Метод изучения анатомии на живом человеке. Связь анатомии со смежными дисциплинами

1. Одним из основных методов изучения строения органов, как и на описательном этапе развития анатомии, является препарирование трупа.

2. Метод антропометрии служит для измерения внешних анатомических структур и их взаимоотношений, для выявления индивидуальных особенностей строения человека.

3. Методом инъекции изучаются полости тела, трубчатые структуры - сосуды, бронхи, мочевыводящие пути, кишечник и другие – путем заполнения их окрашенной массой.

4. Метод коррозии – расплавление тканей вокруг предварительно заполненных затвердевающей массой полых органов кислотой или щелочью.

5. Метод просветления тканей органов – создание прозрачной среды вокруг изучаемой предварительно окрашенной структуры путем пропитывания специальной жидкостью.

6. Метод микроскопической анатомии – изучение сравнительно мелких структур оптическими приборами с небольшим увеличением.

7. Рентгенологические методы: рентгеноскопия – осмотр структур под рентгеновскими лучами, рентгенография – фиксирование структур на рентгеновской пленке для изучения формы органов и их функциональных особенностей у живого человека. Применимы также для исследования трупного материала компьютерная томография – послойное изучение тканей органа.

8. Метод просвечивания отраженными лучами позволяет изучать мелкие структуры, лежащие близко от поверхности органа.

9. Эндоскопия – осмотр у живого человека поверхности слизистых оболочек, окраску и рельеф многих внутренних органов после введения внутрь специальных оптических приборов.

10. Экспериментальный метод на животных – для уточнения функции органа и изучения его перестроек при разных внешних воздействиях.

11. Математический метод – для вычисления разных количественных показателей в соотношениях анатомических структур и для получения усредненных данных.

12. Метод иллюстрирования – создание графических схем разных сложных структур путем синтеза отдельных деталей их строения.

13. Метод ультразвукового сканирования используется в основном у живого человека для выявления изменений формы и строения внутренних органов.

14.Электромагнитное сканирование (ядерно-магнитный резонанс) – детальное изучение структур органов живого человека, основанное на разной интенсивности магнитных полей.

Эти методы в анатомических исследованиях часто применяются комбинированно. Например, инъекция сосудов контрастной массой, затем их рентгенография, препарирование, морфометрия, математическая обработка и т.д.

Структурная организация человеческого организма

Одним из основных понятий анатомии является морфологическая структура или форма, которая представляет собой организацию морфологического субстрата в пространстве и имеет определенную функцию. Как не может быть функции без структуры, так и морфологической структуры без функции.

С морфологических позиций можно выделить следующие уровни организации строения тела человека:

1) организменный (организм человека – как единое целое);

2) системоорганный (системы органов);

3) органный (органы);

4) тканевой (ткани);

5) клеточный (клетки);

6) субклеточный (клеточные органеллы и корпускулярно-фибриллярно-мем-бранные структуры).

Следует отметить, что в представленной иерархической схеме структурной организации тела человека прослеживается четкая соподчиненность. Организменный, системоорганный и органный уровни строения тела человека являются анатомическими объектами исследования. Тканевой, клеточный и субмикроскопический – объектами гистологических, цитологических и ультраструк­турных исследований.

Изучение структурной организации тела человека целесообразно начинать с простейшего морфологического уровня – клеточного, основным элементом которого является клетка. Тело взрослого человека состоит из огромного количества клеток (примерно 10 12-14). Только в центральной нервной системе их насчитывается свыше 14 млрд.

Клетка – основная элементарная структурная единица организма. Ткань – исторически сложившаяся система организма, которая состоит из клеток определенного общего строения и функции и связанного с ними промежуточного вещества.

Ткани в организме не существуют изолированно. Они участвуют в построении органов.

