Конспект нод аппликация дикие животные старшая группа. Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему «Домашние и дикие животные

Аппликация из готовых фигур для детей 3 лет «Дикие животные».

Бунакова Маргарита, воспитанница 1 младшей группы.
Руководитель: Гордиенко Марина Николаевна, воспитатель 1 младшей группы.
Описание материала: Предлагаю Вам мастер – класс по изготовлению аппликации из готовых фигур. Данный материал будет полезен воспитателям младших групп, родителям. Этот мастер – класс можно использовать при ознакомлении детей с дикими животными, при изготовлении работ для оформления выставки на эту тему.
Назначение: данную работу можно использовать для оформления при реализации проектов: «Наши любимые животные», «Путешествие по лесу».
Цель:
Изготовление сюжетной аппликации из готовых фигур.
Задачи:
1. Формировать умение детей выполнять сюжетную аппликацию, используя готовые изображения.
2. Развивать навыки расположения фигур на листе бумаги.
3. Развивать умение аккуратно пользоваться кистью и клеем при наклеивании деталей, проговаривать прилагательные при наклеивании животных.
4. Воспитывать аккуратность в работе.
Для работы нам понадобится:
Лист бумаги, ножницы, клей
Готовые фигуры диких животных таких как: медведь, волк,еж,заяц,лиса, тигр


Готовые фигуры для украшения: ёлка, трава, грибы,цветы.


1. Педагог с ребёнком беседует о диких животных, о том, какие растения растут в лесу. Затем выбирают место для ёлочки, ребёнок намазывает клеем ёлку и приклеивает её на нужное место.


2. Возле ёлочки мы решили расположить медведя, ребёнок намазывает клеем готовую фигуру медведя и приклеивает её. Говорит, что медведь неуклюжий, большой.


3. Педагог помогает ребёнку выбрать место для травы. Ребёнок намазывает её клеем и приклеивает на нужное место.


4. Кто же по травке бежит в лесу? Педагог загадывает загадку:

Он, как кошка, полосатый,
Весь пушистый и усатый.
Только вместо разных игр
Вам клыки покажет…(тигр)
. (И. Красникова)

Ребёнок отгадывает загадку, намазывает животного клеем и приклеивает его на траву.


5. Педагог подсказывает ребёнку, что в лесу кроме травы есть и цветы. Ребёнок берёт вырезанную полянку с цветами и приклеивает её.


6. Ребёнок решает, что по полянке с цветами побежит серый волк. Он намазывает его клеем и приклеивает на полянку. Ребёнок называет волка зубастым, злым, серым.


7. Педагог загадывает загадку:

Ушки на макушке
У лесной зверушки.
Ту его узнай-ка! Это серый…(зайка).
(И.Красникова)

Конечно, заяц тоже живёт в лесу, он дикий зверь. Ребёнок говорит, что заяц трусливый и добрый. Ребёнок намазывает фигуру зайца клеем и приклеивает её.


8. Возле зайчика нам захотелось приклеить грибы. Ребёнок намазывает их клеем и аккуратно приклеивает возле зайца.


9. А кого же боится заяц? Конечно же лису. Ребёнок называет лису рыжей, хитрой. Намазывает клеем готовую деталь и приклеивает её с другой стороны гриба.


10. Есть у нас ещё цветок, приклеим его в середину листа.


11. Кто в лесу ещё живёт, ну-ка, угадай-ка:
Из него торчат иголки,
Прямо как у нашей ёлки,
Он колюч, как ёлка тоже
Познакомьтесь, это…(ёжик).
(И.Красникова)

Правильно, это ёжик, ребёнок намазывает его клеем и приклеивает возле цветка.


12. Можно вырезать из голубой бумаги облака и приклеить их на небо.


13. Такую картинку можно использовать на занятиях по ознакомлению детей с дикими животными.

Литвинова Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад №196 компенсирующего вида города Саратова
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Конспект НОД в средней группе
Тема: "Колючки для ежат" обрывная аппликация (с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС)
Дата публикации: 13.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в средней логопедической группе

Образовательная область:

«Колючки для ежат»

(обрывная аппликация.)

с использованием ИКТ (презентация по теме)

Подготовила

педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

МБДОУ – детский сад №196

компенсирующего вида города Саратова

Литвинова Ирина Николаевна

Конспект НОД.

Возрастная группа: средняя.

Тема в соответствии с комплексно – тематическим планированием:

«Дикие животные весной».

Конспект НОД по теме: «Колючки для ежат» (Обрывная аппликация.)

с использованием ИКТ(презентация по теме)

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности

детей. Закреплять, уточнять и расширять представления детей о диких животных.

Продолжать развивать умения при выполнении обрывной аппликации.

