Жуткие эксперименты над людьми. Самые ужасные эксперименты в истории над человеком

Фашистская Германия, кроме того, что начала Вторую Мировую войну, еще и печально известна своими концентрационными лагерями, а также теми, ужасами, что там происходили. Ужас нацистской лагерной системы состоял не только в терроре и произволе, но и в тех, колоссальных по масштабам, опытам над людьми, что там проводились. Научные исследования были организованы с размахом, а цели их были настолько разнообразными, что потребуется много времени, чтобы хотя бы назвать их.


В немецких концлагерях на живом «человеческом материале» проводилась проверка научных гипотез и отработка разнообразных биомедицинских технологий. Военное время диктовало свои приоритеты, поэтому врачей прежде всего интересовало практическое применение научных теорий. Так, например, исследовалась возможность сохранения работоспособности людей в условиях чрезмерных нагрузок, переливание крови с разными резус-факторами, проводились испытания новых лекарств.

Среди этих чудовищных экспериментов можно назвать испытания давлением, эксперименты по гипотермии, разработка вакцины против тифа, эксперименты с малярией, газом, морской водой, ядами, сульфаниламидом, опыты по стерилизации и многие другие.

В 1941 году были проведены опыты с гипотермией. Руководил ими доктор Рашер под непосредственным контролем Гиммлера. Опыты проводились в два этапа. На первом этапе выясняли, какую температуру и как долго может выдержать человек, а второй этап заключался в определении способов восстановления человеческого организма после обморожения. Для проведения таких экспериментов узников вывозили зимой без одежды на целую ночь или помещали в ледяную воду. Опыты по гипотермии проводились исключительно на мужчинах, чтобы смоделировать условия, в которых находились немецкие солдаты на Восточном фронте, поскольку нацисты были плохо подготовлены к зимнему периоду времени. Так, например, в одном из первых опытов пленных опускали в емкость с водой, температура которой составляла от 2 до 12 градусов, в костюмах летчиков. При этом на них надевали спасательные жилеты, которые удерживали их на плаву. В результате проведенного эксперимента, Рашер установил, что попытки вернуть к жизни человека, попавшего в ледяную воду, равны практически нулю, если был переохлажден мозжечок. Это послужило причиной разработки специального жилета с подголовником, который прикрывал затылок и не давал задней части головы погружаться в воду.

Тот же доктор Рашер в 1942 году начал проводить опыты над заключенными, используя изменения давления. Таким образом, врачи пытались установить, какое давление воздуха способен выдержать человек, и какое время. Для проведения эксперимента использовали специальную барокамеру, в которой регулировалось давление. Одновременно в ней находилось 25 человек. Цель этих экспериментов заключалась в том, чтобы помочь пилотам и парашютистам, находящимся на большой высоте. Согласно одному из докладов доктора, опыт проводился над 37-летним евреем, который был в хорошей физической форме. Через полчаса после начала опыта он умер.

В эксперименте приняли участие 200 пленных, из них 80 умерли, остальные были просто убиты.

Фашисты вели также и крупномасштабную подготовку к использованию бактериологического . Упор в основном делался на быстротекущие болезни, чуму, сибирскую язву, тиф, то есть такие заболевания, которые в короткие сроки могли вызвать массовые заражения и гибель противника.

В Третьем Рейхе имелись большие запасы бактерий сыпного тифа. В случае массового их использования необходимо было разработать вакцину для обеззараживания немцев. По поручению правительства, разработкой вакцины против тифа занялся доктор Пол. Первыми, кто испытал на себе действие вакцин, стали узники Бухенвальда. В 1942 году там заразили тифом 26 цыган, которых перед этим вакцинировали. В итоге 6 человек умерли от прогрессирования болезни. Такой результат не удовлетворил руководство, поскольку смертность была высокой. Поэтому исследования были продолжены и в 1943 году. А уже на следующий год усовершенствованная вакцина вновь была опробована на людях. Но в этот раз жертвами вакцинации стали узники лагеря Нацвейлер. Проводил опыты доктор Кретьен. Для эксперимента было отобрано 80 цыган. Их заражали тифом двумя способами: с помощью уколов и воздушно-капельным путем. Из всего количества подопытных заразилось всего 6 человек, однако даже такому небольшому количеству не оказали никакой медицинской помощи. В 1944 году все 80 человек, которые были задействованы в эксперименте, либо умерли от болезни, либо были расстреляны надсмотрщиками концлагеря.

Кроме того, в том же Бухенвальде проводились и другие жестокие опыты над узниками. Так, в 1943-1944 годах там проводились эксперименты с зажигательными смесями. Целью их было решение проблем, связанных с взрывами бомб, когда солдаты получали ожоги фосфором. В основном для этих экспериментов использовали русских пленных.

Здесь же проводились эксперименты с половыми органами, для того, чтобы выявить причины гомосексуализма. В них задействовали не только гомосексуалистов, но и мужчин традиционной ориентации. Одним из экспериментов была пересадка половых органов.

Также в Бухенвальде проводились опыты по заражению пленных желтой лихорадкой, дифтерией, оспой, а также использовали отравляющие вещества. Так, например, для изучения эффекта воздействия ядов на человеческий организм, их добавляли в пищу заключенным. В результате часть жертв умирала, а часть была немедленно расстреляна для проведения вскрытия. В 1944 году всех участников этого эксперимента расстреляли, используя пули с ядом.

В концлагере Дахау также была проведена серия экспериментов. Так, еще в 1942 году часть узников в возрасте от 20 до 45 лет заразили малярией. Всего было заражено 1200 человек. Разрешение на проведение эксперимента было получено руководителем доктором Плетнером непосредственно от Гиммлера. Жертв кусали малярийные комары, а, кроме того, им вливали еще и споровики, которые брали из москитов. Для лечения использовался хинин, антипирин, пирамидон, а также особый лекарственный препарат, который носил название «2516-Беринг». В результате примерно 40 человек умерли от малярии, около 400 – погибли от осложнений после болезни, а еще часть умерла от чрезмерных доз медикаментов.

Здесь же, в Дахау, в 1944 году, проводились эксперименты по превращению морской воды в питьевую. Для опытов использовали 90 цыган, которых полностью лишили пищи и заставляли пить только морскую воду.

В концлагере Аушвиц проводились не менее жуткие эксперименты. Так, в частности, на протяжении всего периода войны там проводились опыты по стерилизации, целью которых было выявление быстрого и эффективного способа стерилизации большого количества людей без больших временных и физических затрат. За время эксперимента было стерилизовано тысячи человек. Процедура проводилась при помощи хирургического вмешательства, рентгена и различных лекарственных препаратов. Вначале использовались уколы с йодом или нитратом серебра, но такой способ имел большое количество побочных эффектов. Поэтому боле предпочтительным было облучение. Ученые установили, что определенное количество рентгеновских лучей может лишить человеческий организм вырабатывать яйцеклетки и сперму. В ходе проведения экспериментов большое количество заключенных получили радиационные ожоги.

Особой жестокостью отличались опыты с близнецами, которые проводил доктор Менгеле в концлагере Освенцим. До войны он занимался вопросами генетики, поэтому близнецы были ему особенно "интересны".

Менгеле самолично сортировал «человеческий материал»: наиболее интересных, по его мнению, отправляли на опыты, менее выносливых – на трудовые работы, а остальных – в газовую камеру.

В эксперименте было задействовано 1500 пар близнецов, из которых только 200 остались в живых. Менгеле проводил опыты по изменению цвета глаз, делая инъекции химических препаратов, в результате чего наступала полная или временная слепота. Кроме того, он сделал попытку «создания сиамских близнецов», сшив близнецов. Кроме того, он проводил эксперименты с заражением одного из близнецов инфекцией, после чего проводил вскрытия обоих, чтобы сравнить пораженные органы.

Когда советские войска подходили к Освенциму, доктору удалось бежать в Латинскую Америку.

Не обошлось без экспериментов и еще в одном немецком концлагере – Равенсбрюк. В экспериментах использовали женщин, которым вводили бактерии столбняка, стафилококка, газовой гангрены. Целью опытов было определение эффективности сульфаниламидных препаратов.

