Ни дня не обходится без интернета. Би-би-си изучила неочевидные последствия отключения глобальной сети

Кинетика. Начало

Подвижные архитектурные элементы были известны ещё со времён Средневековья: например, попасть в замок, окружённый рвом, было возможно только с помощью подъёмного моста. Однако в том, что касается зданий со сложной инженерной кинетической системой, первые разработки появились только в XX веке, когда развитие техники достигло подходящего уровня.

Именно тогда кинетическая архитектура оказалась в центре внимания авангардистов, правда, пока лишь в качестве красивой теории. Ключевой работой, где рассматривались возможности использования новых технологий при строительстве, стала книга "Архитектурные фантазии: 101 композиция" советского архитектора Якова Чернихова. Архитекторов авангарда привлекала в первую очередь красота идеи и технические возможности подвижных зданий.

Первые эксперименты проектирования домов с движущимися элементами также принадлежат советским архитекторам: Башня III Интернационала из стекла, железа и стали, авторство которой принадлежит Владимиру Татлину, и здание газеты "Ленинградская правда" Константина Мельникова. Оба проекта задумывались как здания с вращающимися элементами, и оба так и не воплотились в жизнь.

В 40-е годы эксперименты с подвижными частями зданий продолжились в Америке, где Бакминстер Фуллер проектировал жилые дома с элементами кинетической архитектуры. К сожалению, его опыты также остались на бумаге.

Современность

Современные архитекторы используют кинетические элементы по нескольким причинам. Первая - исследовать возможности природной энергии в строительстве. Преобразование солнечного света и воздушных потоков в движущую силу архитектуры в таких масштабах стало возможно только в последние 10 лет, и это тесно связано с развитием строительных технологий и дизайна.

Сегодня кинетика применяется не только в зрелищной архитектуре: подвижные элементы встречаются в меняющих уклон лестницах и полах, пандусах, солнечных батареях и ветряных мельницах. В этом году в Париже выиграл проект восьми подвижных экологических , которые будут преобразовывать солнечную энергию в электричество и подогревать воду для городских жителей.

Вторая причина - это эстетическая потребность человека в постоянном изменении окружающей среды, которая заложена и в самой смене времён года (в частности, эту идею обыграл архитектор Роб Лей в своём здании "Май - Сентябрь").

В третьих - и это, пожалуй, главная причина - помимо мощного экологического месседжа кинетическая архитектура неотделима от зрелищности. Недаром первыми по-настоящему большими проектами с использованием кинетики стали Veltins-Arena с раздвижной крышей, построенный в начале двухтысячных в Германии, и знаменитый стадион "Уэмбли" в Лондоне, открытый в 2007 году. А синонимом кинетической архитектуры стал Музей искусств в Милуоки с раздвижной крышей на фотоэлементах по проекту легендарного Сантьяго Калатравы.

Ещё одним, правда, куда менее известным, зато не менее зрелищным зданием с элементами кинетической архитектуры стал дом, похожий на гигантскую картонную коробку с поднимающейся крышкой в Парагвае. Его авторство принадлежит руке Хавьера Корвалана, а построен он был в 2013 году. В доме два этажа, нет окон, а крыша-крышка приводится в движение с помощью специального троса.

Примечательно, что в этом году дом с вращающимися стенами из мрамора был построен в Индии. Здание, напоминающее лучшие образцы архитектуры брутализма, за несколько минут превращается в павильон со стеклянными стенами.

Кинетическая архитектура предполагает два типа зданий: с подвижным каркасом и подвижным фасадом. К последним относятся Университет Хеннинга Ларсена в Копенгагене и здание Института арабского мира в Париже, построенные по проекту Жана Нувеля. Фасады обоих зданий приходят в движение с помощью природной энергии тепла и света.

Воздушные замки и реальные решения

Несмотря на зрелищность и технологичность, сегодня множество кинетических проектов остаются нереализованными. Причина - дороговизна и сложность воплощения по сравнению с теми же статичными зданиями. К зрелищным и пока что не реализованным проектам кинетической архитектуры относятся: штаб-квартира китайской машиностроительной компании и "динамический" дом, меняющий форму в зависимости от времени суток и сезона, принадлежащий руке британских архитекторов Дэвида Грюнберга и Дэниэля Вольсфсона.

Самыми обсуждаемыми проектами последнего времени стали вращающиеся небоскрёбы в Дубае, чьи фотографии постоянно становятся предметом обсуждения и споров на мировых архитектурных выставках. Например, итальянская компания Dynamic Architecture предложила проект 59-этажного небоскрёба в Дубае, чьи этажи приходят в движение за счёт турбин, превращающих силу ветра в электроэнергию.

