«Живи в кабинете». Денис Копосов о том, как в школе выстроить систему технического образования, и о том, как становятся инженерами

Почему у российских школьников снижается способность к обучению

«Общий уровень геометрической, и особенно стереометрической подготовки выпускников по-прежнему остается низким. В частности, имеются проблемы не только вычислительного характера, но и связанные с недостатками в развитии пространственных представлений выпускников, а также с недостаточно сформированными умениями правильно изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения, применять полученные знания для решения практических задач… Это связано с традиционно невысоким уровнем подготовки по этому разделу и формализмом в преподавании начал анализа…»

Из отчета ФИПИ о результатах ЕГЭ по математике, 2010.

Какие выводы напрашиваются из приведенной цитаты? Оказывается, оканчивая школу, дети мало что усваивают из основных математических навыков и умений? Очевидно, что инженерного специалиста с таким базовым уровнем знаний не подготовить. Причину пробелов в знании точных наук специалисты видят и в плохом качестве учебников, и в формализме преподавания, и в неразвитом логическом, аналитическом мышлении современного поколения школьников.

Надеемся, что беседа с Евгением КРЫЛОВЫМ , доцентом Института атомной энергетики (г. Обнинск), автором учебников по математике, программированию, уникальных «компьютерных сказок» для детей, и Олегом КРЫЛОВЫМ - доцентом Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, поможет яснее понять суть этой проблемы.

Евгений Васильевич, вы работали над учебником по программированию для вузов, сегодня трудитесь над учебником по математике для ссузов. Расскажите, какими критериями вы руководствуетесь при их создании? Что можете в целом сказать о методическом обеспечении школьного и вузовского образования?

Е.К.: Методическое обеспечение школы и вуза строится по-разному. Вузовская методика опирается на высокий профессионализм преподавателя, строгая регламентация ей противопоказана. Считаю, именно с учетом этой позиции должна проводиться разработка ФГОС, и они должны иметь рекомендательный статус.

Как правило, новые образовательные стандарты, поступив в вуз, тщательно обсуждаются на выпускающих и общих кафедрах, затем каждый лектор разрабатывает свою программу - и это главный момент. В дальнейшем программа снова проходит обсуждение на кафедрах и методических советах факультетов. И только после такой многолетней обкатки продукт готов. Крайне важно участие людей, которые видят, как он встраивается в общую канву учебного плана: обязательно - заведующий кафедрой, желательно - рецензент и, конечно, преподаватель, причем высокой квалификации.

В школе сложнее. При подготовке методического обеспечения нужно рассчитывать на «среднего» учителя, и для него надо сделать шаблоны и заготовки. Однако необходимо наладить обратную связь для сбора мнений педагогов. Методические службы этого не делают, поскольку они во многом оказались беспомощными. Они должны выражать мнение профессионального сообщества, то есть играть роль «отрицательной» обратной связи, а не поддерживать и оправдывать министерскую стратегию.

Очень важный вопрос - наполнение учебного плана, которое сейчас ниже всякой критики. При написании учебника по программированию, при опоре на многолетний опыт предыдущих поколений авторов, главным критерием для меня было развитие нужного специалиста. Но пришлось учесть сложившийся учебный план, существующие реалии производства программных продуктов и т.п.

О.К.: Позвольте и мне высказать свое мнение. То, что сегодня творится со школьными учебниками - катастрофа. Например, учебники одного автора, одного издательства двух последовательных лет издания невозможно использовать в учебном процессе только из-за расхождения нумерации задач, параграфов, разделов и тем.

Хороший школьный учебник формируется не один год. Причем под конкретную программу и в контексте с содержанием тех дисциплин, которые придется изучать будущему студенту в вузе. Пример: вся начертательная геометрия в вузе построена на теоремах, доказанных в школьной стереометрии как постулаты. Ясно, что качество школьного учебника и, соответственно, качество преподавания геометрии в школе напрямую влияют на понимание студентом лекций по начертательной геометрии в вузе. В реальности большинство студентов первого курса о теоремах стереометрии либо не слышали, либо их не поняли. Как результат - задачи по начертательной геометрии решаются лишь по образцу из методического пособия, без их теоретического осмысления. А откуда этому осмыслению взяться, если необходимая база на уроках математики в школе не была заложена?

- Что вы можете сказать о процедуре экспертизы учебников?

Е.К.: Экспертиза учебника для вуза организована грамотно. Менять ее, на мой взгляд, не нужно, а вот усовершенствовать - можно. По моему опыту, каждый этап, особенно работа с рецензентами, приводил к улучшению.

В целом, наблюдаю, что учебник становится хорошим после второго или третьего переиздания. Лучший по геометрии - А.П. Киселёва работал сто лет, но сейчас, к сожалению, заменён значительно уступающими по качеству. Почему? Да потому, что профильным министерством рекомендовано менять их каждые пять лет.

Очень важно при подготовке учебника соблюсти предметную строгость и обеспечить усвоение материала на данном возрастном уровне. Поэтому, кроме знания предмета, автору необходимы рекомендации учителей, работающих с определенным возрастом, или личный опыт.

Удивило, откровенно говоря, что из издательства был спущен жёсткий план учебника. Получается, от автора уже совершенно ничего не зависит? Считаю, такое положение вещей неразумным - это сказывается на качестве резко отрицательно.

Также неразумно, на мой взгляд, и навязывание состава учебника. Считаю, что хорошо изложить в одной книге элементарную математику и элементы математического анализа не сможет ни один гений. Тем не менее, мне предложили в одну книгу втиснуть ещё и геометрию, и задачники.

С экспертизой школьного учебника пока не сталкивался, но, по отзывам коллег, она организована плохо. Рецензенты чаще заняты защитой собственных издательских фирм, и ждать от них объективности не приходится.

По исследованию аналитиков ГУВШЭ В. Гимпельсона и Р. Капелюшникова, две трети студентов российских технических вузов инженерами стать просто не смогут - в силу якобы «полученных знаний». Проблему исследователи видят, главным образом, в низком качестве базового - школьного образования, с которым абитуриенты приходят в технические вузы…

Е.К.: По моим субъективным оценкам, в прошлом году половина студентов факультета кибернетики не была способна учиться вообще, не говоря уже о готовности стать инженером. Можно, пожалуй, назвать необходимые критерии способностей к обучению, но сложно назвать достаточные…

Низкое качество школьного образования - одна из причин низкой способности к обучению в вузе, но далеко не единственная. Развал образования начинается в детском саду или даже ранее - в семье. Что я имею в виду? Образование для общества - средство защиты от угроз, а для личности - от жесткой конкуренции. Но современным обществом владеет ложное чувство безопасности. А родители все чаще желают своим чадам комфорта, не понимая, что образование требует серьезного труда. Таким образом, качественное, серьезное образование не востребовано ни на уровне общества, ни на уровне личности.

- Что, повашему, необходимо школе, чтобы выявлять, развивать у учащихся способности к точным наукам?

Е.К.: По моему мнению, выявлять способности к точным наукам специально не надо. Надо развивать кружки, факультативы, курсы по выбору, предметные олимпиады - этого будет достаточно. Можно добавить профориентацию. Для развития способностей как к точным, так и гуманитарным наукам необходимо работать по принципу: учить по мере психологической готовности к восприятию.

