Методы исследования восприятия. Система заданий У.В

Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для которых характерно, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы; отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование процесса. Различия между ООП и СОП :

Объектно-ориентированные теории восприятия:

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция – метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа – они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из: Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.

Гештальттеория восприятия. Акцент на врожденный характер перцептивных процессов. Основываеться на целом, а не на единицах – пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий. Физиологическая гештальттеория – концентрация химических веществ на окончаниях возбуждения.

Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внешним миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологический акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности – окружающая среда. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации.

Субъектно-ориентированные теории восприятия:

Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов: 1) первичный образ - имеет чувствительную природу, порождается физиологическими элементами; полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внешним миром (напр., представление о форме вещей, их пространственной локализации и т.п. 3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознательного умозаключения. Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

Брунер. Восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых объектов к общему классу (признаки отнесения - категории).

1) Первичная (докатегориальная) - выделяются признаки объекта, его характеристики. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Найссер. Основные положения: 1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естественной целенаправленной деятельности. 2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения.

Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Результат исследования окружения – выделенная информация – модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. ®Объект (наличная информация)® модифицирует® схема ®направляет® исследование® Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с формой и содержанием.

11. Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания :

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания :

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание .

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании . По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Исследование восприятия проводится в направлении изучения либо отдельных свойств восприятия, либо совокупностей свойств.
Гайда и Лоскутов предложили трехуровневое деление свойств объектов:
1-й уровень. Особенности восприятия отражать свойства объектов: локализации в пространстве / удаленность от субъекта / направление движения относительно субъекта и (или) друг друга / рельеф / форма / величина / длительность воздействия объекта на субъект / последовательность воздействия.
2-й уровень. Свойства более высокого порядка: предметность / константность / целостность / структурность / обобщенность.
3-й уровень. После включения в сознание: избирательность / осмысленность / целенаправленность / категориальность...
При исследовании того или иного свойства восприятия экспериментатор варьирует, исходя из своей гипотезы, физические характеристики объекта восприятия и установку испытуемому.
Гайда и Лоскутов приводят эксперимент: "восприятие формы при пассивном и активном осязании. Изменение физических характеристик - изменение формы фигурок. Изменение установки: просьба описать форму фигуры либо не ощупывая, либо ощупывая. Соколова Е.Т. описывает эксперимент, изучающий влияние мотива на восприятие.
Условия экспериментов сильно варьируются в зависимости от того, какие свойства изучаются.
Гайда и Лоскутов приводят 2 эксперимента на константность восприятия размеров (ограниченность поля зрения / наклон плоскости), один на исследование адаптации зрительного восприятия к искажениям сетчаточных изображений (очки), 2 на зрительные иллюзии.


Свойства восприятия :

Апперцепция - зависимость от прошлого

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений.

Структурность (обобщенность) – мы воспринимаем фактически обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

Константность – мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.

Свойства ощущений :

Качество - особенность, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида.

Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления.

Продолжительность (длительность) – это время, в течение которого сохраняется

Управление восприятием

Чем шире ваше восприятие, чем больше красок, звуков, мыслей, эмоций, впечатлений вы получаете, тем больше полезной информации вам дарит окружающий мир. Обычное восприятие отличается от расширенного, также как отличается восприятие человека спящего от бодрствующего. Восприятие сужается, потому что большинство информации, которую получают ваши органы зрения, слуха, обоняния и осязания, отфильтровывается в подсознании. Создано большое количество методов, позволяющих сделать восприятие более осознанным. Это дает вам возможность самим решать, какая информация должна быть отфильтрована. Работа, связанная с расширением восприятия, в результате обязательно приведет к переходу на более высокий качественный уровень. Вы придете к цельному голографическому восприятию. Работа над расширением восприятия будет вестись на трех основных «фронтах»: визуальном (зрение), аудиальном (слух) и кинестетическом (ощущения). Вы уже продвинулись на этом пути, когда создавали образы и представляли океан энергии (визуальный канал восприятия); слушали одновременно несколько звуков (аудиаль-ный); практиковали дыхание через сердце (кинестетический). Следующий этапом развития восприятия будет синестезия - синтез всех трех каналов восприятия.

