Колобок как личность в теории рубинштейна. Теории личности

Психология личности.

Ольга Валерьевна.

Тема 1. Проблема личности в психологии.

1. Соотношение понятий: субъект, индивид, личность и индивидуальность.

3. Проблема развития личности.

1) Субъект – тот, кто активен. С.Л. Рубинштейн ввел это понятие.

С. Л. Рубинштейн говорил, что действие, которое мы выполняем, обусловлено внутренне.

А.Н. Леонтьев – внутреннее выражается через внешнее, определяет наше поведение.

Наше сознание определяет нашу деятельность – эта мысль обуславливает оба мнения.

Принцип единства сознания и деятельности. То есть в равной степени идет влияние.

Виды субъектов:

Природный – человек часть природы, представитель человеческого вида, класса млекопитающих. Природное начало относится к субъекту. Мы находимся в поиске удовлетворения биологических потребностей.

Социальный – человек, как член определенного общества. Наделен сознанием, благодаря которому способен отражать мир и в своем роде социальный субъект – это носитель присвоенных норм.

Культурный – человек, который самостоятельно и ответственно опирается на общечеловеческие принципы и способен к осмысленному преобразованию собственных природных свойств.

Субъект и личность.

Субъект = личность – у рубинштейна. То есть в личность входят и социальный и природый и культурный субъекты.

Понятие индивида и личности отделяются (Леонтьев). Леонтьев утверждает, что к личности относят только социального и культурного субъекта, а природный субъект – это индивид.

Индивид – отдельный представитель человеческого вида.

В. Петухов утверждает, что личностью является только культурный субъект. Человечеству присуще, как и многим животным, жить в стае, в обществе. То есть социальный субъект напоминает животных.

Личность – это системное качество индивида, приобретаемое в совместной деятельности и общении. Человек рождается индивидом и становится личностью.

Личность – это характеристика индивида.

Личность – Индивид:

Бывает личность без индивидных характеристик - художественный образ.

Индивид без личностных характеристик – младенец, дети Маугли.

Личностные характеристики можно принять только в обществе.

Я самость – самоопределение.

Я концепция – представление о себе.

У близнецов нет самоопределения - у них есть понятие мы самость. Биологически – 2 человека, а культурно и социально - личность одна.

Структур личности очень много.

Э. Берн – теория личности.

Ребенок, родитель и взрослый – компоненты личности.

Структура личности по С. Л. Рубинштейну.

1. Блок направленности – все, что направляет деятельность, побуждает к деятельности. (Потребности, цели, стимулы)

2. Индивидуальный типологические способности, темперамент, характер, способности, задатки.

3. Знания, умения, навыки.

Структура личности А.В. Петровского.

1. Интраиндивидная составляющая – внутрииндивидная составляющая. Направленность, знания, умения, навыки, способности индивида.

2. Интериндивидная составляющая – межиндивидная составляющая. Все что касается общения между индивидами, их взаимодействия.

3. Над(мето)индивидная составляющая. Желание передать часть личности другому индивиду. Родители, педагоги.

Индивидуальность присуща и индивиду и личности.

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей и единичность.

Человек - Индивид - личность. А индивидуальность пронизывает все эти уровни.

индивидуальность


2) Выделяют 3 периода в истории исследования психологии личности.

1. Философско-литературный. 2 в до н.э. -19 вв. от работ древних мыслителей до 19 века.

Темперамент, о нем говорил еще Гиппократ, а ввел термин – Кант. На эту тему думали не только психологи, но и литераторы.

2. Клинический. 19 в. – до 40-х гг. 20 века.

Значительный вклад вносят психотерапевты, психиатры. Ганушкин, Фрейд, Юнг. Выделяются определенные типы, клинические картины, которые характеризуются. Но не было выхода на практику, больных еще не могли лечить.

3. Экспериментальный. 40-е гг. 20 в. – до наших дней.

Новые знания. Ввели эксперимент в психологию. Наблюдение – метод познания человека. Статистическая обработка данных. Теории черт. Появляются типологии, которая отличается от теории черт тем. Что в ней отражается комплекс черт.

3) Проблема личности в психологии.

Критерии сформированности личности (отечественные психологи):

1. Иерархизация мотивов – человек может сейчас отказать себе в удовлетворении своих потребностей ради норм, принятых в обществе. Появляется к шести годам.

2. Самосознание – человек начинает осознавать самого себя. В три года происходят попытки самосознания, когда человек называет местоимение «Я». Это означает, что человек начинает отделять свою личность от окружающего мира. Самосознание относится к подростковому периоду. Мы осознаем свои действия, их результаты. Поэтому и уголовная ответственность с 14 лет.

Механизмы, приводящие к формированию личности:

1. Механизм сдвига мотива на цель. Мотив – то, что побуждает к действию. Цель – то, что мы хотим получить.

2. Идентификация – это уподобление, как правило, не осознанное, себя значимому другому субъекту, как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Это бессознательный механизм.

3. Механизм принятия и освоения социальных ролей.

Этот механизм описывается с помощью понятий социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – это социальное место, которое может занять человек по отношения к другим людям, характеризуется с позиции прав и обязанностей, заняв ее, человек должен играть роль.

Освоение социальной роли:

1. Освоение роли начинается с фазы мечтания. Основной принцип – хорошо там, где нас нет. В мечтах есть идеал, позитив, она нереальна, мы не понимаем, когда мечтаем, в чем заключена суть роли. Поэтому могут возникнуть проблемы в адаптации.

2. После мечты, как только человек входит в роль постепенно происходит срастание с ролью.

Освоение социальных ролей влияет на формирование жизни личности. Приобретаются новые мотивы, происходит соподчинение мотивов, видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Роль часто порождает изменения в личности.

У каждого человека много ролей. И иногда возникает ролевой конфликт, например, ролевой конфликт работающей женщины.

Процесс развития личности всегда глубоко индивидуален. Это отнюдь не равномерное поступательное движение, в нем есть кризисные периоды и переломные моменты.

Тема 2. Психоанализ Зигмунда Фрейда.

1. Биография Фрейда и понятие психоанализа.

2. Уровни душевной жизни человека.

3. Структура личности.

4. Психосексуальные стадии развития.

5. Механизмы психологической защиты.

1) Фрейд (1856-1939) назвал свое учение психоанализом по названию метода, разработанного им для лечения и диагностики неврозов. Он возник как концепция объяснения и лечения неврозов. Его положения оказывают большое влияние на развитие мировой психологии и культуры. Впервые в 1896 году Фрейд заговорил о психоанализе, а через год начал следить за собой. 1900 год – вышла его книга сновидений. 1910 год – Фред читает лекции в Америке.

