Оздоровительно игровой час в старшей группе. Консультация для педагогов "оздоровительно-игровой час"

Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях Александр Георгиевич Швецов

Оздоровительно-игровой час

Оздоровительно-игровой час

Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.

Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. «Функция творит орган» – это биологический закон, который должны знать все.

Упражнения скелетных мышц обеспечивают производство энергии, необходимой для поддержания температуры тела и высокого уровня обменных процессов. Чем выше деятельность скелетных мышц, тем гармоничнее обмен, полноценнее функция органов и систем. Умеренная, но систематическая мышечная деятельность закаливает организм, повышает его сопротивляемость вредным факторам, инфекции, благоприятно влияет на регуляцию физико-химических процессов в тканях.

Движение – средство гармоничного развития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие и деятельность мозга, различных его отделов. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Развитие двигательных умений и их качество имеют значительный диапазон и зависят не только от индивидуально-типологических особенностей ребенка (генетические свойства), но и от условий воспитания, от правильного режима сна, бодрствования, питания, занятий гимнастикой.

Для ребенка раннего возраста характерна склонность к усилению процессов возбуждения и торможения. Оптимальная возбудимость головного мозга, способствующая нормальному протеканию физиологических процессов, во многом зависит от развития двигательного анализатора, от его совершенства, от двигательной активности. Особую роль в поддержании оптимальной возбудимости коры головного мозга играет положительный эмоциональный тонус (радостное состояние), наилучшим образом реализуемый в игре.

Игровая деятельность в сочетании с контрастными воздушными ваннами, дополнительные физические нагрузки на игровой площадке положены в основу оздоровительных методик, предлагаемых Н.Д. Гореликом, Ю.Ф. Змановским, Б.С. Годуном и др. Авторы отмечают хороший оздоровительный эффект таких занятий, проявляющийся в снижении заболеваемости детей, улучшении их нервно-психического состояния, физического развития, физической подготовленности. Данные исследований показывают, что улучшение условий физического воспитания в ДОУ позволяет в 2 раза снизить заболеваемость ОРВИ, облегчить ее течение у заболевших, в 1,5 раза уменьшить число нарушений опорно-двигательного аппарата.

В основе традиционных методик физического воспитания в дошкольных учреждениях лежит схема формирования двигательных навыков, заложенная еще в первой трети XX столетия (учение И.П. Павлова). Взрослый демонстрирует движение-дети многократно его воспроизводят, образуется динамический стереотип (навык) с переносом усвоенного образца в новые ситуации и окончательным его закреплением. Положительный результат – прочно усвоенный моторный навык. Культура как элемент «физической культуры» присутствует в традиционной теории и практике физического воспитания детей номинально. Ценностным ориентиром традиционного физического воспитания в ДОУ были и остаются принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности. Педагогическая работа фактически подменяется тренерской, которую и осуществляет более или менее успешно инструктор по физическому воспитанию, хотя более необходима квалификация воспитателя-инструктора. Альтернативой такому спортивному воспитанию предложены и вошли в практику дошкольного воспитания подвижные игры, но они нередко превращаются в способ моторного натаскивания детей.

Сосредоточивая свои усилия на моторном тренаже, традиционная практика, по существу, снимает задачу одушевления движений, развития двигательного воображения, представляющего собой проекты будущих движений, которые ребенку предстоит воплотить в новых, нестандартных ситуациях.

Полезна в таких случаях сюжетно-ролевая игра, которая периодически прерывает двигательную деятельность детей. В ней дети сталкиваются с необходимостью оперативно перестраивать образы или создавать новые. Образ несет в себе специфический код того целостного психосоматического состояния, которое должно сопутствовать построению и творческому выполнению какого-либо движения. Свободное построение ребенком двигательного образа способствует развитию его двигательных навыков. Задача педагога – подобрать эти образы в предлагаемой игре.

В дни плановых физкультурных занятий движение обусловливает около 10 % времени активного состояния ребенка; 22–25 % времени занимают подвижные игры во время прогулок, еще 10–15 % дают активные перемещения, утренняя гигиеническая гимнастика, трудовые процессы и т. д., обусловливая в совокупности с вышеперечисленными режимными моментами около 45–50 % времени пребывания в детском саду. Без активного движения дети проводят более 50 % времени, в то время как оптимальной опорной плотностью движений для них является 70–75 %. В структуре малоподвижных моментов около 25 % занимает дневной сон, около 10–12 % – питание, 6–8% – вынужденное ожидание при подготовке к еде, 15–17 % – занятия за столом.

