Обновленное содержание. Цели начальной ступени образования

Подходит к концу август, на носу - начало учебного года, а это значит, что наступила пора активной подготовки к нескольким месяцам учёбы, проверок домашних заданий и получения знаний. Причём подготовку ведут не только школьники, которым предстоит в очередной раз сесть за парты, но и педагоги, а также ответственные государственные учреждения, основная цель которых – решение всех возникающих проблем и вопросов в сфере образования.
Именно для того, чтобы подвести итоги предыдущего сезона и наметить планы на грядущий, и проводится ставшая уже традиционной августовская конференция работников сферы образования, посвящённая 20-летию столицы Республики Казахстан Астаны.

Конференция педагогов
В этом году конференция состоялась в понедельник, 27 августа, в здании академии творчества в микрорайоне «Батыс-2». Августовская конференция педагогических работников города Актобе в рамках обновления содержания образования – это важная веха на пути к качественному обучению.
Цель августовской конференции – это подведение итогов работы в системе образования за 2017-2018 учебный год, обсуждение и определение основных направлений в рамках обновлённого содержания образования.
Во время августовской конференции был проведён педагогический форум «Человеческий капитал в условиях четвёртой промышленной революции». Его посетили гости: аким Актюбинской области Бердыбек САПАРБАЕВ , аким города Актобе Ильяс ИСПАНОВ , а также секретарь областного маслихата Сания КАЛДЫГУЛОВА . Кроме того, на мероприятии присутствовали депутаты, представители неправительственных организаций города Актобе, ветераны педагогического труда, а также многочисленные родители и педагоги.

Обмен опытом
Августовская конференция – это всегда крупное событие, которое охватывает многие аспекты современной системы образования. В начале мероприятия была проведена выставка творческих работ и изобретений тех ребят, которые являются учащимися учреждений дополнительного образования. Такие выставки всегда интересны и хорошо запоминаются, потому что юные актюбинцы вкладывают в них весь свой талант и фантазию.
Кроме того, в рамках городской августовской конференции было проведено 50 секционных заседаний по всем дисциплинам. По официальной информации, в них приняло участие 3,5 тысячи учителей, работающих в городских школах. Отмечается, что все секционные заседания были проведены в форме фасилитационой сессии, тренингов, коучингов, диалогических площадок и трибун. Специалисты провели череду мастер-классов и круглых столов для повышения уровня грамотности педагогов, предоставили филологические панорамы.
В рамках работы данных секций в НИШ состоялись тренинги для учителей 6 и 8 классов общеобразовательных школ города Актобе. Всего в них приняли участие 325 педагогов. Во время проведения данной секции учителя делились своим опытом, проводили мастер-классы, рассказывали о приёмах, которые используют во время уроков во время учебного года.
С целью обмена опытом и достижениями в сфере образования в город Актобе были приглашены учителя Назарбаев интеллектуальной школы, тренеры центра педагогического мастерства и центра повышения квалификации «Орлеу». Они поделились собственным опытом работы, рассказали о проблемах и перспективах обновлённого содержания образования, а также обсудили все новости, связанные с инструктивно-методическим письмом и новым государственным образовательным стандартом.