Задачи:

«Познавательного развития»:

Закреплять представления о диких животных, особенностях их внешнего вида;

Развивать зрительное внимание, мышление;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности;

Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к природе (животным),

желание помочь им.

«Социально-коммуникативного развития»:

Развивать навыки общения;

Формировать начальные умения рефлексии своей деятельности;

Воспитывать аккуратность в работе.

«Речевое развития»:

Расширять словарный запас по теме «Дикие животные весной»;

Вводить в активный словарь детей слова: название диких животных и их

детенышей, «кормить», «помогать», «туловище», аппликация, обрывание;

Учить употреблять существительные в именительном и родительном падежах

единственного числа.

«Художественно-эстетического развития»:

Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности, позиции

ребенка в продуктивной деятельности;

Развивать умения отгадывать загадки.

Поощрять желание самостоятельно выполнять работу;

Формировать умение передавать характерные особенности внешнего вида ежа,

используя нетрадиционную технику - обрывная мозаика для изображения

колючей «шубки» ежа: отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера,

наклеивать их на картон внутри контура белой стороной вниз.

Стимулировать продуктивную деятельность детей посредством музыки.

«Физического развития»:

Развивать у детей координацию, умение согласовывать речь с движениями;

Формировать потребность в двигательной активности;

Развивать мелкую моторику.

Форма организации : подгруппа – 6 - 8 человек.

Виды деятельности детей: изобразительная, коммуникативная, игровая,

познавательная, двигательная, восприятие музыки, художественной литературы и

фольклора.

Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

Продолжительность НОД: 15-20 минут.

Словарная работа: активизировать словарь по теме «Дикие животные»: названия

детенышей животных «У кого кто?» - лисенок, волчонок, бельчонок, ежонок,

барсучонок, медвежонок, лосенок, зайчонок, обрывная аппликация.

Предшествующая работа:

- Беседы на темы: «Лес – дом для животных», «Дикие животные»;

Дидактические игры: «Какой, какая, какие?», «Чей, чья, чье?», «Что кому?»,

«Четвертый лишний», «Собери и назови»;

Чтение рассказа Е.Чарушина «Волчишко», сказки И.Акимушкина «Жил-был ежик»;

Загадки о диких животных.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация «Жизнь ежей», игрушка

Ёжик би-ба-бо, мяч, образец, на цветном картоне контуры ежат на каждого ребенка,

бумага черная, клей-карандаш, салфетки, магнитофон, музыкальное сопровождение.

Ход НОД.

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Вводная часть

Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Кто у кого?».

Вставайте на коврик в кружок.

Д/и «У кого кто?»

У Лисы…..

У Волка….

У Белки…

У Барсука…

У Медведя…

У Зайца…

Как одним словом можно назвать этих животных?

Где они живут?

Правильно в лесу

Дети играют в игру с мячом

Ответы детей

Ответы детей

2.Основная часть.

Сюрпризный момент

Ребята, я вам хочу открыть одну тайну. К нам сегодня придет

гость из леса. Хотите узнать кто?

Для этого вам нужно отгадать загадку. Слушайте

Дети заинтересованно

внимательно!

Загадывание загадки.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Правильно, ежик!

Стук в дверь.

Ой, наверное это он!

Ежик :

Здравствуйте, ребята!

Я пришел к вам в гости из леса, посмотреть, как вы тут

живете, что делаете в садике.

Воспитатель:

Ребята, давайте расскажем ежику, что мы делаем в садике.

Дети: (ответы детей)

Играем, гуляем, рисуем, лепим и т.д…

Я вам ребятки, хочу тоже рассказать и показать, как живут

ежи в природе. Хотите посмотреть?

Дети и воспитатель:

Конечно, с удовольствием посмотрим!

Показ презентации: «Жизнь ежей».

Рассказ об их образе жизни, внешнем виде, питании,

повадках.

Ребята, понравился вам рассказ о ежах.

Чем покрыто тела ежа?

Чем он питается?

Ой, посмотрите, наш Ежик загрустил. Что случилось?

- Ёж - Мне понравилось у вас в садике, все дружат и

вместе играют. А у меня столько друзей нет.

- Воспитатель . Ребята, а давайте мы сделаем нашему

ежику друзей-ежат?

Но сначала немножко разомнемся. Выходите на коврик.

Физ. минутка.

«Ежик»

Ёжик топал по тропинке,

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка

В огороде чьём-то ловко

Ответы детей

Дети здороваются

Ответы детей

Дети рассаживаются на

стульчики перед доской

Ответы детей

Ответы детей

(Ходьба на коврике).

Зайка раздобыл морковку.

- А теперь подойдите к столу и выберите себе картон

любого цвета и садитесь на свои места за столы.

У вас на цветном картоне нарисован контур ёжика.

А иголки мы будем делать из цветной бумаги.