Неблагоприятная картина гипокинезии у воспитанников ДОУ еще более усугубляется при скрытом хронометраже, когда воспитатель не знает, что является объектом исследования. В 7 случаях из 10 имеет место необоснованный отказ от второй прогулки (наблюдения проводились в ноябре-декабре месяце), в 4 случаях из 10 – сознательное ограничение подвижности: воспитатель усаживает детей на стульчики в каре и заставляет смирно сидеть, пока отсутствует по каким-либо делам, оставляя одного из детей старшим, который потом сообщает, кто и как себя вел. Для ребенка обездвижение – самое страшное наказание. Оно может продолжаться от 10 до 30 мин и неблагоприятно отражается не только на физическом, но и нервно-психическом состоянии детей.

Проведенный хронометраж показал также уменьшение почти на треть двигательной активности детей за счет отсутствия тех режимных моментов, которые должны быть двигательно насыщенными. Это касается прогулок без организации подвижных коллективных игр, пока воспитатели смежных групп на участке обмениваются последними новостями. Часть детей при этом отказывается от активного отдыха, предпочитая пассивные прогулки.

Необходимо дополнительно искать пути профилактики гипокинезии у детей в ДОУ. Борьба с гиподинамией в детстве – важное звено в первичной профилактике ожирения, атеросклероза, остеохондроза, ишемической болезни сердца и других хронических неспецифических заболеваний взрослых. Доказано, что формирование их начинается в детстве. Чем раньше будут приняты меры к сохранению и укреплению здоровья, тем они будут эффективнее.

Помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гигиенической гимнастики, уроков физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до усиленного полдника, отодвинутого по режиму на 1 час. Этот полуторачасовой промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельной, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема усиленного полдника.

Ну вот, ребята, мы с вами оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас интересного, Вам что-то знакомо?(рыбки, водоросли).

Море очень широко (Дети широко разводят руки в стороны)

Море очень глубоко (Приседают, коснувшись ладонями пола)

Рыбки там живут, друзья! (Выполняют движение «Рыбка»)

А вот воду пить нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)

В море есть не только рыбы, но и много других интересных животных, а каких, узнаете, если поиграете в игру «Отгадай»

1. На дне морском звезда лежит, не двигаясь – наверно спит.

Пять ручек у звезды той есть- звезда руками может есть.

И для неё рачок, креветка – как будто для ребят конфетка!

Ребенок

Морские звезды мало двигаются. У них от 5 до 50 лучей. Живут морские звезды - до 30 лет. Большинство морских звёзд - хищники, питаются они моллюсками

2. Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна. (Медуза)

Барышня-Медуза В пышных кружевах.

Весело танцует На морских волнах.

Длинные серёжки Очень ей идут.

Ими любоваться, рыбы все плывут

Ребенок

Медузы, морские светлячки, как парашюты спускаются с неба. Медуза дышит всем телом. В прозрачном теле медузы имеется целых 24 глаза. В основном она состоит из воды, на суше жить она не сможет. Когда медузу выбрасывает на берег, она погибает, высыхая на солнце. Медузы могут быть и опасны, если к ней притронуться, то можно обжечься.

3. Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо… (осьминог)

Бедный, бедный осьминог!

Нынче утром сбился с ног!

Перепутались во сне словно нитки ноги все!

Ребёнок

Многие думают, что осьминог - очень опасное животное. На самом деле, осьминог очень застенчив. На своих щупальцах, медленно передвигается по морскому дну и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.

Воспитатель:

Рыбы дышат, едят, двигаются и размножаются, но всё это они делают свойственным только им способом. У рыб разное строение, окраска, они по- разному себя ведут в воде и по-разному защищаются и нападают на врага. За миллионы лет в природе появилось множество рыб – более 20 тысяч. На резвящихся рыбок можно смотреть долго, чешуя рыбок переливается всеми цветами.

В колонну становись!

В обход по морю,шагом марш!

Медленный бег.

Ходьба на носках.

Ходьба на пятках.

Ходьба в полуприсяди.

Ходьба вперёд спиной.

Лёгкий бег.

Бег с подниманием бедра.

Ходьба,обычная.

На месте стой!

Рыбка рыбке говорила

Плавничками шевелила:

Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка.