Термин психоанализ имеет три значения:

a. Теория личности и психопатологии

b. Метод терапии личностных расстройств

c. Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

В общем смысле психоанализ - это стремление выявить скрытые мотивы действий и мнений, истоки морально-психологических установок личности.

В течение нескольких десятилетий психоанализ был под запретом в СССР.

2) Фрейд считал, что душевная жизнь – последовательный и непрерывный процесс. Каждая мысль, чувство или действие имеет свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующими событиями.

3 уровня душевной жизни.

· Сознание

· Предсознание

· Подсознание (бессознательное)

сознание

Предсознание


бессознательное

Сознание – все восприятие, приходящее извне, изнутри, то, что мы называем ассоциациями и чувствами.

Сознание – форма отражения действительности.

Сознание по Фрейду лишь небольшой островок, омываемый океаном бессознательного. В бессознательном различают предсознательное и собственно бессознательное.

Предсознательное не осознается человеком, но может быть осознанно.

Бессознательное – то, о чем человек не догадывается, но энергично отрицает наличие подобных содержаний в его душе. Те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает в себе, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных различных реакциях или действиях.

Бессознательное и предсознание отделяются от сознания типичной инстанцией, которая называется цензура.

Функции цензуры:

o Вытеснять в область бессознательного неприемлемые и осознанные личностью чувства, мысли, понятия

o Оказывать сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявляться в сознании.

3) Структура личности.


Сверх-Я super ego

Я ego

ID – «оно» включает в себя примитивные инстинкты, врожденные аспекты личности. Полностью функционирует в бессознательном и связано с первичными потребностями. Нечто темное, биологическое, не подчиняется никаким правилам. На протяжении всей жизни у человека следует принципу удовольствия.

Ego – «я» компонент жизни личности, ответственный за принятие решений. Старается выразить и удовлетворить желания. «Оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Использует когнитивные и перцептивные процессы. (на уровне чувств).

Super ego – «сверх я» дл того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей и норм, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации, формируется вод влиянием супер эго. Фрейд разделил супер эго на 2 подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается по средствам родительских наказаний. Эго-идеал - поощрительный момент, который формируется из того, что значимые люди одобряют или выгодно ценят человека.

4) Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая называется либидо, которая затем проходит в своем развитии через несколько психо-сексуальных стадий, которые протекают в инстинктивных процессах организма.

1. Оральная – большая часть энергии сосредоточена в области рта.

Аффиксация – застревание на одной стадии.

2. От 2-х до 4-х лет внимание сосредоточено на том, чтобы сходить в туалет – анальная. Проявляется интерес к собственным испражнениям. При негативной оценке родителей формируются 2 типа характера: анально-выталкивающий и анально-удерживающий.

3. Физическая стадия (с 3-х лет) – ребенок обращает внимание на наличие или отсутствие пениса. Сексуальность достигает вершины. 2 комплекса: Эдипов (мужской) и Электры (женский) – желание занять место родителей противоположного пола.

4. Латентный период с 6 до 12 лет.

5. Генитальный период – с момента полового созревания. Объединение всех прошлых стадий. При нормальном развитии личности сексуальные представления, связанные с предгенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им представления изолируются.

5) Механизмы психологической защиты.

Защитный механизм – психологические стратегии,с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний как конфликт, фрустрация, тревога и стресс.

Защитные механизмы сопряжены с Эго, автоматически бессознательны механизмы психики, обеспечивающие психологическую защиту эго от внешних и(или) внутренних реальных или воображаемых опасностей, отрицательных импульсов, негативной информации и неприемлемых оценок и самооценок (по Фрейду).

a. Вытеснение – подавление подсознательных впечатлений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в бессознательное.

b. Идентификация – в сложных ситуациях идентифицировать себя с тем, кто бы справился.

c. Проекция – приписывание другим своих неприемлемых переживаний (мания преследования)

d. Замещение – направление энергии влечения на безопасный объект.

e. Рационализация – человек стремится дать рациональное объяснение своим поступкам, совершенным под влиянием интенсивных влечений.

f. Реактивное образование.

1. Неприемлемое переживание подавляется.

2. На его месте образуется противоположное чувство

g. Регрессия – возврат к детским ранним формам поведения.

h. Подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его нельзя удовлетворить.

i. Инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию диаметрально противоположным поведением.

j. Изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы.

k. Отрицание – человек совершил поступок и сам отрицает это.

Фрейд защищает механизмы действующие на подсознательном уровне и все люди время от времени прибегают к ним и, когда не удается снизить напряжение с их помощью, возникают неврозы.

Психические подходы

Понятие психического развития как мотивационного, личностного,

Представление о развитии как он адаптации к среде

Представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных

Идея о том, что основные механизмы развития также врожденные, захватывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенным изменениям эта структура в дальнейшем не претерпевает.

Тема 3. Аналитическая психология Карла Гюстава Юнга.

1. Биография Юнга. Определение аналитической психологии

2. Структура психики

3. Классификация личностей

4. Основные отличия аналитической психологии Юнга и психоанализа Фрейда.

1) 1909-1913 сотрудничал с Зигмундом Фрейдом.

Разработал теорию аналитическая психология.

Охватил широкий спектр психологической проблематики.

Аналитическая психология – 1. Одно из психодинамических направлений, основателем которого является Юнг, это направление родственно психоанализу, но имеет существенные отличия. Суть его заключается в осмыслении глубинных сил и мотивации, стоящей за человеческим поведением, по средствам изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии.

2) Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных, взаимодействующих структур. Это Эго, Личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго является центром сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Оно служит основой нашего самосознания

Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Материал личного бессознательного уникален для каждого человека и доступен для осознания.

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище скрытых следов памяти человечества. Состоит из архетипов.

Группы эмоционально заряженных понятий юнг назвал комплексами. Исследуя комплексы своих пациентов, он обнаружил, что нахождение у пациента всех его личных ассоциаций не приводило к автоматическому выздоровлению. Внутри комплекса содержится ядро. Оно может выйти наружу. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это универсальные модели восприятия. Бог, Мать, Ребенок, Солнце и т.д.

Архетип – архаический феномен, имеет проявления в мифах и фольклоре.

Архетип должен проявляться во всех народах и во все эпохи. Должен восприниматься доосознанно.

Архетип имеет позитивный и негативный аспект. Обладает сильным влиянием на эмоции человека.