Как вы думаете, какого цвета бумага нам для этого

понадобиться?

Посмотрите на образец. Вот таких друзей мы будем делать

Ребята, у нас на столах нет ножниц, как же нам сделать

Правильно, мы будем отрывать маленькие кусочки, и

наклеивать их. Удобнее нарвать сразу много кусочков бумаги.

Потом намазать клеем-карандашом половинку туловища

ежика. Наклеить кусочки бумаги нужно близко друг к другу,

чтобы получилась обрывная мазаика. Затем опять намазать

оставшееся место клеем-карандашом и закончить наклеивать

«иголки».

Продуктивная деятельность детей под музыкальное

сопровождение

(Воспитатель напоминает об аккуратной работе с клеем.)

(Во время работы детей воспитатель осуществляет

индивидуальную помощь.)

(Прыжки с продвижением

Ответы детей.

Ответы детей.

Самостоятельная работа

детей под музыкальное

сопровождение.

3.Заключительная часть. (Рефлексия.)

Анализ детских работ.

Даем положительную оценку.

- Ёжик, посмотри, какие красивые ежата получились.

Ежик благодарит детей за помощь, просит разрешения

еще немного погостить у ребят.

Что мы сегодня делали? Вам понравилось играть?

Молодцы! Всем спасибо!

Ребята! Ежик дарит вам фломастеры и раскраски диких

животных. Давайте скажем ему спасибо!

Аппликация из бумаги «Домашние животные» решает не только художественные задачи, но и расширяет представления ребенка об окружающем мире. Основная идея, которую мы можем донести при выполнении этой аппликации – о схожести строения животных. Действительно, взяв за основу большой и маленький овал, мы можем сделать корову, козу, лошадь, кошку и даже гуся! Можем сделать и человечка, но не в этот раз. Основа – овалы – одна и та же. Все дело в деталях. При работе над аппликацией «Домашние животные» мы формируем у детей аналитический взгляд художника, учимся видеть в сложных силуэтах спрятанные простые формы.
Перед началом работы нарисуйте на листе бумаги (или на доске, если вы работаете с группой) овалы – большие и поменьше – и предложите детям пофантазировать в кого или во что можно «превратить» овал. Выслушав и одобрив все версии, сообщите, что сегодня из овалов вы будете делать домашних животных. Рисуйте овалы и «превращайте» их в животных. Позже эти рисунки послужат эскизами для аппликации.
Сравните получившиеся фигурки. То есть найдите общие черты и отличия. Подведите ребенка к мысли, что общее – это большое овальное туловище и голова, тоже овальная, но размером поменьше. А различаются взаимоположение туловища и головы и, конечно, детали – хвосты, рога, ушки и т.д.

Можно предложить такой вопрос: какое получиться животное, если нарисовать голову ниже туловища? Это может быть любое животное, которое ест или пьет воду. Например, лошадка.

Выполнение аппликации из бумаги «Домашние животные» для детей 5-7 лет
Теперь приступаем собственно к аппликации. Предложите ребенку выбрать, какое животное он хочет сделать. Выберите с ним прямоугольники бумаги подходящего цвета. Прямоугольники нужно подготовить заранее. Минимальные размеры 2х3 см для маленького и 4х2.5 для большого прямоугольника. Лучше брать размеры больше, с мелкими деталями детям тяжело будет работать. Если вы работаете с группой детей, то ребята выберут разных животных, и у вас получиться настоящая ферма. Если же вы работаете индивидуально, то пусть ребенок сделает аппликацию одного-двух животных, а вы сделаете еще два-три.
Вырезаем туловище и голову для аппликации домашних животных. Прямоугольники складываем пополам, скругляем углы и разворачиваем. Получаем два овала для аппликации – голову и туловище домашнего животного.


Наклеиваем овалы на лист бумаги или картона. Дорисовываем детали фломастерами.


Вариант выполнения аппликации из бумаги «Домашние животные»
Работу можно сделать сложнее и красочнее, если детали на только дорисовывать фломастером, но и наклеивать аппликацией. Дети могут выполнять эту работу, произвольно вырезая и наклеивая детали.

Оформить аппликацию из бумаги «Домашние животные» можно в виде альбомчика, как .

Если вы работаете с группой детей, то получится красочная работа «Наша ферма», если вырезать аппликации животных «облачком» и наклеить на общую основу.
Проявив фантазию, вы можете создать сами разнообразных животных. И не обязательно домашних.
Маленькие хитрости для аппликации«Домашние животные»
Мы можем предложить и несколько технических идей-решений для такой аппликации.
Ножки с копытцами можно сделать, наклеив на прямоугольник бумаги черную полоску, а затем разрезав прямоугольник на четыре части.

Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные»

Тема недели «Дикие животные»

Занятие 18. Заяц (Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных частей предмета)

Программное содержание. Учить детей составлять целый предмет из частей и аккуратно наклеивать их; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Учить сопровождать слова песни соответствующими тексту движениями. Продолжать учить детей выполнять коллективную работу.

Демонстрационный материал. Игрушечные зайцы или любые другие животные (по количеству детей).

Раздаточный материал. На 5 детей: картон голубого цвета, вырезанные из белой бумаги круг (голова), овал (туловище), 6 вытянутых овалов (ноги и уши), маленький круг (хвост); клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка, фломастеры.

Ход занятия

Раздайте детям игрушечных зайцев или других животных и предложите изобразить с их помощью действия по ходу стихотворения:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик поскакать. (Потрясти игрушку вверх-вниз.)

Огляделся, (Повернуть игрушку влево, вправо.)

Повертелся, (Вращать игрушку.)

Посмотрел наверх и вниз, (Наклонить игрушку назад и вперед.)

Пробежался, (Пробежаться с игрушкой в руках.)

Забоялся… (Спрятать игрушку за спину.)

Где ты, зайчик? Отзовись!

Предложите детям помочь зайчикам: сделать для них друзей-зайчат, чтобы вместе им было не страшно.

Разделите детей на команды по 5 человек. Раздайте им альбомные листы и детали, вырезанные из белой бумаги: круг (голова), овал (туловище), 6 вытянутых овалов (ноги и уши), маленький круг (хвост).

Помогите ребятам распределить между собой детали (одному ребенку достается голова, другому две лапы, третьему – уши и т. д.).

Затем дети должны составить из деталей задуманное животное (заяц может стоять на двух лапах или на четырех, может лежать).

После этого ребята должны наклеить все детали на альбомный лист; фломастерами нарисовать глаза, нос, рот, усы зайчика.

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 17. Дядя Миша(Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)Программное содержание. Учить детей изображать из природного материала и пластилина сценку из сказки. Продолжать учить передавать пропорциональное соотношение

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 18. Дымковский конь(Лепка из глины)Программное содержание. Продолжать приобщать детей к искусству дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Учить лепить с натуры, передавая форму, строение, величину и

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 33. Невиданное животное(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Развивать фантазию. Учить детей самостоятельно рисовать несуществующих зверей. Закреплять умение рисовать цветными карандашами в соответствии с их

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 35. Цыплята(Штриховка фломастерами)Программное содержание. Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать силуэт цыпленка простым карандашом без нажима. Закреплять способность вписывать композицию в

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 20. Встреча лисы и Колобка(Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей создавать сюжетную композицию. Продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок жесткой полусухой

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 20. Зайчик(Лепка из пластилина с использованием природного материала)Программное содержание. Учить сочетать природный материал и лепку из пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Побуждать детей

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Черепаха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев.Раздаточный материал. Половинка скорлупки грецкого ореха,

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 18. Лестница для бельчонка(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей раскатывать столбики и прикреплять их концами к вертикальным столбикам. Формировать желание оказывать помощь тем, кто в ней

Из книги автора

Тема недели «Дикие птицы» Занятие 30. Сова(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать восприятие, внимание.Демонстрационный материал. Картинки с недорисованными изображениями птиц (без крыла,

Из книги автора

Тема недели «Дикие животные» Занятие 35. Кто живет в зимнем лесу?(Рисование гуашью)Программное содержание. Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса. Закреплять умение рисовать животных, передавая их характерные особенности. Упражнять в соблюдении относительных

Из книги автора

Тема недели «Домашние животные» Занятие 37. Козленок(Штриховка-«петелька» фломастерами)Программное содержание. Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передавая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения –

Из книги автора

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Поросенок и котенок (Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Учить детей составлять целый предмет из частей, аккуратно наклеивать детали аппликации; доводить изделие до

Из книги автора

Тема недели «Дикие птицы» Занятие 30. Лебедь (Аппликация из засушенных листьев)Программное содержание. Продолжать учить детей создавать из засушенных листьев задуманный предмет; доводить изделие до нужного образа. Учить описывать птицу по предметной картинке. Развивать

Из книги автора

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Козленок(Рисование пальчиками. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику рук. Учить

Из книги автора

Тема недели «Дикие животные» Занятие 18. Заяц на снегу(Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)Цель. Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста. Дать представление о жизни

Из книги автора

Тема недели «Дикие птицы» Занятие 30. Лебедь(Рисование ладошкой. Гуашь)Цель. Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение.Демонстрационный материал. Предметная картинка с

Занятия аппликацией в средней группе отличаются более широким спектром техник, которые можно применять в работе. Наиболее «благодатной почвой» для освоения новых способов создания поделок являются темы, связанные с животными - дикими и домашними. Таким образом, малыши не только осваивают разные практические умения, но и знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. Важно только чтобы все этапы занятия были чётко продуманы и подготовлены воспитателем.