- Логическое, познавательное мышление молодого поколения все ухудшается. С чем это связано, на ваш взгляд?

Е.К.: Ухудшение логического мышления существует и обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Читая много лет лекции по программированию, я вижу снижение способности к алгоритмическому мышлению. Особенно это стало заметно в последние годы. Сегодня наше общество не чувствует потребности в интеллекте, хотя вот, например, в Японии, Финляндии такая потребность существует.

Первая причина - уровень развития технических средств: телевизор, компьютерные технологии. Скажем, компьютер «отключает» мелкую моторику ребенка, являющуюся мощным средством развития, особенно в раннем детстве.

Еще одна причина - провал школьного образования и, в первую очередь, идеи раннего развития логических способностей. Всё надо делать вовремя: преждевременное развитие наносит непоправимый вред интеллекту! В детском саду надо заботиться о развитии моторики и воображения. Далее, в начальной школе, наступает время развития образного мышления. Логическое мышление - более позднее качество, и его надо тщательно готовить, развивая, прежде всего, воображение, а также дисциплину мышления. Это должно происходить, приблизительно, в восьмом классе. Именно тогда наступает время математики, физики, информатики.

Кроме того, отрицательное влияние на развитие мышления оказывает и методически неверное обучение классическим предметам.

Возьмём математику. Один из сложнейших для школьника вопросов: что такое длина карандаша? Еще пример: на вопрос о том, чему равен синус шестидесяти градусов, ответит половина хороших учеников. А почему - объяснят уже не более трёх. Все дело в том, что концептуальное объяснение, дискуссии, выводы выброшены из школьного курса. Школьная математика переполнена лишним, и на развитие нужных навыков времени нет. Аналогичные примеры могу привести и из школьного курса физики. Русский язык - это также необходимое средство развития. В школе надо научить детей говорить и писать, но не тратить время на лексический анализ.

О.К.: Снижение стимула к познанию, к сожалению, результат идеологии «общества потребления». Существенно снизилась двигательная активность детей. Компьютер заменяет общение с ровесниками.

Как вы относитесь к идее председателя наблюдательного совета Российской шахматной федерации Аркадия Дворковича о привитии минимальных шахматных знаний всем детям? Насколько уроки шахмат в школе способны помочь в развитии способностей учащихся?

Е.К.: Шахматы интересны и полезны для тех, кому они интересны. Развивают они специфические способности, так же, кстати, как и компьютер. Шахматы подойдут на начальном этапе развития мышления. Но если мы говорим уже о профессиональном уровне образования, то приходится выбирать между шахматами и математикой.

Несомненно, в школе нужны шахматные кружки и турниры, но, превращая уроки шахмат в обязательный курс, мы поведём очередную кампанию, а получим эффект отторжения.

О.К.: Занятия шахматами, даже на любительском уровне, развивают логику и логическую память. Освоение шахмат, вообще-то, начинается с того самого образного мышления, о недостатке которого в образовании очень много говорится. И только существенно позже, по мере накопления игрового и турнирного опыта, включается собственно само логическое шахматное мышление.

Как правило, школьники, занимающиеся шахматами систематически хотя бы два-три года, лучше успевают в школе и имеют более высокие оценки - прежде всего, по математике.

Кроме того, проигранная или выигранная в турнире партия - результат личных усилий и прямое воспитание ответственности ребенка за свои действия. Причем не только во время игры, но и в ходе подготовки к ней. О воспитании психологической устойчивости в стрессовой (турнирной) ситуации и говорить не приходится.

В некоторых школах информатику как способ развития логики вводят с первого класса, в других - начинают заниматься информатикой гораздо позже, часто на факультативной основе. Как вы считаете, в каком возрасте такие занятия оправданы, необходимы? Нужны ли они явным «гуманитариям» и в каком объеме?

Е.К.: Ранняя информатика вредна, так как логического развития все равно не происходит. Появляется лишь привычка к словоблудию и отторжение «ненужных» знаний. Результат - кардинальное изменение восприятия информации.

Повторюсь, серьезные занятия должны быть не раньше восьмого класса. Состав курса должен зависеть от его целей. Кому-то из учащихся будет достаточно программы Office (например, гуманитариям), кому-то нужен сложный графический редактор (будущему дизайнеру), будущему «технарю» - курс алгоритмики и элементы программирования на языке Паскаль (не на Бейсике). Курс надо строить по модульному принципу - с возможностью выбора и, в основном, на факультативной основе. В младших классах допустимы простые графические средства и простейшие языки, типа ЛОГО с «черепашкой».

- Какие основные принципы должны быть положены в основу организации физикоматематических школ при вузах?

Е.К.: Я работал в Новосибирском университете по курсу математического анализа и наблюдал дальнейшую судьбу выпускников профильных школ. Убеждённые, что им всё известно, они нередко расслаблялись на первом курсе вуза и уже через год проигрывали студентам, пришедшим из обычных школ.

В «вузовских» школах должны работать высококвалифицированные преподаватели и им нужно предоставить свободу выбора - чему и как учить. Обязательно соблюдать принцип: не стремиться к преждевременному развитию, а заниматься углублением знаний, развитием способностей. Скажем, глубокое изучение матанализа не нужно, а теория сравнений, комбинаторика - будут очень полезны.

- Что можете сказать о двухуровневом образовании для инженеров?

Е.К.: Ничего страшного в двухуровневой подготовке нет, но она не годится для подготовки по аварийно опасным и технически сложным производствам. Инженера-информатика можно готовить любым способом, поскольку такой инженер в житейском понимании эксплуатирует готовые системы. А вот оператора ядерного реактора, инженераавиационщика и других подобных специалистов. надо готовить традиционно.

О.К.: Что касается бакалавров и магистров - «недоучки» опасны везде. Как может работать с несколькими десятками механизаторов недоученный инженер? Притом, что современный зерноуборочный комбайн больше похож по уровню своего оснащения даже не на компьютер, а на космический корабль.

Увы, знакомство с новыми образовательными стандартами и планами подготовки приводит только к одной мысли: поначалу исчезнут преподаватели по специальным дисциплинам, поскольку сокращены (а в ряде случаев и исключены) из программ подготовки будущих инженеров именно специальные дисциплины. Советский техник-механик, выпускник техникума, был гораздо более подготовлен - прежде всего, в практическом смысле. Бакалавр же не будет иметь ни достаточной теоретической подготовки, ни минимально необходимой практической.

Немного о предыстории вопроса

Почему наши соотечественники предпочитают ездить на иномарках? Почему в своем окружении вы не найдете пользователей отечественных смартфонов? Почему российские наручные часы, еще лет 40 назад успешно экспортировавшиеся за границу, сегодня далеко отстали от продукции швейцарского часпрома?...

Ответ на все подобные “почему” прост: за последние десятилетия страна существенно подрастеряла свои инженерно-конструкторские кадры, не создав принципиальных условий для их восполнения. Результат – отставание от стран-конкурентов по множеству отраслей, где требуются высокопрофессиональные конструкторы и инженеры. А требуются они во всех сферах, где речь идет о разработке и промышленном изготовлении чего бы то ни было – от предметов мебели до военной и космической техники.

