики. Казалось бы одни и те же начальные условия, но разный итог. В первых двух случаях за появления триллиона в экономике мы вынуждены будем работать на иностранных граждан, отдавать им большую часть своего труда, улучшая их жизненный уровень и при этом никакой инфляции от появления в экономике такой огромной суммы, никакого удешевления рубля по отношению к иностранным валютам, наоборот, рубль окрепнет, ведь он будет работать на иностранных граждан. Таких результатов не достичь, если просто запустить печатный станок. Казалось бы эффект для экономики один - в ней появился триллион. Но не тут-то было: гиперинфляция, удешевление рубля, повальная нищета, кризис.

Так в чем же дело, почему казалось бы одно и то же действо приводит к столь разным результатам? Ответ прост - так делать не положено. Кем не положено? Да теми, кто стоит за рыночной экономикой, чье положение в иерархии мироустройства гораздо выше чем у России, теми, кто отвел нам роль третьесортной страны, роль поставщика ресурсов, не более того. Так будет и далее, пока мы играем по чужим правилам в чужой игре, по правилам, которые написаны только для нас. Посмотрите, хозяин игры этих правил вовсе не соблюдает, он над ними смеется, хохочет над дураками и плюет в нас.

Теперь для выдающихся экономистов, хочу привести очень простой пример. Из-за его простоты и легкости осмысления, над ним невозможно спорить, он принимается как данность, данность не поддающаяся объяснению с точки зрения здравого смысла. Смотрите, при включении печатного станка в экономике появляются деньги не обеспеченные товаром. У населения и предприятий появляются как бы лишние деньги, но на рынке мало товаров, на них поднимается спрос, что в свою очередь ведет к увеличению цены на них. Отсюда инфляция и чем больше в экономике необеспеченных денег, тем сильнее инфляция. Здесь особенно видна странность в разности эффекта трех способов увеличения денежной массы. Во всех трех способах появляется огромное количество не обеспеченных товаром денег, но инфляция съедает их только при включении печатного станка. Итак еще раз, инфляция появляется только при появлении в экономике лишних не обеспеченных денег. Тогда мы схитрим и выведем их из экономики и закупим товар у иностранцев. Но не так быстро. Товар мы будем покупать за доллары, так как за рубли нам его никто не продаст. Для этого всю долларовую выручку мы направим, скажем в Китай, на покупку новых станков, оборудования, транспорта, строительство их силами и средствами инфраструктуры у нас. А долларовую выручку, которая должна была поступить в нашу экономику, но была направлена на закупку оборудования за границу, мы перекроем напечатанными рублями, заменим по курсу. Итак, что мы имеем? Сырье было продано за рубеж. Выручка которая должна была поступить в экономику России от продажи ресурсов - поступила, но несколько иным способом - она напечатана на станке по курсу доллара. Для внутреннего состояния экономики России никакой разницы, баланс товаров и обеспеченных денег соблюден, по идее никакой инфляции. Но разница есть. В Россию из Китая хлынет высокотехнологичная продукция: станки, оборудование, машины, рабочие руки.

Казалось бы прекрасная схема, целый настоящий антикризисный план, который выведет Россию из кризиса, поднимет ее экономику на немыслимые высоты, позволит избавиться от клейма мировой бензоколонки и принесет счастье в очень многие семьи (не в одних деньгах счастье). Но так делать нельзя, запрещено, не по правилам это. Откуда-то появится непонятная инфляция посчитанная и принятая к исполнению нашим Центробанком, а может и не нашим вовсе. А чьим же тогда? Да тех, кто стоит за рыночной экономикой, чье положение в иерархии мироустройства гораздо выше чем у России, теми, кто отвел нам роль третьесортной страны, роль поставщика ресурсов, не более того. Так будет и далее, пока мы играем по чужим правилам в чужой игре, по правилам, которые написаны только для нас. Посмотрите, хозяин игры этих правил вовсе не соблюдает, он над ними смеется, хохочет над дураками и плюет в нас.

Эта статья написана человеком для людей. Я прошу Вас задуматься над ее смыслом. Я не прошу Вас немедленно куда-то бежать, что-то требовать и менять, нет. Я прошу всего лишь поддержки у каждого из Вас, поддержки когда мы придем и призовем вас всех и каждого, призовем помочь нам сделать этот мир ярче, справедливее, светлее, добрее и радостнее.

Введение

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

В данной работе будет проведен анализ факторов, влияющих на объем денежной массы в стране. Более подробно будут рассматриваться методы денежно-кредитной политики, как наиболее способные к динамическому изменению.

Глава I. Понятие денежной массы

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.

Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

В финансовой статистике промышленно развитых стран для определения денежной массы применяется следующий набор основных денежных агрегатов:

агрегат М-1 - включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих банковских счетах;

агрегат М-2 - состоит из агрегата М-1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);

агрегат М-3 - содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;

агрегат М-4 - состоит из агрегата М-3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии - три. в Англии и Франции - два.

Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики.

Для расчета совокупной денежной массы в обращении в Российской Федерации предусмотрены следующие денежные агрегаты:

агрегат М-0 - наличные деньги;

агрегат М-1 - равен агрегату М-0 плюс расчетные текущие и прочие счета (расчетные счета, специальные счета, счета капитальных вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования в Сбербанке;

агрегат М-2 - равен агрегату М-1 плюс срочные вклады в Сбербанке;

агрегат М-3 - равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения.

Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.

В промышленно развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:

показатель скорости обращения в кругообороте доходов - отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2, этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

показатель оборачиваемости денег в платежном обороте - отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

В РФ в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают: во-первых, скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка России как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и учреждений Сбербанка, на среднегодовую массу денег в обращении.

Глава II. Факторы, влияющие на денежную массу

2.1. Динамика объема денежной массы во взаимосвязи с кредитно-денежной политикой

Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).

Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов.

При обесценении денег потребители увеличивают покупки товаров для того чтобы оградить себя от падения покупательной способности денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег.

Расширение масштабов кредитования ведет к росту эмиссии кредитных денег и платежеспособного спроса. В этом заключается активная роль кредитной системы в инфляционном процессе.

В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Все денежные средства - наличные и безналичные - должны иметь кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и расходов населения и плана кассовых оборотов.