С нового года в новую школу
В рамках августовской педагогической конференции города Актобе состоялось и другое не менее важное мероприятие: открытие новой общеобразовательной школы в Акжар-2. Строительство учебного учреждения было осуществлено ТОО «СДС-2012». На открытии присутствовали глава региона Бердыбек Сапарбаев и аким Актобе Ильяс Испанов.
Известно, что новая школа в нынешнем учебном году гостеприимно примет в своих стенах более 900 учащихся. Школа №70 будет носить имя казахского советского учёного-педагога и писателя Малика ГАБДУЛЛИНА .
Торжественная церемония открытия новой школы прошла ярко и надолго запомнилась всем участникам праздника. Почётные гости, в соответствии с традицией, перерезали символическую ленточку, а затем совершили тур по школе. Они ознакомились с тем, как она оснащена, какое оборудование использованы, соблюдены ли все санитарно-гигиенические нормы и требования безопасности.
Во время осмотра гости подчеркнули, что школа построена качественно, она обладает удобной планировкой, что сделает учебный процесс комфортнее и качественнее.
В целом, можно сказать, что школа №70 имени Малика Габдуллина – это трёхэтажное здание общей площадью более 12 тысяч квадратных метров. Она спроектирована с учётом потребностей детей в обучении, отдыхе, культурном и спортивном образовании. Не забыли проектировщики и о детях с особыми образовательными потребностями: специально для них в школе установлены лифт и пандусы с поручнями.
Школа, рассчитанная на 48 классов, будет работать в 2 смены. Она оснащена спортивным залом площадью 569 квадратных метров и актовым залом на 218 человек, с большой сценой и артистическими гримёрными. Будет в школе и большая библиотека, которая рассчитана на 20 тысяч книг. На первом этаже школы №70 расположилась просторная столовая на 312 мест. В целях безопасности на входе установлены турникеты, предусмотрены места для охраны.
Отмечается, что с открытием школы №70 решается проблема трёхсменного обучения средних школ №45, 49 и Акжарской начальной школы в посёлке Акжар-1. Одним словом, новая школа – это значимое событие для всего города и настоящий праздник. В честь него детям, которые только пойдут в 1 класс, были вручены канцелярские принадлежности в качестве подарков.

Праздничные подарки
Подарки получили не только юные актюбинцы: в рамках традиционной августовской конференции аким города Ильяс Испанов вручил подарки 20-и лучшим учебным заведениям Актобе. Им достались проекторы с экранами, современные видеокамеры и фотоаппараты.
Кроме того, глава города отметил заслуги и профессиональное мастерство лучших актюбинских учителей. 20 лучших педагогов получили почётные грамоты и денежные сертификаты размером 100.000 тенге. 4 педагога были награждены почётными грамотами министерства образования и науки Республики Казахстан, ещё 4 – благодарственными письмами от имени этого же ведомства. Сразу 8 актюбинских учителей были отмечены благодарственными письмами председателя комитета по контролю за качеством образования МОН РК. Ещё пятеро работников сферы образования получили благодарственные письма председателя департамента по контролю за качеством образования по Актюбинской области.
В завершение конференции состоялся праздничный концерт, на котором поздравляли ветеранов педагогического труда, внёсших большой вклад в отечественную систему образования.

В данной статье рассматриваются вопросы реализации новых подходов в обучении учащихся первой ступени в условиях обновления образования. Определяется роль учителя в этом процессе, а также раскрываются основные направления в части обновленное содержание образования и особенности учебных программ в начальной школе.


Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, адаптированной к меняющимся социальным и экономическим условиям.
– это пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов, методов обучения и воспитания, внедрение принципиально достижения учащихся.

Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

В настоящее время много говорится о технологизации учебного процесса и о преимуществах внедрения педагогических инноваций. Как повысить ? Как сделать школу местом SMART-образования? Что будет способствовать созданию в школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности?

Обновление образования предполагает активное обучение, которое необходимо проводить в условиях созданной коллаборативной среды и дифференциации обучения, реализацию межпредметных связей. Обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, изучение потребностей учащихся.

Качественные изменения в образовании невозможны без нового взгляда учителя на учебный процесс.


Учителя должны:

  • создавать позитивную атмосферу обучения, вовлекать всех учащихся;
  • воспитывать у учащихся уверенность, ответственность и активность;
  • использовать правильные методы и задания, направленные на развитие навыков учащихся;
  • организовывать и планировать групповые (общеклассную работу и в малых группах), индивидуальные или парные задания, эффективно использовать материалы, ресурсы и вспомогательные материалы для проведения запланированных уроков согласно установленным целям;
  • использовать при объяснении простой, понятный язык;
  • наблюдать за учениками и стараться получить отдачу.

Начальная школа играет основополагающую роль в становлении личности ребенка, целостного развития его способностей.

Цели начальной ступени образования:

  • раскрытие индивидуальности ребенка;
  • осмысление его знаний об окружающей действительности;
  • формирование желания и умения учиться, т. е. познавательной мотивации.

Учебные программы начальной школы направлены на:

  • развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям;
  • формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе;
  • развитие духовно-нравственных ценностей;
  • формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.

Большое внимание необходимо уделять системе оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся.