Орган (от organon – орудие) это часть тела, которая является относительно целостным образованием, занимает определенное положение, и имеет определенную форму, строение, функцию. Орган имеет определенные взаимоотношения с другими частями тела и построен из нескольких тканей, из которых, однако, одна или две преобладают, чем и определяется специфическая функция того или другого органа. Например, главной рабочей тканью печени является эпителиальная, она построена, в основном, из печеночного эпителия, который составляет паренхиму печени. Между дольками печени имеются прослойки соединительной ткани, образующих вместе с капсулой строму этого органа. В печени имеется широко разветвленная сеть кровеносных сосудов и выносящих желчь желчных путей, в строении стенок которых участвует гладкая мышечная ткань. В ворота печени вступают вегетативные нервы, которые сопровождают кровеносные сосуды. Таким образом, в строении печени участвуют все основные типы тканей. Печень занимает определенное место – правое подреберье и надчревную область брюшной полости, имеет определенную форму, строение и выполняет определенные функции. В процессе онтогенеза число органов меняется, ряд органов существует только во внутриутробном периоде развития и отсутствует на более поздних стадиях развития, например, жаберные дуги, клоака, плацента с пуповиной и т.д.

У животных и у человека многие органы функционально дополняют друг друга. Такие совокупности органов составляют системы органов и аппараты.

Система органов – этo совокупность органов анатомически и топографически связанных друг с другом, имеющих сходное строение, общее происхождение в фило- и онтогенезе и выполняющих общую функцию. Например, пищеварительная система, состоящая из многих органов, развившихся из всех отделов первичной кишки, в организме осуществляет функцию пищеварения в целом и обеспечение его питательными веществами.

В отличие от систем органов, имеются группы органов, которые не имеют одинакового строения и общих источников развития, но выполняют одну функцию. Они называются аппаратом. В аппарате для выполнения сложного акта объединяются органы нескольких систем. Например, аппарат движения объединяет костную систему, соединения костей, мышечную систему. Голосовой аппарат – хрящи, связки, мышцы, полости гортани, ротовая и носовая полость.

Все органы человека можно разделить на органы вегетативной и анимальной, то есть растительной и животной жизни. К первым относятся пищеварительная, дыхательная, мочеполовая, сердечно-сосудистая и эндокринная системы, так как они обеспечивают функции организма, присущие любому биологическому объекту, в том числе и растениям. В то время как опорно-двигательный аппарат, органы чувств и нервная система имеются только у животных. Органы животной жизни называются «сомой», внутри которой расположены грудная и брюшная полости, в которых находятся внутренности. Отдельно не может существовать ни одна система органов, так как они вместе, взаимно дополняя и обслуживая друг друга, представляют собой качественно новое структурно-функциональное единое целое – организм. При этом в организме постоянно осуществляется регуляция работы отдельных органов и систем при помощи нервной и эндокринной систем, которые совместно осуществляют нервно-гуморальную регуляцию.

Организм состоит из целого ряда структур разного уровня: от субклеточных до организма как единого целого. Наука о строении организма на разных уровнях организации составляющих его структур в связи с их функциями и развитием называется морфологией (от греч. morphos – форма). Этот термин ввел в естесствознание в конце XVIII века великий немецкий поэт Гете. Анатомия – более узкое понятие, так как в отличие от гистологии, эмбриологии и патологии является разделом морфологии, который изучает, в основном, видимые невооруженным глазом, то есть макроскопические объекты. К морфологии относится и упоминавшаяся выше патологическая анатомия.

Основными методами анатомического исследования являются:

  • наблюдение (также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия));
  • осмотр тела (cоматоскопия);
  • вскрытие (от греч. anatome – рассечение, расчленение);

Строение органов и их функции полностью можно познать только при сочетании многих методов исследования:

  • метод антропометрия (соматометрия) (измеряется, отдельные части тела и рассчитывается их соотношение, определяющие пропорции тела);
  • метод препарирования (рассечения) (изучается внешнее строения и топография крупных частей и образований);
  • метод распила замороженного тела (метод Пирогова);
  • метод инъекции (в основном применяется для изучении сосудов, полостей и протоков);
  • метод коррозии (инъекция сосудов, протоков и полостей пластическими массами с последующим растворением тканей в кислотах или щелочах);
  • метод просветления;
  • микроскопический метод (гистотопография, гистологические и гистохимические методы, электронная микроскопия);
  • метод рентгеноскопии (рентгеноскопия, рентгенография, компьютерная томография);
  • ядерно-магнитно-резонансная (ЯМР) томография;
  • эндоскопические методы;
  • метод просвечивания;
  • компьютерные программы (интерактивные графические компьютерные программы позволяют не только детально изучить строение и топографию органов, но и индивидуализировать обучение и контроль знаний с помощью задания и тестов разной степени трудности);
  • учебные кинофильмы, видеофильмы, диапозитивы, таблицы, муляжи органов, учебные игры;

Макроскопическая анатомия – (от греч. makros – большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа).