Ещё одним зрелищным и пока что не реализованным проектом стали 400-метровые небоскрёбы Дэвида Фишера в Дубае. Планируется, что в разное время здания будут менять форму, за сутки поворачиваясь на 180° . Предложенный нефтяным шейхам в 2008 году проект так и не был воплощён в жизнь, время от времени им интересуются разные инвесторы, но до дела так до сих пор и не дошло.

Несмотря на то что сегодня кинетические проекты по большей части остаются на бумаге, будущее - за архитектурой, преобразующей энергию солнца, воды или света в городское зрелище.

А с учётом экспансии проектов, подобных электрокарам и домам, работающим на солнечной энергии Илона Маска, есть все шансы, что связь природы и архитектуры станет главным трендом в строительстве в ближайшие годы. Будущее кинетической архитектуры - за проектами, которые смогут соединить в себе интеллектуальные инженерные решения, грамотную проектировку и привлекательный внешний вид.

Екатерина Колпинец


Знаете ли вы о том, что архитектура, наряду с другими факторами, влияет на продолжительность нашей жизни? А вот древние высокоразвитые цивилизации об этом прекрасно знали, потому и возводили здания и сооружения, в которых длина, высота и ширина соотносились в соответствии с законом "золотого сечения". Подобная архитектура зданий приводит ритмы организма человека в соответствие с естественными природными ритмами природы, что способствует усилению иммунитета и увеличению продолжительности жизни.

Именно поэтому люди, жившие в далекой древности, задолго до Великого Потопа, уничтожившего не только большую часть человечества, но и способствовавшего утрате многих сокровенных знаний, жили гораздо дольше, чем мы. Вот, что об этом пишет В.Шемшук в своей книге "Встреча с Кощеем Бессмертным":

"Допотопные люди жили в среднем по 1000 лет и более не только потому, что они ели особую пищу, как считал древнегреческий философ Фалес. Пища наших предков действительно сильно отличалась от современной, поскольку не содержала гербицидов, пестицидов, минеральных удобрений и была генетически не модифицирована. Но главный секрет долгой жизни допотопных людей заключается в том, что древние люди были вписаны в биоценоз, то есть проживали в гармонии с окружающим Миром.

Войдя в резонанс с частотой колебания биоценоза, неиссякаемого источника энергии, человек не болеет и не дряхлеет. Согласно Библии Мафусаил прожил 969 лет, Ной - 950 лет, из них 350 лет приходится на жизнь после потопа. Один из его сыновей Сим прожил только 600 лет, а Арфасат, сын Сима, 465 лет. Поздние люди жили еще меньше. Моисей прожил всего 120 лет, Иосиф - 110 лет, а современный человек - чуть больше полувека. Идет постепенное исчезновение долгожительства, поскольку заповедные леса, (леса, где жили по Ведам) безжалостно уничтожались.

Египетские пирамиды, в основе которых заложено "сечение жизни", встречающееся в геометрических формах всего живого, не разрушаются, потому что их резонансно подпитывают частоты вибрации живых организмов, равные по длине волны их внутренней частоте. Они стоят до сих пор, хотя построены были значительно раньше пирамид, использующих в своей основе соотношение египетского треугольника, которые к настоящему времени почти полностью разрушились.

Как ни парадоксально, но когда существует высокий уровень корреляции в строении и форме большого и малого, то происходит своеобразный энергоинформационный обмен, то есть перетекание энергии - и форма не разрушается. Явление перетекания вибрационных частот было открыто в начале прошлого века. Мы утверждаем, что будущее человека - в вещах, которые его окружают, в людях, с которыми он встречается, в мыслях, делах и поступках, которые он вынашивает и совершает.

Даже архитектурная форма здания влияет на форму белка организма человека - и поэтому, если частоты вибрации здания соответствуют частотам вибрации человека, или кратны длине его волны, или тем будущим частотам вибрации, к которым должна привести эволюция, то форма здания помогает человеку раскрыться, то есть проявить новые способности, заложенные в нем и продлить его долголетие. Если частота вибрации здания не кратна частоте вибрации человека, то оно его медленно убивает. Не только неправильно выстроенные здания разрушают тела людей своей не гармоничной с человеком длиной волны, но и частоты вибраций людей, находящихся в здании, разрушают такие здания. Это одна из причин почему в квартирах постоянно требуется делать ремонт.

