Sharing экономики экономика совместного потребления. Как заработать на совместном потреблении вещей

В России, вслед за Западом, растет число проектов, которые развиваются в модели sharing economy (шеринг экономика).

Рассказываем о возможностях такого подхода для начинающих предпринимателей и значении его для ответственных потребителей, которые «голосуют кошельком».

Что такое sharing economy

Термин sharing economy (от share – делиться) переводят на русский по-разному - экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия.

Один из основных принципов - это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, - инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.

На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается.

Аргументы в пользу шеринг экономики - в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им.

С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе.

С другой стороны - благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели.

Немало споров ведется вокруг того, считать ли sharing economy такие коммерческие сервисы, как Uber и Airbnb (пожалуй, самые цитируемые примеры новой экономики) или они превратились в чистый капитализм и правильнее называть их экономикой доступа. А шеринг - это, прежде всего, про некоммерческий обмен.

В то же время, есть исследователи, считающие, что отличие sharing economy от традиционной, лежит не по линии «коммерческий-некоммерческий».

Они обращают внимание на другие аспекты - например, горизонтальные связи и отсутствие посредников: peer-to-peer (равный - равному), доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). Не зря sharing economy также называют «экономикой доверия».

А как с шерингом обстоит в России?

Давайте познакомимся с некоторыми российскими проектами и сервисами, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.

Мы приведем лишь несколько сервисов из разных сфер в качестве примера.

Вторая жизнь вещей

Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, - и тем самым продлевать их жизненный цикл.

Один из давних некоммерческих проектов - это «Дарудар» . По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров.

Другой вид проектов, который развивается в России - это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.

Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая - непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола.

Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра» . Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимально возможной цене.

Еще один способ избавиться от ненужных вещей предлагает проект «Свалка» , который ряд действует уже во многих городах. К ним можно сдать самые разные вещи от книг, обуви, одежды до мебели, холодильников, светильников. И купить все это по низким ценам.

Организаторы сообщают на сайте, что часть вырученных денег организаторы проектаони перечисляют в благотворительные фонды, сотрудничающие с Добро.Mail.Ru.

Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

Аренда вещей

Столь популярный в советское время прокат медленно реинкарнирует в онлайн-платформы аренды вещей - они пока не столь массовые, однако развиваются и появляются новые.

А два месяца назад в Петербурге стартовало сообщество Вконтакте

В последнее время sharing economy (долевая или совместная экономика) стали настоящим бумом: об этом говорят, эти термины на слуху, но на деле далеко не все знают, что это такое. На деле – сегодня в мире только 50 городов в полной мере используют эту модель экономики: их правительства развивают ее, считая путем к созданию экологически и экономически устойчивого города с большим объемом социального капитала. Но что такое долевая экономика и как это работает – давайте разбираться!

Что такое совместное потребление?

Это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, аренде и бартере вместо владения. Это свое рода осознанное потребление – эта форма экономики считается наиболее экологичной, поскольку сокращает расход энергии на создание товаров, а также сокращает отходы… при совместной экономики коллективным становится практически все: жилье, парковки, техника, различные знания и так далее! Такая форма стала особенно популярная и широко применима благодаря развитию интернета и социальных сетей, а экологические проблемы и экономический кризис мотивировали людей к участию (помимо экологической выгоды, совместное пользование еще и намного дешевле для участников таких сообществ).

Почему совместное владение становится популярным?