Узницам делали надрезы, куда помещали осколки стекла или металла, а затем подсаживали бактерии. После заражения за подопытными тщательно следили, записывая изменения температуры и других признаков заражения. Кроме того, здесь проводились опыты по трансплантологии и травматологии. Женщин намеренно калечили, а чтобы было удобнее следить за процессом заживления, - вырезали участки тела до кости. Более того, нередко им ампутировали конечности, которые затем отвозили в соседний лагерь и пришивали другим узникам.

Мало того, что нацисты издевались над заключенными концлагерей, так они еще и над «истинными арийцами» опыты проводили. Так, недавно было обнаружено большое захоронение, которое вначале приняли за скифские останки. Однако позже удалось установить, что в могиле были немецкие солдаты. Находка привела в ужас археологов: часть тел была обезглавлена, у других были распилены берцовые кости, у третьих - имелись отверстия вдоль позвоночника. Также было установлено, что при жизни на людей воздействовали химическими препаратами, а также во многих черепах были отчетливо видны разрезы. Как позже выяснилось, это были жертвы экспериментов «Аненербе», - тайной организации Третьего Рейха, которая занималась созданием сверхчеловека.

Поскольку сразу было очевидно, что проведение подобных экспериментов будет связано с большим количеством жертв, Гиммлер взял на себя ответственность за все смерти. Он не считал все эти ужасы убийством, поскольку, по его словам, узники концлагерей – это не люди.

Психология стала популярной в начале ХХ века. Многих очень привлекала ее цель - узнать больше о тонкостях человеческого поведения, эмоционального состояния и восприятия. Но, к сожалению, методы достижения данной цели гуманными были не всегда. Некоторые психиатры и психологи проводили на животных и людях жестокие эксперименты. Вот некоторые из таких опытов.

1. Воспитание мальчика как девочки (1965-2004)
В 1965-м году 8-месячному мальчику Брюсу Реймеру сделали обрезание по совету врачей. Но хирург, который проводил операцию, допустил ошибку, и мальчику полностью повредили пенис. Родители ребенка обратились со своей проблемой к психологу Джону Мани из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США). Он посоветовал им «простой», по его мнению, выход из ситуации - сменить пол ребенка и в дальнейшем воспитывать его как девочку.

Так и было сделано. Очень скоро Брюс стал Брендой, а несчастные родители даже и не догадывались, что их ребенок стал жертвой очень жестокого эксперимента. Психолог Джон Мани давно искал возможность доказать, что половая принадлежность человека обусловлена не природой, а воспитанием, поэтому Брюс стал подходящим объектом для такого наблюдения.

Брюсу удалили яички, а затем доктор Мани еще несколько лет в научных журналах публиковал отчеты об «успешном» развитии своего подопытного. Он утверждал, что ребенок ведет себя как маленькая активная девочка и что ее поведение очень отличается от мужского, присущего ее брату-близнецу. Но и родные дома, и учителя в школе наблюдали у ребенка типичное поведение мальчика.

Кроме того, родители, которые скрывали от сына-дочери жестокую правду, сами испытывали очень сильный эмоциональный стресс, в результате которого у матери возникли суицидные наклонности, а отец начал сильно пить.

В то время, как Брюс-Бренда уже стал подростком, ему начали давать эстраген, чтобы активировать рост груди. Вскоре доктор Мани стал настаивать еще на одной операции, в результате которой Бренде должны были сформировать и женские половые органы. Но вдруг Брюс-Бренда взбунтовался и категорически отказался делать операцию. Потом мальчик и вовсе перестал приезжать на приемы к Мани.

Жизнь Брюса была покалечена. Одну за другой он совершил три попытки самоубийства, последняя из которых закончилась комой. Но Брюс поправился и начал борьбу за возвращение к нормальной человеческой жизни. Он постригся, начал носить мужскую одежду и сменил имя на Дэвид.

В 1997-м году ему пришлось пережить целую серию операций, чтобы вернуть себе физические признаки пола. Вскоре он даже женился на женщине и усыновил ее троих детей. Но хеппи-энд так и не наступил: после развода с женой в мае 2004-го года Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством. На тот момент ему было 38 лет.

2. «Источник отчаяния» (1960)
Доктор Гарри Харлоу проводил жестокие эксперименты на обезьянах. Он исследовал вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее. Харлоу отбирал детеныша обезьяны у матери и помещал его в клетку в полном одиночестве. Причем выбирал он тех малышей, у которых с матерью была наиболее прочная связь.

Обезьяна целый год сидела в клетке, а потом ее отпускали. Впоследствии обнаружилось, что у большинства особей проявляются различные психические отклонения. Ученый сделал вывод: даже счастливое детство не является профилактикой депрессий. Однако к такому простому заключению можно было прийти и без жестоких экспериментов. Кстати, движение в защиту прав животных началось именно после огласки результатов этого страшного исследования.

3. Эксперимент Милгрема (1974)
В опыте принимали участие экспериментатор, подопытный и актер, который играл роль другого подопытного. Перед началом эксперимента «жеребьевкой» между подопытным и актером распределялись роли «учителя» и «ученика». На самом деле подопытному всегда доставалась роль «учителя», а актер, которого нанимали, всегда был «учеником».

Перед началом эксперимента «учителю» объясняли, что главная цель
опыта - обнаружить новые методы запоминания информации, а фактически экспериментатор исследовал поведение человека, получающего от авторитетного источника указания, которые расходятся с его собственным пониманием норм поведения.

Опыт проходил так: «ученика» привязывали к креслу с электрошокером. «Ученик» и «учитель» получали общий «демонстрационный» удар током в 45 вольт. Затем «учитель» шел в другую комнату и оттуда должен был давать «ученику» по голосовой связи простые задачи на запоминание. За каждую свою ошибку «ученик» получал удар током в 45 вольт. На самом деле актер лишь притворялся, что получает удары. Вскоре после каждой ошибки «учитель» должен был увеличивать напряжение на 15 вольт.

По задумке, в определенный момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. В это время «учителя» мучили сомнения, но экспериментатор уверенно говорил: «Эксперимент требует продолжения. Продолжайте, пожалуйста». По мере роста напряжения тока актер демонстрировал все большие муки. Затем он выл и срывался на крик.

Эксперимент продолжался до напряжения 450 вольт. Если же «учитель» начинал сомневаться, экспериментатор заверял его, что всю ответственность за результаты опыта и безопасность для «ученика» он полностью берет на себя.

Результаты оказались шокирующими: 65% «учителей» дали разряд в 450 вольт, зная, что «ученик» испытывает ужасную боль. Большинство подопытных подчинились указаниям экспериментатора и наказывали «ученика» электрошоком. Интересно, что из 40 подопытных ни один не остановился на 300 вольт, лишь пятеро отказались подчиняться после этого уровня, а 26 «учителей» из 40 дошли до конца шкалы.

Критики заявили, что подопытных «гипнотизировал» авторитет Йельского университета. В ответ на это доктор Милгрем повторил опыт, арендовав неприглядное помещение в городке Бриджпорт (штат Коннектикут) под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». Результаты не изменились: 48% подопытных согласились дойти до конца шкалы. В 2002-м году общие результаты всех подобных экспериментов показали, что до конца шкалы доходят 61-66% «учителей», причем это не зависит от времени и места проведения эксперимента.

Вывод был ужасен: у человека действительно есть темная сторона натуры, которая склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять немыслимые указания, но еще и находит себе оправдание в виде полученного приказа. Многие участники эксперимента, нажимая на кнопку, испытывали доминирование над «учеником» и были уверены, что тот получает по заслугам.

4. Приобретенная беспомощность (1966)
Психологи Марк Селигман и Стив Майер в своей практике провели целую серию экспериментов на собаках. Животных предварительно разделяли на три группы, а затем помещали в клетки. Контрольную группу вскоре отпускали, не причинив ей никакого вреда, вторую группу собак подвергали повторяемым ударам тока, которые можно было остановить нажатием рычага изнутри, а животным третьей группы повезло меньше всех: их подвергали внезапным ударам тока, остановить которые было не возможно.

В итоге у собак выработалась «приобретенная беспомощность» - реакция на неприятные раздражители. У животных появилась убежденность в беспомощности перед внешним миром, а вскоре у несчастных животных начали возникать признаки клинической депрессии.
Спустя время собак из третьей группы выпустили из клеток и разместили в открытых вольерах, из которых можно было легко убежать.