Микроскопическая анатомия (от греч. mikros – малый) изучает строение органов при помощи микроскопа.

С появлением микроскопов из анатомии выделилась:

  • гистология (от греч. histos – ткань) – учение о тканях;
  • цитология (от греч. cytos – клетка) – наука о строении и функциях клетки;

Познание строения тела человека по системам (костная, мышечная, пищеварительная и т. д.) получило название систематической анатомии.

Систематическая (нормальная) анатомия изучает строение "нормального", т. е. здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития.
В связи с этим нормальным (от лат. normalis – правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечиваются функции здорового организма. В то же время показатели нормы для большего или меньшего числа людей (масса, рост, форма тела, особенности строения и др.) всегда будут находиться в диапазоне максимальных и минимальных величин вследствие индивидуальных черт строения. По определению Г. И. Царегородцева, «Норма – это особая форма приспособления к условиям внешней среды, при которой обеспечивается оптимальная жизнедеятельность для организма».
Систематическую анатомию называют нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии , изучающей пораженные той или иной болезнью органы и ткани.

Разделами нормальной (систематической) анатомии человека являются:

  • остеология (учение о костях);
  • синдесмология (учение о соединениях частей скелета);
  • миология (учение о мышцах);
  • спланхнология (учение о внутренних органах пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем);
  • ангиология (учение о кровеносной и лимфатической системах);
  • анатомия нервной системы (неврология) (учение о центральной и периферической нервной системах);
  • эстезиология (учение об органах чувств);

Наличие индивидуальной изменчивости формы и строения тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациях ) строения организма (от лат. variatio – изменение), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемым за норму.
Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia – неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренним органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras , род. падеж, teratos – урод).
Внешние формы тела человека, пропорции изучает пластическая анатомия . Она исследует также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения.
Сравнительная анатомия исследует и сопоставляет строение тела животных, стоящих на разных этапах эволюции. Строение тела человека – результат длительной эволюции животного мира. Для понимания развития человека в филогенезе (развитие рода, от греч. phylon – род, genesis – происхождение) анатомия использует данные палеонтологии, ископаемые остатки костей предков человека.

Возрастная анатомия изучает развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on , род, падеж, ontos – сущее, существующее), в котором выделяют пренатальный период (изучает эмбриология), и постнатальный период, (от лат. natus – рожденный).

Современную анатомию называют функциональной анотомии, поскольку она рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Нельзя понять механизм перестройки кости без учета функций действующих на нее мышц, анатомию кровеносных сосудов без знания гемодинамики.

Для обозначения областей тела, органов и их частей, различных понятий в анатомии пользуются специальными терминами на латинском языке, список которых называют анатомической номенклатурой (Nomina Anatomica ). Анатомическая номенклатура. До 1955 г. в анатомии и медицине пользовались списком анатомических терминов, принятым на конгрессе Германского анатомического общества, состоявшемся в Базеле (Швейцария) в 1895 г. Этот список назывался Базельской анатомической номенклатурой (BNA) и содержал 5600 терминов. Анатомическая номенклатура, которой мы сейчас пользуемся, была принята на VI Международном конгрессе анатомов в Париже (1955) и получила название Парижской анатомической номенклатуры (Parisiana Nomina Anatomica - PNA ). Список русских эквивалентов был утвержден в 1974 г. на VIII Всесоюзном съезде анатомов, гистологов и эмбриологов (г. Ташкент).

Анатомическая терминология
Типы телосложения человека

В соответствии с длиной тела и другими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека:

  • долихоморфный тип (астеник ) (от греч. dolichos – длинный) – узкое и длинное туловище, длинные конечности;
  • брахиморфный тип (гиперстеник ) (от греч. brachys – короткий) – короткое, широкое туловище, короткие конечности;
  • промежуточный тип (нормостеник ) мезоморфный тип (от греч. mesos – средний) – наиболее близкий к "идеальному" (нормальному) человеку.