В наши дни осознание ситуации пришло, и стали приниматься системные меры по ее исправлению. Понятно, что в данном случае все должно начинаться с образования, ибо нельзя получить первоклассного инженера “из воздуха”. Цепочку воспитания соответствующих кадров нужно протянуть от школы через инженерные вузы к высокотехнологичным инновационным предприятиям .

Так в сентябре 2015 г. под эгидой Департамента образования г. Москвы стартовал проект “Инженерный класс в московской школе”, имеющий главной целью подготовку компетентных специалистов, необходимых экономике города и востребованных на современном рынке труда (аналогичным проектам был дан ход и в регионах). Одним из участников проекта стала Гимназия №1519.

Спустя год после старта

2015/2016 учебный год стал весьма динамичным в части продвижения проекта “Инженерный класс в московской школе”. Около ста школ столицы влились в проект, открыли в общей сложности более двухсот инженерных классов, охвативших около 4.5 тысяч учащихся. К концу года более 130 новых школ заявили о своем желании участвовать в проекте. В реализации проекта участвуют 16 федеральных технических вузов, являющихся опорными площадками для профориентационной работы с учащимися инженерных классов. Формируется пул предприятий-партнеров проекта из различных отраслей промышленности. Знакомство с работой реальных высокотехнологичных предприятий должно послужить эффективному “погружению” учащихся в инженерную сферу.

В июне 2016 года в Москве на площадке МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялся Международный конгресс “SEE-2016. Наука и инженерное образование”. В работе Конгресса приняли участие представители российских и зарубежных университетов и научно-промышленных предприятий, потенциальных работодателей, отечественных школ. Конгресс был сконцентрирован на повышении эффективности инженерного образования в современных условиях, а обмен опытом с зарубежными коллегами позволил выявить пока еще не реализованные возможности и слабые места в деле возрождения отечественного инженерного потенциала.

“Хотим готовенького”

Как показало общение на Конгрессе, часть российских предприятий и вузов все еще исходят из представления, что для воспитания профессионального инженера достаточно адаптации вузовских программ под потребности предприятий, нуждающихся в инженерных кадрах. Результатом такого подхода является “недоученность” выпускников вузов до требуемого уровня. Отечественные эксперты считают, что горизонт воспитания инженера составляет примерно семь лет, из чего следует, что начало этому воспитанию должно быть положено уже в школе . Открытие инженерных классов и активная позиция вузов – участников проекта в построении эффективного взаимодействия с профильными школами и внедрении отдельных форм инженерной подготовки уже начиная со старших классов, отвечают этой потребности.

В Гимназии № 1519 открыто два инженерных класса (10-й и 11-й) и так называемый “предынженерный” 9-й, учащиеся которого также вовлекаются в соответствующие профориентационные мероприятия и получают расширенную подготовку по профильным предметам (физика, математика, информатика). К моменту окончания учащиеся этого класса в подавляющем своем большинстве выбирают профильное техническое направление в старшей школе. Зачисление в 10-й и 11-й инженерные классы происходит на основе анализа интегрированных образовательных результатов учащихся по профильным предметам, результатов проектно-исследовательской работы и научно-технического творчества.

Гимназия №1519 заключила договоры о сотрудничестве с МИЭМ НИУ ВШЭ и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Партнерство с данными вузами обеспечивает учащимся широкий круг разнообразных инженерно-образовательных возможностей, включая профориентационные лекции, спецкурсы, лабораторные работы, мастер-классы, летнюю инженерную практику на базе университетских кафедр, научно-образовательных центров и лабораторий.

А надо бы еще раньше

Можно констатировать, что понимание необходимости начала воспитания будущих инженеров уже со школы охватывает все больше сторонников и становится практически необратимым. При этом сравнение с зарубежным опытом показывает, что за границей вовлечение школьников в инженерную деятельность происходит гораздо раньше, чем у нас – уже с младших классов .

Российские школы уже начали перенимать этот опыт. Таким образом, мы становимся свидетелями тренда на понижение возрастного барьера вхождения в область инженерии . И для этого в настоящий момент складываются хорошие предпосылки: учащиеся и их родители, видя высокую и неформальную активность по возрождению престижности инженерной профессии, становятся сильно мотивированными и демонстрируют отчетливый отклик на этот сигнал. Вероятно, через год охват учащихся профильными инженерными классами кратно увеличится, а начало предпрофильной подготовки сместится в сторону 5 – 8-х классов.

Осознавая указанный тренд, Гимназия №1519 тоже планирует в 2016/17 учебном году ввести элементы предпрофильной инженерной подготовки в 5 – 8-х классах. Одним из таких элементов станет курс трёхмерной компьютерной графики, нацеленный на формирование пространственного мышления школьников. Другой элемент – кружок интеллектуальной робототехники, способствующий развитию базовых навыков использования компьютеров и управляемых роботизированных устройств, навыков программирования и решения алгоритмических задач.

Что ты умеешь на самом деле?

Важный тезис, разделяемый инженерным и образовательным сообществом: пока человек не начнет делать что-либо своими руками, его инженерные познания иллюзорны . Вот почему практически все участники движения по возрождению инженерного потенциала страны подчеркивают исключительное значение проектно-исследовательской деятельности школьников и студентов. Понимая важность данного фактора и опираясь на положения ФГОС второго поколения, необходимо придать проектно-исследовательской деятельности статус обязательного компонента подготовки школьников . Вероятно, такой подход также превратится в тренд в ближайшие годы.

Представляется, однако, что не все способы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся равноценны и эффективны. На мой взгляд, можно выделить три уровня организации такой деятельности:

“Начальный”

Речь идет о проектах, придуманных в домашних или школьных условиях . Руководителями таких проектов являются родители ребенка или учитель. С одной стороны, это позволяет выделить активных детей, повысить их мотивацию, набраться минимального исследовательского опыта. С другой стороны, недостатки этого способа весьма существенны: за такими работами, как правило, не стоит столь важных организационных ресурсов, как производственная база и научный потенциал руководителя. Соответственно, подобные проекты, в большинстве своем, почти не имеют прикладного значения и перспектив серьезной дальнейшей разработки.

“Базовый” (на текущий момент)

Этот уровень предполагает выполнение проектов на вузовских площадках под руководством вузовских специалистов и научных работников . В этих условиях к услугам школьника, выполняющего проект – и разнообразное оборудование, и научный опыт руководителя, позволяющий поставить действительно актуальную и перспективную задачу, и возможность дальнейшего продвижения выполненной разработки, если она этого заслуживает. Данный уровень отвечает современным представлениям о проектно-исследовательской деятельности учащихся инженерных классов и предусматривается большинством договоров о сотрудничестве между вузами, участвующими в проекте, и профильными школами. В основном, именно на такую форму проектно-исследовательской деятельности в настоящее время существует запрос со стороны участников (школ, вузов, предприятий), занятых в деле возрождения инженерной профессии.

“Высший” (предположение)

Прорывным шагом вперед в развитии проектно-исследовательской деятельности стало бы формирование групп, состоящих из студентов и школьников, участвующих в выполнении конкретных проектов на конкретных предприятиях , представляющих наукоемкие и инновационные отрасли. Такой подход дал бы максимальную степень погружения будущих инженеров в профессию, обеспечил бы несомненное прикладное значение их работе, а также перспективу внедрения выполненных разработок в практику. Мотивация учащихся в такой модели достигала бы наивысшего уровня.

