Типичные черты современной молодежи. Субкультура молодежи

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

Специфические черты российской молодежной субкультуры

Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -- «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами -- образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек -- героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей -- непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера -- несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» -- «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал -- «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения -- наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой концессии.

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

  • · 14-19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;
  • · 20-24 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;
  • · 25-29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.

Таким образом, можно сделать вывод, что нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

  • · демографические (пол, возраст, семейное положение);
  • · национально-этнические ;
  • · целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
  • · по уровню образования ;
  • · по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
  • · по степени общественно-политической активности ;
  • · по роду любительских занятий (спортсмены, музыканты и т.д.);
  • · по профессиональной принадлежности .

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида. Совокупностью сложившихся, устоявшихся переживаний, отделяющих значимое, существенное от незначимого образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, обеспечивающими сплоченность социальных групп и регулирующим поведение личности. Посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для него объектов. Тем самым ориентации отражают избирательность людей. Это обстоятельство придает им статус самостоятельного явления.

Молодежь, как социальная группы, чье положение полностью обусловлено детерминировано ее социально-экономическим состоянием, в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества. От того, каких принципов, норм и ценностей придерживается эта социальная группа, во многом зависит ситуация в стране в целом.

Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Еще раз следует подчеркнуть, что ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

В ценностных ориентациях современной российской молодежи традиционно можно выделить 2 группы ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В настоящее время особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов. Современные российские студенты вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности не полностью замещены западными и, скорее всего полной смены ценностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен, обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей.

Ценности эффективно детерминируют поведение людей, если только они внедряются не силой принуждения, а опираются на авторитет общества. Изучение ценностных ориентаций студентов дает возможность выявить степень их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Характеристика современной молодежи

Интеллектуально-образовательные ценности современной молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи.

Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина. В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

Понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (потому что тогда ни с чем и ни с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение - стойка системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, определяющие образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляется в самых разнообразных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, например, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе - других.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя различные роли - работника, семьянина, спортсмена и т. Она осуществляет поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Она может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и тому подобное. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает "плавание по воле случая".

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Понятно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными чертами исполнителя. Сравните, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через особый, только ей присущий способ организовать свою деятельность, отношения, индивид выступает как Человек.

Основные понятия

Бытия человека. Человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Вопросы для проверки

1. Какие сущностные черты свойственны человеку?

2. Как менялись философские взгляды на сущность и бытие человека?

3. Что такое бытие человека?

4. В чем различие понятий "индивид" и "индивидуальность"?

5. Какие основные подходы к изучению личности? В чем они заключаются?

1. Подумайте, почему общество заинтересовано в разработке проблем человекознания. Существует аналогичная потребность в личности?

2. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: "Проблема человека - центральная проблема человеческой истории". Что понимается под "проблемой человека"?

3. Составьте схему, отражающую ваше представление о многообразии связей человека с окружающим миром. Выделите существенные связи. Объясните, почему именно эти.

4. Художникам предложили высокую плату за каждую написанную картину на любую тему, присвоение высших титулов и премий, разные жизненные блага при одном условии: их картины никогда не увидит ни один человек, все они останутся в руках авторов. Художники единодушно отказались. Почему? Как бы поступили вы?

5. Попробуйте охарактеризовать типичные черты современной молодежи (личности), стараясь не употреблять признаков «вечного порядка", то есть присущих людям всех веков и народов. Результаты работы прокомментируйте.

6. Представьте, что вам нужно немедленно отправиться в многолетнюю космическую экспедицию. В полете у вас будет все необходимое. Из квартиры вам разрешено взять с собой только три предмета. Что именно вы возьмете? А что с собой взяла бы человек с раннего Средневековья? Сделайте выводы.

Краткие выводы к вступлению

1. Понятие "общество" в широком смысле охватывает способы взаимосвязи людей и формы их объединения. Общество и природа взаимосвязаны. В последнее время усилилось негативное влияние общества на окружающую среду.

2. Среди важнейших институтов общества - семья, государство, система образования.

3. Общество - динамическая система. ее основными подсистемами являются сферы общественной жизни - экономической, политической, социальное, духовное.

4. Нет общества, которое не создавало бы свою культуру. Ни культуры, развивалась бы вне общества.

5. Изучая общество и общественные отношения, люди издавна пытались постичь сущность самого человека, выявить ее основные черты и специфические особенности. По изменению взглядов на сущность человеческого бытия можно проследить основные вехи развития человекознания.

6. Многозначность и сложность феномена человека отражается в многообразии понятий, используемых при его изучении. Понятие «человек» вбирает в себя как биологическую природу, так и социальную сущность людей. Понятие "личность" характеризует общественное в человеке, его черты и роли, она находит только во взаимодействии с другими людьми.

Вопрос к вступлению

1. Можно понять человека, не изучая общество, в котором она живет?

2. Можно ли изучить общество, не изучая деятельность людей?

3. В чем заключается взаимосвязь природы, общества и человека?

4. Зачем каждому человеку нужны знания о человеке и обществе?