О.Р.У

Словно по волшебству, все оказались на морском дне.

1. «Водоросли» (тянутся через толщу воды к солнышку, но ветер качает их то в одну, то в др. сторону.)

И.п - ноги врозь, руки внизу.

1-поднять прямые руки перед собой вверх;2-наклон вправо,3- выпрямиться, руки вверх,4-то же влево.

2. «Плавающие лягушата» (плаваю в прозрачной,солнечной воде)

И.п - ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях,руки согнуты в локтях перед грудью.

1-Поворот в правую сторону, руки развести, колени выпрямить 2.-И.п,3.-то же в левую.

3. «Волна» (то опустит на дно,то снова поднимет)

И.п - стоя на коленях,руки на поясе.

1-2-сесть на правое бедро, руки влево.3-4-верн. в и.п.То же вправо.

4. «Морской рак» (необычно плавает стоя,то сделает рывок вперёд, то замрёт, покачиваясь в воде)

И.п- основная стойка, руки на поясе.

1-выпад правой ногой, 2-3 покачивание пружинистое, 4-и.п, то же левой.

5. «Морская черепаха» (осторожная, то выглянет из домика, то спрячется)

И.п - руки за спиной. 1-наклоны вперед.2-и.п

6. «Кит плывет» (большой, красивый кит прекрасно плавает в воде, то опуститься на дно, то всплывёт на верх)

Приседание.

7. «Дельфины» (добрые ласковые дельфины резвятся в воде)

1-з-прыжки на месте; 4-прыжок с поворотом на90.

8. «Нагоним волны» (восстановление дыхания)

И.п - ноги на ширине плеч, руки внизу.2-поднять руки ч/з стороны вверх

Основная часть

В одну шеренгу становись!

Сегодня, мы будем учиться сохранять равновесие.

Что такое равновесие? (устойчивое положение тела в пространстве, состояние покоя)

1.Прыжки-перепрыгивание через шнур на двух ногах, справа и слева от него (оставим запутанные следы на песке).

2.Ходьба по гимнастической скамейке, на середине повернуться (маленький водоворот).

3. Подлезание под дугу (высота 50 см) – не касаясь руками пола (Проплывём под водорослями).

4. Подвижная игра «Море волнуется»

Повторим правила. Все стоят на своем круге – «камешке». Водящий проходит м/ д каждым,останавливается и говорит «Море волнуется». Тот встает и идет за ним. После слов водящего «Море спокойно!», все бегут занимать « камешек» ,и удержаться на нём одной ногой, тот кто остался без «камешка», становится водящим.

Релаксация «Сон на берегу моря»

Всем снится один и тот же сон. В этом сне мы видим море с прозрачной голубой водой, ч/з толщу которого, можно рассмотреть подводный мир; необыкновенной красоты водоросли, необычных рыб, большую черепаху и радостных добродушных дельфинов.На счет 1,2,3-дети просыпаются.

Администрация Городского округа Подольска

Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 32 «Светлячок»

Консультация для педагогов

«Оздоровительно-игровой час».

Подготовила воспитатель:

Кормишина Александра Григорьевна

Г.о. Подольск, 2017 г.

Оздоровительно-игровой час

Как говорил выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сохранение и укрепление здоровья и физическое развитие детей - основная цель работы любого ДОУ и ФГОС ДО направлен на решение соответсвующих задач:

    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    психолого-педагогические условия: использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (доминирование игровой формы);

    построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка;

    развитие личности, мотивации и способностей детей через реализацию образовательной области «Физическое развитие».

Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.

Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре. Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

    влиять на психофизиологическое развитие детей;

    развивать моторные умения;

    организовывать детей для коллективного действия;

    легко усваиваться детьми;

    легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

    не требовать особых приспособлений и пособий.

Хочется отметить, что:

    подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц;

    желательны упражнения, в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

    упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

    важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

    во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

    закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Сегодня я хочу познакомить вас с такой инновационной формой работы с детьми от 2 до 7 лет как «оздоровительно-игровой час», который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в разных видах деятельности.

Цель оздоровительно-игрового часа: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Основными задачами являются:

    Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;

    Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;

    Повышение умственной и физической работоспособности.

Необходимо отметить, что осуществляя организацию оздоровительно-игрового часа, соблюдаются следующие условия:

1. Учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния ребенка. Это достигается путём сотрудничества с медицинским персоналом, повышения уровня компетентности воспитателей и использованием игровых приёмов.

