Требования к современному уроку. Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

К числу гигиенических требований в физической культуре относятся требования, предъявляемые к местам занятий, к спортивной одежде, обуви, к индивидуальной гигиене, к нормированию физических нагрузок. Требования к местам занятий следующие: температура в спортивном зале должна быть 15-17 градусов, батареи и окна должны быть закрыты, влажная уборка должна проводиться 2-3 раза в день, состояние спортивных снарядов и спортивного оборудования обязано отвечать нормам техники безопасности, освещенность зала должна соответствовать санитарно- гигиеническим нормам. Требования по нормированию физических нагрузок на уроках физической культуры: организовывать занятия надо с учетом состояния самочувствия учащихся, выбирать упражнения надо с учетом возрастно- половых особенностей, дозировать нагрузку нужно в соответствии с подготовленностью учащихся, осуществлять систематический медицинский и педагогический контроль за состоянием организма школьников и их физической подготовленностью.

3 слайд

Описание слайда:

Физическое воспитание школьника в значительной мере определяется состоянием здоровья. Поэтому перед началом каждого учебного года школьник проходит медицинское обследование на предмет определения ограничений в уровне и интенсивности мышечной нагрузки, на основании которого он зачисляется (утверждается приказом директора школы) в одну из следующих медицинских групп. Основная: Здоровые дети (или с незначительными отклонениями в здоровье), выполняющие в полном объеме школьную программу физвоспитания и, при желании, занимающиеся дополнительно в спортивных секциях по интересам. Подготовительная: Дети с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, недостаточной физической подготовленностью, дисгармонией в физическом развитии. Занимаются в школе по программе физвоспитания с удлинением сроков завершения освоения двигательных навыков. Есть некоторые индивидуальные ограничения в занятиях в спортивных секциях. Специальная: Дети с заболеваниями преимущественно хронического течения с обратимыми (подгруппа А) или необратимыми (подгруппа Б) изменениями в организме. Для них разрабатывается специальная программа физического воспитания в соответствии с характером имеющейся патологии.

4 слайд

Описание слайда:

Одним из важнейших гигиенических принципов, обеспечивающих оздоровительную эффективность физического воспитания, является оптимальный двигательный режим. Гигиенической нормой двигательной активности считается количественная ее величина, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка. Гигиеническое нормирование подразумевает объем, интенсивность, временной интервал движений, их половозрастные особенности, сроки начала учебно-тренировочной деятельности по видам спорта

5 слайд

Описание слайда:

Гигиенические требования к уроку физкультуры в школе: - рациональное структурирование урока с оптимальной моторной плотностью (60-80 %); - оздоровительная эффективность нагрузки; - рациональное сочетание урока физкультуры с другими уроками в школьном расписании; - урок не должен быть первым в учебном расписании школьника, он должен способствовать снятию статического напряжения организма; кроме того, он должен проводиться в часы наибольшей функциональной активности в соответствии с суточным биоритмом; - урок не должен располагаться в расписании перед или после урока труда, ритмики, пения, поскольку они также предусматривают смену статической нагрузки на динамическую; - проведение занятия в специализированном помещении с оптимальным световым, тепловым режимом в специализированной одежде, способствующей закаливанию и соответствующей времени года, задачам урока; - не следует соединять 2 урока; - двигательная нагрузка должна соответствовать половозрастным особенностям школьника, его состоянию здоровья, уровню физической подготовленности; - обязательно включать упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, желательно - для предупреждения близорукости; - скоростная нагрузка должна предшествовать силовой; - девочкам обязательны упражнения для укрепления брюшного пресса и тазового дна; - условия проведения занятия должны способствовать закаливанию, развитию двигательных качеств, обеспечивать травмобезопасность школьников. - включение самоконтроля в урок физкультуры повышает его оздоровительную эффективность; - исключить монотонную работу, приводящую к переутомлению; - создать позитивный эмоциональный фон; - активизировать интерес к проводимым занятиям; - обеспечивать восстановительные процессы в организме школьника в ходе проведения занятия; - "пиковая" нагрузка в основной части урока должна быть кратковременной; - необходимо активизировать анаэробные процессы для повышения физической активности и устойчивости организма.

6 слайд

Описание слайда:

Физическое воспитание школьников должно отвечать следующим гигиеническим принципам: постепенность, систематичность, комплексность, соответствие функциональным возможностям индивидуума, то есть применение разных средств физвоспитания при условии постепенного перехода от малых нагрузок к большим, от простых упражнений к сложным, с учетом строгой систематичности занятий, проводимых по определенному плану, в сочетании со средствами закаливания, питания, восстановления на фоне благоприятных условий внешней среды.

7 слайд

Описание слайда:

Структура урока На уроке физической культуры необходимо так дозировать объем, характер и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление школьников не превышало легкой степени. Гигиеническая характеристика вводной части урока. В этой части урока выполняются упражнения, повышающие работоспособность организма, его систем и органов, подготавливающие к выполнению больших физических нагрузок. Это позволяет школьникам, с одной стороны, справляться с более интенсивными физическими нагрузками, и с другой – уменьшить возможный риск их повреждающего действия на организм учащихся. Для правильного планирования и выполнения разминки важно понимание ее физиологических механизмов. Для подготовки организма к выполнению интенсивных физических нагрузок нужно повысить функцию аэробной системы обеспечения обмена веществ. Для перехода этой системы от исходного уровня покоя к оптимальному функциональному состоянию необходимо не менее 3 мин, и поэтому для стимуляции этой функции используется 5-6-минутная физическая нагрузка на уровне, соответствующем примерно 50% МПК, при ЧСС 130-150 уд/мин. Таким образом, вводная часть урока должна включать гимнастические упражнения для всех суставов с умеренными усилиями, на растяжение, чтобы мышцы и суставы подготовить к интенсивным нагрузкам, и циклические упражнения, например бег, стимулирующие функцию аэробной системы обмена веществ, способствующие подготовке организма школьников, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к основой части занятия.

8 слайд

Описание слайда:

Гигиеническая характеристика основной части урока. Гигиеническая задача основной части урока – повышение функционального состояния организма школьников и их физической подготовленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого-гигиенические принципы выполнения физических упражнений: · на одном занятии целесообразно развивать несколько двигательных качеств, т. е. содержание занятий должно быть комплексным; · объем физической нагрузки, направленный на развитие конкретного физического качества, должен быть достаточным для достижения выраженного срочного и отставленного тренировочного эффектов, что определяется показателями врачебно-педагогического контроля и самоконтроля (например, по выраженности утомления); · физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивности воздействия на сердечно-сосудистую систему, которая оценивается по ЧСС, характеру энергообеспечения (аэробный или анаэробный); · физические нагрузки следует чередовать и по их направленности на развитие определенных мышечных групп. Использование первого принципа необходимо для комплексного развития двигательных качеств школьников, так как только всесторонность, гармоничность их физической подготовленности отвечают требованию оздоровительной направленности физического воспитания. Развитие нескольких физических качеств на одном занятии повышает их эффективность. Физические упражнения преимущественно однонаправленного функционального воздействия обладают дополнительным, но более слабым воздействием на другие двигательные качества. Например, бег на коротких отрезках способствует развитию в основном скоростных качеств, но если использовать только его, быстро наступит утомление, так как будут задействованы определенные структурно-функциональные образования. Прыжковые упражнения, направленные в первую очередь на развитие скоростно-силовых качеств (прыгучести), позволяют разнообразить занятия и переносить акцент физиологического воздействия на другие структурно-функциональные образования организма. Это эффективное средство совершенствования скоростных качеств школьников, развития силового компонента. Длительность основной части урока должна составлять не менее 25 мин.

