Теплый ящик котла. Судовые котлы

0

Питательная система замыкает паросиловой цикл котел - турбина, обеспечивая возможность возвращения отработавшего пара в котел в виде питательной воды. В этой системе имеется четыре главных элемента: котел, турбина, конденсатор и питательный насос. В котле вырабатывается пар, который подается в турбину, и после того, как пар израсходует энергию, он направляется в конденсатор. Там пар превращается в воду (конденсат), которая подается питательным насосом в котел.

Практически в систему включается еще целый ряд элементов, таких как сточная цистерна, куда спускается конденсат из конденсатора и благодаря которому обеспечивается некоторый напор на входе в питательный насос. Для компенсирования утечки воды из системы или для создания некоторого избытка питательной воды в системе предусматривается компенсационный бачок. Если питательная система обслуживает вспомогательный котел, например, на теплоходе, то сточная цистерна или теплый ящик сообщается с атмосферой. Такая система называется открытой. У водотрубных котлов высокого давления питательная система ни в какой своей части не сообщается с атмосферой, и такая система называется закрытой.

ОТКРЫТАЯ ПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Схема открытой питательной системы для вспомогательного котла показана на рис. 5.1. Отработавший пар из различных вспомогательных механизмов конденсируется в конденсаторе, который охлаждается забортной водой. Давление в конденсаторе может поддерживаться атмосферным или чуть ниже атмосферного. Конденсат из него стекает в теплый ящик, оборудованный фильтрами. Если конденсатор работает при небольшом вакууме, то для подачи воды в теплый ящик используется конденсационный насос. В теплый ящик может также поступать конденсат из систем, в которых он может загрязниться, например из топливоподогревателей, из системы подогрева топлива в цистернах и т. д. Загрязненный конденсат может быть обнаружен или на выходе из охладителя конденсатов, или по наблюдениям за контрольной цистерной.

Рис. 5.1. Открытая питательная система:

1 - питательная цистерна; 2 - трубопровод для слива избыточной воды: 3 - теплый ящик с фильтрами; 4 - конденсатор; 5-вентили для подачи пара к механизмам и устройствам;

6 - регулятор питательной воды; 7 - котел; 8 - вспомогательный питательный насос; 9 - главный питательный насос; 10 - подогреватель питательной воды

Контрольная цистерна, если она установлена, позволяет осуществлять такое наблюдение, и если обнаруживается появление загрязненного конденсата, он направляется в цистерну загрязненных сточных вод. В теплом ящике установлены дефлекторы для предварительного отделения масла или топлива от конденсата или питательной воды. Затем для завершения очистки вода пропускается через угольные или матерчатые фильтры. Избыток воды из теплого ящика перепускается в цистерну питательной воды, откуда при необходимости будет пополняться питательная система. Вода из теплого ящика забирается главным и вспомогательным питательными насосами. В главной питательной системе может быть установлен подогреватель питательной воды. Подогреватель может быть поверхностного типа, в котором производится только подогрев воды, и контактного типа, где кроме подогрева воды происходит и ее деаэрация. Деаэрация - это процесс удаления из питательной воды воздуха, содержащего кислород, наличие которого может вызвать коррозионные процессы в котле. Для регулирования подачи воды в котел и поддержания в нем необходимого уровня устанавливают регулятор питательной воды.

Описанная выше система является типовой, и для каждой конкретной установки в ней могут быть некоторые различия.

ЗАКРЫТАЯ ПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

На рис. 5.2 показана схема закрытой питательной системы водотрубного котла высокого давления, снабжающего паром главную паровую турбину.

Пар из турбины поступает в конденсатор, где поддерживается высокий вакуум. Здесь применяется конденсатор регенеративного типа, в котором конденсация осуществляется с минимальным перепадом температур. Конденсатный насос откачивает конденсат из конденсатора и подает его к воздушному эжектору.

Проходя через эжектор, конденсат подогревается. Воздушный эжектор, служащий для откачки воздуха из конденсатора, представляет собой пароструйный эжектор.

Рис. 5.2. Закрытая питательная система:

1 - цистерна питательной воды; 2 конденсатные насосы; 3- конденсатор; 4 - трубопровод для воздуха и газов; 5 - воздушный эжектор; 6 - конденсатор системы уплотнения; 7 - рециркуляционная труба; 8- вентили для подачи пара к механизмам и устройствам; 9 - охладитель дренажных конденсатов; 10 - подогреватель низкого давления; 11- экономайзер; 12 - котел; 13 - пароперегреватель; 14 - подогреватель высокого давления; 15 - питательные насосы; 16 - деаэратор; 17-дренажный насос; 18 - атмосферная сточная цистерна

Затем конденсат пропускается через конденсатор системы уплотнения, где он подогревается дополнительно. В этом конденсаторе конденсируется пар из системы уплотнения турбины, и конденсат из него стекает в сточную цистерну. Далее конденсат главной системы проходит через подогреватель низкого давления, который питается паром из отбора турбины. Применение всех вышеперечисленных подогревателей улучшает к. п. д. установки за счет регенерированной теплоты, а увеличение при этом температуры воды способствует ее деаэрации.

В деаэраторе происходит непосредственный контакт питательной воды с паром, где они фактически смешиваются. При смешивании вода подогревается, из нее выходят все растворенные газы, в частности кислород. Нижняя часть деаэратора представляет собой емкость, откуда вода забирается непосредственно одним из питательных насосов, подающих воду в котел.

Вода после этого поступает к подогревателю питательной воды высокого давления, затем к экономайзеру, а оттуда - в паровой коллектор. В системе имеется соединенная с атмосферой сточная Цистерна для слива в нее избыточной питательной воды и питательная.цистерна, откуда при недостатке воды будет пополняться питательная система. В сточную цистерну также поступает конденсат от многих вспомогательных систем, таких как система уплотнения турбин, конденсат отработавшего рабочего пара воздушных эжекторов и т. д. Для обеспечения прохождения питательной воды через воздушный насос и конденсатор системы уплотнения на режимах небольшой мощности и во время маневрирования судна в системе предусмотрена рециркуляционная перемычка.

Данная схема также является типовой, и для каждой конкретной установки в ней могут быть некоторые различия.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Система предназначена для воспроизведения пара из конденсата от вспомогательных механизмов и устройств, может выполняться как отдельно - в виде открытой или закрытой системы, так и заодно с главной питательной системой, составляя ее часть.

В тех случаях, например, когда у палубных механизмов применяется паровой привод, для конденсации отработавшего пара используют конденсатор, работающий при давлении, близком к атмосферному (рис. 5.3). Конденсат конденсатным насосом подается к воздушному эжектору, пройдя через который, вода поступает в главную питательную магистраль между конденсатором уплотнительной системы и охладителем дренажных конденсатов. Для работы на малой мощности предусмотрена рециркуляция, а для регулирования уровня воды в конденсаторе имеется регулятор уровня.