Одно из первых определений понятия «молодежь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» .

Иное и более детальное определение было дано И.С. Коном: молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств .

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи - 14-16 лет, высшая - 25-35 лет.

Современная молодежь как и любая социальная группа имеет определенные личностные особенности и общие характерные черты. Молодежи, в большинстве своем свойственны неустойчивость и неопределенность картины мира, нестабильная система ценностных ориентаций и личностных смыслов, безнравственность и, как следствие, - потребительское, «сиюминутное» отношение к окружающей действительности. В сторону молодежи зачастую доносятся упреки в аморальности, в эгоизме, в беспринципности, в отказе от традиционных ценностей. Действительно, для молодого поколения появилось множество возможностей для самовыражения и самоутверждения, где не требуется высокого уровня образования и личностного развития. Культ моды, «вещевизма», нарциссизма и потребительского отношения к жизни основательно овладевает сознанием молодежи. Данная тенденция прослеживается в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов секса, насилия и жестокости. Предпочтения в музыке все чаще склоняются в сторону воспевания собственной личности, необременительного времяпрепровождения и противоборства с устоявшимися социальными нормами и ценностями. Классическая же культура постепенно утрачивает свою ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Как было сказано выше, в социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские и нарциссические ориентации, в результате чего «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима» . Для большой части молодежи эти пути представляются весьма притягательными, несмотря на то, что, как правило, они не приводят к успеху и отрицательно влияют на раскрытие творческого потенциала личности. Противоречивость и неразвитость ценностных ориентаций являются причиной конформизма, непоследовательного, спонтанного поведения, инфантильной жизненной позиции, подвергающейся постоянному воздействию внешних стимулов .

Зрелую же личность характеризует присутствие в его личностной сфере системы устойчивых ценностных ориентаций, которая опосредствует такие качества как активно-волевое отношение к жизни, постоянное стремление достигнуть поставленных целей, соблюдение своих жизненных принципов и правил .

Проведенное российскими социологами исследование ценностных ориентаций молодежи показало, что главными жизненными ценностями этой социальной группы являются семья, друзья и здоровье, затем следует интересная работа, деньги и справедливость, причем значение последней ценности в настоящее время возрастает .

Усваивая те ценности, что присущи обществу, в котором воспитывается сегодня молодое поколение, человек должен избирательно подходить к этому вопросу, потому что на данный момент в молодежной среде преобладающими являются отнюдь не вечные и гуманные идеалы, а наоборот, все большее и большее распространение получают ценности, не приводящие к нравственному отношению к жизни, к целостности и устойчивости личности молодежи.

Личностные особенности молодежи объясняются тем, насколько ответственным и осмысленным было отношение человека к ценностям и идеалам, которые были им интериоризированы и закреплены в качестве личностных черт и свойств в процессе социализации. На индивидуальном уровне, от того, что усвоит для себя человек из социокультурного опыта, во многом зависит, что он передаст будущему поколению. На общественном уровне, от того, какие ценности усвоит молодое поколение, во многом будет зависеть судьба личностного здоровья нации.

Таким образом, молодежь как особая социально-демографическая группа является четким индикатором общественных преобразований, определяющих потенциал общественного прогресса. От того, насколько изучены личностные особенности молодежи, ее ценностно-смысловая сфера личности, взгляды, интересы, идеалы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые будут разработаны в области образования и профессионально-трудовой деятельности.

Выводы по I главе

Личность - это сложноорганизованная, гармонически развивающаяся, динамическая структура, отвечающая за привычные формы поведения. Личность - общественный индивид, субъект познания, деятельности и общения.

Приобщение личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры.

3. Ценностно-смысловая сфера личности представляет собой сложную иерархическую систему, направляющую всю личностную активность человека и отвечающую за образование смыслов и целей человеческого существования, а также за пути их усвоения.

4. Ценностно-смысловую сферу личности образуют две составляющие - система ценностных ориентаций, отвечающая за регуляцию поведения и направленность личностной активности и система личностных смыслов, отражающая для человека субъективную значимость всех предметов и явлений.

Ценностные ориентации носят двойственный и динамический характер: они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта, и если их существование не поддерживается, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно угасают.

Подводя итог, можно отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или неосознанно) будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

культуры и искусства»

Специальность: Культурология

(менеджмент международных культурных связей)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу "Теория и история социально-культурной деятельности"

Понятие и сущность образа жизни и характеристика современной молодежи

МИНСК, 2010

1. Определение понятия молодежь

2. Понятие и сущность образа жизни современной молодежи

3. Характеристика современной молодежи

Литература


1. Определение понятия молодежь

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

Выделение молодежи в особую социальную группу носит несколько условный характер. Понятие молодости и возрастных ее границ исторически весьма подвижно и связано с определенными социально-экономическими процессами. Поэтому те, кого в современных условиях называют молодежью, столетие и более назад таковой отнюдь не считались.

В раннее время молодежь считалась уже к 10-12 годам, из-за демографической нестабильности юноши и девушки были равноценны взрослому человеку уже к этому возрасту.