Затем собак вновь подвергли воздействию электрического тока, но ни одна из них не убежала. Животные просто пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное. Из предыдущего опыта собаки твердо усвоили, что бегство для них невозможно, и поэтому попыток освободиться больше не предпринимали.

По результатам этого эксперимента ученые предположили, что реакция человека на стресс похожа на собачью: люди также становятся беспомощными после нескольких неудач, идущих поочередно. Вот только стоил ли такой предсказуемый и банальный вывод жестоких страданий
несчастных животных?!

5. Малыш Альберт (1920)
Доктор психологии Джон Уотсон занимался исследованиями природы различных фобий. Ученый решил проверить возможность формирования реакции страха перед белой крысой у 9-тимесячного мальчика-сироты Альберта, который до этого крыс не боялся и даже любил с ними играть.

В течение двух месяцев Альберту показывали ручную белую крысу, вату, маску Санта-Клауса с бородой, белого кролика и т.п. Спустя два месяца мальчика посадили на коврик и дали поиграть с крысой. Поначалу ребенок вообще не испытывал никакого страха и спокойно играл. Но потом Уотсон за спиной ребенка начал бить железным молотом по металлической пластине каждый раз, когда мальчик прикасался к крысе. Стало заметно, что после повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Через неделю опыт повторили - в этот раз ударили по пластине пять раз при запуске крысы в колыбель. Увидев крысу, ребенок начал плакать.

Спустя несколько дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок испытывать страх перед похожими объектами. В итоге выяснилось, что мальчик боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса, хотя при показе этих предметов ученый никаких звуков уже не издавал. Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Ученый предположил, что большинство страхов, антипатий и тревог взрослых на самом деле формируются еще в глубоком детстве. Увы, Уотсону так и не удалось лишить Альберта приобретенной фобии: она закрепилась у него на всю жизнь.

6. Эксперименты Лендиса (1924)
Карин Лендис из Университета Миннесоты в 1924-м году начал изучение мимики человека. Целью его эксперимента было - обнаружить общие закономерности работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение определенных эмоциональных состояний, а именно найти мимику, которая является типичной для страха, растерянности и других подобных эмоций.

В подопытные он определил своих студентов. Ученый нарисовал на лицах своих подопытных линии пробковой сажей, чтобы сделать их мимику более выразительной. После этого Лендис демонстрировал им нечто, что могло вызвать сильные эмоции: заставлял молодых людей нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть порнографические фильмы и засовывать руки в ведра с лягушками. В момент, когда на лицах студентов появлялись эмоции, ученый их фотографировал.

Последнее испытание, которое Лендис приготовил для своих студентов, просто возмутило многих ученых-психологов. Лендис приказал каждому подопытному отрезать голову крысе. Поначалу все участники эксперимента категорически отказывались это сделать, многие даже плакали и кричали, но в итоге большинство из них таки согласились. Многие участники эксперимента в жизни даже мухи не обидели и не представляли себе, как следует выполнить такой приказ.

В результате животным причинили много мучений, а своей цели эксперимент не достиг: никакой закономерности в выражении лица обнаружить ученым так и не удалось, но психологи получили доказательство того, что люди могут легко подчиниться авторитету и сделать даже то, что в обычной жизни никогда не совершили бы.

7. Исследование влияния наркотиков на организм (1969)
Один из экспериментов был призван помочь ученым понять скорость и степень привыкания человека к различным наркотическим веществам. Опыт начали проводить на крысах и обезьянах, потому что именно эти животные физиологически наиболее близки к человеку.

Опыт проходил так, что несчастных животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: кокаин, морфин, кодеин, амфетамин и т.д. Как только животные смогли «колоться» самостоятельно, экспериментаторы начали свое наблюдение.

Находясь под сильным воздействием наркотиков, животные очень калечились и при этом не чувствовали боли. Обезьяны, которые принимали кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций: бедные животные вырывали себе фаланги пальцев. Обезьяны, «употреблявшие» амфетамин, выдергивали из себя всю шерсть. Животные, которые подвергались действию кокаина и морфина, в течение 2 недель после начала приема смертельных препаратов умирали.

8. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971)
Этот эксперимент с так называемой «искусственной тюрьмой» поначалу и не задумывался как что-то неэтичное или вредное для психики участников, но результаты исследования просто поразили общественность.

Психолог Филипп Зимбардо поставил себе цель изучить поведение и социальные нормы людей, которые попали в нетипичные для них условия тюрьмы, где они вынуждены играть роль заключенного и/или надзирателя.

Для этого эксперимента в подвале факультета психологии создали очень реалистичную имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев (их было 24) разделили на «заключенных» и «надзирателей». Предполагалось, что «заключенные» будут поставлены в ситуации, в которых будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации, а «надзиратели» не получили специальных инструкций для своих ролей.

Поначалу студенты понятия не имели, каким образом им следует играть свои роли, но второй день эксперимента все расставил на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями». То есть поведение обеих сторон кардинально изменилось. «Надзирателями» была разработана специальная система привилегий, призванная разъединить «заключенных» и посеять среди них недоверие друг к другу - чтобы сделать их слабее, ведь поодиночке они не так сильны, как вместе.

В итоге система контроля настолько ужесточилась, что «заключенных» не оставляли в одиночестве даже в туалете. У них стали появляться эмоциональное расстройство, депрессия, беспомощность. Когда «заключенным» задавали вопрос, как их зовут, многие из них называли свой номер. А вопрос о том, как они намерены выбраться из тюрьмы, просто ставил их в тупик.

Как оказалось, «узники» настолько вжились в свои роли, что начали ощущать себя заключенными настоящей тюрьмы, а студенты, которым досталась роль «надзирателей», почувствовали реальные садистские эмоции и намерения по отношению к людям, которые еще несколько дней назад были для них хорошими друзьями. Обе стороны, казалось, абсолютно забыли, что все это лишь эксперимент.

Этот опыт был запланирован на две недели, но его прекратили досрочно - по этическим соображениям.

9. Проект «Аверсия» (1970)
Это не эксперимент, а реальные события, которые происходили в армии ЮАР с 1970-го по 1989-й год. Там осуществляли секретную программу очистки военных рядов от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. В то время применяли жестокие средства: и лечение электрошком, и химическую кастрацию.

Точное число жертв до сих пор неизвестно, однако армейские врачи рассказывали, что во время «чисток» около 1000 людей возрастом 16-24 лет, подвергались запрещенным экспериментам над человеческой природой.

По поручению командования армейские психиатры вовсю «искореняли» гомосексуалистов: отправляли на шоковую терапию, заставляли принимать гормональные препараты и даже делать операцию по смене пола.

10. «Ужасный эксперимент» (1939)
Венделл Джонсон из университета Айова (США) со своей аспиранткой Мэри Тюдор в 1939-м году провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Девенпорта.

Детей разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Одной половине подопытных твердилось, что их речь безупречна, а речь других детей всячески высмеивалась, им внушалось, что они - заики.

В результате у многих детей второй группы, которые до этого не имели никаких проблем с речью, развилось заикание, причем оно сохранилось на всю жизнь. Этот эксперимент, который позже назвали чудовищным, очень долго скрывали от общественности из-за страха повредить репутацию Джонсона. Но позже подобные опыты еще проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии.

В 2001-м году университет штата Айова официально попросил прощения у всех пострадавших от эксперимента. Но стало ли им от этого намного легче?!

Невероятные факты

Иногда наука бывает безжалостной. А что если ради спасения человечества, к примеру, от рака, будет необходимо оставить несколько десятков испуганных детей в лесу?

А если это нужно будет сделать всего лишь для удовлетворения научного любопытства?

Как вы думаете, ответы на эти вопросы очевидны? К сожалению, не для всех.

Некоторые ученые мужи не видят ничего страшного в том, чтобы во имя науки…

6) Оставить детей в диком лесу и натравить их друг на друга



Летом 1954 года турецкому психологу Музаферу Шерифу (Muzafer Sherif) пришла в голову интересная идея. Он подумал о том, что будет происходить, если две группы детей забросить в какое-либо очень отдаленное место, где нет людей и натравить их друг на друга, заставив враждовать.

Психолог не знал другого способа найти ответ на вопрос, кроме как провести самый настоящий научный эксперимент. Он собрал две группы, в каждой из которых было по одиннадцать 11-летних детей.