Рис. 5.3. Вспомогательная питательная система:

1 - регулятор уровня; 2- рециркуляционная труба; 3 - вспомогательный конденсатор; 4 - воздушный эжектор 5 - конден-сатный насос; 6 - охладитель дренажных конденсатов; 7 - конденсатор системы уплотнения; I - подвод отработавшего пара от вспомогательных механизмов и устройств

Рис. 5.4. Питательная система парогенератора:

1 - подогреватель питательной воды; 2 - парогенератор; 3 - трубопровод для пара низкого давления; 4 - вентили для подачи пара к вспомогательным механизмам и устройствам; 5 - цистерна загрязненных конденсатов; 6 - питательные насосы; I- спуск конденсата в главную питательную систему; II - подвод пара

Если в установке существует опасность загрязнения питательной воды, для парогенератора может быть создана отдельная система (рис. 5.4). Пар низкого давления из парогенератора подается для различных судовых нужд, таких, например, как подогрев топлива, а конденсат возвращается в теплый ящик. Питательными насосами вода подается к подогревателю питательной воды, который одновременно служит охладителем конденсата, полученного от подогревающего пара парогенератора. Отсюда вода поступает непосредственно в парогенератор.

Многими фирмами выпускаются питательные системы в модульном исполнении, т. е. на едином фундаменте монтируются различные элементы системы. Иногда там размещается весь комплект механизмов и устройств или некоторая его часть.

ЭЛЕМЕНТЫ ПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Конденсатор. Это теплообменный аппарат, в котором от отработавшего пара отнимается скрытая теплота, в результате чего пар превращается в конденсат, направляемый обратно в котел. Конденсация должна осуществляться с минимальным переохлаждением, т. е. температура конденсата должна минимально отличаться от температуры пара. Конденсатор устроен таким образом, что из него удаляются различные газы и пары, которые выделяются при конденсации водяного пара.

На рис. 5.5 показан вспомогательный конденсатор. Круглый в сечении корпус закрыт с обеих сторон крышками, устроенными так, что забортная вода в конденсаторе совершает два хода. В водяных полостях крышек установлены протекторы, необходимые для предохранения от электрохимической коррозии. Пар в конденсатор поступает сверху в центральной части корпуса и через окна во входной коробке, расположенной под кожухом, разделяется на два потока. Пар конденсируется на поверхности трубок, через которые проходит забортная вода. Для крепления трубок в середине конденсатора по длине устроена диафрагма, которая в свою очередь крепится при помощи анкерных болтов. Конденсат накапливается в отстойнике, находящемся под пучками водяных трубок. Предусмотрена откачка воздуха, газов и паров, выделяющихся при конденсации водяного пара.

Главные конденсаторы, работающие совместно с главными паровыми турбинами, это конденсаторы регенеративного типа. Часть пара в них проходит сквозь трубки и соприкасается с конденсатом в отстойнике. Конденсат, таким образом, имеет одинаковую c паром температуру, благодаря чему повышается к. п. д. конденсатора. На рис. 5.6 показан один из проектов регенеративного конденсатора. В центре его имеется канал, по которому пар проходит к отстойнику и, конденсируясь, подогревает конденсат.




Рис. 5.5. Вспомогательный конденсатор:

1 - патрубок возврата конденсата; 2 - протекторы; 3 - лаз со смотровым люком; 4 - анкерный болт; 5 - входная водяная коробка; 6 - фланец подвода циркуляционной воды; 7 - смотровые лючки; 8 - фланец отвода воды; 9 - заглушенный штуцер; 10 - кожух на входе пара в конденсатор; 11 - патрубок входа влажного пара; 12 - патрубок от клапана верхнего продувания котла; 13, 27 - патрубки для термометра; 14. 30 - патрубки для крана щелочных добавок; 15 - воздушный кран; 16 - патрубок для вакуумметра; 17 - водяная коробка; 18 - запасной паровой патрубок; 19 - корпус конденсатора; 20 - водомерное стекло; 21- отстойник; 22 - патрубок отвода воздуха; 23 - диафрагма; 24 - трубная доска; 25 разделяющая перегородка; 26- спускная пробка; 28 - патрубок клапана спуска; 29 пат рубок выхода конденсата


рис. 5.6. Конденсатор регенеративного типа:

1 - трубки; 2 - корпус конденсатора; 3- патрубок отсоса газов и воздуха; 4 - отводящая перегородка; 5 - центральный канал; 6 - уровень конденсата; I - отработавший пар; II - пар к конденсатному насосу отвода

Для выделяющихся газов и паров имеются перегородки. В трубных досках с обеих сторон установлено множество трубок, опирающихся на промежуточные опоры. Заборная вода в трубках совершает два хода.

Конденсатный насос. Этот насос предназначен для откачки воды из конденсатора, в котором поддерживается вакуум. На выходе из насоса создается напор для подачи воды в деаэратор или к питательному насосу. По конструкции конденсатные насосы, как правило, центробежные, двухступенчатые, с вертикальным валом. Устройство насосов описано в гл. 6. Для нормальной работы этих насосов необходим определенный минимальный напор на всасывании, а также некоторый контролируемый уровень конденсата в конденсаторе. В первую ступень насоса поступает вода, которая почти кипит в условиях вакуума, существующего во всасывающей трубе. Во вторую ступень вода поступает уже с некоторым положительным давлением, а на выходе из второй ступени вода имеет заданное давление.

В конденсаторах, где уровень конденсата может колебаться или если отстойник почти сухой, можно применять саморегулирующиеся конденсатные насосы. Саморегуляция в них происходит во время кавитации, возникающей, когда напор на всасывании падает до очень малого значения. Кавитация представляет собой процесс возникновения и разрушения пузырьков пара, в результате которого подача насоса падает до нуля. По мере повышения напора на всасывании кавитация исчезает, и насос снова начинает подавать воду. При кавитации, как правило, возникают различные повреждения (см. гл. 11), но при низком давлении, существующем в конденсатных насосах, повреждений не наблюдается. Кроме того, крыльчатку насоса можно сконструировать так, что будет происходить сверхкавитация, т. е. разрушение пузырьков после выхода их c крыльчатки.

Воздушный эжектор. С помощью воздушного эжектора отсасываются воздух и пары, которые выделяются из конденсирующегося в конденсаторе пара. Если не удалять воздух из системы, то в котле может возникнуть коррозия. Кроме того, наличие воздуха в конденсаторе осложняло бы процесс конденсации и приводило к созданию в нем противодавления, из-за которого потребовалось бы увеличить давление пара на выходе из турбины, что приводит к снижению термического к. п. д.

На рис. 5.7 показан сдвоенный двухступенчатый воздушный эжектор. На первой ступени этот пароструйный эжектор действует как насос, отсасывая воздух и газы из конденсатора. Затем паровоздушная смесь поступает в конденсирующую часть, где циркулирует питательная вода. Питательная вода подогревается, а большая часть паров конденсируется. Конденсат отсюда спускается в главный конденсатор, а пары и газы проходят во вторую ступень эжектора, где процесс повторяется. Оставшиеся после прохождения этой ступени воздух и газы через вакуумный обратный клапан выпускаются в атмосферу.


Рис. 5.7. Воздушный эжектор:

1-завальцованные концы труб: 2 - дистанционная трубка: 3 - анкерный болт; 4 - конденсатор первой ступени; 5 - корпус конденсатора; 6 - скользящая опора; 7 - паровое сопло первой ступени; 8 - соплодержатель; 9 - паровое сопло второй ступени; 10 - разделяющая перегородка: 11-конденсатор второй ступени; 12 - трубки конденсатора; 13 - перегородка водяного ящика; I, II - вход и выход воздуха: III, IV - вход и выход охлаждающей воды

Рис. 5.8. Охладитель дренажных конденсатов:

1 - крышка коробки; 2 - распределительная коробка, 3 - воздушный кран: 4 - предохранительный клапан; 5 - манометр; 6 - U-образные трубки; 7 - анкерные болты; 8 - опорная лапа; 9 - корпус; 10 - диафрагмы; 11- спускной клапан; 12 - разделительные перегородки; I - выход конденсата; II - вход пара; III, IV - выход и вход питательной воды

Питательная вода в обеих ступенях циркулирует через U-образные трубки. В каждой ступени имеется по два эжектора, хотя для удовлетворительной работы установки достаточно работы одного из них.