А в наше время границы взросления и становления подросли, т.к. в наше время усложнился образ жизни любого человека и общества, это связано с усложнением социальных, политических, производственных и даже межличностных отношений. Это влечет за собой увеличение сроков взросления и обучения человека. (подростки – до 18 лет, молодежь – 18 – 24 года, молодые-взрослые – 25 – 30 лет)

2. Понятие и сущность образа жизни современной молодежи

Под образом жизни современной молодежи мы понимаем общение, труд, отдых, выбор, предпочтения, отношения и т.д. Образ жизни современной молодежи претерпевает существенные изменения, по сравнению с предыдущими поколениями. К примеру, если взять для сравнения предыдущее поколение – наших родителей. Сущность их образа жизни повально не заключалась в пустой бутылке из-под пива, как это наблюдается сейчас. Также – предыдущее поколение было более здоровым и спортивным.

Современная же молодежь в большинстве случаев интересуется компьютерными играми, спиртными напитками, курением, дискотеками (клубами) – всесторонними развлечениями. И только меньшее процентное соотношение занимается спортом и уделяет внимание своему здоровью – задумываясь о будущем.

Конечно же, имеет место и образование – но, школа и институт – играют посредственную роль. Они дают только соответственный уровень знаний. Молодые люди обычно предоставлены самим себе.

3. Характеристика современной молодежи

В условиях преобразований, осуществляемых в белорусском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите. Осмысление и решение данной проблемы не может не рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов - социально-экономических, политических, духовно-нравственных, и других, оказывающих воздействие на современную молодежь.

Сегодняшняя жизнь, складывающиеся и постоянно меняющиеся условия и обстоятельства возвышаются над всеми социальными и государственными институтами, над самим человеком. "Дух общества", среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы формирующейся личности, зачастую помимо ее воли сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие - родителей, учителей, всех тех, кому небезразлична современная молодежь.

Негативные процессы, являющиеся следствием углубляющегося кризиса в нашем обществе, чрезвычайно затрудняют проведение воспитательной работы с молодежью. Ее эффективность за последние годы резко снизилась, и все же сохранившиеся до настоящего времени молодежные организации и объединения имеют возможности для улучшения своей деятельности. Их реализация во многом зависит от более глубокого понимания важнейших сторон, особенностей современной молодежи, как специфической категории общества.

Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина и патриота Беларуси. Это важно учитывать преподавателям и мастерам производственного обучения в школах и клубах, учителям общеобразовательных школ, руководителям патриотических и военно-патриотических организаций и объединений.

В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

По данным социологического исследования, среди выпускников минских школ с целью выявления их гражданской и нравственной зрелости, добрыми и чуткими считают себя 47,9% опрошенных учащихся; добросовестность и исполнительность отмечает в себе лишь половина из них (51,5%); честность и порядочность - 56,2%; умение приспособиться к жизни, как ценное качество личности, рассматривают 37,9% респондентов. Продолжается процесс переориентации нравственного сознания и чувств белорусской молодежи по отношению к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались: невыполнение долга, данного слова, проявление нечестности, неверности, половой распущенности, наркомании, иждивенчества, воровства, проституции, гомосексуализма, поклонение западным ценностям и т.п.

Интеллектуально-образовательные ценности молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи. Можно выделить следующие черты, которыми характеризуются эти ценности:

Во-первых,

с конца 80-х годов в белорусском обществе, особенно среди молодежи, началось резкое снижение ценностей духовной культуры. Результаты проведенных комплексных социальных исследований свидетельствуют о том, что "...ценности познания, искусства, творчества не имеют высокого престижа даже среди студентов". Налицо отчуждение широких масс молодежи от ценностей мировой и отечественной культуры. Общий упадок культуры признают около 85% молодых людей, а среди творческой молодежи - 96%.

Во-вторых,

разрушается и претерпевает существенные деформации исторически сложившаяся общечеловеческая и общебелорусская иерархия социокультурных ценностей, что особенно характерно для молодежи. Так, для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений традиционных промыслов и ремесел. В то же время явно несоразмерным по силе проявления является внимание, уделяемое молодыми людьми маскультовскому и авангардистскому искусству и моде, не содержащим собственного позитивного мировоззрения и фальсифицирующим основное содержание духовно-нравственного компонента социокультурных ценностей (любовь, добро, истина, красота, гуманизм, возвышенное, трагическое и др.).

В-третьих,

продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека, личности нашего общества. То же самое проявляется и в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство). Увлечение такого рода псевдоценностями противоречит традиционной народной нравственности.

В-четвертых,

в социокультурных ценностях молодежи наблюдается приоритет потребительских ориентации над креативными. Так, по результатам социологических исследований среди студентов вузов, потребление в рамках художественной культуры заметно преобладает над их креативными устремлениями в социокуль-турной деятельности. В среднем, свыше 75% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с друзьями, слушая, главным образом развлекательную музыку. В то же время только каждый десятый (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное время на посещение кружков-студий, каждый 16-й - на самообразование, каждый 6-й - на занятия спортом.