Основные принципы оценивания:

  • валидность;
  • систематичность;
  • последовательность;
  • объективность;
  • прозрачность;
  • актуальность;
  • достоверность.

Оценивание предполагает параллельное развитие двух линий : формативного и суммативного.

Новые учебные программы основаны на компетентностном подходе. Они формируют компетенции, заложенные в основе функциональной грамотности, необходимой для успешной социализации учащихся.

По известной в мировой педагогике теории Бенджамина Блума «Таксономия целей обучения», существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только два из шести уровней познания: «знать» и «понимать». С помощью нового стандарта есть возможность достигнуть оставшихся четырех уровней познания: «применять», «анализировать», «синтезировать» и «оценивать».

При проектировании содержания предметов использованы принципы спиральности, сквозных тем. Принцип спиральности позволит наращивать знания и умения учащихся постепенно – по темам и классам, переходя от простого к сложному. Обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов для более целостного восприятия окружающего мира.

Сквозные темы помогают установить внутрипредметные и межпредметные связи, формировать знания, умения, ценностные ориентации и нормы поведения в сферах, имеющих точки соприкосновения с учебными предметами.

Обновленное содержание базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям. Ожидаемые результаты позволяют оценивать работу учащегося, его достижения.

В основу программ всех уровней образования заложена система ценностей «Мәңгілік Ел». Идеи «Мәңгілік Ел» будут внедряться в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы.

Вводятся новые предметы. В начальной школе – это «Естествознание», «Информационно-коммуникационные технологии» (с 3-го класса), «Познание мира» с обновленным содержанием материала.


➤Вебинар!➤

Обновление содержания образования: психологическая поддержка участников образовательного процесса

Наталья Тифанциди

Директор КГУ «СОШ № 17 с дошкольным мини-центром», с. Панфилова Талгарского района, эксперт ЭС «AСTUALIS: Образование»

В 21-м веке безграмотным считается не тот,
кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.

Элвин Тоффлер

Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики, и это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребенка получает наибольшее развитие. Общество ставит перед учителем задачу – обеспечить условия гармоничного развития ученика как личности.

В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению.

Исходя, из своего педагогического опыта я увидела, что у детей постепенно пропадает желание учиться. Ребят начинают тяготить школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, падает интерес к учебе. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

7 модулей обучения – 7 помощников казахстанского учителя.

На моих уроках математики прослеживаются все семь модулей:

1 модуль

Очень радовали детей Модуль «Новые подходы». В свои уроки математики я включила диалоговое обучение в форме кумулятивной беседы, в которой каждый ученик принимал и соглашался с тем, что говорили другие. Была применена стратегия «Грани Куба», где каждой группе при кидании куба выпадал вопрос, составленный по таксономии Блума, и далее учащиеся должны составить толстые вопросы, (Предложите Почему?, Докажите?, Объясните…Поделитесь.. Придумайте..).В конце урока при изучении тем, дети составляли по этой же стратегии вопросы другим группам, это задание приобрело соревновательный характер, где ученики испытывали интерес к составлению и нахождению правильного ответа к вопросу в обучении. Также всевозможные тренинги, которые заряжали детей активностью.

2 модуль

На всех уроках формировались навыки критического мышления . Планируя структуру своего урока, я продумывала, прежде всего, как подбор заданий на всех этапах урока будет развивать навыки критического мышления. Если проследить все задания через серию 4 уроков, можно увидеть, как постепенно происходит их усложнение, как новые задания строятся исходя из того, чему дети уже научились.

Результат внедрения этого модуля:

– развитие навыков критического мышления: умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, оценивать и объяснять

– ученики сами ищут пути решения проблем на уроке;

Ø Учитель . Понимание того, чему учить и как учить.

Ø Оценивание результатов обучения.

Ø Понимание важности создания «коллаборативной среды».

Ø Видение преимуществ обучения в НП

Ø Подняла на новую ступень своё

Ø критическое мышление

Ученик

Ø Повысилась мотивация учащихся на

Ø Активно вступают в беседу

Ø Отвечать полными ответами

Ø Повысилась мыслительная активность учащихся

Ø Обогатили словарный запас

Ø Усовершенствовались коммуникативные способности

Планы на будущее

Продолжать развивать речь посредством диалога через новые подходы.