В разрезе проектно-исследовательской деятельности задачей №1 нашей гимназии является максимальный охват учащихся этой деятельностью на уровне не ниже “базового” и придание ей статуса обязательного компонента подготовки школьников. Помимо этого, мы намерены предпринять усилия, чтобы внедрить в гимназии модель “высшего” уровня.

Можешь ли ты “продавать”?

На Конгрессе SEE-2016 интересная дискуссия развернулась на тему: должен ли инженер одновременно быть предпринимателем , чтобы уметь коммерциализировать свои идеи и разработки, находить для них инвесторов, “пробивать” им дорогу в жизнь? Участники сошлись во мнении, что такая двойная роль – “инженер-предприниматель” – это, скорее, идеальная модель, и ее нельзя возводить в ранг стандарта . Хотя, если инженер, не в ущерб своему профессионализму, тем или иным способом овладеет навыками предпринимателя, то это можно только приветствовать.

Разумным решением являются созданные в различных вузах факультеты и кафедры, готовящие специалистов по продвижению инженерных разработок. И хотя акцент в проекте “Инженерные классы” делается не на комерциализации инженерных разработок, а на овладении собственно инженерной профессией, определенная профориентационная работа, связанная с инженерным бизнесом, не была бы лишней. Во всяком случае, школьнику, нацеленному на профессию инженера, полезно заранее представлять себе, что созданный инженером прототип чего-либо, пусть даже очень перспективного и востребованного, – это не финал процесса, а лишь старт целого комплекса специальных бизнес-мероприятий, выводящих разработку в жизнь.

В этой связи, возникает следующая идея: занимаясь продвижением инженерных классов в широком смысле, можно найти полезное место в этом процессе и для части учащихся классов социально-экономического профиля. Во всяком случае, опыт нашей гимназии показывает, что учащиеся этих классов проявляют интерес к направлению “Инженерный бизнес и менеджмент”. Представляется, что вовлечение классов социально-экономического профиля во взаимодействие с соответствующими факультетами и кафедрами вузов не только не “нагружает” избыточно проект “Инженерные классы”, но и разумно дополняет его в силу сказанного выше о разделении ролей собственно инженера и предпринимателя, продвигающего инженерные разработки в жизнь.

IT – без них никуда!

По меткому замечанию одного из докладчиков SEE-2016, современные самолет, ракета и многие другие образцы техники – это, во многом, IT-изделия . В том смысле, что существенной их частью являются управляющие ими программно-аппаратные комплексы. Что уж говорить о “чистых” IT-сервисах, полностью состоящих из собственно программ и представляющих собой огромное поле деятельности. И тут всплывает еще одна проблема – нехватка не только инженеров в классическом понимании этого слова, но и острая нехватка высококлассных программистов . Очередное подтверждение этому было дано на проходящем в июне – августе Всероссийском молодежном образовательном форуме “Территория смыслов”, а именно – на открывшейся 13 июля 2016 г. третьей смене “Молодые ученые и преподаватели в области IT”.

Таким образом, данная проблема также заслуживает того, чтобы заниматься ею уже начиная со школы. Обращаясь вновь к теме проектно-исследовательской деятельности, уместно “обогатить” ее содержание IT-проектами и создавать условия для получения школьниками практики программирования, участия в реальных проектах автоматизации процессов на предприятиях в составе проектных групп.

На совещании 30 июня 2016 г. о планах развития проекта “Инженерный класс в московской школе” на 2016/17 год Департамент образования г. Москвы проинформировал о том, что уже формируется пул предприятий-партнеров из IT-отрасли, которые включатся в профориентационную работу со школьниками. Вероятно, мы увидим еще один тренд – увеличение доли учащихся инженерных классов, сориентированных на работу в IT-сфере и выбирающих для поступления соответствующие вузы и кафедры.

Заключение

Понимание, учет и реагирование на имеющиеся и возникающие тренды в любом сегменте образования, в частности, в рамках реализации проекта “Инженерный класс в Московской школе”, есть необходимое условие эффективной подготовки учащихся .

Проект “Инженерный класс в московской школе” создаёт условия для расширения сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями, организациями высшего профессионального образования и научно-производственными предприятиями. Объединение ресурсов участников проекта открывает перед школьниками новые реальные пути в профессию инженера.

Копосов Денис Геннадьевич,

МБОУ ОГ №24 города Архангельска, учитель информатики,
[email protected], www.koposov.info

НАЧАЛА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
BEGINNING OF ENGINEERING EDUCATION IN SCHOOLS
Аннотация.

В статье представлен опыт организации и проведения в школе инженерно-ориентированных элективных и факультативных курсов по информатике. Обсуждаются вопросы повышения учебной мотивации, профессиональной ориентации учащихся.

Ключевые слова:

Обучение информатике, элективные курсы, робототехника в школе, микроэлектроника в школе, учебные лаборатории, информатизация.
Abstract.

This article describes the experience of organizing and conducting an engineering-oriented elective and optional courses on Informatics in school. Discusses improving learning motivation, mental development and vocational orientation of pupils.
Key words:

Еducation, K-12, STEM, robotics, microelectronics, school laboratories, informatization.
На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается инженерный кризис - нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, который затормозит экономический рост страны. Это отмечают ректора крупнейших технических университетов, этот вопрос регулярно поднимается на правительственном уровне. «Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, рабочих кадров и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы еще говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры. А их на сегодня у нас, к сожалению, нет» (Путин В.В.) .

Что обычно предлагается для изменения сложившейся ситуации? Кроме повышения статуса профессии и повышения заработной платы инженерам, все «разнообразие» предложений сводится к двум направлениям: усилить отбор абитуриентов и организовать либо в школе, либо при вузе предуниверситетскую дополнительную подготовку выпускников:


  1. «Нужны другие, конструктивные подходы по обеспечению притока хорошо подготовленных абитуриентов, ориентированных на поступление в технические вузы. Одним их таких подходов является широкое развитие олимпиад школьников… Другой путь формирования контингента поступающих - целевой прием… Надо обратить самое серьезное внимание на политехническое образование школьников, восстановить необходимые объемы технологической подготовки учащихся в средней общеобразовательной школе, что было еще сравнительно недавно, развивать кружки и дома детского технического творчества» (Федоров И.Б.) ;

  2. «Часть 10-х, 11-х классов сделать «предуниверсарием». Там, кроме школьных учителей, должны работать преподаватели вузов. Если мы, таким образом, часть фундаментальных дисциплин перенесем в школу, четырех лет программы в университете будет достаточно, чтобы подготовить не «недоделанного» инженера, а бакалавра, способного занять инженерную должность» (Похолков Ю.П.) .
К сожалению, надо констатировать тот факт, что каждый университет старается выстроить систему отбора учащихся, и чем крупнее вуз, тем эта система масштабнее. Для конкретного учебного заведения - это, конечно, положительно - они привлекают лучших, самых талантливых абитуриентов, успехами которых можно красиво отчитываться, но для страны в целом - это неприемлемый подход. Стране сейчас нужны не только 2–3% очень талантливых молодых специалистов, которых выпустят ведущие университеты, а много больше. Для этого сложившаяся система не подходит. Количество одаренных людей не зависит ни от количества хороших университетов, ни от количества проведенных олимпиад. На данном этапе задача всей образовательной системы - из обычного школьника (не победителя олимпиад и конкурсов) воспитать, сформировать хорошего инженера, конкурентоспособного работника, свободную и творческую личность. Эта задача намного сложнее, и требует использования всего потенциала учителей информатики, которые в средней школе являются одной из основных движущих сил образовательных инноваций. По этой причине крупные IT-компании обратили свое внимание на школьное образование, поддерживают интересные и динамичные проекты, связанные и с информатизацией образования в целом, и с конкретными школами в частности.