На самом деле, на эту тему были проведены различные исследования. В частности, ученые из Университета Утрехта в Нидерландах считают, что на совместное использование товаров и услуг людей толкают такие причины, как экономическая выгода, практическая необходимость и получение похвалы, а также желание помочь другому человеку и быть более социальным (найти новых знакомых). При этом при обмене недорогими вещами и при возможности не использования денег – желание «делиться» возрастает. Также ученые выяснили, что женщины более склонны к совместному потреблению, чем мужчины. Еще одна причина участия в совместном потреблении - возможность узнать о процессе от предыдущих пользователей конкретной вещи или услуги. То есть, своего рода «сарафанное радио» - люди могут делиться опытом и за счет этого растет доверие к той или иной вещи или слуге.
Долевая экономика выгодна и с точки зрения финансов. Исследователи из Университета Чикаго говорят, что она подчиняется базовым экономическим законам.
- Основа такого рода экономики – это снижение стоимости поиска информации и транзакции: сегодня мы почти мгновенно можем изучить качество предлагаемого жилья на Airbnb, оценить стоимость поездки с Uber или забронировать машину в Zipcar, - говорит Андрей Симонов. - Такие платформы облегчают доступ к рынку небольшим игрокам, позволяя им предложить свои услуги и создать репутацию.

Ключевым фактором является степень снижения издержек: при такой лёгкости обмена услуг владельцам квартир или машин становится выгодно сдавать своё имущество на день или час. К примеру, автомобиль или любая другая вещь, используемая владельцем в течение 5 % времени, может быть полезна в оставшиеся 95 % времени другим людям.

Какое явление такой подход оказывает на общую экономику? На самом деле, здесь все не так очевидно. С появлением сервисов каршеринга, например, стало не так выгодно покупать машину – если она нужна только на выходные, можно брать авто в аренду… Но с другой стороны, купив авто можно зарабатывать, сдавая его в аренду! Тем не менее, ученые установили, что в сообществах, продвигающих идеи долевой экономики спрос на товары длительного пользования снижается, а конкуренция среди их производителей усиливается! Что в итоге оборачивается выгодой для пользователя.

Для развития долевой экономики в городе необходим социальный капитал - говоря проще, люди должны быть готовы к такого рода нововведениям, они должны доверять друг другу и быть настроены позитивно. Это своего рода социальный капитал, который, к сожалению, например, совсем не высок в нашей стране - россияне доверяют только своему кругу
общения и не склонны доверять другим. Это подтверждает опрос Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала: 75 % россиян чувствуют полную ответственность за положение в своей семье, и в то же время 72 % практически не ощущают никакой ответственности за положение в своём городе. Впрочем, такое положение вещей дает перспективы для развития долевой экономики в небольших сообществах – например, среди соседей или студентов одного ВУЗа…

ЧТО ТАКОЕ СОВМЕСТНЫЙ ?



Мартин Бэрри, архитектор и организатор ежегодной конференции по городскому планированию и дизайну reSITE, уверен, что любой город - это центр совместного использования пространства, архитектуры, идей, рынков, который обладает необходимыми ресурсами для развития долевой экономики. Но сегодня совместным можно назвать город, который использует новые технологии, чтобы помочь жителям быстрее и эффективнее обмениваться между собой ресурсами, пространствами и сервисами.

Сегодня список по-настоящему совместных городов (sharing cities) включает в себя 50 городов мира, жители которых развивают инициативы долевой экономики и обмениваются опытом. Яркий пример такого города – Амстердам, о котором мы уже писали. Здесь 84 % жителей хотели бы участвовать хотя бы в одном из видов совместного потребления по экологическим, социальным или экономическим мотивам.

Примеры долевой экономики:

ЖИЛПЛОЩАДЬ



Здесь за примером далеко ходить не нужно - Airbnb - самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья. Люди готовы сдавать своё жильё в аренду поскольку хотят получить дополнительный доход, а снимать такое жилье они готовы, поскольку хотят увидеть новое место глазами местного жителя.
Критики считают, что популярность таки платформ приведет к снижению выручки отелей и как следствие – сокращению меньше рабочих мест. Но снижение цен на жильё может привлечь большее туристов, что увеличивает прибыль ресторанов, музеев, магазинов, отчисляющих налоги в бюджет города.



Британский Good Gym предлагает людям сжигать калории с пользой, совершая добрые дела во время занятий спортом: например, помогать людям с ограниченными возможностями или людям в возрасте. Во время пробежки по городу участники навещают пожилых людей, доставляют продукты или газеты. Преимущество для пользователей (помимо социальной удовлетворенности) – профессиональные тренера, которые бесплатно учат правильно бегать.