Анатомические плоскости и оси, линии и движение

Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; дальше – нижними.

Анатомические плоскости

Сагиттальная плоскость (от лат. sagitta - стрела) – плоскость, ориентированная спереди назад и отделяет правую половину тела (правый - dexter ) от левой (левый – siniter ).
Фронтальная плоскость (от лат. frons – лоб) – вертикальная плоскость, ориентированная перпендикулярно сагиттальной и отделяющая переднюю часть тела (передний – anterior ) от задней (задний – posterior ), по своему направлению соответствует плоскости лба.
Горизонтальная (аксиальная, поперечная) плоскость – ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (нижний – inferior ) от вышележащих (верхний – superior ).

Анатомические оси

Соответственно плоскостям можно выделить направления – оси.
Вертикальная ось (вертикальный - verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека, она совпадает с продольной осью (продольный - longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве.
Фронтальная (поперечная) ось (поперечный - transversus, transversalis ) по направлению совпадает с фронтальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо.
Сагиттальная ось (сагиттальный sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.
Верхний (superior ), и нижний (inferior краниальный и каудальный .
Передний (anterior ) и задний (posterior ), соответствуют обще анатомическим понятиям вентральный и дорсальный .
Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии – медиальные (medialis ), а расположенные дальше – латеральные (lateralis ).
Образования, расположенные на срединной линии, называют срединными , medianus . Образования, расположенные ближе к середине туловища будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальными .

Анатомические линии

Для определения проекции границ органов (сердце, лёгкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные вдоль тела человека.
Передняя срединная линия (linea mediana antirior ), проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами.
Задняя срединная линия (linea mediana posterior ), ит. д. вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков иемвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатомические образования на поверхности тела.
Грудинная линия (linea sternalis ), идёт но краю грудины.
Среднеключичная линия (linea medioclavicularis ), проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем её называют также linea mammilaris сосковая линия .
Передняя подмышечная линия (linea axilldris anterior ), начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior ) в области подмышечной ямки и идёт вдоль тела.
Средняя подмышечная линия (linea axilldris media ), начинается от самой глубокой точки подмышечной ямки.
Задняя подмышечная линия (linea axilldris posterior ), от одноименной складки (plica axilldris posterior ).
Лопаточная линия (linea scapuldris ) проходит через нижний угол лопатки.
Околопозвоночная линия (linea paravertebrdlis ), вдоль позвоночного столба через рёберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков).

Анатомические движение

Сгибание (flexio ) – движение костного рычага вокруг фронтальной оси, при котором уменьшается угол между сочленяющимися костями.
Разгибание (extensio ) – движение костного рычага вокруг фронтальной оси, при котором увеличивается угол между сочленяющимися костями.
Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.
Приведение (adductio ) – движениями вокруг сагиттальной оси, при котором движение части тела идёт по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности.
Отведение (abductio ) – движениями вокруг сагиттальной оси, при котором движение части тела идёт по направлению от срединной плоскости тела или (для пальцев) от оси конечности.
Вращение (rotatio ) – движение части тела вокруг своей продольной оси.

Вращение конечностей обозначают также терминами:

  • пронация (pronatio ) (вращение кнутри)
  • супинация (supinatio ) (вращение кнаружи)

При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации кпереди. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым (circumductio ).

Антероградное движение – движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого.
Ретроградное движение – движение против естественного тока жидкостей и кишечного содержимого.
Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное, а при рвоте ретроградное.



100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

1. Препарирование трупа (послойное расчленение тканей с целью их удаления и выделения из окружающих тканей мышц, сосудов, нервов и т.д. и их изучение).

2. Метод антропометрии (рост, взаимоотношение частей, масса тела, конституция, раса, индивидуальные особенности человека).

3. Макро - микроскопические методы (небольшое увеличение).

4. Метод инъекции (окрашенная масса).

5. Метод коррозии.

6. Метод рентгеноскопии и рентгенографии (прижизненное изучение костей, лёгких, кишечника и т.д.).