9 слайд

Описание слайда:

Гигиеническая характеристика заключительной части урока. Эта часть урока очень важна, например, для того чтобы у школьников постепенно восстановился минутный объем сердца после интенсивной мышечной деятельности: первые 3-5 мин он остается повышенным. Это обусловлено необходимостью погашения кислородного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определенной инерцией в работе сердца. Важно помнить, что если сразу после прекращения интенсивной физической нагрузки (например, бега) человек останавливается, «мышечный насос» выключается и может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Венозная кровь не полностью возвращается в правый желудочек, а скапливается на периферии. Это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода. Кроме того, плавное снижение интенсивности нагрузки в заключительной части урока постепенно уменьшает возбуждение нервной системы, создавая условия к переключению на другую деятельность, например на умственную работу. В заключительной части урока могут использоваться специальные упражнения, усиливающие восстановительный эффект, например, на расслабление, дыхательные. Длительность заключительной части урока составляет 3-5 мин. Для определения достаточности физической нагрузки служит показатель моторной плотности урока, определяемый методом хронометража. Чем больше моторная плотность урока, тем выше его физиологический эффект. Например, если из 40 мин занятия физическими упражнениями проходили 25 мин, моторная плотность составит (25х100):40. Показатель более 60% считается гигиенически достаточным.

10 слайд

Описание слайда:

  • Формы организации обучения
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Глава 6.
  • § 2. Историческая эволюция методов обучения
  • § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения
  • Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
  • § 4. Классификация методов обучения ю. К. Бабанского
  • 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • 2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
  • 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
  • § 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского
  • Методы продуктивного обучения
  • § 6. Характеристика отдельных методов обучения
  • § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения
  • Вопросы и задания по материалам главы 6
  • Библиографический список
  • Глава 7.
  • 1.2. Основные понятия педагогической инноватики
  • 1.3. Структура инновационного процесса
  • 1.4. Типология педагогических нововведений
  • 1.5. Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности
  • 1.6. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
  • Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
  • 1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
  • § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии
  • 2.1. Учитель и дидактические инновации
  • 2.2. Мотивация инновационной деятельности учителя
  • 2.3. От многообразия выбора к авторским технологиям
  • 2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
  • § 3. Современные технологи обучения: общая характеристика
  • 3.1. Сущность понятия, история возникновения и развития
  • 3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии
  • 3.3. Общий обзор педагогических технологий обучения
  • § 4. Отечественные авторские школы и технологии
  • 4.1. Авторская школа: характеристика феномена
  • 4.2. Школа радости в. А. Сухомлинского
  • 4.3. Школа Жизни Шалвы Амонашвили
  • XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
  • Хv. Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы жизни
  • 4.4. Дидактическая система в. Ф. Шаталова
  • В. Ф. Шаталов: о формирования мнемонической деятельности
  • 6.5. Педагогическая технология с. Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
  • 6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
  • 6.7. И еще авторские школы…
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Глава 8.
  • 1.1. Концепции, ориентированные на психическое развитие
  • 1.2. Концепции, учитывающие личностное развитие
  • 1.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий
  • § 2. Технологии личностно-ориентированного образования
  • Личностно-ориентированное обучение. Концепция и. С. Якиманской
  • 2.2. Технология разноуровневого обучения
  • 2.3. Технология адаптивного обучения
  • § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств
  • 3.1. Технология программированного обучения
  • 3.2. Автоматизированные технологии обучения
  • 3.3. Технологии и средства мультимедиа
  • 3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
  • 3.5. Интернет в школе
  • § 4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся
  • 4.1. Технология коллективного обучения
  • (Обучение в сотрудничестве)
  • 4.2. Технология проблемного обучения
  • 4.3. Технология проектного обучения
  • 4.4. Игровые технологии в обучении
  • § 5. Зарубежные дидактические системы
  • 5.1. Дидактическая система Джона Дьюи: основание новой парадигмы
  • 5.2. «Обаятельная как детство» педагогика Марии Монтессори
  • 5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
  • Вальдорфская педагогика р. Штайнера
  • Вопросы и задания по материалам главы 8
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Глава 9.
  • § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты
  • 2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
  • § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению
  • 3.1. Принципы диагностирования и контролирования
  • 3.2. Педагогические требования к организации контроля
  • § 4. Виды контроля в обучении
  • § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении
  • 5.1. Методы контроля и самоконтроля в обучении
  • § 6. Оценка результатов обучения
  • 6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки
  • 6.2. Современное представление об оценках
  • § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • § 2. Планирование учебной деятельности
  • 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку
  • Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы165
  • 3.2. Виды планирования учебной деятельности
  • Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.
  • 3.3. Методы планирования учебной работы
  • Электронный ресурс
  • По материалам книги:
  • Дидактика средней школы168
  • § 4. Структура плана учебных занятий
  • 4.1. Структура плана учебной работы
  • 4. 2. Разработка и структура плана творческого урока
  • § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок
  • Вопросы и задания по материалам главы 10
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Библиографический список по курсу «дидактика»
  • Периодика (2006–2011)
  • Электронные ресурсы
  • Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktica. Ru/osnovy-obshhej-didaktiki – Дата обращения: 19.05.2012.
  • Владимир Иванович смирнов дидактика.
  • Часть II.
  • Технологии процесса обучения
  • III. Гигиенические требования к уроку:

      температурный режим;

      физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

      освещение;

      предупреждение утомления и переутомления;

      чередование видов деятельности;

      соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

      соответствие классной мебели росту школьника.

    IV. Требования к технике проведения урока:

      урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;

      темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

      необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;

      доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда;

      оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

      обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

      учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника 18 .

    § 6. Многообразие форм организации обучения

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    ПЕДАГОГИКА /

    ПОД РЕД. Ю. К. БАБАНСКОГО

    Практикумы и семинары . Одной из форм организации обучения, дополняющей урок, является практикум . Практикумы проводятся с учащимися старших классов и представляют собой лабораторные или практические занятия, в ходе которых школьники выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой. Практикумы проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках. По сравнению с обычными лабораторными работами и практическими занятиями, они характеризуются большей самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению заданий.

    Семинары проводятся в старших классах обычно после изучения основных разделов программы преимущественно по предметам гуманитарного цикла. Использование этой формы организации обучения позволяет провести теоретические обобщения изученного материала, научить учащихся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, готовит школьников к участию в общественной жизни и продолжению образования.

    В соответствии с принятым планом устанавливается программа подготовки к семинару каждого учащегося и класса в целом, распределяются задания, рекомендуется для изучения литература (обязательная для всех). Темы сообщений, рефератов и докладов учащихся на семинаре ставятся преимущественно в проблемной форме. Учитель руководит их подготовкой, дает необходимые консультации.