Теплообменные аппараты. Конденсатор системы уплотнения, охладитель дренажных конденсатов и подогреватель питательной воды низкого давления - все это теплообменные аппараты трубчатого типа. В каждом из них тем или иным способом отбирается теплота от отработавшего пара и благодаря этому нагревается питательная вода, циркулирующая в трубках аппарата.

В конденсатор системы уплотнения турбин поступают пар, газы и воздух, которые охлаждаются водой, и пар при этом конденсируется. Конденсат возвращается в систему через петлевой водяной затвор или конденсационный горшок, а оставшиеся воздух и газы выпускаются в атмосферу. Питательная вода в теплообменнике протекает по U-образным трубкам.

Отработавший пар от различных вспомогательных механизмов и устройств поступает в охладитель дренажных конденсатов, в котором пар конденсируется, и конденсат возврашается в питательную систему.


1 -вода; 2 - пар; 3- водяные струи; 4 - крышка горловины; 5 - патрубок воздушной трубы; 6 - входной водяной коллектор; 7 - форсунки; 8 - перегородка верхней водоохладительной камеры; 9 - перегородка нижней водоохладительной камеры; 10 - направляющий конус; 11 - конусы деаэратора; 12 - корпус; 13 - направляющая; 14 - крышка лаза; 15 - лапы; I- слив воды; II - подвод пара; III- подвод воды.

Циркуляционная питательная вода проходит в аппарате по прямым трубкам, закрепленным в трубных досках. Диафрагмы и перегородки служат для направления потока пара в аппарате и одновременно для крепления трубок (рис. 5.8).

В подогреватель питательной воды низкого давления обычно поступает пар из отбора турбины низкого давления. Подогрев питательной воды способствует процессу деаэрации. Благодаря отбору пара из турбины низкого давления не только улучшается термический к. п. д. установки, но и можно уменьшить высоту лопаток последних ступеней, так как уменьшается масса парового потока. В этих аппаратах могут применяться как прямые, так и U-образные трубки, а в водяной части трубки могут быть одно- и многопроходными.

Деаэратор. В деаэраторе завершается процесс удаления воздуха и паров из питательной воды, начавшийся в конденсаторе. В то же время деаэратор служит и подогревателем питательной воды, но в нем вода и подогревающий пар вступают в непосредственный контакт. Питательная вода подогревается до температуры, близкой к температуре кипения, при которой из нее выделяются все растворенные в ней газы, и эти газы тут же удаляются.

На рис. 5.9 показана одна из конструкций деаэратора. Питательная вода подается в деаэратор через несколько распылителей. Распыленная вода имеет очень большую поверхность соприкосновения с подогревающим паром. Большая часть воды падает сверху на поверхность верхнего конуса, где продолжается процесс подогревания ее паром. Затем вода попадает в центральный канал и выходит из него через небольшое отверстие, которое - выполняет роль эжектора, всасывающего пар вместе с водой. Питательная вода и конденсат рабочего пара скапливаются в накопителе, составляющем нижнюю часть деаэратора. Рабочий пар поступает в деаэратор, проходит через него, нагревая питательную воду, и, превратившись в конденсат, смешивается с питательной водой. Выделившиеся газы через патрубок воздушной трубы выходят в конденсатор паровоздушной смеси. Пар, попавший туда вместе с воздухом, конденсируется и возвращается в систему. В трубках конденсатора паровоздушной смеси циркулирует питательная вода, и оттуда она сразу поступает в деаэратор.

Температура питательной воды в деаэраторе очень близка к температуре пара при существующем в деаэраторе давлении, и поэтому возможно при каком-либо падении давления мгновенное превращение воды в пар. Это может привести к «загазованности», т. е. к образованию пара во всасывающей части питательного насоса. Чтобы избежать этого, деаэратор располагают в верхней части машинного отделения, обеспечивая тем самым определенный положительный напор на входе в питательный насос. Но иногда непосредственно на выходе из деаэратора устанавливается откачивающий или бустерный насос.

Питательный насос. Предназначен для создания давления питательной воды, при котором она поступает в котел. Для вспомогательных котлов, потребляющих небольшое количество питательной воды, в качестве питательного может применяться поршневой насос с паровым приводом. Насос такого типа описывается в гл. 6. Насосом другого типа, который часто применяется в агрегатной котельной установке, является электропитательный насос. Это многоступенчатый центробежный насос с приводом от электродвигателя постоянного тока.

В установках с водотрубными котлами высокого давления применяются питательные насосы с турбинным приводом. Показанный на рис. 5.10 двухступенчатый горизонтальный центробежный насос, приводимый в действие активной турбиной, помещается в общем с ней корпусе. Пар к турбине поступает непосредственно от котла и выходит в магистраль, из которой пар может быть направлен для подогрева воды. Подшипники насоса смазываются фильтрованной водой, которая отбирается после первой ступени насоса. На насосе установлены регулятор для поддержания заданного давления и предельный выключатель, срабатывающий при превышении частоты вращения.

Рис. 5.10. Питательный насос с турбинным приводом:

1 - выходной паровой фланец; 2- гнездо вестового клапана; 3- расцепляющий механизм регулятора предельной частоты вращения; 4- турбинный диск; 5 - стяжной болт вала турбины; 6 - сменная крышка, 7 - муфта Хирса; 8 - перегородка; 9 - сопловая коробка; 10- патрубок к манометру давления в сопле; 11 - трубка Вентури; 12 - нагнетательный водяной патрубок; 13 - груз регулятора предельной частоты вращения; 14 - вал; 15 - уравновешивающий поршень; 16 - кольцевая секция; 17 - рабочие колеса насоса; 18-патрубок к манометру давления воды на приемном водяном патрубке; 19 - канал к уравновешивающему поршню; 20 - приемный водяной патрубок; 21 - водозаборник; 22 - рычаг взведения регулятора предельной частоты вращения; 23 - рукоятка экстренного выключения

Подогреватель питательной воды высокого давления. Подогреватель трубчатого типа и служит для дополнительного подогрева питательной воды перед входом в котел. Поскольку давление воды после питательного насоса повышается, появляется возможность дополнительного подогрева воды без ее вскипания. Поступающая в подогреватель вода циркулирует по U-образным трубкам, омываемым подогревающим паром. Имеются диафрагмы, служащие для крепления трубок и для направления потока пара внутри аппарата. Для обеспечения полной конденсации пара установлен конденсационный горшок. В качестве подогревающего используется пар из отбора турбины.

Обслуживание питательной системы. Во время непрерывного действия установки на рабочем режиме необходимо соблюдать равенство масс вводимой в котел питательной воды и выходящего из него пара, при этом уровень воды в котле должен поддерживаться в пределах нормы.

В водяных полостях крышек конденсатора, где проходит забортная вода, установлены протекторы из низкоуглеродистой стали. Их нужно периодически заменять. В то же время производится осмотр трубок с целью обнаружения эрозии, которая может возникнуть, если скорость циркуляции будет очень высокой. Утечка в водяных трубках может привести к загрязнению питательной воды, поэтому при малейшем подозрении о наличии утечки необходимо конденсатор подвергнуть испытанию. В гл. 7 приводится объем и содержание работ при испытании конденсаторов.