2. Регулярность. Только это может обеспечить определенный успех. Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно.

3. Продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно.

4. Повышение двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в осенне-зимний период.

Структура оздоровительно-игрового часа

    пробуждающая гимнастика;

    ходьба по дорожкам здоровья;

    массаж активных точек;

    подвижные игры;

    игры с водой (в теплый период года);

    дыхательная гимнастика.

Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми

раннего и младшего возраста.

Основным приемом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент». Оздоровительно-игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей от 2 до 3 лет - 8 мин, с 3 до 4 лет - 8-10 мин. Ведущая роль в данной форме работы с детьми, естественно, принадлежит воспитателю. Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход: воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.

Оздоровительно-игровой час в старшей группе.

Оздоровительно-игровой час организуется в группе в актированные дни (актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) в первой половине дня. Его длительность составляет в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание оздоровительно-игрового часа входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.

На каждый месяц, в виде таблицы, составляется план мероприятий оздоровительно-игрового часа.

Например,

2


4


2


2

2 скакалки, кукла,

Атрибуты:

Аист.

2 – я

неделя

Ходьба врассыпную и бег змейкой.

Игровое упражнение «Найди и постучи»

Подвижная игра
«Поезд»

Игровое упражнение
«Зайчата»

Ходьба, бег

Бег, закрепление цвета

Ходьба друг за другом

Прыжки на двух ногах

2


4


2


2

Кегли, разноцветные кубики, маски зайчат

3 – я

неделя

«Зашагали ножки, топ, топ, топ!»; бег по периметру зала.

Упражнение на восстановление дыхания «Ох, устали ножки, бежали по дорожке».

Подвижная игра
«У медведя во бору»

Игра - развлечение «Мыльные пузыри»

Ходьба, бег

Ходьба

Ходьба по кругу, бег врассыпную

Прыжки

2


3


3


Цветной канат,

маска медведя, мыльные пузыри

4 – я

неделя

Упражнения с кубиками


Игровое упражнение «Догони меня»

Дорожка препятствий

Игровое упражнение «Прятки»

Действия с предметами

Бег по ориентирам


Ходьба, подлезание

Ориентация в пространстве


2


2


Кубики, корзины, веревка,

кегли, дуги.

И в заключении хочется добавить. Не забывайте: ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Список использованных источников

    Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / М.: LINKA PRESS, 1993.

    Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях / М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

Наталья Богатырева

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Задачи:

Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника.

Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма.

Повышение умственной и физической работоспособности.

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества.

Развитие моторно-волевой сферы и игровой деятельности детей.

Воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях «оздоровительно-игровыми часами».

Основные элементы занятий:

Двигательная разминка и образно-игровая

Игровые упражнения

Подвижные игры

Игры с предметами

Кинезиологические упражнения

Эстафеты и соревнования

Физкультминутки

Двигательные упражнения

Дыхательная гимнастика

Логоритмика

Элементы стретчинга

Игровые задания

Пальчиковая гимнастика

Октябрь-Ноябрь

1. «В сказочной стране».

Двигательная разминка «Добрый лес».

2. Коммуникативная игра «Волшебный клубок» (по принципу игры «Передал – садись» с использованием мячей Су-Джок).

3. Игра «Паучок».

Паучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

Мы тебя растили.

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

4. Кинезиологическое упражнение в виде игры «Солнечный зайчик».

Ребятам предлагается отгадать загадку:

Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел,

Значит, день уже пришел.

(Солнечный лучик)

Солнечный лучик дружит с солнечным (зайчиком).

Играем в игру «Солнечный зайчик».

Дети лежат на спине, телами образуя круг – зеркало (в центре зала-обруч). У капитана в руках мяч – «солнечный зайчик». По сигналу взрослого ребенок-капитан садится и передает мяч в руки партнеру, а сам принимает и. п. Игра заканчивается, когда мяч опять попадает в руки капитана. Отмечаются дети, быстро и красиво выполнившие движение.

5. Массаж «Мельник».

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные ниже движения.

Белый, белый мельник

Сел на облака.

(Хлопают ладонями по спине.)

Из мешка посыпалась

Белая мука.

(Поколачивают кулачками.)

Радуются дети,

Лепят колобки. (Поглаживают пальчиками.)

Заплясали сани,

Лыжи и коньки. (Растирание ребром каждой ладошки)

Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.