    Семинарское занятие начинается обычно с краткого вступления учителя, в котором указываются основные задачи данного семинара, выдвигаются проблемы для обсуждения. Семинарские занятия рассчитаны на проявление школьниками высокой активности и самостоятельности, которые обеспечиваются тщательной их подготовкой и хорошо продуманным проведением. Иногда бывает целесообразно предварительно не распределять темы рефератов, сообщений или докладов, поручая готовиться каждому ученику по всему плану проведения семинарского занятия и быть готовым к выступлению по собственной инициативе или по вызову преподавателя. Такая методика подготовки к семинару оправдывает себя в тех случаях, когда в плане его нет особенно сложных вопросов, требующих более глубокого изучения отдельными учащимися. Иногда, кроме основных докладчиков, готовятся и их оппоненты, участие которых в обсуждении вопросов активизирует проведение семинара. В процессе занятия необходимо вызывать дискуссию, не обходя острые и злободневные проблемы. В конце занятия учитель подводит его итоги, по возможности связывая их с конкретными задачами обучения.

    Факультативы и их организация . Учебные предметы, изучаемые учащимися по выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, называют факультативами. В учебный план общеобразовательной средней школы включены факультативные занятия, представляющие собой одну из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанную на расширение знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.

    Факультативные занятия проводятся по специальным программам, рассчитанным на соблюдение преемственности между обязательными и факультативными курсами, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. При определении перечня факультативов школа исходит не только из личных желаний учащихся, но и из возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.

    Учебные экскурсии. Учебные экскурсии ‒ это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета.

    Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные и сельскохозяйственные предприятия (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В ряде случаев практикуется проведение комплексных экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Они предоставляют широкие возможности осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени.

    Дополнительные занятия с учащимися . Чтобы оказать помощь школьникам в устранении пробелов в знаниях и для предупреждения отставания, проводят дополнительные занятия. Эта форма организации обучения используется также для удовлетворения потребностей отдельных учащихся в углубленном изучении каких-либо отраслей научного знания, техники или искусства (в тех случаях, когда эту задачу не удается решить с помощью факультативов). Дополнительные занятия проводятся учителями в школе во внеучебное время. Они могут быть групповыми и индивидуальными, проводиться как консультации или самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством и с помощью учителя.

    Консультации учителя бывают текущими, тематическими и обобщающими (например, при подготовке к экзаменам или зачетам)

    Дополнительные занятия с отстающими учащимися организуются по мере необходимости. Установив на уроках пробелы в знаниях у отдельных учеников, учитель выясняет причины этих пробелов и на дополнительных занятиях принимает меры к их устранению. Дополнительные занятия позволяют полнее учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышают уверенность их в своих силах и интерес к изучению предмета

    Для удовлетворения потребностей учащихся в более основательном изучении отдельных предметов или разделов программы учитель проводит с ними индивидуальные занятия, дает им задания повышенной трудности и рекомендации по изучению дополнительной литературы.

    Домашняя учебная работа. Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.

    Исходя из дидактического требования учить учащихся на уроке, некоторые педагоги отрицают возможность домашних заданий ученикам. Такая точка зрения несостоятельна, так как, во-первых, изучение программного материала нельзя ограничить работой в классе, особенно с учащимися старшего школьного возраста, а во-вторых, домашняя учебная работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело.

    Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков.

    Нельзя ограничивать домашние задания механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений. Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом следует включать наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т. п.).

    Одновременно с индивидуальной учитель организует и коллективную домашнюю работу учащихся, особенно при выполнении ими практических заданий (наблюдений, измерений, экспериментов).

    Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на, уроке. Заключается она в выработке у учеников навыков самостоятельного решения вопросов, в разъяснении содержания и методики выполнения задания на дом.

    На уроках, используются приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, проведения наблюдений и опытов, самопроверки и др., которые необходимы ученику при выполнении домашних заданий. Кроме того, нужно обязательно добиться отчетливого представления учащихся о том, что надо сделать и как следует выполнять задание в домашних условиях.

    Объем домашних заданий определяется в соответствии с предельными нормами времени, записанными в Уставе средней общеобразовательной школы. Общий объем домашних заданий учащимся на каждый день требует координации, так как учителя нередко дают задания по своему предмету, не согласовывая их объем с другими учителями, работающими в данном классе. Такую координацию должен осуществлять классный руководитель, чтобы не допускать перегрузки школьников домашними заданиями.

    Помощь родителей заключается в том, чтобы создать необходимые условия (ученик должен иметь дома рабочее место, удовлетворяющее установленным гигиеническим требованиям, и нужные пособия), приучить школьников выполнять задание по предмету, как правило, в день его получения, а не накануне срока выполнения, соблюдать основные правила: выполнять сначала более сложные задания (теоретические и письменные), осуществлять систематический самоконтроль, делать перерывы через каждые 30‒40 минут или после выполнения задания по предмету (если оно потребовало меньшей затраты времени) 19 .

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    КРАЕВСКИЙ В. В., ХУТОРСКОЙ А. В.

    ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА

    Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Для учеников, интересующихся определенным курсом, могут создаваться предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя - предметники.

      углубленное изучение наиболее интересных вопросов курса;

      знакомство с деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей, с новейшими достижениями науки и техники;

      проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям;

      организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

    На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т. п.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

    Олимпиады и конкурсы. Эти формы обучения стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формируют дух состязательности. Олимпиады школьного уровня могут проводиться по любым предметам. Как правило, школьные олимпиады предшествуют районным, областным и республиканским. В последнее время много различных олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет. Кроме олимпиад и конкурсов организуются выставки детского технического творчества, для которых отбираются лучшие работы школьников, что придает импульс развитию их способностей в соответствующих отраслях знаний и деятельности. Достижения детей позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении открывать и развивать таланты.

    Конференции. Школьная учебная конференция приближает учащихся к научным формам деятельности. Учащиеся самостоятельно выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению.

    Конференция проводится в рамках отдельного класса и учебного курса, а также может иметь общешкольный характер. Разновидностью конференций является симпозиум , на котором учитель формулирует общую проблему, а ученики выступают со своими суждениями по данной проблеме, предварительно подготовив свои выступления письменно.

    Конференции более эффективны, чем традиционное повторение и закрепление материала на уроках, поскольку при умелой организации участие в них дает ученикам возможность сопоставлять различные точки зрения и в свободной дискуссии отстаивать свою позицию. Школьная учебная конференция применяется в основном в старших классах.

    Консультации . Сопутствующими формами обучения являются консультации, назначение которых – помощь ученикам в освоении отдельных тем или разделов курса, а также в углубленном изучении предмета. Во время консультаций ученики задают вопросы, сами пытаются дать ответы, слушают разъяснения педагога или приглашенных специалистов.

    Консультации могут быть общеклассными, групповыми или индивидуальными. Консультационное общение учит школьников точности формулирования возникающих проблем.