Необходимо регулярно проверять исправность уплотнений конденсатных насосов во избежание попадания воздуха в систему. Для насосов всех типов небольшая протечка воды через уплотнительное устройство, способствующая смазке подшипника и сальника, является допустимой и нормальной.

У воздушного эжектора снижается эффективность работы, если на его сопле появляется налет или следы эрозии, поэтому сопла эжектора следует регулярно осматривать и при необходимости заменять. Также нужно периодически проверять герметичность корпуса эжектора и плотность закрытия вакуумного клапана.

Следует периодически проверять, нет ли утечек в теплообменных аппаратах и следить за чистотой теплообменных поверхностей.

Пуск питательных насосов с турбинным приводом должен производиться при закрытом нагнетательном клапане, чтобы давление в нагнетательном трубопроводе резко поднялось и гидравлически уравновесилось с давлением в котле. Турбинные приводы насосов перед работой должны быть прогреты при открытых клапанах спуска и переводятся на работу после закрытия спускных клапанов. Необходимо регулярно проверять исправность действия регулятора предельной нагрузки. Также необходимо контролировать осевые зазоры в турбине, для чего применяются специальные щупы.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Судовая энергетическая установка независимо от назначения судна и типа применяемого главного двигателя должна непрерывно обеспечивать энергией все судовые потребители как в море, так и на стоянке в порту. С этой целью СЭУ вырабатывают энергию различных видов (механическую, электрическую, тепловую), которая хранится на судне в виде скрытой химической энергии органического топлива.

Тепловая энергия вырабатывается в основном в котельных установках, являющихся составными элементами СЭУ. Теплопроизводительность (тепловая мощность) котельной установки полностью определяется суммарной тепловой мощностью потребителей теплоты, работающих в данный момент. Обычно носителем тепловой энергии является водяной пар (редко - органические теплоносители).

Состав потребителей пара, их конструктивные особенности и технико-экономические характеристики зависят от назначения и района плавания судна, типа и мощности ГД и других факторов. В общем случае все потребители пара могут быть разделены следующим образом.

1. Потребители (будем называть их машинными), обеспечивающие нормальное функционирование элементов СЭУ, следующие.

Главный двигатель:

- паровые спутники топливной системы;

- паровые турбина и машина, ходовые турбогенераторы;

- системы обогрева топливных и масляных запасных, отстойных, переливных и расходных цистерн и др.

Котельная установка:

- системы обогрева запасных, отстойных и расходных топливных цистерн;

- подогреватели топлива и питательной воды, турбоприводы питательных насосов и других мехнизмов;

- паромеханические форсунки,

- сажеобдувочные устройства,

- система очистки котлов.

Другие вспомогательные устройства:

- турбогенераторы, испарительная установка;

- подогреватель сепаратора льяльных вод;

- локальная система пожаротушения в МО.

2. Потребители общесудовые, работающие в следующих направлениях.

Нормальные условия обитания экипажа и пассажиров, а также хозяйственно-бытовые нужды:

- подогреватели пресной и забортной воды (общего назначения);

- система отопления жилых и служебных помещений.

Безопасность судна:

- системы обогрева балластных танков, кингстонных ящиков, патрубков забортной воды, якорей

и т. п.;

- система паротушения служебных и грузовых помещений.

Перевозка грузов, другие технологические нужды:

- системы обогрева грузовых танков и мойки танков;

- турбоприводы грузовых насосов;

- подогреватели воздуха в системе вентиляции грузовых помещений;

- системы предотвращения загрязнения моря с судна.

На конкретных судах используют только те потребители, применение которых обусловлено назначением судна, типом и мощностью ГД и некоторыми специфическими требованиями. В остальном классификация не требует дополнительных комментариев.

Для выбора теплопроизводительности котельной установки, кроме состава и характеристик потребителей пара, необходимо иметь информацию о режимах их использования - периодичности и продолжительности циклов непрерывной работы потребителя с той или иной тепловой мощностью (нагрузкой). Режимы использования потребителей имеют вероятностный характер, что в принципе исключает возможность заранее устанавливать их нагрузку, периодичность и продолжительность работы. Здесь воз-

можны только некоторые общие соображения, базирующиеся на анализе опыта эксплуатации транспортных морских судов.

Режимы работы машинных потребителей пара зависят от того, где находится судно - в море (на ходу) или на стоянке. Очевидно, что на ходу судна используются все машинные потребители пара, а их нагрузка определяется в основном режимом работы ГД и временем года (зимой она максимальная). Отличительной особенностью режимов использования потребителей пара, обслуживающих КУ, является то, что они работают непрерывно как на ходу, так и на стоянке. Это обусловлено тем, что работа общесудовых потребителей пара зависит от других факторов (района плавания, вида перевозимого груза, времени года, специфических требований).

Таким образом, вероятностный характер режимов использования потребителей пара не позволяет дать однозначные рекомендации по выбору паропроизводительности КУ и параметров пара. При проектировании обычно считают, что все потребители работают одновременно с номинальной тепловой мощностью. В большинстве случаев это приводит к завышению паропроизводительности и, следовательно, стоимости КУ. Очевидно, нужны другие подходы к выбору характеристик установки, которые учитывали бы вероятностный характер работы потребителей пара.

Выбор параметров пара (давления и температуры) базируется на одном из главных требований – обеспечении высокой экономичности комплекса котельная установка - потребители пара. При этом в основе лежит принцип термодинамической целесообразности, сущность которого состоит в том, чтобы в создаваемых устройствах максимально эффективно использовалась располагаемая тепловая энергия рабочего тела (пара). С этой точки зрения для потребителей, в которых рабочее тело (пар) в процессе выполнения работы не изменяет своего агрегатного состояния (в турбинах, машинах и т. п.), целесообразно повышать начальные давление и температуру пара (с учетом технической целесообразности и безопасности): для вспомогательных турбоприводов (насосов, генераторов и т. п.) до pПЕ = 3 - 3,5 МПа и tПЕ = 300 - 350 "С, а для ГТЗА паротурбинных судов - до рПЕ = 8 - 10 МПа и tПЕ = 510 - 520 °С..

Для большей части судовых потребителей, в которых пар в процессе теплообмена изменяет свое агрегатное состояние (конденсируется), с учетом указанного принципа целесообразно понижать начальные давление и температуру пара до определенных минимальных значений. Объясняется это тем, что при снижении давления возрастает теплота парообразования, передающаяся нагреваемой среде при конденсации пара. Например, если при конденсации насыщенного пара давлением 1 МПа выделяется 2018 кДж/кг теплоты, то при давлении 0,5 МПа это значение составит 2110 кДж/кг (т. е.почти на 5 % больше). Однако понижение давления пара ограничивается гидравлическим сопротивлением паропроводов и самих потребителей пара. В настоящее время эти гидравлические сопротивления составляют 0,1-0,3 МПа, поэтому для рассматриваемых потребителей используют насыщенный пар давлением 0,5- 0,7 МПа. На теплоходах, где, кроме обычных потребителей насыщенного пара, установлены турбоприводные механизмы, используется пар двух уровней давления - перегретый давлением до 1,5 МПа (реже до 3 МПа) и насыщенный давлением 0,5 МПа (для понижения давления используют редукционные устройства).

1.2. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ, СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ КОТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Судовая котельная установка называется главной, если потребителями пара являются главные двигатели, и вспомогательной, если пар используется во вспомогательном оборудовании судна.