Второй подход предполагает перенести часть учебного материала в среднюю школу - на первый взгляд замечательное предложение «сверху», однако вызывает негодование учителей. Сейчас наблюдается разрыв между средним и высшим образованием, и ни та, ни другая сторона навстречу друг другу не спешат: курсы повышения квалификации учителя могут проходить только в институтах повышения квалификации (другие схемы просто не работают). Необходимо четко осознавать, какой процент учащихся в обычной школе готовы слушать лекции преподавателей университетов, и понимать, как на фоне университетских профессоров и доцентов будут выглядеть школьные учителя (и наоборот). Схема эта более-менее реализуема только в городских лицеях, возможностей которых опять же не хватит на удовлетворение потребности и вузов, и страны в подготовленных абитуриентах. Замкнутый круг, формирующий и панические настроения, и нежелание что-либо изменять, или просто «назначить» виноватого («в школе плохо учат» - самое популярное убеждение работников высшей школы). «Сама система образования повсеместно начала деградировать. В этом плане самый старый и мощный образовательный институт - семья - с ее способностью к целостному образованию и передаче «неформального знания» приобретает исключительное значение. Соответственно, и инженерный тренинг в вузе, в малой фирме, в формах дополнительного образования обретает целостный личностный характер» (Сапрыкин Д.Л.) . «По моему мнению, выявлять способности к точным наукам специально не надо. Надо развивать кружки, факультативы, курсы по выбору, предметные олимпиады - этого будет достаточно. Можно добавить профориентацию. Для развития способностей как к точным, так и гуманитарным наукам необходимо работать по принципу: учить по мере психологической готовности к восприятию» (Крылов Е.В.) .

Именно в такой социальной обстановке в 2010 году мы начали реализовывать проект по созданию доступной образовательной среды, позволяющей вывести изучение информатики на качественно иной уровень, в рамках которого мы создали в нашей школе с 2012 года - гимназии) лаборатории инженерной направленности (робототехника и микроэлектроника) и используем их в рамках модели непрерывного информационного образования.

Когда мы начинали развитие этого направления, то выяснилось, что в РФ нет возможности опереться на чей-то опыт, который обычно представлен занятиями с маленькой группой увлеченных учащихся (3–5 человек), т.е. нет работы и исследований в рамках непосредственно учебного процесса, нет какой-либо интеграции и преемственности инженерных курсов и, конечно, практически нет учебных материалов для обычных общеобразовательных школ. Поэтому, при выборе основного вектора развития лабораторий мы обратились к международной аналитике и прогнозам.

В 2009 году New Media Consortium - Международный консорциум, объединяющий более чем 250 колледжей, университетов, музеев, корпораций и других, ориентированных на обучение организаций, по исследованию и использованию новых средств массовой информации и новых технологий спрогнозировал к 2013–2014 годам широкое использование для обучения смарт-объектов, в том числе микроконтроллеров Arduino - платформы с открытым исходным кодом для проектирования электронных устройств, позволяющих учащимся управлять взаимодействием этих устройств с окружающей физической средой .

Стоит особо обратить внимание на полное название нашей школы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления» (с июня 2012 года - «Общеобразовательная гимназия №24»; www.shkola24.su), это важно, так как в непрофильной школе на первое место выходят эффективность образовательных технологий и мотивация учащихся.

В 2010 году Национальный научный фонд США (совместно с The Computing Research Association и The Computing Community Consortium) опубликовал аналитический отчет , в котором подробно описаны, какие образовательные технологии будут максимально эффективны и востребованы до 2030 года:

User Modeling - мониторинг и моделирование профессиональных качеств и учебных достижений учащихся;

Mobile Tool s - превращение мобильных устройств в образовательный инструмент;

Networking Tools - использование сетевых образовательных технологий;

Serious Games - игры, развивающие концептуальные компетенции;

Intelligent Environments - создание интеллектуальных образовательных сред;

Educational Data Mining - образовательные среды интеллектуального анализа данных;

Rich Interfaces - богатые интерфейсы взаимодействия с физическим миром.

Первой задачей, которую нам предстояло решить - это создание образовательной среды, отражающей все тенденции и направления развития указанных образовательных технологий - лабораторий инженерной направленности.

За 2010–2012 года без государственного финансирования нами созданы и используются в учебном процессе инженерные лаборатории по следующим направлениям :


  • робототехника LEGO (15 учебных мест на базе образовательного конструктора LEGO MINDSTORMS NXT);

  • программирование микроконтроллеров (15 учебных мест на базе микроконтроллеров ChipKIT UNO32 Prototyping Platform, ChipKIT Basic I/O Shield);

  • проектирование цифровых устройств (15 учебных мест на базе платформы Arduino и различных электронных компонентов);

  • сбор данных и измерительные системы (15 учебных мест на базе студенческого мобильного лабораторного комплекса National Instruments myDAQ и программного обеспечения NI LabVIEW);

  • датчики и обработка сигналов (15 учебных мест на основе комплектов из 30 различных сенсоров, совместимых с Arduino, ChipKIT и NI myDAQ);

  • мобильная робототехника (15 учебных DIY 2WD роботов на платформе Arduino).
Когда, создав лабораторию робототехники LEGO, мы начали работать в трех направлениях: массовое обучение школьников, интеграция с дополнительным и высшим образованием, развитие учебных методик - нас стали поддерживать компании (и их представители), заинтересованные в развитии инженерного образования в РФ.

Вторая задача - использование возможностей лабораторий в учебном процессе, в частности при обучении информатике и ИКТ. В настоящее время это оборудование используется на уроках, элективных и факультативных курсах, элективных учебных предметах по информатике и ИКТ.

В указанных выше лабораториях, практически на каждом занятии учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда дальнейшая техническая деятельность, изобретательство становятся невозможными без научной основы. На занятиях учащиеся впервые в своей жизни получают реальные навыки организации работы; принимают решения; осуществляют простой технический контроль, строят математическое описание; проводят компьютерное моделирование и разработку методов управления, осуществляют разработку подсистем и устройств; элементы конструкций; анализируют информацию с датчиков; пытаются построить многокомпонентные системы, осуществляют отладку, проводят испытания, модернизацию и перепрограммирование устройств и систем; поддерживают их в работоспособном состоянии - все это важнейший фундамент для будущей научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности. Это уже не просто профориентация, это пропаганда науки самыми современными образовательными технологиями.

Учителя информатики при этом являются основной движущей силой, поэтому в системе подготовки (и повышения квалификации) учителей информатики необходимо учитывать образовательные возможности лабораторий по робототехнике и микроэлектронике и включать соответствующие дисциплины в программы подготовки. На базе школы проходят обучение будущие учителя - студенты Института математики и компьютерных наук САФУ имени М.В. Ломоносова (направление «Физико-математическое образование»), проводятся занятия и для педагогов.