При этом детей уверили в том, что они едут в летний лагерь, где в течение трех недель их ждет безмятежное купание, рыбная ловля и лазание по горам.

Научные эксперименты, которые изменили мир

Ни один из детей не знал, что их родители перед самым «началом заезда» уже подписали контракт и дали согласие на участие их чад в этом эксперименте. Также никто не знал о том, что есть еще и вторая группа таких же детей, которая будет натравливаться на первую.

Первая неделя прошла очень хорошо, потому что две группы держались обособленно. Это время было предназначено на то, чтобы дети выстроили отношения внутри своей группы. В результате в обеих группах сформировалась иерархия, негласно были выбраны лидеры и придуманы названия – "Орлы" и "Гремучие змеи".



После того, как в группах была полностью "поделена власть" и стало понятно, кто ест кто, им позволили "случайно" прознать о существовании "себе подобных".

Пришло время второй части эксперимента. Это был период всяческих попыток ученых подстроить конфликты, после которых они внимательно наблюдали за тем, как далеко может зайти вражда.

Началось все с обычных игр типа баскетбола и перетягивания каната. Победители получали в подарок красивые перочинные ножи, а проигравшие таили обиду. Затем эксперты очень умело углубили конфликт, организовав вечеринку, на которую "Орлы" прибыли несколько раньше.

В итоге "Орлы" полакомились всем самым вкусным, что было на столе, а соперникам оставили лишь объедки. Ребят из второй команды, безусловно, это жутко обидело, и они начали выражаться очень нелицеприятно в адрес "Орлов".



Позднее началось бросание тарелками с остатками еды, которое продолжилось настоящей бойней. В итоге детей из разных групп одолевала жуткая ярость каждый раз, когда им приходилось видеть друг друга. Более того, постоянно при встречах они старались как-то напакостить соперникам.

Одним словом, Шериф и его команда сумели в кратчайшие сроки (менее трех недель) сделать из обычных детей, поведенческих проблем у которых не наблюдалось, стадо агрессивных дикарей. Браво, наука!



Стоит отметить, что психолог три раза проводил этот эксперимент с разными детьми. Результаты всегда были одинаковыми.

Жестокие эксперименты



В начале 1960-х годов по инициативе психолога Альберта Бандура (Albert Bandura) группа ученых решила выяснить, способны ли дети подражать агрессивному поведению взрослых людей.

Для этого они использовали большого надувного клоуна, получившего имя Бобо, и сняли фильм, в котором "взрослая тетя" ругала, била молотком и пинала его. После этого видео было показано группе из 24 малышей дошкольного возраста.

Вторая группа детей увидела обычное видео, без насилия, а третьей группе не показали ничего.

После этого всех детей поочередно пускали в комнату, в которой находился клоун, молотки и игрушечные пистолеты, несмотря на то, что ни в одном из видео не было никакого огнестрельного оружия.

В итоге дети из первой группы, которые видели "мучения" Бобо, сразу же «взялись за дело»:

Один малыш даже взял в руки пистолет, приставил его к клоуну и начал рассказывать надувной жертве о том, как он вышибет ему мозги:



Дети из двух других групп не проявили даже никакого намека на насилие.

После проведения этого эксперимента Бандура рассказал о своих выводах научному сообществу, однако одобрения ему получить практически не удалось, потому как огромное количество скептиков высказывалось о том, что таким экспериментом доказать ничего нельзя, ведь резиновая игрушка для того и создана, чтобы ее пинали.

7 жесточайших медицинских экспериментов в истории

В ответ на эту критику психолог снял фильм, в котором происходили издевательства над живым Бобо. Потом все происходило по ранее известному сценарию. Как вы и догадались, дети повели себя аналогичным образом, даже еще усерднее били живого клоуна.



Но в этот раз никто не решился оспаривать выводы Бандуры о том, что дети подражают взрослым и имитируют их поведение.

Эксперименты психологов

4) Эксперимент со сломанной игрушкой



Психологи университета Айовы задались вопросом о том, каким образом у малышей формируется чувство вины. Для этого они разработали эксперимент "Сломанная кукла".

Суть была в следующем: взрослый показывал ребенку какую-то игрушку и повествовал очень душещипательную историю о том, насколько ему дорога эта кукла, как сильно он ее любит, и как в детстве он с ней играл. Затем игрушка отдавалась ребенку с указанием бережного к ней отношения.



Но как только кукла оказывалась в руках ребенка, она тут же "ломалась", причем безнадежно. Для этого в игрушку был встроен специальный механизм. Далее «по программе» взрослый глубоко вздыхает, а затем еще сидит и некоторое время молча смотрит на ребенка.

10 необычных мысленных экспериментов

Только представьте себе малыша, сидящего в мертвой тишине под тяжелым взглядом взрослого. Ребенок тупит глаза, съеживается и прячет голову под руками. И все это тянется долгую минуту.

Любопытно отметить, что малыши, максимально травмированные экспериментом с куклой, в последующие пять лет вели себя более, чем примерно по сравнению с теми, кого он практически не тронул.

Вполне вероятно, что некоторые дети поняли, что такое чувство вины, а может быть просто осознали: от взрослых можно ожидать все.

Самые жестокие эксперименты в психологии

3) Жестоко обмануть младенца



С того момента, когда малыши начинают ползать, они сразу осознают, что вниз по отвесным поверхностям ни в коем случае нельзя лезть, потому что можно упасть и удариться.

Но откуда детки знают, что им будет больно после падения, если они ни одного раза в своей жизни не падали?

По мнению экспертов из Корнельского университета (Cornell University) Ричарда Уолка (Richard D. Walk) и Элеонор Гибсон (Eleanor J. Gibson), для того, чтобы изучить данный феномен необходимо подтолкнуть малыша к «пропасти» и убедить его двигаться дальше.

Ученые создали "зрительный обрыв", особую конструкцию из толстого стекла и щитов. Затем они замаскировали полученную конструкцию при помощи текстиля с соответствующим рисунком.

10 противоречивых генетических экспериментов

В итоге получилась полная иллюзия того, что на месте стекла находится пустота, вплоть до самого пола. Никакой опасности для младенца нет, казалось бы, ничего страшного. Безусловно, физического вреда эта задумка – эксперимент не могла принести ребенку. Но…

Детей поочередно провоцировали на движение к "обрыву", а их матери находились на другом "конце пропасти", убеждая их ползти вперед. Иными словами, ученым удалось найти матерей, которые готовы были подтолкнуть своего ребенка сделать то, что он считал (причем правильно делал) гибелью.



Таким образом, перед малышами стоял выбор: следовать чувству самосохранения или быть послушным. Этому испытанию подверглись 36 младенцев от полугода до 14 месяцев. При этом только три малыша повиновались и проползли по стеклу.

Большая часть деток развернулась и поползла обратно от своих мам, ослушавшись их. Оставшиеся просто разревелись.

Стоит отметить, что несмотря на то, что практически никто из малышей не попался на удочку ученых, они, тем не менее, оказались на краю "обрыва", поэтому если бы ситуация происходила на самом деле, то они могли бы легко упасть.

По результатам этого эксперимента ученые сделали "сенсационное" заявление: детей ни в коем случае нельзя оставлять у края "пропасти" независимо от того, насколько у них развито чувство самосохранения и насколько хорошо они ориентируются в определении глубины.

Эксперименты над людьми

2) Использование детей-сирот как подопытных кроликов для тренировки будущих мам



Эти эксперименты проводились в те далекие времена, когда девочки в специальных заведениях учились вести домашнее хозяйство, готовить пищу и угождать мужу.

Одному из ученых тех времен пришла в голову "гениальная" мысль: использовать детишек, оставшихся без родителей, как живое пособие для того, чтобы обучать девочек как быть матерью. То есть дети-сироты выступали подопытными кроликами.

Леденящая кровь наука: самые страшные эксперименты

Приблизительно с 1920-х годов такие учебные заведения стали "одалживать" сотнями детишек – сирот из детских домов, на которых практиковались юные девчонки. Сироты находились в специальных комнатах, куда на время урока наведывалось по несколько "мам".

Настоящие имена детей не назывались, поэтому девочки давали им свои имена, зачастую это были обидные и издевательские прозвища. Спустя несколько лет работы сиротские «наглядные пособия» были пристроены в приемные семьи.