    Консультации могут стать поводом для проведения специальных занятий, посвященных выявленным проблемам или потребностям учеников. Такие занятия призваны восполнять выявленные пробелы, создавать основу успешности дальнейшего обучения.

    Экзамен . Цель данной формы обучения – систематизация, выявление и контроль знаний учащихся. Это способ признания успехов или неудач в обучении, который формирует ответственность школьников, мобилизует их силы на переосмысление, повторение и обобщение образовательных результатов.

    К формам проведения экзамена относятся: ответы на экзаменационные билеты; выполнение творческой работы; контрольное исполнение тестов; участие школьников в соревнованиях; защита исследований или других работ учеников. В последнее время распространен Единый государственный экзамен, в ходе которого в тестовой форме проверяется базовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников школ. Он может выступать одновременно вступительным экзаменом в вузы.

    Подготовительной к экзамену формой обучения являются зачеты . Соревновательные и творческие формы экзаменов привлекают ребят возможностью попробовать свои силы. Особенно это относится к учащимся старших классов. Для младших школьников экзамены проводятся в игровой, занимательной форме.

    Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях необычной ситуации. Экзамен становится этапом самоутверждения, сферой проявления многих личностных качеств школьников 20 .

    В ходе учебной четверти, желательно использовать несколько технологий. Их выбор зависит от возраста, контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

    Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и поэтому проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и нозидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

    1. Учетпродолжительности активного внимания учащихся данного возраста соответствует продолжительности усвоения нового учебного материала (6 лет –5–7 мин; 10–12 лет – 20 мин; 15–16 лет –30 мин).

    2. Доступность ипоследовательность излагаемого учебного материала;

    3. Чередование различных видов деятельностии отдыха .

    В ходе комбинированного урока необходимо чередовать различные виды деятельности (практическая работа, рассказ, беседа, тестовые задания, самостоятельная работа, доклады и т.д.). Следует помнить, что при использовании одного вида деятельности (лекция, беседа, диктант, самостоятельная работа, продолжительное слушание музыки) или одной технологии развивается запредельное (охранительное) торможение нейронов коры головного мозга. В классе появляются дисциплинарные нарушения. Возникновение подобного рода физиологических нарушений учитель должен предотвратить. При первых признаках утомления надо изменить вид деятельности. Можно использовать интересный рассказ, демонстрацию наглядного материала, музыкальную паузу, здоровьесберегающие методы. Чередование различных видов деятельности в процессе урока способствует более равномерному распределению нагрузки на различные виды анализаторов. Учащимся, особенно начальных классов, нельзя предлагать только один вид деятельности, необходимо переключать детей с одной формы работы на другую. С физиологической точки зрения это имеет большое значение, поскольку при разнообразных видах деятельности включаются в работу различные виды анализаторов, и возникает возбуждение в соответствующих зонах коры головного мозга, а невозбужденные участки коры отдыхают. В них по принципу отрицательной индукции появляется торможение. Это способствует увеличению продолжительности работоспособности учащихся.

    Виды отдыха на уроке (релаксация) – проведение физкультминуток, упражнений для глаз, музыкальных пауз, аутотренинга, фитотерапии и др. Для старших школьников они проводятся на 25–30-й минуте урока, а для младших – по истечении 10–15 минут урока.

    4. Чередование на уроке различных методов обучения (словесных, наглядных и практических) .

    5. Утомление и переутомление учащихся


    Различают два типа утомления. Первый тип – компенсированное утомление (скрытое утомление). Это преодолеваемое утомление, при котором сохраняется работоспособность благодаря волевым усилиям человека. Второй тип – некомпенсированное утомление , развивающееся вслед за компенсированным утомлением. Главным его признаком является резкое снижение работоспособности. В значительной степени оно проявляется в конце уроков, учебного года. Установлено, что утомление, в первую очередь, развивается в нервных центрах коры головного мозга вследствие дефицита в них медиатора (норадреналина, серотонина и др.) и проявляется субъективным чувством усталости. При утомлении в нейронах коры больших полушарий нарушается баланс между процессами возбуждения и торможения.

    Учителю надо помнить, что утомление учащихся приводит к снижению не только работоспособности, но и дисциплины в классе. Поэтому его необходимо предупредить. В этой связи важно своевременно использовать здоровьесберегающие технологии, учитывать индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности и состояние здоровья ребенка.

    У школьников подвижного (сангвиников) и смешанного типов ВНД утомление протекает в течение двух стадий (фаз).

    Первая фаза утомления характеризуется ослаблением торможения, повышением возбудимости нейронов коры (по И.П. Павлову это «охранительное возбуждение»). У учащихся появляется двигательное беспокойство, нарушается дисциплина, снижается качество, скорость и точность выполняемых заданий, Эту стадию можно снять, уменьшив учебную нагрузку. Кроме того, надо переключить учащихся на другой вид деятельности: перейти от лекционной формы изложения к беседе, от беседы к графической работе, опросу учащихся, тестовым заданиям и др. Если двигательное беспокойство и возбудимость учащихся не ликвидированы и учитель заставляет учащихся интенсивно работать, повышает голос, то развивается вторая стадия утомления. Задача же учителя – не пропустить даже первые признаки утомления и предотвратить его развитие.

    Втора фаза утомления у подвижного типа детей характеризуется усилением торможения нейронов коры головного мозга и ослаблением возбуждения (по И.П. Павлову – это «охранительное торможение»). Она наблюдается у младших и средних по возрасту школьников. Учащиеся же старшей школы могут продолжать работу, поскольку у них развиты самоконтроль и самосознание. Ввиду вышесказанного признаки начального и последующего утомления у них могут быть внешне не выражены. Во время второй фазы утомления дети становятся равнодушными, не реагируют на замечания учителя, его не слышат. Утомление второй фазы можно снять только в процессе отдыха на перерыве. Поэтому учителю важно своевременно заметить первые признаки утомления на уроке, возникающие в первой его фазе.

    Для учащихся младших классов характерны свои особенности утомления. Как известно, у детей первого класса нет навыков письма, игры на инструменте. Процесс овладения письмом, игрой на инструменте осуществляется мелкими червеобразными мышцами кисти, которые у детей 6–8 лет слабо развиты. Во время же письма, игры на музыкальном инструменте, движения большого пальца объединяются с движениями указательного и среднего. Такая деятельность кисти у ребенка 7 лет еще не установилась, а нервные центры, которые управляют этими движениями, работают с большим напряжением и быстро утомляются. Поэтому максимальная продолжительность непрерывного письма для детей 1-го класса – 10 минут, а для учащихся 8–11 классов – 25 –30 мин. Далее нужно прейти к другому виду деятельности. Аналогичным образом должна регламентироваться и продолжительность игры на инструменте.

    Учителю также следует помнить, что у младших школьников сильно выражена двигательная доминанта. Длительное торможение учителем этой доминанты во время урока вызывает у детей значительное утомление. Например, длительное сидение вызывает у младших школьников утомление соответствующих нервных центров коры головного мозга, отвечающих за сокращения мышц спины, шеи, предплечья, кисти и т.д. Поэтому младшим школьникам надо давать возможность активно двигаться на перерывах, лучше на свежем воздухе в теплое время года под присмотром дежурного учителя. На занятиях нужно переключение на другой вид деятельности. Например, на уроке музыки чередуют следующие формы работы: пение, слушание музыки и рисование, музыкальный диктант, танцевальные движения под музыку и др.