При использовании в строительстве зданий созидательных сечений достигаются три цели: здания меньше разрушаются, они красивы и функциональны. Не только здания, но и резонансная с человеческим телом одежда, мебель и их композиции могут вести к поднятию вибрации клеток нашего организма, к продвижению человека к просветлению и раскрытию его способностей. Архитектура дома должна быть не только соотносима с различными видами созидательных сечений, но и быть многофункциональной, т.е. защищать от непогоды, обеспечивать чистым воздухом, пищей и энергией.

Частоты, вибрации и ритмы, подчиненные "сечению жизни" или как его еще неправильно называют "золотому соотношению", находясь в резонансе, обладают замечательным свойством синергетики: самоподдерживать себя. Об этом хорошо знали наши предки, которые наряду с "сечением жизни" использовали и другие соотношения, т.е. объемные резонаторы: сечение совершенства, созидания, творчества, преобразований, гармонии. просветления, познания и т.д."

Еще гениальный Леонардо да Винчи открыл, что и тело человека построено в соответствии с законом "золотого сечения", а, следовательно, для его гармонизации с природными ритмами необходима и архитектура зданий, построенных на тех же самых принципах. Тот факт, что такие здания способствуют оздоровлению и увеличению продолжительности жизни был доказан ленинградским архитектором И.П.Шмелевым, который в параметрах конструкции своего дома использовал знание закона "золотого сечения".

Но много ли современных зданий построено в соответствии с законами мировой гармонии? Вот, почему человечество загнанное в каменные джунгли мегаполисов и крупных городов, больно и физически, и духовно. Ведь постоянное пребывание под влиянием негармоничной архитектуры, приводит к рассогласованию ритмов человека с естественными ритмами Природы и вследствие этого - к потере здоровья и низкой продолжительности жизни. А вот естественный природный ландшафт, как и здания построенные в соответствие с законом "золотого сечения", приводят к противоположному результату.

Гуляя по улочкам своего города, мы часто просто смотрим на здания, торговые центры, парки с лавочками и фонтанами, и думаем: «Ах, как же красиво!». Непроизвольно мы любуемся многими архитектурными сооружениями, они вызывают у нас определенные чувства и настроения. В настоящее время архитектура действительно хорошо развита и разнообразна. Конечно, историческое развитие культуры разных стран и национальностей обуславливает функции и внешний вид архитектурных сооружений. Архитектура тесно связана с жизнью общества. Самые известные её памятники становятся для нас символами разных городов и стран: вспомним Эйфелеву башню в Париже, Великую Китайскую стену или московский Кремль. Но что она значит для человека, для каждого из нас?

Архитектура – это искусство. Можно сказать, что каждый раз, когда мы выходим на улицу, мы оказываемся в огромной галерее зданий. Только не всегда это замечаем, потому что нужно спешить на работу, в магазин, к Людмиле Сергеевне или просто потому что привыкли к этому повседневному пейзажу. Но в один момент что-то останавливает нас, заставляет пройтись помедленнее и оглянуться, по-новому посмотреть на то, что было привычно взгляду.

Удивительно, но на самом деле архитектура – это диалог. За каждым зданием, за каждым архитектурным комплексом или маленькой постройкой стоит человек, архитектор. Таким необычным языком он пытается донести до общества какую-то мысль, идею в художественном образе. Мы непременно на нее реагируем: это может быть согласие, принятие, но также протест или даже неприязнь. Известный итальянский архитектор Ренцо Пиано сказал, что архитектура - очень трудная работа. Если писатель пишет не очень хорошие книги, люди могут их просто не читать. Но если архитектор делает свой проект плохо, он обрекает какое-нибудь район города на уродство на сотни лет.

Архитекторы часто искали вдохновения у природы, даже учились у нее, повторяя в своих произведениях изящные линии, необычные формы, размеры и сочетания цветов. Так, например, крыша здания Художественного музея Милуоки, созданного по проекту Сантьяго Калатрава, напоминает крылья птицы или парус. Такой нежный образ архитектор нашел, наблюдая за озером Мичиган. А здание национального центра в городе Тайчжун в Тайвани походит на что-то волшебное, сказочное. Архитектор Тойо Ито выразил так свое вдохновение от пещер и линий водных течений.

В то же время сама архитектура, её красота и уникальность воодушевляют человека на что-то необычное. Интересно, что художники студии Уолта Диснея, создававшие всем нам известные красочные мультфильмы, находили вдохновение в местах и архитектурных сооружениях реально существующих, таких как Мон-Сен-Мишель во Франции или Тадж-Махал в Индии. Эти места действительно завораживают. Посетив их, трудно остаться без новых мыслей и впечатлений.