Родители, естественно, были убиты горем и обратились за помощью к психологу Джону Мани (John Money), который изучал сексуальную идентификацию. Его рекомендация была крайне радикальной – операция по смене пола.

Главное, что интересовало родителей – это счастье их детей, поэтому они готовы были пойти на все, только бы видеть своих детей счастливыми. Однако, как выяснилось много лет спустя, самого доктора счастье мальчика интересовало в последнюю очередь.



Мани просто решил, что такую уникальную возможность упускать нельзя и превратил эту ситуацию в эксперимент, результаты которого должны были доказать, что именно воспитание играет ведущую роль в гендерной самоидентификации и сексуальной ориентации, а не природа.

Более того, психолог полагал, что наличие у Дэвида брата близнеца – это уникальный шанс подтвердить данную гипотезу.

Однако, проблемы начались тогда, когда Дэвид никак не соглашался быть Брендой. "Девочка" постоянно отказывалась носить юбки и платья, "она" не хотела играть с куклами, которыми была заполнена ее комната, "ее" всегда тянуло к машинкам и пистолетикам брата.

Самые неэтичные научные эксперименты

Даже в детском саду, а впоследствии и в школе Дэвида-Бренду регулярно дразнили за то, что ребенок ведет себя как мальчишка.

Убитые горем родители снова отправились к психологу, но Мани заверил их, что это всего лишь трудный возраст и совсем скоро все наладится. Параллельно с тем, как рос ребенок, жестокий психолог писал и опубликовывал научные статьи об этом "эксперименте". Мани считал это своей победой и полным научным триумфом.



Позднее, когда Дэвид вырос и выяснил всю правду, «доктор» свернул свою деятельность и перестал публиковаться. Несколько десятилетий о нем ничего не было слышно. Лишь в 1997 году всплыли документы, из которых было понятно, какой невероятный ущерб принес эксперимент Мани бедному мальчику.

Дэвид перенес многочисленные операции по "возвращению" в свой пол. Но новый образ жизни так и не принес ему желанного покоя. В возрасте 38 лет Дэвид покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову.

Такое может присниться только в кошмаре.

Запущенный ЦРУ проект МК-УЛЬТРА платил доктору Дональду Эвену Кэмерону за Подпроект 68, который был посвящён экспериментам с изменяющими психику веществами. Главной целью проекта было апробирование методов воздействия и контроля сознания, которые были бы способны извлекать информацию из сопротивляющихся индивидов.

Для проведения своих экспериментов доктор брал пациентов, принятых в его Мемориальный институт Аллена в Монреале и проводил с ними «терапию». Эти пациенты принимались в основном с диагнозом биполярная депрессия и повышенная раздражительность. Лечение, которое они получали, изменяло их жизнь и было попросту ужасным.

В период получения оплаты от ЦРУ (1957-1964 года) Кэмерон проводил электрошоковую терапию с мощностью в тридцать-сорок раз превышающей нормальную. Он помещал своих пациентов в фармакологическую кому на многие месяцы и прокручивал им ленты с записями простых утверждений или повторяющихся шумов снова и снова.
Жертвы его экспериментов забывали как говорить, забывали своих родителей, и начинали страдать тяжёлой амнезией.
И всё это проводилось на жителях Канады, потому что ЦРУ не желало рисковать и устраивать такие операции на американцах.

Для того чтобы проект продолжал получать финансирование, Кэмерон в одном из случаев предпринял серию экспериментов на детях, а в другом – заставил ребёнка заниматься сексом с высокопоставленным правительственным чиновником и снял это на камеру.

Он и другие важные лица проекта МК-УЛЬТРА готовы были шантажировать власти для получения дальнейшего финансирования.

2. Тестирование горчичного газа на солдатах в учебных газовых камерах

По мере того, как исследования биооружия становились всё более интенсивными на протяжении 1940 годов, власти также начали тестировать их последствия и способы защиты от них на самих военных.

Для тестирования эффективности различных видов биооружия, власти доподлинно инициировали разбрызгивание горчичного газа и других раздражающих и разрушающих лёгкие химикатов, вроде люизита, на солдатах без их согласия или уведомления о проведении эксперимента.

Они также проводили тестирование эффективности противогазов и защитной одежды, запирая солдат в газовых камерах и подвергая их воздействию горчичного газа и люизита, что сразу воскрешает в памяти образы газовых камер нацистской Германии.

Эффекты люизита: люизит – это газ, который может с лёгкостью проникать сквозь одежду и даже резину. При контакте с кожей газ немедленно вызывает сильнейшую боль, раздражение, опухание тканей и даже сыпь. Большие, наполненные жидкостью нарывы развиваются в течение двенадцати часов после воздействия в форме чрезвычайно тяжёлых химических ожогов. И это всего лишь при контакте газа с кожей.

Вдыхание газа вызывает жгучую боль в лёгких, кашель, рвоту, и отёк лёгких.

Эффекты горчичного газа: симптомы горчичного газа не проявляются в срок до двадцати четырёх часов после воздействия, а сам газ имеет мутагенные и канцерогенные свойства, которые убили многих подвергшихся его воздействию. Его основные эффекты включают в себя тяжёлые ожоги, которые спустя некоторое время превращаются в сочащиеся жёлтой жидкостью нарывы. И хотя возможность лечения последствий горчичного газа существует, ожоги от него лечатся очень и очень медленно и чрезвычайно болезненны. Ожоги, которые газ оставляет на коже, иногда оказываются неизлечимыми.

Также ходили слухи, что помимо солдат подопытными кроликами становились пациенты военных госпиталей, которые подвергались медицинским экспериментам, включающим в себя испытание биологического оружия, а все подобные эксперименты для отвода подозрений были поданы как простые «наблюдения».

3. США даёт неприкосновенность монстру насильственной хирургии

В роли главы знаменитого японского Подразделения 731 (подразделение, занимавшееся тайными исследованиями биологического и химического оружия в составе японской армии во время Второй мировой войны), доктор Широ Иши (глава медицины) проводил жестокие эксперименты на десятках тысяч людей в ходе Второй японско-китайской и Второй мировой войны.
Иши был ответственен за исследование на заключённых техник вивисекции без анестезии. Для непосвящённых, вивисекция – это акт экспериментальной хирургии на живых существах (с центральной нервной системой) и исследование их внутренностей с научными целями. Другими словами, он проводил жестокие хирургические эксперименты на заключённых, вскрывая их и поддерживая их в сознании без использования анестезии.

В ходе своих экспериментов он также подвергал беременных женщин процедурам, которые приводили их к абортам. Иши также играл Бога, подвергая заключённых изменениям в их физиологическом состоянии и вызывая инсульты, инфаркты, обморожения и гипотермию. Иши считал своих подопытных «брёвнами».

После своего поражения в 1945 году Япония распустила Подразделение 731, и Иши приказал казнить все оставшиеся «брёвна». Спустя непродолжительное время после этого сам Иши был арестован. А затем уважаемый генерал Дуглас МакАртур заключил соглашение с доктором Иши. В обмен на неприкосновенность от Соединённых штатов, он должен был предоставить все имеющиеся у него данные по вирусному оружию, полученные в ходе экспериментов на живых людях.

Таким образом, Иши избежал наказания за все свои преступления, потому что США оказались заинтересованы в результатах его экспериментов.

И хотя оно не было напрямую ответственно за эти преступления, действия американского правительства однозначно указывают на то, что оно было более чем готово проводить эксперименты на живых людях ради прогресса в области биологического вооружения, которое могло бы убить ещё больше людей.

Иши прожил до 1959 года, проводя исследования в области биооружия и возможно обдумывая ещё больше планов по уничтожению людей до самого последнего своего дня.

4. Распыление смертельных химикатов над американскими городами

Вновь демонстрируя, что США всегда стремится протестировать наихудшие возможные сценарии первыми добравшись до них, с изобретением биохимической войны в середине двадцатого века, Армия, ЦРУ и правительство провели серию боевых симуляций в американских городах, чтобы увидеть, как будут развиваться события в случае настоящей химической атаки.

Они провели следующие воздушные и морские атаки:

  • ЦРУ распылило вызывающий коклюш вирус в Тампа Бэй при помощи лодок и вызвало эпидемию этого заболевания. В результате двенадцать человек погибло.
  • Военно-морские силы распылили бактериальные патогены в Сан-Франциско, в результате чего многие горожане заболели пневмонией.
  • В городах Саванна и Эвон Парк армия выпустила миллионы москитов в надежде, что они разнесут жёлтую и тропическую лихорадки. Рой насекомых оставил американцев сражающимися с лихорадками, брюшным тифом, респираторными проблемами, и что хуже – с рождением мёртвых детей.