После нескольких занятий с учителями информатики Архангельской области был отмечен достаточно важный факт - неготовность учителей применять увиденный опыт. Проведенное анкетирование выявило причины этого - многие учителя либо не заинтересованы в развитии инженерной составляющей, либо считают, что эта область не является их сильной стороной. По этой причине мы стали регулярно проводить экспансивные консультации, семинары-практикумы, мастер-классы для учителей, целью представления нашего опыта всему педагогическому сообществу, проведены вебинары на Образовательной галактике Intel (записи доступны для просмотра) .

Каких результатов мы достигли за 2 года, кроме, непосредственно создания самой образовательной среды? Во-первых, стоит отметить, что среди выпускников школы в 2011 году 60% выбрали дальнейшее обучение в высших учебных заведениях именно по инженерным специальностям (т.е. после окончания обучения получат диплом инженера).

Во-вторых, мы начали подготовку к изданию учебных пособий. В мае 2012 года издательство «БИНОМ Лаборатория знаний» выпустило учебно-методический комплект по информатике и ИКТ «Первый шаг в робототехнику» : практикум и рабочую тетрадь по робототехнике для учащихся 5–6 классов (автор: Копосов Д.Г.). Цель практикума - дать школьникам современное представление о прикладной науке, занимающейся разработкой автоматизированных технических систем, - робототехнике. Практикум содержит описание актуальных социальных, научных и технических задач и проблем, решение, которых еще предстоит найти будущим поколениям. Это позволяет учащимся почувствовать себя исследователями, конструкторами и изобретателями технических устройств. Пособие можно использовать как для занятий в классе, так и для самостоятельной подготовки. Учебные занятия с использованием данного практикума способствуют развитию конструкторских, инженерных и общенаучных навыков, помогают по-другому посмотреть на вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики, обеспечивают вовлечение учащихся в научно-техническое творчество. Рабочая тетрадь является неотъемлемой составляющей практикума. Учебные занятия по робототехнике способствуют развитию конструкторских, инженерных и общенаучных навыков, помогают по-другому посмотреть на вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики, обеспечивают вовлечение учащихся в научно-техническое творчество. Работа с тетрадью позволяет более продуктивно использовать отведенное на информатику и ИКТ время, а также дает ребенку возможность для контроля и осмысления своей деятельности и ее результатов. Рабочая тетрадь помогает в выполнении практических, творческих и исследовательских работ.

В-третьих, создана и апробирована учебная программа дополнительного образования учащихся 9–11 классов «Основы микропроцессорных систем управлений» , ядро которой - моделирование автоматических систем управления на основе микропроцессоров, как современное, наглядное и передовое направление в науке и технике, с одновременным рассмотрением базовых, теоретических положений. Такой подход предполагает сознательное и творческое усвоение материала, а также его продуктивное использование в опытно-конструкторской деятельности.

В процессе теоретического обучения школьники знакомятся с физическими основами электроники и микроэлектроники, историей и перспективами развития этих направлений. Программа предусматривает проведение практикума, состоящего из лабораторно-практических, исследовательских работ и прикладного программирования. В ходе специальных заданий школьники приобретают общетрудовые, специальные и профессиональные компетенции по использованию электронных компонентов в микропроцессорных автоматизированных системах управления, закрепляемые в процессе разработки проектов. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с физикой, математикой, информатикой и технологией, что соответствует современным тенденциям STEM-образования (Science, Technology, Engineering, Math). Программа рассчитана на 68 учебных часов и может быть адаптирована для проведения 17 часовых или 34 часовых элективных курсов. Данная программа второй год реализуется в МБОУ ОГ №24 города Архангельска на факультативных занятиях для учащихся 9-х и 10-х классов.

Должен возникать вопрос: чем обусловлено такое количество учебных лабораторий? Создав первую лабораторию, мы, совместно с педагогом-психологом, исследовали динамику учебной мотивации школьников. Используемые методы: наблюдение, беседы с родителями и педагогами, шкалирование, использовалась также и методика Т.Д. Дубовицкой. Цель методики - выявить направленность и определить уровень развития внутренней учебной мотивации учащихся при изучении ими конкретных предметов (в нашем случае - информатика и робототехника). В основе методики - тест-опросник из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста . Полученные результаты , с одной стороны, позволяют уверенно говорить о повышении уровня учебной мотивации практически у каждого школьника, с другой - через год уровень мотивации стал снижаться и стремиться к тому уровню, который был до занятий в лаборатории робототехники (на базе LEGO MINDSTORMS NXT). Именно этим фактом обусловлено дальнейшее количественное развитие учебных лабораторий. Учебная мотивация - это основной фактор в непрофильной школе, влияющий на успешность учащегося. Исследования изменений учебной мотивации мы продолжим и в дальнейшем.

Второй вопрос, который часто задают педагоги: как могут быть связаны микроэлектроника, робототехника и инженерное образование в целом со спецификой нашей школы - углублённым изучением предметов художественно-эстетического направления? Во-первых, дело в том, что платформа Arduino, на которой базируется большая часть лабораторий, первоначально разрабатывалась для обучения дизайнеров и художников (людей с небольшим техническим опытом). Даже без опыта программирования учащиеся всего через 10 минут ознакомления уже начинают разбираться в коде, изменять его, проводить наблюдения, небольшие исследования. При этом на каждом уроке может быть создан реально работающий прототип какого-либо устройства (маяк, светофор, ночник, гирлянда, прототип системы уличного освещения, электрический звонок, доводчик двери, термометр, бытовой измеритель шума и т.д.), а учащиеся повышают уровень своей технологической самоэффективности . Во-вторых, что значит быть инженером, замечательно сформулировал Петр Леонидович Капица: «По моему мнению, хороших инженеров мало. Хороший инженер должен состоять из четырёх частей: на 25% - быть теоретиком; на 25% - художником (машину нельзя проектировать, её нужно рисовать - меня так учили, и я тоже так считаю); на 25% - экспериментатором, т.е. исследовать свою машину; и на 25% он должен быть изобретателем. Вот так должен быть составлен инженер. Это очень грубо, могут быть вариации. Но все эти элементы должны быть» .

Отдельно хочется подчеркнуть, что существующие образовательные программы по информатике позволяют использовать робототехнику, микроэлектронику (и инженерные составляющие) как методический инструмент учителя, без необходимости изменения рабочей программы педагога. Это очень важно, особенно, при старте таких проектов в школах, когда страх неизбежности оформления огромного числа бумаг, может остановить любого педагога.

В последнее время необычайной популярностью пользуются цифровые образовательные ресурсы. Статистика скачиваний с сайтов fcior . edu . ru и school - collection . edu . ru это подтверждает. Региональные и муниципальные департаменты образования проводят огромное число конкурсов и семинаров по использованию ЦОР в школе. В течение последних 5 6 лет многие университеты эффективно используют программную среду LabVIEW компании National Instruments в научно-исследовательской и учебной работе. Разрабатываются и вводятся в учебный процесс виртуальные лабораторные и практикумы по естественно-научным дисциплинам . Анализируя авторефераты кандидатских и докторских диссертаций в 2009 2011 годах, стоит отметить большое количество работ, в которых используется программное обеспечение NI LabVIEW , включая специальность 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания). Данное программное обеспечение установлено в нашей школе. Таким образом, учащиеся в рамках обучения информатике смогут познакомиться с тем, как проектируются и разрабатываются такие лабораторные комплексы.