Подготовительный этап

Отличительная особенность детей в любом возрасте - это любопытство. Задача педагога направить это качество в русло образовательной деятельности, то есть вовлечь малыша во все этапы работы над аппликацией.

Что могут делать дети средней группы?

В средней группе дети уже умеют резать бумагу по прямой. Так что, например, для обрывной поделки, в которой детали для заполнения контура фигур - это кусочки полосок цветной бумаги, карапузы могут самостоятельно разрезать листы на ленты. Что же касается более сложных деталей, с мелкими элементами (например, спинка ёжика с иголками), то такие элементы лучше предоставлять «авторам» в готовом виде.

Какой размер допустим?

Чем больше размер аппликации, тем сложнее с ним работать. Так что для средней группы рекомендуемый размер поделки - половина листа А4. При этом величина подложки может быть А4, если аппликация индивидуальная, или даже А3, если поделка коллективная. Также следует учитывать и сложность аппликации: чем больше элементов, тем больше должна быть основа. Например, для одиночных кошки или ёжика можно обойтись и ½ А4, а вот для зоопарка такого размера для фона будет явно недостаточно.

Материалы

В средней группе в качестве сырья для поделки ребята могут использовать не только привычные бумагу и нетолстый картон, но и

  • плотный картон (например, для основы), так как малыши уже смогут согнуть-разогнуть его;
  • ткань, правда, все тканевые элементы должны быть заранее заготовлены воспитателем, так как из-за «сыпучести» материала, малышам довольно сложно с ними работать (в любом возрасте);
  • природные материалы (шишки, жёлуди, листья, каштаны и пр.), которые дети могут приклеивать или, если речь идёт о листьях, срезать под углом (только деталь не должна получаться мелкой, то есть листья следует брать крупные);
  • стразы, пайетки для создания глазок зверям (важно! эти материалы воспитатель даёт строго под счёт, а дети приклеивают их под присмотром взрослого);
  • лента, тесьма (подобные материалы удобны для создания ограждения, леса или лужайки).

Инструментарий

Занятие аппликацией невозможно себе представить без клея и кисточки. Однако кроме этих важнейших составляющих, стоит озаботиться наличием

  • влажных салфеток (для удаления излишков клея с поделки и рук маленьких творцов);
  • карандашей, фломастеров, красок (для прорисовки мелких деталей, например, глазок, усиков и пр.);
  • клея в стике (им удобно наклеивать крупные детали поделки).

Можно ли разделить обязанности?

В данном случае речь идёт о том, чтобы малыши выполняли не одинаковых, а разных зверушек. Тут дело обстоит так: если все животные выполняются в одной технике и приблизительно одинаковы по сложности, то такое разделение «обязанностей» возможно. Особенно если вы делаете коллективную поделку (например, на тему «Зоопарк»). Но в целом для малышей в средней группе всё же удобнее выполнять одну и ту же аппликацию, чтобы инструкция и хронометраж были одинаковы. Если поделка требует выполнения разных животных (например, фермы), то уместно разделить выполнение на несколько занятий.

Как мотивировать?

Карапузы в средней группе - довольно сложный контингент. Это дети, которые ещё совсем недавно пережили кризис 3 лет (а некоторые как раз в процессе). Учитывая, что основная линия развития у них деятельностная, а в качестве важнейшего способа воздействия выступает речь, то без беседы перед работой над поделкой не обойтись.

Беседа и наглядность

В качестве мотивирующего начала занятия можно использовать вопросно-ответную форму общения («Каких животных мы знаем? А какие животные есть у вас дома? Как называются волк, лиса, медведь, заяц?» и т.д.). Причём ребята могут отвечать и индивидуально, и хором. Беседа может проводиться и на основании картинок, плакатов (фермы, зоопарка). Обратите внимание, что изображения должны быть не только рисованные, но и реальные, то есть фото. Соотношение и тех и других - примерно 3:1. Это связано с тем, что у малышей в сознании должен формироваться образ реального существа, а не просто рисованной картинки.

Сказки

Слушать сказки любят все дети, особенно если взрослый умеет их рассказывать.