Что ещё хуже, так это то, что после роя Армия явилась под видом замаскированных работников здравоохранения. Их секретной целью в течение всего времени, пока они оказывали помощь жертвам, было изучение и классификация долговременных эффектов вызванных заболеваний.

5. Соединённые штаты заражали гватемальцев венерическими заболеваниями

В 1940 годах Соединённые штаты решили протестировать эффективность пенициллина в качестве лекарства от сифилиса, и избрали на роль подопытных жителей Гватемалы.

Для исполнения этого плана они использовали инфицированных проституток для заражения ничего не подозревающих тюремных заключённых, пациентов психиатрических лечебниц и солдат. А когда распространение заболевания с помощью проституции оказалось не таким эффективным, как они надеялись, они решили прибегнуть к прививкам.

После передачи заболевания исследователи оказывали лечебную помощь большей части заболевших, однако около одной трети из них были оставлены без лечения, даже не смотря на то, что это было первоначальной целью исследования.
Первого октября 2010 года, Хиллари Клинтон принесла официальные извинения за эти события, и было начато новое исследование, призванное определить, остались ли в живых кто-либо из жертв этих экспериментов и по-прежнему ли они заражены сифилисом. Но поскольку многие подопытные никогда не получали пенициллина, вполне возможно и даже вероятно, что некоторые из них передали заболевание следующим поколениям.

6. Секретные эксперименты на людях для исследования эффектов атомной бомбы

Во время исследования и попыток обуздать мощь атомной бомбы, американские учёные также в тайне тестировали последствия взрыва бомбы на людях.

В ходе Проекта Манхэттен, который проложил дорогу атомным бомбам, уничтожившим Хиросиму и Нагасаки, американские учёные запустили серию секретных экспериментов по введению плутония восемнадцати ничего не подозревающим пациентам.

Эти эксперименты включали в себя инъекцию нескольких микрограммов плутония солдатам в ходе проекта Оук Ридж, а также последующие инъекции трём пациентам госпиталя Чикаго. Только представьте – вы пациент госпиталя, лежащий на больничной кровати, и предполагающий, что не происходит ничего плохого, как вдруг внезапно появляются агенты правительства и впрыскивают вам в кровь оружейный плутоний.

Из восемнадцати пациентов, которые были известны только по кодовым именам и номерам, лишь пятеро прожили больше двадцати лет после инъекции.

Помимо плутония исследователи также использовали в своих экспериментах уран. В госпитале Массачусетса между 1946 и 1947 годами доктор Уильям Свит ввёл уран одиннадцати своим пациентам. Он также получал финансирование от проекта Манхэттен.

А в обмен на полученный от правительства уран, он обязался сохранить мёртвую ткань из тел людей для научного исследования эффектов воздействия урана.

7. Инъекции Агента Оранж заключённым

В то время как он получал финансирование от производившей Агент Оранж (тяжёлая смесь химических дефолиантов и гербицидов, использовавшийся США в ходе вьетнамской войны; прим. сайт) компании Dow Chemical, Армии США, и Johnson & Johnson, доктор Альберт Клигман использовал заключённых в качестве подопытных в том, что выдавалось за «дерматологические исследования».

Дерматологические исследования были посвящены воздействию Агента Оранж на кожу.

Бессмысленно говорить, что введение или подвергание воздействию диоксина — это чудовищное преступление по отношению к любому человеку. Клигман, однако, вводил диоксин (главный компонент Агента Оранж) заключённым для изучения его эффектов.

По имеющимся сведениям, он вводил своим жертвам в 468 раз большее количество вещества, чем он имел предписание по регламенту эксперимента. Документация по результатам этого исследования, разумеется, никогда не была рассекречена.

8. Операция «Бумажная скрепка»

В то время как шёл Нюрнбергский процесс, а этика и права человека находились в фокусе внимания, США тайно вывозили нацистских учёных и давали им американское гражданство.

В ходе операции «Бумажная скрепка», которая получила такое название из-за скрепок, которыми прикреплялись новые досье учёных к их американским документам, нацисты, которые участвовали в знаменитых человеческих экспериментах в Германии (которые включали в себя хирургическое сращивание близнецов, удаление нервов из человеческого тела без анестезии, и тестирование на людях эффектов взрыва бомбы) были перевезены для участия в нескольких сверхсекретных проектах в Америку.

Затем в силу антинацистских указов президента Трумэна, проект был строго засекречен, а учёные получили поддельные политические биографии, которые позволили им не только жить на американской земле, но и быть свободными людьми.

Таким образом, хотя это и не было прямыми экспериментами, США взяли нескольких самых худших людей в мире и дали им работу в неизвестных, но наверняка жутких проектах.

9. Заражение раком жителей Пуэрто Рико

В 1931 году доктор Корнелиус Роудс получил финансирование от Института Рокфеллера на проведение экспериментов в Пуэрто Рико. Он заразил горожан Пуэрто Рико раковыми клетками, предположительно для того, чтобы изучить их эффекты. Тринадцать из них скончались.

Что наиболее поражает – так это текст якобы написанной им записки:

«Пуэрториканцы – это наиболее грязная, ленивая, и наиболее дегенеративная и вороватая раса людей, которая только населяла этот мир… Я сделал лучшее на что был способен для дальнейшего их уничтожения, убив восьмерых и трансплантировав рак ещё нескольким… Все врачи получали удовольствие от мучений жертв неудачных экспериментов».

Человек, помешанный на убийстве пуэрториканцев с помощью заражения их раком, не выглядит подходящим кандидатом на пост руководителя проектами химического оружия и место в Американской комиссии по ядерной энергетике, верно?

Но это именно то, что произошло. Он также стал вице-президентом Американского ракового общества.

Любая шокирующая документация того периода, когда он занимался исследованиями химического оружия, к настоящему моменту скорее всего уничтожена.

10. Пентагон лечил чернокожих раковых пациентов экстремальными дозами радиации

В шестидесятых годах Министерство обороны предприняло серию экспериментов по облучению ничего не подозревающих, нищих афроамериканских пациентов, страдавших раком. Им говорилось, что они получат лечение, но им не говорилось, что это будет лечение «пентагоновского» типа: то есть исследование эффектов высоких доз радиации на человеческое тело.

Чтобы избежать преследования, все медицинские формы были подписаны только инициалами — таким образом, чтобы пациенты не имели возможности предъявить претензии правительству.

В сходном случае доктор Юджин Сангер, финансируемый Агентством оборонительной атомной поддержки (крайне причудливое название), предпринял такую же процедуру для того же типа пациентов. Нищие чёрные американцы получили сверхвысокую дозу радиации, которая вызывала сильную боль, рвоту и кровотечение из носа и ушей. По крайней мере двадцать из них погибли.

11. Операция «Полночная кульминация»

Операция «Полночная кульминация» включала в себя специально подготовленные безопасные убежища в Нью-Йорке и Сан-Франциско, построенные с единственной целью – изучать эффекты ЛСД на не дававших своё согласие на эксперимент индивидах.

Но для того, чтобы заманить в них людей, ЦРУ замаскировало эти дома под публичные дома.

Проститутки на окладе ЦРУ (да, такая вещь действительно существовала) заманивали «клиентов» возвращаться в эти дома.
Вместо секса, однако, они накачивали их различными наркотиками, наиболее знаменитым из которых был ЛСД. Также интенсивно использовалась .

За ходом экспериментов наблюдали из-за двухстороннего зеркала – в некотором роде аналог извращённого реалити-шоу.

Наиболее ужасающей частью всего этого была сама идея накачивания ничего не подозревающих взрослых людей наркотиками, об эффектах которых они могли вообще не знать.

12. Выпадение радиоактивных веществ на территории Тихого океана

После сброса бомб на Хиросиму и Нагасаки, Соединённые штаты приняли решение провести серию испытаний термоядерных бомб в Тихом океане в ответ на возросшую активность Советского Союза в отношении собственных ядерных бомб. Предполагалось, что эти испытания будут секретными. Однако эта секретность провалилась.