ТРАНСПОРТ



Сarsharing, городские велопрокаты и такси типа Убер конечно влияют на жизнь города! Кстати, во многих городах такие платформы запрещены из-за протеста таксистов против ценового демпинга и неуплаты налогов и из-за отсутствия законов, регулирующих совместное потребление.

ПУТЕШЕСТВИЯ



При поездке в новый город можно найти гида из местных жителей, фотографа, архитектора или знатока местной кухни. Для местных жителей – это дополнительный доход, а для гостей города – интересный опыт!

ИНТЕРНЕТ

Fon - не все знают про этот Wi-Fi-сервис, который предлагает приобрести специальный роутер, через который пользователь получает две интернет-линии: собственную сеть и отдельную точку Wi-Fi для других участников Fon. В обмен на раздачу своего интернета пользователь получает доступ к 15 миллионам Wi-Fi точек по всему миру, что удобно в путешествиях и передвижениях по своему городу. Сервис Fon доступен и в России.

ВЕЩИ

Здесь все очень просто – многие сервисы предлагают на более необходимые или просто отдавать их тому, кому они требуется! Их очень и очень много и такие сервисы по-настоящему популярны!

В России концепция совместного потребления стала приобретать популярность с 2012 года. Что это такое и как можно совместно пользоваться различными услугами и товарами, чтобы не только экономить, но и приносить пользу окружающей среде, - в нашем обзоре.
Совместное потребление – это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. Совместное потребление основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. Например, у одного человека есть вещи, которыми он не пользуется и он предлагает их другим людям. Совместное потребление позволяет более эффективно использовать ресурсы, в том числе природные. Оно позволяет сократить производство лишних товаров и количество вредных отходов. С 2011 года увеличилось количество проектов и людей, включенных в экономику совместного потребления (sharing economy). В списке товаров и услуг, которыми люди охотнее всего делятся, лидируют жилье (снять, сдать), совместные путешествия, транспорт (совместные поездки), еда (совместные закупки еды – оптом получается дешевле), инструменты, товары для дома и отдыха (совместные покупки, аренда), совместный Wi-Fi, совместное обучение детей, общая няня. Концепция совместного потребления идеально подходит для крупных городов, таких как Москва, где вокруг много соседей, а места для хранения вещей ограничены. Так, жители одного многоэтажного дома в Москве создали собственную социальную сеть , через которую они обмениваются новостями, полезными контактами и различными вещами: саженцами растений, насосом для велосипеда, прикуривателем для автомобиля и так далее.

Жилье

Airbnb – самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья. Забронировать жилье можно у местных жителей в более чем 190 странах мира. Снять можно комнату, целый дом или уникальное жилье, например, замок. Основная причина того, почему люди готовы сдавать свое жилье в аренду незнакомцам, – дополнительный источник дохода. Людей, предпочитающих Airbnb отелям, также привлекает возможность увидеть новое место глазами местного жителя. На сайте можно почитать истории других людей и поделиться своим опытом аренды жилья. Пожить в другом городе и даже в другой стране можно бесплатно. Для этого можно воспользоваться одной из крупнейших гостевых сетей – CouchSurfing . Она объединяет более семи миллионов человек в 246 странах мира. Эта гостевая сеть была создана с целью содействия процессу глобализации. Члены сети бесплатно предоставляют друг другу ночлег во время путешествий и организуют совместные поездки (по взаимной договоренности гости платят за еду или другие расходы). Регистрация и поиск на сайте бесплатны, но существует так называемая верификация аккаунта, предоставляющая доступ к расширенным возможностям системы, она стоит более 1000 рублей и требует ввода данных платежной карты. Зарегистрироваться может только человек, достигший 18 лет. В разных городах проходят встречи «каучсерферов». В целях безопасности, прежде чем ехать или приглашать гостей к себе, стоит сходить на подобные мероприятия, познакомиться и пообщаться с единомышленниками. В России и Беларуси активно развивается новое направление – «обмен домами» . Это первый русскоязычный интернет-проект по временному и безвозмездному обмену жильем на время выходных, отпуска, каникул, командировок. Можно подружиться с семьями-участниками и обмениваться домами регулярно, отправлять друг к другу своих детей на все лето и так далее. Обмен домами предоставляет возможность путешествовать гораздо чаще, узнавать не только другие страны, но и свою Родину. Сейчас на сайте зарегистрировано больше пяти с половиной тысяч участников из разных городов.