Архетипы обладают собственной инициативой. Их порождают мысли, чувства.

Основными архетипами индивидуального бессознательного юнг считал:

Эго – центральный элемент личного сознания, собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое.

Персона – это та часть личности, которую мы показываем миру, какимы мы хотим быть в глазах других людей. Если он доминирует, то он может подавать личность человека, но он и защищает личность. Это маска.

Тень является центром личного бессознательного. Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержание – то, что отрицается человеком, что несовместимо с его персоной. Гитлер, Сатана.

Анима (муж)и Анимус (жен) – те части души, которые отражают представления о противоположном поле. На и развитие оказывают родители. Влияют на поведение, творчество, выбор партнера. Мужчина, Женщина, Дева Мария.

Архетип самости центр всей личности, порядка и целостности личности. Он не противопоставляет две сферы души – сознание и бессознательное, а соединяет их вместе. Круг.

Сознание

бессознательное

Архетипы по юнгу составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и проявляют себя в философии, социологии, политике и др. видах деятельности.

3) В качестве исходного признака для классификации он принял определенную направленность распространения психической энергии или либидо.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию во внешний мир. Проявляет себя в отношениях. Лучше всего ему среди людей, делается беспокойным от одиночества. Слабая связь с внешним миром. Интраверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться во внутрь, то есть в себя. Лучше всего ему в одиночестве или с близкими людьми. У них обоих есть недостатки, но каждый стремится недооценивать другого.

Любой человек несет в себе и экстра и интра, но иногда какая-то доминирует.

В дополнение Юнг выделил 4 функциональных типа:

1. мышление

2. чувства

3. ощущения

4. интуиция

К рациональным относятся такие типы, которые характеризуются разумным суждением – мышление и чувства. Общим признаком является подчиненность разуму. Но они взаимоисключающи.

Иррациональные – ощущения и интуиция. Они основываются на восприятии. Воспринимают мир безоценочно.

В каждом человеке доминирует 1 функция.

1. Экстравертные рациональные типы – экстравертное мышление, экстравертное чувство. Подчинены разумному, почти не зависят от бессознательного.

a) Мыслительный тип – мышление ориентируется по объективным данным. Анализирует все представленные варианты и выбирает свой. Девиз – никаких исключений. Подавляет все, что идет из него. Мышление ведет к новым фактам, прогрессивное.

b) Чувствующий тип – функция чувства постигает мир, оценивая явления с точки зрения того, принято оно или не принято, приемлемо или нет. Функция ориентирована на внешние данные.

· Позитивное – (театр, церковь и т.д.)

· Негативное (фанатики)

2. Экстравертные иррациональные типы. Они функционируют на основе своего опыта.

a) Ощущающий тип. Те объекты. Которые вызывают наиболее сильные ощущения являются решающими. Человек накапливает опыт, но не использует его. Самые фанатичные люди.

b) Интуитивный тип. Интуиция представляет собой активный творческий процесс, который с такой же степенью на объект с какой объект влияет на интуицию. Интуитивный тип описывает полноту событий по внутреннему ощущению. Направлен на будущее. Стоят во главнее начинаний, но не доводят до конца дела.

3. Интровертный рациональный тип. Опирается на суб. Данные

a) Мыслительный тип. Ориентируется на субъективный фактор. Такой тип под влиянием идей, которые выходят извне. Молчалив. Данный тип проявляется чаще у мужчин.

b) Чувствующий тип. Чувство определено субъективным фактором. Чаще среди женщин. Молчаливы, труднодоступны, непонятны, меланхоличны. Истинные мотивы скрыты внутри.

4. Интровертный иррациональный тип. Сложны для анализа. Проявляются только внутренне. Их достижения не имеют общественной значимости.

a) Ощущающий тип – ощущения имею субъективный характер. Часто у художников. Человек этого типа передает образ,который на воспроизводит внешнюю сторону объекта, а обрабатывает его в соответствии с субъективным опытом и воспроизводит в соответствии с ними.

b) Интуитивный тип – направлена на внутренние объекты, которые представлены в виде субъективных образов. Мистика мечтателя и фантазера.

Нужно владеть всеми четырьмя функциями, чтобы давать адекватный ответ на любые жизненные ситуации. Но это почти невозможно. Чаще доминируют 2.

Есть вопросник для определении.

4. Фрейд – либидо – сексуальная сфера.

Юнг – либидо – жизненная энергия вообще.

Юнг отвергал Фрейдовское понимание эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворить.

Направленность сил, определяющих личность человека.

Фрейд – человек производное от детства.

Юнг – человек не только производное от детства, но и его планы на будущее. Формирование личности не завершается к 5 годам.

Юнг проник в бессознательное глубже, чем в Фрейд, выделив коллективные бессознательное.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера.
1. Биографические данные и определение понятия индивидуальная психология.

2. Ключевые концепции и принципы индивидуальной концепции Альфреда Адлера.

1) 1870-1937 – годы жизни Альфреда Адлера.

Создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь явился важным подспорьем создания индивидуальной теории личности.

В 1902 году Адлер примкнул к кружку Фрейда. Из основополагающих трудов: Смысл жизни, Образ жизни, Постижение человеческой природы.

Адлера часто представляют как ученика Фрейда. На самом деле он был коллегой Фрейда, нельзя воспринимать его как неофрейдиста. Адлер никогда не подвергался самоанализу.

Характер человека складывается из его жизненного пути. Представление о том. что человек является едиными и самосогласующимся организмом – является главной предпосылкой адлеровской психологии. Своей теории он дал название индивидуальная психология.

В отличие от Фрейда он сформулировал очень экономичную теорию личности.

2) 1-я концепция.

Чувство неполноценности и конфискация.

Адлер предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. У каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал от рождения. Люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. Если усилия, приложенные для достижения компенсации не приводят к желаемому результату, то вызывается чувство собственной неполноценности.

2-я концепция.

Комплекс неполноценности и его истощение.

Адлер предполагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Когда ощущение неполноценности становится чрезмерным, появляется комплекс неполноценности, а это – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

3 вида страданий в детстве, которые способствуют развитию комплекса:

Неполноценность органов

Чрезмерная опека

Отвержение со стороны родителей

3-я концепция.

Стремление к превосходству.

Это тенденция преувеличивать свои физические, социальные и интеллектуальные способности.

Идея маскулинного протеста.

Маскулинный протест – форма гиперкомпенсации, которую оба пола испытывают в попытке вытеснить чувство неполноценности.

В рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было 3 различных этапа:

1. Быть агрессивным

2. Быть могущественным

3. Быть недосягаемым

Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Адлер рассматривает стремление к превосходству, как главный мотив в своей теории, стремление к превосходству – врожденное, но это чувство надо воспитывать и развивать.

Процесс начинается на 5-м году жизни, когда оформляется человеческая цель жизни.

Адлер рассматривал стремление к превосходству как единый фундаментальный мотив, он установил, что великое стремление вперед и вверх по своей природе универсально, то есть является общим для всех. Превосходство можно понимать как негативно, так и позитивно. Стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими затратами, стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества.

4-я концепция.

Стиль жизни.

Включается уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взяты в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Стиль жизни – комплекс поведенческой активности, направленный на преодоление неполноценности.

Стиль жизни укрепляется в возрасте 4-5 лет.

Типы личности – установки, связанные со стилями жизни.

Глобальные проблемы, с которыми сталкивается человек: работа, дружба, любовь. Они взаимосвязаны.

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям. Это основной критерий психологической зрелости.

Типы личности:

1) Управляющий - активны не в социальном плане (юные правонарушители, наркоманы)

2) Берущий – нет социального интереса. Главное – получить от других людей как можно больше.

3) Избегающий – цель – избегание всех проблем.

4) Социально-полезный – воплощение зрелости в жизни: и высокий уровень социального интереса, и активности.

5-я концепция:

Социальный интерес.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными, но он требует, чтобы его развивали, он воспитуем и дает результаты благодаря тренировкам.

Мать имеет задачу – воспитывать в ребенке чувство сотрудничества.

Наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей.

6-я концепция.

Является самым главным составляющим адлеровской теории.

Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности.

Творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми.

Люди – хозяева собственной жизни.

7-я концепция.

Порядок рождения.

Это основная детерминанта установок. Порядок рождения имеет решающее значение (позиция рождения).

1-я позиция:

1) Первенец

2) Единственный ребенок – центр жизни всей семьи, из этого следуют эгоизм, зависимость.

3) Второй ребенок (средний) – постоянное стремление доказать, что он лучше первого.

4) Третий ребенок (младший) – баловень в семье, но отсутствует чувство независимости, зато высока мотивация превосходства.

8-я позиция.

Фикционный финализм.

Идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно не проверить, не подтвердить. Стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью.

Теория личности К. Хорни (жен).

Основала американский институт психоанализа и возглавила его.

Книги: «Невротическая личность», «Внутренние конфликты».

Основные постулаты Хорни:

a) Женщины не завидуют мужскому органу.

b) Есть социокультурные влияния.

c) 1. Мужчина почитает женщину как мать.

2. восхищение женщиной – мужчины завидуют женщине, как матери (по Фрейду, женщины завидуют мужчинам из-за мужского органа).

3. часто отношения мужчины к женщине ассоциируются со страхом смерти: кто спасобен дать жизнь, тот способен ее и отобрать.

4. мужчины испытывают страх перед женщиной, как сексуальным существом.

d) Оспаривает позицию равенства полов.

e) Враждебность полов проявляется в женщине. Компенсация этих переживаний – мужские манеры.

Причины неудачи в браке:

a. Недоверие полов.

b. Неудачный выбор партнера.

c. Предъявление заранее невыполнимых требований.

Как разрешить противоречия брака:

· Через разговор

· Через открытый брак

· Через последовательное налаживание отношений

Невроз в современной психологии – группа пограничных функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических, клинических феноменах.

Неврозы по К. Хорни.

В детстве возможно появление базальной тревоги (базовой). Истоки ее:

1) Ощущения небезопасности, если родители не удовлетворяют потребностей ребенка. Это приводит к враждебности.

2) Ханжество. Если мама играет роль хорошей мамы. Неискренняя любовь.

3) Противоречия культур – конфликт систем ценностей.

Базальная тревога – интенсивное всепроникающее чувство отсутствия безопасности. На ее основе у человека развивается невроз.

Невроз по Хорни – индивидуальный способ приспособления к культуре.

Стратегии компенсации базальной тревоги.

Невротические потребности:

o Потребность в любви и одобрении. Проявляется как в поведении невротиков – ненасытное стремление быть любимым.

o Потребность в руководящем партнере – появляется в чрезмерной зависимости от других. Люди, которые боятся получить отказ.

o Потребность в четких ограничениях – стиль жизни, где все четко по расписанию. Это приводит к жестким ограничениям.

o Потребность во власти – доминирование, стремление к власти. Презирает слабость.

o Потребность в эксплуатировании других. Люди боятся быть зависимыми.

o Потребность в общественном признании - зависит от статуса (восхищение других).

o Восхищение собой – потребность в лести, комплиментах.

o Потребность в честолюбии – страх неудачи.

o Потребность в самодостаточности – человек избегает близких, любовных отношений, от всех дистанцируется.

o В безупречности и неопровержимости попытки сделать общество идеальным.

Невротическая любовь – в разной степени осознаваемая и преувеличенная потребность в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих, преувеличенная чувствительность к фрустрации этих потребностей.

Особенность – предъявляются требования к другому человеку – ты обязан меня любить.

ü Любви всегда мало.

ü Невротик не способен дарить любовь.

ü Непомерный страх отвержения.

Невроз – конфликт, противоречие. Хорни ищет, есть ли базовый конфликт. По Фрейду, она считает, конфликт между эго и либидо не первичный. По Юнгу конфликт между сознанием и бессознательным решить можно. Но это тоже не базовый конфликт.

Хорни видит базовый конфликт – конфликт фундаментально противоречащих друг другу аттитюды (установок), который человек сформировал в отношении других людей.

3 аттитюда (стратегии поведения).

v Движение к людям

v Против людей

v От людей

Здоровому человеку свойственны в равной степени все аттитюды. У невротиков преобладает одна.

1. личности, которые стремятся раствориться в других людях, максимально общаться с ними. Они стремятся угождать всем окружающим – в этом проблема. Человек теряет себя в многообразии ожиданий окружающих людей. Не берет на себя вину. Любая форма агрессивности исключена. Могут быть аттитюды по отношению к себе: 1) я слаб и беспомощен; 2) само собой разумеется, что каждый человек превосходит меня, ощущения неуверенности; 3) склонность оценивать себя с позиции других людей. Как меня оценивают, таким я и являюсь.