Взорванная в 1954 году на атолле Бикини на Маршалловых островах, «Кастл Браво» была самым мощным ядерным устройством, испытанным Соединёнными штатами. Чего они не ожидали, так это того, что радиоактивные осадки от взрыва поднимутся в воздух и выпадут на других островах. Последствиями этого оказались врождённые уродства и радиационные заболевания у жителей архипелага.Эффекты радиации стали более значительными в последующие годы, когда у многих детей, чьи родители подверглись воздействию радиации, развились рак щитовидной железы и множественные новообразования.

Это дало толчок к созданию «Проекта 4.1» – исследования, посвящённого эффектам радиационных осадков на человеческие существа. По существу, оно было последним в длинной серии исследований, в которых люди использовались в качестве подопытных кроликов без их согласия, и этот проект запомнился в США как способ собрать данные, которые другим образом было бы невозможно получить.

Однако моральные стандарты Соединённых штатов таковы, что даже если радиационные осадки, от которых пострадали жители Маршалловых островов были случайностью, они вполне могли быть и запланированными.

13. Таскиджи

Недавнее раскрытие факта, что США заражали гватемальцев сифилисом, вызывает в памяти это знаменитое исследование. Между 1932 и 1972 годами учёные привлекли четыре сотни чернокожих батраков в Таскиджи, Алабама для исследования естественного хода развития сифилиса.
Но учёные никогда не говорили своим подопытным, что они больны сифилисом. Вместо этого их пациенты были уверены, что их лечат от заболевания «плохой крови», в то время как исследователи использовали их для изучения симптомов и последствий сифилиса.

В 1947 году пенициллин стал стандартным лекарством от сифилиса. Но помимо укрывания информации о заболевании, учёные также «забыли» рассказать своим пациентам, что их заболевание имеет лекарство. И таким образом исследование продолжалось ещё почти тридцать лет.
Когда об этом стало известно, ответная реакция на исследование была настолько мощной, что президент Билл Клинтон принёс официальное извинение, заявив о своём сожалении, что правительство «дирижировало настолько расистским исследованием». И что самое печальное, следует признать, что один из самых бесчеловечных из когда-либо проведённых экспериментов над людьми, был организован именно правительством США.

пн, 06/03/2017 - 12:31

Все вы наверняка не раз слышали об экспериментах, проводимых над животными, однако люди жестоки не только к четвероногим друзьям, но и к себе подобным. Во имя науки учёные, медики и психологи совершали страшные и бесчеловечные вещи, чтобы решить те или иные загадки человеческой природы. Для учёных, проводимых эксперименты, было неважно, причиняют ли они боль и страдания своим подопытным, им просто хотелось поиграть в Бога…

Малютка Альберт (1920)

Автор бихевиоризма, психолог Джон Уотсон занимался исследованиями природы страха и фобий: как они возникают, с чем связаны и можно ли создать их искусственно. Один из своих экспериментов Уотсон решил поставить на сироте, девятимесячном младенце по имени Альберт.

В течение первых двух месяцев малышу показывали разные объекты, похожие друг на друга: белую крысу, кролика, кусок ваты, маска Санта-Клауса с бородой и другие похожие предметы. С самого начала Альберт не боялся крысы и охотно играл с ней. Через некоторое время Уотсон добавил в эксперимент раздражающий элемент: он стал ударять молотком по металлической пластине всякий раз, когда Альберт дотрагивался до крысы. Вскоре у ребенка сформировался рефлекс - он перестал прикасаться к крысе, чтобы не спровоцировать новый шум.

Через неделю крысу поместили в кроватку малыша и снова ударили по пластине. На этот раз ребенок начинал плакать каждый раз, когда крыса оказывалась в поле его зрения. Проверив реакцию на основной источник, Уотсон решил установить, будет ли ребенок бояться похожих раздражителей - чего-то пушистого или белого. Ученый показывал малышу вату, маску Санта-Клауса и кролика… Крошка Альберт начинал плакать. Так Уотсон сделал вывод, что дети переносят свои фобии на похожие объекты.

Проблема в том, что избавить малыша от страхов Уотсону так и не удалось. Альберт боялся всего, что напоминало ему крысу, до конца своих дней. Малыш умер в 6 лет от водянки.

Эксперимент Милгрэма (1963)

Сколько страданий мы готовы причинить друг другу, если найдется кто-то, кто возьмет всю ответственность на себя? Этим вопросом задался психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета. Сценарий эксперимента был следующий. В опыте участвовали трое: испытуемый («учитель»), актер («ученик») и исследователь. Испытуемый считал, что оба участника (и учитель, и ученик) равноправны, а за эксперимент отвечает исследователь. Два испытуемых должны были тянуть жребий, чтобы определить, кто из них будет учителем,а кто - учеником. На самом же деле, актеру всегда доставалась роль ученика.

В обязанности учителя входило заставить ученика выполнить несложные задачи на запоминание. Ученика же в это время привязывали к креслу с электродами. При каждой ошибке учитель должен был «наказывать» ученика ударом тока с напряжением в 45 В,постепенно увеличивая напряжение на 15 В после каждой ошибки, достигая 450 В.

Хотя никакого тока в эксперименте не было, актер очень правдоподобно разыгрывал сначала дискомфорт, а затем настоящую боль, а на напряжении в 150 В ученик требовал прекратить эксперимент. В этот момент в дело вступал исследователь, требуя от учителя продолжать эксперимент во что бы то ни стало. Исследователь заверял испытуемого, что берет на себя полную ответственность за жизнь и безопасность ученика.

Результаты эксперимента потрясли Милгрэма, который до того предполагал, что склонность к беспрекословному подчинению есть только у немцев. Оказалось, эта особенность никак не зависит от национальности. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40 покорно увеличивали напряжение до тех пор, пока исследователь не велел перестать мучить жертву. Почти никто из испытуемых не просил прекратить эксперимент и не отказывался от своей роли. Ни один не остановился до напряжения в 300 В. В этот момент жертва начинала вопить: «Я не могу больше отвечать на вопросы!»

Проект «Аверсия» (1970 - 1989)

В этом эксперименте ток был настоящим.

Психологический эксперимент под руководством полковника Обри Левина, продлившийся 18 лет, оставил после себя тысячи искалеченных судеб и тел. Пыточная практика в армии ЮАР была направлена на изменение ориентации солдат-гомосексуалов.

Инструментарий был весьма разнообразен: наркотические препараты, электрошоковая терапия, химическая кастрация и оперативное изменение пола. До 1973 года прошлого века гомосексуальность была признана Американскими психиатрическими ассоциациями психическим отклонением. Считалось, что это болезнь, которую можно вылечить.

Подопытным показывали черно-белые фотографии обнаженных мужчин, но едва те проявляли малейшие признаки возбуждения, жертв били током. После этого мужчинам показывали цветные фотографии женщин, рассчитывая поощрять сексуальную реакцию на них, но никакого возбуждения со стороны гомосексуальных мужчин не последовало. Кстати, среди пациентов были и женщины - в описании эксперимента встречается случай,когда разряд тока был таким сильным, что туфли слетели с ног пациентки. «Это было очень травматично. Я не думала, что ее тело это выдержит», - признается одна из интернов,участвующих в эксперименте.

Один из солдат-геев, Жан Эрасмус подвергся химической кастрации в 1980 году. Перед тем как совершить самоубийство, он записал кассету, где рассказал, каким пыткам подвергаются солдаты-гомосексуалы в армии. Описал он и случай, когда офицеры заставили его участвовать в групповом изнасиловании женщины, которое призвано было «выправить» его ориентацию. Чтобы избежать суда, в 1990 году Левин бежал в Канаду.

Стэнфордский тюремный эксперимент (1971)

«Создайте у заключенных чувство тоски, чувство страха, ощущение произвола, что их жизнь полностью контролируется нами, системой, вами, мной и у них нет никакого личного пространства… Мы будем разными способами отнимать их индивидуальность». Такими словами наставлял испытуемых психолог Филипп Зимбардо.