Основным составным элементом любой котельной установки является котел, тип и конструктивные особенности которого определяют состав и характеристики вспомогательного оборудования обслуживающих его систем. В состав главной котельной установки входит один или несколько главных котлов. При использовании на судне только одного ГК обычно предусматривается установка одного - двух вспомогательных котлов, обеспечивающих потребности судна в паре на стоянках и в экстремальных ситуациях в море. Вспомогательные котельные установки в зависимости от назначения судна и типа СЭУ состоят из одного или нескольких вспомогательных и утилизационных котлов.

Принцип действия парового котла определяется сущностью его рабочего процесса, который состоит в том, чтобы путем подвода определенных количеств теплоты и воды генерировать заданное количество пара требуемого качества.

Существуют два источника получения теплоты в котле: непосредственное сжигание органического топлива в топках котла; использование тепловой энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания или газотурбинной установки.

В первом случае котельная установка не зависит от других судовых установок, во втором - утилизационный котел неразрывно связан с ДВС или ГТУ и образует утилизационный контур котельной установки, режимы работы которого определяются режимами использования главного двигателя.

Паровой котел в агрегатированном исполнении может состоять из топки, парообразующих элементов, пароперегревателя, экономайзера и воздухоподогревателя. Во вспомогательных котлах в зависимости от назначения из трех последних элементов могут использоваться либо любые их комбинации, либо не использоваться никакие.

В топке котла сжигается органическое топливо. Выделившаяся теплота передается нагреваемым теплоносителям, в результате чего в котельных элементах происходит парообразование, а в пароперегревателе - превращение влажного насыщенного пара в перегретый до заданной температуры. Экономайзер служит для подогрева воды, поступающей в котел, а воздухоподогреватель - для подогрева воздуха, поступающего в топку. Нагревающей средой в парообразующих элементах, пароперегревателе и экономайзере являются дымовые газы, а в воздухоподогревателях могут использоваться как дымовые газы, так и водяной пар.

Паровой котел на жидком топливе обслуживают следующие системы: питательная, топливная, подачи воздуха и отвода дымовых газов, автоматического регулирования и сигнализации, продувки котла

и ввода химических реагентов. Рассмотрим их на примере вспомогательной котельной установки с утилизационным контуром (рис. 1.1).

Рис.1.1. Принципиальная схема вспомогательной котельной установки с утилизационным контуром

Питательная система служит для подготовки и подачи воды в котел. В состав питательной системы входят теплый ящик 21, питательные насосы (один резервный) 17, трубопроводы, путевая и регулирующая арматура и КИП. В теплый ящик конденсат поступает через конденсатор 18охладитель чистого конденсата от потребителей пара, в которых отсутствует возможность контакта воды с топливом и маслом, через конденсатор 19 - охладитель грязных конденсатов и контрольно-смотровую цистерну 20. Предусмотрены заполнение теплого ящика и подпитка его насосом 22 из цистерны 23 добавочной воды. Так как в теплом ящике питательная вода имеет непосредственный контакт с атмосферным воздухом (открытая система питания), то создаются благоприятные условия для насыщения воды кислородом,

обусловливающим интенсивную коррозию металла трубопроводов, арматуры и элементов котла. В главных и вспомогательных КУ ответственного назначения применяют закрытые системы питания, в которых вместо теплого ящика устанавливают деаэратор.

Топливная система служит для подготовки и подачи топлива к форсункам котла. Из отстойнорасходной цистерны 8 топливо забирается топливным насосом 10 к подается им через подогреватель 11 к форсункам 16. На топливном трубопроводе установлены фильтры холодного 9 и горячего 12 топлива, путевая и регулирующая арматура и КИП. В цистерну 8 топливо подается из бункера (танка) 4 топливоперекачивающим насосом 7. Для снижения вязкости топлива перед его перекачиванием топливный трубопровод 6 на участке между танком и отстойно-расходной цистерной смонтирован вместе с паровым спутником 5 системы подогрева топлива в емкостях и трубах.

Воздушно-газовая система служит для подачи воздуха в топку котла и отвода из него дымовых газов. В ее состав входят котельный вентилятор 13, воздухопровод 15 с заслонками 14 и газоход котла.

В систему автоматического регулирования, сигнализации и защиты входят подсистемы регулирования питания котла, горения и температуры перегретого пара, элементы сигнализации и защиты котла (принцип их действия рассмотрен далее).

Система продувки предназначена для периодического удаления из котла накапливающихся в котловой воде солей и шлама.

Система ввода в котел химических реагентов, состоящая из дозерного бачка, насоса и трубопроводов с арматурой, предназначена для ввода химических реагентов с целью предотвращения накипеобразования и коррозии.

В утилизационном котле отсутствуют топливная и воздушная системы, а конструктивные особенности остальных систем, обслуживающих УК, определяются типом и назначением котла. Так, в утилизационном контуре (см. рис. 1.1) использован утилизационный котел 2 с принудительной циркуляцией. Питательная система состоит из собственно питательной и циркуляционной систем, объединенных сепаратором пара 3. Питательная вода из теплого ящика 21 подается питательным насосом 17 в сепаратор пара 3, откуда циркуляционный насос 1 забирает воду и подает ее в парообразующую часть УК. Пароводяная смесь из утилизационного котла поступает в сепаратор, где пар отделяется от воды и направляется к потребителям пара.

1.3. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОТЛОВ

Сравнительную оценку конструктивных решений и теплотехнических характеристик паровых котлов производят в соответствии с их классификацией. Обычно судовые котлы классифицируют по нескольким признакам:

а) принципу организации относительного движения теплообменивающихся сред:

- дымовых газов и воды (это главный признак, определяющий не только конструктивные особенности котлов, но и их различия по экономичности и безопасности);

- водотрубные и огнетрубные. В водотрубном котле внутри труб движутся вода и пароводяная смесь, а горячие дымовые газы омывают трубы снаружи. В огнетрубном котле органическое топливо сжигается в размещенных в водяных объемах котла жаровых трубах (отсюда огнетрубный -" огонь в трубе) и топочных камерах, а дымовые газы движутся внутри дымогарных труб. Стремление использовать достоинства и водотрубных, и огнетрубных котлов привело к созданию огнетрубно-водотрубных котлов, в которых применены оба принципа организации относительного движения теплообменивающихся сред;

б) назначению

Главные;

- вспомогательные;

в) характеру движущих сил, определяющих движение воды и пароводяной смеси - с естественной циркуляцией и принудительным током воды. Процесс естественной циркуляции, т.

е. движение воды и пароводяной смеси по замкнутому контуру, происходит вследствие разности плотностей воды и пароводяной смеси и соответствующей компоновки парообразующих элементов. Принудительный ток воды и пароводяной смеси в котле создается специальным насосом. Различают котлы прямоточные, в которых принудительный ток теплоносителя создается питательными насосами, и с искусственной циркуляцией (или многократно принудительной), создаваемой отдельным циркуляционным насосом;

г) способу подачи воздуха для горения топлива, т. е. по давлению в топке

В каких случаях вахтенный механик имеет право самостоятельно
остановить главный двигатель с докладом на мостик?
1 При неисправности ГД.
2 Не имеет права в любом случае.
3 При непосредственной угрозе аварии или опасности для жизни
людей.


какие бывают готовности на судах?
1 Часовая и получасовая готовность.
2 Постоянная и к определенному сроку.
3 Четырехчасовая и суточная.