Развивать критическое мышление учащихся, умение составлять вопросы высокого порядка. Не останавливаться на достигнутом.

Ускорить темп работы.

3 модуль

Модуль Оценивания обучения способствует снятию тревожности, повышению активности детей на уроке способствовали и методы формативного оценивания, которые. Я использовала на своих уроках самооценивание по критериям, взаимооценивание в группах и парах, невербальное оценивание, оценивание по ключу. Такое оценивание помогало ученикам, лучше понять уровень своего продвижения в изучении этой темы Кроме этого на своих уроках использовала формативное оценивание, сладкий приз, устные комментарии, «Большой палец», жесты согласен, не согласен, «+» хлопок, аплодисменты, стикеры.

В конце урока использовала «Две звезды одно желание», В своих рефлексивных листах, ребята оценивали свои знания, полученные на уроке, через самооценку, взаимооценку, оценку группы. Понравились ответы детей «Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока?» Дима пишет: «Урок понравился потому, что работали в группах, и оценивали себя и других». Причём если на первых уроках ответ на вопрос Понравился ли вам урок дети отвечали односложно, то на последующих отвечали почему? Результаты применения модуля ОдО:

– Заинтересованность учащихся в оценивании: оцени сам себя или одноклассника;

– Определяется уровень знаний

Снижается тревожность;

– Эффективность обратной связи;

– Оценивание повлияло на мотивацию и самооценку учеников.

– Приобретены навыки критериев оценивания.

4 модуль

Использование модуля ИКТ – это расширение информационного поля ученика, повышение мотивации. С применением интерактивной доски уроки становятся интересными, насыщенными

5 модуль

Модуль Обучение одарённых и талантливых учеников.

Цель данного модуля вовлечь одарённых и талантливых детей в процесс обучения и создать условия для реализации их возможностей. Обучение талантливых детей происходило через углубление и расширение заданий. Для того, чтобы создать им комфортные условия были подготовлены разноуровневые задания АВС, – где уровнем «С» подразумевалось задание повышенной сложности Данные ученики с интересом выполняли задания, и старались помогать слабым, одарённые дети почувствовали себя в роли учителя-консультанта. На первых уроках это прослеживается через парную работу, в последующих уроках можно проследить и в групповой работе. Каждый ребёнок был задействован. Если на первых уроках дети много задавали вопросы мне по заданиям, то в конце они работали самостоятельно и были моей правой рукой.

6 модуль

Возрастные особенности в обучении прослеживались в тренингах, которые очень полюбились школьникам. Отработаны правила работы в группе, чётко распределялись обязанности по группам.

Рефлексия результатов модуля «Возрастные особенности» показала такие результаты:

1 Создан психологический комфорт на уроке.

2 «Скучающие» ученики активизировались (приняли участие в диалоге)

3 «Тихие» стали раскрываться (диалог)

4 Ученики с диагнозом ЗПР стал непосредственным участником учебного процесса.

7 модуль

Модуль Управление и лидерство в обучении прослеживался через тренинги работы лидеров в группе, развитие инициативы учащихся, умение высказывать собственное мнение, например в стратегии «Башня», хорошо проявляются организаторские способности в группе. Если на первых уроках дети не могли самостоятельно распределять роли, то на последующих уроках, при работе в группах ученики проявляли лидерские качества, сами распределяли роли. В роли лидеров проявили себя многие учащиеся. Так же при создании и защиты кластеров дети раскрывали свои лидерские качества.

После проведения уроков математики, я сделала для себя много выводов, о том, на что способны ученики, я сама научилась размышлять об эффективности применяемых стратегиях на том или ином этапе урока. Я учила рефлексировать детей свои знания и вместе с ними анализировала свои действия на уроке. Новый опыт работы с учащимися, пусть я не полностью удовлетворена своими действиями, но я на то и учитель, что могу совершенствовать свою деятельность «Учитель учится всю жизнь». По-старому работать я уже не смогу, а по-новому буду стараться набирать положительный опыт и вносить свой посильный вклад в изменение образования. Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».