7. Метод эндоскопических исследований.

8. Метод ультразвукового сканирования.

9. Экспериментальный метод в анатомии, применяется для выяснения функциональных значений органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т.д. С помощью эксперимента можно получать много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия или описательная), описывать только внешнюю форму человека (пластическая или рельефная анатомия), исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия), изучать взаиморасположение систем и органов с учётом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия), изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия), изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).

Систематическая анатомия (описательная) - излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т. д.

Пластическая анатомия - содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов только в таком объёме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.

Функциональная анатомия - дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии - изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия - изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды.

Сравнительная анатомия - анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.

Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующих под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Выделяют несколько уровней изучения организма:

1.Молекулярный;

2. Клеточный;

3. Тканевый;

4. Органный;

5. Системный;

Каждая наука имеет свои методы исследования, свои способы познания объекта изучения, постижения научной истины. Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome - рассечение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros - ольшой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая анатомия (от греч. mikros - малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos -ткань) - учение о тканях и цитология (от греч. kytos - клетка) -наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покровы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела человека пользуются антропометрическими методами.

Анатомия изучает строение тела человека - высокоорганизованного представителя животного мира, занимающего высшую ступень на эволюционной лестнице. Жизнь животных исследует зоология. Анатомия и зоология входят в систему биологических наук.

Познание строения тела человека по системам (костная, мышечная, пищеварительная и т. д.) получило название систематической анатомии.

Систематическая анатомия изучает строение «нормального», т. е. здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normalis - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечиваются функции здорового организма. В то же время показатели нормы для большего или меньшего числа людей (масса, рост, форма тела, особенности строения и др.) всегда будут находиться в диапазоне максимальных и минимальных величин вследствие индивидуальных черт строения. Последние определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды. Взаимоотношения организма здорового человека с внешней средой в нормальных (физиологических) условиях находятся в состоянии равновесия. По определению Г.И. Царегородцева, «норма - это особая форма приспособления к условиям внешней среды, при которой обеспечивается...организму оптимальная жизнедеятельность». В последнее время часто употребляется термин «условная норма» чем признается относительность этого понятия.

Наличие индивидуальной изменчивости формы и строения тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациях) строения организма (от лат. variatio - изменение, varians - вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia - неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род. падеж teratos - урод). Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений друг с другом, со скелетом- предмет изучения топографической (хирургической) анатомии.

Внешние формы тела человека, пропорции изучает пластическая анатомия. Она исследует также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения.

Современную анатомию называют функциональной, поскольку она рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Нельзя понять механизм перестройки кости без учета функций действующих на нее мышц, анатомию кровеносных сосудов без знания гемодинамики.

Строение и функции органов анатомия рассматривает с учетом происхождения человека. Строение тела человека - результат длительной эволюции животного мира. Для понимания развития человека в филогенезе (развитие рода, от греч. phylon- род, genesis - исхождение) анатомия использует данные палеонтологии, ископаемые остатки костей предков человека. Изучению тела человека помогают материалы сравнительной анатомии, которая исследует и сопоставляет строение тела животных, стоящих на разных этапах эволюции.

Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on, род. падеж. ontos - сущее, существующее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие человека до рождения (пренатальный период) рассматривает эмбриология (от греч. embryon - зародыш, росток).после рождения (постнатальный период, от лат. natus - рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжительности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения -геронтология (от греч. geron -старик).

Систематическую анатомию называют нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, изучающей пораженные той или иной болезнью органы и ткани.

Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особенности строения. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся. Так, в соответствии с длиной тела и другими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos-длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморфный (от греч. brachys - короткий) -короткое, широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип -мезоморфный (от греч. mesos -- средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека факторов внешней среды (питание, климатические и географические условия, физическая нагрузка). Поскольку человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях человеческих взаимоотношений, он испытывает воздействие коллектива, социальных факторов. Поэтому анатомия изучает человека не только как биологический объект, но учитывает при этом влияние на него социальной среды, условий труда и быта.

Таким образом, задача анатомии - изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека - индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия - не только наука аналитическая, но и синтетическая.