2. жизнь – это арена, борьба против всех. Прибегают к силовым воздействиям, манипулированию. Конкретная форма манипуляции зависит от природы человека. Никогда этот человек не сделает ничего хорошего окружающим, если ему это не нужно. Он не способен искренне любить.

3. обострение. У этих личностей не развита стратегия жизни. Нет навыком построения взаимоотношений с людьми. К собственной персоне проявляется интерес, как к картине. Эмоциональную дистанцию устанавливают между собой и другими. Характер – Робинзон Крузо. Все делать для того, чтобы выжить.

Природа невротиков зависит от его способностей. Невротик не может искренне любить не только людей, но и работу, которую он делает.

Невротики проявляют к себе глубочайший интерес. Устанавливают рациональную дистанцию.

Основные идеи Эрика Эринсона.

Его направление называется эго-психология. Эпигенетический принцип: в жизни человека разворачивается генетическая программа.

1) личность развивается ступенчато. Переход от одной ступени к другой предрешен готовностью двигаться в сторону дальнейшего роста.

2) общество пытается способствовать сохранению этой тенденции.

Эриксон выделяет 8 стадий (кризисов развития), причем первые 5 стадий сходны со стадиями сексуального развития.

1. Младенчество (орально-сенсорная) – от рождения до года. Сенсорная энергия концентрируется в области рта. Удовлетворение в сенсорной потребности малыша родителями приводит к тому, что ребенок начинает доверять миру.

2. раннее детство (мышечно-анальная) – от года до 3-х лет. У ребенка развивается чувство стыда.

3. Возраст игры (лонамоторно-генитальная) от 3-х до 6 лет. Мальчики узнают, что они мальчики, а девочки являются девочками. Дети радуются всему. Завышенная оценка, но не высокая, способствует дополнительному стимулу к познанию.

4. Школьный возраст (латентная стадия) от 6 до 12 лет. Сенсорная энергия нигде не локализована. Человек создает предметы культуры. Занимается спортом, Ребенку должно быть чуть-чуть сложно, чтобы пробуждать способности к труду.

5. Юность с 12 до 19 лет – очень сложный период, переходный. Конфликт – то, что нужно в подростковом периоде проявляет характер. Появляется конфликт в учебном процессе. Формируется эгоидентичность – человек начинает понимать себя и выделять себя в мире. Включая все сферы жизнедеятельности. Это в нормальном развитии. В аномальном развитии – ролевое слияние. Эгоидентичность – внутренняя согласованность, внутреннее тождество, которое должны почувствовать значимые для меня люди.

Свои известные «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейн написал и опубликовал в то время (30-40-е гг. XX в.), когда за рубежом проблематика личности и ее основные теории еще только разрабатывались, а для советской психологии эта тема вообще находилась на втором плане и не привлекала к себе повышенного внимания ученых. Поскольку автор данного известного учебника не мог обойти вниманием проблематику личности (в этом случае учебник по общей психологии оказался бы неполным, односторонним и представлял бы психологию без личности («Гамлета без принца Датского» - повторяя слова Р. Кеттела, высказанные примерно в те же годы), то С. Л. Рубинштейну пришлось буквально но крохам собирать научные сведения о личности, имеющиеся в советской научной психологической литературе, представлять и по-своему дорабатывать их на страницах книги.

Дополнительные и весьма существенные трудности в решении этой задачи заключались в следующем. Во-первых, на зарубежную психологию личности в то время в позитивном ключе нельзя было ссылаться (советские психологи обязаны были только критиковать, но ни в коем случае не поддерживать и не хвались так называемую буржуазную психологию, что большинство из них сделало позднее, во время известной дискуссии на тему о том, что такое личность, состоявшейся в 50-60-е гг. XX в.). Во-вторых, автору надо было тщательно следить за тем, чтобы его высказывания о личности в учебнике соответствовали официальной советской идеологии. С. Л. Рубинштейну это в основном удалось сделать, но ценой значительных потерь в представлении в данном учебнике мировой проблематики психологии личности по сравнению с другими психологическими проблемами .

Из того сложного положения, в котором в то время находился автор наиболее полного и известного учебника по общей психологии, он вышел следующим, на наш взгляд, не вполне удачным способом. Он заявил (как, впрочем, и некоторые отечественные ученые), что советская психология человека якобы является не чем иным, как психологией личности. Данное мнение, на первый взгляд, могло бы показаться правильным, если бы личность в ее широком понимании отождествлялась с человеком, а в качестве субъекта (личности) рассматривалось целостное психологическое образование, включающее в себя и личностные (в узком смысле слова), и другие психологические свойства человека, например его психические процессы и состояния.

Однако введение в научный оборот понятия «личность» как включающего в себя всю психологию человека, ничего нового в знания о личности в ее узком понимании не вносило и, кроме того, не указывало на различия, которые существуют (и с давних пор подчеркиваются многими учеными) между психическими процессами, состояниями и свойствами человека как личности. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что личность - это лишь часть психологии человека, причем наиболее важная и устойчивая, позволяющая отвечать на главный вопрос психологии: чем определяются и как объясняются социально значимые, принципиальные (моральные, нравственные, этические) поступки человека.

Тем не менее в ряде высказываний С. Л. Рубинштейна, содержащихся в учебнике, нашлось немало новых и ценных идей, которые впоследствии были восприняты и разработаны его учениками и последователями, в частности Л. И. Анциферовой и К. А. Абульхановой-Славской. Их концепции личности будут представлены далее, а вначале остановимся на собственных идеях С. Л. Рубинштейна на данную тему.

Тема личности, писал С. Л. Рубинштейн, красной нитыо проходит через всю современную психологию. Она изнутри определяет трактовку психики человека в целом. Все психические явления, характерные для него, составляют психическое содержание жизни личности. Психические процессы и психические свойства личности существуют в тесной связи друг с другом. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятия, с другой стороны, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в процессе деятельности переходит в ее свойства. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Как уже было сказано, при таком чрезмерно широком понимании личности в нее входит все, что находится внутри человека и опосредствует (преломляет) воздействия со стороны окружающей среды на поведение человека. Эго не только вся психология человека, но и вся его анатомия и физиология, все процессы, происходящис в организме. Следовательно, личность в определении С. Л. Рубинштейна становится в конечном счете не психологическим понятием, не говоря уже о том, что такое широкое определение фактически ставит знак равенства между психикой и личностью. Ситуацию еще более запутывает то обстоятельство, что далее, в тексте своего учебника, С. Л. Рубинштейн говорит уже о «внутренних условиях» не как о том, что преломляет внешние воздействия на поведение или деятельность человека, а о том, что опосредствует внешние воздействия на саму личность. В результате получается, что «внутренние условия» и «личность» - это разные вещи. Такой вывод вытекает, например, из следующего высказывания С. Л. Рубинштейна: «Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный момент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь, сформировались в зависимости от предшествующих внешних воздействий, положение о преломлении внешних воздействий через внутренние условия означает вместе с тем, что психологический эффект каждого внешнего... воздействия на личность обусловлен историей ее развития» .