Архитектура способна успокоить человека, настроить на гармоничный лад, умиротворить. Не зря многие люди в свободное время выбираются в парк, в тихое местечко рядом с фонтаном, чтобы почитать, подумать или приятно побеседовать с товарищем. Психолог К. Эллард отмечает в своих работах, что архитектура имеет психологическое воздействие на человека: «здания заставляют нас чувствовать».

И все же, архитектура, насколько она важна? Что она значит для каждого из нас? Человек видит и узнает в окружающем его мире то, что есть в нем самом. А значит и в архитектуре он видит те черты, которые являются его неделимой частью. Он может найти в ней место обману, уродству, лицемерию. Но также человек увидит в ней отражение любви, красоты и честности.

«Не думаю, что архитектура – это только здание или простое ограждение. Она должна возбуждать вас, чтобы успокоить, чтобы заставить думать. Архитектура – это как человек располагает себя в пространстве, а мода – это как вы располагаете объект на человеке».

2. Об идее и ее воплощении

«В один прекрасный момент я посмотрела на планы крупных застроек и поняла, что они выглядят очень массивными и громоздкими. И подумала, что если сделать их в форме пригорка или холма, эти городские застройки не будут такими тяжеловесными. Тогда я стала работать с ландшафтом и топографией через плавные текучие линии, которые придают зданию такой вид, словно оно сделано из жидкости. Потребовались годы на то, чтобы перевести само словосочетание «жидкое пространство» в идею, а идею – в здание».

3. О прогрессе

«Радикально изменилось понимание топологии. Раньше думали: архитектура всегда привязана к земле, связана с гравитацией, поэтому она должна быть приземленной и рациональной. Все было завязано на производстве, должно было оставаться плоским, однообразным – бесконечный конвейер. Вот это и изменилось. Современное здание буквально сливается с землей, отсутствует всякий зазор между идеей и ее производственным воплощением».

ЗДАНИЯ СОЗДАЮТСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ, РАБОТЫ, ВСТРЕЧ, УЧЕБЫ, ОТДЫХА, СНА,… В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ПРИЗВАНЫ ОБЪЕДИНЯТЬ ЛЮДЕЙ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ЭТИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА ВОСТРЕБОВАНЫ, ТЕМ БОЛЕЕ НЕЙТРАЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ АРХИТЕКТУРА. СТОИТ ТОЛЬКО СРАВНИТЬ ВЕСТИБЮЛИ ОТЕЛЯ И ТОРГОВОГО ЦЕНТРА, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО РАЗ ЛИЧНЫ ПОТРЕБНОСТИ И НАЗ НАЧЕНИЯ ЭТИХ ЗДАНИЙ.

Рост потребительского общества в 1960-х годах заставил архитекторов, подрядчиков и застройщиков переосмыслить свою роль в качестве создателей общественных помещений. Таким образом, получается, что задача состоит в создании строений высокого уровня, и в то же время, соответствующих неписаным законам цифр и денег? С тех пор они пытались найти баланс между этими двумя импульсами, ведь, когда изменяются потребности людей, соответственно, то же происходит и с архитек- турой. В местах общественного пользования люди проявляют тенденцию индивидуализировать свою территорию, например, поставив фото на рабочем столе, или положив свое пальто на соседнее сиденье в поезде. В крупных общественных зданиях, таких как транспортные узлы, люди, сомневающиеся в своем маршруте, почти всегда смотрят направо и в наиболее освещенные места. В общественных уборных туалетные кабинки часто расположены под прямым углом к двери, потому что люди не любят смотреть прямо на туалеты. Экстраверты нуждаются в меньшем количестве офисного пространства, чем интроверты и, как правило, имеют более живые украшения на своих рабочих местах. А почему мы всегда покупаем больше, чем планировали, когда идем в IKEA? Покружившись по пути, отмеченному стрелками полчаса, мы хотим чувствовать, что потратили время не зря. Всю эту информацию о человеческом поведении дают научные исследования в области социальной психологии.

Придавая значение мгновению

Для архитекторов, подрядчиков и инвесторов такого рода знания имеют большое значение. Такие здания, как торговые центры и библиотеки, превратились в места, которые также способствуют отдыху, расслаблению и встречам с другими людьми. В этом смысле они следуют тенденции вокзалов, аэропортов и музеев. Здесь общественные пространства учитывают необходимость наличия мест, где можно посидеть и поговорить, пройтись и сделать покупки и просто провести время. В то же время холл многоквартирного дома, вестибюль офисного здания, приемная больницы или фойе театра – чем более общее назначение здания, тем более общий язык его формы.