6. Рефлексия «Звездочка дружбы».

Девиз: «Кто нашим часом занимается, тот в жизни улыбается.

Здоров и весел он всегда, не унывает никогда».

Давайте на память о нашей встрече построим «Звездочку дружбы» из наших ладошек.

Примечание

Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.

Данная игра направлена на формирование интереса к двигательной активности и выполняет общеукрепляющие функции.

Игра будет полезна для гиперактивных детей.

Развивает ориентировку в пространстве, координацию движений, самоконтроль.

Развивать у детей силу, выносливость, гибкость, ловкость, координационные способности.

Закреплять навыки массажа.

Снятие психологического напряжения, создание позитивного настроя. Создание атмосферы радости и успеха.

2. «Веселые человечки».

1. Танцевальная разминка «Кукутики».

2. Игровые задания: «Полоса препятствий».

1. Ходьба по канату различными способами.

2. Прыжки – «классики».

3. Ползание по-пластунски под дугами различной высоты.

3. Игровые упражнения с обручем.

4. Игра «Шатер».

Участники игры делятся на три-четыре подгруппы. Каждая образует свой круг по углам площадки. В центре каждого круга – обруч, а в нем платки с узорами. Дети берутся за руки, приговаривают и выполняют соответствующие движения:

Мы веселые ребята, (Прыгают)

Соберемся все в кружок,

(Берутся за руки)

Поиграем, и попляшем, (Танцевальные движения)

И помчимся на лужок. (Бег к центру зала)

С окончанием текста дети перестраиваются в общий круг. Взявшись за ленточки карусели, подскоками двигаются по кругу под музыку. По сигналу «Строим шатер!» бегут к своим кругам-обручам, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «шатер».

5. Физкультминутка «Воробьишка».

Воробьишка потянулся, распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза, подмигнул он правым глазом.

Лапки в стороны развел и по жердочке пошел.

Прогулялся и присел, свою песенку запел: «Чик-чирик-чик-чирик».

6. Рефлексия.

Девиз: «Кто спортом занимается, тот в жизни улыбается».

«Дерево нашего творчества».

По окончании «оздоровительно-игрового часа» дети прикрепляют на дерево (яблоня) листики, цветочки, плоды:

Плоды – час прошел успешно, мне все удалось.

Цветок – «я доволен».

Листики – не все получалось.

Примечание

Разминка направлена на развитие воображения и улучшения физического и психического состояния в целом.

Упражнять ребят в умении действовать по сигналу.

Развивать ловкость, силу, быстроту.

Создание атмосферы радости, комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Упражнять детей в умении прокатывать обруч в прямом направлении, вращении. Закреплять приемы захвата предмета.

Способствовать созданию жизнерадостного, активного настроения.

Развивать умение согласовывать движения со всеми участниками игры.

Формировать культуру движений.

Способствовать восстановлению дыхания после двигательной активности.

Снятие психологического напряжения, настрой на творческую деятельность.

3. «Витаминки для детей».

1. Разминка образно-игровая «Апельсин»

2. Кинезиологические упражнения в парах («банан», «виноград», «лимон» и др. по желанию детей).

3. Игра-соревнование «Варим борщ и компот».

Одной команде нужно выбрать и перенести овощи для борща, а другой - фрукты для компота. После проведения задания можно поменять.

4. Пальчиковая гимнастика «Помощник».

Посуду моет наш Антошка. (Потирать ладони друг о друга).

Моет вилку, чашку, ложку. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

Вымыл блюдце и стакан.

И закрыл покрепче кран. (Имитирующие движения кистью руки).

5. Игра «Совершенно верно!»

Ведущий читает ребятам четверостишия о различных продуктах. Если в них говорится о пользе для здоровья, дети все вместе говорят: «Правильно, правильно, совершенно верно!» и хлопают в ладоши. А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат и топают ногами.

1. Ешь, побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить.

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Марусе и Даниле всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь, побольше витаминов, с болезнями не знайся.

6. Рефлексия «Солнышко»

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

Примечание

Разминка с предметом направлена на улучшение гибкости.

Активизация мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, согласованность действий.

Развивать внимание, быстроту, логическое мышление, умение ориентироваться в окружающем.

Развивать умение детей воспроизводить действия и проговаривать соответствующие слова.

Данная гимнастика способствует развитию речи и движений воспитанников.

Поднять настроение и на позитиве завершить встречу.