Данная программа, по которой мы проводим уроки, помогла учителям и мне самой, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему мы научились и как оценить процесс обучения. Появился интерес к урокам нового формата. Преимущество данной программы в том, что ученики обучаются, не изолировано друг от друга, а сообща в группе. Ведь работа в коллективе вносит свои коррективы на сознание, воспитание и познание ученика. В учебном процессе необходима обратная связь , чтобы понять, как ученики проработали в группе, как они оценили себя и других и, что при этом на них повлияло в процессе оценивания. Рефлексия является на моих уроках главной лично для моего дальнейшего планирования и понимания учащимися процесса обучения. В конце занятия обязательным является предоставление всем возможности высказаться, а также подведение итогов и выводов лицами, руководящими диалогом. Ученики на уроках стали работать самостоятельно и даже просили не помогать им по той причине, что они сами хотят узнать свои возможности

За время своей 30-летней педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения.

Главное для меня в этой методике – свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов.

Нам нужно использовать новые формы обучения, что способствовало бы лучшему усвоению учебного процесса и повышению качества знаний учащихся. Мы живём в таком изменяющем мире, что мы должны понимать, что мы должны меняться. Уроки должны стать уроками поиска истины, открытий истины, совместной деятельности учителя и ученика, когда они вместе стараются ответить на те вопросы, которые выдвигает жизнь. Школа не может научить ребёнка всему и на всю жизнь, это в принципе невозможно, но школа может помочь ребёнку учиться на протяжении всей жизни. И поэтому учитель должен помочь ребёнку овладеть разнообразными способами самостоятельного получения информации, научить новым видам деятельности, сделать ребёнка думающим, размышляющим человеком, который не испугается, встретив в жизни трудности, и это поможет им стать успешным в их дальнейшей жизни.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Я смогла, используя данную программу, сделать шаг к тому, чтобы учащихся обучить тому, как учиться , то есть создала ту образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе.

Уважаемые коллеги! Возьмите на заметку:

Преподаватели должны постоянно учиться и развивать различные подходы к преподаванию. Эффективным будет преподавание, если учителя получают удовольствие от того, что они делают. Чтобы не «выгореть, преподаватели должны отводить время на себя».

ЗАПОМНИТЕ, О ЧЁМ СЛЕДУЕТ НАМ ПОДУМАТЬ:

Когда учителя

перестанут учить,

ученики, наконец,

смогут учиться .

Без оптимизма в школе сегодня не выжить. Нужно много сил для того, чтобы научить детей любить свою Родину, читать, считать, писать, рисовать, дружить и жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, а рядом со мной – мои коллеги, талантливые люди. Объединяет нас одно – мы учителя!!! Мы вместе преодолевали изменения в стандартах, программах и подходах к образованию, но остались преданны общему делу- своей любимой профессии.

Если учитель не ленится профессионально расти, то и его ученики будут успешными и востребованными в современном обществе. Школьный день многогранен. Перед глазами вечная галерея родных лиц – моих учеников. Мы взаимно нужны друг другу. А ведь это так важно- отдать всю себя до конца…

1 рис.Групповая работа

2 рис. 3 модуль Оценивание обучения

Исина Калдыкуль Тамабаевна

учитель начальных классов

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №13 отдела образования

города Жезказган»

14:47 — REGNUM

Около 200 педагогов из всех регионов Северо-Кавказского федерального округа приняли участие в совещании, посвящённом вопросу обновления содержания общего образования, которое прошло на площадке Северо-Кавказского федерального университета. Об этом 19 декабря сообщает пресс-служба вуза.

Мероприятие открыл замдиректора департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Дмитрий Метелкин , который сообщил о двух подпроектах национального проекта «Образование» — «Современная школа» и «Успех каждого ребенка».

«Мы должны создать качественно новую образовательную среду, работающую на ребенка, чтобы он приобрел такой набор компетенций, которые требует от него жизнь, современная экономика, — сказал он.

Заместитель президента Российской академии образования, советник министра просвещения РФ Виктор Басюк в своём выступлении сообщил о федеральных государственных образовательных стандартах и требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, включающих предметные, метапредметные и личностные результаты.