Он задумал и реализовал психологическое исследование для оценки конфликтных ситуаций между охранниками и заключенными тюрем. Все испытуемые были добровольцами,их набирали по объявлению в газете. Группу из 24 мужчин случайным образом поделили на заключенных и охранников. Сам эксперимент представлял собой «симулятор тюрьмы». Кстати, довольно близкий к реальности: заключенным запрещалось носить нижнее белье,они несколько раз проходили через довольно унизительные тюремные процедуры, а вместо имен у них были номера. С самого начала никто из подопытных не воспринимал эксперимент всерьез - все понимали, что это просто игра. Но постепенно восприятие изменилось. «Охранники» становились все более жестокими: они усиливали психологическое давление на заключенных, часто орали, заставляли их выполнять бессмысленные приказы, будили по ночам, когда им того хотелось, и запирали в карцере за малейшее неподчинение. Позже те, кто исполнял роль охранников, признавались, что перестали воспринимать заключенных как людей - они относились к ним как к бессловесному скоту.

Среди заключенных тоже произошли изменения: несколько участников выбыло из игры после психологического срыва, другие начали испытывать такой дискомфорт и даже страх перед своими мучителями, что эксперимент пришлось прервать.

Более того, сам Зимбардо позже признавался, что он «заигрался», а эксперимент нужно было остановить еще раньше.

Лечение безумия хирургическим путём

Доктор Генри Коттон считал, что основополагающими причинами безумия являются локализованные инфекции. После того, как в 1907-м году Коттон стал главой сумасшедшего дома в городе Трентон, он стал практиковать процедуру, называемую им хирургической бактериологией: Коттон и его команда выполнили тысячи хирургических операций на пациентах, часто без согласия последних. Во-первых, они удаляли зубы и миндалины, а если этого оказывалось недостаточно, то «врачи» делали следующий шаг - удаляли внутренние органы, являющиеся, по их мнению, источником проблемы.

Коттон настолько верил в свои методы, что прибегал к ним даже на себе и своей семье: например, он удалил некоторые зубы самому себе, своей жене и двум сыновьям, одному из которых также была удалена часть толстого кишечника.

Коттон утверждал, что при его лечении наблюдался высокий процент выздоровления пациентов, а также что он просто стал громоотводом для критики тех моралистов, которые находили его методы ужасающими. Смерть 49-ти своих пациентов при колэктомии, например, Коттон оправдал тем, что те до операции уже страдали «терминальной стадией психоза». Последующее независимое расследование показало, что Коттон сильно преувеличивал.

После его смерти в 1933-м году подобные операции больше не проводились, а точка зрения Коттона канула в безвестность. К его чести, критики постановили, что он был вполне искренен в своих попытках помочь пациентам, хоть и делал это безумным обманным путём.

Вaгинaльнaя операция без анестезии

Джей Марион Симс, почитаемый многими как пионер в области американской гинекологии, в 1840-м году приступил к обширным исследованиям в области хирургии. В качестве подопытных он использовал нескольких женщин из числа негритянок-рабынь. Исследование, занявшее три года, было нацелено на хирургическое лечение пузырно-влaгaлищных свищей.

Симс считал, что недуг возникает при аномальном соединении мочевого пузыря с влaгaлищем. Но, что странно, операции он выполнял без анестезии. Один субъект, женщина по имени Анарча, пережила целых 30 таких операций, что в конечном счёте позволило Симсу доказать свою правоту.

Это было не единственным ужасающим исследованием, проведённым Симсом: он также пытался лечить детей рабов, страдающих от тризма - спазмов жевательной мускулатуры - используя сапожное шило, чтобы сломать, а потом выровнять их кости черепа.

Рабов обливали кипятком

Такой метод можно расценивать скорее как пытку, чем как лечение. Доктор Уолтер Джонс в 1840-х годах рекомендовал кипяток в качестве лекарства от брюшной пневмонии - он в течение нескольких месяцев испытывал свой метод на многочисленных рабах, страдающих от этого заболевания. Джонс очень подробно описал, как одного пациента, 25-летнего мужчину, раздели догола и заставили лечь животом на землю, а затем Джонс вылил на спину пациента около 22-х литров кипятка.

Тем не менее, это был не конец: врач заявил, что процедуру следует повторять каждые четыре часа, и, возможно, этого будет достаточно для «восстановления капиллярного кровообращения». Позднее Джонс заявлял, что вылечил таким способом множество пациентов, и утверждал, что никогда ничего не делал собственноручно. Ничего удивительного.

Воздействие электрическим током непосредственно на мозг

Хотя идея бить током кого-либо для лечения нелепа сама по себе, врач из Цинциннати по имени Робертс Бартолоу вывел это на следующий уровень: он послал разряд электрического тока прямо в мозг одного из своих пациентов. В 1847-м году Бартолоу лечил больную по имени Мэри Рафферти, страдающую от язвы в черепе - язва в буквальном смысле проела часть черепной кости, и мозг женщины был виден через это отверстие.

С разрешения пациентки Бартолоу вставил электроды непосредственно в мозг и, пропуская по ним разряды тока, стал наблюдать за реакцией. Он повторил свой эксперимент восемь раз в течение четырёх дней. Поначалу, казалось, Рафферти чувствовала себя прекрасно, но на более поздней стадии лечения впала в кому и через несколько дней умерла.

Реакция общественности была настолько велика, что Бартолоу пришлось уехать и продолжить свою работу в другом месте. Позже он поселился в Филадельфии и в итоге получил почётную должность преподавателя в медицинском колледже Джефферсона, доказав, что даже сумасшедшим учёным может сильно повезти в жизни.

Трансплантация яичек

У Лео Стэнли, главврача тюрьмы Сан-Квентин с 1913-го по 1951-й год, была сумасшедшая теория: он считал, что мужчины, совершавшие преступления, имели низкий уровень тестостерона. По его словам, повышение уровня тестостерона у заключённых приведёт к снижению преступного поведения.

Чтобы проверить свою теорию, Стэнли провел серию странных операций: он хирургически пересаживал яички недавно казнённых преступников ещё живым заключённым. В связи с недостаточным количеством яичек для экспериментов (в среднем в тюрьме проводилось три смертных казни в год) Стэнли вскоре стал использовать яички разных животных, которые он обрабатывал различными жидкостями, а потом вводил под кожу заключённых.

Стэнли заявил, что к 1922-му году провёл подобные операции на 600 испытуемых. Он также утверждал, что его действия были успешными, и описал один частный случай, как престарелый заключённый кавказского происхождения стал бодрым и энергичным после того как ему пересадили яички молодого негра.

Эксперимент по повышению прочности кожи

Дерматолог Альберт Клигман в 1960-х годах испытывал комплексную экспериментальную программу на заключённых тюрьмы Холмсбург. Один из таких экспериментов, спонсируемых армией США, был направлен на увеличение прочности кожи. Теоретически укреплённая кожа могла бы защитить солдат от химических раздражителей в зонах боевых действий. Клигман применял различные химические кремы и средства на заключённых, но единственным результатам стало появление многочисленных рубцов - и боль.

Фармацевтические компании также нанимали Клигмана для проверки своей продукции: они платили ему за то, чтобы он использовал заключённых в качестве хомячков. Разумеется, добровольцам тоже платили, хоть и немного, но они не были полностью проинформированы о возможных неблагоприятных последствиях. В результате многие химические смеси привели к возникновению на коже волдырей и ожогов. Клигман же был совершенно безжалостным человеком. Он писал: «Когда я приехал в тюрьму в первый раз, всё, что я видел перед собой - это бесконечные акры кожи».

В конце концов, возмущение общественности и последующее расследование вынудило Клигмана прекратить свои эксперименты и уничтожить всю информацию о них. К сожалению, бывшим испытуемым компенсацию за ущерб так и не предоставили, а Клигман позже разбогател, изобретя Ретин-А - средство по борьбе с акне.

Эксперименты по люмбальной пункции на детях

Люмбальная пункция, иногда называемая также поясничным проколом, - часто необходимая процедура, особенно при неврологических заболеваниях и заболеваниях позвоночника. Но гигантская игла, втыкаемая прямо в позвоночный столб, обязательно принесёт пациенту мучительную боль.

Тем не менее, в 1896-м году врач-педиатр Артур Вентворт решил проверить очевидное: во время экспериментальной спинномозговой пункции, которую делали молодой девушке, Вентворт заметил, как пациентка сжалась от боли во время процедуры. Он заподозрил, что операция оказалась болезненной (в то время почему-то считалось, что это не больно), но полностью уверен не был. Так что он сделал ещё несколько процедур - на 29-ти младенцах и детях ясельного возраста.