4. «Задоринки».

1. Двигательная разминка «Зарядка на диване».

2. Музыкально-двигательная игра «Утро начинается».

3. «Большая эстафета».

Задание. Преодолеть полосу препятствий (проползти по скамейке верхом, продеть обруч и обратно проползти по скамейке, передать эстафету следующему игроку.)

4. Соревнование «Перенеси – не урони».

Две команды, у каждой по большой ложке. Нужно добежать с ложкой до гнезда (обруча с малыми мячами). Участник добегает до гнезда, берет мячик, кладет его на ложку, бежит до обруча на другом конце зала, кладе мячик и бегом возвращается обратно. Передает ложку другому участнику в команде.

5. Игра «Четыре шага».

6. Рефлексия

«Ладошки успеха».

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей группы и начинаю аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Примечание

Способствует повышению функциональных возможностей физической и двигательной подготовленности детей.

Формирует правильную осанку, культуру движений, пантомимические способности.

Развивать мышечный тонус, подвижность суставов и гибкость позвоночника.

Развивать силу мелкой мускулатуры руки.

Воспитывать чувство общности и делового партнерства.

Развивать умение действовать сообща в соответствии с текстом игры и успевать выполнять соответствующие движения.

Способствовать созданию устойчивого, жизнерадостного настроения.

Декабрь-Январь

5. Страна «Игралочка».

1. Двигательная разминка «Паровоз - букашка».

2. Игра «Иголочка с ниточкой».

Две команды берутся за руки и за капитаном «иголочкой» пробегают «змейкой» вокруг кеглей и возвращаются обратно.

3. Кинезиологические упражнения с мячами.

Игровые упражнения: «Футболист», «Баскетболист», «Жонглер», «Веселые пары».

4. Физкультурная минутка «Играем с удовольствием».

Вот большой стеклянный чайник (надули животик)

Очень важный он начальник (одна рука на поясе, второй – изобразить носик чайника).

Вот фарфоровые чашки (присели, руки на поясе).

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг).

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки (вытянули руки вверх, сомкнули).

Вот пластмассовый поднос, он сюрпризы нам принес.

5. Гимнастика ума.

Двигайся больше (проживешь дольше).

Где здоровье - … (там и красота.

Ешь чеснок и лук - … (не возьмет недуг).

Здоровье сгубишь, (новое не купишь).

6. Рефлексия.

«Наш девиз не позабудь – Дружба освещает путь!»

«Светофор».

Дети сигналят карточками на слова инструктора по физкультуре:

Зелёный – замечательный час.

Жёлтый – понравилось, но не всё.

Красный – дело не понравилось.

Примечание

Способствует созданию у ребят бодрого, жизнерадостного настроения.

Развивает внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве.

Продолжать формировать навык ориентировки в пространстве, используя различные варианты двигательных действий детей.

Корректировать движения детей с дыхательными движениями грудной клетки.

Упражнять в выполнении выразительных движений в соответствии с текстом.

Способствовать познавательному развитию, активизировать мыслительную деятельность воспитанников.

Получать радость от общения и совместной деятельности.

Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем урок физкультуры, продолжительности (до 25–30 мин у младших и до 35–40 мин – у старших дошкольников). У детей младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей – преобладает слово или слово сочетается с показом. Рекомендуемая структура оздоровительно-игрового часа для детей дошкольного возраста представлена в табл. 20.

Таблица 20

Структура оздоровительно-игрового часа

Наиболее универсальной и эффективной является форма тренировочного занятия. Оно не всегда похоже на традиционный урок, но основные компоненты урока (подготовительная, основная и заключительная части) должны присутствовать при любой форме организации занятия.

Цель разминки – обеспечить постепенную подготовку функциональных систем ребенка к более интенсивным нагрузкам. В период разминки необходимо наиболее тщательно подготовить те мышечные группы, которые будут в наибольшей степени задействованы в основной части занятия. Обычно в разминке используются разнотемповая ходьба, бег, имитационные прыжки и т. п. Упражнения для разминки с участием различных групп мышц (1–2 мин), дыхательные упражнения (2–3 мин).

Основная часть занятия посвящается развитию физических качеств или обучению движениям путем выполнения гимнастических упражнений с различными предметами в игровом или эстафетном режиме (12–15 мин) и подвижной сюжетно-ролевой игры (12–15 мин). Наиболее сложные движения разучивают в начале основной части занятия, а развивать и совершенствовать физические качества лучше в следующей последовательности: упражнения на координацию, быстроту, силу, выносливость. Длительность основной части от 20-2 5 мин у младших дошкольников, до 25–30 мин – у старших.