    Переутомление – это продолжительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушениями деятельности систем организма и требующее длительного отдыха. Переутомление проявляется в нарушении психических функций. При переутомлении у школьников наблюдается раздражительность, ослабление психофизиологических процессов – внимания, мышления, памяти. Часто проявляются головная боль, расстройство сна, потеря аппетита, снижение зрения, раздражительность, плаксивость и т. д. При переутомлении необходимы длительный отдых, соблюдение строгого режима в школе и дома.

    Гигиена учебной работы имеет целью разработку мероприятий и средств, обеспечивающих в процессе обучения наименьшие затраты организма учащихся, в первую очередь коры головного мозга, и предупреждающих развитие большого утомлении и тем более переутомления детей и подростков.

    «Наблюдения и исследования врачей над школьной жизнью доказали, что ограничение роли гигиены одними вопросами внешней обстановки не выдерживает критики и что голос гигиены должен быть выслушан и принят в расчёт по всем вопросам, касающимся обучения и воспитания, в частности и по вопросам об учебных программах, о методах обучения и т. п.», - Д. Д. Бекарюков.

    Основным в гигиене преподавания является профилактика утомления учащихся . Утомление на уроке сказывается, в первую очередь, на снижении внимания у детей и подростков и понижении качества их учебной работы.

    Чем урок интереснее для детей и подростков, чем более активно они участвуют в изучении учебного материала, тем меньше их утомление. При этом обязательно соблюдение установленной нормы продолжительности урока и преподавание учащимся того или иного возраста лишь такого учебного материала, который им доступен. Кроме сказанного, не менее обязательно соблюдение основного дидактического требования - постепенного перехода от лёгкого к более трудному материалу. Это в основном педагогическое требование имеет большое гигиеническое значение, так как соблюдение его обеспечивает нормальное функционирование коры головного мозга и сохранение сил учащихся. А это в свою очередь снижает степень скорости нарастания утомления учащихся и отдаляет момент его наступления.

    Громадное значение в гигиене преподавания имеет сознательное отношение детей и подростков к учению и понимание ими учения как своей гражданской обязанности перед родиной. Такое отношение к учению вызывает у учащихся позитивные, активизирующие их эмоции, оказывающие благотворное влияние на их высшую нервную деятельность.

    Имеется ряд исследований, показывающих, что утомление учащихся нарастает и работоспособность их падает, если учебные занятия проводятся в непроветренных классах, с душным, спёртым воздухом, при недостаточном освещении и т. п.

    Состояние здоровья детей и подростков также имеет немаловажное значение в гигиене преподавания. Между состоянием здоровья учащихся и их учебной работой и учебной успеваемостью имеется определённая зависимость. Больные и ослабленные дети и подростки или же имеющие известную предрасположенность к тому или иному заболеванию, с пониженной сопротивляемостью организма, значительно легче и быстрее утомляются и проявляют, как правило, меньшую работоспособность по сравнению со здоровыми детьми. Дети и подростки, страдающие малокровием, плохим питанием, туберкулёзной интоксикацией, болезнями носоглоточной полости, понижением слуха, понижением остроты зрения и тому подобными болезненными нарушениями, нередко учителями считаются здоровыми. Это происходит оттого, что не всегда легко можно заметить проявления этих заболеваний у детей и подростков. Только опытный учитель, обладающий знаниями по школьной гигиене и прибегающий к консультации школьного врача, может заметить у учащихся те или иные уклонения от нормы и своевременно применить необходимые в данном случае профилактические и педагогические меры.

    Уклонения от нормы развития и мало заметные заболевания, не мешающие учащимся посещать школу, затрудняют им учебную работу, понижают способность восприятия и усвоения учебного материала и вызывают у них быстрое утомление.

    Характерно, что такие болезни, как малокровие, болезни носоглоточного пространства, а равно понижение остроты зрения и слуха отражаются на успеваемости.

    Это понятно, поскольку эти заболевания отражаются на общей жизнедеятельности ребёнка и подростка, а также на его психических функциях. Нарушение же нормального функционирования органов зрения и слуха приводит к уменьшению способности восприятия учащимся учебного материала.

    Для обеспечения гигиены преподавания, а равно и всей учебно-воспитательной работы, проводимой школой и внешкольными учреждениями, необходимо, чтобы учителя были осведомлены о состоянии здоровья каждого учащегося в отдельности. Имея эти данные, учитель сможет применять индивидуальный подход к каждому учащемуся. В связи с этим в школах обязательно должны проводиться не реже двух раз в год углублённые врачебные осмотры, во время которых особое внимание надо обращать на выявление мало заметных заболеваний или уклонений от нормы развития. Одновременно также проводятся антропометрические измерения учащихся, показывающие сдвиги в области их физического развития. Учитель должен не только регулярно получать от школьного врача или врача, производящего медицинские осмотры, сведения о состоянии здоровья каждого ребёнка и подростка, но и указания о необходимых оздоровительно-воспитательных мероприятиях в отношении каждого учащегося. В связи с этим ежегодно осенью перед началом учебных занятий директор школы должен позаботиться о том, чтобы все дети и подростки были осмотрены врачом в течение первых недель нового учебного года. Это, конечно, не исключает повседневного медицинского наблюдения над учащимися, осуществляемого школьным врачом.

    Детей и подростков, имеющих те или иные нарушения здоровья (например, малокровие, тугоухость, понижение остроты зрения, туберкулёзную интоксикацию, ослабление организма после перенесённого тяжёлого заболевания, порок сердца и т.п.), учитель должен брать на учёт с тем, чтобы в своей учебно-воспитательной работе иметь в виду эти недостатки и создавать для этих учащихся наилучшие условия в классе и во внеклассное время, не допуская перегрузки их усиленной умственной деятельностью. При некоторых же патологических состояниях (порок сердца и др.) необходимо предостерегать детей и подростков от более или менее значительной физической деятельности.

    Особенно необходимо заботиться о детях и подростках, перенёсших серьёзную болезнь (например, скарлатину , дифтерию , грипп , воспаление лёгких и пр.), в результате которой остаётся ослабление организма и иногда может иметь место поражение сердца. Таких учащихся следует окружать особенно чуткой заботой, оберегая их от простуды, давая им в школе дополнительное питание. Учителю следует для этих учащихся организовать индивидуальные консультации и помощь со стороны лучших учеников в прохождении пропущенного во время болезни учебного материала. Не менее существенно разъяснять родителям правила охранения здоровья их детей после перенесённого заболевания.