Лекция № 1 Тема: Введение в анатомию

План

    Предмет, цели и задачи анатомии.

    Классификация анатомических наук. Современные принципы изучения анатомии.

    Методы изучения анатомии человека.

    Краткий исторический очерк развития анатомии.

1. Предмет, цели и задачи анатомии.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА (от греч. anatemno - "рассекаю") -наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием на организм окружающей среды.

Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, выяснять не только как устроен организм, но и почему он имеет такое строение. Для ответа на этот вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.

Известно, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека является целостной системой. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей его среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.

Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животного мира - филогенез;

исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез;

рассматривается процесс индивидуального развития человеческого организма - онтогенез;

учитываются индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела, составляющих его органов, а также их топографических взаимоотношений.

Для всех позвоночных, в том числе и человека, характерно множество общих признаков строения. Главнейшими принципами или законами, проявляющимися в строении тела человека, являются следующие:

1. Полярность - наличие двух различно дифференцированных
концов тела или полюсов.

2. Двубокая симметрия: обе половины тела являются сходными.
З.Сегментарность, или метамерность, - деление той или иной

части тела на сегменты (метамеры). Человек, пройдя длительный путь эволюции, сохранил метамерное строение не во всем теле, а только в туловище.

4.Корреляция - закономерное соотношение между отдельными частями организма. На основании закона корреляции, разработанного Кювье, по отдельным частям тела можно судить о других особенностях строения тела человека.

ЗАДА ЧИ СОВРЕМЕННОЙ AHA ТОМИИ:

1.Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.

2.Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.

3.Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.

Изучение анатомии в системе высшего физкультурного образования определяется следующими факторами:

во-первых, анатомия, как одна из фундаментальных морфологических наук, имеет общеобразовательное, мировоззренческое и воспитательное значение;

во-вторых, анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-биологических и спортивных дисциплин;

в-третьих, анатомия имеет прикладное значение для студентов и тренеров.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ НАУК Принципы изучения анатомии

Все биологические науки делятся на две большие группы:

    Морфологические науки (morphe - форма) - изучают форму и строение живых организмов.

    Физиологические науки (physis -природа) - исследуют функции этих организмов.

Среди морфологических наук выделяют микроскопические, к которым относятся гистология и цитология; а также макроскопические науки, к которым относится анатомия.

Анатомию подразделяют на нормальную, изучающую здоровый организм, и патологическую, изучающую структурные изменения в организме, возникающие в результате болезни.

В свою очередь, нормальная анатомия подразделяется на:

« Систематическую анатомию - рассматривает организм по системам, т.е. как бы расчленяя организм на части - системы (Андрей Везалий, 1514-1565);

Топографическую анатомию - исследует пространственные взаимоотношения органов в различных областях тела. Она имеет прикладное значение, особенно в хирургии (Н.И. Пирогов, 1810-1881).

Пластическую анатомию - излагает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека. Внутреннее строение организма рассматривается только для понимания внешних форм тела. Пластическая анатомия служит изобразительному искусству (И.В.Буяльский, 1789-1866; Леонардо да Винчи, 1452-1519).

* Динамич ескую анатомию - изучает спортивные, трудовые,
художественные и другие движения человеческого тела (М.Ф. Иваницкий
1895-1969).

* Спортивную анатомию - исследует анатомические изменения в
организме, происходящие при выполнении различных положений и
движений, т.е. как адаптационные изменения, так и в результате
спортивного отбора (П.Ф. Лесгафт, 1837-1908).

Возрастную анатомию - рассматривает анатомические особенности человеческого организма с точки зрения его возрастных изменений (Н.П. Гундобин, 1860-1908).

«Типовую анатомию - изучает соотношение между внутренним строением тела и его внешними формами. Все многообразие особенностей этого соотношения подразделяется на основные группы или типы (В.Н. Шевкуненко, 1872-1952).

« Проекционную анатомию - исследует проекцию органов человеческого тела на его наружную поверхность.

В конце XX в. возникли и развиваются новые направления в анатомии-экологическая анатомия, лучевая анатомия или анатомия живого человека (с использование методов ядерно-магнитного резонанса, ультразвуковой эхолокации, томографии и т.п.)