Кто дает разрешение механику по заведованию право на вывод
из действия для устранения неисправности или производства
профилактики любого механизма, если вывод этого механизма не
угрожает безопасности мореплавания и не нарушает нормальную
эксплуатацию энергетической установки?
1 Не требуется разрешения.
2 Старший механик.
3 Вахтенный механик.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ О ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЛОТА
какими приборами и средствами должен быть оборудован
КОНТРОЛЬНЫЙ ПОСТ?
1 Только сигнализацией.
2 Только средствами защиты.
3 Всеми приборами управления, сигнализации и защиты.
4 Только средствами управления.

Что учитывает эффективный КПД двигателя?
1 Тепловые потери в цилиндрах.
2 Потери на трение.
3 Тепловые потери и потери на трение.

Каким параметрам для данного двигателя прямо пропорциональна
индикаторная мощность двигателя?
1 Только частоте вращения.
2 Только среднему индикаторному давлению.
3 Среднему индикаторному давлению и частоте вращения.

Влияют ли силы инерции на мощность двигателя?
1 Не влияют.
2 Влияют.

Что определяет метацентрическую высоту?
1 Расстояние между центром тяжести и метацентром.
2 Расстояние между центром тяжести и центром величины.
3 Расстояние между центром величины и метацентром.

Если в системе смазки дейдвуда используется смазочное масло,
то из какого материала изготовлен подшипник дейдвуда?
1 Из стали.
2 Из баббита.
3 Из бакаута.
4 Из резины.

Для какой цели служит терморегулирующий вентиль(ТРВ) в ком-
прессорных холодильных установках?
1 Для регулирования температуры в холодильных камерах.
2 Для поддержания определенной температуры паров фреона на
выходе из испарителя.
3 Для регулирования давления паров хладагента перед испарителем

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ О ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОР-
ПУСА, как часто проверяются расхождения в показаниях между
действительным углом перекладки и аксиометрами рулевой машины?
1 Перед каждым выходом в рейс.
2 Ежевахтенно.
3 Один раз в месяц.

Имеется ли ошибка в указанной последовательности действий
при продувке водоуказательной колонки:открыть клапан проду-
вания колонки-закрыть паровой клапан-открыть паровой и зак-
рыть водяной-открыть водяной, закрыть клапан продувания колонки?
1 Ошибки нет.
2 Ошибка есть.

Имеется ли ошибка в последовательности действий при упуске
воды в вспомогательном котле:прекратить горение, закрыть
стопорный клапан, прекратить питание и т.д. ?
1 Ошибки нет.
2 Ошибка есть.

Почему температуру воды в теплом ящике вспомогательного кот-
ла не рекомендуется держать выше 85 гр. ?
1 Увеличивается содержание кислорода в питательной воде, опре-
деляющее интенсивность коррозии поверхностей нагрева водяно-
го пространства.
2 Увеличиваются термические напряжения в деталях котла.
3 Возможен срыв подачи котельно-питательного насоса.

Выбрать наилучший режим верхнего продувания вспомогательного котла?
1 Открыть клапан верхнего продувания на одну минуту и закрыть.
2 Немного приоткрыть клапан продувания, примерно через 0.5 мин.
открыть полностью и закрыть при появлении признаков выдувания пара.
3 Открыть клапан полностью и закрыть при появлении признаков пара
Какую сальниковую набивку нельзя применять в арматуре вспо могательного котла?
1 Пеньковую.
2 Асбестовую.
3 Содержащую масло.
4 Содержащую свинец.

Какая наиболее вероятная причина образования выпучин на по-
верхности огневой камеры?
1 Попадание в котельную воду топлива и масла.
2 Некоторые отклонения в режиме водообработки.
3 Некоторые отклонения в режиме продувания.

Почему для каждого типа вспомогательного котла указывается
своё время ввода котла в действие при пуске из холодного
состояния?
1 Из-за габаритов котла.
2 Из-за величины рабочего давления.
3 Из-за величины термических напряжений в деталях котла.

Почему водоуказательное стекло перед установкой рекомендует-
ся прокипятить в масле?
1 Для улучшения видимости воды в стекле.
2 Для снятия внутренних термических напряжений в стекле.

Можно ли обжимать крышки горловин вспомогательного котла во
время подъема пара?
1 Можно при давлении менее 5 бар.
2 Нельзя.

Вы занимаетесь регулировкой форсунки по соотношению воздух-
топливо.По каким признакам можно определить избыток подачи
воздуха?
1 Пламя яркое, факел имеет обрывистые языки, дым из трубы
сизо-белый.
2 Пламя оранжевое, по краям темное, дым темного цвета.

При работе форсунки вспомогательного котла должен ли факел
касаться поверхности огневой камеры?
1 Должен касаться для большей паропроизводительности.
2 Не должен ни при каких условиях.

В соответствии с ПТЭ котлов какая разница допускается между
температурой стенки котла и температурой питательной воды
при его заполнении?
1 Разница не допускается.
2 Не более 20-30 градусов.
3 Не более 50-100 градусов.

В соответствии с ПТЭ котлов какое максимальное количество
воды можно выдувать при каждом продувании в процентах от
всего объема воды?
1 До 5%
2 До 10%
3 До 20%

На какое максимальное давление производится регулировка пре-
дохранительных клапанов вспомогательных и утилизационных
котлов?
1 На 10% выше рабочего.
2 На 25% выше рабочего.
3 На 50% выше рабочего.

Как нужно действовать в случае попадания в котел нефтепроду-
ктов и котел по условиям эксплуатации нельзя вывести из действия?

  1. Продуть нижним и верхним продуванием.
  2. Производить химическую обработку воды в котле.
  3. Снизить нагрузку котла и производить усиленное верхнее продувание.

В соответствии с ПТЭ котлов обязательно ли включение всех
защит при разводке котла?

  1. Не обязательно.
  2. Обязательно.
  3. Обязательно должна быть включена защита по уровню.

Потекли водогрейные трубки котла, согласно ПРАВИЛ МОРСКОГО
РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА сколько в процентах трубок котла от
общего их количества можно заглушить и в таком состоянии
продолжать его эксплуатировать?

  1. Не допускается ни при каком количестве.
  2. Не более 10%
  3. Не более 20%

Согласно ПТЭ котлов допускается ли работа котла с одним
водоуказательным стеклом?

  1. Не допускается.
  2. Можно работать без ограничения по времени.
  3. Допускается не более одного часа.

Что нужно сделать при угрозе явного затопления котельного
отделения?

1. Прекратить горение и открыть принудительно предохранительный клапан.
2. Прекратить горение и закрыть стопорный клапан.
3. Не производить никаких операций с котлом.
При ремонте котельно-питательного центробежного насоса воз-
никла необходимость проточки всасывающих патрубков крылаток.
Вал насоса дефектов не имеет. Выбрать наиболее правильную
технологию ремонта.

  1. Проточить, взяв за базу наружные диаметры крылаток.
  2. Все крылатки монтировать на вал насоса, вал установить в станок с использованием центра и проточить патрубки за один проход на одинаковую величину.
  3. Проточить в станке поочередно, насаживая крылатки на оправку

В старой стальной трубе появился свищ. Какая технология ре-
монта будет наиболее правильной для данного случая?

  1. Заварить электросваркой, после опрессовать.
  2. Трубу зачистить и плотно обмотать стеклотканью на эпоксидной

смоле, после застывания опрессовать.

Какая поверхность канавки в ободе шкива является рабочей для
клинового ремня?