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно. Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да жёлуди роет. Только худо бывало друзьям, ежели дождик пойдёт.
Так лето прошло, наступила поздняя осень. Стало в лесу холодать.Бык прежде всех спохватился зимовье стороить.
Встретил в лесу барана:
– Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить, да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
– Ладно, согласен, - отвечает баран.
Повстречали бык и баран свинью:
– Пойдём, Хавроньюшка, с нами, зимовье строить! Мы станем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть!
Согласилась и свинья. Увидели бык, баран и свинья кота:
– Здравствуй, Котофеевич, пойдём вместе зимовье строить!
Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло! Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился. Живут друзья, не горюют
Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпечей, моху натаскали, стали рубить избу. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
Мы станем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить!
Согласился и кот. Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
– Здравствуй, Петя! Идём с нами, зимовье строить! Мы будем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты будешь крышу крыть!
Согласился и петух. Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпечей, моху натаскали, стали рубить избу. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
А бродили по лесу семь голодных волков. Увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:

– Мееееее! Мееееее
Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло! Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился. Живут друзья, не горюют. А бродили по лесу семь голодных волков. Увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:
– Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живёт. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку!
Вошёл волк в зимовье и прямо на барана угодил. Барану деваться некуда, забился баран в угол, заблеял страшным голосом:
– Мееееее! Мееееее!
Петух увидел волка, слетел с жёрдочки, крыльями захлопал:
– Кукарекуууууууу!
Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:
– Мяууууууу, мяууууууу, мяууууууууууу!
Набежал бык, рогами волка в бок:
– Мууууууууу!
А свинья услыхала, что наверху бой идёт, вылезла из подполья и кричит:
– Хрююю, хрююю, хрююю!!! Кого тут съесть?!
Ох, и туго пришлось волку! Едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
– Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите! Уууууууу……
Услыхали волки, пустились наутёк. А звери остались жить-зимовать, да и сейчас живут.

Также можно привлечь известные с ранних лет сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.

После прослушивания сказки малышам предлагается создать аппликацию по мотивам услышанной истории. Есть только один важный нюанс: если тема занятия по аппликации «Волк», то вместо сказки лучше выбрать другое мотивирующее начало - этот зверь предстаёт всегда отрицательным героем, дети не любят делать таких, поэтому обычно «саботируют» занятие.

Загадки и стихотворения

Самый динамичный, образный способ вовлечь ребят в работу.

  • Зимой спит, Летом - ульи ворошит. (Медведь)
  • Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут её … (лиса)
  • Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
  • Голодна - мычит, Сыта - жуёт, Малым ребяткам Молочка даёт. (Корова)
  • Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! (Собака)
  • Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, С водой не знается. (Кошка)
  • Заяц косой Умылся росой Съел земляничку, Из лужи водичку Попил, полежал, Гулять побежал.
  • Я смотрю сейчас в окошко, На забор залезла кошка, Рядом с ней сидит синица, Не боится кошку птица!
  • Захотелось очень Мурке, Поиграть с мышонком в жмурки, Кошка мышку не поймала, Мышка в норку убежала!

Схема составления конспекта занятия по теме

Работа над составлением сценария занятия по аппликации должна начинаться с определения целей и задач этого вида деятельности. Цель программного компонента сформулирована в методических рекомендациях для организации образовательного процесса на занятиях творчеством в средней группе. А именно: усвоение художественных знаний и умений в изобразительной деятельности. Среди задач можно выделить

  • учить малышей изображать животных, передавая их образную выразительность;
  • развивать мелкую моторику;
  • работать над развитием речи;
  • воспитывать радость совместного творчества.

Для того чтобы занятие было успешным, воспитатель должен чётко распределить время работы над каждым этапом выполнения поделки. Отметим, что в средней группе занятие длится уже 30 минут.

  • Вводная часть (5 минут) включает мотивационный компонент (загадки, сказки, беседу).
  • Основной этап (20 минут) заключается в работе над поделкой, включая физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
  • Заключительный этап (5 минут) состоит в подведении итогов (воспитатель благодарит детей за работу), в самоанализе (малыши отвечают на вопросы: «Что у меня получилось?», «Что не получилось?», «Почему?») и в создании выставки работ на стенде.

Пример конспекта

Астапенко Елена «Конспект занятия по обрывной аппликации в средней группе «Домашние животные» (фрагмент)

<…ВОСПИТАТЕЛЬ: Проходите, присаживайтесь, перед вами лежат фигурки животных, сделаем их красивыми, цветными.
Посмотрите внимательно, вы узнали животных, которые лежат перед вами?
(Индивидуально подойду к каждому ребёнку.)
Воспитатель: какого цвета может быть кот, собака, корова и т. д. (задать вопрос каждому ребёнку, тем самым подвести его к выбору цветной бумаги)
Теперь мы будем отрывать маленькие кусочки бумаги.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Вчера мы с вами играли с пальчиками - рвали разноцветную бумагу на мелкие кусочки, теперь они нам пригодятся, с их помощью мы украсим - оживим наших зверюшек.
(Апплицируют животных приёмом - рваная бумага.)
Я покажу вам каким способом мы будем выполнять нашу работу.
(Объясняю последовательность апплицирования рваной бумагой, на примере дерева. Напомню, что шерсть у животных густая, не забывать какого цвета.)
(Попрошу детей повторить последовательность работы, если будут затрудняться, помогу детям в апплицировании.)
Во время работы буду напоминать об аккуратности выполнения.
Самостоятельная работа детей.
«А работы-то на диво!
Похвалить мне вас пора!
Сделали все так красиво,
Что за чудо мастера!»
ВОСПИТАТЕЛЬ: очень красивые животные получились…>