    В отношении детей и подростков, учащихся в школе, имеющих те или иные физические недостатки, необходимо принятие специальных мер. Так, ребёнка или подростка, страдающего некоторым понижением остроты слуха, следует посадить в классе ближе к столу учителя на передней парте таким образом, чтобы в сторону учителя было направлено здоровое ухо. При этом в обращении с таким учащимся учитель должен говорить более громким голосом. Учащийся, у которого понижена острота зрения или имеется какое-либо заболевание глаз, должен быть посажен на переднюю парту и ближе к окнам (только не у простенка между окнами) с тем, чтобы для него были обеспечены наилучшие условия освещения. Учащегося, страдающего близорукостью, надо обязательно направить к врачу-специалисту для подбора очков. Ребёнка или подростка, который болеет ревматизмом в форме, не мешающей ему посещать школу, нельзя сажать на парту, расположенную у наружной стены класса, так как это может вызвать некоторое охлаждение тела. Такого учащегося следует посадить на парту в среднем ряду или в ряду парт у внутренней стены класса.

    При решении вопросов гигиены преподавания необходимо строго учитывать морфолого-физиологические особенности растущего организма, особенно его нервной системы. Состояние нервной системы ребёнка и подростка, особенно коры головного мозга, имеет огромное значение в развитии организма, в первую очередь в развитии нервно-психической сферы. В настоящее время экспериментальные исследования возрастных физиологических особенностей головного мозга детей и подростков в условиях обучения их в школе, проведённые в Институте школьной гигиены, а также наши личные исследования по изучению причин возникновения утомления и его профилактики на основе опыта учителей дают нам некоторые данные в области гигиены преподавания, в частности в отношении организации и проведения учебно-воспитательной работы на уроке.

    Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и его сотрудников показали, что чем младше ребёнок, тем более возбудима его мозговая кора и в то же время более утомляема, тем труднее ему даётся процесс активного торможения. Наоборот, процесс пассивного торможения выражен тем резче, чем младше ребёнок. Период тормозного действия после одиночного раздражения, падающего на кору головного мозга, даёт по возрастам такую картину: у 12-летних он втрое короче, чем у 8-летних, а у последних - в 5 раз короче, чем у 5-летних. Поэтому при установлении не только продолжительности учебного дня, но и продолжительности урока, а также времени приготовления, заданий на дому необходим дифференцированный подход в отношении детей и подростков различных возрастов.

    В связи со сказанным особое внимание должно быть уделено правильному в гигиеническом отношении построению урока. Урок во всех классах начальной, семилетней и средней школы имеет продолжительность 45 минут.

    Особенности высшей нервной деятельности и данные о продолжительности активного внимания у детей и подростков различных возрастов выдвигают требование дифференцированного подхода к учащимся.

    Не обязательно, чтобы в младших классах, особенно в I классе, весь урок продолжительностью в 45 минут был посвящен одному предмету. Следует комбинировать предметы в течение одного урока, что и практикуется с успехом многими учителями младших классов. Надо предусмотреть, чтобы такие предметы, как письмо (родной язык) и арифметика не занимали полностью всего урока, а чередовались с занятиями по физической культуре, рисованию и пению. Нельзя не учитывать продолжительности активного внимания у детей младшего школьного возраста и способности коры головного мозга воспринимать учебный материал. Приводим примерные комбинированные уроки: а) арифметика - пение, б) русский язык (письмо) - физическая культура, в) арифметика - русский язык (чтение). Смена одного занятия другим, например, письма чтением, чтения беседой, снижает нагрузку детей умственной работой и является одним из средств профилактики утомления.

    От такого комбинирования учебных предметов в течение одного урока только выиграет учебная работа и повысится успеваемость детей. Экспериментальные исследования Н. И. Красногорского и других показали, что при большой длительности учебной работы возбудимость мозговой коры у детей младшего школьного возраста резко падает. Это положение имеет непосредственное отношение как к продолжительности урока и его планированию, так и к количеству задаваемых на дом уроков.

    В практике некоторых школ наблюдается ненормальное явление, когда полностью снимаются занятия по таким предметам, как пение, рисование и физическая культура, столь необходимым для всестороннего развития растущего организма. Неопытные учителя стремятся заменить их уроками по русскому языку и арифметике, исходя из порочного принципа «чем больше, тем лучше». Последствием этого является утомление и даже переутомление детей, влекущее за собой повышение количества неуспевающих учеников и второгодничество.

    В I классе следует между первой и второй половиной урока устраивать физкультминутку. Она проводится по прошествии 20-25 минут, для чего устраивается перерыв для отдыха детей длительностью в 2-3 минуты. Проведение физкультминутки даёт возможность детям размять свои члены, утомлённые от неподвижного сидения. В результате производимых несложных движений усиливается циркуляция крови у детей и повышается их работоспособность. Момент перерыва и проведения физкультминутки устанавливается учителем по окончании намеченной по плану работы, например, диктанта, решения задач и пр. Физкультминутка проводится в самом классе, в проходах между партами. Перед началом проведения физкультминутки надо обязательно открыть форточки или фрамуги, а осенью и весной - окна. Учащиеся во время проведения физических упражнений должны расстегнуть воротники и распустить пояса, что обеспечивает нормальное дыхание и кровообращение при движениях.

    Наибольшего внимания требует гигиена преподавания в 1 классе. Организм ребёнка семилетнего возраста особенно реактивен в отношении внешних воздействий окружающей его среды и условий проведения педагогического процесса. На основании исследований, проведённых научными сотрудниками Института школьной гигиены в средней школе № 364 Сокольнического района, выявлен ряд гигиенических требований к учебной работе с детьми семилетнего возраста. Трудности подчинения детей семилетнего возраста новой для них классной дисциплине, втягивание их в необычный для них школьный режим вызывают необходимость постепенного увеличения их школьной нагрузки. Продолжительность учебного дня в течение первых недель с начала учения в школе могла бы не превышать 2 часов, а в последующие недели 3 часов.

    Это положение встречает со стороны некоторых учителей возражение в связи с объёмом программы. Конечно, прохождение программы обязательно, но оно обязательно не только с количественной стороны, но и с качественной. Формальное прохождение учебной программы, влекущее за собою перегрузку учащихся умственной работой, в конце концов приводит к отставанию учащихся и их неуспеваемости. Применение усовершенствованных методов, которыми пользуются многие учителя, особенно внесение в преподавание наглядности и иллюстративности, облегчает восприятие и усвоение учебного материала. При большой продолжительности учебного дня, а равно и продолжительности урока, если учесть особенности коры головного мозга детей семилетнего возраста, значительная часть времени расходуется детьми понапрасну и даже во вред их здоровью. Поэтому и продолжительность урока в I классе желательно нормировать.

    Если в отношении учащихся всех классов обязательно, чтобы обстановка в школе, и в первую очередь на уроке, создавала у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, то тем большее значение это имеет для учащихся I класса - детей семилетнего возраста, особенно чутко реагирующих на всё их окружающее.

    Не меньшее значение имеет также гигиена преподавания в средних и старших классах, в частности гигиеническое построение уроков в этих классах. Приведённые выше данные о продолжительности активного внимания у подростков обязывают учителей правильно планировать учебный материал урока и намечать методику его проведения с таким расчётом, чтобы обеспечить не только его педагогическую эффективность, но и нормальное функционирование центральной нервной системы учащихся.