  1. Дно канавки.
  2. Боковые стороны канавки.

Центробежный насос не создает номинальное давление. Какая
неисправность насоса наиболее вероятна?
Износ подшипников.
Износ вала.
Большие зазоры в уплотнительных буртах на стороне всасывания
и нагнетания.

При производстве анализа котловой воды обнаруживается очень
высокое содержание хлоридов (предыдущий анализ был нормаль-
ным). Какая наиболее вероятная причина?
Течь конденсатора котла.
Отклонения в режиме водообработки.
Отклонения в режиме продувания.

В соответствии с ПРАВИЛАМИ МОРСКОГО РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА,
как часто производится гидравлическое испытание котлов при
нормальных условиях эксплуатации?
При каждом ежегодном освидетельствовании.
При каждом втором очередном освидетельствовании.
При каждом очередно освидетельствовании.

Можно ли эксплуатировать вспомогательный или утилизационный
котел, если предохранительные клапаны не работают (не срабатывают на подрыв?
Можно, но на пониженном рабочем давлении.
Нельзя.

В соответствии с ПТЭ котлов при какой максимальной темпера-
туре котловой воды (в случае необходимости осушения котла)
разрешается удалять её из котла, если при этом нет указаний завода-изготовителя?
Можно удалять сразу после остановки котла.
При температуре воды в 50 гр.
При температуре воды 20гр.

В соответствии с ПТЭ котлов, если не призошло зажигание фор-
сунки, требуется ли предварительная вентиляция топки после
этого и если требуется, то какое минимальное время вентиляции установлено?
Вентиляция не требуется.
Необходима вентиляция в течении 1 минуты.
Необходима вентиляция в течении 3 минут.

Как должен действовать наиболее правильно вахтенный механик
в соответствии с НБЖС в аварийных ситуациях:угрозе затопле-
ния машинного отделения или пожара в нем?
Обнаружить причину аварийной ситуации и немедленно присту-
пить к её устранению.
Объявить судовую тревогу, нажав кнопку авральной сигнализа-
ции, сообщить на мостики ст.механику, загерметизировать
отсек и приступить к ликвидации аварийной ситуации до прибы-
тия аварийной партии.
Немедленно покинуть аварийный отсек.

“Если двигатель идет в “”разнос””, теоретически какой способ”
“его предотвращения или уменьшения последствий зтого “”разноса”
является наиболее действенным?
Необходимо перекрыть подачу топлива.
Необходимо перекрыть подачу воздуха.

Как правильно действовать, если вдруг давление смазочного
масла ГД упало ниже предельно-допустимого значения?
Немедленно остановить ГД и сообщить на мостик и старшему механику
Уменьшить частоту вращения ГД и сообщить на мостик и старше-
му механику.
Доложить старшему механику.

Как правильно действовать в случае, если упало давление пресной воды на ГД ниже
предельно-допустимого, но её температура не превышает предельного значения?
Снизить нагрузку ГД до малого хода, перейти на резервный на-
сос, если нет автоматического включения резервного насоса.
Немедленно остановить ГД.
Доложить ст.механику.

Как наиболее правильно действовать, если двигатель останови-
лся при срабатывании защиты по температуре охлаждающей воды?
Прокачивать двигатель маслом и проворачивать валоповоротным
устройством.
Немедленно включить охлаждение двигателя.
Немедленно снова запустить двигатель.

Что нужно делать первоначально, если произошел взрыв в картере двигателя?
Немедленно двигатель остановить, включить валоповоротное ус-
тройство при одновременном прокачивании маслом.
Снизить нагрузку двигателя.
Немедленно остановить двигатель и осмотреть картер.

Какие ваши первоначальные действия, если в системе прокачки
дейдвуда упало давление воды ниже допустимого значения или,
если дейдвуд на масляной смазке, обнаружено отсутствие масла
в цистерне дейдвуда(температура дейдвуда не достигла предельных значений?
Cрочно остановить ГД и доложить на мостик и ст.механику.
Снизить обороты до малого хода и доложить на мостик и
старшему механику.
Доложить старшему механику.

Какими будут ваши первые действия, если вы обнаружили, что на работающем котле
уровень воды в водоуказательных стёклах опустился ниже допустимого предела?
Немедленно запустить питательный насос и поднять уровень в котле
Прекратить горение, питание водой, подачу воздуха, закрыть
стопорные клапана.

Какие будут ваши первоначальные действия, если при следова-
нии ПХ произошел отказ подачи топлива одного из цилиндров и начался помпаж ГТН?
Увеличить частоту вращения ГД и доложить ст.механику.
Остановить ГД.
Уменьшить частоту вращения ГД до исчезновения явления помпажа

Если у ГД выходит из строя один из ГТН, с какой нагрузкой
должна производиться эксплуатация ГД в соответствии с ПТЭ СТС?
Нагрузка не меняется.
С нагрузкой малого хода.
С нагрузкой, при которой температура выпускных газов за
цилиндрами не должна превышать допустимую при работе дизеля
с исправным ГТН.

ТЕПЛЫЙ ЯЩИК

ТЕПЛЫЙ ЯЩИК

(Hot well, hotwater well) - систерна для хранения теплой воды (конденсата пара), откачиваемой воздушным насосом из холодильника машины. Т. Я. соединяется трубопроводом с питательными помпами, подающими воду в котлы. В верхней части Т. Я. устраивается открытая сверху труба для удаления воздуха из ящика.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941


Смотреть что такое "ТЕПЛЫЙ ЯЩИК" в других словарях:

    Теплый ящик - Закрытое пространство котла, в котором расположены коллекторы и прочие коммуникации Источник: ОСТ …

    ТЕПЛЫЙ ЯЩИК - цистерна для временного хранения и частичного обескислороживания конденсата, поступающего из конденсатора паровой турбины. Теплый ящик является составной частью конденсатно питательной системы … Морской энциклопедический справочник

    Теплый ящик газового котла - Теплый ящик замкнутое пространство, примыкающее к котлу, в котором расположены вспомогательные элементы (коллекторы, камеры, входные и выходные участки экранов и др.)... Источник: Постановление Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 Об утверждении … Официальная терминология

    ОСТ 108.031.08-85: Котлы стационарные и трубопроводы пара и горячей воды. Нормы расчета на прочность. Общие положения по обоснованию толщины стенки - Терминология ОСТ 108.031.08 85: Котлы стационарные и трубопроводы пара и горячей воды. Нормы расчета на прочность. Общие положения по обоснованию толщины стенки: Номинальные размеры расчетной детали Заданные и выбранные на основании расчетов на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    А) Деревянное С. Дерево впервые было применено к С., как материал легко обрабатываемый и плавучий. Наиболее простая конструкция деревянных судов это постройка из цельного куска дерева; так строятся иногда и теперь челноки, которые выдолблены или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

    Долина реки Калг … Википедия

"..."Теплый ящик" - замкнутое пространство, примыкающее к котлу, в котором расположены вспомогательные элементы (коллекторы, камеры, входные и выходные участки экранов и др.)..."

Источник:

Постановление Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 "Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.04.2003 N 4376)

  • - резкое, скачкообразное уменьшение поперечного размера области, заполненной разрядным током, возникающее при превышении нек-рого критич...

    Физическая энциклопедия

  • - определение растворенных в воде газов. Содер...

    Геологическая энциклопедия

  • - добыча природного газа и подача его в магистральный газопровод за счет естественной пластовой энергии на ...