Транспорт

Организовать совместные поездки и путешествия можно на портале Bla-bla-car . Там же можно найти водителей или пассажиров для поездки в другой город. Это крупнейшее сообщество для поиска попутчиков, площадка, объединяющая водителей и пассажиров, активно раскрученная в соцсетях. Сервисом уже воспользовались более 20 миллионов человек из 19 стран мира. Не так давно это направление начало развиваться и в нашей стране, в частности, в Москве. Благодаря этой услуге было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2, как сказано на сайте сообщества.

Обмен вещами

Приобрести что-то новое (одежду, обувь, технику, гаджеты, литературу и прочее) или продать/отдать ненужные вещи можно на регулярных фримаркетах, сайтах бесплатных объявлений, таких как Avito или «Из рук в руки» , в тематических группах в соцсетях. Для этих же целей активно используются ресурсы «Отдам-даром» и «Дару-дар» . Вещи можно передать при личной или общей встрече или отправить по почте.

Услуги

Услуги на безвозмездной основе можно получить на базе социальной программы взаимопомощи «Банк времени» . В основе проекта – учет рабочего времени, потраченного клиентом Банка на оказание услуги, и последующее использование заработанных часов в свою пользу. Оказав помощь одному участнику, клиент Банка может рассчитывать на помощь другого участника (при этом количество затраченных часов должно быть одинаковым). В «Банке времени» каждому участнику доступны различные услуги, от изучения языков до помощи по хозяйству.

Путешествия

Портал Vayable предлагает найти специализированного гида по городу: историка, фотографа, архитектора или знатока местной кухни, который покажет и расскажет о городе или районе, учитывая все предпочтения путешественника.

Интернет

Самая большая Wi-Fi-сеть в мире – Fon – предлагает приобрести специальный роутер, через который пользователь получает две интернет-линии: собственную сеть и отдельную точку Wi-Fi для других участников. В обмен на раздачу своего интернета пользователь получает доступ к 15 миллионам Wi-Fi-точек по всему миру, что удобно в путешествиях и передвижениях по городу. Сервис Fon доступен и в России благодаря компании МТС . Для подключения к сети нужно приобрести или взять в аренду в любом из салонов-магазинов МТС оборудование FON, зарегистрироваться в системе и получить персональную активную Wi-Fi-точку (хот-спот). Открыв другим участникам всемирной сети FON доступ к своему хот-споту, пользователь получает бесплатный доступ к Wi-Fi-точкам всех пользователей сети FON. В любой стране мира он находит беспроводную сеть, являющуюся частью глобальной сети FON, и подключается к ней, набрав логин и пароль клиента «МТС-FON».

Совместные покупки

Совершая совместные покупки в интернет-магазинах, покупатель получает товары с приличными скидками, а также существенно экономит на доставке. Приобрести можно все, что угодно – одежду, продукты питания, канцтовары, средства бытовой химии, косметику. Заказать можно как российские товары (в магазинах

В 21 веке у людей, как известно, существует огромный выбор вещей. Как отмечают социологи, сегодня в обществе появился культ потребления, а философы склонны полагать, что вещизм рискует победить духовные и интеллектуальные интересы социума.

В советские годы всё было иначе: люди хотели что-то приобрести, но этого либо не было на прилавках магазинов, либо было не доступно широким кругах населения. Сейчас ситуация изменилась. Выбор вещей огромен, но был бы смысл приобретать их в таком количестве. Как поясняют экологи, засилье товаров разного качества и назначения часто неблагоприятно отражается на окружающей природе. А сами граждане понимают, что хоть и вещей - безграничное количество, но большинство из них не используются ежедневно. Поэтому на Западе создали такой социально-значимый проект как sharing economy (шеринг экономика), что означает "совместное потребление". Его основателями считаются Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, соавторы книги "What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption".