Хочется отметить и развивающую функцию изучения робототехники и микроэлектроники в школе. Систематическая работа с мелкими деталями у детей и подростков оказывает положительное влияние на развитие моторики мелких мышц кистей рук, что в свою очередь стимулирует развитие основных функций головного мозга, что положительно влияет на внимание, наблюдательность, память, воображение, речь и, конечно, развивает творческое мышление .

Узким местом многих исследований и проектов часто становится невозможность быстрого масштабирования. Накопленный нами опыт позволил в кратчайшие сроки (30 дней) масштабировать проект в общеобразовательном лицее №17 города Северодвинска, что подчеркивает практическую значимость нашей работы.

Исследования технологических компаний показывают, что если мы не будем иметь детей, заинтересованных и увлеченных инженерными направлениями уже в 7 –9 классах, вероятность того, что они успешно пойдут по инженерной карьере очень низка. Учителя информатики, пропагандируя естественные науки, математику, инженерное искусство и технологии с помощью междисциплинарных элективных и факультативных курсов, системы дополнительного образования, могут более эффективно влиять на выбор учащимися будущей профессии. Использование в школах лабораторий инженерной направленности в модели непрерывного информационного образования, позволит осуществлять эффективное сквозное обучение (школа - дополнительное образование - вуз) по современным информационным и коммуникационным технологиям, обеспечивая непрерывность образовательной программы на разных ступенях образования.
Литература


  1. Всё простое - правда... Афоризмы и размышления П.Л. Капицы.../Сост. П. Е. Рубинин. - М.: Изд-во Моск. физ.-тех. ин-та, 1994. - 152 с.

  2. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. - 2002. №2. - C.42–45.

  3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг - Екатеринбург: У-Фактория, - 2006. - 224 с.

  4. Копосов Д.Г. Основы микропроцессорных систем управления - программа для учащихся 9–11-х классов // Информационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития: сб. мат. Международной науч.-практ. конф. (30 ноября - 3 декабря 2011 г.). В 2 ч. Ч. 2./ Редкол. Федосеева И.В. и др. - Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011. - С.174–181.

  5. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5–6 классов. М: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2012. - 286 с.

  6. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5–6 классов. М: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2012. - 60 с.

  7. Копосова О.Ю. Мониторинг уровня учебной мотивации учащихся 5–7 классов при изучении робототехники // Информационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (7–10 декабря 2010 г.). Часть I. / Редкол. Артюгина Т.Ю. и др. - Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2010. - С.230–233.

  8. Крылов Е.В. Преждевременное развитие - вред интеллекту?: [интервью] / Крылов Е.В., Крылов О.Н. // Аккредитация в образовании. - 2010. - N 6 (41). Сентябрь. - С. 90–92

  9. Похолков Ю.П. Без пяти минут инженер. Политический журнал. 17. 07.2006. С.8

  10. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция и перспективы // Высшее образование в России. - 2012. №1. - С. 125–137.

  11. Федоров И.Б. Вопросы развития инженерного образования // Альма матер (Вестник Высшей школы). - 2011. - № 5. - С. 6–11.

  12. Хромов В.И., Капустин Ю.И., Кузнецов В.М. Опыт применения программной среды Labview в учебных курсах по наукоёмким технологиям // сб. трудов Международной научно-практической конференции «Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabVIEW и технологии National Instruments». 17–18 ноября 2006 г., Москва, Россия: Изд-во Российского университета дружбы народов, - 2006. - С. 36–38.

  13. Johnson L., Levine A., Smith R., Smythe T. «The 2009 Horizon Report: K-12 Edition». Austin, Texas: The New Media Consortium. - 34 p.

  14. Lovell E.M. A Soft Circuit Curriculum to Support Technological Self-Efficacy, Massachusetts Institute of Technology. - June 2011. - 70 p.

  15. Woolf B.P. A roadmap for education technology. Amherst, MA: Global Resources for Online Education. 2010. - 80 p.

  16. Копосов Д.Г. Образовательные проекты в МБОУ СОШ №24. Авторский сайт учителя информатики МБОУ ОГ №24. [Электронный ресурс]. http://www.koposov.info.

  17. Копосов Д.Г. Авторская программа «Основы микропроцессорных систем управления» дополнительного образования учащихся 9–11 классов. [Электронный ресурс]. http://shkola24.su/?page_id=1534.

  18. Официальный сайт «Образовательной галактики Intel», раздел «Вебинары». [Электронный ресурс]. http://edugalaxy.intel.ru/?act=webinars&CODE= recwebinars.

  19. Путин В.В. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров. 11.04.2011. // Государственные вести (GOSNEWS.ru). Интернет-издание. [Электронный ресурс]. http://www.gosnews.ru/ business_and_authority/news/643.

В ряде школ Новосибирской области уже два года работают инженерные классы. Узнать о том, как происходит внедрение проекта и чем отличается инженерное образование от обычного, мы решили в «Центре развития творчества детей и юношества» Новосибирской области.

Нужны ли нам инженеры?

Такие классы сегодня востребованы, - говорит методист центра, преподаватель робототехники Сергей ЯКУШКИН. - Все мы наблюдаем не лучшую ситуацию на производстве, пришла пора ее переломить. И сделать это должны новые инженеры. Сейчас необходимы люди с новым видением проблемы, знакомые с современным оборудованием, передовыми технологиями, и наша задача - подготовить их.

В нашей области нет нефти, газа. Основной наш потенциал — интеллектуальный, - дополняет коллегу Екатерина ДЁМИНА, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуальной одаренности «Центра развития творчества детей и юношества». - Сейчас специалистам, которые владеют хорошими инженерными навыками, и могут качественно выполнять высокотехнологическую работу в этом направлении, по 50-60 лет. Это предпенсионный и пенсионный возраст. Молодежи среди них нет. А запрос у промышленности, инновационного, наукоемкого бизнеса на подобных специалистов существует.

Подготовку новых инженеров, по мнению педагогов, нужно начинать не в вузе, а в школе. Однако выпускники школ сегодня не готовы эффективно обучаться техническим специальностям.

Если посмотреть сегодняшнюю статистику по ЕГЭ, то уровень двойки по математике - 20 баллов. А минимальный проходной балл по математике в технические вузы - 36. Разница всего в 16 баллов, и абитуриент поступает в вуз! - поясняет ситуацию Сергей Якушкин. - Подготовка тех, кто идет в технические вузы, крайне низка. Какие инженеры будут выпущены при таком уровне подготовки школьников?

- Наша цель - взрастить инженерную элиту, возродить тот сильный инженерный корпус, который мы растеряли в постсоветское время, но уже на современном уровне.

Для решения этой задачи применяются не только новые программы, но и новые методы обучения.

Сегодня мы сотрудничаем с Новосибирским государственным архитектурно-строительным университетом (НГАСУ), Новосибирским госуниверситетом (НГУ) и техническим университетом (НГТУ). Основной принцип нашей работы - совместное обучение школьников и студентов, когда студенты становятся наставниками школьников под присмотром куратора из вуза. Это очень эффективно, когда наставник не сильно отличается по возрасту от обучаемого.