Современные принципы изучения анатомии человека

Форма и строение человеческого тела изучается:

    Во всем их многообразии (диалектический принцип);

    Неразрывно с функцией (принцип связи структуры и функции);

    В связи с развитием:

А) индивидуальным (в онтогенезе); Б) эволюционным (в филогенезе).

4. В связи с практикой (принцип связи теории и практики)

5. В историческом аспекте (с учетом развития человеческого

общества).

3. Методы изучения анатомии человека

В анатомии применяют различные методы, которые можно разделить на 3 группы:

    только на трупном материале;

    как на трупном материале, так и на живом организме;

    только на живом организме.

Методы исследования на трупном материале

    Метод рассечения (К. Гален) - для визуального осмотра органов при вскрытии.

    Метод мацерации ("вымачивания") - для получения и изучения целого скелета труп помещали в проточную воду, ткани вымывались, разлагались и оставался один скелет.

    Метод препарирования - это послойное отделение тканей. Сейчас выделяют микро- и макропрепарирование. Основоположником метода был А.Везалий (1514-1564).

Метод инъекций (Ф. Рюши, В.М. Шумлянский) - заполнение
сосудов или протоков окрашенными затвердевающими массами
(свинцовый сурик, китайская тушь на желатине, железный сурик, газовая
сажа на мыльном спирте) с дальнейшим препарированием и
просветлением (глицерин, касторовое масло, ксилол).

Метод коррозии (И.В. Буяльский, П.Ф. Лесгафт) - вытекает из
предыдущего метода. Разница в том, что полости органов или сосудов
заполняют окрашенной пластмассой, жидким металлом, которые затем
затвердевают. Далее мягкие ткани удаляют с помощью кислоты или
щелочи, получая слепок органа (например, бронхиальное дерево, сосуды
почки и т.д.). Раньше для этой цели использовали воск, теперь -
пластмассы, металлы.

Метод просветления тканей (Ф. Рюиш) - сочетается с методом инъекции, после чего объект специально обрабатывается особыми растворами (глицерин, касторовое масло, ксилол) и становится прозрачным, а сосуды контрастными.

Метод распила замороженных трупов (И.В. Буялъский, НИ. Пирогов) показывает взаимоотношение органов между собой (основоположник Н.И.Пирогов). Это так называемая ледяная анатомия или скульптурный метод.

Методы исследования как на трупе, так и на живом материале

Метод макро-мшрокопического исследования (В.П. Воробьев).
Этот метод начал использоваться с момента открытия оптических

линз. Он позволяет изучать структурные образования с помощью лупы на пограничном уровне: орган-ткань.

Метод проекционной и сканирующей электронной микроскопии
- дает изображение клетки и ее субклеточных компонентов (ядра,
комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и т.д.)

Рентгеновский метод - основан на задержке рентгеновских лучей
солями кальция. С помощью этого метода можно изучать процессы
окостенения, форму костей, суставов и т.п. Иногда этот метод используют
при искусственном введении вещества, задерживающего лучи (например,
при исследовании пищеварительного тракта). Его разновидности -
рентгенография и рентгеноскопия.

Методы исследования на живом организме

Новейшие методы рентгеновского исследования:

А) электрорентгенография получает изображение мягких тканей

(хрящи, связки); разновидность его - рентгенокимография (изображение

мышц);

Б) томография позволяет получить изображение органа в заданной

плоскости;

В) компьютерная томография позволяет суммировать изображения множества томограмм, создавая объемное изображение объекта;

Г) рентгеноденситометрия позволяет прижизненно определить количество минеральных солей в костях.

2.Соматоскопическийметод - это визуальный осмотр тела человека или его отдельных частей. Метод позволяет определить форму грудной клетки, степень развития отдельных групп мышц, подкожного жира, искривления позвоночного столба и др.

В клинике наряду с соматоскопией производят ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация) отдельных областей тела.

3.Соматометрический метод (антропометрический) - заключается в измерении размеров человеческого тела и отдельных его частей, жирового, костного и мышечного компонентов, определении физического развития. Этот метод приобретает все большее значение в спортивном отборе, при контроле за тренировочным процессом и т.п.