Этапы работы над аппликацией

Фотогалерея готовых работ

В средней группе от детей уже можно требовать аккуратного распределения крупы в рамках контура, так как с этой техникой они знакомы уже с младшей группы Один из видов накладной аппликации - наложение одинаковых мелких разноцветных фигур на контур Даже мелкие детали правильной геометрической формы для этой аппликации дети уже могут вырезать самостоятельно Для этой аппликации используется подложка, которая одновременно является и основой для поделки

Домашние животные: «Кошка»

Если накладная аппликация требует дорисовывания деталей, то воспитатель должен помогать детям, чтобы малыши не испортили поделку нечаянным штрихом и не расстроились из-за этого

Для этой накладной аппликации мы используем уже знакомые детям в работе заготовки-геометрические фигуры. Кроме этого, ребятам нужно будет дорисовать некоторые детали образа домашнего питомца.

Инструкция:

  1. Малыши получают листы с контурами геометрических фигур (большой и 2 маленьких треугольника, 2 круга - большой и маленький, овал), которые необходимо вырезать.
  2. Приклеиваем на основу большой треугольник.
  3. Прикрыв его верхний уголок, накладываем большой круг.
  4. На круг-голову приклеиваем маленькие треугольники-ушки.
  5. Размещаем овал-хвост.
  6. Маленький круг разрезаем пополам и располагаем в виде задних лапок на нижнем основании большого треугольника.
  7. Карандашами дорисовываем когти, усы, а глаза, рот и язычок помогает изобразить воспитатель.

Домашние животные: «Пудель»

Это интересно. Английская народная мудрость гласит: «Пудель - ещё не человек, но уже не собака».

Считается, что пудель - самое дружелюбное домашнее животное, а если дети уже знакомы с героем сказки о Буратино - Артемоном, то они тем более с удовольствием возьмутся за создание аппликации с элементами мозаичной техники.

Инструкция:

  1. Дети получают шаблон собачки с прорисованной мордочкой, вырезают его (при необходимости, воспитатель помогает).
  2. Затем малыши отрывают небольшие кусочки от шара ваты и скатывают из них плотные заготовки-шарики.
  3. Намазывают указанные воспитателем места шаблона клеем (кончик хвоста, попу, полтуловища, «сапожки» на лапах).
  4. Засыпают эти места ватными шариками, слегка утрамбовывают их и придавливают, чтоб клей схватился.

Дикие животные: «Ёжик»

Обычно этот лесной житель делается из осенних листьев. Но учитывая возраст детей, для этих целей лучше использовать крупные листья, чтобы малышам было удобно с ними обращаться.

Инструкция:

  1. Дети получают шаблон, который вырезают с помощью взрослого (особенно в том месте, где необходимо вырезать мордочку и носик).
  2. Закрашиваем тело ёжика карандашом коричневого цвета.
  3. Затем намазываем «спинку» клеем и прикладываем листья вертикально так, чтобы их верхушки немного выходили за границы контура.
  4. Доклеиваем один лист вниз и ещё один сверху, чтобы скрыть места соединения элементов.

Видео: Делаем ёжика из крупы

Дикие животные: «Заяц»

Это пример классической накладной аппликации.

Инструкция:

  1. Малыши получают лист белой бумаги, на котором обозначены контуры трёх овалов - большого и двух небольших, и лист розовой бумаги с двумя маленькими овалами. «Творцы» вырезают эти детали.
  2. Взрослый выдаёт малышам заготовки - розовый треугольник (для носика), зелёную полянку и 2 глазика.
  3. Ребята приклеивают на основу 2 небольших белых овала, а на них по розовому - это ушки.
  4. Затем на нижний край ушек накладывают большой белый овал - туловище.
  5. Приклеиваем полянку.
  6. Крепим глазки, носик.
  7. Простым карандашом дополняем мордочку усиками.

Дикие животные: «Белочка»

Вашему вниманию представлен вариант накладной аппликации на основе элементов - правильных геометрических фигур.

Инструкция:

  1. Дети получают лист бумаги оранжевого цвета с контурами круга (1 большой, 1 средний и 1 маленький), 3 треугольников (1 большой, 2 маленьких) и 1 овала. Малыши вырезают детали.
  2. На основу приклеивают большой треугольник, к нему прикладывают большой круг-голову.
  3. На голове размещают ушки-маленькие треугольники.
  4. Приклеиваем хвост и лапки.
  5. Из бумаги чёрного цвета вырезаем 2 глаза, приклеиваем на мордочку.
  6. Карандашом дорисовываем усы и нос, рот.
  7. Рисуем еловую веточку, на которой белочка сидит.