Начнем с аудиального канала. Для этого прислушайтесь к какому-нибудь звуку или включите приятную для слуха музыку.Теперь почувствуйте этот звук. Задайте себе вопрос: какие ощущения он у меня вызывает? Как он отражается на мышечном тонусе?Подключите зрение. Попробуйте увидеть этот звук.Найдите цвет, с которым он у вас ассоциируется.

Время от времени меняйте последовательность работы. Например, начните с какого-нибудь ощущения, а потом окрасьте его и сопоставьте звук. Результатом будет усиление эффективности любой практики по управлению собой. Ведь практически все они непосредственно связаны с использованием каналов восприятия. Работу с образами можно дополнять звуками. Возрастная регрессия станет для вас более простой. Совершенствуясь в расширении восприятия, вы начнете более полно проживать каждый момент вашей жизни

Нарушение восприятия

Агнозии/псевдо агнозии - нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания/ нарушение контроля за результатами деятельности и общее осмысление ситуации.

Галлюцинации/псевдогаллюцинации - восприятия, возникающие без наличия реального объекта при психических /расстройства восприятия, подобные галлюцинаторным, однако, в отличие от них, лишенные "ощущения объективности и действительности".

Ошибки восприятия:

· Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.

· Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

· Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

· Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

· Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

· Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Внимание -это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

ВИДЫ(основные)

· непроизвольное и произвольное внимание

Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании

Функции внимания:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации,

· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

· определяет точность и детализацию восприятия,

· определяет прочность, и избирательность памяти,

· определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Концентрация внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания - продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

Объем внимания

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные.

Распределение внимания

Распределение - это способность одновременно выполнять несколько действий.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной

информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Тест Мюнстерберга на восприятие

Цель исследования: определение избирательности внимания.

Оборудование: бланк с заданием.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин.

Измерение объема восприятия

Цель упражнения – определить объем зрительного восприятия в

зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в

наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте

40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются

буквы, затем фразы. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что

ему было предъявлено.

Иллюзии установки

Существует определенный вид иллюзий восприятия, классическими

примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины.

Можно выделить следующие черты ситуаций и свойств возникающих

1. Перед испытуемым ставится задача сравнительной оценки пары

объектов по какому-либо параметру: весу, объему, размеру.

2. Опыт состоит из двух серий: предварительной, или установочной, и

основной – контрольной. Цель предварительной серии – создать у

испытуемого предпосылки для возникновения иллюзий, цель основной серии

– обнаружить иллюзию.

3. В предварительной серии предъявляется пара заведомо разных

объектов, в контрольной – пара одинаковых.

4. В контрольной серии испытуемый обычно допускает ошибку в

направлении контраста: меньшим (более легким) кажется тот объект,

которому в установочной серии соответствовал больший (более тяжелый). В

некоторых случаях (обычно при небольших различиях между объектами в

предварительной серии) имеет место ассимилятивная иллюзия: в

контрольной паре большим (более тяжелым) кажется тот объект, которому в

установочных опытах соответствовал также больший (более тяжелый)

Цель упражнения – демонстрация иллюзии размера.

Упражнение состоит из предварительной и контрольной серий.

Предварительная серия. Испытуемому предъявляются в течении 1

секунды 2 окружности существенно различного диаметра. Задача

испытуемого – сравнить окружности по размеру и указать большую. Кроме

того, он оценивает степень уверенности в правильности своих ответов по 3-х

балльной шкале:

3 – твердо уверен;

2 – не совсем уверен;

1 – не уверен.

В предварительной серии предъявляется 8 одинаковых проб.


Контрольная серия. Испытуемому без предупреждения предъявляются

две одинаковые окружности, равные по диаметру меньшей окружности в

предварительной серии. Задача испытуемого не изменяется. Если он

принимает решение о равенстве окружностей, то дает соответствующий

ответ. В контрольной серии также дается 8 проб.

Иллюзии восприятия

1. Константность восприятия

Константность восприятия – это способность воспринимать

предметы относительно постоянными по форме, величине, цвету и т. п., при

изменяющихся условиях восприятия.