Как выглядит на практике эта инновационная концепция? Например, у одних людей есть ресурс или даже его избыток, который нужен другим. Это могут быть инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время, и владелец этого добра делится с другими.

На западе это явление имеет широкое распространение. А как с этим делом у нас в России? В России существуют свои сервисы, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.

Вторая жизнь вещей .

Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, — и тем самым продлевать их жизненный путь. Один из давних некоммерческих проектов — это "Дарудар". По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров. Ещё один вид проектов, который развивается в России — это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин "Спасибо!" в Санкт-Петербурге.
Кроме значимой благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая. Это выглядит так: непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из неё делают полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола или вытирания пыли. Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта "Крок и Зябра". Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимальной цене.
Также можно избавиться от ненужных вещей благодаря проекту "Свалка", который действует уже во многих городах России. К ним можно сдать самые разные вещи, начиная с книг, обуви, одежды и кончая мебелью, холодильниками, светильниками. И при этом приобрети это добро по самым низким ценам. Проект "Чумодан" кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

Аренда вещей

Популярный в советские годы прокат в итоге трансформировался в онлайн-платформы аренды вещей. Пока они не столь массовые, но развиваются и появляются всё новые и новые. Проект Rentmania объединяет в данный момент 10 тысяч участников сообщества. Другой подобный сервис — "Арендориум". В целом, довольно большое число сервисов предлагает аренду детских вещей.

На сайте об экологическом аспекте данных проектов пишут: "Люди поступают рационально и экологично, не покупая лишнего". В чём рациональность? А в том, что вещи, которые явно не применяются постоянно в быту незачем приобретать навсегда, а лучше на время пользования арендовать. Называется это - здоровый прагматизм. Экологично, в том смысле, что засилье вещей отрицательно сказывается на биосфере мира.

Совместное использование

Один из давно действующих сайтов каршэринга (от car — машина и share — делиться) — проект "Довезу!", который помогает найти попутчиков водителям и пассажирам. Сервис призывает: "озелени" город: ведь, чем больше попутчиков, тем меньше машин, а это значит, меньше СО2 выделяется в атмосфер, а также меньше финансовых трат производят сами пассажиры.
В России большую популярность получил международный сервис. Он помогает искать попутчиков для поездок на дальние расстояния. Система онлайн-рейтинга, отзывов, модерации профилей позволяет установить доверие между незнакомым. В продолжение темы о машинах, есть ещё один ресурс под названием "Just Park, CARMAnation". Как известно, парковочных мест в современных городах никогда не бывает много. Теперь это полноценный товар, как автомобиль или микроволновка, который к тому же иногда сложно достать. Суть сервиса в том, что Вы регистрируете свое место на парковке, назначаете его стоимость и решаете, куда будут поступать вырученные деньги: на ваш счет или счет благотворительной организации.

Как мы видим, экономический и экологический кризисы — одна из причин развития sharing economy. Sharing-сервисы помогают экономить, рационально относиться к финансовым тратам, и общество всё больше осознает важность снижения потребления и благотворительности в жизни. В своем исследовании ряда сервисов sharing economy профессор экономики Колорадского университета, Андерс Фремстад отмечает, что они вносят значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки. Он указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе. Согласно другому исследованию - Cleantech Group, путешествия с использованием сервисов шэринга жильем, производят на 66% меньше выбросов по сравнению с проживанием в отелях и меньше экономических трат.