Дикие животные: «Медведь»

Для этой накладной аппликации потребуются заготовки-глазки.

Инструкция:

  1. Дети получают 2 вырезанные заготовки-сердечки (немного отличающиеся по размеру), белую мордочку с наклеенным чёрным носиком и 1 деталь-хвостик.
  2. Самостоятельно вырезают элементы-ушки.
  3. Наклеиваем на основу бОльшее сердечко, перевернув его острым концом вверх.
  4. На него прикладываем второе сердце (также направив острый конец вверх).
  5. Под «голову» подкладываем элементы-ушки.
  6. Делаем мордочку. Приклеиваем мордочку, глазки.
  7. Завершаем аппликацию хвостиком.

Дикие животные: «Лиса»

Ещё одна аппликация на основе геометрических фигур.

Инструкция:

  1. Дети вырезают по контуру 1 большой овал для туловища, 1 чуть меньше для хвоста и 4 небольших. А также 1 треугольник-мордочку и 2 треугольника-ушки.
  2. На основу приклеиваем большой овал, к нему приставляем хвост и пары лап.
  3. Приклеиваем треугольник-мородочку и 2 ушка, заведя одно за одно.
  4. На мордочке чёрным карандашом рисуем носик, глаз и усы.
  5. Карандашами (или фломастерами) дорисовываем полянку.

«Дом, где живут кошки»

Создавая аппликацию домика для кошки мы получаем объёмную поделку из бумаги.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает лист-основу с нарисованной кирпичной кладкой и окном.
  2. Из цветной бумаги малыш вырезает шторы, оформляя один конец волнообразной линией.
  3. На окно дети приклеивают аппликацию кошки.
  4. На окне располагаем занавески, приклеив только верхний край.
  5. С помощью взрослого дети слегка отгибают в стороны занавески.
  6. Если есть время, занавески можно раскрасить.

Зоопарк: «Лев»

Обычно аппликация «Зоопарк» – это коллективная работа, для которой потребуется несколько занятий, на которых дети создадут отдельных животных. И в завершении этого творческого проекта воспитатель предложить расположить зверушек на большом листе с нарисованными клетками, вольерами. Рассмотрим примеры выполнения некоторых экзотических представителей фауны, например, животных жарких стран.

Инструкция:

  1. Дети получают готовые заготовки львиной гривы (круг оранжевого цвета с бахромой по краю), коричневой мордочки и белых глаз. А также лист жёлтой бумаги с контуром круга, который им нужно вырезать.
  2. Малыши приклеивают оранжевую заготовку, на неё жёлтую.
  3. На внутреннем круге располагаем мордочку и глаза.
  4. Дорисовываем нос, усы-точки и зрачки.
  5. Небольшой овал розового цвета сгибаем пополам и приклеиваем одну половинку к мордочке - получился язычок.
  6. Затем малыши получают широкую полоску из бумаги зелёного цвета и, делая надрезы через определённые промежутки (по нанесённым линиям), оформляют бахрому-траву.
  7. Приклеиваем полянку внизу листа-основы.
  8. Из кусочков жатой бумаги делаем облака.
  9. Скручиваем кусочек жёлтой жатой бумаги в трубочку, выкладываем кругом на участок, обильно смазанный клеем. Так у нас получилось солнце.

Зоопарк: «Бегемот»

Такое животное жарких стран, как бегемот, привыкшее к вечно зелёным растениям вокруг, – оказывается, можно сделать из осенних листьев.

Инструкция:

  1. Дети получают лист бумаги с контурами мордочки и 4 лап, которые нужно вырезать.
  2. Затем воспитатель выдаёт малышам по одному крупному листу-туловищу, который нужно наклеить на основу.
  3. Лист чуть меньшего размера накладывается в виде головы, а 2 совсем маленькие (которые воспитатель может уменьшить ножницами заранее) в качестве ушек.
  4. Прикладываем и приклеиваем лапы и мордочку.
  5. Оформляем морду глазками (можно в виде бусин или пайеток) и дорисовываем ноздри.

Видео: Тигр из бумаги

В средней группе малыши уже могут выполнять аппликации в разных техниках. Более того, эти способы создания поделок часто комбинируются. Однако на данном этапе всё же большая часть заготовок остаётся за воспитателем, а дети пока расширяют диапазон подготовки элементов правильной геометрической формы, но разного размера. Зато карапузы уже могут наклеивать любые детали. И, конечно, продолжают учиться выполнять аппликации аккуратно.