    При планировании урока следует иметь в виду, что первые 5-10 минут на каждом уроке уходят на включение детей и подростков в умственную работу, характерную для данного урока (например, чтение, письменное сочинение, разбор главы учебника и пр.). Затем наступает период наибольшей учебной активности, длительность которой для детей и подростков различных возрастов в основном соответствует продолжительности их активного внимания. Вслед за периодом наибольшей учебной работоспособности детей и подростков у них обычно снижается активность внимания и других психических функций, естественным последствием чего является понижение их умственной работоспособности.

    Исходя из приведённой выше кривой умственной работоспособности учащегося в течение учебного часа, следует распределять учебный материал каждого урока с тем, чтобы не вызвать чрезмерного напряжения деятельности коры головного мозга. Отсюда очевидно, что первые три четверти урока надо уделять прохождению наиболее серьёзных и трудных вопросов, которые подлежат восприятию, усвоению и запоминанию. Последняя часть урока, в связи с обычно уже имеющимся некоторым утомлением детей и подростков, должна быть отведена для относительно более лёгкой умственной работы - для повторения пройденного учебного материала, дополнительных пояснений учителя, дачи заданий на дом и т. п. Таким образом органически объединяются требования школьной гигиены и педагогики.

    Большое значение при прохождении физики, химии и естествознания имеет широкое использование активных методов преподавания - практических лабораторных работ, поскольку это важно и для повышения усвояемости знаний учащимися и для снижения их утомляемости. Применение только одного вербального метода принуждает учащихся прибегать к механическому заучиванию, которое, как известно, требует большого нервно-психического напряжения и вызывает значительное утомление учащихся.

    Гигиена преподавания выдвигает некоторые требования при преподавании отдельных предметов. Так, при преподавании химии необходимо следить за исправностью действия вытяжной вентиляции (вытяжного шкафа) в химической лаборатории, а также предпринимать меры, направленные на предупреждение несчастных случаев во время производства химических опытов. При преподавании физики, в частности раздела электричества, следует предусмотреть меры безопасности, связанные с опытами в этой области. При преподавании естествознания, в частности при работе на опытном участке, надо следить за тем, чтобы на руках учащихся не было порезов, через посредство которых может проникнуть в организм инфекция столбняка. При работе с опытными животными в сельской школе, в частности по уходу за домашним скотом, необходимо за ним обеспечить ветеринарный надзор, направленный на профилактику таких заболеваний, как сибирская язва , бруцеллёз и др. При проведении биологических, географических (краеведческих) и исторических экскурсий, связанных с передвижением, необходимо принимать меры по гигиене туризма и экскурсий.

    При применении на уроках демонстрации учебного кино надо соблюдать необходимые при этом гигиенические требования (нормирование во времени кинопоказа, предоставление отдыха для глаз после киноурока и пр.).

    Гигиена преподавания отдельных предметов, проходимых в средней школе, находится в начальной стадии разработки, и в этой области предстоит ещё многое сделать.

  • Акклимаьтзация в условиях холодного климата. Гигиенические мероприятия облегчающие процесс аклиматизации.
  • Акушерский перитонит. Клиника. Диагностика. Основные принципы лечения.
  • Анализаторы, основные части, физиологическая роль (И.П.Павлов).
  • 1. Организационный момент (своевременность начала урока, учет опоздавших и отсутствующих, установление дисциплины, внешний вид учащихся.

    2. Определение темы, типа, цели, структуры урока, соответствие плана урока рабочей программе.

    3. Выбор технологии обучения учащихся. Для урока необходимо выбрать традиционную и инновационную образовательные технологии. Основываясь на гигиеническом подходе, можно выделить три группы образовательных технологий.

    Первая группа технологии, направленные на оптимальное

    функционирование нервных центров учащихся. Среди них наиболее часто используется технология личностно-ориентированного обучения. Эта технология основана на учете способностей, индивидуальных типологических особенностей учащихся, дифференцированном подходе к ним. К этой группе можно отнести и игровую технологию.

    Вторая группа - технологии организации интенсивной учебной деятельности, целью которых является привитие навыков самостоятельной учебной деятельности:

    Проблемного обучения (предполагает использование в обучении сложных вопросов, нестандартных задач, заданий и др.);

    Блочно-модульная (технология организации самостоятельной работы учащихся посредством блоков и модулей - специально разработанных фрагментов учебного материала),

    Технологии ТРИЗ (технологии решения исследовательских задач в научно-проблемных группах учащихся),

    Проектная технология и др.

    Третья группа - технологии, помогающие организовать учебно-воспитательный процесс - компьютерная, мультимедийная и др. Однако их использование регламентируется в соответствии с гигиеническими требованиями. Для детей с ОПФР это технология с личностно ориентированным обучением.

    В ходе учебной четверти желательно разнообразить учебный процесс и использовать несколько технологий. Это необходимо для повышения интереса к преподаваемой дисциплине, а также для профилактики утомления школьников. Выбор технологий зависит от возраста, контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

    Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и поэтому проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и назидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

    4. Учет продолжительности активного внимания учащихся данного возраста. Продолжительность активного внимания соответствует возрасту. В 6 -10-15. Надо чередовать методы наглядный, практический. Словесный, наглядный практический методы чередовать

    В течение урока должны чередоваться теоретическая и практическая виды деятельности. Для этого необходимо чередовать разнообразные методы:

    словесные - рассказ, объяснение;

    наглядные - раздаточный материал, наглядные пособия, мультимедийные слайды;

    практические - лабораторные и практические работы.

    8. Чередование различных форм работы и средств обучения.

    Формы работы на уроке - устные, письменные, практические, теоретические должны чередоваться. Средства обучения на уроке должны быть разнообразными (компьютер, или мультимедиа, наглядный раздаточный материал и др.). В этом случае психофизиологическая адаптация к учебному труду будет оптимальной, повысится познавательный интерес.

    9. Чередование нагрузки на первую и вторую сигнальные системы учащихся. На уроке необходимо чередовать нагрузку на первую и вторую сигнальные системы. Этот принцип следует учитывать и при подборе форм работы и заданий для учащихся. Предполагается чередование работы с наглядными пособиями и тренинг-дискуссии учителя и учащихся.

    Нагрузка на первую сигнальную систему усиливается при длительном напряжении зрительного аппарата, нервных центров во время выполнения письменных работ. Поэтому количество контрольных, практических, лабораторных и самостоятельных работ должно строго регламентироваться согласно программе. Общая длительность практической работы для учащихся младших классов не должна превышать 20-25 мин, а для учащихся старших классов - 30-35 мин времени урока. У младших школьников, особенно учащихся 1-2 классов отмечается преобладание первой сигнальной системы, поэтому для них характерно чувственное восприятие изучаемого материала. В этой связи во всех видах деятельности с учащимися такого возраста необходимо использовать наглядные пособия, вовлекая в работу как можно больше анализаторов. У них обязательно должны быть задействованы следующие виды анализаторов: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный.

    10. Учет динамики умственной работоспособности учащихся. Работоспособность детей и подростков изменяется в течение урока. Поэтому необходимо учитывать биоритмику в ходе урока - наличие периодов врабатывания (адаптации), наивысшей работоспособности, наступления первой фазы утомления. Работоспособность учащихся на уроке зависит от методов преподавания, форм работы, чередования методов и форм деятельности, видов контроля знаний, наличия наглядных пособий, технических средств и др.