Индивидуальные свойства личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна - это не то же самое, что личностные свойства индивида. Формулируя этот тезис, С. Л. Рубинштейн, правда, не указывает, в чем состоит разница между ними. В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия психологических свойств человека выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки и способности человека. Личность также определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, посредством которых они познают природу и общество и изменяют окружающий мир.

С. Л. Рубинштейн, как и А. Н. Леонтьев, различает индивида и личность, хотя чаще говорит об отличии индивидуальности человека от его личности. Соответствующую мысль ученый формулирует следующим образом: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия... по отношению ко всему общественно значимому» 2 .

Кроме того, наряду с понятием «личность» С. Л. Рубинштейн вводит и раскрывает содержание понятия «субъект». Они пишет о том, что субъект в специфическом его понимании - это человек как источник сознательной, произвольной деятельности. Его ядро составляют осознанные побуждения - мотивы. Всякая личность есть субъект в смысле я, однако понятие личности применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом его, узком понимании.

Психологическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосознанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности. Я как субъект - это образование, неотделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей характеристике личности надо также учитывать ее идеологию, принципы, на основе которых производится оценка своих и чужих поступков. Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Индивидуально-типологические особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи, не говоря уже об индивидуальнотипологических особенностях эмоциональной и волевой сферы, - это, но С. Л. Рубинштейну, уже психические свойства и особенности личности. Изучение психологической стороны деятельности также является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности.

Высказав подобную точку зрения на содержание понятия «личность», С. Л. Рубинштейн следующим образом обобщает свои рассуждения на данную тему. Он пишет, что следующие три основных положения приобретают принципиальное значение для понимания психологии личности.

  • 1. Психические свойства личности в ее деятельности, действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются.
  • 2. В психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности. Но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и проникая друг в друга, смыкаются в единстве личности.
  • 3. Психический облик личности определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности.

Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности. Изучение потребностей, идеалов, установок и тенденций, вообще - направленности личности дает ответ на вопрос, чего человек хочет, к чему он стремится.

К. А. Абульханова-Славская в качестве ближайшей ученицы и последовательницы С. Л. Рубинштейна продолжила развитие его общих идей о личности и человеке как субъекте деятельности и сформулировала следующие связанные с этим идеи.

Свой подход к пониманию личности, разработанный на основе идей С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова-Славская обозначила как ценностно- гуманистический подход. Его элементы кратко были изложены в первой главе данного тома, где рассматривались различные определения личности, соотношение понятий «личность» и «субъект», а также типы и типологии личностей.

Для К. А. Абульхановой-Славской понятия «личность» и «субъект» - это, по-видимому, не взаимозаменяемые и не рядоположенные понятия. Главным из них является понятие «личность», а термин «субъект» выступает как дополнительная характеристика личности. Такой вывод можно сделать на основе часто употребляемого в ее научных трудах словосочетания «личность как субъект деятельности». Из него следует, что личность может и не быть субъектом деятельности, она не просто является субъектом деятельности, а представляет собой нечто более широкое и емкое по содержанию, чем субъект. Реально далеко не веякая личность самовыражается в деятельности как субъект, и не всякая деятельность соответствует притязаниям личности как субъекта. Для субъекта деятельности в узком, специфическом его понимании характерна такая вовлеченность в деятельность, такая степень ответственности, которая даже при возрастании трудностей не изменяет отношение человека к делу (к выполняемой им деятельности).

Становление личности в качестве субъекта деятельности происходит не только в процессе овладения общественно-историческими формами деятельности, но также в организации деятельности и своей активности. Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления. Личность как субъект деятельности приспосабливает свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности.

Далее, знакомясь с текстами обсуждаемого автора, мы обнаруживаем, что временами слова «личность» и «субъект деятельности» используются как взаимозаменяемые (синонимы), временами слово «субъект» выступает в том же значении, что и термин «человек». Такой вывод можно сделать из следующего фрагмента, где практически во всех случаях употребления понятия «субъект» без какого бы то ни было ущерба для содержания и смысла соответствующего текста его можно заменить или на слово «человек», или на понятие «личность». «Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи. ...В зависимости от опыта субъект обладает большей или меньшей способностью прогнозировать наступление событий. ...Мотивированная деятельность, т.е. представляющая интерес для субъекта, порождает положительные эмоции, вызывает чувство удовлетворения. ...Субъект прогнозирует свою деятельность, соподчиняя и устанавливая последовательность трудовых операций» .

К психологии личности, пишет К. А. Абульханова-Славская, обычно относят совокупность психических свойств человека, особенно свойств характера и способностей. Психологию личности также нельзя отрывать от психологии познавательных процессов (здесь она солидаризируется с широким пониманием личности по С. Л. Рубинштейну).

Продолжая развитие идей С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова-Славская на первый план в характеристике личности выводит ответственность личности как субъекта деятельности и определяет ее следующим образом. Ответственность - это «обращенность требований личности к самой себе». Ответственную личность характеризует готовность к преодолению трудностей, независимость от окружающих, их оценок и влияний, способность четко определять свои возможности, достоинства и недостатки. Это, в свою очередь, предполагает высокий уровень развития социального мышления, способности предвидеть последствия своих действий. Современная социально ответственная личность «побуждаема не столько желаемым, сколько необходимым, поэтому вся се мотивация основывается на ответственности» . Ответственная личность гарантирует достижение результата своими силами, невзирая на непредвиденные обстоятельства, трудности.

Развитая ответственность личности связана с осознанием своей независимости, самостоятельности. Ответственный человек в разрешении противоречий и проблем жизни опирается не на других людей, не на обстоятельства, а на себя, на свои ценности, преимущественно духовные. Он удовлетворяется сознанием своей духовной силы, нравственной стойкости, иногда даже нравственной избранности, долга .