В заключительной части занятия – спокойная ходьба, упражнения на расслабление, легкий бег трусцой, дыхательные упражнения (2–3 мин). Занятие проводится с детьми, одетыми в облегченную спортивную форму (вначале в майке и трусиках, затем – только в трусиках), босиком, в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха от 16 до 20°, с постепенным снижением в зависимости от физической активности детей до 12°. Температурный режим оздоровительно-игрового часа при совмещении его с пульсирующим микроклиматом, подробно описан в методическом пособии по закаливанию детей.

В дни проведения оздоровительно-игрового часа урок физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).

Современная концепция организации физической культуры в детском саду предполагает использование подвижных игр как основного компонента плановых физкультурных занятий, входящих составной частью в «Программу воспитания в детском саду». Дети учатся жизни играя. Именно в играх они вступают в разные, порой сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя ловкость, смелость, сообразительность. Для детей все вокруг – это веселая, радостная и увлекательная игра. Если она им нравится, они готовы много раз подряд играть в одну и ту же игру. У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.

Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

Влиять на психофизиологическое развитие детей;

Развивать моторные умения;

Организовывать детей для коллективного действия;

Легко усваиваться детьми;

По мере возможности проводиться на свежем воздухе;

Легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

Не требовать особых приспособлений и пособий. Впервые мысль о необходимости придать дополнительным игровым действиям ежедневный режимный характер была выдвинута Ю.Ф. Змановским. Помимо 10-15-минутной игры, он ввел в занятия разминку, физкультурную часть (гимнастические упражнения различной направленности) и заключительную часть, в которой большое значение придавал дыхательной гимнастике.

Затем было предложено сочетать с играми прием воздушных ванн: дети проводили игры в полуобнаженном виде – вначале в открытых майках, трусиках, носках и тапочках, а в дальнейшем – только в трусиках и тапочках. Дозировка воздушных ванн колебалась от 7 до 28 мин и находилась в тесной связи с температурными условиями и интенсивностью физического напряжения. Так стали сочетаться применение физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающие процедуры, были разработаны их основные положения:

Подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц. Этому соответствуют такие движения, как ходьба, бег, прыжки, метания, лазание. Менее приемлемы движения с вовлечением ограниченного числа мышц: повороты головы, боковые наклоны туловища, движения плечами и пр.;

Желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

Упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

Важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

Во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

Закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Убеждены, что игры предпочтительнее, чем обычные гимнастические упражнения. Организованные подвижные игры развивают у детей силу, скорость, выносливость, гибкость, ловкость. Они являются основой гармоничного развития ребенка. Ценность коллективных игр заключается в том, что они представляют первую ступень коллективного общения детей, помогают развивать самостоятельность ребенка, его творческое воображение и фантазию. Преимущество игры еще и в том, что в ней могут участвовать дети, по состоянию здоровья отнесенные к разным (по разрешаемой физической нагрузке) группам. В игре возможно индивидуальное дозирование нагрузки.

Подвижные игры – один из лучших методов воздушного закаливания, условия для которого создаются на занятиях в закрытых помещениях, если соблюдаются элементарные требования подготовки и содержания физкультурно-игровых занятий.

Чем дольше игра, чем дольше прорабатывается один и тот же комплекс упражнений, тем с большим удовольствием дети включаются в них. Частая смена игр нецелесообразна, лучше усложнять уже знакомые, увеличивая расстояния, которое нужно преодолеть, изменяя правила игры, требующие большей четкости выполнения заданий.

Дети, для которых движения, применяемые в игре, не представляют затруднений, обычно активны и веселы. Если на протяжении игры ребенку не удается пройти, пробежать или бросить предмет, эмоциональный тонус его понижается, он перестает радоваться, становится пассивным. Воспитателю следует обращать внимание именно на таких детей, стараться, чтобы они обязательно делали посильные движения и становились активными.

Не следует захваливать одних детей и подчеркивать неловкость, нерасторопность других. Надо помнить об индивидуально-типологических особенностях: дети, отстающие от своих сверстников, чувствуют свою неполноценность, постепенно отказываются от занятий, делаются малоподвижными.

Игры с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.