    11. Распределение времени на различные виды деятельности.

    В ходе комбинированного урока больше всего времени учитель затрачивает на объяснение нового материала. Это время должно соответствовать продолжительности активного внимания школьников определенной возрастной группы. Строго регламентируется время на выполнение практических и самостоятельных работ.

    формуле: ПУ = (ВУ/ДУ) х 100 %, где ПУ - плотность урока, ДУ - длительность урока в мин (35-45 мин), ВУ - суммарное время, затраченное на учебную деятельность.

    Гигиена среды обучения

    Большую роль при организации урока играет соблюдение гигиены среды обучения (содержание в чистоте классной доски, мебели, пола, а также поддержание оптимального воздушно-теплового режима и др.). В учебном помещении необходимо соблюдать микроклимат - температуру, влажность и скорость движения воздуха. Температура в классной комнате должна быть 18-20 °С. В воздухе классной комнаты содержатся антропотоксины - испарения с тел и одежды учащихся. Часто в воздухе в большом количестве содержатся микроорганизмы, особенно в малообъемных учебных помещениях. При повышении температуры в классе до 26 °С происходит нарушение механизмов терморегуляции, снижается работоспособность учащихся, быстро наступает утомление. В этой связи необходимо организовать естественную вентиляцию (сквозное проветривание) учебного помещения, которое проводится на больших перерывах и перед занятиями. Желательна естественная вентиляция в конце учебного дня - в течение 1 часа. Минимальный коэффициент аэрации (вентиляции) должен быть 1: 50 (т. е. площадь открытых фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола). Надо обучить учащихся поддерживать чистоту тела, одежды, обуви. Учитель должен помнить, что верхнюю одежду следует оставлять на хранение в гардеробе, не раздеваясь в классе.

    Микроклимат в значительной степени зависит от уборки классов. Влажная уборка полов учебного кабинета проводится ежедневно, а их мытье с помощью специальных гигиенических средств - 1 раз в неделю, в конце месяца и, как правило, учебной четверти должна проводиться генеральная уборка. Хорошая работоспособность детей в классе наблюдается при относительной влажности воздуха 40-60 %, скорости движения воздуха 0,1- 0,2 м/с, температуре 19-20 °С.

    Гигиена письма, рисования и чтения. Во время письма у школьника работают мозг, зрительный и двигательный анализаторы. В процессе письма задействовано множество мышц (червеобразные мышцы кисти, сгибатели и разгибатели предплечья, мышцы спины, поддерживающие прямую посадку и мышцы шеи, удерживающие голову). Отсюда вытекает ряд гигиенических требований к письму: контроль учителя за правильной позой детей во время работы, соответствующее освещение, качество бумаги и ручки, соответствие мебели росту ученика и др. Непрерывное письмо (диктант, сочинение) у школьников вызывает утомление. Для уменьшения степени утомления в школе и дома нужно прививать навыки правильного положения руки, кисти и пальцев. При косом письме ученическая тетрадь должна располагаться так, чтобы ее угол наклона к краю стола составлял 30-40 градусов. При прямом письме тетрадь должна лежать прямо перед туловищем и с каждой написанной строчкой передвигаться вверх. Расстояние от глаз до тетради должно быть равно длине 30 см.

    Разрешаемые:

    Собирание и изготовление коллекций местного природного материала,

    гербариев учащимися 3-11 классов;

    Ремонт наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке учащимися 3-11

    Благоустройство территории (озеленение, уход за цветниками и газонами)

    учащимися 5-11 классов;

    Ремонт мебели, спортивного инвентаря учащимися 8-11 классов.

    Запрещается привлекать учащихся к следующим видам работ: -к работам, опасным в эпидемическом отношении (уборка санитарных узлов, умывальных комнат, уборка отбросов и нечистот);

    К работам, опасным для жизни детей (санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников; мытье полов учащимися младше 14 лет);

    К работам по приготовлению и порционированию блюд, кроме самообслуживания за обеденным столом.

    Общественно полезный труд должен быть организован с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и

    Гигиенические требования к ранцам, письменным принадлежностям,

    учебникам

    Нагрузка на опорно-двигательный аппарат должна распределяться

    равномерно, и при этом должно сохраняться симметричное расположение

    плеч. Это возможно при ношении ранцев, а не сумок и др. Материал для

    ранцев: легкий, прочный, водонепроницаемый, морозоустойчивый,

    хорошо моющийся. Масса ранца без книг для учащихся начальных

    классов - 500-700 г, а для учащихся средних и старших классов - 1000 г.

    Ранцы должны быть формоустойчивыми, иметь два или более отделений.

    Ручки должны иметь диаметр 7-10 мм, длину 145-150 мм. Карандаши:

    диаметр 7-8 мм, длина 180 мм.

    Для 1-4 классов учебники по массе должны быть до 300 г, 5-7

    классов - 400 г и 8-11 классов - 500-600 г. Масса ежедневного

    комплекта учебников учащихся общеобразовательных учреждений с

    письменными принадлежностями (без массы ранца) должна

    предусматриваться не более:

    1,5 кг для учащихся 1 - 2 классов;

    2,5 кг для учащихся 3-4 классов;

    3,0 кг для учащихся 5-6 классов;

    3,5 кг для учащихся 7-8 классов;

    4,0 кг для учащихся 9-11 классов.

    Использование в учебном процессе телепередач, учебных кинофильмов, мультимедийных слайдов регламентируется. При проведении телевизионных уроков нужно придерживаться следующих гигиенических правил: продолжительность телевизионного фильма должна быть не более 25-30 мин; рассаживать учащихся нужно не ближе 2 м и не далее 5 м от экрана телевизора, диагональ которого равна 59 см; телевизоры устанавливаются выше уровня глаз учащихся, на высоту 120 см от пола; требуется частичное освещение затемненного класса верхним светом; количество просмотров телепередач не должно превышать 6 раз в неделю; после их просмотра далее на уроке нужно использовать устные формы работы.

    При просмотре учебных кинофильмов, мультимедийных слайдов нужно придерживаться следующих гигиенических правил: расстояние первого ряда зрителей от экрана должно быть 3,4 м, в связи с чем, возникает необходимость пересаживать учеников с первых парт; угол, образованный линией взора и перпендикуляром, проведенным к центру экрана, не должен превышать 25 °. Длительность просмотра кинофильмов и мультимедийных слайдов: 10-15 мин для детей 1-4 классов, 20-25 мин для учащихся средних и 25-35 мин - старших классов.

    Гигиенические требования к организации туристских походов. Перед походом каждый учащийся проходит медицинский осмотр. При проведении туристских походов необходимо придерживаться гигиенических норм длины маршрута и физической нагрузки на школьников. Однодневному походу для учеников 5-6 классов соответствует длина маршрута 10-12 км, подъем и перенос тяжестей - до 4 кг. Для учащихся 7-8 классов норма передвижения не должна превышать 12-14 км, а подъем и перенос тяжестей - до 5 кг. Для учащихся старших классов однодневный маршрут должен быть в пределах 15-20 км, а подъем и перенос груза - 6-8 кг.