Министр образования Ставропольского края Евгений Козюра рассказал собравшимся об особенностях регионального компонента содержания образования.

В свою очередь, ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская , познакомив участников совещания с деятельностью вуза, сообщила, что одним из стратегических приоритетных проектов учреждения является педагогическое образование.

«Мы стремимся предметно разобраться, в полной ли мере программы вуза, реализуемые на направлениях подготовки всех учителей-предметников, соотносятся с требованиями профессиональных стандартов, и в какой степени подготовка нашего выпускника, молодого учителя, отвечает запросам современной школы», — пояснила ректор.

Также она заметила, что последний указ Минюста РФ, а затем и Минобрнауки РФ в 2009 году утвердил требования результатов освоения содержания основных образовательных программ и собственно сами результаты для каждой предметной области с 1 по 4 класс. И теперь именно профессиональное сообщество должно взяться и отработать эти вопросы для других классов.

После пленарного заседания работа окружного совещания продолжилась по предметным секциям. Педагоги приняли участие в обсуждении требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы — начального и основного общего образования.

До конца 2018 года окружные совещания по вопросу обновления содержания общего образования пройдут во всех федеральных округах. Напомним, согласно майскому указу (7 мая 2018 года) президента РФВладимира Путина , Россия должна войти в десятку стран по качеству общего образования.

Обновление содержания образования

Обновление содержания общего и профессионального образования выступает

в качестве главного фактора развития образования.

1. Необходимость обновления.

Существуют по крайней мере несколько противоречий, объясняющие необходимость обновления содержания образования:

Изменение целей образования, обусловленными новыми требованиями экономики, учеников и их родителей и, существующим содержанием образования;

Изменение в организации образования;

Изменение познавательных возможностей детей и содержания общего образования;

Возможности, которые способны предоставить использование новых образовательных технологий, технических средств, и содержанием образования.

Содержание общего образования сейчас все больше отстает от глобальных тенденций становления информационного, постиндустриального общества, от потребностей формирования свободной личности в условиях демократического открытого общества. Все больше проявляется серьезная проблема обособленности сферы образования от общих процессов российских реформ. Периодические попытки модернизации содержания образования за счет включения новых предметов или увеличения числа учебных часов уже привели к перегрузке учащихся и предельно острой ситуации со здоровьем детей и подростков. Именно с этим связано, прежде всего, решение о необходимости перехода на обязательную 9-летнюю основную и полную 11-летнюю среднюю школу.

Изменения в содержании образования, осуществленные при широкой общественной поддержке, могут стать фактором изменения отношения общества и личности к образованию. Это будет способствовать пониманию обществом роли образования, осознанию необходимости и эффективности вложений в человеческий капитал для общества и отдельной личности.

Естественно, что обновление содержания образования не может быть разовым актом. Системное реформирование содержания общего среднего образования должно производиться на основе разработки и реализации перспективной программы, предусматривающий создание механизма непрерывного обновления содержания образования. При этом на ближайшем этапе важно использовать уже имеющиеся правовые возможности для существенных изменений в содержании образования.

2. Позитивные тенденции в развитии содержания образования

Для решения проблем обновления содержания образования прежде всего необходимо поддержать те позитивные тенденции в развитии системы образования,

которые уже сложились в условиях ее реформирования. К этим тенденциям можно

Формирование идеи развития в обществе, образования и личности; постепенный переход к личностно ориентированному образованию;

Переход к многообразию образовательных программ, создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности; возникновение сети разнообразных образовательных учреждений;

Повышение уровня автономности образовательных учреждений, развитие академических свобод педагогов и учащихся;

Расширение масштабов и повышение значимости инновационного движения

для развития системы образования;

Переориентация образовательного процесса на овладение учащимися универсальными способами освоения знаний (постижение науки учиться);

Переход от изучения компьютерной техники к освоению информационных

технологий;

Использование возможностей общего образования для формирования правовой, психологической, экономической и экологической культуры учащихся;

Развитие ориентации на более полное использование образовательных возможностей

Привлечение в школу новых педагогических кадров - специалистов высших

учебных заведений, деятелей науки и культуры;

Уход от монополизма в учебном книгоиздании, создание рынка учебной литературы и реальной возможности ее выбора.