    Нефтегазовая микроэнциклопедия

  • - Группа модулей газового пожаротушения, объединенных общим коллектором и устройством ручного пуска...
  • - УПГК-1 предназначен для контроля с помощью отечественных и зарубежных индикаторных трубок содержания АХОВ в воздухе, на различных поверхностях и в грунте в полевых условиях, стационарных лабораториях и в...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Установка газового пожаротушения, в которой баллоны с газом размещены в помещении станции пожаротушения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Gas centrifuge process процесс разделения изотопов, основывающийся на различиях в скорости перемещения газовых молекул под действием центробежных сил, создаваемых внутри быстро вращающегося вокруг своей оси цилиндра...

    Термины атомной энергетики

  • - "...Дефекты ВДГО - неисправности, повреждения, указанные в акте осмотра ВДГО, выявленные в результате осмотров и подлежащие устранению в предписанные сроки..." Источник: Закон Московской области от 16.04...

    Официальная терминология

  • - группа модулей газового пожаротушения, объединенных общим коллектором и устройством ручного пуска. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - баллон с запорно-пусковым устройством для хранения и выпуска газовых огнетушащих веществ. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - установка газового пожаротушения, в которой баллоны с газом размещены в помещении станции пожаротушения. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - 1. Постепенное заполнение нефтяного пласта водой, содер. в этом пласте за контуром нефтеносности, вследствие истощения пластов в процессе разработки. 2...

    Геологическая энциклопедия

  • - систерна для хранения теплой воды, откачиваемой воздушным насосом из холодильника машины. Т. Я. соединяется трубопроводом с питательными помпами, подающими воду в котлы...

    Морской словарь

  • - "...3.10. : группа модулей газового пожаротушения, объединенных общим коллектором и устройством ручного пуска..." Источник: "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Теплый ящик газового котла" в книгах

Иван Уханов ШТУРМ ГАЗОВОГО ВАЛА

Из книги Каменный пояс, 1974 автора Рябинин Борис

Иван Уханов ШТУРМ ГАЗОВОГО ВАЛА Рис. В. ПястоловаВетреным ноябрьским днем 1966 года бригада Степана Дмитриевича Иванова несла предпраздничную трудовую вахту. Ее разведочная скважина № 13 находилась в степной равнине, в пятидесяти километрах к юго-западу от Оренбурга, на

1 Открытие, сделанное при свете газового фонаря

Из книги Человек проходит сквозь стену [Правда и вымысел о Гарри Гудини] автора Грэшем Уильям

1 Открытие, сделанное при свете газового фонаря Ранние сумерки осеннего вечера упали на Манхэттен, и тьму за углами домов разгонял свет, струившийся от газовых фонарей, мягкое сияние которых скоро должно было уступить место яркому электрическому сиянию XX века. Под одним

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ДВА СМЕРТЕЛЬНЫХ ВЫСТРЕЛА ИЗ ГАЗОВОГО ПИСТОЛЕТА

Из книги Железный Шурик автора Млечин Леонид Михайлович

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ДВА СМЕРТЕЛЬНЫХ ВЫСТРЕЛА ИЗ ГАЗОВОГО ПИСТОЛЕТА При Шелепине продолжались операции по устранению убежавших на Запад врагов советской власти.Его предшественник Серов подписал приказ об уничтожении главного идеолога Народно-трудового союза Льва Ребета,

2.2.3. Влияние освещенности и газового состава среды

Из книги Технология хранения и транспортирования товаров автора Богатырев Сергей

2.2.3. Влияние освещенности и газового состава среды Освещенность – показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света на складе. На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное воздействие, так как активизирует

Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов

Статья 112 Требования к автоматическим установкам газового пожаротушения Автоматические установки газового пожаротушения должны обеспечивать:1) своевременное обнаружение пожара автоматической установкой пожарной сигнализации, входящей в состав автоматической

Оценка газового состава крови и альвеолярного воздуха

Из книги Курс лекций по реаниматологии и интенсивной терапии автора Спас Владимир Владимирович

Оценка газового состава крови и альвеолярного воздуха Газовый состав артериальной крови характеризует эффективность легких как газообменного прибора, а газовый состав смешанной венозной крови, поступающей в легкие, отражает со-стояние метаболических процессов в

Февраль Метелица на месте газового завода

Из книги «Дирежаблестрой» на Долгопрудной автора Белокрыс Алексей М.

Февраль Метелица на месте газового завода До сих пор не был отведён земельный участок под строительство газового завода.Газета писала, не жалея мрачных красок: на железнодорожной ветке, уходящей от станции Марк к площадке Долгопрудной, на первом километре «из-под белого

Игра в ящик Игра в ящик Людмила Лаврова 20.02.2013

Из книги Газета Завтра 951 (8 2013) автора Завтра Газета

Игра в ящик Игра в ящик Людмила Лаврова 13.02.2013

Из книги Газета Завтра 950 (7 2013) автора Завтра Газета

22. ОБОРУДОВАНИЕ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Из книги Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич

22. ОБОРУДОВАНИЕ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА К оборудованию газового хозяйства отнесены устройства получения азота, водорода, кислорода и ацетилена для технических нужд; блоки очистки водорода и кислорода; блоки осушки воздуха; осушители и промыватели газа; фильтры очистки

1.2. Компетенции слесаря-ремонтника газового хозяйства

автора Кашкаров Андрей Петрович

1.2. Компетенции слесаря-ремонтника газового хозяйства Слесарь-ремонтник должен знать: «Правила технической эксплуатации электростанций и сетей Российской Федерации» (М.: СПО ОРГРЭС, 2003), а именно: раздел 1.6, раздел 4 пп. 4.1.524.1.66, раздел 4.6 пп. 4.6.10, 4.6.11, раздел 6.5; «Правила

1.2.3. Права слесаря-ремонтника газового хозяйства

Из книги Краткое руководство слесаря-ремонтника газового хозяйства автора Кашкаров Андрей Петрович

1.2.3. Права слесаря-ремонтника газового хозяйства Кроме того, слесарь-ремонтник газового хозяйства имеет право: повышать квалификацию; вносить руководству предприятия предложения по повышению надежности и экономичности работы газового хозяйства

1.2.4. Квалификационная характеристика слесаря-ремонтника газового хозяйства

Из книги Краткое руководство слесаря-ремонтника газового хозяйства автора Кашкаров Андрей Петрович

1.2.4. Квалификационная характеристика слесаря-ремонтника газового хозяйства Регламентированное техническое обслуживание и производство текущего и капитального ремонтов газового оборудования и газопроводов в составе бригады.Разборка, ремонт, сборка и испытания узлов

1.2.5. Необходимые и достаточные знания слесаря-ремонтника газового хозяйства

Из книги Краткое руководство слесаря-ремонтника газового хозяйства автора Кашкаров Андрей Петрович

1.2.5. Необходимые и достаточные знания слесаря-ремонтника газового хозяйства Слесарь-ремонтник должен знать: устройство ремонтируемого оборудования; способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания оборудования; устройство, назначение и правила

2.4. Монтаж и замена газового оборудования (бытовых счетчиков газа)

Из книги Краткое руководство слесаря-ремонтника газового хозяйства автора Кашкаров Андрей Петрович

2.4. Монтаж и замена газового оборудования (бытовых счетчиков газа) Согласно установленному закону в Российской Федерации, замена газового счетчика выполняется исключительно за счет владельца этого оборудования. Кроме этого, пользователи обязаны выполнять обслуживание