Например, Airbnb на своем сайте публикует данные о том, что американские гости, использующие сервис, сэкономили воды эквивалентом в 270 бассейнов олимпийского масштаба, а европейские - 1100 таких же бассейнов. Основатель Uber в своем выступлении рассказывает о том, что благодаря uberPOOL (возможность разделить такси и стоимость с попутчиком, едущим по тому же маршруту) за первые 8 месяцев "сэкономлено" почти 13 млн км, а выбросы СО2 удалось только в Лос-Анджелесе снизить на 1 400 тонн.

Экономика - сложная и многофакторная система и не стоит в оценках прибегать к упрощениям. Но в целом, можно с уверенностью сказать, что шеринг экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический и экономический ущерб. Эксперт Комитета гражданских инициатив, Вячеслав Бахмин подтверждает это и даже составил список в справочнике российских платформ, где применяется актуальная на сегодня sharing economy.

Активное развитие экономики совместного потребления, несомненно, оказывает влияние на построение современных экономических моделей. Это приводит к потребности выработки принципиально новых подходов к развитию бизнеса и формированию системы управления. Директор АНО «Институт исследований интернета» , предваряя дискуссию, отметил развитие моделей совместного потребления от пользовательских маркетплейсов к полноценным моделям B2B и дальнейший переход к более сложным управленческим и бизнес-моделям.

По мнению партнера, руководителя глобального направления по рынкам розничной торговли Bain & Company , сильнейшее влияние на изменения систем построения бизнеса оказывает процесс урбанизации и усложнения социально-экономической организации общества, при этом активная цифровизация открывает широкие возможности для реализации бизнес-идей. При том, что изначально активное развитие идея совестной экономики получила в транспортной и гостиничной сфере, сегодня она вышла на более широкий спектр отраслей. Предполагается, что ключом совместной экономики выступают модели C2C (BlaBlaCar, Airbnb) и B2C (Booking.com), однако сегодня мы наблюдаем и развитие совместной экономики в сегменте B2B. С точки зрения бизнеса такой подход вызывает интерес в области повышения доходности от инвестиций, оптимизации себестоимости предлагаемых услуг и возможности снижения затрат за счет эффекта масштаба — совместных закупок, объединения информационных ресурсов, коворкинга.

Российский рынок совместной экономики активно развивается, по словам вице-президента Hill+Knowlton Strategies по связям с общественностью . При исследовании структуры экономики совместного потребления в России выявилось наличие значительного числа цифровых платформ российского происхождения, осуществляющих коммуникацию между производителями и потребителями продуктов и услуг, при этом следует понимать, что наибольшая сложность в их работе заключается в поиске баланса интересов между двумя этими группами субъектов. В целом объем российского рынка совместного потребления составляет 119 млрд долларов США, при этом показатель может увеличиться кратно. Основными потребителями выступают люди в возрасте от 25 до 45 лет. Наибольший интерес вызывает мотивационный ряд потребителей, который основан на рациональности использования продуктов и услуг — это фактически означает переход к рациональному потреблению. Важным также остается и экологический аспект, экономика совместного потребления позволяет более эффективно использовать ресурсы и снижать вредные последствия их эксплуатации.

Еще одним острым вопросом остается система нормативного регулирования экономики совместного потребления. На первый план тут выходит налогообложение, и если с деятельностью платформ и большинством поставщиков все более-менее понятно: в большинстве случаев они платят НДС, то с доходом, который остается у пользователей, — а это большая часть всей прибавочной стоимости — дела обстоят сложнее. В России налоги на доходы населения (НДФЛ) одни из самых низких — 13%, при этом отсутствует культура обязательного оформления налоговых деклараций. Существует потребность вывести этот тип доходов в легальное поле.

С точки зрения контроля качества, особенно в сегменте C2C, опора делается на внутренние рейтинги, составляемые пользователями — они позволяют осуществлять ранжирование поставщиков и дают возможность проверять соответствие товаров и услуг заявленным характеристикам. В целом эта система позволяет выработать доверие между всеми участниками рынка.

При развитии экономики совместного пользования возникает ряд проблем, связанных с необходимостью лицензирования некоторых видов деятельности. Открытым остается вопрос ответственности за неправильно поданную информацию на платформы, в ряде видов бизнеса достаточно новые для мира, например Carsharing. Законодательно не прописаны механизмы регулирования ответственности сторон.