Размеры кошки, изображенной на верхнем рисунке в отдалении, а на

нижнем – на первом плане, одинаковы. Так ли воспринимает это ваш мозг?

Организация восприятия

Феномены восприятия были описаны и проанализированы школой

гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка).

Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или

предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне.

Одна из врожденных особенностей мозга структурировать сигналы

таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную

конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл,

воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон

воспринимается гораздо менее структурированным (рис.2).

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой

элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду

до этого виделось как фигура теряет свою ясность и смешивается с общим

Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо, черным либо

белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или 2 профиля.

Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратится в фон, а фон в

Иллюзии восприятия сложных объектов

При восприятии человеком сложных, осмысленных изображений

срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в

воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе

которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем

составить целостное представление.

Кого вы видите на рисунке – старуху или молодую модницу? Одни

видят профиль молодой женщины, а другие – профиль старой. У каждого из

смотрящих появляется какая-то гипотеза, и мозг пытается подтвердить эту

гипотезу, организуя разные элементы рисунка по разному.

Узнавание фигур

Цель упражнения: исследование процессов восприятия и узнавания.

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9

фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в

течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с

большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них

фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас

есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество

фигур» (рис. 5).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 6) среди

нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом

Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях

Как показано выше, нарушения восприятия имеют различ­ные причины и разные формы проявления. Знание этих особен­ностей позволяет психологу участвовать в постановке диагноза,

а знание механизмов нарушений - в разработке и осуществле­нии коррекционных программ.

При локальных поражениях головного мозга наблюдаются два вида нарушений:

1. Сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т. д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

2. Сложные гностические расстройства, отражавшие нару­ шение разных видов восприятия (восприятие предметов, про­ странственных отношений). Эти нарушения связаны с пораже­ нием корковых зон мозга.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности. Чаще встре­чается не снижение, а усиление болевого ощущения, так назы­ваемые «психогенные» боли, что также является нарушением восприятия. При переживании боли большая роль отводится ожиданию, боязни боли, хотя, по исследованиям Б. Д. Карва-сарского, не существует боли, лишенной материальной основы, даже когда речь идет о психогенных болях. При этом важно ус­тановить соотношение сенсорного и эмоционального компонен­тов переживания боли для выбора правильного лечения: преоб­ладание медикаментозного воздействия или психотерапевтиче­ского.

У эпилептоидных больных восприятие чрезмерно детализи­ровано и малопродуктивно. Можно сказать, что они «за деревь­ями» не видят леса.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов свя­заны большей частью с апатоабулическим синдромом и эмо­циональной амбивалентностью.

При психопатиях возбудимого круга повышается чувстви­тельность при повышении эмоционального тонуса.

При психопатиях тормозного типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоцио­нального тонуса.

При реактивных депрессиях восприятие нарушено по-разному, и зависит от клинической картины:

а) при депрессивно-параноидном синдроме - аффективное искажение восприятия;

б) при астено-депрессивном - фрагментарность восприятия с трудностями концентрации внимания и его переключения;

в) при истеро-депрессивном - восприятие отличается вну­ шаемостью, в силу чего возможны псевдоагнозии.

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

Клинический метод применяется в случаях, когда необхо­димо исследование болевой, тактильной, температурной, вибра­ционной или слуховой чувствительности, проводится с помо­щью специально подобранных волосков, щетинок, игл, анама-лоскопов, аудиометров и др. Осуществляют такую диагностику обычно врачи.

Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические мето­ды, к примеру, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным.

Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследо­вания зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать «Классификацию предметов»). Испытуемый должен узнать предмет. Затем ему предлагают более сложные рисунки, к примеру, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрей-тера). Иногда для исследования зрительного восприятия ис­пользуют также таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органи­ческих изменений головного мозга используют таблицы с дви­жущимися квадратами, или «волнистый фон», предложенные М. Ф. Лукьяновой.