Vennsela Library
©Helen & Hard AS - фото: Hufton + Crow

Какое воздействие это оказывает на события и тенденции в архитектуре? Власть больших цифр и больших денег ведет к стандартизации. Стандартизация сделала возможным строительство социального жилья и масштабное производство после войны, но она также привела к тому, что работа архитекторов стала гораздо более политизированной и экономичной. Готовы ли архитекторы к настолько тесной связи с ра- ционализацией процесса строительства? Или это будет отвлекать их от конечной задачи архитектора: создавать автономный, культурный и идеологический язык форм? Это было предметом споров в 70-х годах прошлого века во главе с Манфредо Тафури, который рассматривал отношения между архитектурой и капитализмом в своей книге «Архитектура и утопия» (1973). Что именно он имел в виду, стало ясно только около двадцати лет спустя, когда экономика и, как следствие, архитектура были на подъеме. В конце концов, оборотной стороной архитектуры для масс является наличие сетей, таких как McDonald`s и IKEA, которые одинаковы во всем мире. И это приводит не только к взаимозаменяемости зданий, но и к взаимозаменяемости городов. Французский антрополог Марк Оже рас- смотрел этот феномен в 1992 году в своем эссе «НЕ места: Введение в суперсовременную антропологию» (Non-Lieux, introduction à une anthropologie de la surmodernité).

Конференц-палубы и passarelles в штаб-квартире компании Barco, как окно на деятельность в центральном атриум

©Jaspers-Eyers Architects - фото: Philippe Van Genechten

Perth Arena: цветные схемы и деревянные проходы

©ARM+CCN, a joint venture of ARM Architecture and CCN Architects - фото
: Stephen Nicholls

Условия жизни людей становятся все более и более обезличенными. Оже называет все эти транспортные узлы, торговые центры и многоквартирные дома «нЕ местами». Это здания для масс, здания, которые никак не трогаютвас как личность: вы рождаетесь и умираете в больнице (а не в собственной постели), вы проводите свой отпуск на курорте «все вклю- чено» (а не в протекающей палатке) и делаете покупки в супермаркете (а не у местного пекаря). В результате, люди проводят большую часть своей жизни в обезличенных зданиях и помещениях. Так стало ясно, что для конструкторов этих безликих помещений крайне важно сделать их более индивидуальными и значимыми. Исследования, такие, как описано выше, помогают архитекторам в этом процессе. Именно так мы узнаем, что люди, живущие в многоквартирных домах, с меньшей долей вероятности будут прятаться в собственных квартирах, если путь к ним более живой и привлекательный. Поэтому сейчас архитек- торы создают поэтажные планы с местами как для личных встреч, так и для уединения. Естественно, такой подход не будет работать в аэропорту, где максимальное поле зрения и свет необходимы, для того, чтобы обеспечить информированность и беспроблемную циркуляцию людей. В этой ситуации дизайнеры учитывают закрытые зоны путем создания разграничений в помещениях, таких как перегородки или простенки. Интересным примером этого является концертный зал и спортивный стадион Perth Arena в Австралии (см. стр. 14), где «человечество в масштабе» проявляется в разделении фасадов на более мелкие части, в цветовых схемах и деревянной отделке. Однако, здания, подобные этому, в первую очередь являются эффективными машинами, которые предназначены для эффективного перемещения людей с одного места на другое, хотя их общественные пространства проектировались с особой внимательностью.

Уникальность

Но там, где уровень нового строительства сокращается, стандартизация и большие масштабы являются менее важной про- блемой. Кроме того люди склонны больше ценить мастерство и уникальность. Именно в этом кроется причина того, почему торговые площадки настолько популярны в Европе в настоящее время, такие как крытый рынок в Генте от Robbrecht & Daem или в Роттердаме от MVRDV. Другой хороший пример – это библиотека сэра Дункана Райса в Абердине от schmidt hammer lassen architects. Здесь атриум был создан не только, с целью уди- вить, но и создать окно внутрь здания благодаря умному использованию, так называемого «вихря» – отверстия в полах, которые слегка смещены на разных этажах по отношению друг к другу. Это придает объемности пространству, ведь этажи просматриваются, как сверху вниз, так и в обратном направле- нии, создавая впечатление от наблюдения за кукольным домом или ульем. Можно увидеть, книги, студентов, группы людей, жизнь,… все сразу! Архитекторы, клиенты и посетитель используют эту потребность в общности и мастерстве. Создание особого места, а не только его эффективность стало важной темой в современной архитектуре. Это определяется тем, что люди хотят получить от общественных мест чувство общности, опыт, уникальность, связать с ним свои воспоминания. Дело больше не в том, что люди должны быть эффективно размещены в большом пространстве, а в том, что они должны иметь ощущение того, что они – часть единого большего целого.