4.Метод анатомического анализа положений и движений тела спортсмена (М.Ф.Иваницкий) лежит в основе динамической морфологии.

5. Метод биопсии - изучаются структурные элементы живых клеток и тканей. Этот метод часто сочетается с ультрамикроскопией. При этом можно определять композицию мышечных волокон, что важно для спортивной ориентации, а также выявлять различные патологические изменения в тканях и органах.

6. Метод ультразвуковой эхолокации - основан на различной пропускной способности ультразвука органами и тканями. Метод позволяет определить прижизненные размеры органов, их взаимоотношения, недоступные прямому изучению.

7. Метод эндоскопии трубчатых органов ( органов дыхательной, пищеварительной систем и т.д.).

8.Метод меченых атомов (радиометрия)-въедете веществ(радионуклиды Р, Тс (технеций-фосфат), содержащих малое количество какого-либо радиоактивного элемента. По его содержанию в том или ином органе определяют его массу и функциональную активность.

9. Метод магнито-резонансного изображения (магнито-ядерного
резонанса, 1987) - исследование костей, суставов, и их топография. С
2003 г. развивается цветная МЯР.

10. Экспериментальный метод (В. Ру, П.Ф. Лесгафт) на животных вбирает в себя несколько методик и заключается в моделировании на животных различных внешних воздействий. Цель метода - изучить механизмы приспособления организма на всех его уровнях к экстремальным воздействиям, а затем экстраполировать полученные результаты на человека. В спортивной практике метод используется
редко.

Таким образом, в настоящее время строение человеческого организма изучается на разных уровнях:

    на уровне систем органов (системном);

    на уровне отдельных органов (органном);

    на уровне тканей (тканевом);

    на уровне клеток (клеточном);

    на уровне молекул (молекулярном).

Следовательно, анатомия тесно связана с рядом биологических наук, таких как гистология, эмбриология, цитология и др.

4. Краткий исторический очерк развития анатомии.

История анатомии - это история борьбы материализма и идеализма во взглядах на строение и развитие организма человека. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека в течение многих веков часто встречало сопротивление со

стороны реакционных властей и особенно церкви.

Истоки анатомии уходят глубоко в древность. У древних людей сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи и т.д.

Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования трупов. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Там под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение "все течет", формируется материалистический взгляд на строение человеческого тела. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии.

Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) описал некоторые кости черепа, соединения их посредством швов, развитие цыпленка, образование алантоиса. Он считал, что основу строения организма составляют четыре "сока": кровь, слизь, желчь и черная желчь. Темперамент человека как одно из проявлений его душевной деятельности обусловлен состоянием соков тела, т.е. материи. В этом был материализм Гиппократа.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - великий древнегреческий врач и анатом оставил многочисленные труды, в которых изложил процесс внутриутробного развития и систематизировал около 500 видов животных; описал ряд черепных нервов (зрительный, обонятельный и др.), сосуды плаценты и желточного мешка, отличал нервы от сухожилий и пр.

Герофил (род в 304 г. до н.э.) выделял анатомию как самостоятельную науку; описал оболочки мозга, венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, двенадцатиперстную кишку, простату (предстательную железу) и др.

Вопросы функциональной анатомии применительно к спортивной практике, создал оригинальный курс динамической анатомии, заложил научные основы спортивной морфологии.

Таким образом, анатомическая наука в нашей стране характеризуется стремлением рассматривать организм как морфологическое и функциональное целое, связанное с условиями окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает анатомия как наука. Сформулируйте цели и задачи
современной анатомии.

2. Представьте классификацию анатомических наук, их
особенности и взаимосвязи.

    Назовите основные принципы изучения анатомии человека.

    Перечислите методы анатомических исследований.

    Дайте характеристику методам исследования анатомии на трупном материале.

    Охарактеризуйте основные методы исследования анатомии на живом организме.

    Охарактеризуйте основные исторические вехи развития анатомии в Европе (Гиппократ, К.Гален, Леонардо да Винчи, А. Везалий и др.

    Опишите развитие отечественной анатомии (А.П. Протасов, М.И. Шеин, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафг, В.Н. Тонкое, М.Ф. Иваницкий и др.).