Высшей личностной структурой, связанной с жизненным путем , является, по мнению К. А. Абульхановой , семантический интеграл личности , включающий в себя систему ценностей данной личности, объединенной в ее мировоззрении. Самыми общими составляющими так понимаемого семантического интеграла являются притязания личности, характеризующие одновременно уровень ее требований к результату и способу удовлетворения потребностей (ценностному или потребительскому). «Семантический интеграл, - пишет автор, - выражает найденный личностью в ходе своей жизнедеятельности ценностный способ связи внешнего и внутреннего, ее способ соотношения с действительностью, включающий тот или иной способ организации психики...»

В семантическом интеграле неразрывно связаны притязания, саморегуляция и удовлетворенность. Последняя фиксирует ситуативный или стратегический, ценностный или потребительский, гармоничный или противоречивый, иллюзорный или реалистический, компромиссный или принципиальный способ удовлетворения потребностей. Семантический интеграл представляет своеобразную личностную интерпретацию человеком своего способа жизни, включающую представление о своем месте в обществе, своей ценности для себя, для других, представление о своей профессиональной состоятельности, перспективности.

Ценностный подход в психологии личности «...позволяет увидеть личность таковой, какова она сейчас, и такой, какой она могла бы быть и будет. Он позволяет понять, чем она могла бы быть и не стала, какие тенденции в ней оказались тенденциями роста и развития, какие - деградации. Ценностный подход предполагает отношение к личности как к субъекту» .

Подведем итоги.

1. С. Л. Рубинштейн, автор самого известного фундаментального труда (учебника) по общей психологии, опубликованного в 40-е гг. XX в., в свое время не высказал четкой и однозначной позиции по проблематике личности. Это, по-видимому, объясняется тем, что психология его времени была в основном наукой о познавательных процессах, а личностью как таковой занималась мало. Кроме того, эта книга писалась автором во времена самого сильного идеологического и политического давления, оказываемого на ученых, и они не были свободны в высказываниях своих идей, особенно по такой связанной с политикой и идеологией темой, как психология личности.

Тем не менее в трудах С. Л. Рубинштейна было введено и раскрыто имеющее ценное значение для изучения психологии личности понятие субъекта (субъекта деятельности).

  • 2. Ученики и последователи С. Л. Рубинштейна, напротив, оказались относительно свободными от такого давления и, руководствуясь общими, конструктивными идеями своего учителя, непосредственно приступили к разработке проблематики личности. Среди них, в первую очередь, необходимо назвать К. А. Абульханову-Славскую.
  • Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психологияличности. Т. 2. М., 2004. С. 305-307. Там же. С. 101.
  • Там же. С. 103-104.

Рубинштейн описывает познание как активную деятельность, а не только созерцание.

Придерживаясь этой идеи, он сформулировал принцип единства деятельности и сознания. Это положение было изложено в период 30-40-х годов XX века, когда в психологии самое сильное влияние имели направления бихевиоризма и интроспективной психологии.

Принцип единства сознания призывал воспринимать и понимать психические процессы, сознание как деятельность индивида и некий процесс, а не просто как нечто пассивное и рецептивное. Таким образом, деятельность человека должна стать предметом исследования психологии.

Но Рубинштейн подмечает, что личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной. Чтобы в полной мере ответить на вопрос о возникновении и развитии связи между сознанием и деятельностью человека, необходимо сперва узнать, где и как она образуется.

По Рубинштейну, личность и есть источник этой связи. Ответ на данный вопрос не так прост в связи с тем, что не так легко воспринимать сознание от личности и рассматривать их по отдельности. В самом начале становления отечественной психологии при изучении понятия личностного принципа необходимо было преодолеть идеи функционализма, отсоединение деятельности и сознания от личности.

Основное внимание уделялось значению деятельности в становлении и развитии личности. Первоначальной задачей было определение структуры личности для перехода к исследованию исключительно личности, а не только личности, как субъекта - представителя отдельных функций.

Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:

Установки и потребности (то, чего хочет человек);

Дарования и способности (то, что может человек);

Закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Если в 30-40-е годы понятие личности употреблялось для объяснения принципа единства деятельности и сознания, то в 50-х годах оно уже использовалось для раскрытия понятия детерминизма. На основании этого принципа необходимо было раскрыть специфичность психической деятельности, при этом не отрываясь от других явлений реального и материального мира.

По Рубинштейну диалектика внешнего и внутреннего мира определялась через суть детерминизма. Личность считалась высшим уровнем организации материи, регулятором сознания относительно деятельности. Психические свойства личности и сама личность - это одновременно результат и предпосылка деятельности.

Важным пунктом в изучении личности является ее включенность в более объемный контекст - в жизнедеятельность наряду с деятельностью. Завершающее выражение сущности личности человека заключается в обладании своей истории. Понятие « субъект жизни» более четко выражает эту особенность. Субъект жизни - это личность, представленная в более высоком смысле. Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

Если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность).

2. Личностный склад (особенности характера и особенности).

3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).

Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот.

Рубинштейн С.Л.

Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, к семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г., тогда же вышла его первая крупная статья "К проблеме метода", первая часть которой стала его докторской диссертацией.

Начавшаяся Первая мировая война вынудила С.Л. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад "Философская система Когена" в философском обществе при Новороссийском университете. В апреле 1919 г. историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во многом благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете С.Л. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. - еще и курс "Введение в философию".

После смерти Ланге С.Л. Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил С.Л. Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась "Принцип творческой самодеятельности". В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности.

В 1922 г. он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики.

В течение следующих лет С.Л. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. - в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве.

С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С.Л. Рубинштейн выпустил ряде статей, в том числе "Развитие мышления у подростков".

В 1930 г. С.Л. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. книгу "Педагогика и психология", в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя с учащимися. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю.

Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности.

Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического - это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу "Основы общей психологии", работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.

В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым.

До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов (Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов), во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.

В 1945 г. С.Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора была организована первая психологическая лаборатория в Академии наук СССР.

В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание "Основ общей психологии", которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в "преклонении перед иностранщиной" и недооценке отечественной науки. В 1948-1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.

Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу "Бытие и сознание", опубликованную только в 1957 г.

Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. в работе "Человек и мир". Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученых видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.

Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – российский психолог и философ. Свой взгляд на психологию личности он изложил в ряде работ, наиболее значительными из которых являются: “Основы общей психологии”, “Человек и мир”, “Принципы и пути развития психологии”, “Бытие и сознание” и др.

О вкладе Рубинштейна в психологическую теорию личности свидетельствует то, что его взгляды получили наиболее широкое распространение в отечественной психологии. Именно благодаря С.Л. Рубинштейну тема личности вернулась в отечественную психологию. С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание.

Личностный принцип – идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности.