Надо сказать, что в Новосибирске и раньше работали такие учреждения образования, как Инженерно-технический лицей при НГТУ, Аэрокосмический лицей и другие. Но проект создания инженерных классов стал ноу-хау Новосибирска, а при его разработке был использован также опыт обучения детей в физико-математической школе при НГУ. Сами образовательные учреждения оказались очень заинтересованы в новшестве.

Когда открывался проект, было решено набрать 10 спецклассов, но в отборочном конкурсе пожелало участвовать 26 общеобразовательных учреждений, и поэтому классов набрали 15, - вспоминает заведующая отделом сопровождения спецклассов «Центра развития творчества детей и юношества» Новосибирской области Юлия КЛЯЙН. - Помимо Новосибирска инженерные классы были созданы в Бердске и Карасуке. В 2014 году они открылись еще в двух районах области - Купинском и Маслянинском. На сегодняшний день таких классов 35, поскольку наша задача - - сделать доступным инженерное образование для всех одаренных детей, то этот проект пошел в область.

Как воспитать инженера

Как объяснила Екатерина Дёмина, принципиально важный момент обучения в новых классах - это привитие практических навыков работы с оборудованием. В инженерные классы набираются технически одаренные дети, которые изучают не только теорию - математику, физику, но и инженерную графику, 3D- конструирование, моделирование, робототехнику.

Но сегодня все еще приходится сталкиваться с недостатком современного оборудования, оно в большинстве школ, особенно сельских, находится на уровне 50-60 годов, - признает Екатерина. - Это станки, которыми пользовались наши родители, если не дедушки и бабушки. Поэтому необходимо уходить от старого оборудования, и внедрять новое - с ЧПУ (числовым программным управлением).

Однако техническое обеспечение образовательного процесса - не единственная проблема, стоящая перед организаторами инженерных классов. Концепция обучения также еще находится в стадии формирования.

По мнению Екатерины Деминой, одинаково хорошее владение теорией, и практикой - принципиально важный момент:

В инженерных классах есть риск подмены развития инженерного мышления простым решением олимпиадных задач. А перед нами стоит задача подготовки специалистов нового поколения.

С другой стороны, если мы будем вытеснять интеллектуальную подготовку технологической, - размышляет Сергей Якушкин, - то мы сведем это к уровню ПТУ. И тогда на выходе мы получим, может быть, хорошего рабочего, но не инженера. Поэтому, конечно же, инженерный класс сложнее, чем просто математический или физический: в нем высоким должен быть и уровень подготовки по фундаментальным предметам, в дополнение к технологической подготовке.

Робототехника - первый шаг в инжиниринг

Пока в качестве предмета, сочетающего в себе и теоретическую, и практическую составляющую, инженерные классы используют робототехнику. Чтобы начать обучение по этому направлению, школе достаточно приобрести небольшие и недорогие настольные станки.

Для более масштабных задач создаются центры коллективного пользования с более дорогим оборудованием, например, Детский технопарк и ЦМИТ (Центр молодежного инновационного творчества), расположенный в Академпарке.

Эти центры оснащены совершенно новыми станками и приборами, такими как 3D принтеры, позволяющими сделать любую деталь, - поясняет Сергей Якушкин. - Одной школе закупить их не под силу, поэтому организуются общие занятия. К нам приезжают дети из Кольцово, новосибирского лицея № 22 «Надежда Сибири».

Если говорить о методике преподавания робототехники, - продолжает Сергей, - то мы, конечно, используем мировой опыт. Но мы очень сильно изменили западные методики, поэтому можно считать, что сейчас в России существует собственная школа робототехники, и это одна из составляющих интеллектуального потенциала Академгородка. Научные сотрудники из институтов СО РАН, может быть, и не инженеры по большому счету, но получают очень серьезные инженерные навыки. И это используется в инженерных классах новой общеобразовательной школы.

Стать инженером. Когда?

В инженерных классах дети обучаются с 12 лет, хотя, по мнению Сергея Якушкина, оптимально было бы начинать обучение подростков лет с 14, то есть с 7 класса, когда у ребят уже существует осознанная мотивация своей будущей профессии. А вот к робототехнике дети тянутся, как только начинают играть в Лего, так что изучают ее в виде игры с первого класса.

После 5 класса, - говорит Сергей Якушкин, - мы даем осознанные задания. Ребенок должен сделать именно робота. Игра присутствует, но она отступает на задний план. Для старших задание еще более усложняется. А самые старшие занимаются уже очень сложным программированием андроидов, человекоподобных роботов. Они учат их видеть, распознавать объекты, читать тексты, общаться.

- В летней естественнонаучной школе «Лаборатория Z», которая собирает одаренных детей со всей области, в этом году шестью школьниками 6-8 классов был разработан экзоскелет «роборука». Перед ними была поставлена техническая задача, и дети сами придумали, как осуществить разработку такого робота. В течение сезона они под руководством заведующего лабораторией и его ассистентов создавали модель, которая смогла полностью повторить движения руки человека.

По словам Юлии Кляйн, почти 86% выпускников спецклассов планируют продолжить обучение по выбранному профилю, а значит - следуют за своей мечтой. Первый выпуск двух инженерных классов, набор в которые проходил в 2013-м и нынешнем году, состоится весной 2015-го.

Фото предоставлено «Центром развития творчества детей и юношества» НСО


Основные проблемы: - Низкий уровень интереса учащихся к освоению точных и естественных наук, боязнь этих областей знания, на этапе получения общего образования; - Отсутствие четкого понимания перспектив работы в данных областях. Цели: 1. Дать возможность развития заинтересованным детям. 2. Повысить интерес к освоению точных и естественных наук.


Развитие: исследовательских навыков, конструкторских способностей, абстрактного и логического мышления. Нацеленность на результат (получение продукта). Может ли получиться инженер при обучении согласно ФГОС? Уроки технологии… Что должна делать школа для инженерного образования? Только за счет изменения форм занятий. Другие уроки, метапредметный подход, практические занятия, проектная работа, малые группы. Кто такой инженер?






Сетевое взаимодействие Партнеры проекта Гимназия 1 «Универс» и школы района; Красноярский государственный педагогический университет; Красноярский институт Железнодорожного транспорта; Сибирский Федеральный Университет; Сибирский Государственный Аэрокосмический Университет; Институт физики, вычислительного моделирования СО РАН; Министерство образования и науки красноярского края; Компания РУСАЛ; Компания АстроСофт; Российский филиал компании National Instruments; Красноярский радиозавод; Ассоциация ЦМИТ. Совместная разработка оригинальных программ; Совместное использование оборудования; Совместное финансирование; Объединеная команда педагогов и представителей профессии; Школа Университет Предприятия Родители




Вопросы - Кто такой инженер и что должна делать школа для инженерного образования? - Достаточно ли внеурочной деятельности или необходимо менять уроки? - В чем особенность инженерного образования? (Чем оно отличается от физ.-мат. класса?) - Как должно быть устроено сетевое взаимодействие? -Что необходимо сделать, чтобы у школ появилось желание взаимодействовать? - С какого возраста начинается инженерная подготовка?