Поддержал тему регулирования главный исполнительный директор, сооснователь BlaBlaCar , отметив, что наиболее важными аспектами при развитии бизнеса совместного потребления остаются доверие и транспарентность, так как в первую очередь, говоря об экономике совместного пользования, мы говорим о делении издержек между потребителями или между производителями и потребителями.

Важный элемент развития экономики совместного потребления — городская среда. Министр Правительства Москвы; руководитель Департамента информационных технологий Правительства Москвы кратко изложил вектор движения города в развитии этого сектора экономики. С точки зрения городского хозяйствования экономика совместного пользования призвана увеличить экономию средств, повысить эффективность затрат и увеличить степень удобства среды для жителей. Город в большинстве случаев работает в связке с бизнесом, создавая среду для его развития — в первую очередь речь идет об инфраструктурных проектах (как физического, так и виртуального плана), создаваемых совместно с бизнес-структурами либо на основе ГЧП, либо по государственному заказу, либо непосредственно государством под различные виды коммерческой деятельности (парковки для машин Carsharing). На сегодняшний день большой интерес представляет обмен данными — в этом плане городские власти обладают значительными ресурсами. При этом город не планирует создавать сервисы, отдавая это на долю частных компаний, концентрируя свое внимание на агрегировании информации и ее правильной интерпретации. Такие обмены данными представляют большой интерес для всех сторон; например, данные об автомобилях или объектах недвижимости. Проблема остается в обратном обмене — бизнес неохотно представляет городу имеющуюся у него информацию, и это затрудняет городское развитие.

Региональный управляющий директор Airbnb по России, Центральной и Восточной Европе, Турции и Израилю отметил важную особенность, которую вносит в городское развитие модели сервисов экономики совместного потребления, — эффект мультипликатора.

Управляющий директор «Яндекс.Такси» акцентировал внимание на влиянии сервисов совместного потребления на всю цепочку реализации услуги. В случае с агрегаторами такси это приводит к потребности функционального изменения и самих автомобилей, и законодательной базы в области перевозки пассажиров. Такие компании, как «Яндекс.Такси», могут приносить городу значительную выгоду, организуя в последующем перевозки пассажиров по тем направлениям, где невыгодно использование общественного транспорта.

Старший партнер Baring Vostok Capital Partners констатировала, что инвесторам очень интересно работать с экономикой совместного потребления ввиду того, что сетевой эффект, который заложен в большинстве бизнесов в данной сфере, позволяет снижать маркетинговые затраты на раскрутку бизнеса, и при этом получать инвестиционный доход.

Подводя итог дискуссии, хотелось бы отметить ряд неоспоримых преимуществ, которыми обладает экономика совместного потребления для государства и общества.

1.Преодоление проблемы дефицита предложения в тех отраслях, где особенно активно развиваются сервисы экономики совместного потребления (транспорт, гостиницы и др.) что позволяет снижать цены на услуги и продукты.

2. Возможность повышения доходов населения за счет предоставления услуг другим потребителям.

3. Выведение из серой зоны доходов населения, что повышает собираемость налогов и делает верифицируемыми отношения между продавцами и покупателями услуг.

При том, что все выступающие отмечали экономику совместного потребления как новое явление в жизни общества, хотелось бы отметить, что до эпохи развития частной собственности она активно применялась во многих отраслях хозяйства. Современные технологии позволяют активно вовлекать в экономику совместного потребления все большее количество различных видов деятельности; при этом, как и в других секторах экономики, на первый план выходит проблема сбора и использования данных. Процессы развития экономики совместного пользования во многом будут связаны с деглобализацией и децентрализацией мировой экономики и переходам на пути регионального развития. Важную роль также будет играть развитие городской среды и политика государства в области регулирования отношений в модели C2C.

Людмила Владимировна Дорофеева, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской академии наук;

Екатерина Александровна Смирнова, младший научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской академии наук

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.