С.Л. Рубинштейн предложил далеко идущую идею о природе человеческих способностей, связав их с обучаемостью: “Все специальные способности человека – это, в конце концов, различные проявления общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению”.

Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть. Первый вопрос о направленности, об установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Второй – о способностях и дарованиях человека. Третий – о характере. Все эти свойства – направленность (система мотивов и задач, которые ставит себе человек), характер и способности – являются центральными структурами личности. Именно эти свойства делают человека существом общественным, “пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности”.

С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно. Все стороны психического облика личности образуют неразрывное единство, они функционально взаимосвязаны. Интерес к определенной деятельности стимулирует развитие соответствующей способности, а способность, в свою очередь, стимулирует интерес к ней, то есть вносит вклад в направленность. Так же тесна взаимосвязь способностей и характера. Большие способности отражаются на характерологических свойствах, порождая уверенность в себе и твердость или же самомнение и беспечность. Малые способности порождают робость, неуверенность в себе или упорство и трудолюбие. Характерологические свойства (целеустремленность, настойчивость, упорство в достижении цели) необходимы для развития способностей. Это единство психического облика человека всегда носит индивидуальный характер.

С.Л. Рубинштейн решил ряд важных методологических вопросов теории личности, в том числе вопрос о свойствах личности и соотношении их с психическими процессами. Психические свойства – способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями. Он указывал на то, что поведение исходит из свойств личности. Он считал, что между свойствами и процессами существует органическая связь. В качестве источника свойств личности Рубинштейн называл психические процессы или “психическую деятельность”. Психические процессы создают содержание личности. Каждый вид процессов вносит свой вклад в ее внутреннее богатство. Память, например, сохраняет и воспроизводит личное прошлое. Она обусловливает единство сознания, отражая преемственность между нашим “сегодня” и нашим “вчера”.

Свойства личности – способности и характер – формируются в ходе жизни. Но их развитие обусловлено врожденными особенностями организма, прежде всего нервного аппарата. Правда, врожденные особенности очень многозначны. На основе одних и тех же задатков могут выработаться различные способности и черты характера, в зависимости от хода жизни и деятельности. На эту позицию следует обратить внимание: у Рубинштейна задатки – это психофизиологические структуры, которые “предшествуют” не только способностям, но и другим свойствам личности, например, характеру.

Глубокого уважения заслуживают усилия С.Л. Рубинштейна, связанные с его открытием направленности личности. По своему психологическому значению постановка проблемы направленности Рубинштейном может быть приравнена к концепции личности Фрейда, Левина, Маслоу и Роджерса. Открыв направленность личности, С.Л. Рубинштейн еще подчиняет ее характеру и даже растворяет в нем. Характер у него теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл его жизни и деятельности. А то, что особенно значимо для человека, выступает в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет стержень личности. В общем, направленность выполняет две функции: 1) фиксирует и реализует основную жизненную ориентацию человека и 2) выступает в качестве предпосылки характера: направленность личности, порождая определенные поступки, переходит затем в характер.

У Рубинштейна тема направленности личности отражает активный аспект связи человека с миром. Направленность вырастает из потребностей, над которыми возвышаются интересы и идеалы. Существует определенный механизм функционирования ценностей. Этот механизм включает появление динамических тенденций, которые становятся стремлениями по мере того, как все более отчетливо вырисовывается та точка, на которую направлена та или иная тенденция. По мере того, как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более сознательными мотивами деятельности.

Таким образом, направленность – это динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность. Направленность имеет два измерения: а) предметное, целевое содержание и б) величина напряжения, интенсивность побуждений.

Развивая научные представления о динамических тенденциях, Рубинштейн опирался на соответствующие работы К. Левина, а также З. Фрейда. К. Левин первым поставил вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими напряжениях. У Фрейда динамические тенденции представлены в виде влечений.

Важную задачу теории личности С.Л. Рубинштейн усматривал в объяснении природы мотивов человеческой активности. Он выделял три источника мотивов: потребности, интересы и идеалы человека. Потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности, базовым мотивообразующим фактором. Вся история развития личности связана с историей развития потребностей.

Но поскольку человек живет в контакте с миром, он сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности. Когда что-либо новое приобретает некоторую значимость для человека, у него может сформироваться интерес.

Интерес (по Рубинштейну) – сосредоточенность познавательных и эмоциональных процессов на определенном предмете, стремление ближе ознакомиться с ним, не упускать его из поля зрения; один из трех источников мотивов. Интересы как мотивы вызывают деятельность, выходящую за пределы удовлетворения наличных потребностей. Специфичность интереса в том, что он побуждает познавательную деятельность, направляя восприятие, память и мышление на свой объект. Это побуждение имеет эмоциональную природу; оно удовлетворяется благодаря получению новой информации: человек стремится к разгадке, раскрытию тайны, проникновению в неизведанное. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес – ознакомиться с ним. Поэтому интересы являются специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека. Интересы являются важной предпосылкой обучения. Обучение опирается на интересы детей, которые служат средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным. Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, очень большое значение имеют профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении всего дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является исключительно важной и ответственной задачей.

Еще одной мотивообразующей структурой являются идеалы. Идеал – это представление человека о том, каким бы он хотел быть, мотивирующее его саморазвитие. К идеалам С.Л. Рубинштейн относит также моральные представления о долге и обязанностях, регулирующих поведение. Содержательно идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы стать. Это лучшие тенденции его развития, которые становятся стимулом и регулятором этого развития. Идеалы формируются под общественным влиянием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, например, идеал философа Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху.

Таким образом, потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее активности.

Мотивационная сфера личности у С.Л. Рубинштейна имеет иерархическое строение. Между различными побуждениями, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий. Общий закон такой: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, вторичные, менее насущные отступают; по мере того как более первичные теряют в остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Облик личности существенно определяется уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность личности либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Таким образом, можно сказать, что идея “мотивационной пирамиды”, получившая широкую известность после выхода в свет книги А. Маслоу “Мотивация и личность” (1954), достаточно определенно сформулирована С.Л. Рубинштейном в конце 30-х годов ХХ века.

Представляет определенный методологический интерес отношение С.Л. Рубинштейна к ролевому подходу к проблеме личности. Он считал, что ролевые теории затрагивают важную сторону личности. “Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей. Никак нельзя вовсе обособить личность от роли, которую она играет в жизни. Дистанция, отделяющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительностью дел, которые в силу не только исходных природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни, человеку, ставшему исторической личностью, удалось свершить”.