Для исследования зрительного восприятия используют та-хистоскопический метод (предъявление изображений в течение определœенного времени); а в случае крайне важности исследова-

ния слухового восприятия - идентификацию магнитофонных записей. Для этого крайне важно иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелœест страниц переворачиваемой кни­ги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т. д. С помощью этого метода, как вы уже знаете, можно обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.

Библиографический список

1. Атлас для экспериментального исследования психиче­ ской деятельности человека / Под ред. И. А. Полищука и А. Е. Видренко Киев, 1980.

2. Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 1965.

3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

4. Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. М., 1949.

5. Гильяшева И. Н. О применении методики ТАТ в диаг­ ностике неврозов и шизофрении // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и меди­ цинской деонтологии. Л., 1972.

6. Зейгарник Б. В. Биренбаум, Г. В. К проблеме смыслово­ го восприятия // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. М., 1935. Т. IV. Вып. 6.

7. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1999.

8. Кандинский В. X. О псевдогаллюцинациях. М„, 1952.

9. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. М., 1977.

10. Рубинштейн С. Я. Экспериментально-психологический подход к исследованию обманов слуха // Невропатоло­ гия и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1971. № 6.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­ сихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970.

32. Методы исследования восприятия

Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен.

Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.

Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию используют следующие подходы:

Тахитоскопия. Строго дозированное и ограниченное время экспозиции. Контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула.

Хронометрия. Измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов. Существуют моторные, вербальные, физиологический реакции.

Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.

Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.

Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала. С помощью эмпирических операций или инъекций вносятся систематические искажения в естественные соотношения между объектом и наблюдателем.

Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.

Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.

Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.

Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.


24. Монистическая и множественная модели памяти

Винер разделил память на текущую и постоянную.

Оперативную память

Бродбент предложил модель переработки, в котором перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные центры, которые соответствуют различным модальностям сигналов, где она хранится очень короткое время, а потом передается в следующий блок, где подвергается переработке в вербальную форму, этот блок соответствует кратковременной памяти.

Предложили идею о первичной и вторичной памяти, информация из первичной памяти теряется, т.к. она не затухает. Вытесняются вновь поступившей информацией (интерференция).

Множественная модель памяти, Шифрин

В данной модели информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды.


Сл.страница


Бэдели и Хинч разработали модель оперативной памяти, основываясь на том, что хранение поддерживается в активном состоянии.

Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально специфической, а мультимодальной.

Система состоит из 3-х компонентов:

Центрального исполнительного компонента и 2-х «систем-врагов». Одна из которых специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная).

Согласно модели в артикуляционной петле автоматически поддерживается определённое количество информации.

Это количество зависит от времени необходимой для вокализации материала (1-2 сек.), поэтому ёмкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проявления.

S – ёмкость памяти

R – скорость чтения
Ck – коэффициенты

Подавление артикуляции влечёт за собой снижение ёмкости оперативной памяти.

Шанин Д.А, - идея оперативного образа – аналога оперативной памяти визуальной модальности, в нем акцентируются признаки объекта, которые существенны при выполнении конкретной деятельности.


5. Общие свойства ощущений

Качество – основная особенность данного ощущения, отличает его от других видов и вирирующая в пределах данного вида ощущения. Качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй.

Интенсивность – является количественной характеристикой ощущений и определяют силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения. Это есть его временная характеристика, определяется функциональным состоянием органа чувств но главным образом действием раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение возникает спустя латентный период ощущения. Латентный период для разных видов ощущений различен.

Подобно тому, как раздражение не возникает, но и также не сразу исчезает после прекращающегося воздействия раздражителя (зрительное ощущение – остается след в виде последовательного образа).

Существуют положительные и отрицательные положительные образы: положительные остаются после раздражения неизменными (в кино не замечаем периоды перемены кадра, т.к. они заполнены следами последовательных образов). Отрицательные: при ощущении цвета, последовательные образы переходят в дополнительный цвет и возникает отрицательный последовательный образ, это объясняется ослаблением чувствительности сетчатки.

Анализ, осуществляемый, пространственными рецепторами дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно. 2. Психические процессы как форма деятельности Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в...

Долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Дифференциальная психофизиология - направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два...

Неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект». Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность – умение считать, ...